Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Взаимодействие разных видов информации в системе речевого общения





Охарактеризованные выше различные виды невербальной информации: эмоциональная,

эстетическая, индивидуально-личностная,

биофизическая, социально-типологическая,

психологическая, пространственная, медицинская и физических помех — не существуют изолированно в процессе общения, но находятся в теснейшем взаимодействии и взаимовлиянии друг на друга. В качестве примера можно привести влияние эмоциональной окраски голоса (эмоциональная информация) на восприятие возраста одного и того же человека (рис. 18). Одну и ту же фразу актер (Народный артист СССР О. Басилашвили) произносил по просьбе экспериментаторов с разными эмоциональными интонациями (радость, печаль, гнев, страх, нейтрально в случайном порядке 30 раз). Слушатели (17 чел.) существенно по-разному оценили возраст актера по голосу (в зависимости от выраженной эмоции), «омолодив» его на пять лет при выражении радости (по сравнению с нейтральным звучанием) и «состарив» на 8 лет — при выражении страха и еще больше при выражении гнева (рис. 18).

Столь же естественно и очевидно влияние медицинской информации (о состоянии здоровья) на эстетическую (оценку человека), или на индивидуально-личностную (опознавание знакомых по характерным особенностям речи), влияние оценок возраста на оценки роста и веса (корреляции положительны) и т. д. и т. п. Можно легко экспериментально доказать, что каждый из обозначенных нами видов невербальной информации в той или иной степени влияет на каждый из этих видов. Особенно велико влияние эмоциональной, эстетической, медицинской информации на восприятие всех других видов.

102 ВЛ. Морозов

Г) = 17числ.о

Эмоции

Рис. 18. Оценки слушателями возраста человека по голосу существенно изменяются в зависимости от эмоциональной интонации говорящего (актер О. Басилашвили). Обозначения эмоций: Ра—радость, Не — нейтрально, безразлично, Пе—печаль, Ст—страх, Гн— гнев. (Ориг.).

Вместе с тем, все виды невербальной информации влияют и на семантику речи, т. е. на собственно вербальную смысловую информацию. Особенно велико влияние эмоционально-эстетической информации на содержательную, смысловую сторону речи, что основано на стереотипах восприятия человека человеком («приятный голос» — значит «приятный человек» — значит от него следует ожидать нечто приятное. И наоборот: «неприятный голос» — «неприятный человек» — и, следовательно, от него следует ожидать неприятное сообщение). Напомним также, что в специальных сравнительных экспериментах слушатели наделяли актеров, обладающих эстетически совершенной речью, значительно большими деловыми партнерскими качествами и доверием (т.е. качествами, необходимыми для

Искусство и наука общения невербальная коммуникация 103

коммерсантов), чем даже самих коммерсантов, обладающих менее совершенной речью.

Наконец, взаимодействие разных видов информации осуществляется не только в пределах какого-то одного сенсорного канала, как например, слухового (звуковая речь и звуковые виды невербальной информации), но и между разными сенсорными каналами, например, между вербальными и невербальными смыслами звуковой речи (фонация), с одной стороны, и зрительными формами невербальной информации, т.е. выразительными движениями, известными под термином «кинесика» (жест, поза, мимика). Зрительный канал особо значим, поскольку через него проходит около 80 % всей информации внешнего мира Наряду с этим немаловажны кожно-такгильный (например, при общении матери с ребенком и др.) и хеморецептивный (обоняние, вкус) информационные каналы (см. §2.1.).

Физиологической основой взаимодействия вербально-невербальных смыслов является мощная система нервных связей между левым (вербальным) и правым (невербальным) полушариями головного мозга человека, Равным образом взаимодействие разных видов невербальной информации, например, слуховой (интонация голоса) и зрительной (жест, поза, мимика) обусловливается межанализаторными нервными связями и интегративными свойствами мозга, объединяющего все виды чувствований и сенсорные каналы в единый информационный комплекс.

Таким образом, невербальная коммуникация в целом предстает как исключительно сложная многоканальная и многоуровневая система параллельного воздействия на человека множества различных видов информации, находящихся в то же время и в постоянном взаимодействии с семантикой слова На основании сказанного можно обозначить три основных типа информационного взаимодействия в процессе речевого общения:

В. П. Морозов

1) взаимодействие разных видов невербальной информации в пределах одного сенсорного канала (например, слухового);

2) взаимодействие невербальных видов информации

между разными сенсорными каналами (например, между слуховым и зрительным);

3) взаимодействие всех видов невербальной информации с собственно речевым вербальным смыслом.

3.15. Психологический одегектор лжи»

Последний вид информационного взаимодействия представляется исключительно важным, поскольку в процессе речевого общения невербальные компоненты

— подчеркнем это еще раз — оказывают сильнейшее влияние на смысл произносимых слов и, вообще, — на всю психологическую сущность общения, в частности, на убедительность или неубедительность речи, действенность или не действенность ее на слушателя, искренность или неискренность высказывания.

Как уже упоминалось выше (см. § 3.11), искренность высказывания характеризуется гармоническим единством вербальных смыслов и невербальных форм речевого поведения (интонация голоса, жест, мимика и др.). В случае же неискренности и, тем более,

— явной лжи обязательно проявится в той или иной степени дисгармония невербальных смыслов по отношению к вербальным; они стыдливо будут молчать или предательски противоречить, например, фальшивым уверениям в любви и преданности. «Слова даны нам, чтобы скрывать свои мысли», — утверждал Талейран и в своем деле дипломата-хамелеона был прав. Но подсознательная непроизвольная природа невербального поведения сплошь и рядом вьщает неискренность человека.

Неискренность проявляется не только в дисгармонии не-

Искусство и наука общения невербальная коммуникация 105

вербальных выразительных движений по отношению к словам, но и в противоречиях элементов невербального поведения. Так, фальшивая улыбка выдает себя тем, что не гармонирует с холодным, безучастным, а то и прямо негативным выражением глаз. Ибо при искренней улыбке прежде всего улыбаются глаза, «светятся улыбкой». Кроме того, фальшивая улыбка, как «маска светской учтивости» характеризуется (по данным японских психологов) симметричным сокращением лицевых мышц, а при неискренней — несимметричным.

Искренность непроизвольно проявляется в гармоническом единстве жеста и интонации голоса. В этой связи известный кинорежиссер С. Эйзенштейн удачно назвал интонацию голоса «звуковым жестом», подчеркивая единонаправленную выразительную сущность этих двух видов невербального поведения человека. Поэтому дисгармонии вербально-невербальных смыслов, как фальшивые ноты в музыке, обязательно улавливаются слушателем-коммуникантом (сознательно или чаще интуитивно-подсознательно) в соответствии с его социальным опытом и природной предрасположенностью к адекватному восприятию невербальной информации. Даже дети, как известно, формируют по этим признакам свое отношение к взрослым. Известно, что К.С. Станиславский, наблюдая игру актеров на репетиции, нередко восклицал: «Не верю!» — требуя большей правдивости и естественности сценического воплощения образа героя пьесы (интонации голоса, поведение).

Таким образом, в психике человека существует своеобразный, созданный самой природой детектор лжи, основанный на обнаружении дисгармонии вербально-невербальных смыслов. Чувствительность нашего психологического «детектора лжи», естественно, разная, в зависимости от индивидуальных и типологических характеристик каждого конкретного субъекта восприятия. Следует ожидать (и это экспериментально подтверждается!), что такого рода

В.П. Морозов

«детектор лжи» лучше развит у людей с доминированием правополушарной активности мозга, т.е. в целом у представителей «художественного» типа личности (см. §3.13) по сравнению с «мыслительным» типом, а также у представительниц «слабого пола» по сравнению с «сильным», что в определенной мере и компенсирует фактор «слабости» «слабого пола».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В отечественной литературе практически отсутствуют данные о систематических исследованиях голоса человека как средства невербальной коммуникации. Приведенный краткий обзор современных экспериментально-теоретических исследований и представлений о человеке как носителе различных видов невербальной информации— в основном по работам автора и его сотрудников, — существенно восполняет этот пробел. Вместе с тем за кадром остается кинесика — жест, поза, мимика, — а также проксемика — пространственные взаимоотношения людей в процессе общения. Данные этого рода, хотя также далеко недостаточно, но все же нашли отражение в литературе (см. Лабунская, 1986; Jandt, 1976; La France, Mayo, 1978 и др.). Из переведенных трудов можно указать на работы Ниренберг и Калеро (1992), а также Аллана Пиза (1992) эти издания, не претендующие на обстоятельное научно-теоретическое обоснование проблемы, тем не менее, представляют определенный интерес для практического психолога, как собрание достаточно тонких наблюдений за непроизвольными выразительными движениями людей в разных психологических состояниях в процессе общения и несомненно важных для взаимопонимания людей.

Об особенностях невербальной коммуникации по сравнению с речью в данном обзоре говорилось неоднократно. В

Искусство и наука общения невербальная коммуникация 107

заключение подчеркнем еще одну весьма существенную особенность эволюнионно-исторического характера: невербальная коммуникация носит в целом иконический (изобразительный) характер, в то время как вербальной речи присуща конвенциональность, т.е. условная знаково-символическая форма Изобразительная иконическая сущность невербальной коммуникации проявляется в том, что ее коды и сигналы как бы отражают особенности предметов и событий, о которых они сигнализируют. Характерный пример —развитие речи ребенка На определенной стадии ребенок изобретает свои словоформы для обозначения предметов и событий окружающего мира, изображая голосом предметы и события. Так «машина» изображается звуками «би-би», молоток — «тук-тук», еда — «ням-ням», курица — «ко-ко», собачка — «гав-гав» и т.д и т.п. И лишь впоследствии эти временные детские звукоподражательные «слова-изображения» постепенно будут замещены словами из язьжового лексикона взрослых, параллельно с овладением ребенком грамматическими и фонетическими нормами, характерными для его родного язьжа Таким образом, звукоподражательный язьж ребенка по своей сути ближе к невербальной коммуникации, нежели к вербальной, характерной для детей более старшего возраста и взрослых.

Иконическая природа невербальной коммуникации лежит в основе ее всеобщей понятности, т.е. независимости от языковых барьеров. В такой же мере конвенциональная сущность каждого из язьжов народов мира является причиной языковых барьеров.

Невербальная коммуникация - необъятное поле исследования. В этой книге мы лишь кратко коснулись ряда основных ее характеристик, связанных, как уже говорилось, с поистине удивительными свойствами звуковых волн, порождаемых голосом человека, передавать слушателю не только физический образ говорящего, но и его сложнейшие пси-

В.П. Морозов

хологические свойства и состояния. Здесь еще много действительно загадочного и неизученного. Если процесс отражения в звуке голоса человека его психофизических состояний является на сегодня в определенной степени исследованным, то трансформация сложного узора речевых акустических колебаний в психический образ говорящего - т.е. в его психологический портрет в сознании слушателя, - представляется интереснейшей задачей дальнейших исследований. Это одна из сложнейших сторон, разрабатываемой Институтом психологии РАН проблемы субъекта (Брушлинский, 1996)- выяснение психологических механизмов отражения человеком объективной реальности.

В заключение следует отметить, что исследование невербальной коммуникации помимо научно-теоретического представляет несомненный практический интерес для решения целого ряда задач в области социальной психологии (типология человека), политики (психологический портрет политика по его голосу), искусства (профотбор лиц художественных профессий), средств массовой информации (эмоционально-эстетические свойства речи дикторов радио и ТВ), инженерной психологии (профотбор операторов по критерию адекватности восприятия невербальной информации), медицины (диагностика нарушений эмоциональной сферы с применением теста на эмоциональный слух), педагогики (ранняя

профориентация), менеджмента (портрет коммерсанта по его голосу), криминалистики («фоторобот» по голосу) и др. Указанные прикладные аспекты обозначены практически во всех разделах настоящей монографии, а более подробно развиты нами в специальных публикациях, приведенных в списке литературы.

Искусство и наука общения: невербальная коммуникация 109

ЛИТЕРАТУРА Абульханова-Славская К. А. Личностные типы

мышления // Когнитивная психология. М, 1986. Альтман Я. А. Локализация звука. — Л., Наука, 1972. Балонов Л.Я., Деглин В.Л. Слух и речь

доминантного и недоминантного полушарий. — Л.,

Наука, 1976. Бару А. В. Функциональная специализация полушарий и

опознание речевых и неречевых звуковых сигналов //

Сенсорные системы. — Л., Наука, 1977. — С. 85-114. Бехтерева Н.П. Здоровый и больной мозг человека.—

Л., 1980 Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг,

разум и поведение/Пер. с англ.—М., Мир, 1988. Б од ал ев А. А. Восприятие и понимание человека

человеком.—М., МГУ, 1982. Б од ал ев А. А. Психология общения. —М., 1996. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие учения

и современное состояние проблемы. М., 1995. Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. Функциональные

ассиметрии человека.—М., 1988. Брушлинский А.В. Взаимосвязь процессуального и

личностного аспектов мышления (методологический

анализ) // Мышление: процесс, деятельность, общение.

/ Отв. ред. АВ. Брушлинский. — М., 1982. — С. 5^9. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение,

воображение. Москва - Воронеж, 1996. Брушлинский А.В., Поликарпов В.А. Мышление

и общение. — Минск, 1990. Воронин СВ. Основы фоносемантики. — Л., ЛГУ, 1982.

Вудвортс Р. Экспериментальная психология. — М., ИЛ, 1950. Выгодский Л. Мышление и речь. Избранные

психологические исследования.—М., 1963. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. М., 1993. Горелов И.Н. Невербальные компоненты

коммуникации. — М., Наука, 1980. Горелов И.Н. Соотношение невербального и

вербального в коммуникативной деятельности //

Исследование речевого

По

В. П. Морозов

мышления в психолингвистике.— М., Наука, 1985.—

116-149. Гребенникова Н.В, Васильева А.Г., Удач-наБ.Г.

Влияние различных видов музыки на психологическое

состояние человека // Невербальное поле культуры. — М.,

1995. Гусева Е.П., Лавочкина И.А., Печенков В.В.,

Тихомирова. Эмоциональные аспекты

музыкальности // Художественный тип человека.

Комплексные исследования. — М., 1994.—С. 122-138. Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей.

— М., 1996. Жданов В.Ф. Артист музыкального театра: принципы

формирования вокально-сценического мастерства. М.,

1996. Женило В.Р. Анализ параметров частоты основного тона

голоса человека для автоматической идентификации

личности. — М., 1988. Жуков В. И. Социальное образование и развитие

цивилизации. М., 1996. 3 инд ер Л.Р. Общая фонетика. — М., Высшая школа, 1979. Златоустова Л.В., Потапова. Р.К., Трунин-

Донской В.Н. Общая и прикладная фонетика. / Под

общей редакцией Р.К. Потаповой - М., МГУ, 1986 Знаков В.В. Понимание в познании и общении. — М.,

1994. Иди М. Возникновение человека Недостающее звено /

Пер. с англ.—М., Мир, 1977. Колшанский Г.В. Паралингвистика. — М.,Наука, 1974. Костриков К.Н. Массовая культура: старый феномен и

новая Россия. - М., 1996. Красота и успех//За рубежом—№ 10,1995. Кроль Л.М., Михайлова Е.Л. Человек-оркестр. —

М., 1993. Лабунская В.А. Невербальное поведение (социально-перцептивный подход). — Ростов, Ростовский университет,

1986. Леонтьев А.А. Психология общения. —М., 1997. Ли У. А. Применение просодического анализа для

распознавания речи // Методы автоматического

распознавания речи. — Т. 1. — М., 1983 — С. 224-276. Линден Ю. Обезьяны, человек, язык / Пер. с англ — М.,

1963.

Искусство и наука общения: невербальная коммуникация 111

Ликляйдер Дж.К.Р., Миллер Дж. А. Восприятие речи

// Экспериментальная психология. Под ред. С.С. Стивенса.

Т. 2. — М, ИЛ, 1963. —С. 643-681. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы

психологии — М., Наука, 1984. Ломов Б. Ф. Проблемы общения в психологии //

Проблемы общения в психологии — М., Наука, 1981 — С.

3-23. Манеров В.Х. Проблемы взаимоотношения эмоционального

и индивидуального в эмоциональной речи // Материалы 5-го

Всесоюзного совещания. Акустика речи и слуха—

Одесса, 1989 —С. 30-39. Манеров В.Х. Успешность восприятия говорящего в

зависимости от индивидуальных особенностей

слушающего // Вопр. Психол. — № 1. —1990. — С. 30-38. Медведев В.И. Эмоциональные состояния // Физиология

трудовой деятельности / Отв. редактор. - В.И. Медведев —

СПб.: Наука, 1993. —С. 161-208. Медведев В.И., Леонова А.Б. Функциональные

состояния человека // Физиология трудовой

деятельности— СПб.: Наука, 1993.—С. 25-61. Медведев В.И., Савина Л.Н., Суханова Н.В.

Физиологический анализ колебания голосовых связок (к

вопросу о теории Юссона). // Проблемы физиологической

акустики, - Т. IV, 1959, с. 208-215. Медушевский В. Интонационная форма музыки. М., 1993. Михалкович В.И. Изобразительный язык средств

массовой коммуникации. —М., Наука, 1986. Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие /

Пер. с франц. — М., Мир, 1966. Морозов В.П. Биофизические основы вокальной речи. —

М.-Л, Наука, 1977. Морозов В.П. Эмоциональный слух человека // Журн. эво-

люц. биох. и физиол. —№ 6,1985. —С. 568-577. Морозов В.П. Психоакустические аспекты восприятияре-

чи//Механизмы деятельности мозга / Под. ред. Н.П.

Бехтеревой. —М., Наука, 1988. —С. 578-607. Морозов В.П. Язык эмоций в жизни и науке // Язык

эмоций, мозг и компьютер. — М., Знание, серия:

Вычислительная техника и ее применение, 1989. — С. 3-

18.

В.П. Морозов

Морозов В.П. Художественный тип человека. Новые комплексные исследования // Материалы Ломовских чтений. —М., 1991.—С. 105-106.

Морозов В.П. Эмоциональный слух и методы его исследования // Проблемы экологической психоакустики. — М., 1991. —С. 240-246.

Морозов В.П. Центр «Искусство и Наука» // Психол. журн. —№ 3,1991. —С. 150.

Морозов В.П. Исследование способности человека к восприятию инвертированной во времени речи // Психол. журн. — № 1,1992. —С. 61-68.

Морозов В.П. Невербальная коммуникация: экспериментальный, теоретические и прикладные аспекты // Психол. журн. —№ 1,1992. —Т. 14. —С. 18-31.

Морозов В.П. Художественный тип личности: новые критерии в системе комплексного подхода к разработке проблемы // Художественный тип человека, Комплексные исследования. — М., 1994.

Морозов В.П. Психологический портрет коммерсанта по невербальным особенностям его речи // Труды Института психологии РАН. Т. I. Кн. 2. — М., 1995.

Морозов В.П. К проблеме эмоционально-психологического воздействия музыки на человека // Вестник РГНФ, 1997.— №3. —С. 234-243.

Морозов В.П. Невербальная коммуникация в системе речевого общения. Психофизические и

психоакустические основы. — М., Изд. ИП РАН, 1998.

Морозов В.П., Вартанян И.А., Галунов В.И. идр. Восприятие речи. Вопросы функциональной асимметрии мозга/Под ред. В.П. Морозова — М.-Л., Наука, 1988.

Морозов В.П., Васильева А.Г. Невербальный слух и эмпатия // Труды Института психологии РАН. — Т. 1. — Кн. 2. — М., 1995. — С. 253-260.

Морозов В.П., Жданов В.Ф., Фетисова Е.В. Эмоциональный слух и проблемы профессионального отбора в вокально-музыкальном искусстве // Художественное творчество и психология / Под ред. А.Я. Зися и М.Г. Ярошевского. — М., Наука, 1991. —С. 134-148.

Искусство и наука общения невербальная коммуникаиия _____ 113

Морозов В.П., Кузнецов Ю.М. Феномен

квазигармоничности обертонов и тембр певческого голоса //

Художественный тип человека. Комплексные исследования.

—М, 1994. Морозов В.П., Кузнецов Ю.М., Харуто А.В. Об

особенностях спектра голоса певцов разных жанров //

Труды Академии информатизации, 1995. Морозов В.П., Нестеренко Е.Е. Составляющие

таланта (об эмоциональном слухе музыкантов) // Сов.

музыка. — №1,1989. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального

восприятия.—М., 1972. Носуленко В.Н. Психология слухового восприятия. —

М, Наука, 1988. Николаева Т.М., Успенский Б.А. Языкознание и

паралингвистика // Лингвистические исследования по

общей и славянской типологии—М., 1966. — С. 63-74. Никонов АВ. К вопросу о возможности непрерывной

оценки эмоционального состояния человека-оператора

во время полета по его речевым сообщениям // Речь и

эмоции. —Л., 1974. —С. 7-11. Новицкая Л.П. Влияние различных музыкальных жанров

на психическое состояние человека. // Психол. журн. —

№ 6,1984. —С. 79-85. Павлова Н.Д. Коммуникативно-речевое поведение

человека // Труды Института психологии РАН. Т. I. Кн. 2. —

М., 1995. Паскаль Б. Из «Мыслей»//Суждения и афоризмы.—М., 1990. Пашина А.Х. О структуре эмоционального слуха //

Психол. журн. — № 3,1992. Пашина А.Х. Особенности распознавания

эмоционального контекста звуковой речи // Вопросы

психологии. — № 1, 1991. —С. 88-95. Пашина А.Х. Особенности эмоциональной сферы в связи с

дефицитом общения // Материалы Ломовских чтений. —

М., 1991.—С. 242-243. Пашина А.Х., Морозов В.П. Опознавание личности

человека по голосу на основе его инвертированного во

времени звучания//Психол. журн. — Т. 11. — № 3,1990.

—С. 70-78. Пашина А.Х., Сафонова В.И., Васильева А.Г. О

соотношении профессионально значимых ка-

ВЛ. Морозов

честв будущих педагогов-музыкантов // Проблемы

психологической психоакустики. — М., 1991. —С.

139-163. Петров В.М., Бояджиева Л.Г. Перспективы

развития искусства: методы прогнозирования. - М.,

1996. Пиз Аллан. Язык жестов / Пер. с англ. — Воронеж,

1992. Попов А. К. Социально-психологические,

психологические и физиологические аспекты влияния

поп-музыки на молодежь // Музыка созидающая и

музыка разрушающая. — М., Сов. Россия, 1989. —С.

140-160. Потебня А.А. Мысль и язык. —Киев, 1993. Потемкина О.Ф. Способ составления

психологического портрета и автопортрета. - М., ИП

РАН, 1993 Рамишвили Г.С. Автоматическое опознавание

говорящего по голосу. — М., 1981. Рамишвили Д.И. Бессознательное в контексте речевой

деятельности // Бессознательное, природа, функции,

методы исследования. — Тбилиси, изд. Мецниереба,

1978.—С. 173-186. Речь и эмоции / Под ред. В.И. Галунова. — Л., 1974. Речь, эмоции, личность / Под ред. В.И. Галунова. — Л.,

1978. Рубинштейн С.Л. К психологии речи / Проблемы

общей психологии. — М., Педагогика, 1976. —С. 115-

130. Русалов В.М. Биологические основы индивидуальных

психологических различий. — М., 1979. Светозарова Н.Д. Интонационная система русского

языка. —Л., ЛГУ, 1982. Серебрякова Е.И. Опыт экспериментального

исследования нарушений эмоциональной сферы

больных наркоманией и алкоголизмом // Труды

Института психологии РАН. Т. 1. — Кн. 2. —М., 1995. Серебрякова Е.И. Особенности эмоционального

слуха у людей, страдающих алкоголизмом / Психол.

журн. Симонов П.В. Метод К.С. Станиславского и

физиология эмоций. — М., Наука, 1962. Смирнов М.А. Эмоциональный мир музыки. — М.,

Музыка, 1990. Сорокин В.Н. Теорияречеобразования. — М., 1985. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. - М., Изд.

Политической литературы, 1972.

Искусство и наука общения: невербальная коммуникация ______ 115

Способности и склонности / Под ред. ЭА. Голубевой. — М.,

Педагогика, 1989. Теплое Б.М. Психология музыкальных способностей. —

М., 1947. Уайт Э., Браун Д. Возникновение человека. Первые люди

/ Пер. с англ.—М., Мир, 1978. Ушакова Т.Н. Психология речи и психолингвистика //

Психологический журнал.—№ 1,1992. Фант Г. Акустическая теория образования речи. — М.,

Наука, 1964. Фейербах Л. Избранные философские произведения. Т.

1. — М.,1955. Фейнберг Е.И., Асмолов АЛ. Некоторые аспекты

исследования невербальных коммуникаций: за порогом

рациональности // Психол. журн. — Т. 10. —№ 6,1989. Фетисова Е.В. Штрихи к психологическому портрету

артиста балета//Психол. журн. — Т. 12. —№ 3,1991. Фирсов Л. А., Плотников В.Ю. Голосовое поведение

антропоидов.—Л., Наука, 1981. Фролов М.В. Контроль функционального состояния

человека-оператора. —М, Наука, 1987. Холопова В.Н. Музыка как вид искусства.—М., 1990. Хомская Е.Д. Нейропсихология.—М, 1987. Цуканова Е.В. Психология социальных коммуникаций.

МГСУ, М., 1996. Чередниченко Т.В. Музыка в истории культуры. 1994. Шеннон К. Работы по теории информации и

кибернетике / Пер. с англ. — М., 1983. Шустер Г. Летучие посланцы любви // За рубежом. —

№ 24, 1996. Эйзенштейн СМ. Психология искусства //

Психология процесса художественного творчества.

— Л., Наука, 1980. — С. 173-202. Якушин Б.В. Гипотезы о происхождении языка. — М.,

Наука, 1984. Ярмоленко А.В. Очерки психологии

слепоглухонемых. — М., ЛГУ, 1961.

ВЛ. Морозов

Akert R.M., Panter A.T. Extroversion and the ability to

decode nonverbal communication // Per. and individ. Differ.

1988,9. -6. —P. 965-972. Birdwhistell R.L. Kinesics and Context. — Philadelphia, 1970. Bryden M., Laterality. Functional asymmetry in the

intact brain. —New York-London, 1982. Darwin С J. Auditory perception and cerebral dominance //

Ph. D. — Thesis, Univ. of Cambridge, 1969. Jandt F. E. The process of Interpersonal Communication. —

San Francisco-New York-Hagerstown-London, Canfield

Press, 1976. Key M. R. Nonverbal Communication Today. — (Current

Research), 1982. Kimura D. Functional asymmetry of the brain in dichotic

listening //Cortex, 1967. — № 3. —P. 163-178. La France M., Mayo С Moving Bodies. Nonverbal

Communication in Social Relationships. — Monterey,

California, 1978. Morozov V.P. Emotional expressiveness of the Singing

Voice: the role of macrostructural and microstructural

modifications of spectra // Scand Journ. Log. Phon. MS.

— №150,1996.—P. 1-11. Nierenberg G., Calero H. How to read a person like a

book. —New York, Hawthorn book, 1971. Poyatos F. Language and nonverbal systems in the structure

of face-to-face interaction // Lang, and Commun., 3. — №

2, 1983. —P. 129-140. Sebeok Th. A Studies in Semiotics. Contribution to the

doctrine of sings. —Lisse, Indiana University, 1976. Thorne S.B., Himmelstein Ph. Theroleof suggestion

in the perception of satanic messages in Rock-and-Roll

Recordings // Journ. of Psychol. —Vol. 116,1984. —P.

245-248. Trager G. Paralanguage: A first approximation // Language

in culture and Society. —New York, 1964. —P. 274-288.

Date: 2015-09-05; view: 452; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию