Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ПОСЛЕСЛОВИЕ. Таков утверждаемый нами путь духовного обновления⇐ ПредыдущаяСтр 26 из 26
Таков утверждаемый нами путь духовного обновления. Таковы первые, фундаментальные вопросы человеческого бытия, древние, как мир, и в то же время требующие от нас новой очевидности, нового постижения и нового осуществления. Это необходимые человеку формы духовной жизни. Они представляют собою некое органическое единство, цельное и нерасторжимое; и ни одна из этих форм не может быть по произволу отвергнута или отдана в жертву мировому соблазну. 1. Надо научиться веровать. Не — «верить» вопреки разуму и без оснований, от страха и растерянности, а веровать цельно, вместе с разумом, веровать в силу очевидности, загоревшейся в личном духовном опыте и не могущей угаснуть. 2. Такая вера добывается любовью, духовною любовью к совершенному. Верование и любовь связаны воедино: в человеческой душе, в глубине личного сердца (субъективно) и там, вверху, в самом духовном Предмете (объективно). Кто полюбит качество, тот уверует в Бога; кто полюбит Бога, тот уверует в качество и возжелает совершенного в земных делах. Через веру и любовь постигается и осмысливается все остальное. Так, смысл свободы в том, чтобы самому полюбить, через любовь самому увидеть и через очевидность — самому уверовать; свобода есть самостоятельная, самобытная, творческая любовь и вера. И совесть движется силою веры и любви. И семья есть первое лоно любви и веры. И родина постигается любовью и строится верою. И национализм есть не что иное, как любовь к своеобразной духовности своего народа и вера в его творческие богоданные силы. Без любви и веры невозможно правосознание, необходимое для государственности, оберегающей нацию, и для справедливой организации хозяйственного труда. 3. Мы должны научиться свободе. Ибо свобода не есть удобство жизни или приятность, или «развязание» и «облегчение», но претрудное задание, с которым надо внутренне справиться. Свобода есть бремя, которое надо поднять и понести, чтобы не уронить его и не пасть самому. Надо воспитывать себя к свободе, надо созреть к ней, дорасти до нее, иначе она станет источником соблазна и гибели. Свобода необходима верующему и любящему, чтобы любить любимое цельно и веровать искренно. Без свободы не будет настоящей веры и любви. Но первым проявлением свободы должен быть совестный акт. И первым жилищем свободы должна быть семья, чтобы человек в семейной жизни созрел к свободному патриотизму, свободному национализму и свободной государственности. 4. Мы должны научиться совестному акту. Он откроет нам живой путь к восприятию Бога и к вере. Он научит нас самоотверженной любви. Он даст нам величайшую радость — радость быть свободным в добре. Совесть научает нас строить здоровую, духовную семью. Она откроет нам искусство любить родину и служить ей. Она предохранит нас от всех соблазнов и извращений ложно понятого национализма. 5. Мы должны научиться чтить и любить, и строить наш семейный очаг — это первое, единственное гнездо любви, веры, свободы и совести, эту необходимую и священную ячейку родины и национальной жизни. 6. Мы должны научиться духовному патриотизму, научиться обретению родины и передать это умение всем другим, кто соблазнился о своей родине и пошатнулся в сторону интернационализма. Мы должны понять, что люди связуются в единую родину силою веры, любви, внутренней свободы, совести и семейного духа, силою духовного творчества во всех его видах; и, увидев это, мы должны утвердить наше священное право быть единой духовно великой нацией. 7. Истинный национализм есть как бы завершительная ступень в этом восхождении. И в нем, как в фокусе, собираются все другие духовные лучи. Почему ныне появились люди, сомневающиеся в правоте национализма? Потому что они представляют себе национализм в отрыве от веры, как проявление земной, обособляющейся гордыни; в отрыве от любви, как воплощение самомнения и жадности; в отрыве от свободы, как воинственное стремление поработить все иные пароды; в отрыве от совести, как систему агрессивности, кровожадности и хищности; в отрыве от органической семейственности, как произвольную и неискреннюю выдумку; в отрыве от патриотизма, как начало противо-духовное и противо-культурное... Кто же виноват в этих заблуждениях? Позволительно ли молчать при виде этого соблазна? Нет, родившись в эпоху соблазна, соблазнами окруженные и одурманиваемые, мы должны противопоставить этим временным соблазнам — вечные основы духовного бытия, необходимые человеку в его земной жизни. Эти вечные основы слагают единую духовную атмосферу, единый путь, который необходимо прочувствовать и усвоить; чтобы на вопрос: «во что же нам верить?» мы могли бы ответить живою верою: в Бога, в любовь, в свободу, в совесть, в семью, в родину и в духовные силы нашего народа, начиная с Бога и возвращаясь к Нему, утверждая, что и любовь, и свобода, и совесть, и семья, и родина, и нация суть лишь пути, ведущие к Его постижению и к Его осуществлению в земной жизни человека. Знаем, что помимо этих путей к Нему ведут еще и иные пути: и наука, и философия, и искусство. Но об этих путях и о связанных с ними кривых истолкованиях и соблазнах надлежит говорить отдельно.
* Т.е. сосредоточенно помышляет о нем всеми своими душевными силами. * См. замечательный труд Феофана Затворника, так именно и озаглавленный. ** Терминология допускает такое словоупотребление: “верить” можно и в высшее — “я верю в Бога”, “я не верю в бессмертие души”; но в низшее “веровать” нельзя. Нельзя сказать: “я верую в карты” или “я верую в дурные приметы”... Подобно этому: в сильного человека, в вождя “верят”, а не “веруют”. *** Это различие между “верящим” и “верующим” человеком мы и будем соблюдать в дальнейшем изложении. * Срав. у ап. Павла: “А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом”. 1 Коринф. 6, 16.
** Срав. Библию. Исход. Гл. 34, стих 29—30: сходя с горы Синая, “Моисей не знал, что лицо его стало сиять лучами оттого, что Бог говорил с ним. И увидел Моисея Аарон и все сыны Израилевы, и вот лице его сияет, и боялись подойти к нему”... * Кн. П. А. Вяземский. Молитвенные думы. * Достоевский. Бесы. Часть вторая. Глава первая. VII.
** См. книгу Деннерта: Professor Dr. E. Denner^. Die Religion der Naturforscher <Berlin, 1908.— 76 S.>
* См. следующий раздел “Источник веры”. 63
* Метод есть слово греческое и обозначает буквально “путь вслед за чем-нибудь”, “путь к известной цели”. * См. главу первую, раздел второй. * Слово «интенция» выражает сразу и «направленность», и «интенсивность»; значит — сосредоточенную направленность, концентрированность.
* Добротолюбие. Том 1, с. 588. Приведено у Евагрия. ** Добротолюбие. Том 1, с. 75, ср. 91 и др. *** Послание к Колоссянам, гл. 1, стих. 16. **** Веневитинов. Поэт и друг29. ***** Баратынский. На посев леса30. ****** Тютчев. «Не то, что мните вы, природа»31. * См. главу первую, раздел второй. * Я хочу сказать, что бывают сомнения, проистекающие из чисто личного, и притом бессознательного, источника, неустранимые и неутолимые никакими доказательствами, вечно возникающие вновь и наслаждающиеся собою, подобно нелепым вопросам «почему?» у маленьких детей. * Мтф. XXII. 37—40. Мрк. XII. 29—31. Лук. X. 26—28. * Лесков. Захудалый род34. * См. об этом в главе седьмой. * Срв. «Живые мощи» Тургенева. ** Срв., напр., у Гете: «Неужели ты не видишь Бога? У каждого тихого родника, под каждым цветущим деревом я нахожу Его со всею теплотою Его любви». См. также особенно бессмертную книгу Фехнера: «Нанна, или Жизнь растений». * Обычно ей усваивают название «свободы совести», что совсем не точно.
* Только по недоразумению можно противопоставлять этому «религиозному самозаконию» (автономии) «теономию» (богозаконие), ибо всякое богозаконие может состояться только автономно. ** См. подробное развитие и обоснование этого взгляда в моей книге «О противлении злу силою».
* Католическое воззрение, лежащее в основе всей средневековой инквизиции и крестовых походов против еретиков.
* Граф А. К. Толстой42 Иоанн Дамаскин. VII. * Граф А. К. Толстой. Иоанн Дамаскин. VI, срв. V и VII. ** Срв. у Пушкина. Родословная моего героя. «Зачем крутится ветр в овраге»44... Срв. также «Поэту». Сонет.
* См. главу шестую и седьмую. * Epistola ad Diogn, «???»47. ** Первое Послание Петра, гл. 2, стих. 15—16. *** Вспомним замечательную и мудрую инструкцию, данную московским Митрополитом Макарием48 в 1555 году первому казанскому Архиепископу Гурию: «Всякими обычаи, как возможно, приучать ему татар к себе и приводити их любовью на крещение, а страхом их к крещению никак не приводити». См. статью проф. И.И. Лаппо49 в № 2 журнала «Русский колокол». **** Разум отнюдь не следует смешивать с отвлеченным рассудком, формальным, пустым, прикованным к чувственному опыту и оторванным от духа и видения. * См. подробно в главе третьей. * Эта способность совестных укоров — доводить человека до галлюцинаций — была не раз описана в мировой литературе; срав. хотя бы у графа А. К. Толстого, «Князь Серебряный», «Ночное шествие»; у Пушкина, Борис Годунов, сцена в «Царских Палатах»; у Шиллера, «Разбойники», и у других. Срав. ямбическую сентенцию глубокомысленного римского драматурга начала нашей эры Публия Сириянина: «Nil est miserius, quam mali animus concius» (нет ничего более жалкого, чем душа, знающая за собою содеянное зло). * Cicero. Leg. 2, 4. * Сравни формулу у глубокомысленного художника и философа Н. С. Лескова: «Я, когда мне что нужно сделать, сейчас себя в уме спрашиваю: можно ли это сделать во славу Христову? Если можно — так делаю, а если нельзя — того не хочу делать». «На краю света», глава V. * Срав. мои две работы о философии Фихте Старшего: “Кризис идеи субъекта в Наукоучении Фихте Старшего” и “Философия Фихте как религия совести”. Журнал Вопросы философии и психологии. Книги 111 и 112. Одно из сочинений Фихте так и называется: “Sonnenklarer Bericht oder Versuch den Leser zum Verstehen zu zueingen”61... * По-гречески “???” — “даймоний”. Наивные и неосведомленные люди переводят это словом “демон” и начинает утверждать, будто Сократ знался с “нечистою силою”. * К Римлянам, глава 8, стих 26. По-гречески: “???”. ** Эта молитва может быть выражена словами из православной утрени (“Великое славословие”62: “научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой”. *** См. в главе первой о “единении”. **** См. раздел третий “Верный путь”. ***** произнесенное слово. (Примеч. ред.) ****** внутреннее слово. (Примеч. ред.) * См. раздел третий “Верный путь”. ** См. главу первую, раздел шестой “О духовной любви”. * Шмелев. Свет разума63. ** См. Мтф. 5. 48. “Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш небесный”. * См. главу вторую, раздел второй “Внутреннее освобождение”. * Все вырастающие отсюда особенности, осложнения и затруднения не могут быть здесь раскрыты и разъяснены. Это потребовало бы особого, пространного исследования. ** Будда называет его “незапятнанным счастьем”. Срав. его диалог “Награда аскетизма”.
* См. главу вторую, раздел третий “Политическая свобода”. ** См. главу вторую, раздел второй “Внутреннее освобождение”. *** См. главу третью, раздел первый “Значение совести”. * См. главу первую, разделы первый, второй и третий. * Согласно словоупотреблению современной психопатологии — травмы, т. е. жгучие, болевые душевные ощущения, следы и последствия которых сохраняются потом в течение всей жизни. ** См. главу первую. * См. главу первую. ** См. главу вторую. * Всякий образованный человек должен однажды со вниманием прочесть и продумать глубокомысленный труд Фюстель де Куланжа65 “Древняя гражданская община” (La cite antique), вдумываясь особенно в собранный и дословно приведенный этим гениальным историком аутентичный материал подстрочных примечаний. * См. главу четвертую, раздел третий. ** См. главу третью, раздел второй. *** См. главу третью, раздел второй. * См. главу третью. ** См. главу первую и третью. *** Живую картину такого духовного паломничества дает И. С. Шмелев в своем замечательном произведении “Богомолье”. * Федор Сологуб (Тетерников). ** Баратынский. На посев леса. *** Разумею этот термин в том смысле, который придан ему основополагающими открытиями и формулами создателя современной психопатологии Зигмунда Фрейда. * Особенно вредною является дурная манера многих родителей брать ребенка к себе в кровать. По последствиям своим эта манера, может быть, еще вреднее жестоких телесных наказаний вроде порки. * Особенно в крестьянском и вообще простонародном быту, где теснота помещения снимает все покровы целомудрия и подрывает в душах детей естественный пиетет к родителям. Наука однажды откроет здесь душевный источник, из которого выросло самое постыдное человеческое ругательство, известное у многих народов. ** Это настроение глубоко и тонко изображено в “Подростке” и “Неточке Незвановой” Достоевского. * Этими крайностями нередко грешит английское воспитание, покоящееся на волевом подавлении эмоций. * Срав. русскую поговорку: “Дитя хоть гнило, а отцу-матери мило”. * Этот неоконченный набросок я привожу с некоторыми сокращениями. Курсив Пушкина. Срав. еще у Пушкина великолепное стихотворение “Домовой”. Комментарий к нему читатель найдет в № 9 журнала “Русский колокол”67.
* См. главу третью. * Читатель найдет доказательство этого в вышедшей недавно книге Alfred Norman/ Bolschewistische Weltmachtpolitik. — Gott-helf — Verlag? Bern69. См. особенно главы 13, 14, 15, 16, 17. Книга построена целиком на исследовании первоисточников.
* Великодержавно определяется не размером территории и не числом жителей, но способностью народа и его правительства брать на себя бремя великих международных задач и творчески справляться с этими задачами. Великая держава есть та, которая, утверждая свое бытие, свой интерес, свою волю, вносит творческую, устрояющую, правовую идею во весь сонм народов, во весь “концерт” народов и держав.
* Срав. у Карла Маркса: “Законы, мораль, религия суть для него (для пролетария) сплошные буржуазные предрассудки, за которыми прячутся сплошь буржуазные интересы”. “Рабочие не имеют родины”. “Коммунистический манифест”, главы “Буржуа и пролетарий” и “Пролетарий и коммунисты”.
* Перепись 1926 года насчитала в России до 128 различных национальностей. * Его настоящая фамилия звучит так: Comte de Chamisso, Vicomte d'Ormond, Seigneur de Boncoert, Magnieux, Tournoison, Levek, Dampierre. Его владения числились бы теперь по департаменту Марны. * См. главу вторую.
* См. стихотворения Пушкина, приведенные в конце предыдущей главы. * О смятении и дисгармонии см. стихотворения Тютчева: “Безумие”, “О чем ты воешь”, “День и ночь”, “О, вещая душа моя”... и др. Нет никакого сомнения в том, что эти созерцания и образы почерпнуты поэтом из русского, всенародно-национального духовного опыта и высказаны им не только от себя и за себя, но и за весь народ. ** К проблемам всенародного размаха и глубины Лермонтов уходит, напр., в стихотворении “Смерть поэта”, “Бородино”, “Опять народные витии”, “Новгороду”, “Песнь про царя Ивана Васильевича” и др. * См. главу первую и вторую. * См. главу первую. * См. главу третью, раздел первый. ** См. главу вторую, раздел первый. * См. главу третью, раздел второй. ** Само собою разумеется, что этот акт включает в себя и всю глубину бессознательного, жизнь инстинкта, страстей и наследственного уклада жизни.
* См. по этому вопросу поучительный материал справок в замечательном исследовании Фюстель де Куланжа. Древняя гражданская община (La cite antique), гл. 3—7. ** Cicero. De legibus. II. 1. * См. главу третью, раздел второй. * Есть народы, у которых такой патриотизм традиционно преобладает. ** Понятно, что здесь необходимы: зоркость, правдивость и гражданское мужество. Одним из соблазнов национализма является стремление оправдывать свой народ во всем и всегда, преувеличивая его достоинства и сваливая всю ответственность за совершенное им на иные «вечно-злые» и «предательски-враждебные» силы. Никакое изучение враждебных сил не может и не должно гасить в народе чувство ответственности и вины или освобождать его от трезво-критического самопознания: путь к обновлению ведет через покаяние, очищение и самовоспитание. *** От слова — хаять, т.е. порицать. * При этом разумеется, конечно, дифференцированное, многоголосное пение, а не унисонный рев толпы. * Ср. у Шекспира о Цезаре: «Мир лесом был для этого оленя, а тот олень душою мира был». * Оба воззрения характерны для современного шовинизма и воинствующего империализма. * См. главу первую, о духовном опыте. * Чтобы это не казалось голословным, привожу живые, подтверждающие примеры, начиная с уличной встречи: «имеет он право столкнуть меня с тротуара? имеет он право долго и вызывающе меня рассматривать? дерзко заговаривать со мной? входить без спросу в мой сад? пить из моего колодца? не уплатить мне деньги за купленную у меня вещь? не платить членского взноса? оскорблять председателя собрания? нарушать устав общества?» и т.д. и т.д. * Т.е. согласно конституции государства. * Раскрытие идеи «естественного правосознания» требует особого исследования. * См. главу восьмую. ** См. главы шестую и седьмую. * См. главы 1—8: О вере, О любви, О свободе, О совести, О семье, О родине, О национализме. ** См. особенно главу вторую, третью и четвертую. * О правильном соотношении церкви и государства я высказался в главе 22 моей книги «О сопротивлении злу силою». * Срав. главу третью, раздел третий «О политической свободе». * Обслуживает хотя бы общей безопасностью, правопорядком и ограждением личной свободы. Это обслуживание отнюдь не следует понимать в смысле государственного всевмешательства. * Нельзя не отметить, что эта идея братства вошла в государственно-политический мир со времен христианизации европейских народов, а совсем не со времени первой французской революции 1789 года. * По выражению английского философа Гоббса.
* Эта оговорка относится и к законам, различно регулирующим в различных странах юридический институт частной собственности. Кто утверждает принцип частной собственности, тот отнюдь не выступает «апологетом» всех наличных законов и законодательств, регулирующих этот институт. * Это отнюдь не означает, что я отвергаю право частной собственности для «юридических лиц» или право публичной собственности, принадлежащей государству или муниципалитетам. Я только намеренно сосредоточиваю свое внимание на «простейшем явлении» собственности и собственника — на частной собственности единоличного человека, особенно охотно оспариваемой. ** Ограничения возможны, но они должны быть оговорены в обычаях, договорах или законах. Отсутствие ограничений означает неограниченную полноту собственнического права. См. убедительный анализ у В. И. Синайского: Основы гражданского права.— Рига, 1931. С. 58—61 и др. * Отсюда в науке термин «инвестировать», «инвестиция» — облекать, облечение. * В Древней Руси земля, не обрабатываемая крестьянином, называлась «дикая пасма», т. е. мертвая пустошь, липкая грязь, а крестьянин без земли назывался «бобылем», бездомным, бесприютным человеком. Срв. у Максимова: «Крылатые слова». * Напр., употреблением животного в пищу, сожиганием дров или рукописи. * «Человеку это невозможно. Богу же все возможно». Мтф. 19. 26;Мрк. 10. 27; Лук. 18. 27. * В этом состоит идея аграрной реформы П.А. Столыпина. * См. мою книгу «О сопротивлении злу силой». Главу 22. * В поисках такого понимания начертана знаменитая булла папы Льва XIII «Rerum novarum»93.
|