Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные показатели (параметры) системы образования

ЖЕЛАЮ УДАЧИ!

 


 

7. ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНЫХ РИСКОВ, СВЯЗАННЫХ С НЕОДНОРОДНОСТЬЮ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

7.2. Идентификация социальных последствий неоднородности развития региональных образовательных систем

В качестве основы определения и классификации социальных послед­ствий неоднородности развития региональных образовательных сис­тем были приняты составляющие системы образования в соответ­ствии со ст. 8 Закона Российской Федерации «Об образовании» [8]:

• содержание образования (программы и стандарты);

• сеть образовательных учреждений, реализующих эти программы и стандарты;

• система управления (органы управления образованием);

• инфраструктура системы образования (учреждения и организа­ции, подведомственные органам управления образованием).

Этим составляющим можно поставить в соответствие основные па­раметры системы образования, по которым судят о неравномерности развития региональных образовательных систем (табл. 7.5).

Таблица 7.5

Основные показатели (параметры) системы образования

Составляющие системы образования Параметры  
Содержание образования Результаты ЕГЭ (единого государственного экзамена) Численность детей до 15 лет, не охваченных основным общим образованием Численность выпускников образовательных учреждений, зарегистрированных в службе занятости Численность учащихся, состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и других комиссиях такого рода Степень обновляемости номенклатуры специальностей профессиональной подготовки Динамика уровня заболеваемости учащихся (сравнение здоровья учащихся на входе и выходе образовательной системы) Динамика наркомании и алкоголизма среди учащихся  
  Сеть образовательных учреждений Число образовательных учреждений по уровням образования: сельские и малокомплектные школы авторские школы национальные школы образовательные комплексы негосударственные образовательные учреждения Численность учащихся по уровням образования Численность детей по возрастным группам и категориям Численность преподавателей: • по уровням образования • по квалификационным категориям • по ученым степеням и званиям • по возрасту • повышающих квалификацию в установленные сроки Структура выпуска из образовательных учреждений: • по уровню образования, специальностям и профессиям • по продолжению обучения и трудоустройству Уровень финансирования образования из консолидированного бюджета региона в расчете на 1 учащегося по уровням образования Наличие полного набора типов и видов образовательных учреждений Открытие новых образовательных учреждений Количество учреждений, реализующих образовательные программы, но не входящих в ведение органа управления образованием региона Численность студентов высших учебных заведений на 10 тыс. человек населения
Система управления Численность аппарата управления по уровням образовательных систем Наличие нормативно-правовой базы социального партнерства Количество образовательных учреждений, изменивших ведомственную принадлежность Показатели, связанные с лицензированием, аттестацией и аккредитацией образовательных учреждений

 

При этом учитывается возможность определения количественных характеристик этих параметров по данным государственного и ведомственного статис­тического наблюдения и региональной статистики.

Неоднородность развития региональных образовательных систем характеризуется наиболее значимыми показателями, оказывающими выраженное влияние на изменение доступности, качества и эффек­тивности образования и определенными Концепцией модернизации образования до 2010 г. в качестве основных характеристик систем: 1. Нормативно-правовая база социального партнерства. Каждая региональная система руководствуется в своей деятельности нор­мативно-правовыми документами, определяющими порядок фун­кционирования образовательных учреждений, управление ими, участие в этом процессе работодателей и общественности. Обще­ственная составляющая управления, поддерживающая связь обра­зования с потенциальными партнерами, предполагает:

• обеспечение условий привлечения в систему образования до­полнительных ресурсов, включая материальные, финансовые, интеллектуальные и др.;

• формирование социального заказа на образовательные услуги (например, подготовку квалифицированных кадров по наибо­лее важным для региона специальностям);


• формирование общественного мнения по отношению к системе образования (например, положительное отношение к строи­тельству нового здания школы);

• участие партнеров системы образования в образовательном про­цессе (например, организация производственной практики);

• оказание выпускникам помощи в трудоустройстве, включая

профориентацию и дальнейшее обучение.

Таким образом, оценка по данному показателю предполагает ответ на вопрос: «В какой степени действующая нормативно-правовая база позволяет организовать полноценное взаимодействие региональной сис­темы образования со своими социальными партнерами?»

1. Наличие юридического статуса образовательного учреждения. Наличие статуса юридического лица у образовательного учрежде­ния является основным условием его деятельности как самостоя­тельно хозяйствующего субъекта, в соответствии с Законом Рос­сийской Федерации «Об образовании» (ст. 12). Наличие статуса юридического лица обеспечивает социальную защиту работников образовательных учреждений, включая пенсионное обеспечение, а также возможности привлечения в систему образования и более эффективного использования дополнительных ресурсов. Уровень недоиспользования системой образования этих потенциальных возможностей определяется долей образовательных учреждений, не имеющих статуса юридического лица. Оценка данного показа­теля предполагает ответ на вопрос: «Какова доля образовательных учреждений региона, не имеющих статуса юридического лица?»

3. Наличие и выполнение региональных программ развития обра­зования и других целевых программ. Развитие региональных систем образования должно осуществляться на основе соответ­ствующих региональных, целевых и других программ. Необхо­димым условием их реализации является ресурсное обеспечение. Следовательно, отсутствие или недостаточность финансирова­ния являются фактором возникновения отрицательных соци­альных последствий. Таким образом, оценка настоящего показа­теля предусматривает ответ на вопрос: «Яа сколько процентов финансируются утвержденные региональные и целевые програм­мы в сфере образования по сравнению с объемами финансирова­ния, установленными в этих программах?»

4. Количество ученических мест. Наличие достаточного количества ученических мест, предусмотренного лицензионными требовани-


 


ями, является одним из важных условий реализации прав граждан на получение образования. Создание необходимого количества таких мест, которое должно соответствовать численности учащих­ся каждого образовательного учреждения, обеспечивает рацио­нальное расходование средств на образование и гарантирует соблюдение установленных условий осуществления образова­тельного процесса. В реальности имеют место как дефицит учеб­ных мест (например, в «спальных» районах крупных городов), так и их избыток (например, в сельских школах). С точки зре­ния потенциальных возможностей возникновения отрицатель­ных социальных последствий, оба этих показателя значимы. Для прогнозирования негативных социальных последствий важно знать как количество избыточных ученических мест, так и их дефицит. Оценка данного показателя осуществляется по каждо­му уровню образования и предполагает ответы на вопросы: «Ка­кова доля избыточных учебных мест в сумме по всем региональ­ным образовательным учреждениям по отношению к численности обучающихся в регионе? >> и «Какова степень дефи­цитности учебных мест в регионе, оцениваемая относительно численности обучающихся?»

5. Баланс распределения выпускников. Сбалансированность предпо­лагает соответствие структуры выпускников по уровням образо­вания и численности выпускников каждого уровня возможностям продолжения их обучения и дальнейшего трудоустройства. Необ­ходимость балансирования этих показателей обусловлена необхо­димостью реализации гарантий права граждан на образование и организации дополнительных рабочих мест. Здесь важно опреде­лить из общего контингента выпускников численность трудоуст­роенных, продолжающих обучение в 10-х классах и образователь­ных учреждениях профессионального образования, не обучающихся и не работающих. С точки зрения остроты соци­альных последствий, наибольший риск представляют собой вы­пускники, не реализовавшие возможности продолжения учебы или работы. Таким образом, при оценке этого показателя необхо­димо ответить на вопрос: «Какова доля выпускников каждого уровня образования, не продолжающих учебу или не нашедших ра­боту?»

6. Наличие необходимых учреждений инфраструктуры. Инфра­структура, т. е. учреждения и организации, подведомственные


органам управления образования, является необходимым элемен­том системы образования: учебные библиотечные коллекторы, ин­формационно-прокатные центры, хозяйственные организации, комбинаты питания, диагностические центры, медико-психолого-педагогические службы и т. д. Их наличие и структура усиливают потенциал развития системы образования, способствуют более эф­фективному использованию средств, освобождают образователь­ные учреждения от исполнения «необразовательных» функций. Следует отметить, что методические рекомендации и норматив­ные требования по составу и потенциалу организаций инфра­структуры до сих пор не разработаны. Их формирование в регио­нах осуществляется по принципу «как складывается». Характеристика инфраструктуры предполагает оценку полноты исполнения возлагаемых на нее функций обеспечения и сопро­вождения образовательного процесса. Оценка данного показателя отвечает на вопрос: «Какова степень реализации организациями инфраструктуры функций по обеспечению образовательного про­цесса?»


<== предыдущая | следующая ==>
 | Препарат выбора для лечения сифилиса

Date: 2015-09-20; view: 3658; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию