Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Подходы к определению сущности и роли менеджмента и управления





 

Управление Искусство (практика) выполнения работы Менеджмент
Наука (область человеческого знания)
Функция (вид деятельности)
Процесс
Люди, управляющие организацией
Орган или аппарат управления

 

Такое совпадение не случайно, так как его основу составляют объективные процессы общественного развития, оказывающие влияние на трактовку понятий и подходы к раскрытию их содержания. С учетом этого, представляется вполне оправданным использовать термины «менеджмент» и «управление» как тождественные.

Понимание менеджмента как искусства управления базируется на том, что организации – это сложные социально-технические системы, не функционирование которых воздействуют самые разнообразные факторы внешней и внутренней среды. Люди, работающие в организациях и с организациями – это самый главный фактор, учет которого требует не только научного подхода, но и искусства его применения в конкретных ситуациях.

Управление как наука имеет свой предмет изучения, свои специфические проблемы и подходы к их решению. Научную основу этой дисциплины составляет вся сумма знаний об управлении, накопленная за сотни и тысячи лет практики и представленная в виде концепций, теорий, принципов, способов и форм управления. Усилия этой науки направлены на объяснение природы управленческого труда, выявление факторов и условий, при которых совместный труд людей оказывается более полезным и эффективным.

Управление как функция реализуется через выполнение ряда управленческих действий, получивших название функций управления. Впервые их состав был сформулирован А. Файолем, который выделил пять исходных функций управления: планирование (предвидение), организацию, распоряжение (распорядительство), координацию (координирование) и контроль.

Управление как процесс представляет собой динамически изменяющиеся в пространстве и времени, связанные между собой управленческие функции, целью которых является решение проблем и задач организации.

В свою очередь процесс организован профессионально-подготовленными специалистами в области управления – профессиональными менеджерами, которые формируют организации, управляют ими путем постановки целей и разработки способов их достижения.

И, наконец, управление нередко идентифицируется с органами или аппаратом управления. Менеджмент, таким образом, представляет собой и спецефический орган современных организаций, как коммерческих, так и некоммерческих, без которого ни одна организацию не может работать эффективно[7].

Более подробного рассмотрения, безусловно, заслуживают все эти аспекты, что, безусловно, и будет сделано позднее, в этом пособии, однако, поскольку в повседневной жизни мы сталкиваемся чаще всего, с менеджментом, как видом деятельности, и с менеджерами, как с конкретными людьми (которыми, возможно кто-то уже является, а кому-то только предстоит быть) поэтому остановимся именно на этой практической части вопроса.

 

 

  1. Менеджмент как сфера практической деятельности: управление, предпринимательство и бизнес

 

Управление — это особый вид деятельности,

превращающий неорганизованную толпу

в эффективную целенаправ­ленную и

производительную группу.

П. Друкер

 

Бизнес подобен езде на велосипеде. Либо вы едете вперед, либо вы падаете.

Джон Д. Райт

 

 

Таким образом, управление в широком смысле слова — это целенаправленный пе­ревод любой заданной системы в нужное состояние. Под системами понимаются биологические, технологические, кибернетические, социальные и другие объекты. В целом, можно отметить, что теория управления – это наука и принципах и методах целенаправленного воздействия на коллективы людей для достижения поставленной цели.

Системы с участием чело­века называются социальными. К ним относятся государство, ар­мия, предприятие, церковь и т.д. Каждая из этих систем требует знаний и умений управления ими. Сфера нашей будущей деятельности, наших интересов будет так или иначе связана с организацией, под кото­рой мы в дальнейшем будет подразумевать предприятие, учрежде­ние, фирму.

Перефразируя известного американского менеджера Ли Якокка, который утверждал, что "все хозяйственные операции можно в конечном счете обозначить тремя словами: люди, продукт, прибыль "[8], можно сказать, что в деятельности организации можно выделить следующие области, ко­торые требуют управления: производство, маркетинг, деятельность и люди. Управление производством охватывает функционально-технологическую структуру и является предметом изучения специалистов (технологов, инженеров). Самостоя­тельной сферой деятельности в организации является и маркетинг, от которого также во многом зависит успех современной организации.

Остановимся более детально на управлении деятельностью и людьми. Управление экономической деятельностью — это планирование, экономическая постановка производственных задач, кон­троль за выполнением заданий и т. д.

Управление людьми (персо­налом) — это обеспечение сотрудничества между членами коллекти­ва, обучение, информирование, мотивация работников и т.д.

Управление деятельностью и людьми составляет основу менедж­мента. Исторически менеджмент как сфера деятельности совпа­дает с выделением предпринимательской деятельности из всего производства.

Менеджмент — это искусство управления интеллек­туальными, финансовыми» сырьевыми, материальными ресурсами в целях наиболее эффективной производственной деятельности орга­низации. В этом смысле управление организацией и менеджмент организации совпадают почти полностью. При всей схожести по­нятий «управление» и «менеджмент» они имеют отличия и специ­фичность. Термин «управление», как указывалось выше, имеет бо­лее обширную смысловую нагрузку. Понятие «менеджмент» по смысловому содержанию включает в себя в качестве основополага­ющей составной части принятое в нашей стране понятие «органи­зация управления».

Таким образом, менеджмент — это не просто управление органи­зацией, а управление в условиях рынка, рыночной экономики.

Понятие «управле­ние» также часто синонимично понятию «руководство». Несмотря на схожесть этих понятий, они различны. Если термин «управление» распрост­раняется на все субъекты народного хозяйства, то термин «руковод­ство» чаще относится к политической и военной сфере, а также образованию, здравоохранению, культуре. Понятие «руководство» чаще распространяется на деятельность отдельного работника, груп­пы или организации.

Нужно также помнить, что термины «управление», «менедж­мент» и «руководство» могут употребляться в смысле реализации функций, а также в смысле определенного института, органа: управление кадров, строительное управление, руководство фирмы или завода, высший или низший уровень менеджмента.

До сих пор менеджмент рассматривался как управление фирмой в условиях рыночной экономики. Понятие менеджмента намного шире и оно имеет неоднозначную трактовку, о чем уже говорилось выше.

В управленческой литературе[9] суще­ствует огромное количество классификаций менеджмента:

1) по уровням: высший, средний, нижний;

2) по формам собственности: государственный, частный;

3) по направлениям деятельности: стратегический, инноваци­онный, финансовый, маркетинговый;

4) по виду деятельности организаций: фирменный, производ­ственный;

5) по целям: коммерческий, некоммерческий.

В каждом из видов можно найти общие черты и различные эле­менты, которые прежде всего касаются целей, поэтому правильнее было бы уточнять, о каком виде менеджмента идет речь. Когда го­ворят об управлении деятельностью организации в целом (или ее са­мостоятельных хозяйственных подразделений), то имеют в виду менеджмент общий.

Менеджмент как вид практической деятельности уже давно существует в фор­ме синтеза науки и искусства. Исследования показывают, что роль научных знаний возрастает. Искусство управления — это прежде всего мастерство руководителя и работников аппарата управления, проявляющееся в наиболее умелом и эффективном решении управ­ленческих задач. Эти две стороны управления — наука и искусство — не следует разделять и тем более противопоставлять. Там, где управление перестает быть искусством, оно теряет свое значение как наука. Обучение и врожденный талант являются необходимыми составляющими искусства управления.

Итак, возникнув в конце XIX в., менеджмент приобрел особую популярность в 30-е гг. ХХ века. По мере становления и развития менеджмента социальный слой менеджеров превратился в весьма влиятельную общественную силу. Когда появились корпорации-гиганты, обладающие огромным экономическим, производственным, научно-техническим и информационным потенциалом, роль менеджеров еще более возросла. В последнее время значительное влияние на экономику и жизнь людей стал оказывать и малый бизнес, который максимальной удовлетворяет потребности населения, создает рабочие места, является устойчивым вариантом венчурного бизнеса. Устойчивость малых предприятий и их выживание в конкурентной борьбе зависит от эффективного менеджмента[10].

С понятием менеджмента мы определились в предыдущем пункте. Для того чтобы понять, как соотносятся понятия и виды деятельности в усло­виях рынка, дадим определения бизнеса, предпринимательства, ком­мерции.

Бизнес — любой вид деятельности, приносящий доход или иные выгоды. Бизнесом занимаются ради получения прибыли от резуль­татов деятельности в самых различных сферах — производстве, тор­говле товарами и услугами, банковском деле, страховании и т.д. с ис­пользованием сложившихся в рыночной практике форм и методов конкретной деятельности, Термин «бизнес» (business) происходит от английского busy, что переводится как занятой, деловой, дело.

Одной из форм такой деятельности является предприниматель­ствоэто самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятель­ность, направленная на систематическое получение прибыли (от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг) лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Предпринимательская деятель­ность предполагает полную хозяйственную самостоятельность, пол­ное или частичное владение какими-то материальными ценностя­ми, подчинение правовым нормам страны регистрации, готовность брать на себя добровольно весь риск, связанный с реализацией но­вых идей и новых дел на постоянной основе. Она может осуществ­ляться как с привлечением наемного труда, так и без его привлече­ния. Извлекая пользу для самого себя, предприниматель действует на благо общества.

Коммерческая деятельность, как и предпринимательская, явля­ется частью бизнеса и направлена на приобретение и продажу то­варов и ценных бумаг, осуществление страховых, транспортных, банковских, торгово-посредпичных и других операций [11]. Ее отличают торговые операции в более крупных размерах, чем предпринима­тельство, а также в областях, не свойственных ему.

Видно, что наиболее общим понятием в предпринимательской деятельности является бизнес, который охватывает самые разные виды этой деятельности.

Менеджмент как наука и практика управления деятельностью и людьми в рыночных условиях во многом определяет успех в бизне­се. Управление бизнесом — это одна из главных функций менеджмента

Бизнес обычно подразделяют на мелкий, средний и крупный. Существуют определенные критерии для отнесения организаций, фирм к тому или иному виду бизнеса. В зависимости от его разме­ров эти критерии изучаются в соответствующих дисциплинах.

Целью любой организации (любого бизнеса), а следовательно и задачей его управления, является производство товаров или пре­доставление услуг, иными словами, удовлетворение социальных по­требностей клиентов через рынок. Поэтому наряду с менеджмен­том, охватывающим организационно-человеческий аспект управ­ления организацией, появилось самостоятельное направление деятельности, которое изучает внешнюю среду, прилегающую.к организации, т.е. собственно рынок и его инфраструктуру. Это направление деятельности управления производством называется маркетингом. До середины XX в. маркетинг не выделял­ся из менеджмента, был его составной сбытовой функцией.

Маркетинг происходит от английского слова market, что в пе­реводе на русский язык означает «рынок». Маркетинг — это система управления деятельностью фирмы по разработке, производству и сбыту товаров или предоставлению ус­луг на основе изучения рынка в интересах получения прибыли [12]. Мар­кетинг в широком смысле слова включает не только анализ рынка, и тем более простой сбыт товаров, как иногда принято считать. Он, являясь частью бизнеса, изучая, а порой и формируя потребности покупателя, оказывает самое прямое влияние на производство то­варов или услуг в организации или на предприятии.

  1. Профессия менеджера вчера, сегодня, завтра

Кто производит, тот не управляет.

Кто управляет, тот не производит.

В. Зигерт, Л. Ланг

 

Представления А. Чендлера о логике формирования и специфике уп­равленческой позиции менеджера могут быть существенно дополнены. Так, в организационно-управленческой литературе широко известен анализ по­зиции менеджера и специфики его деятельности П. Друкера. Специфику позиции менеджера он попытался выявить через сравнение с позициями вла­дельца организации, администратора-бюрократа, политика и т.д. по следую­щим характеристикам: ориентации, цели, характер и содержание деятельно­сти, отношение к проблеме эффективности и т.д. Согласно его представле­ниям, она заключается в следующем.

Во-первых, в изначально инновационном (по терминологии П. Друке­ра - предпринимательском) характере деятельности менеджера, проявляю­щемся в ориентации на постоянный поиск новых, более эффективных спо­собов организации деятельности, что предполагает право на риск. Это прин­ципиально отличает работу менеджера от администратора (бюрократа в веберовском понимании) и бухгалтера, которые «по определению» не склонны к инновационной деятельности и работают в режиме выполнения установ­ленных правил. В то же время эта позиция отчасти роднит менеджера с соб­ственником — основателем предприятия, изначально находящимся в инно­вационной позиции и склонным к риску.

Во-вторых, в содержании его деятельности — это единственный тип уп­равленца в организации, основная задача которого напрямую связана с ин­новационной деятельностью, активизацией и развитием имеющихся ресур­сов, а также форм их рационального использования (что не встречается сре­ди других типов управленцев).

В-третьих, в своеобразном отношении к проблеме обеспечения эффек­тивности деятельности, другими словами, в стремлении менеджера обеспе­чить неуклонное повышение эффективности деятельности организации. Это принципиально отличает его от администратора (бюрократа в веберовском понимании), работающего в рамках заданных правил, и политика, ориенти­рованного на реализацию социального идеала, но не озабоченного пробле­мой эффективности. Ориентация менеджера на повышение эффективности отчасти роднит его с собственником, заинтересованным в повышении при­были, но различие состоит в принципиальном отказе менеджера от макси­мизации прибыли (что характерно для собственника в позиции управлен­ца), а ориентации на обеспечение долгосрочного развития организации.

В-четвертых, в высокой степени идентификации менеджера с органи­зацией и стремлении любой ценой повысить способность последней к вы­живанию, что стимулирует ориентацию на развитие, увеличение размера и сложности строения организации.

В-пятых, в способе определения целей своей деятельности. Это единст­венный тип управленца в организации, который сам определяет цели дея­тельности, исходя из общих целей организации и специфики области, за раз­витие которой он отвечает.

В-шестых, в работе, связанной исключительно с долгосрочной стратегией. В концепции П. Друкера просматривается указание на то, что термин «менеджер» не применим к управленцу, находящемуся в линей­ной позиции. Хотя сам Друкер иногда и употребляет термин «линейный ме­неджер», говоря, например, о мастере в производственной организации, он делает оговорку: последний не отвечает всем требованиям, характеризующим представления о менеджере.

Если попытаться синтезировать позицию менеджера А. Чендлера и П. Друкера и соотнести еес классической концепцией административного управления А. Файоля, то станет очевидно, что менеджер по всем признакам не может быть отнесен к разряду линейных руководителей или администраторов (руководителей подразделений, занятых оперативной уп­равленческой деятельностью в базовой сфере). Он, безусловно, должен быть причислен к функциональным (штабным или офисным) специалистам.

И хотя термин «менеджмент» в концепции А. Файоля не употребляется, различие между менеджерской (функциональной) позицией и позицией ли­нейного специалиста наглядно просматриваются и в его концепции. Если деятельность администраторов в концепции А. Файоля (где человек - объ­ект управления), непосредственно связана с управлением людьми в процес­се базовой деятельности (в модели А. Чендлера — коммерческой, производ­ственной), то штабные специалисты заняты исключительно проблемой ор­ганизации деятельности. При этом термин «организация» нами использует­ся именно в смысле А. Файоля, «как процесс создания материальных и со­циальных предпосылок для эффективного управления». Ха­рактерно также, что в модели А. Файоля (отражающей организационные ре­алии конца XIX — начала XX в.), как и в модели А. Чендлера, штабные спе­циалисты не только выключены из сферы оперативного управления произ­водством, но и лишены права вмешиваться в эту сферу.

Определение менеджера как функционального специалиста важ­но, но недостаточно для выявления специфики его позиции. Соотнесе­ние позиции функционального специалиста, как его понимал А. Файоль, и менеджера в рассмотренном выше понимании показывает, что не вся­кий функциональный специалист является менеджером. Бухгалтер, на­пример, ни при каких условиях не может быть рассмотрен в качестве та­кового. Дело в том, что менеджер изначально ориентирован на инноваци­онную поисковую деятельность, связанную с развитием организации, в то время как работа бухгалтера по своей природе антиинновационна, из­начально связана с неукоснительным соблюдением незыблемых правил, установленных извне.

Функционально-инновационная деятельность менеджера, ориенти­рованная на создание условий для эффективной работы и развитие органи­зации, изначально предполагает узкую специализацию. Ха­рактерно, что сам А. Файоль применительно к производственной организа­ции выделял несколько возможных областей применения штабных специа­листов, деятельность которых связана с организацией условий для управле­ния, и, соответственно, несколько областей менеджерской специализации. В качестве таковых он, в частности, называл технико-технологическую, фи­нансовую, защитную (юридическую и собственно социальную) и т.д. Сего­дня этот перечень существенно расширился, однако серьезной проблемой остается вопрос выявления оснований для выделения специализаций при подготовке менеджера к деятельности в реальной организации.

На наш взгляд, большинство оснований, используемых ныне для обозначения специфики того или иного направления менеджмента (построен­ные по специфике избранной методологии, типу объекта управления, месту в системе иерархии, предметной области, в которой создавались те или иные модели менеджмента, и т.д.), малопригодны для определения сфер специа­лизации в системе менеджерского образования.

Например популярный термин «инновационный менеджмент», подчеркивающий специфику используемой методологии, вряд ли может быть положен в основу специализации менеджерского образования, поскольку ориентирует не на жанр осуществляемой деятельности (ибо специфика ме­неджмента изначально инновационна), а на определенные исходныетеоре­тико-методологические представления, лежащие в основе понимания этой деятельности. Использование этого термина вполне оправдано при соотне­сении с деятельностью менеджеров другой методологической ориентации, однако не может быть применимо для определения профиля специализации.

Термин «кадровый менеджмент» (или «менеджмент по персоналу»] лежит в основе разделения менеджерских специализаций по объекту управления. Однако возникает вопрос: а что вообще, кроме чело­века и человеческой деятельности, может быть объектом управления с точки зрения современной теории организации и управления?

Сомнительными представляются и попытки вычленить сферы менедж­мента по предметному основанию. Широко известно, например, вычлене­ние таких сфер, как социология и психология менедж мента. Конечно, вклад социологии, психологии и многих других дисциплин в фор­мирование менеджмента очевиден, однако попытка построить полноценное менеджерское образование (даже в определенном секторе менеджмента) на базе какой-либо одной предметной дисциплины разрушает межпредметное поле менеджмента и существенно ограничивает «будущее» менеджера в ор­ганизации.

Наконец, самое популярное деление на стратегический, координацион­ный и оперативный менеджмент делает акцент не столько на различии функций менеджеров разной специализации, сколько на место менеджера как управленца в управленческой иерархии. Вместе с тем карьера менеджера в современной организации строится по функциональному при­знаку, и достижение менеджером определенного статуса в системе властных отношений предполагает успешную работу специалиста в конкретной сфере менеджерской специализации.

Наиболее адекватным основанием для выделения менеджерских про­фессий и определения соответствующих направлений при подготовке мене­джера представляется специализация по типу ресурса, с которым данный менеджер должен работать. Данная формулировка восходит к Т. Парсонсу и находит отражение в работах многих специалистов по общей теории и социологии организаций — представителей эстонской группы (Д. Хиксон, Б. Хайнингс) и М. Крозье. Согласно их позиции, область власт­ных полномочий менеджера и сфера реальной свободы в принятии решений в организации напрямую связаны со способностью и умением менеджера мобилизовать ключевые ресурсы деятельности в значимой для организации области и адекватно их использовать для достижения поставленной цели.

Мы уже отмечали, что инновационное содержание деятельности ме­неджера связано с поиском, активизацией, развитием и рациональным ис­пользованием ресурсов, необходимых организации. Многообразие и разли­чие природы ресурсов, с которыми приходится работать менеджерам, изна­чально предполагают функциональную специализацию, как на уровне сфер менеджерской деятельности, так и в системе менеджерского образования.

Говоря же о типах ресурсов, мы считаем необходимым обратиться к по­ложениям двух организационных теорий инвайронментальной ориентации, делающих акцент именно на стратегических аспектах жизнедеятельности деловых организаций - «теории комплексной организации» в версии П. Лоуренса и Дж. Лорша [Lawrens, Lorsch 1967] и «теории ресурсной зависи­мости» в версии Дж. Пфеффера и Дж. Саланчика. Здесь уточняется содержание понятия «организационный ресурс» и наглядно опи­сываются типы таких ресурсов. Представители обеих теорий широко трак­туют понятие «организационные и управленческие ресурсы», выделяя в ка­честве таковых факторы самой разной природы, необходимые для жизнеде­ятельности организации и реализации долгосрочных и оперативных целей.

В их концепции это природные ресурсы, техника и технология, деньги, человеческие ресурсы, информация и т.д. При этом содержание организаци­онных и межорганизационных отношений во многом сводится к проблеме эффективного обмена ресурсами. Поскольку любой из ресурсов имеет спе­цифическую природу, работа по активизации и рациональному использова­нию каждого из них требует от специалиста специфических базовых знаний, навыков и технологий. Все это предполагает существенные различия в под­готовке менеджеров разного типа.

При формировании менеджерских специализаций в вузе следует учесть не только различие в природе ресурсов, но и ракурс работы с ними. Дело в том, что работа с ресурсами осуществляется как внутри, так и вне ор­ганизации, что еще более дифференцирует направления менеджерской дея­тельности и сферы подготовки менеджера. Различие между деятельностью во внутриорганизационном и межорганизационном пространствах является важным фактором, оттеняющим содержание деятельности менеджера.

В некоторых современных организационных концепциях (Дж. Томпсон) все подразделения крупной многоцелевой деловой организации по сфере работы с ресурсами делятся на два принципиально отличных блока — «подразделения технического ядра» (ориентированные на активизацию и рацио­нальное использование ресурсов внутри организации - отделы производст­ва) и «подразделения буферной зоны» (ориентированные на работу с ресур­сами в межорганизационном пространстве - рынок, банки, инвесторы, ор­ганизации, поставщики и продавцы).

При общей ориентации на эффективность и совершенствование деятель­ности, различие в деятельности менеджера по этому основанию в значитель­ной мере может быть сведено к различию условий, в которых она осуществ­ляется.

Работа менеджеров, находящихся в позиции подразделений техни­ческого ядра (например, менеджер по технике и технологии), изначально ориентирована на создание условий и строится в логике модели организа­ции как закрытой системы. Условием успешной деятельности здесь является относительно высокая стабильность в сфере производства и предсказуемость отношений между производственными подразделениями.

Деятельность же менеджера в позиции представителя буферных подразделений (например, менеджер по маркетингу) изначально предполагает работу в режиме органи­зации как открытой системы, она задает в качестве изначальной ориента­цию на деятельность в условиях высокой неопределенности и слабой пред­сказуемости.

При этом подразделения буферной зоны выступают определенной за­щитой - «буфером», обеспечивающим условия для нормальной работы под­разделений технического ядра. Таким образом, обозначение функциональ­ного специалиста и его подготовка должны предполагать обязательное пост­роение специализации не только с учетом избранного типа ресурса, но и сфе­ры его работы с ним. В реальной деловой организации это находит отраже­ние в таких должностях, как менеджер по финансам, менеджер по маркетин­гу, менеджер по технике и технологии, менеджер по работе с информацией, менеджер по человеческим ресурсам и т.д.

Несмотря на то, что менеджмент является а) особым жанром прак­тической управленческой деятельности, б) специальностью, по которой го­товят менеджеров в системе высшего образования, в) дисциплиной, препо­даваемой на соответствующих факультетах вузов, в то же время он вряд ли может быть выделен в самостоятельную область науки. По жанру менеджер­ская деятельность близка к инженерной (в том смысле, как употребляются термины «социальная» или «генная инженерия»). По своему содержанию это сугубо практическая поисковая и инновационная деятельность, включаю­щая в себя мощные проектно-конструкторские, проектно-технологические и практико-инновационные компоненты.

Менеджмент как разновидность «инженерной деятельности», сам, не бу­дучи наукой, находится в тесной связи с последней, используя по мере необхо­димости ее знания и наработки для решения практических задач в сфере под­готовки и реализации управленческих решений определенного профиля. Общей с инженерией чертой этого жанра деятельности является то, что ее фунда­ментальные основания многопредметны. Как и любой вид преобразующей практики, он опирается на знания многих базовых дисциплин и методологий.

На наш взгляд, образцом для подготовки менеджера (в сфере взаимоот­ношений этой области управленческой практики с наукой) может выступать подготовка инженеров в традиционном смысле слова (подготовка специа­листа по работе с техникой и технологией). Подготовка менеджера как «ин­женера» управленческого профиля тоже предполагает изучение основ цело­го комплекса фундаментальных наук. При этом, как представляется, науч­ная составляющая подготовки менеджера (как и инженера) должна быть многопредметна и полидисциплинарна. Основополагающую подготовку менеджера должен составлять достаточно широкий набор фундаментальных предметных дисциплин, как это и делается при инженерной подготовке в технических науках.

Поскольку деятельность менеджеров специализирована с учетом типа ресурсов и ракурса работы с ними, базовая и специальная формы подготов­ки будущих менеджеров разного профиля не могут быть одинаковыми. Ра­бота с каждым из типов ресурсов (причем в различных ракурсах - внутриорганизационном и внеорганизационном) предполагает в каждом случае изу­чение своего набора предметных дисциплин, дающих достаточно полное представление о природе данного типа ресурса. Кроме того, каждая специа­лизация должна предполагать освоение студентом данного профиля специ­фических методов анализа состояния ресурса и технологий управления ими [Lawrens, Lorsch, 1967].

Это, в свою очередь, предполагает существенные различия, проявляю­щиеся: во-первых, в наборе и объеме читаемых студентам специальных уп­равленческих дисциплин (набор базовых и специальных управленческих те­орий, управленческих технологий, методологий); во-вторых, в методах ана­лиза состояния данного типа ресурса; в-третьих, в самом перечне базовых предметных дисциплин, закладывающих у студента понимание природы того типа ресурса, с которым ему предстоит работать (экономика, математика, информатика, поведенческие науки и т.д.).

Например, что при подготовке менеджера по финансам фундаменталь­ной основой подготовки специалиста должны выступать, прежде всего, мно­гообразные дисциплины экономического профиля и математика, а поведен­ческие дисциплины должны преподаваться в значительно меньшем объеме. В то же время подготовка менеджера по управлению человеческими ресурса­ми требует углубленных знаний именно по поведенческим наукам ( социоло­гия, психология, социальная антропология и политология) и определенного объема экономической и математической подготовки.

В свете сказанного, принятая в России и ряде других стран традиция рас­сматривать менеджмент как направление подготовки специалистов на базе экономической науки, представляется неоправданной.

Существенные различия в специализированной подготовке менед­жеров разного профиля, однако, не должны ставить под сомнение необходи­мость получения будущим менеджером любого профиля определенного объ­ема универсальных знаний и навыков, необходимых управленцу (как науч­ных — базовых, так и собственно управленческих). Этот элемент подготовки отчасти совпадает с описанным выше «дженералистским» представлением о содержании деятельности менеджера.

В определенном объеме этот компонент высшего образования необхо­дим любому управленцу, так как позволяет, во-первых, менеджеру любого профиля быстрее осваивать и успешнее выполнять общеуправленческие функции, необходимые ему для осуществления управленческой деятельнос­ти в своем подразделении (начиная со второй ступени его карьеры), и, во-вторых, дает возможность менеджерам данного профиля лучше понимать друг друга (делает возможным диалог между управленцами разных специализа­ций и смягчает эффект дивергенции целей в организации).

Центральной фигурой в системе менеджмента является менед­жер. Существует множество определений понятия «менеджер». Если выделить главное, то менеджер — профессиональный наемныйуправ­ляющий, наделенный полномочиями принимать решения по определенным видам деятельности организации, функционирующей в рыночный условиях, власть которого не распространяется на собственников капитала [13].

Менеджер не является автоматически руководителем или вхо­дит в состав высшего руководства предприятия (совет директоров и т.д.). Менеджер, как правило, обладает специальным образовани­ем, причем зачастую в дополнение к инженерному, юридическому, экономическому и т.п. Правда, он может и не иметь специального образования в области управления, но обладает необходимыми качествами и навыками для эффективного руководства, что харак­терно для быстро развивающейся сферы малого бизнеса. Менеджеры работают во всех «эшелонах» управления, в задачу которых вхо­дит организация конкретной работы в рамках определенного чис­ла сотрудников, которые подчиняются ему.

Менеджер (от англ.. manager) переводится как управляющий. В русской управленческой литературе эквивалентом «менеджеру» могут служить «руководитель», «управляющий», «начальник».

Между понятием «менеджер» и понятиями «руководитель», «предприниматель», «бизнесмен», «управленец» существуют отли­чия. Понятие «руководитель» шире понятия «менеджер» и распро­страняется не только на рыночное хозяйство, предприниматель­скую деятельность, а менеджмент является частью бизнеса. Более того, руководителями могут быть собственники, которыми менед­жеры являются далеко не всегда.

Слова «менеджер» и «предприниматель» также не являются сино­нимами. Предприниматель, являясь владельцем собственного дела, берет на себя риск, связанный с организацией нового предприятия или с разработкой новой идеи, нового вида услуг, предлагаемых об­ществу. Менеджер, как правило, руководит налаженным производством. Если сам предприниматель ведет дело, в котором есть подчи­ненные ему работники, то он выполняет все функции менеджера.

Примерно такая же разница между понятиями «менеджер» и «бизнесмен». Последнее несколько шире понятия «предпринима­тель» на основе понятий «предпринимательства» и «бизнеса».

Производными от слова «управление» являются «управляющий» и «управленец». Термин «управляющий» применяется, как прави­ло, к должности руководителей в некоторых сферах деятельности или отраслей народного хозяйства: управляющий банком, строи­тельным трестом и т.д. Термин «управленец» применяется, как пра­вило, для обозначения работающего в аппарате управления: руко­водителей отделов, служб в аппарате управления. При этом он выполняет более узкие функции, чем руководитель, — распорядительные, согласовательные и т.д.

Управленческий труд является разновидностью общественного труда. Работа менеджера представляет собой составную часть всей работы по управлению.

Менеджер — лицо, занимающее постоянную должность и отвеча­ющее за конкретный хозяйственный объект или конкретный участок в системе управления, имеющий в своем подчинении одного или группу работников и наделенный правами и полномочиями по принятию ре­шений, реализации этих решений и распоряжению ресурсами: мате­риалами, оборудованием, финансами и т.д. Он лично направляет под­чиненных на достижение целей организации. Влияние на подчинен­ных и распоряжение теми или иными ресурсами составляют основу труда менеджера[14]. При этом он получает власть от вышестоящего ру­ководства (совета директоров, собственников и т.д.), т.е. он является исполнительным руководителем, руководителем-организатором.

Термин «менеджер» имеет широкое толкование и употребляет­ся в следующем смысле:

1) должность: менеджер по рекламе, по связям с общественно­стью и т.д.;

2) вышестоящий руководитель по отношению к подчиненным: «шеф», «босс» и т.д.;

3) администратор;

4) руководитель фирмы в целом или ее подразделением (управ­лением, отделом, отделением);

5) организатор конкретных видов работ в рамках отдельных подразделений или программно-целевых групп.

Специфика труда менеджера заключается в том, что руководи­тель не принимает непосредственного участия в процессе производ­ства. Этому утверждению соответствует американское определение процесса управления: «делать что-либо руками других». В сущности, это умственный труд.

Предметом труда менеджера является информация, объектом воздействия — человек, средством труда — технологии, методы. Продуктом труда менеджера является управленческое решение. Продуктом его труда традиционно считаются приказы и распоряжения, вытекаю­щие из принятых решений. Современные подходы трактуют про­дукт труда менеджера прежде всего как систему отношений в кол­лективе.

В основе менеджмента и его главного действующего лица — ме­неджера лежит целенаправленный поиск, организация работы и непрерывное обучение подчиненных для наиболее эффективно­го использования всех ресурсов. Он разрабатывает планы, опреде­ляет не только что и когда делать, а также кто и как будет выпол­нять порученное, осуществляет контроль. В этом смысле каждый человек в определенной мере менеджер чего-нибудь: в будничных делах, стройке, ремонте, домашнем хозяйстве и т.д.

Общие черты управ­ленческой деятельности всех руководителей во всех организациях часто гораздо менее очевидны, чем различия. Многие руководите­ли-практики считают, что повседневная работа начальника цеха или отдела мало отличается от работы тех, кем они руководят.

Исследования показывают, что управленческая работа, по сути, значительно отличается от не уп­равленческой. Управленческий труд отличает, прежде всего, неодно­родность деятельности, а именно, разнообразие и фрагментарность. Менеджер может выполнять за день сотни неповторяющихся опера­ций управления.

Роли руководителя — еще одна общая черта управленческой рабо­ты. Роль — это набор поведенческих правил, соответствующих конк­ретному учреждению или конкретной должности менеджера. Менед­жеры занимают определенные должности в качестве руководителей организационных подразделений, что и обусловливает их служебное поведение. Причем личность менеджера, как и актера в пьесе, может влиять на характер исполнения роли, но только не на содержание.

Г. Минцберг удачно обобщил и классифицировал деятельность менеджеров в форме десяти ролей в рамках трех крупных категорий: межличностные роли, информационные роли и роли по при­нятию решений. Все типы ролей взаимозависимы и взаимодействуют. В межличностных и информационных ролях руко­водитель принимает решения в области поиска возможностей для организации, ведет переговоры, распределяет ресурсы, улаживает конфликты[15].

В науке об управлении наметилась тен­денция рассматривать управление как выполнение определенных функций. Многие ученые и эксперты в области управления в связи с этим определяют управление следующим образом: управление ~ это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь цели орга­низации.

В организациях, за исключением очень небольших, объем управленческой работы так велик, что она должна быть разделена. Горизонтальное разделение управленческого труда представляет собой расстановку конкретных руководителей во главе отдельных подразделений — отделов, цехов, служб. Управлен­ческая работа руководителей должна быть скоординирована так, что­бы организация могла добиваться успеха. Поэтому часть руководите­лей занята координацией работы других руководителей.

Вертикальное разделение управленческого труда осуществляется по уровням. Уровни управления определяют путем выделения руко­водителей низового звена, руководителей среднего звена и руково­дителей высшего звена — высшего управленческого персонала.

Все организации в на­стоящее время действуют в условиях неустойчивой среды, поэтому они не могут ждать изменений и затем реагировать на них. Руководи­тели современных организаций должны думать и действовать как предприниматели. Менеджеры должны активно искать новые воз­можности и намеренно рисковать, добиваясь изменений и совер­шенствования.

Выводы

О сфере применения терминов «менеджмент» и «менеджер»:

•менеджмент практически мог возникнуть и успешно развиваться толь­ко в тех организациях и отраслях, где существовала проблема повышения эффективности деятельности, где перед организацией (отраслью) со всей остротой вставала проблема дефицита ресурсов, что обусловливало необ­ходимость их поиска, активизации и рационального использования;

•применение терминов «менеджмент» и «менеджер» к таким жанрам уп­равленческой деятельности, как муниципальное управление, социальная сфера и политика, весьма проблематично;

•при подготовке менеджеров система вузов России должна ориентиро­ваться, прежде всего, на деятельность деловых организаций (производствен­ных, коммерческих, финансовых, сервисных), в полной мере отвечающих обозначенным выше критериям.

 

О проблеме существования менеджмента и менеджеров в нашей стране:

—хотя термин «менеджмент» мало использовался в советской управленческой литературе и управленческой практике, можно утверждать, что при­мерно со второй половины 60-х - начала 70-х гг. (период, когда человеческие и природные ресурсы в России перестали восприниматься как избыточные) менеджмент как жанр деятельности уже существовал в производственных организациях;

—в период с начала и примерно до последней четверти 90-х гг., — несмотря на легализацию, популярность термина «менеджмент» и издание многочисленной отечественной и переводной литературы по менеджменту, — этот вид управленческой деятельности как ориентированный на изыскание и ак­тивизацию новых резервов управления в стране практически исчез как жанр, так как задача обеспечения эффективности деятельности и поиска дополни­тельных ресурсов в период передела собственности надолго была снята с по­вестки дня;

— в настоящее время в сфере производственных, коммерческих, сервис­ных и финансовых организаций активно идет процесс постепенной реани­мации отечественного менеджмента в новых условиях. Начало этого этапа совпадает с концом 1998 года и связано с дефолтом (перестройка экономи­ки, активизация производства в стране, поиск ресурсов управления);

— именно в связи с этими процессами перед отечественной системой высшего образования со всей остротой возникли проблемы: что понимать под менеджментом и как готовить менеджера в России.

  1. Национальные особенности менеджмента

 

Один американец на голову выше одного японца, но десять японцев на голову выше десяти американцев.

Один американец

 

Менеджмент как теория и практика управления предприятием имеет много общих черт для разных стран мира. Тем не менее, на­циональные особенности в менеджменте проявляются довольно ярко. В двух соседних странах и даже в двух местностях одной стра­ны могут быть разными уклад жизни, представление о морали, тем­перамент людей. По-разному могут восприниматься и ценностные ориентации в бизнесе, способы достижения цели, поведенческие аспекты в управлении и т.д.

Общепринято выделять американский, японский и западноев­ропейский менеджмент. Можно говорить и о скандинавском, ти­хоокеанском и т.д. Особенности каждого из них связаны с истори­ческими условиями, национальными чертами.

Американский менеджмент. Когда говорят об американском менеджменте, имеют в виду США. Менеджмент в Канаде, Южной Америке имеет свои отличительные черты, которые тесно связаны с их историей.

США — практически единственная страна, которая доминиро­вала в экономической, военной и политической областях после окончания второй мировой войны. Эта страна была образцом для всего мира по динамизму развития, методам управления и эконо­мической мощи. Вследствие своих размеров, военной мощи и ис­торических причин США будут по-прежнему в течение многих де­сятилетий оказывать существенное влияние на развитие мирового сообщества. Однако по уровню производительности, финансовой помощи, размеру валового национального продукта надушу населения, темпам роста производительности труда США теряют ми­ровое лидерство.

Американский менеджмент иногда называют классическим. Этим он обязан указанным выше причинам, а также большому ко­личеству научных и исследовательских работ в области управления, «родившихся» в США и затем нашедших широкое распространение в других странах,

Японский менеджмент. Иногда его называют тихоокеанским, японским его называют потому, что здесь в концентрированной форме проявились наиболее характерные черты этой страны.

Немного о Японии, В настоящее время Япония — вторая эконо­мическая держава и самый крупный мировой кредитор. Семь из де­сяти крупнейших банков в мире — японские. На японские фирмы приходится 50% мирового производства судов, 2/5 — телевизоров и более '/3 —полупроводников. Японских рабочих отличает высо­кий уровень образования, технологический опыт и стабильность. В Японии подготавливается ежегодно почти столько же инженеров, как и ь США (при населении, в 2 раза меньшем). В Японии самый высокий рост производительности труда. Япония на пороге всеоб­щего высшего образования и готовится в XXI в. стать всемирным банком информации.

Управление в современной Японии понимается как сплав кон­цепций американского менеджеризма и японского традиционизма. Укажем на некоторые принципы японского менеджмента. Ориен­тировка на отдаленные цели в Японии выл илась в устойчивый прин­цип управления. Японцы считают, что в любой стране качество продукции и производительность труда рабочих зависят от управ­ления, а капиталовложения сами по себе не имеют большого зна­чения. В японской системе управления сложилась иерархическая триада приоритетов — человек—финансы—технология. Самая важ­ная задача японского менеджмента состоит в том, чтобы установить нормальные отношения с работниками, создать отношение к кор­порации, как к родной семье. На должности менеджеров подбира­ются люди, которые могут строить такие отношения, могут убеж­дать, могут побудить желание сотрудничать с ними. Японские фир­мы стремятся создать для работников специфическую атмосферу, в которой они ощущают себя защищенными и опекаемыми, а так­же могут реализовать свои жизненные намерения. Для японца труд как таковой представляет собой самостоятельную моральную цен­ность, он не связывает свои усилия с ожиданием вознаграждения так жестко, как делается это на Западе. Гармония между персона­лом и менеджментом является руководящим принципом в системе управления. Для многих стран именно японская, а не американская система управления производством стала эталоном. Втихоокеанском менеджменте выделяют китайский, который представляет сочетание дешевой рабочей силы и передовой технологии. Ниже пред­ставлены особенности японского и американского менеджмента.

 

 

ЯПОНСКАЯ МОДЕЛЬ МЕНЕДЖМЕНТА АМЕРИКАНСКАЯ МОДЕЛЬ МЕНЕДЖМЕНТА
Управленческие решения принимаются коллективно на основе единогласия. Индивидуальный характер принятия решений.
Ответственность коллективная. Ответственность индивидуальная.
Нестандартная, гибкая структура управления. Строго формализованная структура управления.
Неформальная организация контроля. Четко формализованная процедура контроля.
Коллективный контроль. Индивидуальный контроль руководителя.
Замедленные оценка работы сотрудника и служебный рост. Быстрая оценка результата труда, ускоренное продвижение по службе.
Основное качество руководи­теля -умение осуществлять координацию действий и контроль. Главные качества руководи­теля - профессионализм и инициатива.
Ориентация управления на группу. Ориентация управления на отдельную личность.
Оценка управления по достижению гармонии в коллективе и по коллективному результату. Оценка управления по индивидуальному результату.
Личные неформальные отношения с подчиненными. Продвижение по службе по старшинству и стажу работы. Формальные отношения с подчиненными. Деловая карьера обусловливается личными результатами.
Подготовка руководителей универсального типа. Подготовка узкоспециализированных руководителей.
Оплата труда по показателям работы группы, служебному стаж и т.д. Оплата труда по индивидуальным достижениям.
Долгосрочная занятость руководителя в фирме. Найм на работу на короткий период.

Западноевропейский менеджмент. Европа объединяется, чтобы создать мощную державу в противовес Америке и Японии, поэто­му она наследует достижения того и другого менеджмента, хотя больше тяготеет к американскому. В западноевропейском менедж­менте можно выделить скандинавский, символом которого явля­ется «человек и экология». Особенности национального менеджмен­та привели к национальным особенностям стилей менеджеров.

 

Составляющие менеджмента Американский Японский Скандинавский
Стратегия Время-деньги-потребление Узнать-приспособить-превзойти Нейтралитет
Тактика Контролируемый хаос Патриархальное управление Солидность
Сотрудник Инициатор «Винтик» Хозяин
«Козыри» Темп Качество Правдивость,
Недостатки Псевдокультура Жесткость Мелочность
Результат Громкий прогресс Быстрый прогресс Социализм

 


Date: 2015-09-05; view: 1552; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию