Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ЧЕЛОВЕКОВЕДЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ: ГУМАНИТАРНОЕ ЗНАЧЕНИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОЛЕЗНОСТЬ ДЛЯ ИМИДЖМЕЙКЕРА
История возникновения человековедческих технологий не знает возраста. Напомним попытку Сенеки создать искусство руководства душою человека, которое он назвал «психагогикой». Человековедческими технологами предстают Томазо Компанелла – автор книги «Город солнца» и социальный экспериментатор Роберт Оуэн, работы которого («Новая гармония» и другие) до сих пор подпитывают своими идеями философов и социотехнологов. Совсем недавно мы восхищались человековедческим мастерством А.С. Макаренко. Все выдающиеся военные полководцы и хозяйственные руководители были и есть талантливые человековеды. Спрос на «социальную инженерию», как 30 лет тому назад называлось человековедческое направление в зарубежном менеджменте, резко возрос. И не случайно. Эта проблема – одна из фундаментальных и трудоёмких проблем соединения гуманитарной теории с практикой, успешное решение которой имеет в наше время чрезвычайно важное значение. Объясняется это тем, что жизнь убедительно доказывает: знания придают уверенность людям в своем социальном значении, выступают в качестве мощного субъективного фактора проявления воли, ориентируют получение новых знаний. По цеховой принадлежности – психологи, педагоги, имиджмейкеры – занимаются одной из фундаментальных проблем науки и практики, название которой – эффективность использования человеческого ресурса. Всем, кто занимается научно-профессиональной деятельностью в социономической сфере, полезно напомнить высказывание В.И. Вернадского: «Чем ближе научный охват реальности к человеку, тем объём, разнообразие, углублённость научного знания неизбежно увеличиваются». Возрастание зависимости ценности научного знания от его приближения к человеку – закономерность повышения полезности научного знания в цивилизованном обществе. Если в контексте этого утверждения обратимся к психологии, социологии, педагогике, имиджелогии, то обнаружим, что инвестиции в человека весьма скромны. Вдумаемся в такие факты: за последние годы почти в семь раз возросло число самоубийств. Наркотики властвуют над целыми странами. Как здесь не вспомнить русского философа П.Е. Астафьева, который в 1882 г. в книге «Понятие психического ритма» писал: человек индустриальной культуры обречён быть душевно больным, ибо происходит постоянно превышение скорости душевной под давлением технических факторов жизни. Несколько по-иному этот патологический феномен в современном обществе объясняет философ Фромм, отмечая, что у современного человека ум XXI века, а сердце – каменного века. В таком состоянии общества значительна вина уклада жизни, что объясняется различными социально-экономическими и экологическими причинами. Однако будем откровенны: современные профессиональные антроповеды, среди которых особо следует выделить технологов-человековедов, не умеют достаточно эффективно пробуждать в современных людях глубокое чувство жизни и радости общественного существования, что крайне важно для полноценного существования современного общества, перенасыщенного проблемами социальной конфронтации, экологических бедствий, технических катастроф. Вл. Соловьев в статье «Тайна прогресса» писал: «...спасающийся спасётся». И профессиональные антроповеды призваны помочь соотечественникам овладеть самыми высокими технологиями социального выживания и самосовершенствования. Этому и должны научить россиян имиджмейкеры и родственные им специалисты, что требует овладения процессом перевода гуманитарных и естественных знаний в особый технологический алгоритм. Любая технология – это продуманная система знаний и умений, благодаря которым в определённой последовательности и определённым образом замысел воплощается в конкретный вид продукции или её составную часть. Технология – это система практических действий, гарантирующая реализацию замыслов. Ф.М. Достоевский писал: «Невольно приходит в голову одна чрезвычайно забавная, но невыносимо грустная мысль: «Ну, что, если человек был пущен на землю в виде какой-то наглой пробы, чтобы только посмотреть: уживётся ли подобное существо на земле или нет?». Что помогло человеку удержаться на земле? То, что в своей деятельности он постоянно совершенствуется в практическом применении знаний. И, наоборот, из деятельности их черпает. Он от природы – творческий технолог, ибо выживание было и остаётся делом его самого. Умение практически пользоваться своим интеллектом – исходное условие его существования. Вот почему все технологии, как результат деятельности человека, являются человекотворческим деянием, конечное предназначение которого – цивилизованное обустройство личной и общественной жизни. Среди многообразия технологии я выделяю и разрабатываю особый класс технологий, которым дал название «человековедческие технологии» (См.: Шепелъ В.М. Управленческая гуманиторология. Настольная книга бизнесмена и менеджера. М., 1992). Что такое человековедческие технологии? Человекотворчество порождает огромное разнообразие технологий: технические, инжиниринговые, финансовые, медицинские, биологические и т.д. Среди них приоритетное значение имеют человековедческие технологии. Это система живых реальных воздействий, в результате которых человек как в отдельности, так и в группах совершает целевые действия. Если сказать конкретнее, то сущность человековедческих технологий состоит в том, что с помощью этих технологий формируется нравственное и эстетическое отношение человека к себе, к людям, к природе, к духовным и материальным ценностям. Объектами в человековедческих технологиях становятся душевный и духовный мир отдельной личности, различные социальные сферы её жизнедеятельности, взаимодействие её с природой. Их усилия имеют гуманистический замысел. Вот почему по антропологической природе объекта и прогнозируемому замыслу человековедческие технологии относятся к особому классу технологий – технологий гуманитарного жанра. Траектория виртуального развития современного общества решающим образом задаётся всё возрастающим интересом к «антропологическому знанию». Представлю его толкование: это система гуманитарных, естественных, политэкономических, художественных и других знаний, способствующих познанию человека как исторически сложившегося и формирующегося феномена, его разнообразных социальных форм жизнедеятельности и взаимоотношений с природной средой. В наше время идёт интенсивный процесс образования новых знаний, расширяющих спектр антропологического знания. Их селекция и агрегатное построение при всей необычайной трудности решения подобной задачи имеют огромный практический смысл. Конкретно это можно объяснить двумя обстоятельствами. Во-первых, это обусловлено тем, как утверждал Н.А. Бердяев, что «антропологический путь – единственный путь познания вселенной...» Этим и обусловлен повышенный интерес специалистов к усилению антропологической составляющей в современной человекотворческой деятельности. Во-вторых, антропологическое знание – это знание, которое из-за особого научно-исследовательского отбора и экспериментирования (в отличие от специализированных гуманитарных знаний), наиболее реально переводимо на язык человековедческих технологий. Всё это объективно актуализирует возрастающее значение в образовании, бизнесе, политике антропологического знания. Было бы весьма продуктивно обобщить новые теоретические сведения и эмпирические данные, расширяющие информационный банк психологии, педагогики, социологии, имиджелогии, опыт перевода этих знаний в соответствующие технологии. Это – особенно актуально, так как не каждый психолог, педагог и даже имиджмейкер могут достойно выступать в роли человековедческого технолога. Ресурсонасыщенность человековедческих технологий, используемых, например, в менеджменте и имиджелогии, наглядно проявляется в разработанных мною базовых технологиях: «индивидуальной работы с персоналом», «конструирования коллективного социума», «стимулирования делового честолюбия», «упреждения и преодоления конфликтов», «личного обаяния», «самосбережения здоровья и жизненного оптимизма», «выявления профпригодности менеджера», «измерения гражданского самочувствия персонала (населения)». XXI век науковеды называют веком биологии. Мы на пороге фундаментальных открытий, в мире живых организмов. В ближайшем будущем весь комплекс естественных и гуманитарных дисциплин получит качественно новую информацию для разработки более совершенных человековедческих технологий. Несомненно, что психологи, педагоги, менеджеры, имиджмейкеры, имеющие добротный опыт обращения с этими технологиями, сумеют использовать в своей профессиональной деятельности ожидаемые достижения в биологии. Речь идёт не только о полезности более основательного введения биологических знаний в профессиональную компетентность специалиста по человековедческим технологиям. Известно, что познание методологии естественных наук – одно из важных требований ко всем наукам, занимающимся изучением личности и общества, а также практически воздействующих на людей. Соблюдать это требование должны в первую очередь те специалисты, которые преподают в общеобразовательной и высшей школе, задействованы в бизнесе, но особенно для профессиональных имиджмейкеров. Именно они призваны помочь людям овладеть интеллектуальными технологиями самопознания, качество которых решающим образом определяется уровнем методологической подготовленности самих имиджмейкеров. У Карла Линнея в «Философии ботаники» есть выражение: «Новичок знает классы, кандидат – все роды, магистр – очень многие виды. И далее делает вывод: с познания видов начинается всякое серьезное образование в области естественных наук, экономики, медицины, в конце концов, подлинное человеческое познание». Можно обозначить три рода человековедческих технологий: Ø социально-ориентированные; Ø личностно-ориентированные; Ø комбинированные, сочетающие в себе оба предыдущих подхода. К первым, например, относятся технологии конструирования различных социумов, проведения пиаровских и имиджмейкерских акций. Ко вторым причисляются технологии конкретного воздействия на личность. Например, педагогические, психологические и психотерапевтические технологии. Комбинированные человековедческие технологии – это сочетание различных социально-ориентированных и личностно-ориентированных технологий. Их широко используют в экономической и политической сферах, шоу-бизнесе; их используют в управленческой, педагогической, медицинской, имиджмейкерской практике. Итак, определив принадлежность человековедческих технологий к классу, выявив три их рода, обозначим теперь их видовое представление. Сразу же отмечу, что существует огромное видовое многообразие рассматриваемых технологий. Представлю следующие: фундаментальные (базовые) и специализированные (пакетные). К фундаментальным человековедческим технологиям относятся «технологии жизнедеятельности» (см. схему).
Эти человековедческие технологии называются фундаментальными, так как они воссоздают модель активной личной и общественной жизнедеятельности людей. Обращаю особое внимание имиджмейкеров на полезность познания названных технологий и использования их в практической деятельности. Тем, кого заинтересовало это утверждение, предлагаю более подробно познакомиться с моей монографией «Управленческая антропология: человековедческая компетентность менеджера» (М.: Дом педагогики, 2000). Кратко представлю суть каждой из представленных технологий. Технология целеполагания ориентирована на осознание человеком, необходимости постоянно определять цели как содержательные ориентиры своего поведения, реализации своих амбиций, удовлетворения своих интересов. Глобальные цели – это цели-идеалы. Рубежные цели – цели конкретных дистанций продвижения к целям-идеалам. Текущие цели – это цели прохождения конкретных дистанций для достижения рубежных целей. Технология этического соотнесения ориентирована на нравственно прочувственное и осмысленное отношение к природе, к людям, к себе. Чем лучше освоена эта технология, тем спокойнее душа человека. Другими словами, создаётся устойчивая уверенность в нравственной оправданности своих поступков по шкале наивысшего приоритета, в качестве которого выступает совесть. Технология активной самореализации становится стимулирующим фактором в жизнедеятельности человека. Благодаря постоянному личностному самосовершенствованию можно добиться успехов в утверждении себя в таких жизненно важных социумах, как семья и трудовой коллектив. Технология личного увековечивания для россиян своего рода «ноу-хау», ибо при нашей национальной скромности и благодушии многие из нас не задумываются серьёзно о том, будут ли вспоминать нас люди, когда мы уйдём из земной жизни. Для душевного спокойствия желательно испытывать глубокое удовлетворение от своей прижизненной полезности людям, духовной примерности для них, а потому быть уверенным в возможности остаться в их памяти. Обобщая сказанное, подчеркнём: представленные технологии составляют матрицу выстраивания реальной жизнедеятельности людей. В них воплощается весь набор родовых и видовых человековедческих технологий. При этом приоритетную роль здесь играют ранее названные базовые человековедческие технологии, а также многие психологические, педагогические и социальные технологии. Э. Кречмер в своём Предисловии к пятому изданию книги «Гениальные люди» в 1958 г. писал: «Предметом антропологического рассмотрения – всё равно, употребляем ли мы эти слова в философском или естественнонаучном смысле – может и должен быть только антропос как целое». Это и есть теоретико-методологическая основа объединения усилий всех гуманитарных исследователей и практикующих специалистов в области психологии, педагогики, социологии и имиджелогии в целях создания высоких человековедческих технологий российского образца. Даже самый непримиримый оппонент по отношению к человековедческим технологиям не сможет убедительно опровергнуть того, что сегодня, переходя на сленг маркетинга, актуализируется потребительский спрос на человековедческие технологии, а потому они имеют прекрасную перспективу возрастания своего покупательского спроса. Этим объясняется научный и прагматический интерес к этим технологиям, полезность размышлений о перспективах их развития. Кратко обозначим приоритетные сферы возрастающего спроса на человековедческие технологии.
Date: 2015-09-19; view: 328; Нарушение авторских прав |