Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основные показатели (параметры) системы образованияЖЕЛАЮ УДАЧИ!
7. ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНЫХ РИСКОВ, СВЯЗАННЫХ С НЕОДНОРОДНОСТЬЮ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
7.2. Идентификация социальных последствий неоднородности развития региональных образовательных систем В качестве основы определения и классификации социальных последствий неоднородности развития региональных образовательных систем были приняты составляющие системы образования в соответствии со ст. 8 Закона Российской Федерации «Об образовании» [8]: • содержание образования (программы и стандарты); • сеть образовательных учреждений, реализующих эти программы и стандарты; • система управления (органы управления образованием); • инфраструктура системы образования (учреждения и организации, подведомственные органам управления образованием). Этим составляющим можно поставить в соответствие основные параметры системы образования, по которым судят о неравномерности развития региональных образовательных систем (табл. 7.5). Таблица 7.5 Основные показатели (параметры) системы образования
При этом учитывается возможность определения количественных характеристик этих параметров по данным государственного и ведомственного статистического наблюдения и региональной статистики. Неоднородность развития региональных образовательных систем характеризуется наиболее значимыми показателями, оказывающими выраженное влияние на изменение доступности, качества и эффективности образования и определенными Концепцией модернизации образования до 2010 г. в качестве основных характеристик систем: 1. Нормативно-правовая база социального партнерства. Каждая региональная система руководствуется в своей деятельности нормативно-правовыми документами, определяющими порядок функционирования образовательных учреждений, управление ими, участие в этом процессе работодателей и общественности. Общественная составляющая управления, поддерживающая связь образования с потенциальными партнерами, предполагает: • обеспечение условий привлечения в систему образования дополнительных ресурсов, включая материальные, финансовые, интеллектуальные и др.; • формирование социального заказа на образовательные услуги (например, подготовку квалифицированных кадров по наиболее важным для региона специальностям); • формирование общественного мнения по отношению к системе образования (например, положительное отношение к строительству нового здания школы); • участие партнеров системы образования в образовательном процессе (например, организация производственной практики); • оказание выпускникам помощи в трудоустройстве, включая профориентацию и дальнейшее обучение. Таким образом, оценка по данному показателю предполагает ответ на вопрос: «В какой степени действующая нормативно-правовая база позволяет организовать полноценное взаимодействие региональной системы образования со своими социальными партнерами?» 1. Наличие юридического статуса образовательного учреждения. Наличие статуса юридического лица у образовательного учреждения является основным условием его деятельности как самостоятельно хозяйствующего субъекта, в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 12). Наличие статуса юридического лица обеспечивает социальную защиту работников образовательных учреждений, включая пенсионное обеспечение, а также возможности привлечения в систему образования и более эффективного использования дополнительных ресурсов. Уровень недоиспользования системой образования этих потенциальных возможностей определяется долей образовательных учреждений, не имеющих статуса юридического лица. Оценка данного показателя предполагает ответ на вопрос: «Какова доля образовательных учреждений региона, не имеющих статуса юридического лица?» 3. Наличие и выполнение региональных программ развития образования и других целевых программ. Развитие региональных систем образования должно осуществляться на основе соответствующих региональных, целевых и других программ. Необходимым условием их реализации является ресурсное обеспечение. Следовательно, отсутствие или недостаточность финансирования являются фактором возникновения отрицательных социальных последствий. Таким образом, оценка настоящего показателя предусматривает ответ на вопрос: «Яа сколько процентов финансируются утвержденные региональные и целевые программы в сфере образования по сравнению с объемами финансирования, установленными в этих программах?» 4. Количество ученических мест. Наличие достаточного количества ученических мест, предусмотренного лицензионными требовани-
ями, является одним из важных условий реализации прав граждан на получение образования. Создание необходимого количества таких мест, которое должно соответствовать численности учащихся каждого образовательного учреждения, обеспечивает рациональное расходование средств на образование и гарантирует соблюдение установленных условий осуществления образовательного процесса. В реальности имеют место как дефицит учебных мест (например, в «спальных» районах крупных городов), так и их избыток (например, в сельских школах). С точки зрения потенциальных возможностей возникновения отрицательных социальных последствий, оба этих показателя значимы. Для прогнозирования негативных социальных последствий важно знать как количество избыточных ученических мест, так и их дефицит. Оценка данного показателя осуществляется по каждому уровню образования и предполагает ответы на вопросы: «Какова доля избыточных учебных мест в сумме по всем региональным образовательным учреждениям по отношению к численности обучающихся в регионе? >> и «Какова степень дефицитности учебных мест в регионе, оцениваемая относительно численности обучающихся?» 5. Баланс распределения выпускников. Сбалансированность предполагает соответствие структуры выпускников по уровням образования и численности выпускников каждого уровня возможностям продолжения их обучения и дальнейшего трудоустройства. Необходимость балансирования этих показателей обусловлена необходимостью реализации гарантий права граждан на образование и организации дополнительных рабочих мест. Здесь важно определить из общего контингента выпускников численность трудоустроенных, продолжающих обучение в 10-х классах и образовательных учреждениях профессионального образования, не обучающихся и не работающих. С точки зрения остроты социальных последствий, наибольший риск представляют собой выпускники, не реализовавшие возможности продолжения учебы или работы. Таким образом, при оценке этого показателя необходимо ответить на вопрос: «Какова доля выпускников каждого уровня образования, не продолжающих учебу или не нашедших работу?» 6. Наличие необходимых учреждений инфраструктуры. Инфраструктура, т. е. учреждения и организации, подведомственные органам управления образования, является необходимым элементом системы образования: учебные библиотечные коллекторы, информационно-прокатные центры, хозяйственные организации, комбинаты питания, диагностические центры, медико-психолого-педагогические службы и т. д. Их наличие и структура усиливают потенциал развития системы образования, способствуют более эффективному использованию средств, освобождают образовательные учреждения от исполнения «необразовательных» функций. Следует отметить, что методические рекомендации и нормативные требования по составу и потенциалу организаций инфраструктуры до сих пор не разработаны. Их формирование в регионах осуществляется по принципу «как складывается». Характеристика инфраструктуры предполагает оценку полноты исполнения возлагаемых на нее функций обеспечения и сопровождения образовательного процесса. Оценка данного показателя отвечает на вопрос: «Какова степень реализации организациями инфраструктуры функций по обеспечению образовательного процесса?»
|