Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Подходы к определению сущности и роли менеджмента и управленияСтр 1 из 2Следующая ⇒
Такое совпадение не случайно, так как его основу составляют объективные процессы общественного развития, оказывающие влияние на трактовку понятий и подходы к раскрытию их содержания. С учетом этого, представляется вполне оправданным использовать термины «менеджмент» и «управление» как тождественные. Понимание менеджмента как искусства управления базируется на том, что организации – это сложные социально-технические системы, не функционирование которых воздействуют самые разнообразные факторы внешней и внутренней среды. Люди, работающие в организациях и с организациями – это самый главный фактор, учет которого требует не только научного подхода, но и искусства его применения в конкретных ситуациях. Управление как наука имеет свой предмет изучения, свои специфические проблемы и подходы к их решению. Научную основу этой дисциплины составляет вся сумма знаний об управлении, накопленная за сотни и тысячи лет практики и представленная в виде концепций, теорий, принципов, способов и форм управления. Усилия этой науки направлены на объяснение природы управленческого труда, выявление факторов и условий, при которых совместный труд людей оказывается более полезным и эффективным. Управление как функция реализуется через выполнение ряда управленческих действий, получивших название функций управления. Впервые их состав был сформулирован А. Файолем, который выделил пять исходных функций управления: планирование (предвидение), организацию, распоряжение (распорядительство), координацию (координирование) и контроль. Управление как процесс представляет собой динамически изменяющиеся в пространстве и времени, связанные между собой управленческие функции, целью которых является решение проблем и задач организации. В свою очередь процесс организован профессионально-подготовленными специалистами в области управления – профессиональными менеджерами, которые формируют организации, управляют ими путем постановки целей и разработки способов их достижения. И, наконец, управление нередко идентифицируется с органами или аппаратом управления. Менеджмент, таким образом, представляет собой и спецефический орган современных организаций, как коммерческих, так и некоммерческих, без которого ни одна организацию не может работать эффективно[7]. Более подробного рассмотрения, безусловно, заслуживают все эти аспекты, что, безусловно, и будет сделано позднее, в этом пособии, однако, поскольку в повседневной жизни мы сталкиваемся чаще всего, с менеджментом, как видом деятельности, и с менеджерами, как с конкретными людьми (которыми, возможно кто-то уже является, а кому-то только предстоит быть) поэтому остановимся именно на этой практической части вопроса.
Управление — это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу. П. Друкер
Бизнес подобен езде на велосипеде. Либо вы едете вперед, либо вы падаете. Джон Д. Райт
Таким образом, управление в широком смысле слова — это целенаправленный перевод любой заданной системы в нужное состояние. Под системами понимаются биологические, технологические, кибернетические, социальные и другие объекты. В целом, можно отметить, что теория управления – это наука и принципах и методах целенаправленного воздействия на коллективы людей для достижения поставленной цели. Системы с участием человека называются социальными. К ним относятся государство, армия, предприятие, церковь и т.д. Каждая из этих систем требует знаний и умений управления ими. Сфера нашей будущей деятельности, наших интересов будет так или иначе связана с организацией, под которой мы в дальнейшем будет подразумевать предприятие, учреждение, фирму. Перефразируя известного американского менеджера Ли Якокка, который утверждал, что "все хозяйственные операции можно в конечном счете обозначить тремя словами: люди, продукт, прибыль "[8], можно сказать, что в деятельности организации можно выделить следующие области, которые требуют управления: производство, маркетинг, деятельность и люди. Управление производством охватывает функционально-технологическую структуру и является предметом изучения специалистов (технологов, инженеров). Самостоятельной сферой деятельности в организации является и маркетинг, от которого также во многом зависит успех современной организации. Остановимся более детально на управлении деятельностью и людьми. Управление экономической деятельностью — это планирование, экономическая постановка производственных задач, контроль за выполнением заданий и т. д. Управление людьми (персоналом) — это обеспечение сотрудничества между членами коллектива, обучение, информирование, мотивация работников и т.д. Управление деятельностью и людьми составляет основу менеджмента. Исторически менеджмент как сфера деятельности совпадает с выделением предпринимательской деятельности из всего производства. Менеджмент — это искусство управления интеллектуальными, финансовыми» сырьевыми, материальными ресурсами в целях наиболее эффективной производственной деятельности организации. В этом смысле управление организацией и менеджмент организации совпадают почти полностью. При всей схожести понятий «управление» и «менеджмент» они имеют отличия и специфичность. Термин «управление», как указывалось выше, имеет более обширную смысловую нагрузку. Понятие «менеджмент» по смысловому содержанию включает в себя в качестве основополагающей составной части принятое в нашей стране понятие «организация управления». Таким образом, менеджмент — это не просто управление организацией, а управление в условиях рынка, рыночной экономики. Понятие «управление» также часто синонимично понятию «руководство». Несмотря на схожесть этих понятий, они различны. Если термин «управление» распространяется на все субъекты народного хозяйства, то термин «руководство» чаще относится к политической и военной сфере, а также образованию, здравоохранению, культуре. Понятие «руководство» чаще распространяется на деятельность отдельного работника, группы или организации. Нужно также помнить, что термины «управление», «менеджмент» и «руководство» могут употребляться в смысле реализации функций, а также в смысле определенного института, органа: управление кадров, строительное управление, руководство фирмы или завода, высший или низший уровень менеджмента. До сих пор менеджмент рассматривался как управление фирмой в условиях рыночной экономики. Понятие менеджмента намного шире и оно имеет неоднозначную трактовку, о чем уже говорилось выше. В управленческой литературе[9] существует огромное количество классификаций менеджмента: 1) по уровням: высший, средний, нижний; 2) по формам собственности: государственный, частный; 3) по направлениям деятельности: стратегический, инновационный, финансовый, маркетинговый; 4) по виду деятельности организаций: фирменный, производственный; 5) по целям: коммерческий, некоммерческий. В каждом из видов можно найти общие черты и различные элементы, которые прежде всего касаются целей, поэтому правильнее было бы уточнять, о каком виде менеджмента идет речь. Когда говорят об управлении деятельностью организации в целом (или ее самостоятельных хозяйственных подразделений), то имеют в виду менеджмент общий. Менеджмент как вид практической деятельности уже давно существует в форме синтеза науки и искусства. Исследования показывают, что роль научных знаний возрастает. Искусство управления — это прежде всего мастерство руководителя и работников аппарата управления, проявляющееся в наиболее умелом и эффективном решении управленческих задач. Эти две стороны управления — наука и искусство — не следует разделять и тем более противопоставлять. Там, где управление перестает быть искусством, оно теряет свое значение как наука. Обучение и врожденный талант являются необходимыми составляющими искусства управления. Итак, возникнув в конце XIX в., менеджмент приобрел особую популярность в 30-е гг. ХХ века. По мере становления и развития менеджмента социальный слой менеджеров превратился в весьма влиятельную общественную силу. Когда появились корпорации-гиганты, обладающие огромным экономическим, производственным, научно-техническим и информационным потенциалом, роль менеджеров еще более возросла. В последнее время значительное влияние на экономику и жизнь людей стал оказывать и малый бизнес, который максимальной удовлетворяет потребности населения, создает рабочие места, является устойчивым вариантом венчурного бизнеса. Устойчивость малых предприятий и их выживание в конкурентной борьбе зависит от эффективного менеджмента[10]. С понятием менеджмента мы определились в предыдущем пункте. Для того чтобы понять, как соотносятся понятия и виды деятельности в условиях рынка, дадим определения бизнеса, предпринимательства, коммерции. Бизнес — любой вид деятельности, приносящий доход или иные выгоды. Бизнесом занимаются ради получения прибыли от результатов деятельности в самых различных сферах — производстве, торговле товарами и услугами, банковском деле, страховании и т.д. с использованием сложившихся в рыночной практике форм и методов конкретной деятельности, Термин «бизнес» (business) происходит от английского busy, что переводится как занятой, деловой, дело. Одной из форм такой деятельности является предпринимательство — это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли (от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг) лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Предпринимательская деятельность предполагает полную хозяйственную самостоятельность, полное или частичное владение какими-то материальными ценностями, подчинение правовым нормам страны регистрации, готовность брать на себя добровольно весь риск, связанный с реализацией новых идей и новых дел на постоянной основе. Она может осуществляться как с привлечением наемного труда, так и без его привлечения. Извлекая пользу для самого себя, предприниматель действует на благо общества. Коммерческая деятельность, как и предпринимательская, является частью бизнеса и направлена на приобретение и продажу товаров и ценных бумаг, осуществление страховых, транспортных, банковских, торгово-посредпичных и других операций [11]. Ее отличают торговые операции в более крупных размерах, чем предпринимательство, а также в областях, не свойственных ему. Видно, что наиболее общим понятием в предпринимательской деятельности является бизнес, который охватывает самые разные виды этой деятельности. Менеджмент как наука и практика управления деятельностью и людьми в рыночных условиях во многом определяет успех в бизнесе. Управление бизнесом — это одна из главных функций менеджмента Бизнес обычно подразделяют на мелкий, средний и крупный. Существуют определенные критерии для отнесения организаций, фирм к тому или иному виду бизнеса. В зависимости от его размеров эти критерии изучаются в соответствующих дисциплинах. Целью любой организации (любого бизнеса), а следовательно и задачей его управления, является производство товаров или предоставление услуг, иными словами, удовлетворение социальных потребностей клиентов через рынок. Поэтому наряду с менеджментом, охватывающим организационно-человеческий аспект управления организацией, появилось самостоятельное направление деятельности, которое изучает внешнюю среду, прилегающую.к организации, т.е. собственно рынок и его инфраструктуру. Это направление деятельности управления производством называется маркетингом. До середины XX в. маркетинг не выделялся из менеджмента, был его составной сбытовой функцией. Маркетинг происходит от английского слова market, что в переводе на русский язык означает «рынок». Маркетинг — это система управления деятельностью фирмы по разработке, производству и сбыту товаров или предоставлению услуг на основе изучения рынка в интересах получения прибыли [12]. Маркетинг в широком смысле слова включает не только анализ рынка, и тем более простой сбыт товаров, как иногда принято считать. Он, являясь частью бизнеса, изучая, а порой и формируя потребности покупателя, оказывает самое прямое влияние на производство товаров или услуг в организации или на предприятии.
Кто производит, тот не управляет. Кто управляет, тот не производит. В. Зигерт, Л. Ланг
Представления А. Чендлера о логике формирования и специфике управленческой позиции менеджера могут быть существенно дополнены. Так, в организационно-управленческой литературе широко известен анализ позиции менеджера и специфики его деятельности П. Друкера. Специфику позиции менеджера он попытался выявить через сравнение с позициями владельца организации, администратора-бюрократа, политика и т.д. по следующим характеристикам: ориентации, цели, характер и содержание деятельности, отношение к проблеме эффективности и т.д. Согласно его представлениям, она заключается в следующем. Во-первых, в изначально инновационном (по терминологии П. Друкера - предпринимательском) характере деятельности менеджера, проявляющемся в ориентации на постоянный поиск новых, более эффективных способов организации деятельности, что предполагает право на риск. Это принципиально отличает работу менеджера от администратора (бюрократа в веберовском понимании) и бухгалтера, которые «по определению» не склонны к инновационной деятельности и работают в режиме выполнения установленных правил. В то же время эта позиция отчасти роднит менеджера с собственником — основателем предприятия, изначально находящимся в инновационной позиции и склонным к риску. Во-вторых, в содержании его деятельности — это единственный тип управленца в организации, основная задача которого напрямую связана с инновационной деятельностью, активизацией и развитием имеющихся ресурсов, а также форм их рационального использования (что не встречается среди других типов управленцев). В-третьих, в своеобразном отношении к проблеме обеспечения эффективности деятельности, другими словами, в стремлении менеджера обеспечить неуклонное повышение эффективности деятельности организации. Это принципиально отличает его от администратора (бюрократа в веберовском понимании), работающего в рамках заданных правил, и политика, ориентированного на реализацию социального идеала, но не озабоченного проблемой эффективности. Ориентация менеджера на повышение эффективности отчасти роднит его с собственником, заинтересованным в повышении прибыли, но различие состоит в принципиальном отказе менеджера от максимизации прибыли (что характерно для собственника в позиции управленца), а ориентации на обеспечение долгосрочного развития организации. В-четвертых, в высокой степени идентификации менеджера с организацией и стремлении любой ценой повысить способность последней к выживанию, что стимулирует ориентацию на развитие, увеличение размера и сложности строения организации. В-пятых, в способе определения целей своей деятельности. Это единственный тип управленца в организации, который сам определяет цели деятельности, исходя из общих целей организации и специфики области, за развитие которой он отвечает. В-шестых, в работе, связанной исключительно с долгосрочной стратегией. В концепции П. Друкера просматривается указание на то, что термин «менеджер» не применим к управленцу, находящемуся в линейной позиции. Хотя сам Друкер иногда и употребляет термин «линейный менеджер», говоря, например, о мастере в производственной организации, он делает оговорку: последний не отвечает всем требованиям, характеризующим представления о менеджере. Если попытаться синтезировать позицию менеджера А. Чендлера и П. Друкера и соотнести еес классической концепцией административного управления А. Файоля, то станет очевидно, что менеджер по всем признакам не может быть отнесен к разряду линейных руководителей или администраторов (руководителей подразделений, занятых оперативной управленческой деятельностью в базовой сфере). Он, безусловно, должен быть причислен к функциональным (штабным или офисным) специалистам. И хотя термин «менеджмент» в концепции А. Файоля не употребляется, различие между менеджерской (функциональной) позицией и позицией линейного специалиста наглядно просматриваются и в его концепции. Если деятельность администраторов в концепции А. Файоля (где человек - объект управления), непосредственно связана с управлением людьми в процессе базовой деятельности (в модели А. Чендлера — коммерческой, производственной), то штабные специалисты заняты исключительно проблемой организации деятельности. При этом термин «организация» нами используется именно в смысле А. Файоля, «как процесс создания материальных и социальных предпосылок для эффективного управления». Характерно также, что в модели А. Файоля (отражающей организационные реалии конца XIX — начала XX в.), как и в модели А. Чендлера, штабные специалисты не только выключены из сферы оперативного управления производством, но и лишены права вмешиваться в эту сферу. Определение менеджера как функционального специалиста важно, но недостаточно для выявления специфики его позиции. Соотнесение позиции функционального специалиста, как его понимал А. Файоль, и менеджера в рассмотренном выше понимании показывает, что не всякий функциональный специалист является менеджером. Бухгалтер, например, ни при каких условиях не может быть рассмотрен в качестве такового. Дело в том, что менеджер изначально ориентирован на инновационную поисковую деятельность, связанную с развитием организации, в то время как работа бухгалтера по своей природе антиинновационна, изначально связана с неукоснительным соблюдением незыблемых правил, установленных извне. Функционально-инновационная деятельность менеджера, ориентированная на создание условий для эффективной работы и развитие организации, изначально предполагает узкую специализацию. Характерно, что сам А. Файоль применительно к производственной организации выделял несколько возможных областей применения штабных специалистов, деятельность которых связана с организацией условий для управления, и, соответственно, несколько областей менеджерской специализации. В качестве таковых он, в частности, называл технико-технологическую, финансовую, защитную (юридическую и собственно социальную) и т.д. Сегодня этот перечень существенно расширился, однако серьезной проблемой остается вопрос выявления оснований для выделения специализаций при подготовке менеджера к деятельности в реальной организации. На наш взгляд, большинство оснований, используемых ныне для обозначения специфики того или иного направления менеджмента (построенные по специфике избранной методологии, типу объекта управления, месту в системе иерархии, предметной области, в которой создавались те или иные модели менеджмента, и т.д.), малопригодны для определения сфер специализации в системе менеджерского образования. Например популярный термин «инновационный менеджмент», подчеркивающий специфику используемой методологии, вряд ли может быть положен в основу специализации менеджерского образования, поскольку ориентирует не на жанр осуществляемой деятельности (ибо специфика менеджмента изначально инновационна), а на определенные исходныетеоретико-методологические представления, лежащие в основе понимания этой деятельности. Использование этого термина вполне оправдано при соотнесении с деятельностью менеджеров другой методологической ориентации, однако не может быть применимо для определения профиля специализации. Термин «кадровый менеджмент» (или «менеджмент по персоналу»] лежит в основе разделения менеджерских специализаций по объекту управления. Однако возникает вопрос: а что вообще, кроме человека и человеческой деятельности, может быть объектом управления с точки зрения современной теории организации и управления? Сомнительными представляются и попытки вычленить сферы менеджмента по предметному основанию. Широко известно, например, вычленение таких сфер, как социология и психология менедж мента. Конечно, вклад социологии, психологии и многих других дисциплин в формирование менеджмента очевиден, однако попытка построить полноценное менеджерское образование (даже в определенном секторе менеджмента) на базе какой-либо одной предметной дисциплины разрушает межпредметное поле менеджмента и существенно ограничивает «будущее» менеджера в организации. Наконец, самое популярное деление на стратегический, координационный и оперативный менеджмент делает акцент не столько на различии функций менеджеров разной специализации, сколько на место менеджера как управленца в управленческой иерархии. Вместе с тем карьера менеджера в современной организации строится по функциональному признаку, и достижение менеджером определенного статуса в системе властных отношений предполагает успешную работу специалиста в конкретной сфере менеджерской специализации. Наиболее адекватным основанием для выделения менеджерских профессий и определения соответствующих направлений при подготовке менеджера представляется специализация по типу ресурса, с которым данный менеджер должен работать. Данная формулировка восходит к Т. Парсонсу и находит отражение в работах многих специалистов по общей теории и социологии организаций — представителей эстонской группы (Д. Хиксон, Б. Хайнингс) и М. Крозье. Согласно их позиции, область властных полномочий менеджера и сфера реальной свободы в принятии решений в организации напрямую связаны со способностью и умением менеджера мобилизовать ключевые ресурсы деятельности в значимой для организации области и адекватно их использовать для достижения поставленной цели. Мы уже отмечали, что инновационное содержание деятельности менеджера связано с поиском, активизацией, развитием и рациональным использованием ресурсов, необходимых организации. Многообразие и различие природы ресурсов, с которыми приходится работать менеджерам, изначально предполагают функциональную специализацию, как на уровне сфер менеджерской деятельности, так и в системе менеджерского образования. Говоря же о типах ресурсов, мы считаем необходимым обратиться к положениям двух организационных теорий инвайронментальной ориентации, делающих акцент именно на стратегических аспектах жизнедеятельности деловых организаций - «теории комплексной организации» в версии П. Лоуренса и Дж. Лорша [Lawrens, Lorsch 1967] и «теории ресурсной зависимости» в версии Дж. Пфеффера и Дж. Саланчика. Здесь уточняется содержание понятия «организационный ресурс» и наглядно описываются типы таких ресурсов. Представители обеих теорий широко трактуют понятие «организационные и управленческие ресурсы», выделяя в качестве таковых факторы самой разной природы, необходимые для жизнедеятельности организации и реализации долгосрочных и оперативных целей. В их концепции это природные ресурсы, техника и технология, деньги, человеческие ресурсы, информация и т.д. При этом содержание организационных и межорганизационных отношений во многом сводится к проблеме эффективного обмена ресурсами. Поскольку любой из ресурсов имеет специфическую природу, работа по активизации и рациональному использованию каждого из них требует от специалиста специфических базовых знаний, навыков и технологий. Все это предполагает существенные различия в подготовке менеджеров разного типа. При формировании менеджерских специализаций в вузе следует учесть не только различие в природе ресурсов, но и ракурс работы с ними. Дело в том, что работа с ресурсами осуществляется как внутри, так и вне организации, что еще более дифференцирует направления менеджерской деятельности и сферы подготовки менеджера. Различие между деятельностью во внутриорганизационном и межорганизационном пространствах является важным фактором, оттеняющим содержание деятельности менеджера. В некоторых современных организационных концепциях (Дж. Томпсон) все подразделения крупной многоцелевой деловой организации по сфере работы с ресурсами делятся на два принципиально отличных блока — «подразделения технического ядра» (ориентированные на активизацию и рациональное использование ресурсов внутри организации - отделы производства) и «подразделения буферной зоны» (ориентированные на работу с ресурсами в межорганизационном пространстве - рынок, банки, инвесторы, организации, поставщики и продавцы). При общей ориентации на эффективность и совершенствование деятельности, различие в деятельности менеджера по этому основанию в значительной мере может быть сведено к различию условий, в которых она осуществляется. Работа менеджеров, находящихся в позиции подразделений технического ядра (например, менеджер по технике и технологии), изначально ориентирована на создание условий и строится в логике модели организации как закрытой системы. Условием успешной деятельности здесь является относительно высокая стабильность в сфере производства и предсказуемость отношений между производственными подразделениями. Деятельность же менеджера в позиции представителя буферных подразделений (например, менеджер по маркетингу) изначально предполагает работу в режиме организации как открытой системы, она задает в качестве изначальной ориентацию на деятельность в условиях высокой неопределенности и слабой предсказуемости. При этом подразделения буферной зоны выступают определенной защитой - «буфером», обеспечивающим условия для нормальной работы подразделений технического ядра. Таким образом, обозначение функционального специалиста и его подготовка должны предполагать обязательное построение специализации не только с учетом избранного типа ресурса, но и сферы его работы с ним. В реальной деловой организации это находит отражение в таких должностях, как менеджер по финансам, менеджер по маркетингу, менеджер по технике и технологии, менеджер по работе с информацией, менеджер по человеческим ресурсам и т.д. Несмотря на то, что менеджмент является а) особым жанром практической управленческой деятельности, б) специальностью, по которой готовят менеджеров в системе высшего образования, в) дисциплиной, преподаваемой на соответствующих факультетах вузов, в то же время он вряд ли может быть выделен в самостоятельную область науки. По жанру менеджерская деятельность близка к инженерной (в том смысле, как употребляются термины «социальная» или «генная инженерия»). По своему содержанию это сугубо практическая поисковая и инновационная деятельность, включающая в себя мощные проектно-конструкторские, проектно-технологические и практико-инновационные компоненты. Менеджмент как разновидность «инженерной деятельности», сам, не будучи наукой, находится в тесной связи с последней, используя по мере необходимости ее знания и наработки для решения практических задач в сфере подготовки и реализации управленческих решений определенного профиля. Общей с инженерией чертой этого жанра деятельности является то, что ее фундаментальные основания многопредметны. Как и любой вид преобразующей практики, он опирается на знания многих базовых дисциплин и методологий. На наш взгляд, образцом для подготовки менеджера (в сфере взаимоотношений этой области управленческой практики с наукой) может выступать подготовка инженеров в традиционном смысле слова (подготовка специалиста по работе с техникой и технологией). Подготовка менеджера как «инженера» управленческого профиля тоже предполагает изучение основ целого комплекса фундаментальных наук. При этом, как представляется, научная составляющая подготовки менеджера (как и инженера) должна быть многопредметна и полидисциплинарна. Основополагающую подготовку менеджера должен составлять достаточно широкий набор фундаментальных предметных дисциплин, как это и делается при инженерной подготовке в технических науках. Поскольку деятельность менеджеров специализирована с учетом типа ресурсов и ракурса работы с ними, базовая и специальная формы подготовки будущих менеджеров разного профиля не могут быть одинаковыми. Работа с каждым из типов ресурсов (причем в различных ракурсах - внутриорганизационном и внеорганизационном) предполагает в каждом случае изучение своего набора предметных дисциплин, дающих достаточно полное представление о природе данного типа ресурса. Кроме того, каждая специализация должна предполагать освоение студентом данного профиля специфических методов анализа состояния ресурса и технологий управления ими [Lawrens, Lorsch, 1967]. Это, в свою очередь, предполагает существенные различия, проявляющиеся: во-первых, в наборе и объеме читаемых студентам специальных управленческих дисциплин (набор базовых и специальных управленческих теорий, управленческих технологий, методологий); во-вторых, в методах анализа состояния данного типа ресурса; в-третьих, в самом перечне базовых предметных дисциплин, закладывающих у студента понимание природы того типа ресурса, с которым ему предстоит работать (экономика, математика, информатика, поведенческие науки и т.д.). Например, что при подготовке менеджера по финансам фундаментальной основой подготовки специалиста должны выступать, прежде всего, многообразные дисциплины экономического профиля и математика, а поведенческие дисциплины должны преподаваться в значительно меньшем объеме. В то же время подготовка менеджера по управлению человеческими ресурсами требует углубленных знаний именно по поведенческим наукам ( социология, психология, социальная антропология и политология) и определенного объема экономической и математической подготовки. В свете сказанного, принятая в России и ряде других стран традиция рассматривать менеджмент как направление подготовки специалистов на базе экономической науки, представляется неоправданной. Существенные различия в специализированной подготовке менеджеров разного профиля, однако, не должны ставить под сомнение необходимость получения будущим менеджером любого профиля определенного объема универсальных знаний и навыков, необходимых управленцу (как научных — базовых, так и собственно управленческих). Этот элемент подготовки отчасти совпадает с описанным выше «дженералистским» представлением о содержании деятельности менеджера. В определенном объеме этот компонент высшего образования необходим любому управленцу, так как позволяет, во-первых, менеджеру любого профиля быстрее осваивать и успешнее выполнять общеуправленческие функции, необходимые ему для осуществления управленческой деятельности в своем подразделении (начиная со второй ступени его карьеры), и, во-вторых, дает возможность менеджерам данного профиля лучше понимать друг друга (делает возможным диалог между управленцами разных специализаций и смягчает эффект дивергенции целей в организации). Центральной фигурой в системе менеджмента является менеджер. Существует множество определений понятия «менеджер». Если выделить главное, то менеджер — профессиональный наемныйуправляющий, наделенный полномочиями принимать решения по определенным видам деятельности организации, функционирующей в рыночный условиях, власть которого не распространяется на собственников капитала [13]. Менеджер не является автоматически руководителем или входит в состав высшего руководства предприятия (совет директоров и т.д.). Менеджер, как правило, обладает специальным образованием, причем зачастую в дополнение к инженерному, юридическому, экономическому и т.п. Правда, он может и не иметь специального образования в области управления, но обладает необходимыми качествами и навыками для эффективного руководства, что характерно для быстро развивающейся сферы малого бизнеса. Менеджеры работают во всех «эшелонах» управления, в задачу которых входит организация конкретной работы в рамках определенного числа сотрудников, которые подчиняются ему. Менеджер (от англ.. manager) переводится как управляющий. В русской управленческой литературе эквивалентом «менеджеру» могут служить «руководитель», «управляющий», «начальник». Между понятием «менеджер» и понятиями «руководитель», «предприниматель», «бизнесмен», «управленец» существуют отличия. Понятие «руководитель» шире понятия «менеджер» и распространяется не только на рыночное хозяйство, предпринимательскую деятельность, а менеджмент является частью бизнеса. Более того, руководителями могут быть собственники, которыми менеджеры являются далеко не всегда. Слова «менеджер» и «предприниматель» также не являются синонимами. Предприниматель, являясь владельцем собственного дела, берет на себя риск, связанный с организацией нового предприятия или с разработкой новой идеи, нового вида услуг, предлагаемых обществу. Менеджер, как правило, руководит налаженным производством. Если сам предприниматель ведет дело, в котором есть подчиненные ему работники, то он выполняет все функции менеджера. Примерно такая же разница между понятиями «менеджер» и «бизнесмен». Последнее несколько шире понятия «предприниматель» на основе понятий «предпринимательства» и «бизнеса». Производными от слова «управление» являются «управляющий» и «управленец». Термин «управляющий» применяется, как правило, к должности руководителей в некоторых сферах деятельности или отраслей народного хозяйства: управляющий банком, строительным трестом и т.д. Термин «управленец» применяется, как правило, для обозначения работающего в аппарате управления: руководителей отделов, служб в аппарате управления. При этом он выполняет более узкие функции, чем руководитель, — распорядительные, согласовательные и т.д. Управленческий труд является разновидностью общественного труда. Работа менеджера представляет собой составную часть всей работы по управлению. Менеджер — лицо, занимающее постоянную должность и отвечающее за конкретный хозяйственный объект или конкретный участок в системе управления, имеющий в своем подчинении одного или группу работников и наделенный правами и полномочиями по принятию решений, реализации этих решений и распоряжению ресурсами: материалами, оборудованием, финансами и т.д. Он лично направляет подчиненных на достижение целей организации. Влияние на подчиненных и распоряжение теми или иными ресурсами составляют основу труда менеджера[14]. При этом он получает власть от вышестоящего руководства (совета директоров, собственников и т.д.), т.е. он является исполнительным руководителем, руководителем-организатором. Термин «менеджер» имеет широкое толкование и употребляется в следующем смысле: 1) должность: менеджер по рекламе, по связям с общественностью и т.д.; 2) вышестоящий руководитель по отношению к подчиненным: «шеф», «босс» и т.д.; 3) администратор; 4) руководитель фирмы в целом или ее подразделением (управлением, отделом, отделением); 5) организатор конкретных видов работ в рамках отдельных подразделений или программно-целевых групп. Специфика труда менеджера заключается в том, что руководитель не принимает непосредственного участия в процессе производства. Этому утверждению соответствует американское определение процесса управления: «делать что-либо руками других». В сущности, это умственный труд. Предметом труда менеджера является информация, объектом воздействия — человек, средством труда — технологии, методы. Продуктом труда менеджера является управленческое решение. Продуктом его труда традиционно считаются приказы и распоряжения, вытекающие из принятых решений. Современные подходы трактуют продукт труда менеджера прежде всего как систему отношений в коллективе. В основе менеджмента и его главного действующего лица — менеджера лежит целенаправленный поиск, организация работы и непрерывное обучение подчиненных для наиболее эффективного использования всех ресурсов. Он разрабатывает планы, определяет не только что и когда делать, а также кто и как будет выполнять порученное, осуществляет контроль. В этом смысле каждый человек в определенной мере менеджер чего-нибудь: в будничных делах, стройке, ремонте, домашнем хозяйстве и т.д. Общие черты управленческой деятельности всех руководителей во всех организациях часто гораздо менее очевидны, чем различия. Многие руководители-практики считают, что повседневная работа начальника цеха или отдела мало отличается от работы тех, кем они руководят. Исследования показывают, что управленческая работа, по сути, значительно отличается от не управленческой. Управленческий труд отличает, прежде всего, неоднородность деятельности, а именно, разнообразие и фрагментарность. Менеджер может выполнять за день сотни неповторяющихся операций управления. Роли руководителя — еще одна общая черта управленческой работы. Роль — это набор поведенческих правил, соответствующих конкретному учреждению или конкретной должности менеджера. Менеджеры занимают определенные должности в качестве руководителей организационных подразделений, что и обусловливает их служебное поведение. Причем личность менеджера, как и актера в пьесе, может влиять на характер исполнения роли, но только не на содержание. Г. Минцберг удачно обобщил и классифицировал деятельность менеджеров в форме десяти ролей в рамках трех крупных категорий: межличностные роли, информационные роли и роли по принятию решений. Все типы ролей взаимозависимы и взаимодействуют. В межличностных и информационных ролях руководитель принимает решения в области поиска возможностей для организации, ведет переговоры, распределяет ресурсы, улаживает конфликты[15]. В науке об управлении наметилась тенденция рассматривать управление как выполнение определенных функций. Многие ученые и эксперты в области управления в связи с этим определяют управление следующим образом: управление ~ это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь цели организации. В организациях, за исключением очень небольших, объем управленческой работы так велик, что она должна быть разделена. Горизонтальное разделение управленческого труда представляет собой расстановку конкретных руководителей во главе отдельных подразделений — отделов, цехов, служб. Управленческая работа руководителей должна быть скоординирована так, чтобы организация могла добиваться успеха. Поэтому часть руководителей занята координацией работы других руководителей. Вертикальное разделение управленческого труда осуществляется по уровням. Уровни управления определяют путем выделения руководителей низового звена, руководителей среднего звена и руководителей высшего звена — высшего управленческого персонала. Все организации в настоящее время действуют в условиях неустойчивой среды, поэтому они не могут ждать изменений и затем реагировать на них. Руководители современных организаций должны думать и действовать как предприниматели. Менеджеры должны активно искать новые возможности и намеренно рисковать, добиваясь изменений и совершенствования. Выводы О сфере применения терминов «менеджмент» и «менеджер»: •менеджмент практически мог возникнуть и успешно развиваться только в тех организациях и отраслях, где существовала проблема повышения эффективности деятельности, где перед организацией (отраслью) со всей остротой вставала проблема дефицита ресурсов, что обусловливало необходимость их поиска, активизации и рационального использования; •применение терминов «менеджмент» и «менеджер» к таким жанрам управленческой деятельности, как муниципальное управление, социальная сфера и политика, весьма проблематично; •при подготовке менеджеров система вузов России должна ориентироваться, прежде всего, на деятельность деловых организаций (производственных, коммерческих, финансовых, сервисных), в полной мере отвечающих обозначенным выше критериям.
О проблеме существования менеджмента и менеджеров в нашей стране: —хотя термин «менеджмент» мало использовался в советской управленческой литературе и управленческой практике, можно утверждать, что примерно со второй половины 60-х - начала 70-х гг. (период, когда человеческие и природные ресурсы в России перестали восприниматься как избыточные) менеджмент как жанр деятельности уже существовал в производственных организациях; —в период с начала и примерно до последней четверти 90-х гг., — несмотря на легализацию, популярность термина «менеджмент» и издание многочисленной отечественной и переводной литературы по менеджменту, — этот вид управленческой деятельности как ориентированный на изыскание и активизацию новых резервов управления в стране практически исчез как жанр, так как задача обеспечения эффективности деятельности и поиска дополнительных ресурсов в период передела собственности надолго была снята с повестки дня; — в настоящее время в сфере производственных, коммерческих, сервисных и финансовых организаций активно идет процесс постепенной реанимации отечественного менеджмента в новых условиях. Начало этого этапа совпадает с концом 1998 года и связано с дефолтом (перестройка экономики, активизация производства в стране, поиск ресурсов управления); — именно в связи с этими процессами перед отечественной системой высшего образования со всей остротой возникли проблемы: что понимать под менеджментом и как готовить менеджера в России.
Один американец на голову выше одного японца, но десять японцев на голову выше десяти американцев. Один американец
Менеджмент как теория и практика управления предприятием имеет много общих черт для разных стран мира. Тем не менее, национальные особенности в менеджменте проявляются довольно ярко. В двух соседних странах и даже в двух местностях одной страны могут быть разными уклад жизни, представление о морали, темперамент людей. По-разному могут восприниматься и ценностные ориентации в бизнесе, способы достижения цели, поведенческие аспекты в управлении и т.д. Общепринято выделять американский, японский и западноевропейский менеджмент. Можно говорить и о скандинавском, тихоокеанском и т.д. Особенности каждого из них связаны с историческими условиями, национальными чертами. Американский менеджмент. Когда говорят об американском менеджменте, имеют в виду США. Менеджмент в Канаде, Южной Америке имеет свои отличительные черты, которые тесно связаны с их историей. США — практически единственная страна, которая доминировала в экономической, военной и политической областях после окончания второй мировой войны. Эта страна была образцом для всего мира по динамизму развития, методам управления и экономической мощи. Вследствие своих размеров, военной мощи и исторических причин США будут по-прежнему в течение многих десятилетий оказывать существенное влияние на развитие мирового сообщества. Однако по уровню производительности, финансовой помощи, размеру валового национального продукта надушу населения, темпам роста производительности труда США теряют мировое лидерство. Американский менеджмент иногда называют классическим. Этим он обязан указанным выше причинам, а также большому количеству научных и исследовательских работ в области управления, «родившихся» в США и затем нашедших широкое распространение в других странах, Японский менеджмент. Иногда его называют тихоокеанским, японским его называют потому, что здесь в концентрированной форме проявились наиболее характерные черты этой страны. Немного о Японии, В настоящее время Япония — вторая экономическая держава и самый крупный мировой кредитор. Семь из десяти крупнейших банков в мире — японские. На японские фирмы приходится 50% мирового производства судов, 2/5 — телевизоров и более '/3 —полупроводников. Японских рабочих отличает высокий уровень образования, технологический опыт и стабильность. В Японии подготавливается ежегодно почти столько же инженеров, как и ь США (при населении, в 2 раза меньшем). В Японии самый высокий рост производительности труда. Япония на пороге всеобщего высшего образования и готовится в XXI в. стать всемирным банком информации. Управление в современной Японии понимается как сплав концепций американского менеджеризма и японского традиционизма. Укажем на некоторые принципы японского менеджмента. Ориентировка на отдаленные цели в Японии выл илась в устойчивый принцип управления. Японцы считают, что в любой стране качество продукции и производительность труда рабочих зависят от управления, а капиталовложения сами по себе не имеют большого значения. В японской системе управления сложилась иерархическая триада приоритетов — человек—финансы—технология. Самая важная задача японского менеджмента состоит в том, чтобы установить нормальные отношения с работниками, создать отношение к корпорации, как к родной семье. На должности менеджеров подбираются люди, которые могут строить такие отношения, могут убеждать, могут побудить желание сотрудничать с ними. Японские фирмы стремятся создать для работников специфическую атмосферу, в которой они ощущают себя защищенными и опекаемыми, а также могут реализовать свои жизненные намерения. Для японца труд как таковой представляет собой самостоятельную моральную ценность, он не связывает свои усилия с ожиданием вознаграждения так жестко, как делается это на Западе. Гармония между персоналом и менеджментом является руководящим принципом в системе управления. Для многих стран именно японская, а не американская система управления производством стала эталоном. Втихоокеанском менеджменте выделяют китайский, который представляет сочетание дешевой рабочей силы и передовой технологии. Ниже представлены особенности японского и американского менеджмента.
Западноевропейский менеджмент. Европа объединяется, чтобы создать мощную державу в противовес Америке и Японии, поэтому она наследует достижения того и другого менеджмента, хотя больше тяготеет к американскому. В западноевропейском менеджменте можно выделить скандинавский, символом которого является «человек и экология». Особенности национального менеджмента привели к национальным особенностям стилей менеджеров.
Date: 2015-09-05; view: 1626; Нарушение авторских прав |