Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тень Петра Александр Меньшиков





Биографический портрет Александра Меньшикова весьма неоднозначен. Одни утверждают, что этот политический деятель и бессменный фаворит царя был простолюдином, другие считают его малоизвестным белорусским дворянином.

Большинство историков склоняются к мнению, что Александр Данилович был сыном безродного конюха, который продал мальчишку в услужение пирожнику. После длительного пребывания в доме своего хозяина, весьма ценившего и любившего Алексашку, ребенок оказался на службе у известного немца Лефорта. Предположительно именно в слободе Александр Данилович и получил свое воспитание, которое так помогло ему в дальнейшем. Меньшиков прожил удивительную жизнь, пройдя множество лишений, находясь в услужении бесчисленного количества господ, он вышел на первые ступени государственного управления.


Всесильный князь познакомился с Петром Алексеевичем на берегу реки в годы царской юности. Именно Меньшиков стал инициатором первой поездки царя в Немецкую слободу, где и произошла первая встреча с Анной Монс. В период бурного и страстного любовного романа молодого царя, Алексашка был посыльным и связывал влюбленных, принося переписку и организуя свидания. Именно в этот период и заслужил Александр Данилович доверие и уважение Петра I. Не могло помешать сводничеству ни женитьба царя на юной Лопухиной, ни упреки Натальи Нарышкиной, ни даже нравоучения патриарха. Не самым положительным образом освещает Меньшикова его участие в интригах, но отрицать такое поведение было бы бессмысленным. Александр Данилович успешно манипулировал царем, что, к слову, не мешало ему любить своего царственного друга. Среди бесконечных пьянок и шальных развлечений, в ходе которых пострадало немалое число дворянских семей и было опозорено бесчисленное множество благородных девиц, сформировалась поразительная преданность и взаимная симпатия между главой государства и безродным мальчишкой с московской торговой площади. Ночные дебоши царя, ни один из которых не проводился без проворного Алексашки, наводили ужас на порядочные дворянские и боярские дома. Многие виды увеселений носили жестокий и извращенный характер, вызванный чрезмерными алкогольными возлияниями. По мере взросления царя и его преданного слуги забавы превратились в реформаторскую деятельность, которая также не обходились без человеческих жертв. Однако в отличие от Петра 1 Меньшиков никогда не любил наблюдать за человеческими страданиями, он обладал более здоровой психикой. Тем не менее в нем не вызывало отвращения ни пристрастие царя к самоличному участию в пытках и истязаниях, ни активный, почти фанатичный интерес Петра к процессу лишения человека жизни. Так, например, Алексашка, молча и послушно, перенес и расправу над стрельцами, и казнь царевича Алексея, и жесточайшие издевательства над фаворитом опальной Лопухиной Глебовым, и прочие кровавые санкции своего друга. Меньшиков принимал жестокосердие как данность и не пытался с ним бороться, однако по рассказам современников сам не проявлял особой инициативы в такого рода деятельности. В защиту Петра следует упомянуть о том, что страшные и бесчеловечные наказания являлись нормой того времени.

В период могущества Софьи именно Меньшиков спас юного государя от заговора и помог ему укрыться в Троице-Сергиевском монастыре. Дружба между Александром Даниловичем и Петром 1 была искренней, так как даже в самые тяжелые минуты Меньшиков оставался верен своему государю, именуя его не иначе как «мин херц», что в переводе с немецкого означает «мое сердце».

Данные историков о полной безграмотности Алексашки вызывают обоснованные сомнения, так как этот пусть и смышленый простолюдин, не имевший какого-либо образования и торговавший выпечкой с зайчатиной на московском рынке, смог стать важнейшей фигурой на политической арене и с легкостью общался с европейскими послами на нескольких языках. Официальное объяснение данного факта заключается в высокой оценке природных способностей Меньшикова, а также его умения льстить и угождать царю. Однако такое объяснение наталкивается на множественные противоречия.

Во-первых, Петр Алексеевич был ребенком весьма озорным, непослушным, но образованным, вряд ли малограмотный мальчишка мог заинтересовать его надолго. Во-вторых, Александр Данилович ухитрился занять должность генералиссимуса и отлично справлялся со своими обязанностями, что сделать без обучения невозможно. В-третьих, Меньшиков имел немалые связи, а безграмотный человек не может обладать ни красноречием, ни дипломатическими навыками. Кроме того, за период службы при дворе Александр Данилович нажил колоссальное состояние, хотя факты его воровства выявлялись Петром достаточно редко. Можно согласиться с историками в том, что встреча Алексашки и Петра была случайной, но успешная карьера без наличия соответствующего обучения и воспитания не объясняется лишь природным чутьем и лестью. Следует обратить внимание на заметки А.С. Пушкина, в которых тот утверждает, что историю о торговле пирогами выдумали завистливые бояре, а на самом деле Меньшиков происходил из неизвестного дворянского рода. Такое утверждение вполне вероятно, так как имеются данные о том, что Александр Данилович в период своей государственной деятельности интересовался неким дворянским поместьем в Белоруссии.

Официальная история, характеризуя эту великую личность, умалчивает о некоторых занимательных фактах его биографии. Следует отметить, что Меньшиков, кроме основного порока воровства, обладал также сластолюбием, что обеспечило ему неприязнь огромного количества знатных и достойных мужей. По некоторым данным, Меньшиков был связан даже с Екатериной, которую так боготворил Петр Алексеевич. Интересно, что среди огромного количества соблазнов и искушений, связанных с государственной деятельностью и богатством, Александр Данилович совершенно спокойно относился к алкоголю. Употребление спиртного никогда не носило болезненного характера, что нельзя сказать о Петре.

 

Понятие России в значительной степени отождествлялось с Государством Российским. Само понимание русского, русской территории после классического периода Киевской Руси связывалось с работой государственного собирания.

Русский этнос в его современном понимании как нечто единое по существу был вынянчен государством в процессе смешения разноплеменных человеческих масс. Государственное начало в русской истории выглядит действительно как нечто, выросшее из творящей самое себя идеи, — русский этнос, территория и культура.

Становление основного положительного принципа развития государственного, борьба за его утверждение и т. д. — осуществлялось за счет массовых репрессий, уничтожения целых укладов жизни, за счет дальнейшего ограничения свободы личности. В России в условиях слабости или практического отсутствия гражданского общества реформы, которые в Европе шли снизу, от общества, как результат выхода на поверхность новых укладов, новых типов производств в борьбе со сложившимися, — в России проводились в интересах власти перед лицом внешней и внутренней угрозы, в частности, со стороны собственного общества. Поэтому эти реформы осуществлялись прежде всего посредством подавления общества, породив феномен отчуждения общества от власти.

В России налицо особенное, ни с чем не сравнимое развитие, в котором движение вперед парадоксальным образом переплетается с подавлением свободы, а технический и другой прогресс — с отчуждением общества от государства.

В результате исторического развития сложился своеобразный "русский путь" — от модернизации до модернизации. А поскольку реформы сверху, особенно внедрение нового, требуют усиление власти, то развитие производительных сил в России, сопровождаясь волнообразным усилением деспотизма на каждом витке реформ, шло в сторону уничтожения гражданского общества, до некоторой степени возрождавшегося, однако после того, как эпоха реформ проходила.

Реформы Петра заморозили процессы эмансипации частной собственности, особенно на самом массовом, крестьянском уровне. Подтверждение этому — разрушение права частного владения землей вследствие введения уравнительного подушного (вместо поземельного) налога на государственных крестьян. Со временем этот налог привел к ликвидации частного владения, переделам земли общиной и ко все возрастающему вмешательству государства в дела крестьян.

Сейчас, оглядывая разоренную страну, оказавшуюся вдруг, как в давние времена, нищей и отсталой, который раз в нашей истории ощутив себя перед неопределенностью будущего, необходимо задуматься, так как пронесла с собой наша страна сквозь революционные бури вековую традицию создавать в результате реформ жестко-деспотический режим особого типа, который в России назывался самодержавием.

Своеобразие исторического пути России состояло в том, что каждый раз следствием реформ оказывалась еще большая архаизация системы общественных отношений. Именно она и приводила к замедленному течению общественных процессов, превращая Россию в страну догоняющего развития.

Своеобразие состоит и в том, что догоняющие, в своей основе насильственные реформы, проведение которых требует усиления, хотя бы временного, деспотических начал государственной власти, приводят, в конечном итоге, к долговременному укреплению деспотизма. В свою очередь замедленное развитие из-за деспотического режима требует новых реформ. И все повторяется вновь. Циклы эти становятся типологической особенностью исторического пути России. Так и формируется — как отклонение от обычного исторического порядка — особый путь России.

Продлится ли в нашем будущем "изменение обычного исторического порядка" — особый путь, который в очередной раз ввергнет страну в пароксизм конвульсивных насильственных изменений, не давая ничего взамен, кроме перспективы повторения их в будущем, уже на периферии мирового развития? Или в нашей истории изменится смысл слова "реформа", и мы найдем в себе силы, возможности и волю занять достойное великой культуры место в этом мире?

На эти вопросы смогут ответить только историки будущих поколений, но хотелось бы, чтобы утвердительно — на второй.

 

Date: 2015-09-05; view: 407; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию