Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 6. Китай





 

Империя Цинов в XIX в. К началу XIX в. в Китае по-прежнему продолжало существовать традиционное обще­ство, в котором определенное развитие приобрели мелкое крестьянское ремесло и кустарная промышленность. Вме­сте с тем в некоторых районах страны началось довольно широкое распространение товарно-денежных отношений. Шел процесс концентрации земельной собственности и обез­земеливания крестьянства. Жестокая эксплуатация крестьян и городской бедноты феодалами, ростовщиками и торговца­ми дополнялась национальным гнетом.

Как уже отмечалось ранее (см. часть 1 учебника), с XVII в. Китаем правила маньчжурская династия Цин. Маньчжуры занимали главные посты в вооруженных силах и граждан­ской администрации. Власть верхушки немногочисленных маньчжурских племен над многомиллионным китайским народом держалась на союзе завоевателей с китайскими феодалами.

Утвердившись на троне китайских императоров - богдыханов, маньчжуры не внесли больших изменений в струк­туру государственных органов предыдущей династии. Ки­тайский император являлся неограниченным монархом, за­мещавшим трон наследственно и по принципу первородст­ва. Но этот порядок строго не соблюдался. Император перед кончиной мог избрать своим преемником любого из своих сыновей, а если таковых не было, то любого из принцев императорской крови. Император был верховным законо­дателем и верховным жрецом, которому принадлежало ис­ключительное право принесения жертв и молений "Вер­ховному небу", а также неограниченное право карать и ми­ловать своих подданных.

Высшими государственными учреждениями империи Цинов были Императорский секретариат и Военный совет. Первоначально важнейшими военными и гражданскими де­лами ведал Императорский секретариат, созданный еще в 1671 г. из равного числа маньчжурских и китайских сановни­ков. После 1732 г., когда для более оперативного руководства военными действиями в завоевательных походах богдыханов был учрежден Военный совет, решение всех важных госу­дарственных дел перешло к этому новому органу.



Высшая исполнительная власть осуществлялась импе­ратором, как и при династии Минов, через шесть централь­ных министерств (приказов): чинов, налогов, церемоний, военного, уголовных наказаний, общественных работ. Име­лись также и другие центральные учреждения. Так, кон­троль за деятельностью столичных и местных чиновников осуществляла ведущая свою историю со II в. до н. э. Палата цензоров, а разбором кассационных жалоб занимался Вер­ховный суд.

Китай времен Цинской династии характеризовался на­личием сильной власти на местах, сосредоточенной глав­ным образом в руках наместников и губернаторов. Страна была разделена на провинции, а последние, в свою очередь, на области, округа и уезды. Во главе каждой провинции стояли военный и гражданский губернаторы (чаще всего они были маньчжурами), которые подчинялись наместнику, со­средоточившему в своих руках военную и гражданскую власть. Области, округа и уезды возглавлялись начальни­ками, управляющими соответствующими единицами при помощи чиновников и старост стодворок и десятидворок. На всех уровнях судебная власть была соединена с админи­страцией, но обычно для осуществления судебных разбира­тельств выделялись специальные чиновники*.

*Подробнее о традиционной системе управления в Китае см.: История государства и права зарубежных стран. Учебник для вузов. Часть 1. М., 1996. С. 388-391.

 

Формально доступ на государственную службу был от­крыт всем, сдавшим специальные экзамены на ученую сте­пень, которые до последних лет династии Цинов были трех ступеней. Третья (высшая) степень присваивалась после экзаменов в уезде, затем в провинции, в столице.

Чиновничество, как и при прежней династии, делилось на девять классов, каждому из которых присваивались оп­ределенные знаки отличия.

"Небесное государство" тайпинов. С конца XVIII в. капиталистические державы предприняли наступление на Китай с целью получить рынки сбыта и источники сырья.

С 1839 года англичане развернули против Китая воен­ные действия, которые положили начало "опиумным вой­нам". Феодальная армия не могла противостоять первокласс­но вооруженным сухопутным войскам и флоту Англии, а цинские власти показали полную неспособность организо­вать оборону страны.

В августе 1842 г. в Нанкине был подписан первый в истории Китая неравноправный договор. Этот договор от­крывал для торговли, кроме Гуанчжоу, еще четыре китай­ских порта. К Англии отошел остров Сянган (Гонконг). Цинское правительство обязалось также выплатить англича­нам огромную контрибуцию, ликвидировать китайскую тор­говую корпорацию, монопольно занимавшуюся посредниче­ской торговлей с иностранцами, и установить выгодный для Англии новый таможенный тариф.

В 1843 году Нанкинский договор был дополнен прото­колом, согласно которому иностранцам предоставлялось пра­во экстерриториальности в создаваемых ими сеттльментах, где устанавливалась не подчиненная китайским властям система управления, содержались иностранные войска и полиция. Местные китайские власти должны были в откры­тых портах не только разрешать систему этих иностран­ных поселений, но и выделять для них земли и дома за "справедливую" арендную плату. Иностранцы полностью изымались из-под юрисдикции китайских судов, для них устанавливалась консульская юрисдикция. Вслед за Англи­ей неравноправные договоры с Китаем были заключены США и Францией (1844 г.).



Важным следствием "опиумной" войны явилось возник­новение в стране революционной ситуации, развитие кото­рой привело к потрясшему империю Цинов крестьянскому восстанию. Его возглавили руководители тайного антимань­чжурского общества "Байманди хуэй" ("Общество покло­нения верховному владыке"). Главой общества и его идео­логом был сельский учитель Хун Сюцюань. Общество про­поведовало равенство и братство, для обоснования которых использовались некоторые идеи христианства. Конечную цель борьбы Хун Сюцюань видел в создании "Тайпин тяньго" ("Небесного государства всеобщего благоденствия"), по­этому его последователи и стали именоваться тайпинами. Они пропагандировали и осуществляли на практике идеи уравнительного распределения, которые привлекали к тайпинам главным образом обездоленных людей. Но в их ряды пошли и представители торговой буржуазии и помещиков, привлеченные антиманьчжурской направленностью движе­ния.

Восстание развивалось успешно. В 1851 г. повстанцы овладели окружным центром Юнань и заложили здесь ос­новы своей государственности. Было провозглашено "Тайпин тяньго", руководитель движения Хун Сюцюань полу­чил титул небесного царя (тянь ван), царями (ванами) ста­ли именоваться и пять других руководителей движения. Та­ким образом, как и в других крестьянских движениях, китайские крестьяне не пошли дальше установления "спра­ведливой" монархии.

Тайпины уделяли большое внимание военному делу и в скором времени создали боеспособную армию, отличав­шуюся строгой дисциплиной. В марте 1853 г. войска тайпинов взяли Нанкин - столицу Китая в период Минской ди­настии, который был провозглашен столицей "небесного го­сударства". Вскоре после этого события был обнародован документ под названием "Земельная система небесной ди­настии", значение которого выходило за рамки его офици­ального наименования - практически он был программой антифеодальной крестьянской революции. Этот документ предусматривал распределение земли на уравнительных на­чалах, освобождение крестьян от арендной платы помещи­кам, предоставление равноправия женщинам, вплоть до равного с мужчинами доступа на государственную службу, государственное содержание нетрудоспособных, меры борь­бы с коррупцией и др.

Власть тайпинов на части территории Китая просуще­ствовала до 1864 г. Основными причинами ее гибели, не счи­тая некоторых стратегических просчетов тайпинских руко­водителей и раскола в их среде, были интервенция запад­ных держав и внутреннее разложение тайпинского движе­ния. Тайпинские армии потеряли былую боеспособность, а тайпины в целом - широкую поддержку народа. Они по­терпели поражение под ударами объединенных войск маньчжурской династии и китайских помещиков, поддержан­ных интервентами. Тем не менее, восстание тайпинов имело большое историческое значение, явилось предтечей китай­ской буржуазно-демократической революции, предвестни­ком национально-освободительной борьбы.

"Сто дней реформ". Тайпинское восстание и "опиум­ные" войны потрясли Цинский Китай. При этом в государ­ственном строе не произошло существенных изменений, за исключением некоторых преобразований в структуре госу­дарственных органов.

Знаменательным событием явилось учреждение в 1861 г. после третьей "опиумной" войны государственного органа ведающего иностранными делами, под названием Главная канцелярия по иностранным делам, которая не была ведом­ством по иностранным делам в обычном понимании этого слова. Главные чиновники канцелярии работали в ней по совместительству, были, как правило, некомпетентны, что затрудняло переговоры с ними представителей иностран­ных государств. И все же появление в государственной струк­туре специального органа по иностранным делам стало определенной вехой, означавшей конец многовековой изоля­ции страны. В 1885 г. появилось еще одно центральное ве­домство - адмиралтейство (канцелярия по военно-морским делам). Организации его предшествовало уничтожение ки­тайского флота во время франко-китайской войны 1884- 1885 гг., закончившейся подписанием еще одного неравно­правного договора и захватом французами Аннама. Однако средства, ассигнованные на строительство флота, ушли в основном на строительство летнего императорского дворца под Пекином, туда же были направлены и люди, предна­значавшиеся для службы во флоте. Китай по-прежнему оставался безоружным перед лицом иностранной агрессии.

После подавления восстания тайпинов была отменена система двух губернаторов в провинциях (военного и граж­данского) и местная власть сосредоточилась в одних руках. В структуре провинциального управления закрепились воз­никшие в последний период борьбы с тайпинским движени­ем комитеты по восстановлению порядка, состоявшие из главных провинциальных чиновников, а именно: казначея, судебного чиновника, соляного контролера и зернового ин­тенданта. Наместники получили право казнить без предва­рительной санкции сверху лиц, уличенных в принадлежно­сти к тайным обществам, имеющим целью ниспровержение существующего строя, и "открытых мятежников и разбой­ников".

Вместе с тем маньчжуры, сохранив господствующее положение, были вынуждены предоставить китайским феодалам, спасшим вместе с иностранцами Цинскую династию, большее число государственных должностей. Характерной особенностью формирования государственного аппарата тех времен является расширение открытой продажи должно­стей, усиление произвола чиновников.

Резко усилившаяся экспансия иностранного капитала в Китай привела к захвату им важнейших позиций в эконо­мике, к возникновению сравнительно сильного и быстроразвивающегося иностранного сектора в экономике. Страна превращалась в полуколонию западных держав.

В 60-80-е гг. XIX в. возникают первые китайские ка­питалистические предприятия. Первоначально это казен­ные или казенно-частные заводы, арсеналы и мастерские, а затем частные предприятия, действовавшие также под кон­тролем государства. Ведущей силой формирующейся на­циональной буржуазии стали крупные чиновники и поме­щики. Раньше национальной образовалась в Китае компрадорская (посредническая) буржуазия, выступавшая как сила, стремящаяся сохранить антинародный и антинациональный маньчжурский режим. Вторжение в страну иностранного капитала покончило с относительной замкнутостью китай­ской деревни, приобщило сельское хозяйство Китая к ми­ровому рынку.

Рост национального капитализма, расширение эконо­мических связей в стране, возникновение крупных эконо­мических и культурных центров создали условия для обра­зования китайской нации, развития национального самосоз­нания.

Поражение Китая в войне с Японией (1895 г.) и особен­но империалистический раздел страны активизировали дея­тельность патриотических сил. В конце XIX в. большое влия­ние на ее общественную жизнь оказала группа интеллиген­тов во главе с публицистом и философом Кан Ювэем, пред­ставлявшая интересы национальной буржуазии и обуржуа­зившихся помещиков. Эта группа выступала за модерниза­цию страны, за проведение реформ с помощью император­ской власти.

Сочувствовавший реформаторам император Гуансюй назначил членов группы на государственные посты и на основе подготовленного Кан Ювэем программного доклада издал 50 довольно радикальных указов, посвященных в своем большинстве вопросам экономики и просвещения, а также некоторым вопросам деятельности государственного аппа­рата. Этот трехмесячный период 1898 г. вошел в историю Китая под названием "сто дней реформ". Реформы не были проведены в жизнь из-за дворцового переворота, совершен­ного вдовствующей императрицей Цыси. Император Гуансюй был арестован, его указы отменены, а реформаторы казнены.

В 1899 году Китай вновь был потрясен народным вос­станием. Это было выступление сельской и городской бед­ноты в рядах ихэтуаней ("отрядов справедливости и согла­сия"), возникших на базе тайного общества - "кулак во имя справедливости и согласия". Восстание носило главным образом антииностранный характер и продолжалось до 1901 г., будучи усиленным представителями правящих кругов, за­игрывавшими с широким народным движением. Осада вос­ставшими посольского квартала в Пекине послужила пово­дом для вмешательства во внутренние дела Китая ряда ев­ропейских держав, царской России и США. В 1900 г. войска интервентов заняли Пекин. Цинский двор капитулировал.

В 1901 году представителем Цинов был подписан так называемый "заключительный протокол", по которому ки­тайское правительство обязалось выплатить вторгшимся в страну державам огромную контрибуцию и приняло ряд уни­зительных условий, закреплявших окончательное превра­щение Китая в полуколонию. Позорные условия "заключи­тельного протокола" усилили всеобщую ненависть народа к маньчжурской династии, и, чтобы притупить ее, Цины вы­нуждены были предпринять ряд реформ.

Первым практическим шагом в серии реформ была реорганизация Главной канцелярии по иностранным делам, на базе которой вскоре после подавления восстания ихэ­туаней было создано Министерство иностранных дел по европейскому образцу. Был упразднен ряд синекур при дворе и в провинциях. В 1903 г. вместо бывшего министерства об­щественных работ было создано министерство земледелия, промышленности и торговли, перед которым была постав­лена задача выработать уставы, регламентирующие деятель­ность торгово-промышленных предприятий, всячески спо­собствовать притоку капиталов в промышленность и тор­говлю. В 1905 г. создается министерство полиции, преобразованное в следующем году в министерство внутренних дел (гражданской администрации). В то же время создаются министерства образования, почт и путей сообщения, фи­нансов, армии и права (вместо министерства уголовных на­казаний). В 1906 г. учреждается Главное таможенное управ­ление. Судебные органы отделяются от администрации. Су­дебную систему составили Верховная судебная палата, суды высшей ступени, окружные суды и суды первой инстанции. Одновременно была учреждена прокуратура.

В 1906 году был обнародован указ о проведении подго­товительных мероприятий для перехода к конституционно­му правлению. В связи с этим в следующем году Цины учре­дили бюро по составлению и проверке конституции, а также бюро законодательных реформ, сосредоточившее свои уси­лия на подготовке кодексов. 1 августа 1908 г. был опублико­ван документ под названием "Основная программа конститу­ции". Подчеркивая незыблемость императорской власти, не­ограниченность ее прав во всех областях политической жиз­ни, этот документ упоминал, вместе с тем, о предстоящем создании представительного учреждения - парламента, прав­да, с весьма ограниченными совещательными функциями.

 






Date: 2015-09-19; view: 70; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2018 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию