Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Выборка документов и проблемы качества документальной информации





Решение каждой исследовательской задачи требует определения того, какое количество документов нужно изучить, чтобы данные об объекте были достоверными, т. е. решения-вопроса о построении выборки.

При анализе документов, специально составленных для целей исследования, этот вопрос решается просто: анализируются все без исключения документы. Если же речь идет о документах, не зави­симых от исследователя, то при построении выборки возникает не­обходимость отбора источника информации, отбора документов.

Отбор источников информации. При планировании анализа со­держания документов исследователь прежде всего решает, какие источники наилучшим образом могут представить изучаемые харак­теристики объект. Если считается, что все документальные источ­ники информации одинаково важны для целей исследования, то может быть построена случайная выборка с помощью одного из стандартных методов.

Так, при изучении лекционной пропаганды может возникнуть вопрос об уровне интереса к той или иной тематике в определенный промежуток времени. Если один из критериев интереса принять количество и характер заданных лектору вопросов, то нет нужды рассматривать все вопросы, заданные на каждой из прочитанных на эту тему лекций. Здесь можно построить случайную выборку и подвергнуть анализу вопросы, заданные на тех лекциях, которые в нее попадут, так как можно считать, что одинаковость темы опре­деляет равнозначность для исследователя всех объединенных ею лекций.

Если допущение о равнозначности лишено оснований, можно обратиться к расслоенной выборке, отражающей те качественные или количественные стороны источников информации, которые ис­следователь считает важными и выбирает в качестве критериев расслоения.

Так, при исследовании эффективности деятельности организации может возникнуть вопрос о том как с этой точки зрения организация оценивает самое себя. Здесь показательными документами могут стать материалы многотиражки или стенной газеты, приказы дирекции. Причем в выборку попадут не все подряд материалы названных источников, а только те, что непосредственно относятся к изучаемому явлению. При изучении процесса принятия органи­зационного решения анализу будут подвергаться только документы, связанные с этим процессом, а другие материалы исследователь рассматривать не будет.

Вопрос о том, какого рода источники информации должны попасть в выборку, может решаться и с помощью экспертной оценки. В приведенном примере характер выборки определялся качествен­ными критериями. Для других целей исследования более важными могут оказаться количественные критерии.

Это относится прежде всего к средствам массовой коммуникации. Здесь выборка может строиться в соответствии с такими коли­чественными критериями, как тиражность газет и журналов, посещаемость фильмов и т. п.

Отбор документов. Часто уже сам отбор источников: информации ограничивает, количество документов, подлежащих обработке, до приемлемых размеров. Однако и после этого материал может быть достаточно обширным. Тогда следует провести отбор документов.

Так, если речь идет об изучении «самооценки» организации по материалам ее многотиражки или стенной печати, то таким эле­ментарным документом может быть любое сообщение, связанное с внутренними делами исследуемой организации.

При построении выборки следует принимать во внимание ряд - тракторов, которые могут оказать значительное влияние на получаемые результаты.

Прежде всего следует определить, какой объем выборки позво­лит распространить полученные результаты на исследуемую гене­ральную совокупность с необходимой для данного исследования степенью точности. Размер выборки будет варьировать в зависимости от целей исследования и от характера получаемых данных.

Так, если исследователю важно оценить динамику выполнения плана предприятием, например, в течение десяти лет, он может удовлетворяться анализом годовых отчетов предприятия о выполнении производственного плана по изучаемым показателям» Соответственно будет определяться и объем выборки. Если же в дополнение к этому будет поставлена задача определить насколько равномерно в течение каждого из рассматриваемых лет распределялось выполнение планового задания, то объем и характер выборки изменятся. Это произойдет за счет включения дополнительных материалов, содержащих данные по крайней мере о поквартальном вы­полнении плана.

Но каков бы ни был размер выборки, следует убедиться, что она свободна от циклических колебаний, свойственных генеральной совокупности.

Так, при оценке; эффективности деятельности предприятия; где одним из источников информации становится многотиражная газета или стенная печать, важно принять во внимание, что ответы деятельности подразделений предприятия обычно появляются здесь ближе к концу квартала и к концу года. Если такого рода колебания не учитываются, это может привести к искажению достоверности полученных данных вне зависимости от того, насколько хорошо была составлена программа исследования.

Решая вопрос построения выборки, следует помнить, что нет таких процедур, которые были бы применимы к любой поставленной задаче. В каждом исследовании, проводимом с помощью ана­лиза документов этот вопрос решается по-своему, в зависимости от целей исследования, от имеющихся в распоряжении исследовав теля документов, от необходимого уровня, точности результатов. Совершенно очевидно, что любая из принятых схем построения вы­борки вносит с собой в исследование определенные допущения (на­пример, случайная выборка подразумевает допущение о равнознач­ности всех входящих в генеральную совокупность элементов). Это может оказывать влияние на получаемые результаты. Поэтому построения выборки по той или иной схеме следует обосновать в программе исследования, а, связанные с этой схемой допущения и огра­ничения принять во внимание при интерпретации результатов,







Date: 2015-09-19; view: 295; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию