Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Культура петровской эпохи





Третьим, и самым важным видом капитала был культурный, неотъемлемой частью которого стал создание новой системы права и новых контролирующих органов.

На смену Боярской думе с 1699 г. пришла Ближняя канцелярия из восьми доверенных лиц царя, затем в 1711 г. на ее основе был создан Сенат. В том же году были введены должности фискалов в центре и на местах. Они осуществляли контроль над деятельностью всей администрации, выявляли факты несоблюдения, нарушения указов, казнокрадства, взяточничества и т.д.

В 1720г. опубликовали Генеральный регламент коллегий, согласно которому присутствие каждой из них состояло из президента, вице-президента, 4-5 советников и 4 асессоров. Коллегии появились вместо старых приказов, со строгим разделением функций. В качестве отдельной структуры был создан Синод – центральный орган управления церковью и имениями. Петр разделил страну на восемь губерний, каждую из которых возглавлял губернатор.

Несмотря на создание новых органов власти и принятие новых законов, искоренить традиции правового нигилизма в России Петру никак не удавалось. Достаточно сказать, что за все время Северной войны актуальной оставалась проблема дезертирства рекрутов, набранных чиновниками на местах с нарушением всяческих предписаний, и проблема снабжения армии, вызванная злоупотреблениями тех же чиновников. [2, 31]

Реформы культуры в петровское время касались, прежде всего, того, что можно назвать «повседневными практиками». Прежде всего, изменения должны были коснуться внешнего вида и манер поведения. Для этой цели еще до начала войны Петр создает ассамблеи – своего рода светские приемы, на которых приглашенные должны были учиться вести себя в соответствии с этикетом. Стали издаваться газеты, книги и календари. Был открыт и первый музей – кунсткамера.

Поскольку жизнь людей упорядочивалась определенными пространственно-временными рамками, то Петр решил изменить и то и другое, введя новый календарь и празднование нового года по европейскому стилю и перенеся столицу на берегу Невы. Помимо введения нового юлианского календаря изменился и способ исчисления времени суток: раньше их было принято делить на дневные и ночные, а теперь было введено привычное деление на 24 часа [7, 25]. Что же касается Нового года, то помимо переноса даты, вводились и новые правила его встречи: «А в знак того доброго начинания и нового столетнего века <…> по большим и проезжим знатным улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых… Да генваря ж в 1 день, в знак веселия, друг друга поздравляя Новым годом и столетним веком, учинить сие: когда на большой Красной площади огненные потехи зажгут и стрельба будет <…> каждому на своем дворе из небольших пушечек, буде у кого есть, из нескольких мушкетов или иного мелкого ружья учинить стрельбу и выпустить несколько ракетов» [7, 26-27]

Нравы петровской эпохи, особенно с точки зрения современных представлений, действительно требовали изменений, поскольку нарушали элементарные правила гигиены. Так, к примеру, в «Юности честное зерцало», молодежь отучали плеваться, кашлять и сморкать нос в присутствии других людей, не облизывать руки за столом и не разговаривать с пищей во рту. Помимо этого от молодежи требовалось придерживаться «универсальных» ценностей: уважения к старшим, умения разговаривать, не перебивая собеседников, сдерживать насмешки и т.д. Безусловно, оценивая культурные реформы, мы не должны забывать о пространствах страны, и понимать, насколько сложно за короткий срок изменить традиционный уклад жизни целой страны. Если учитывать это, становиться понятным утверждение философа Г.П.Федотова «Петру удалось на века расколоть Россию: на два общества, на два народа, переставших понимать друг друга. Разверзлась пропасть между дворянством (сначала одним дворянством) и народом (всеми остальными классами общества) – та пропасть, которую пытается завалить своими трупами интеллигенция XIX века. Отныне рост одной культуры, импортной, совершается за счет другой – национальной. Школа и книги делаются орудием обезличения, опустошения народной души». [8, 142]

К концу жизни Петр достиг вершины величия, но его активная деятельность продолжалась. Его очень беспокоил вопрос о престолонаследии и в 1722 г. он издал указ, согласно которому государь своей волей назначал наследником того, кого хотел. Петр, после долгих раздумий, назначил своим приемником свою жену Екатерину. В 1724 г. начала прогрессировать болезнь Петра (уремия) и 28 января 1725 г. он скончался в страшных мучениях.

Если оценивать реформы по глубине их влияния на русское общество, то на первый план выходит военная сфера (заметим, что реформы Петра в социальной сфере, например, учреждение госпиталей и приютов, были только для военных чинов). Экономика, несмотря на прогресс, оставалась по большей части экстенсивной, сохраняя в основе своей крепостной труд. Культурные преобразования и правовая культура были проектами, которые могли дать эффект в долгосрочной перспективе.

Вначале мы говорили о том, сколько споров вызвало петровское время, и каких различных оценок удостаивался сам Петр I. Как нам, кажется, необходимо предоставить читателю право самому определить свою точку зрения по этому вопросу. Мы же приведем две цитаты, иллюстрирующие каждый из противоположных взглядов:

Современный историк Г. П. Федотов: «Не будет преувеличением сказать, что весь духовный опыт денационализации России, предпринятый Лениным, бледнеет перед делом Петра. Далеко щенкам до льва. И провалившаяся у них «живая» церковь блестяще удалась у их предшественника...» [8, C.149].

П. Я. Чаадаев: «И вот он освободил нас от всех этих пережитков прошлого, которые загромождают быт исторических обществ и затрудняют их движение; он открыл наш ум всем великим и прекрасным идеям, какие существуют среди людей; он передал нам Запад сполна, каким его сделали века, и дал нам всю его историю за историю, все его будущее за будущее» [9, C. 527].

 

ЗНАЧЕНИЕ ПЕТРОВСКИХ РЕФОРМ

Плюсы.

1. Россия превратилась в могучую морскую державу.

2. С введением титула императора в 1721 и с социально–государственными преобразованиями произошел переход от сословно–представительной монархии к абсолютной монархии.

3. Созданы мощные регулярные армия и флот.

4. Изменен характер и размеры внутренней и внешней торговли:

В 1725 г. в Петербурге побывало свыше 900 кораблей, вывоз товаров за границу повысился в 2 раза = 4,2 млн. руб.

5. Ликвидирована монополия церкви в области просвещения и культуры.

Но по мнению некоторых историков в политике Петра Великого имеются и отрицательные последствия, как то:

– забвение, разорение постигли древнерусскую культуру, в том числе и иконопись, не в результате покорения иноземцами, а в момент подъема русской государственности при Петре I;

– введение табакокурения, кабаков, ассамблей – места для официального разврата;

– исправление старославянской письменности на гражданский шрифт, сделало букварь не с понятийной азбукой, а звуковой. Было: Азъ, буки, веди (я знаю грамоту и т.д.). Стало: А–а–а..., б–б–б...;

– нововведения коснулись преимущественно столичных и губернских городов и т.д.

 

Зададим риторический вопрос:

Сделал ли Петр I Россию европейской страной?

– Ответ: «Нет, не сделал, но расколол общество на два разных уклада». По выражению Ключевского В. О. – это на «почву» и «цивилизацию».

ПОЧВА – уклад жизни, сложившийся в условиях Московского государства, характеризующийся вертикальными связями построения власти (сверху – вниз), с застойными явлениями в обществе, с общинным укладом и православием, с существовавшими антисобственническими настроениями из поколения в поколение.

Почему? В тяжелых условиях социального гнева и жизни общинная корпорация или коллективизм помогал выживать, и методы Петра I только укрепили коллективизм. Общинность распространялась на Дону, Кубани, то есть в среде казачества, в старообрядческой среде. Она поддерживалась господствовавшей церковной общиной т.е. приходом и братст­вами. Почвенный уклад осуждал прибыль и предпринимательскую деятельность; здесь отсутствовали собственники. Поэтому В. О. Ключевский говорил: «Россия произрастает глубинкой».

ЦИВИЛИЗАЦИЯ – западный уклад, который распространен был методами Петра I на малую часть России. Он насаждался и контролировался государством. Для него было характерно: складывание классовой структуры, появление интеллигенции, внедрение западного уклада жизни (кофе, табак, ассамблеи, театры, музеи и др.), проповедь общечеловеческих ценностей и критика духовенства с осуждением выбора православия в X веке.

 

ВЫВОДЫ

Говоря словами А. С. Пушкина «Россия молодая, в бореньях силы набирая, мужала с гением Петра».

 

Рекомендуемая литература

1. Беспятых, Ю. Н. Петербург Петра I в иностранных описаниях: введение тексты, комментарии / Ю.Н.Беспятых. – Л.: Наука, 1991. – 284 с.

2. Беспалов, А. В. Северная война. Карл XII и Северная война. Путь от Копенгагена до Переволочной / Беспалов А. В. – М.: Рейтар,1998. – 56 с.

3. Бурдье, П. Дух государства: генезис и структура бюрократического поля / П. Бурдье // Социология социального пространства. – М. - СПб.: Алетейя, 2005. – С. 220-225.

4. Голиков, И. И. Деяния Петра Великого, мудрого преобразителя России,
собранные из достоверных источников и расположенные по годам В 15 т. / И. И. Голиков.– М.: Типография Н. Степанова, 1838..– Т.4-5. – 585 с.

5. Письма и бумаги императора Петра Великаго. В 13 т. – СПб.: Государственная типография, 1900. – Т.4. – 556 с.

6. Хархордин, О. Что такое «государство»? Русский термин в европейском контексте / Олег Хархордин // Понятие государства в четырех языках: Сб. статей. – СПб.; М.: Европейский университет в Санкт-Петербурге, Летний сад., 2002. – С. 152-216.

7. Рябцев, Ю. С. Хрестоматия по истории русской культуры: художественная жизнь и быт XVIII-XIX вв. / Ю. С. Рябцев – М.: ВЛАДОС, 1998. – 648 с.

8. Федотов Г.П. Трагедия интеллигенции / Г.П.Федотов // О России и русской философской культуре. – М.: Наука, 1990. – С. 403-444.

9. Чаадаев П. Апология сумасшедшего / П.Я.Чаадаев // Полное собрание сочинений и избранные письма. Т.1. – М.: Наука, 1991. – С. 523-539.

 

ДОПОЛНИТЬ

:

Цель лекции.

 

Сделать выводы более полно.

 

Date: 2015-09-19; view: 476; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию