Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ПОСЛЕСЛОВИЕ. Таков утверждаемый нами путь духовного обновления





 

Таков утверждаемый нами путь духовного обновления. Таковы первые, фундаментальные вопросы человеческого бытия, древние, как мир, и в то же время требующие от нас новой очевидности, нового постижения и нового осуществления. Это необходимые человеку формы духов­ной жизни. Они представляют собою некое органическое единство, цельное и нерасторжимое; и ни одна из этих форм не может быть по произволу отвергнута или отдана в жертву мировому соблазну.

1. Надо научиться веровать. Не — «верить» вопреки разуму и без оснований, от страха и растерянности, а ве­ровать цельно, вместе с разумом, веровать в силу очевид­ности, загоревшейся в личном духовном опыте и не мо­гущей угаснуть.

2. Такая вера добывается любовью, духовною любовью к совершенному. Верование и любовь связаны воедино: в человеческой душе, в глубине личного сердца (субъектив­но) и там, вверху, в самом духовном Предмете (объективно). Кто полюбит качество, тот уверует в Бога; кто полю­бит Бога, тот уверует в качество и возжелает совершенного в земных делах.

Через веру и любовь постигается и осмысливается все остальное. Так, смысл свободы в том, чтобы самому полюбить, через любовь самому увидеть и через очевид­ность — самому уверовать; свобода есть самостоятельная, самобытная, творческая любовь и вера. И совесть движет­ся силою веры и любви. И семья есть первое лоно любви и веры. И родина постигается любовью и строится верою. И национализм есть не что иное, как любовь к своеобраз­ной духовности своего народа и вера в его творческие бо­годанные силы. Без любви и веры невозможно правосозна­ние, необходимое для государственности, оберегающей нацию, и для справедливой организации хозяйственного труда.

3. Мы должны научиться свободе. Ибо свобода не есть удобство жизни или приятность, или «развязание» и «облегчение», но претрудное задание, с которым надо внутренне справиться. Свобода есть бремя, которое надо поднять и понести, чтобы не уронить его и не пасть само­му. Надо воспитывать себя к свободе, надо созреть к ней, дорасти до нее, иначе она станет источником соблазна и гибели.

Свобода необходима верующему и любящему, чтобы любить любимое цельно и веровать искренно. Без свободы не будет настоящей веры и любви.

Но первым проявлением свободы должен быть совестный акт. И первым жилищем свободы должна быть семья, чтобы человек в семейной жизни созрел к свободно­му патриотизму, свободному национализму и свободной государственности.

4. Мы должны научиться совестному акту. Он откроет нам живой путь к восприятию Бога и к вере. Он научит нас самоотверженной любви. Он даст нам величайшую радость — радость быть свободным в добре.

Совесть научает нас строить здоровую, духовную се­мью. Она откроет нам искусство любить родину и служить ей. Она предохранит нас от всех соблазнов и извращений ложно понятого национализма.

5. Мы должны научиться чтить и любить, и строить наш семейный очаг — это первое, единственное гнездо любви, веры, свободы и совести, эту необходимую и свя­щенную ячейку родины и национальной жизни.

6. Мы должны научиться духовному патриотизму, научиться обретению родины и передать это умение всем другим, кто соблазнился о своей родине и пошатнулся в сторону интернационализма. Мы должны понять, что люди связуются в единую родину силою веры, любви, внутрен­ней свободы, совести и семейного духа, силою духовного творчества во всех его видах; и, увидев это, мы должны утвердить наше священное право быть единой духовно великой нацией.

7. Истинный национализм есть как бы завершительная ступень в этом восхождении. И в нем, как в фокусе, соби­раются все другие духовные лучи. Почему ныне появились люди, сомневающиеся в правоте национализма? Потому что они представляют себе национализм в отрыве от веры, как проявление земной, обособляющейся гордыни; в от­рыве от любви, как воплощение самомнения и жадности; в отрыве от свободы, как воинственное стремление пора­ботить все иные пароды; в отрыве от совести, как систему агрессивности, кровожадности и хищности; в отрыве от органической семейственности, как произвольную и не­искреннюю выдумку; в отрыве от патриотизма, как начало противо-духовное и противо-культурное... Кто же виноват в этих заблуждениях? Позволительно ли молчать при виде этого соблазна?

Нет, родившись в эпоху соблазна, соблазнами окружен­ные и одурманиваемые, мы должны противопоставить этим временным соблазнам — вечные основы духовного бытия, необходимые человеку в его земной жизни. Эти вечные основы слагают единую духовную атмосферу, единый путь, который необходимо прочувствовать и усвоить; чтобы на вопрос: «во что же нам верить?» мы могли бы ответить живою верою: в Бога, в любовь, в свободу, в совесть, в се­мью, в родину и в духовные силы нашего народа, начиная с Бога и возвращаясь к Нему, утверждая, что и любовь, и свобода, и совесть, и семья, и родина, и нация суть лишь пути, ведущие к Его постижению и к Его осуществлению в земной жизни человека.

Знаем, что помимо этих путей к Нему ведут еще и иные пути: и наука, и философия, и искусство. Но об этих путях и о связанных с ними кривых истолкованиях и соблазнах надлежит говорить отдельно.

 

 


* Т.е. сосредоточенно помышляет о нем всеми своими душевными силами.

* См. замечательный труд Феофана Затворника, так именно и озаглавленный.

** Терминология допускает такое словоупотребление: “верить” мож­но и в высшее — “я верю в Бога”, “я не верю в бессмертие души”; но в низшее “веровать” нельзя. Нельзя сказать: “я верую в карты” или “я верую в дурные приметы”... Подобно этому: в сильного человека, в вождя “верят”, а не “веруют”.

*** Это различие между “верящим” и “верующим” человеком мы и будем соблюдать в дальнейшем изложении.

* Срав. у ап. Павла: “А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом”. 1 Коринф. 6, 16.

 

** Срав. Библию. Исход. Гл. 34, стих 29—30: сходя с горы Синая, “Моисей не знал, что лицо его стало сиять лучами оттого, что Бог гово­рил с ним. И увидел Моисея Аарон и все сыны Израилевы, и вот лице его сияет, и боялись подойти к нему”...

* Кн. П. А. Вяземский. Молитвенные думы.

* Достоевский. Бесы. Часть вторая. Глава первая. VII.

 

** См. книгу Деннерта: Professor Dr. E. Denner^. Die Religion der Naturforscher <Berlin, 1908.— 76 S.>

 

* См. следующий раздел “Источник веры”. 63

 

* Метод есть слово греческое и обозначает буквально “путь вслед за чем-нибудь”, “путь к известной цели”.

* См. главу первую, раздел второй.

* Слово «интенция» выражает сразу и «направленность», и «интен­сивность»; значит — сосредоточенную направленность, концентрированность.

 

* Добротолюбие. Том 1, с. 588. Приведено у Евагрия.

** Добротолюбие. Том 1, с. 75, ср. 91 и др.

*** Послание к Колоссянам, гл. 1, стих. 16.

**** Веневитинов. Поэт и друг29.

***** Баратынский. На посев леса30.

****** Тютчев. «Не то, что мните вы, природа»31.

* См. главу первую, раздел второй.

* Я хочу сказать, что бывают сомнения, проистекающие из чисто личного, и притом бессознательного, источника, неустранимые и неутолимые никакими доказательствами, вечно возникающие вновь и наслаждающиеся собою, подобно нелепым вопросам «почему?» у маленьких детей.

* Мтф. XXII. 37—40. Мрк. XII. 29—31. Лук. X. 26—28.

* Лесков. Захудалый род34.

* См. об этом в главе седьмой.

* Срв. «Живые мощи» Тургенева.

** Срв., напр., у Гете: «Неужели ты не видишь Бога? У каждого тихого родника, под каждым цветущим деревом я нахожу Его со всею теплотою Его любви». См. также особенно бессмертную книгу Фехнера: «Нанна, или Жизнь растений».

* Обычно ей усваивают название «свободы совести», что совсем не точно.

 

* Только по недоразумению можно противопоставлять этому «религиозному самозаконию» (автономии) «теономию» (богозаконие), ибо всякое богозаконие может состояться только автономно.

** См. подробное развитие и обоснование этого взгляда в моей книге «О противлении злу силою».

 

* Католическое воззрение, лежащее в основе всей средневековой инквизиции и крестовых походов против еретиков.

 

* Граф А. К. Толстой42 Иоанн Дамаскин. VII.

* Граф А. К. Толстой. Иоанн Дамаскин. VI, срв. V и VII.

** Срв. у Пушкина. Родословная моего героя. «Зачем крутится ветр в овраге»44... Срв. также «Поэту». Сонет.

 

* См. главу шестую и седьмую.

* Epistola ad Diogn, «???»47.

** Первое Послание Петра, гл. 2, стих. 15—16.

*** Вспомним замечательную и мудрую инструкцию, данную московским Митрополитом Макарием48 в 1555 году первому казанскому Архиепископу Гурию: «Всякими обычаи, как возможно, приучать ему татар к себе и приводити их любовью на крещение, а страхом их к крещению никак не приводити». См. статью проф. И.И. Лаппо49 в № 2 журнала «Русский колокол».

**** Разум отнюдь не следует смешивать с отвлеченным рассудком, формальным, пустым, прикованным к чувственному опыту и оторванным от духа и видения.

* См. подробно в главе третьей.

* Эта способность совестных укоров — доводить человека до галлюцинаций — была не раз описана в мировой литературе; срав. хотя бы у графа А. К. Толстого, «Князь Серебряный», «Ночное шествие»; у Пушкина, Борис Годунов, сцена в «Царских Палатах»; у Шиллера, «Разбойники», и у других. Срав. ямбическую сентенцию глубокомысленного римского драматурга начала нашей эры Публия Сириянина: «Nil est miserius, quam mali animus concius» (нет ничего более жалкого, чем душа, знающая за собою содеянное зло).

* Cicero. Leg. 2, 4.

* Сравни формулу у глубокомысленного художника и философа Н. С. Лескова: «Я, когда мне что нужно сделать, сейчас себя в уме спрашиваю: можно ли это сделать во славу Христову? Если можно — так делаю, а если нельзя — того не хочу делать». «На краю света», глава V.

* Срав. мои две работы о философии Фихте Старшего: “Кризис идеи субъекта в Наукоучении Фихте Старшего” и “Философия Фихте как религия совести”. Журнал Вопросы философии и психологии. Книги 111 и 112. Одно из сочинений Фихте так и называется: “Sonnenklarer Bericht oder Versuch den Leser zum Verstehen zu zueingen”61...

* По-гречески “???” — “даймоний”. Наивные и неосведом­ленные люди переводят это словом “демон” и начинает утверждать, будто Сократ знался с “нечистою силою”.

* К Римлянам, глава 8, стих 26. По-гречески: “???”.

** Эта молитва может быть выражена словами из православной утрени (“Великое славословие”62: “научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой”.

*** См. в главе первой о “единении”.

**** См. раздел третий “Верный путь”.

***** произнесенное слово. (Примеч. ред.)

****** внутреннее слово. (Примеч. ред.)

* См. раздел третий “Верный путь”.

** См. главу первую, раздел шестой “О духовной любви”.

* Шмелев. Свет разума63.

** См. Мтф. 5. 48. “Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш небесный”.

* См. главу вторую, раздел второй “Внутреннее освобождение”.

* Все вырастающие отсюда особенности, осложнения и затруднения не могут быть здесь раскрыты и разъяснены. Это потребовало бы особого, пространного исследования.

** Будда называет его “незапятнанным счастьем”. Срав. его диалог “Награда аскетизма”.

 

* См. главу вторую, раздел третий “Политическая свобода”.

** См. главу вторую, раздел второй “Внутреннее освобождение”.

*** См. главу третью, раздел первый “Значение совести”.

* См. главу первую, разделы первый, второй и третий.

* Согласно словоупотреблению современной психопатологии — травмы, т. е. жгучие, болевые душевные ощущения, следы и последствия которых сохраняются потом в течение всей жизни.

** См. главу первую.

* См. главу первую.

** См. главу вторую.

* Всякий образованный человек должен однажды со вниманием прочесть и продумать глубокомысленный труд Фюстель де Куланжа65 “Древняя гражданская община” (La cite antique), вдумываясь особен­но в собранный и дословно приведенный этим гениальным историком аутентичный материал подстрочных примечаний.

* См. главу четвертую, раздел третий.

** См. главу третью, раздел второй.

*** См. главу третью, раздел второй.

* См. главу третью.

** См. главу первую и третью.

*** Живую картину такого духовного паломничества дает И. С. Шмелев в своем замечательном произведении “Богомолье”.

* Федор Сологуб (Тетерников).

** Баратынский. На посев леса.

*** Разумею этот термин в том смысле, который придан ему осново­полагающими открытиями и формулами создателя современной психопа­тологии Зигмунда Фрейда.

* Особенно вредною является дурная манера многих родителей брать ребенка к себе в кровать. По последствиям своим эта манера, может быть, еще вреднее жестоких телесных наказаний вроде порки.

* Особенно в крестьянском и вообще простонародном быту, где теснота помещения снимает все покровы целомудрия и подрывает в ду­шах детей естественный пиетет к родителям. Наука однажды откроет здесь душевный источник, из которого выросло самое постыдное чело­веческое ругательство, известное у многих народов.

** Это настроение глубоко и тонко изображено в “Подростке” и “Неточке Незвановой” Достоевского.

* Этими крайностями нередко грешит английское воспитание, покоящееся на волевом подавлении эмоций.

* Срав. русскую поговорку: “Дитя хоть гнило, а отцу-матери мило”.

* Этот неоконченный набросок я привожу с некоторыми сокраще­ниями. Курсив Пушкина. Срав. еще у Пушкина великолепное стихотво­рение “Домовой”. Комментарий к нему читатель найдет в № 9 журнала “Русский колокол”67.

 

* См. главу третью.

* Читатель найдет доказательство этого в вышедшей недавно книге Alfred Norman/ Bolschewistische Weltmachtpolitik. — Gott-helf — Verlag? Bern69. См. особенно главы 13, 14, 15, 16, 17. Книга построена целиком на исследовании первоисточников.

 

* Великодержавно определяется не размером территории и не чис­лом жителей, но способностью народа и его правительства брать на себя бремя великих международных задач и творчески справляться с этими задачами. Великая держава есть та, которая, утверждая свое бытие, свой интерес, свою волю, вносит творческую, устрояющую, право­вую идею во весь сонм народов, во весь “концерт” народов и держав.

 

* Срав. у Карла Маркса: “Законы, мораль, религия суть для него (для пролетария) сплошные буржуазные предрассудки, за которыми прячутся сплошь буржуазные интересы”. “Рабочие не имеют родины”. “Коммунистический манифест”, главы “Буржуа и пролетарий” и “Проле­тарий и коммунисты”.

 

* Перепись 1926 года насчитала в России до 128 различных национальностей.

* Его настоящая фамилия звучит так: Comte de Chamisso, Vicomte d'Ormond, Seigneur de Boncoert, Magnieux, Tournoison, Levek, Dampierre. Его владения числились бы теперь по департаменту Марны.

* См. главу вторую.

 

* См. стихотворения Пушкина, приведенные в конце предыдущей главы.

* О смятении и дисгармонии см. стихотворения Тютчева: “Безу­мие”, “О чем ты воешь”, “День и ночь”, “О, вещая душа моя”... и др. Нет никакого сомнения в том, что эти созерцания и образы почерпнуты поэтом из русского, всенародно-национального духовного опыта и вы­сказаны им не только от себя и за себя, но и за весь народ.

** К проблемам всенародного размаха и глубины Лермонтов уходит, напр., в стихотворении “Смерть поэта”, “Бородино”, “Опять народные витии”, “Новгороду”, “Песнь про царя Ивана Васильевича” и др.

* См. главу первую и вторую.

* См. главу первую.

* См. главу третью, раздел первый.

** См. главу вторую, раздел первый.

* См. главу третью, раздел второй.

** Само собою разумеется, что этот акт включает в себя и всю глу­бину бессознательного, жизнь инстинкта, страстей и наследственного уклада жизни.

 

* См. по этому вопросу поучительный материал справок в замечательном исследовании Фюстель де Куланжа. Древняя гражданская об­щина (La cite antique), гл. 3—7.

** Cicero. De legibus. II. 1.

* См. главу третью, раздел второй.

* Есть народы, у которых такой патриотизм традиционно преоб­ладает.

** Понятно, что здесь необходимы: зоркость, правдивость и граж­данское мужество. Одним из соблазнов национализма является стрем­ление оправдывать свой народ во всем и всегда, преувеличивая его достоинства и сваливая всю ответственность за совершенное им на иные «вечно-злые» и «предательски-враждебные» силы. Никакое изучение враждебных сил не может и не должно гасить в народе чувство ответ­ственности и вины или освобождать его от трезво-критического само­познания: путь к обновлению ведет через покаяние, очищение и само­воспитание.

*** От слова — хаять, т.е. порицать.

* При этом разумеется, конечно, дифференцированное, многоголос­ное пение, а не унисонный рев толпы.

* Ср. у Шекспира о Цезаре: «Мир лесом был для этого оленя, а тот олень душою мира был».

* Оба воззрения характерны для современного шовинизма и воин­ствующего империализма.

* См. главу первую, о духовном опыте.

* Чтобы это не казалось голословным, привожу живые, подтвер­ждающие примеры, начиная с уличной встречи: «имеет он право столк­нуть меня с тротуара? имеет он право долго и вызывающе меня рассмат­ривать? дерзко заговаривать со мной? входить без спросу в мой сад? пить из моего колодца? не уплатить мне деньги за купленную у меня вещь? не платить членского взноса? оскорблять председателя собрания? нарушать устав общества?» и т.д. и т.д.

* Т.е. согласно конституции государства.

* Раскрытие идеи «естественного правосознания» требует особого исследования.

* См. главу восьмую.

** См. главы шестую и седьмую.

* См. главы 1—8: О вере, О любви, О свободе, О совести, О семье, О родине, О национализме.

** См. особенно главу вторую, третью и четвертую.

* О правильном соотношении церкви и государства я высказался в главе 22 моей книги «О сопротивлении злу силою».

* Срав. главу третью, раздел третий «О политической свободе».

* Обслуживает хотя бы общей безопасностью, правопорядком и ограждением личной свободы. Это обслуживание отнюдь не следует понимать в смысле государственного всевмешательства.

* Нельзя не отметить, что эта идея братства вошла в государственно-политический мир со времен христианизации европейских народов, а совсем не со времени первой французской революции 1789 года.

* По выражению английского философа Гоббса.

 

* Эта оговорка относится и к законам, различно регулирующим в различных странах юридический институт частной собственности. Кто утверждает принцип частной собственности, тот отнюдь не выступает «апологетом» всех наличных законов и законодательств, регулирующих этот институт.

* Это отнюдь не означает, что я отвергаю право частной собственности для «юридических лиц» или право публичной собственности, при­надлежащей государству или муниципалитетам. Я только намеренно сосредоточиваю свое внимание на «простейшем явлении» собственности и собственника — на частной собственности единоличного человека, особенно охотно оспариваемой.

** Ограничения возможны, но они должны быть оговорены в обы­чаях, договорах или законах. Отсутствие ограничений означает неогра­ниченную полноту собственнического права. См. убедительный анализ у В. И. Синайского: Основы гражданского права.— Рига, 1931. С. 58—61 и др.

* Отсюда в науке термин «инвестировать», «инвестиция» — обле­кать, облечение.

* В Древней Руси земля, не обрабатываемая крестьянином, назы­валась «дикая пасма», т. е. мертвая пустошь, липкая грязь, а крестьянин без земли назывался «бобылем», бездомным, бесприютным человеком. Срв. у Максимова: «Крылатые слова».

* Напр., употреблением животного в пищу, сожиганием дров или рукописи.

* «Человеку это невозможно. Богу же все возможно». Мтф. 19. 26;Мрк. 10. 27; Лук. 18. 27.

* В этом состоит идея аграрной реформы П.А. Столыпина.

* См. мою книгу «О сопротивлении злу силой». Главу 22.

* В поисках такого понимания начертана знаменитая булла папы Льва XIII «Rerum novarum»93.

Date: 2015-09-19; view: 283; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию