Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формы политического участия бизнеса





На примере С-Пб.

Важнейшие задачи города – рост доходов бюджета, повышение уровня жизни населения, достижение стандартов проживания – многие из этих стратегических задач вообще не могут быть решены без активного участия бизнеса. Например, структура доходов города в определяющей степени зависит от бизнеса, что видно из диаграммы.

Две трети своих доходов город получает от бизнеса. А значит, и все программы развития города также прямо зависят от работы бизнеса в городе.

При этом 90% всех предприятий и организаций относятся к частному виду собственности. А это означает, что большая часть всех работающих в городе получают свои доходы также от бизнеса. Отчисления в пенсионный и другие социальные фонды также производит бизнес. По сути именно бизнес во многом содержит город.

Теперь – о важнейших задачах бизнеса: рост конкурентоспособности в глобальной экономике, инновации, инвестиции, расширение рынков сбыта, рост прибыли, рост капитализации, рост добавленной стоимости. Решение всех этих задач происходит в предпринимательской среде, образованной, в частности, местной законодательной и исполнительной средой, таможенной средой, налоговой средой, платежеспособным спросом со стороны города (городским заказом).

Другими словами, бизнес живет в среде, создаваемой городом.

А, следовательно, раз город и бизнес находятся в теснейшем взаимодействии, значит, они обречены на деловое сотрудничество.

Президент РФ в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 25 апреля 2005 года отметил: «Мы исходим из того, что иметь в стране развитые демократические процедуры не просто необходимо, но и экономически выгодно. Быть с обществом в ответственном диалоге – политически целесообразно. И поэтому современный российский чиновник обязан учиться разговаривать с обществом не на командном жаргоне, а на современном языке сотрудничества. Языке общественной заинтересованности, диалога и реальной демократии».

Взаимоотношения бизнеса и Администрации города должны также учитывать положения и рекомендации Европейского союза и Организации экономического сотрудничества и развития. Это также весьма актуально с учетом вхождения экономики России в мировую экономику и предстоящего вступления в ВТО. В частности, в этих положениях сказано: «Необходимо осуществить кардинальный переход от единой государственной промышленной политики к национальной политике конкурентоспособности, при которой равноправными участниками ее разработки выступают государство, бизнес, научные организации и общественные институты». Вот еще один аргумент в пользу взаимодействия.

Подводя итог, можно сказать, власть и бизнес теснейшим образом связаны между собой. Возникает вопрос – каковы конкретные формы этого взаимодействия сформировались сейчас в СПП СПб?

Можно выделить два направления взаимодействия: первое - бизнес в качестве отдельного юридического лица взаимодействует с органами городской администрации. Второе: взаимодействие бизнеса с городской администрацией через посредство общественных организаций бизнеса – СПП СПб, ТПП, АПП и ряда других.

В этом сообщении будут рассмотрены вопросы взаимодействия бизнеса и городской власти на примере деятельности СПП СПб. Хотя первая форма взаимодействия также очень интересна и важна, достаточно сказать, что сверхкрупный бизнес, рейдерство, распределение государственного заказа, содействие строительству и многое другое обязаны именно этой первой форме взаимодействия. Но наш Союз сформирован для взаимодействия по второй форме – как посредник между большим количеством предприятий и городом. Какие же формы взаимодействия применяются в настоящее время между предприятиями Союза и городом?

Например, осуществляется совместная работа СПП СПб и Администрации Санкт – Петербурга в общественных организациях – различного рода советах по видам экономической деятельности. Это Комиссия по заключению трехстороннего соглашения, это Межведомственный координационный совет по экономической, научно – технической и промышленной политике, это Комиссия по экономической безопасности при Правительстве города и ряд других. В процессе их работы удается в определенной мере согласовывать отдельные интересы бизнеса и города.

Мы привыкли с известной долей скепсиса относиться к работе общественных организаций. Хочу поделиться своими размышлениями по этому поводу на примере работы СПП СПб в Комиссии по экономической безопасности. Как Вы знаете, в городе обострилась проблема незаконного перераспределения собственности.

Есть слабые места в корпоративном законодательстве и появились попытки их использовать путем незаконного перехвата собственности. Имеется система правоохранительных органов – а эффективного процесса противодействия незаконным перехватам нет. В этом случае возникает вопрос: что делать? ЗАКС, Правительство города принимают решения по образованию общественной организации, с включением в ее состав правоохранительных и общественных организаций. Другие органы управления также пошли по этому пути. В результате образованы Межведомственная комиссия при Правительстве Санкт – Петербурга по вопросам экономической безопасности.

В результате совместной работы правоохранительных органов и общественных организаций удалось снизить остроту проблемы. Комиссия Общественной палаты России по контролю за деятельностью правоохранительной и судебной системы провела в Санкт-Петербурге выездное заседание, посвященное местному опыту борьбы с рейдерами. Участники встречи констатировали, что пик рейдерства пройден, а Общественная палата предложила распространить петербургский опыт борьбы с криминальными захватами предприятий на всю Россию. Возникает вопрос: что конкретно позволило как – то решить проблему? Ведь дополнительных правоохранительных и силовых органов не прибавилось. Для себя я пытался разобраться с ответом на этот вопрос и думаю, что главный фактор - это введение в эти процессы гласности и общественного контроля! Можно предположить, что в этом суть создания и какой – то результативности этой общественной организации. Лозунгом Комиссии по экономической безопасности могла бы быть известная фраза из кинофильма «Операция Ы»: «…народ хочет знать!». Конечно, основную работу выполняли правоохранительные органы, но возможно, что стимулом для них в определенной мере послужило введение общественного контроля.

К другим формам взаимодействия бизнеса и власти можно отнести:

  1. регулярные встречи Губернатора с представителями бизнес-сообщества города.
  2. проведение совместных совещаний с Администрацией Санкт – Петербурга является одним из самых действенных способов согласования задач Администрации города и инициатив бизнеса города.
  3. одной из форм взаимодействия бизнеса и власти города является участие Президента СПП СПб в заседаниях Правительства Санкт-Петербурга.
  4. совместное участие СПП СПб и Администрации Санкт – Петербурга в научно – практических конференциях.
  5. постоянное рабочее взаимодействие с отдельными комитетами администрации города, в первую очередь с КЭРПРиТ.

На этой основе происходит совместная разработка программ, соглашений, задач и так далее.

Для совершенствования работы административного аппарата необходимо применение к его работе ряда принципов корпоративного управления, сформированных в бизнесе. Конкретно для обсуждения можно предложить следующие мероприятия:

Предложить ЗАКСу СПб направлять на общественную экспертизу – в СПП СПб, ТПП СПб - проекты законов, касающиеся формирования предпринимательской среды в городе.

Предложить Правительству СПб направлять на общественную экспертизу – в СПП СПб, ТПП СПб – проекты постановлений, касающихся формирования предпринимательской среды в городе.

Предложить Правительству СПб разработать и внедрить современные информационные технологии управления,

обеспечивающие:

разработку регламентов работы по важнейшим направлениям деятельности, связанным с формированием предпринимательской среды в городе с указанием ответственных исполнителей по этапам работ и сроков исполнения.

размещение в Интернете информации о рассмотрении обращений предприятий в органах государственного и городского управления на основании принятых регламентов работы.

предложить ЗАКСу направлять на антикоррупционную экспертизу проекты всех законов в общественные организации города.

предложить правительству города направлять на общественную экспертизу предложения по реорганизации аппарата управления города.

предложить Правительству города создать совместную комиссию с общественными организациями по анализу эффективности организационной структуры управления городом, по проверке профессиональной квалификации чиновников администрации.

определить функции органов городского управления, которые целесообразно передать для выполнения бизнес – организациям.

8. Влияние глобализации на трансформацию отношений "государство-бизнес"

Одной из важнейших тенденций развития мировой экономики настоящего времени является процесс глобализации бизнеса. Этот процесс объясняется достаточно простыми причинами. Прежде всего, это реакция на ужесточающуюся конкуренцию, как на национальных, так и на мировых рынках. Это и сдерживающая развитие бизнеса ограниченность ресурсов отдельных предприятий. Экономические, социальные и политические последствия этого процесса порождают ряд глобальных социально-экономических проблем.

1. Мощные корпоративные структуры в процессе интеграции формируют капитал, сопоставимый по своей величине с национальными бюджетами стран – мест дислокации под- разделений корпорации. А если сравнивать величину капитала на одного работника корпорации и величину бюджета на одного гражданина этих стран, то различие становится еще более существенным.

16 июля 2003 г. в европейском издании американского журнала Fortune опубликован список 500 крупнейших компаний мира, получающих наибольшие доходы. Этот рейтинг имеет официальный статус в деловом сообществе. Список крупнейших корпораций возглавила американская компания розничной торговли Wall Mart, далее следуют General Motors и нефтяная Exxon Mobil. Завершают пятерку британские Shell и British Petroleum. Российская нефтяная компания «ЮКОС» вошла в этот список, имея 461 место, но по уровню получаемой прибыли эта российская бизнес-структура занимает второе место, опередив даже компании Microsoft, Pfizer, Johnson & Johnson, NOKIA и Coca-Cola.

В работе В. Самофалова «Глобальный вызов транснациональных корпораций» приведены убедительные факты, показывающие потенциал крупного корпоративного бизнеса. Так, например, рыночная капитализация некоторых транснациональных корпораций превышает $ 500 млрд, а ежегодные объемы продаж составляют $ 150 – 200 млрд (в 2002 г. объем про- даж составил: «Уол-Март Сторз» – $ 246 млрд, «Дженерал моторз» – $ 186 млрд, «Экссон- Мобил» – $ 182 млрд, «Форда» – $ 163 млрд), имея тенденцию дальнейшего роста.

2. Крупный корпоративный бизнес, имея абсолютные и удельные финансовые преимущества, формирует мощный политический и интеллектуальный капитал и, как следствие, широкий доступ к жизненно важным ресурсам, а также растущий поток инновационных разработок и ноу-хау, как научно-технологических, так и организационно-управленческих, что в итоге ведет к дальнейшему ускоренному наращиванию потенциальных возможностей корпоративного бизнеса, получению сверхприбыли.

По данным ООН в настоящее время в мире существует более 65 тыс. ТНК, контролирующих свыше 850 тыс. подконтрольных зарубежных компаний по всему миру, в которых занято свыше 74 млн человек. При этом на территории промышленно развитых держав размещается свыше 80 % материнских компаний и около 33 % подконтрольных, в развивающихся странах – соответственно 19,5 и почти 50, в бывших социалистических государствах – примерно 0,5 и 17%.

Имея развитую инфраструктуру, крупный корпоративный бизнес активно вмешивается в политическую жизнь отдельных регионов и государств. Известны факты активного, а иногда и силового давления корпораций на лидеров государственной власти, политических партий, общественных организаций: Япония («Локхид», премьер-министр Танака), Италия (президент Дж. Леоне), Нидерланды (принц Бернард), аналогичные ситуации возникали в Швеции, Испании, Турции и Колумбии. Расследование противозаконной деятельности корпорации привело к скандальным разоблачениям в Греции, Франции, Германии, Саудовской Аравии, Египте, Мексике и на Филиппинах.

Результатом процессов глобализации является уже отчетливо просматриваемая сегодня тенденция изменения традиционного распределения ролей в управленческой суперпозиции государства и бизнеса. Крупный бизнес из субъекта превратился в объект международной и региональной политики, используя для этого все свои преимущества. В не столь отдаленной перспективе крупный бизнес в лице транснациональных корпораций может стать доминирующей силой в управлении развитием мирового и регионального хозяйства, заменив в этой роли государства и надгосударственные политические надстройки.

Если эти тенденции сохранятся, то в силу формирующегося в подобных ситуациях механизма положительной обратной связи, развитие процессов относительного усиления (позиция бизнеса) и относительного ослабления (позиция государства) будет проходить нарастающими темпами. В итоге не исключено, за очевидностью ответа потеряет смысл вопрос: кто кого контролирует, а значит, и кто кем управляет. Социально-экономическая напряженность, возникающая в подобных ситуациях, как правило, разрешается политическим кризисом со всеми вытекающими из этого последствиями.

Проблема имеет системный характер и, соответственно, требует системного подхода к ее решению. Прежде всего, хотелось бы сформулировать ряд предположений, ограничивающих пространство поиска конкретных решений и рекомендаций.

1. Перечисленные выше процессы являются объективными не только для России, имею-щей неустойчивый рыночный менталитет, но и для экономически развитых стран, например США, Японии, стран Европы. Объективность же этих процессов обусловлена тем, что каждая из систем (бизнес и государство) являются целеустремленной. То есть у каждой из них имеются правовые и ресурсные основы для самостоятельного формирования стратегических целей своего развития, определения способов достижения этих целей, поиска необходимых для этого ресурсов и т. д. Все вроде бы логично. Но если принять во внимание, что ресурсная база при весьма противоречивых целях этих систем одна и та же, то и возникает конфликт в борьбе за право использовать эти ресурсы.

Конкуренция систем за ресурсы для собственного выживания и развития является одной из объективных закономерностей развития сложных систем. И мы не можем ее отменить. Нравится нам (обществу) это или нет, по большому счету, не так уж важно.

2. По отношению к обстоятельствам, которые мы не можем изменить, остается действенной одна стратегия – это стратегия адаптации. Но если адаптации, то кого и к кому? Решение следует искать на пути поиска компромисса интересов государства и бизнеса. Что их подтолкнет для движения по этому пути? Здравый смысл и логика их руководителей и собственников, с одной стороны.

Но есть еще одно объективное свойство любой целеустремленной системы – ее стремление обеспечить собственное выживание в любых, даже самых неблагоприятных условиях. Эта цель является первичной. В случае развития тенденций ужесточения противостояния крупного бизнеса и государства, именно понимание сторонами катастрофичности последствий может дать толчок процессу формирования нового мировоззрения и новых механизмов взаимодействия.

Возможность же появления этих самых неблагоприятных последствий губительного противостояния становится все более очевидной. К этому все пока и идет, и в России, и в Европе, и в Америке. В разных формах, но в одном направлении. Профессионально работающие ученые и специалисты это понимают.

Вывод достаточно прост – должно произойти осознание того, что интересы одной системы на условиях компромисса должны быть согласованы с интересами других систем. Иначе возможно разрушение, как первых, так и вторых. Потери в случае компромисса для каждой из систем существенно ниже возможных потерь в случае кризисного разрешения противоречий (свежий российский пример – «ЮКОС»).

3. Но если компромисс интересов государства и власти может обеспечить развитие каждой из систем, пусть не столь высокими темпами, но без взаимно уничтожающего кризиса во взаимоотношениях, то появляется желание найти также и иной, еще более эффективный способ организации взаимодействия элементов одной системы.

4. Любая система в процессе своей жизнедеятельности ищет способы устранения возможности кризисного развития и, одновременно, поиска вариантов, обеспечивающих ускоренные темпы развития. Возможно ли это?

В принципе, да, если вспомнить о том, что государство и бизнес – это элементы одной системы, в которой есть еще один макроэлемент – общество.

Государство как власть – это, по сути, система управления, созданная сообществом людей для регламентации и координации своих действий.

Бизнес – это также порождение общества, обеспечивающее эффективную переработку природных и других ресурсов с целью удовлетворения потребностей людей в форме товаров, услуг и т. д.

Собственно же общество – это определенным образом структурированная совокупность людей, порождающая в процессе своей жизнедеятельности атрибуты и институты, необходимые для своего устойчивого развития.

Таким образом, с позиций системного анализа любую страну: Россию, Соединенные Штаты Америки и т. д. можно рассматривать как сложную социально-экономическую систему, состоящую из трех основных элементов: государства, бизнеса и общества. Решение задачи следует искать в оптимизации взаимоотношений государства, бизнеса и общества на основе признания приоритета общества, во имя развития которого все остальное и создано.

5. Понимание системной природы мира, в котором мы живем, знание свойств сложных систем и закономерностей их развития требуют поиска рецептов их эффективного развития, оперируя понятием «синергия».

Для людей, вообще-то, не нужно сильное государство, подавляющее бизнес, как не нужен и сильный бизнес, подавляющий государство. Государство и бизнес – это наше порождение, это всего лишь элементы системы, призванные выполнять определенные функции, необходимые для устойчивого развития сообщества людей. Нельзя серьезно рассуждать о приоритете целей развития одних элементов системы по отношению к элементам других. Какой приоритет может иметь сердце человека по отношению к его легким? Никакого! Оба элемента жизненно необходимы для человека, но каждый из них должен эффективно выполнять соответствующие функции и не пытаться их расширить вопреки интересам более крупной системы – интересам жизнеспособности человека. То же самое можно сказать в отношении бизнеса и государства.

Таким образом, сегодня именно общество как объективно системообразующий элемент должно решать задачу создания условий для их эффективного совместного функционирования, развития государства и бизнеса в интересах общества. А это предполагает определенный контроль со стороны общества и формирование целевых ориентиров развития бизнеса и власти. Ни бизнес, ни государственная власть самостоятельно (автономно) этот вопрос не решат.

Именно в этом особенность очередной точки бифуркации человечества: для выхода из тупикового направления развития наименее структурированный и организованный элемент системы (гражданское общество) должен найти новые идеологические, политические и управленческие решения, уводящие человечество от очередного кризиса. При этом объективно оппонентами будут выступать отслеживающие свои локальные интересы бизнес и государство в традиционной форме своего существования.

Если воздействие общества на бизнес, разворачивающее его интересы в сторону общества, как подсказывает история, часто происходит в форме революций или системных кризисов, что явно не желательно для системы в целом, то иные перспективы у общества в части возможности безболезненной трансформации явно устаревшей, консервативной формы государства. При этом необходимо рассматривать государственную власть как форму организации эффективной системы управления обществом и соответственно проектировать ее оптимальную конфигурацию. Именно это направление совершенствования созданных человеком социально-экономических систем сегодня является приоритетным и перспективным, предполагающим на следующем этапе решения вопросов взаимоотношения с амбициозным бизнесом, потерявшим разумные представления о своей значимости в жизни людей.

Date: 2015-09-19; view: 328; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию