Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общественные функции СМИ





В литературе, как отечественной, так и зарубежной, встречается далеко не совпадающий перечень функций СМИ. Отчасти эти различия задаются степенью развернутости характеристик функций СМИ (более развернутые подфункции выделяются в самостоятельные), отчасти - разным пониманием актуальности для современности тех или иных общественных задач, решаемых с помощью СМИ. В учебном пособии для факультетов журналистики "Средства массовой информации России" под редакцией декана факультета журналистики МГУ проф. Я.Н. Засурского [31], выделяются следующие функции СМИ:

информационная (доведение до сведения аудитории информации о фактах и событиях, имеющих место в жизни общества). Это, как правило, оперативная информация репортажного, новостного характера;

аналитическая (осмысление, комментирование фактов, событий, тенденций развития тех или иных общественных процессов, организация общественного диалога);

развлекательная (способствующая отдыху, снятию напряжения, получению удовлетворения).

Особняком авторы ставят формирование повестки дня (adenda setting) - фокусирование внимания аудитории на наиболее актуальных проблемах общественного развития, определение болевых точек социальной жизни; введения в зону оперативного информирования и анализа событий и явлений, имеющих значение для большинства граждан страны [32].

Другой, существенно отличающийся перечень функций предполагает Е.П. Прохоров в упомянутой выше работе. В качестве исходной он выделяет коммуникативную функцию, функцию общения, налаживания контактов. Он не считает эту функцию чисто "технической", вспомогательно обеспечивающей реализацию других функций. Хотя в этом качестве они и выступают действительно, объем ее "полномочий" шире.

Как замечает Е.П. Прохоров прочный контакт с конкретным СМИ у аудитории устанавливается тогда, когда они признают его "своим", а социальные институты ощущают авторитет и силу влияния данного СМИ, обеспеченную поддержкой аудитории.

Вторая наиболее важная группа функции, по мнению Е.П. Прохорова носит непосредственно-организаторский характер - выдвижение суждений и оценок деятельности социальных институтов (властных в том числе) и должностных лиц на предмет выполнения ими своих обязанностей перед обществом. Таким образом, СМИ выполняют контрольные и регулятивные функции, оказывают воздействие (непосредственно или опосредованно, через формирование соответствующего общественного мнения) на деятельность социальных институтов и должностных лиц. Через этого рода деятельность в первую очередь и реализуется особый властный ресурс СМИ (СМИ как "четвертая власть").

В числе наиболее значимых функций СМИ Е.П. Прохоровым называется функция формирования массового сознания (идеологическая или социально ориентирующая), которая включает в себя широкий диапазон воздействия - начиная с сообщений о фактах, событиях, воздействия на общественное мнение, до воздействия на ценности, идеалы, мировоззрение аудитории.

К идеологической функции примыкает культурно-образовательная - формирование политической, экономической культуры, этическое и эстетическое воспитание, а также пропаганда знаний из области медицины, физической культуры, культуры досуга и т.д.

На периферии системы функций находятся рекламно-справочная (удовлетворение утилитарных запросов аудитории) и рекреативная, о которой уже шла речь выше. Представление о развитии взглядов отечественных специалистов на природу функции СМИ дает В.В. Ворошилов в своей книге "Журналистика" (С. - Петербург, 1999 г) [33], начиная от И. Хмары (1969 г) до публикаций последних лет. Перечень и содержание функций в трактовке отдельных авторов отчасти совпадает, отчасти нет.

К примеру, И. Хмара называет следующие функции СМИ: информационная, просветительская, воспитательная, регулятивная, гедонистическая. Шагом вперед стал анализ приоритетных функций СМИ через призму позиций различных участников коммуникативного процесса и социальных ролей журналистики, к которым относятся духовно-идеологическая, информационно-коммуникативная, регулирующая и производственно-экономическая.

Значимым представляется и функция СМИ применительно к уровню социума и индивида. Так, применительно к социуму выделяются следующие функции [34]:

I. Информационная:

информирование о событиях и условиях жизни в обществе и мире;

информационное обеспечение инновационных процессов.

II. Социальной связи:

комментирование и интерпретация происходящего;

поддержка существующих норм и властных отношений;

социализация;

координация разнонаправленной социальной активности, формирование общественного согласия.

III. Обеспечение преемственности:

выражение образцов доминирующей культуры, обеспечение "узнавания" субкультур, новых культурных направлений;

поддержание общности социальных ценностей.

IV. Рекреативная:

создание возможностей для отдыха и развлечения;

снижение социальной напряженности.

V. Мобилизации:

организация кампаний в связи с актуальными целями в политике, экономике, социальной сфере.

Применительно к индивидууму структура функций СМИ будет иметь вид:

1. Информационная функция:

нахождение информации о событиях и условиях жизни непосредственного окружения, общества, мира в целом;

удовлетворение общих интересов и любознательности;

обучение и самообразование;

поиск советов, необходимой информации для принятия решений.

2. Функция личностной идентификации:

подкрепление индивидуальных ценностей;

получение сведений о моделях поведения;

идентификация с ценностями других;

достижение понимания самого себя.

3. Функция интеграции и социального общения:

понимание положения другого, переживание;

формирование основы для диалога, социального общения;

помощь в реализации социальных ролей;

возможность общения с семьей, друзьями, обществом.

4. Функция развлечения:

эмоциональная разрядка;

заполнение свободного времени;

эскапизм, уход от проблем;

получение эстетического наслаждения;

сексуальное возбуждение.

В упомянутой работе В.В. Ворошилов в качестве генеральной функции СМИ называет "формирование и развитие общественного сознания с целью образования в людях социально-психологических качеств, взглядов и убеждений, отвечающих требованиям гражданского общества, основанного на демократизации и рыночных отношениях, и превращения убеждений в практические результаты в области материальной и духовной жизни" [35].

В своих работах С.П. Суворова утверждает, что "просветительская деятельность выступает как одна из функций журналистики, имеет целевой характер и определенную предметную область. Она осуществляется, сочетая в качестве средств такие виды деятельности, как информирование, популяризация, пропаганда, критика". [36] Особенность просветительских текстов заключается в том, сто они, во-первых, "переводят" специализированные продукты на язык массовой аудитории, а во-вторых, должны содержать в себе осмысление их с точки зрения адекватности гуманистическим тенденциям общественного развития. "В результате этот массив текстов становится стимулом к осознанному выбору адресатом информации знаний, норм и ценностей, что в конечном счете ведет к росту качества массового сознания". [37]

Можно говорить о том, что представление о функциях СМИ менялось потому, что менялся и сам предмет. В современном, информационно насыщенном обществе СМИ играют другую, несравненно более важную роль, нежели они играли в середине прошлого века. Соответствующим образом расширяются, трансформируются их функции. Также мы ясно видим, что функции СМИ далеко не одинаковым образом реализуются в различных общественно-политических системах (отсюда и родились "четыре теории прессы"), что требует, в свою очередь, "заземления" анализа проблемы на конкретные условия той или иной страны.

К сожалению, в современном обществе СМИ всё больше и больше отводится манипулятивная роль. СМИ сегодня навязывают человеку идею тотальной взаимозависимости. Мы существуем в условиях "глобальной деревни", единой "человеческой семьи", как считал учёный Герберт Маршалл Макклюэн. "Будущая зеленая цивилизация", по Макклюэну, это ""глобальная родоплеменная деревня", где внешние цели человечества сменяются целями внутренними. Начались массовые поиски "личности в себе". Современные СМИ способствуют "взрыву" глубинных ценностей индивида"[38]. Макклюэн также придерживался точки зрения, что СМИ не только передают информацию, но и сами активно влияют на индивидуальное и общественное сознание.

Итак, очевидно, что СМИ оказывают сильнейшее влияние на общество. В современном обществе они стали ""продолжением" физических органов и органов чувств человека"[39].

 

Date: 2015-09-19; view: 1531; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию