Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Современные зарубежные концепции журналистики





 

Множество современных зарубежных концепций журналистики представляют собой весьма мозаичную картину. Их связь с более общими доктринами социально-политического обустройства общества, а тех, в свою очередь, с различными философскими теориями, очевидна. Конечно, для журналистики всех стран можно найти общие, наиболее существенные черты. Но нельзя забывать и о ярко выраженных национальных особенностях, связанных с историей, культурой, экономикой, социально-политическими явлениями.

Наиболее интересным и продуктивным представляется подход к анализу явлений в зарубежной журналистике, связанных с политическими процессами, а следовательно, и с влиянием масс-медиа на жизнь людей.

В зарубежной науке существует ряд концепций взаимодействия прессы, политических институтов и процессов. В обобщенной форме они могут быть представлены следующими основными направлениями.

Прежде всего, это группа концепций, выделяющих как первоочередную управленческую (манипуляторскую) функцию прессы. Одним из признанных авторитетов этого направления является Уолтер Липпман, книга которого «Общественное мнение» стала настольной для исследователей и практиков печати, в той или иной степени манипуляторскую функцию прессы выделяют Г.Шиллер, Г.Гляйссберг, Т.Соренсен и некоторые другие.

В вышедшей в 1922 г. книге У. Липпмана «Общественное мнение» был поставлен вопрос об отношении средств информации к действительности. В разработке своей концепции он опирался на взгляды представителей философского прагматизма В. Джеймса и Д. Дьюи. Как явствует из книги У. Липпмана, с помощью информации и интереса людей к событиям внутри страны и за рубежом можно проникать во внутренний мир людей, создавать барьер на пути того, что «сбивает их с толку».

Тем самым было положено начало научному изучению и практическому применению манипулятивных возможностей прессы. Наиболее активно исследовал эти возможности известный американский ученый Герберт Шиллер. В работе «Манипуляторы сознанием» автор последовательно рассматривает основные аспекты воздействия СИИ на массовое сознание, на формирование общественного мнения, на управление обществом посредством информационно-пропагандистского аппарата. Подобный подход позволяет разносторонне показать всю систему средств массовой информации, вычленить информационно-пропагандистский комплекс из других социально-экономических институтов и скрупулезно проанализировать все составные части его и их роль в манипулировании сознанием, в управлении поведением человека. Шиллер выделяет пять основных мифов, при помощи которых можно манипулировать сознанием. Это:

- миф об индивидуализме и личном выборе;

- миф о нейтралитете;

- миф о неизменной природе человека;

- миф об отсутствии социальных конфликтов и

- миф о плюрализме средств массовой информации.

В этой связи заслуживает внимания книга немецкого исследователя Герхарда Гляйссберга «О концентрации печати и манипулировании общественным мнением». Как справедливо отмечает автор, «концентрация печати улучшает и упрощает условия для обработки сознания, позволяет проводить ее целенаправленнее, полнее и эффективнее».

 

Другая группа исследователей (Б. Мэйо, например, и др.) на первый план ставит коммуникативную функцию прессы. По их мнению, задача средств массовой коммуникации - осуществлять связи по вертикали (от управляющих к управляемым и обратно) и по горизонтали (на различных уровнях управления и социальных срезах общества). Пресса выступает как язык массового общения.

Чаще всего исследователи отмечают роль СМИ в коммуникациях сверху вниз и снизу вверх, а также по горизонтали. Особенно ярко это проявилось по отношению к специальным изданиям в русле «доктрины человеческих отношений в промышленности», одним из основоположников которой является Б. Мэйо. В рамках отдельного предприятия, которое его главным образом занимало, Мэйо не верил в установление гармонии без специальных мер, в особенности, психологического характера. Мэйо не обращал никакого внимания на классовое строение общества, теория Мэйо служила идеологической основой для управления на уровне предприятий.

Особое внимание последователи Мэйо уделяют средствам массовой информации, прежде всего «заводской печати». Основываясь на предпосылке, что знаковая - словесная и образная - коммуникация явилась той основой, на которой складывались и функционируют различные формы общественного сознания, они ратуют за отыскание все более эффективных способов и средств осуществления информационных процессов.


Развитие теории информации и дальнейшее совершенствование ее методов позволили применить некоторые ее выводы к исследованию общественных процессов. Теоретико-информационный подход, в частности, дал возможность получить новые знания об обществе, выявить специфику проявления информации, контроля и обратной связи в общественных системах.

Третье направление - концепция «четвертой власти». Практически все исследователи СМИ обращаются к ней для иллюстрации действенности выступлений прессы. Такие ученые, как У. Ростоу, Д. Белл, Э. Багерстам считают, что общество через прессу влияет на все ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную. Пресса здесь представляется как феномен, использующий демократические процессы в целях установления собственной диктатуры. Пресса и независимые журналисты со своей системой этических правил-принципов — четвертая власть». Используя все права и свободы, даруемые демократией, пресса сама устанавливает свою диктатуру. Именно так расценивается всесилие прессы и ее способность манипулировать общественным мнением.

Быть «четвертой властью» пресса может только в подлинно демократическом обществе, где народ не только принимает участие в политическом процессе, но и может активно влиять на распространяемую информацию. Французский исследователь прессы Жан-Луи Серван-Шрайбер в своей книге «Власть информации» отмечал, что, назрела наконец вся совокупность материальных и политических условий для взрыва в области информации и произошел переворот в образе мыслей и действий людей.

Безграничные возможности прессы часто иллюстрируются событиями «Уотергейта», когда благодаря позиции СМИ в Соединенных Штатах Америки стала возможной отставка президента Р.Никсона.

Безусловно, нельзя обойти вниманием и широко распространенную концепциюмарксистов: в классовом обществе пресса является оружием классовой борьбы, коллективным пропагандистом, агитатором и организатором. Понимая прессу как мощное орудие социальной и классовой борьбы, марксистские исследователи СМИ расширяют их функции, включая в число последних просвещение, распространение научных знаний, развитие культуры, формирование мировоззрения, управление обществом. Известные положения об открытой партийности печати, о том, что газета является не только коллективным пропагандистом и агитатором, но также и коллективным организатором, позволяет достаточно глубоко анализировать взаимосвязь прессы, политических институтов и политических процессов.

Пятое направление объединяет концепции, рассматривающие журналистику как самостоятельное явление в социальных и политических процессах. Особое внимание уделяется конкретно-социологическим исследованиям (П. Лаэарсфельд, Г. Годе), поскольку они имеют ярко выраженный прикладной характер. У. Фрамм, Дж. Меррилл, Дж. Танстелл и др, обособляют такназываемый «журналистский подход» к анализу общественных явлений. Танстелл, например, выступил с концепцией «дерегуляции прессы», объясняющей многие процессы с точки зрения усиления рыночных отношений в масс-медиа разных стран.

В развитых странах Запада самое пристальное внимание уделяется изучению конкретных социальных функций прессы. Прикладное значение подобных исследований чрезвычайно высоко, поскольку они дают практический выход. Особенно при изучении так называемых качественных газет, рассчитанных на элиту, принимающую решения. Крупный специалист в области качественной печати, автор книги «Элитарная пресса» Дж. Мэррил обращает внимание на содержание качественных изданий как на одну из главных характеристик.


Конкретно-социологические исследования прессы позволяют поднять эффективность выступлений печати, найти наиболее важные звенья в цепи формирования общественного мнения и управления им. Как отмечают исследователи, в целом процесс формирования и изменения политических взглядов личности, процесс политической социализации протекает в двух формах - прямой и косвенной, прямая форма включает такие аспекты, как подражание, политическое образование, в частности, под воздействием СМИ, политический опыт. Косвенные формы политической социализации включают межличностное общение, участие в различных неполитических организациях и движениях, генерализацию — перенос на политические объекты и процессы отношений, выработанных к другим ценностям, нормам и явлениям общественной жизни.

Социологическое направление представлено также английским автором Д. Макквейлом, изучавшим прессу в качестве социального института. Особое внимание он уделил изучению содержания СМИ и их воздействия нааудиторию. Труды Макквейла во многом перекликаются с исследованиями, выполненными американскими учеными, работавшими в русле американской социологической теории. На концептуальные разработки в области социологической теории массовых коммуникаций оказал серьезное влияние функциональный метод Т. Парсонса.

В чистом виде эти направления исследований встречаются достаточно редко, они взаимообогащаются и дополняются в зависимости от позиции автора или конкретных условий. Современные концепции демократии (популистская, массовая, полиархии и т.п.) выступают чаще всего как разновидности плюралистической теории. Они в достаточной степени изучены российскими и зарубежными учеными и продолжают оставаться в зоне их пристального внимания.

Это вызвано процессами демократизации общественно-политической жизни во многих странах мира. Для обеспечения подлинного народовластия необходимо комплексное осуществление демократических принципов, среди которых немаловажное значение имеет свобода печати. Поскольку в реальном обществе заинтересованные в завоевании или сохранении политической власти классы, группы и слои населения находятся далеко не в равных условиях, степень контроля над средствами массовой информации приобретает первостепенный интерес. В любом демократическом обществе свобода печати декларирована конституцией. Средства массовой информации выполняют функции информирования и просвещения, контроля и наблюдения задействиями государства, формирования политического пространства.


Конкретные исследования отдельных проблем СМИ приводят и кдругим выводам. Так, Дж. Танстелл выступил с концепцией «дерегуляции прессы». Суть ее сводится к следующему. Поскольку во многих странах пресса все больше и больше входит в рыночные отношения, то спрос и предложение такого особого товара, как газеты и журналы, радио- и телепрограммы и т.п., начинают действовать вместо государственных и иных официальных регуляторов. Рыночные механизмы начинают управлять содержанием информации.

Интересной и практически значимой является так называемая концепция «привратника», выдвинутая еще в 1947 г. в работах социопсихолога Курта Левина. Как отмечала Г. Ибраева в статье «Исследование коммуникатора на современном этапе, реальные функции редактора-«привратника» таковы:

- творческая (все журналисты в редакции пишут, отбором же занимается руководитель (ответственный секретарь);

- в самом пишущем сидит «привратник»; каждый по о пыту знает, что может быть пропущено в печать, а что нет;

- функции «привратника» выполняют органы внешней цензуры;

- пресса ориентирует массы в информационном потоке, управляет ими, просвещает их.

Существует множество направлений научного исследования масс-медиа за рубежом. Среди них - изучение журналистики как института, включенного в политический процесс; изучение философских концепций масс-медиа; «экономический» анализ журналистики и т.д. Наблюдается тесное взаимодействие в русле научного исследования журналистики с историей, литературой, языкознанием, политологией, социологией, психологией и другими науками. Совокупность подходов в изучении журналистики в результате даёт так называемую медиалогию как новейшее направление в научном исследовании массовой коммуникации.

Многочисленные зарубежные концепции современной журналистики призваны служить, в конечном счете, практике журналистики. Конечно, сама практика многое берет у теории как концентрированного идейно-концептуального опыта. Взаимовлияние теории и практики осуществляется непрерывно, в некоторых случаях неосознанно. Однако оно ведет к безусловному повышению влияния масс медиа на читателей, слушателей, зрителей.

 

 







Date: 2015-09-19; view: 311; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.012 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию