Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Важное правило 5 page





To, что произошло с Адамом, и есть цель его существования: «Если бы вы не грешили...» 21

О Адам! Да не опечалят тебя слова Мои, сказанные тебе: «Выйди отсюда» (сура 7 «Преграды», аят 18). Ведь Я создал Рай для тебя и на пользу твоим потомкам.

О Адам! Ты входил ко Мне, как входят цари к царям, а теперь ты входишь ко Мне, как входят рабы к царям.

О Адам! Не огорчайся из-за чаши проступков, которые помогли тебе образумиться, ибо она изгнала из тебя недуг самолюбования и облачила тебя в одеяние покорности Всевышнему: «Быть может, вам неприятно то, что является благом для вас» (сура 2 «Корова», аят 216).

О Адам! Я не отбирал у тебя то, чем наделил тебя. Я лишь отвёл тебя в сторону, дабы завершить преобра-жение этого места для тебя и чтобы работники посы-

 

 
 


19 Имеется в виду Адам .

20 Эти слова обращены к Иблису.

21 Это указание на хадис, который приводит Муслим со слов Абу Хурайры- Посланник Аллаха сказал: «Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, если бы вы не грешили, то Аллах уничтожил бы вас и привёл бы на ваше место людей, которые грешили бы и просили бы у Аллаха прощения, и Он прощал бы их»

 

 

82 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления

 

 


лали мне плату: «Они отрывают свои бока от постелей, взывая к своему Господу со страхом и надеждой, и расходуют из того, чем Мы их наделили» (сура 32 «Земной поклон», аят 16).

Клянусь Аллахом, когда он [Адам] ослушался Господа, ему не принесло пользы ни величие: «Падите ниц» (сура 2 «Корова», аят 34), ни почёт «И Он научил Адама...» (сура 2 «Корова», аят 31), ни особенность: «кого Я сотворил Своими обеими Руками» (сура 38 «Сад», аят 75), ни гордость «и вдохнул в него от Моего духа» (сура 15 «Хиджр», аят 29), но ему принесло пользу смирение: «Господь наш! Мы поступили несправедливо по отношению к себе...» (сура 7 «Преграды», аят 23).

Когда кольчуга единобожия надевается на тело благодарности, вражеская стрела наносит не смертельную рану, и человек накладывает на нее повязку смирения и становится таким, каким был до ранения, и раненый поднимается так, будто с ним ничего и не случилось.

 

 

Раздел

Следование прямым путём и заблуждение —

от Аллаха

 

С

пасательные средства подготовлены, а ноги гонимого закованы в колодки.

Буря предопределения поднялась во Вселенной, и всё перевернулось, и родилось благо. А когда ветер стих, стало ясно, что Абу Талиб тонет в море погибели, а Сальман — на берегу благополучия, и аль-Валид ибн аль-Мугира возглавляет свой заблудший народ, Сухайб прибыл с караваном византийцев, а негус в Эфиопии говорит: «Вот я перед Тобой, о Аллах!» А Биляль провозглашает: «Молитва лучше сна!», а Абу Джахль занят противоречиями.

Сальману было предопределено благо и благополучие, и провидение заставило его отклониться от пути своих предков, которые были огнепоклонниками и он стал вести полемику с отцом на тему придавания Аллаху сотоварищей. И когда ои одолел его в споре, тот не нашёлся что ответить и вместо ответа заковал сына в цепи. К этому прибегают приверженцы ложного с того момента, как они сбились с истинного пути. Именно такой ответ дал фараон Мусе: «Если ты будешь поклоняться иному богу, кроме меня...» (сура 26 «Поэты», аят 29).

И такой же ответ дали джахмиты имаму Ахмаду, когда подвергли его бичеванию. И такой же ответ дали

 

84 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления


приверженцы нововведений шейху ислама Ибн Таймийе, когда бросили его в тюрьму.

Итак, история Сальмана. Пришёл к нему гость: «дабы испытать вас» (сура 2 «Корова», аят 155). И благодаря радушному приёму этого гостя он заслужил степени: «Сальманиз нас, людей дома 22 ». Услышав о том, что некие люди отправляются в путь, он выкрал самого себя у отца и, оседлав решимость, отправился на поиски заветного счастья. Он погрузился в море поисков, дабы найти жемчужину мироздания, и добровольно служил указующим путь, как служат смиренные. И когда монахи почувствовали, что время их подходит к концу, то сообщили ему приметы нашего Пророка и сказали Сальману: «Время его пришествия настало, остерегайся же впасть в заблуждение!» И он отправился в путь в сопровождении людей, которые отнеслись к нему без всякого сострадания и жалости и продали его на рынке за ничтожную цену в несколько дирхемов. Его купил один из иудеев Медины, и когда Сальман увидел лавовые поля, стремление найти Пророка усилилось в нём. При этом хозяин его ничего не знал о желании Сальмана. Потянулись долгие часы ожидания, и вот наконец прибыл благой вестник. Сальман в это время был на вершине пальмы и едва не свалился с пальмы от объявшего его беспокойства, но решимость помогла ему удержаться, как в тот день, когда: «Она [мать Мусы] готова была раскрыть его [свой поступок], если бы Мы не укрепили её сердце» (сура 28 «Рассказы», аят 10). Он поспешно спустился, дабы принять радостную весть.

 

Там друг возлюбленный, которого искал я,...

Я чувствую: из мест тех дует ветер.

 
 


22 То есть членов нашей семьи.

 

 

Следование прямым путём и заблуждение — от Аллаха 85

 


Его хозяин крикнул ему: «Что с тобой?! Иди, займись своим делом!» Он же сказал в ответ [нечто подобное]:

 

Как мне уйти, когда в вашей земле

есть у меня занятие...

 

И он пребывал в таком состоянии, о котором сказал поэт:

 

Друзья мои, клянусь, я не из вас, когда

Мне открывается семейства Лейлы дом...

 

Встретившись с Посланником, он сравнил копию, хранившуюся у монахов, с оригиналом, и увидел полное соответствие.

О Мухаммад! Ты желаешь, чтобы ислам принял Абу Талиб, а Мы желаем, чтобы его принял Сальман...

Когда Абу Талиба спрашивали, как его зовут, он отвечал: «'Абд Манаф». И при этом гордился своими предками. А когда речь заходила об имуществе, он называл число верблюдов. А когда Сальмана спрашивали, как его зовут, он отвечал: «'Абдуллах». А когда его спрашивали об имени его отца, он отвечал: «Я — сын ислама». А когда спрашивали его об имуществе, он отвечал: «Бедность». Когда спрашивали о его лавке, он говорил: «Мечеть». А когда его спрашивали о его способе добывания хлеба насущного, он отвечал: «Терпение». А о своей одежде он говорил: «Богобоязненность и скромность». О своей подушке он говорил: «Ночные бдения». А его поводом для гордости был хадис «Сальманиз нас». А о своей цели он говорил: «И стремятся к Лику Его» (сура 6 «Скот», аят 52). А когда его спрашивали о том, куда он идёт, он отвечал: «В Рай». А когда его спрашивали, кто показывает ему дорогу, он отвечал: «Предводитель творений и указующий путь предводителям».

 

 

86 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления

 


Когда мы в путь отправляемся и ты — наш предводитель,

Твоё поминание для верблюдов —

лучшая песня погонщика,

И когда, заблудившись, дорогу не можем найти,

Лик твой светлый достаточно путь освещает...

Грехи — ранения, а ранения бывают смертельными.

Когда разум твой выходит из-под власти страстей твоих, сила оказывается на его стороне.

Входя в обитель страстей, ты ставишь на кон свою жизнь.

Если взгляд твой случайно упал на запретное, то знай, что это та самая искра, от которой возгорается пламя войны, так закройся от него покровом: «Скажи верующим мужчинам, чтобы они опускали свои взоры...» (сура 24 «Свет», аят 30). И тогда ты избегаешь скверных последствий, и Аллах избавляет верующих от сражений.

Когда море страсти становится обширным, в нём можно утонуть, и самое опасное для пловца — открывать глаза в воде.

Нет никого почтеннее лежащего в могиле,

Которому дела благие одиночество скрасили,

Наслаждается он в Садах, и он не подобен

Рабу, для которого стала могила тюрьмою...

Каков человек, таковы и его испытания,

Познать его можно, увидев его терпение,

Кто нетерпелив при встрече с тем, чего опасается,

Тот немного получит из того, чего хочет...

 

 

Следование прямым путём и заблуждение — от Аллаха 87

 


Сколько посевов было срезано до созревания, так что говорить о тех, для которых уже подошло время жатвы?23

Выкупи сам себя: рынок открыт, стоимость известна.

Без дремоты беспечности и сна, вызываемого страстями, не обойтись, однако пусть сон твой будет непродолжительным, ибо стоящие на страже кричат: «Скоро утро!»

Свет разума разгоняет мрак ночи страстей, и становится виден путь истины, и проницательный видит в этом свете последствия деяний.

Решительно выйди с этого тесного двора, заполненного бедами, и зайди в просторный двор, подобного которому не видело око, ибо там ты непременно найдёшь то, к чему стремишься, и там ты не потеряешь того, кого любишь.

О продающий душу свою за страсть к тому, чья любовь ничтожна, связь с кем приносит лишь тревоги, а красота — недолговечна и тленна! Ты продаёшь самое дорогое за ничтожную цену! Как будто ты не осознаёшь ценность товара и ничтожность цены... Но когда ты придёшь в День взаимного обделения, ты поймёшь, как тебя обделили при заключении этой сделки. «Нет божества, кроме Аллаха» — товар, Аллах — покупатель, цена — Рай, а посредник при заключении сделки — Посланник. Неужели ты готов продать её за то, что не стоит и комариного крыла?

 

 
 


23То есть сколько людей умирает, не дожив до старости, так что говорить о пожилых? Им ещё уместнее чаще вспоминать о смерти и готовиться к ней.

 

 

88 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления

 


Если нечто стоит не больше крыла комариного

У того, Чьим рабом ты являешься,

И если часть этого владеет тобой целиком,

Какой будет ценность твоя у Него, как ты думаешь?

И если продашь ты свою душу за это, хотя Он тебе

Цену Свою предлагает, лишишься любви Его...

О теряющий решимость свою! Где же ты? Ведь этот путь утомил даже Адама и плакал на нём Нух и был брошен в огонь Ибрахим и уложен на бок для заклания Исма'иль, Юсуф был продан за ничтожную цену и провёл в темнице несколько лет, распиливали пилами Закарию, зарезали смиренного господина Яхью, боролся с тяжкой болезнью Айюб, неутешно плакал Дауд, ходил вместе со зверями 'Иса и терпел бедность и обиды Мухаммад... Так неужели ты собираешься забавляться и играть?

 

О обитель в грубой земле — скоро её посетишь ты,

Но прежде столько ужасов тебе пережить придётся...

Война идёт, а ты стоишь, безучастно наблюдая за происходящим, а если и двинешься, то для того чтобы побежать с поля боя...

Кто не терпел палящий зной в поисках славы, тот никогда не отдыхал в тени почёта.

 

Говорит Суляйма: «Ты бы остался на нашей земле». Неведомо ей, что я в пути для того, чтоб найти пристанище...

Одному из усердно поклоняющихся Всевышнему сказали: «До каких пор ты будешь утомлять душу свою?!» Он ответил: «Как раз отдыха для неё и хочу я».

 

Следование прямым путём и заблуждение — от Аллаха 89

 

 


Невесты мира этого украсили себя для смотрящих, дабы испытать их: кто из них предпочтёт их невестам мира вечного. И тот, кто понимает разницу, предпочтёт то, что заслуживает предпочтения.

 

Прекрасные девы этого мира ко мне устремились

И мне сказали: «Ну же! Иди же к нам!»

Но я как будто не заметил их, когда узрел

То, что на самом деле было моей целью.

Звёзды стремлений знающих в созвездиях их решительности движутся быстро, и среди них нет [отстающего] Сатурна.

О тот, кто отклонился от истинного пути! Будь одним из тех, кто движется в конце каравана, и спи в пути, поскольку предводитель всегда заботится об идущих в конце.

Аль-Хасану сказали: «Нас опередили люди на тёмных лошадях, когда мы были на ослах со скверными сёдлами, от которых болит спина». Он сказал: «Если ты следуешь их путём, то ты очень быстро догонишь их».

 

Польза

Полезные выводы и наставления

К

то теряет ощущение близости к Аллаху, оказываясь среди людей, и обретает его, оставаясь в одиночестве, тот — слабый правдивый. Кто испытывает это ощущение, оказываясь среди людей, и не испытывает его, пребывая в одиночестве, тот болен. Кто не испытывает этого ощущения ни оказываясь среди людей, ни оставаясь в одиночестве, тот мёртв и изгнан [от милости Господа]. А тот, кто сохраняет это ощущение и пребывая в одиночестве и находясь среди людей, — любящий правдивый и сильный.

Тот, кому приносит просветление одиночество, нуждается для его усиления именно в одиночестве. А тот, на кого такое же влияние оказывает пребывание среди людей, их советы и наставления, нуждается для его усиления именно в пребывании среди людей. А тот, кто успешно делает то, чего требует от него Аллах, в любом месте и состоянии, добивается развития и в одиночестве и среди людей.

Самое почётное положение — когда ты не выбираешь для себя состояние помимо того, которое Он выбирает для тебя и в которое Он тебя вводит. Так что ориентируйся на то, чего Он требует от тебя, а не на то, чего ты желаешь от Него.

 

Полезные выводы и наставления 91

 


Лампы чистых сердец в лоне естественной природы человека светят и до того, как их коснутся законы Всевышнего: «Его масло готово светиться даже без соприкосновения с огнём» (сура 24 «Свет», аят 35).

Кусе24 был приверженцем единобожия, хотя никогда не видел Посланника . А Ибн Убайй25 остался неверующим, несмотря на то, что молился с ним в одной мечети.

Ящерица не страдает от жажды, хотя у неё нет воды, а сколько страдающих от жажды в море!

Мы знаем историю пророческой миссии Мусы и Асии, которая уверовала в него. Корзину, в которой он находился, принесли к ней, и ребёнок, оставшийся без матери, попал к женщине, у которой не было детей. Пре-славен Аллах, сколько уроков можно извлечь из этой истории! Сколько детей истребил фараон, желая уничтожить Мусу, но предопределение как будто сказало: «Мы воспитаем его не иначе как под твоей опекой!»

Зу-ль-Биджадейн остался сиротой в детстве, и его вырастил его дядя со стороны отца. Душа его возжелала последовать за Посланником ,и он собрался сделать это, однако болезнь не дала ему осуществить желаемое. И он остался на месте, дожидаясь своего дядю, а выздоровев, он, не в силах больше терпеть, воззвал:

 


24 Кусе ибн Са'ида был одним из приверженцев единобожия, живших до начала пророческой миссии Мухаммеда .

25 Речь идёт об' Абдуллахе ибн Убайе, главе лицемеров во времена Пророка .

 

 

92 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления

 


Сколько можно удерживать её — жалуется она на неволю, Отпусти её — может быть, она отыщет дорогу...

 

Он сказал: «О дядя! Долго я ждал от тебя, что ты примешь ислам, но я не вижу в тебе стремленья к этому!» Тот ответил: «Если ты принял ислам, я лишу тебя всего, что дал тебе!»

Он же сказал: «Один взгляд на Мухаммада дороже для меня этого мира со всем, что в нём!»

 

Если бы спросили Меджнуна; чего ты хочешь —

С Лейлой свидания иль все сокровища мира?

Он бы ответил: пыль под её сандалиями

Для меня приятнее и для болезни моей целительнее...

 

И когда он собрался отправиться к Посланнику , его дядя лишил его даже одежды, которая была на нём, и мать дала ему грубую накидку, и он разорвал её надвое, превратил одну в изар, а вторую — в накидку.

И когда глашатай призвал к сражению на пути Аллаха, он решил присоединиться к каравану любящих. А для любящего не имеет значения длина пути, потому что цель его помогает ему преодолевать этот путь:

 

Аллах помогает стремящемуся

достичь заветных пределов

И приблизиться к этим пределам ему помогает Он...

 

И когда он покинул этот мир, Посланник спустился в приготовленную для него могилу, чтобы собственноручно уложить его тело в нишу. При этом он говорил: «О Аллах, поистине, я был доволен им. Будь же и Ты доволен им!» И тогда Ибн Мас'уд воскликнул: «Ах, если бы меня похоронили в этой могиле!»

 

 

Полезные выводы и наставления 93

 


О тот, чья решимость ослабла! Самая незначительная фигура на шахматной доске — пешка. Но стоит ей взбодриться, как она превращается в ферзя26.

Один мудрец, увидев вьючную лошадь, которую использовали для орошения, сказал: «Если бы она бегала быстро и хорошо, то на ней бы ездили верхом».

Когда стопы решимости готовы устремиться вперёд, перед ними появляются препятствия.

Под препятствиями подразумеваются такого рода испытания, которые помогают отличить правдивого от лжеца, и когда ты преодолеваешь их, они становятся твоими помощниками в достижении цели.

 

 
 


26 Имеется в виду, что прикладывающий усилия достигнет цели

 

Польза

Истинная сущность мира этого

М

ир этот подобен блудливой женщине, которая не может жить с одним мужем — она завлекает многих мужчин. Не соглашайся же на разврат!

 

Отделил я её красоту от её деяний

И обнаружил, что красоту затмевают мерзости,

Поклялась она нам, что никогда не предаст нас.

Оказалось, клялась, что верна никогда нам не будет...

 

Идти ради того, чтобы снискать мир этот, — значит идти по земле, в которой множество диких зверей, а плавать в нём — то же самое, что плавать в пруду с крокодилами. То, что приносит радость в ней, вызывает и печаль, и боль в ней рождается от наслаждений, а горести — от радостей.

 

То, что в юности было приятным и сладким,

В преклонные годы мучениями обернулось.

Птица человеческой природы27 видит зерно, а око разума видит силок, тогда как око страстей слепо.

 

 
 


27 Речь идёт о легкомысленном и порывистом человеке, который устремляется к любым приманкам, не задумываясь о послед-

 

 

Полезные выводы и наставления 95

 

 


Довольства глаз не замечает недостатков,

А недовольства глаз их выставляет напоказ.

Страсти украшают себя для взоров человеческой природы, и те, кто верует в сокровенное, отводят взгляд от них, а те, кто следует за ними, блуждают в пустыне скорби. О первых сказано: «Они следуют руководству от их Господа, и они — преуспевшие» (сура 2 «Корова», аят 5). А вторым будет сказано: «Вкушайте и наслаждайтесь недолго, ведь вы являетесь грешниками» (сура 77 «Посылаемые», аят 46).

Когда те, кому помог Всевышний, осознали истинную цену миру этому и недолговечность своего пребывания в нём. Они умертвили в нём страсти ради того, чтобы снискать жизнь вечную. Пробудившись от сна беспечности, они всерьёз взялись за возвращение того, что враг успел украсть у них в период их бездеятельности. Поняв, что дорога длинная, они устремили взоры на маячащую вдали цель, и далёкое стало казаться им близким. И каждый раз, когда жизнь становится горькой для них, воспоминание о словах Всевышнего «Это — ваш День, который был обещан вам» (сура 21 «Пророки», аят 103) делает её слаще.

 

 

 
 


ствиях своих действий, подобно тому как птица устремляется к зерну, насыпанному в силок, и оказывается в ловушке.

 

Раздел

Удивительно: как человек может не любить Господа и не стремиться к Его поминанию

О

дна из самых удивительных вещей на свете: знать Его и не любить при этом, слышать Его глашатая и медлить с ответом, знать об огромной прибыли, которую приносят сделки, заключаемые с Ним, и при этом заключать их с кем-то другим, знать о том, насколько страшен Его гнев, и при этом навлекать на себя этот гнев, вкушать одиночество и отдалённость от Него по причине ослушания и не стремиться приблизиться к Нему посредством покорности Ему, ощущать стеснённость в сердце из-за погружения не в Его повествование и не в беседы о Нём и при этом не стремиться расширить грудь свою посредством поминания Его и тайной беседы с Ним, вкушать мучения, которые причиняет привязанность сердцем не к Нему, и не бежать от этих мучений к блаженству устремления к Нему и смирения пред Ним. Но ещё более удивительно, когда ты знаешь, что не можешь обойтись без Него и крайне нуждаешься в Нём, и при этом отворачиваешься от Него и стремишься к тому, что отдаляет тебя от Него.

 

 

Польза

 

Совершение запретного по причине

скверного представления об Аллахе

или одолевающих страстей

С

овершать запретное раб Аллаха может по двум причинам.

Первая: человек скверно думает о Господе своём. Он считает, что даже если бы он был покорен Господу и предпочёл Его, то Он не дал бы ему ничего лучшего из дозволенного.

Вторая: он знает, что это не так и что тому, кто отказался от чего-либо ради Аллаха, Он даст взамен нечто лучшее, но страсти в нём побеждают терпение и разум.

Первый случай обусловлен слабостью знания, а второй — слабостью разума и сознательности.

Яхья ибн Му'аз сказал: «Мольбу того, кому Аллах помог собрать сердце своё во время обращения к Нему с мольбой, Он не отвергнет».

Когда человек сосредотачивается, он остро ощущает свою потребность в Господе и неспособность обходиться без Него, надежда его усиливается, и редко мольба его остаётся без ответа.

 

Раздел

Мудрые изречения и полезные наставления

К

огда бдительные видят, как мир этот одолевает своих обитателей, и как надежды обманывают своих обладателей, и как шайтан ведёт души в поводу, и когда они видят, что душа, побуждающая к скверному, берёт верх, то устремляются к крепости смиренной мольбы и испрашивания защиты, подобно тому, как испуганный раб спешит укрыться во владениях своего господина.

Date: 2015-09-19; view: 348; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию