Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Закрыта последняя страница книгиЗакрыта последняя страница книги... Даже если Вы читали ее для того, чтобы грамотно ответить на экзамене, автор надеется, что книга не только способствовала расширению кругозора, но и оказала эмоциональное воздействие, пробудила живой интерес к познанию мира и осмыслению его устройства. Как писал Сенека, «кто мудр, тот смотрит на замысел, а не на исход. Досуг без занятий наукой — смерть и погребение заживо». Без знания современной науки, без освоения ее идей, языка и методов невозможно принятие ответственных решений, которые требуются для управляемого развития. Как-то Станислав Лем подчеркнул, что «общая тенденция, заметная буквально повсюду, в том числе и в США, такова, что возрастающей сложности государственных, социальных, технических, наконец, глобальных проблем сопутствует явное снижение уровня компетентности правящих». Многочисленные кризисы, как и экологический кризис, поставивший нашу планету на грань катастрофы, возникли не из-за развития науки и техники, а из-за недостаточного распространения знания и культуры, в силу безответственности решений некомпетентных руководителей, равнодушия и бесконтрольного развития человеческих потребностей. Поэтому люди, собирающиеся стать управленцами, экономистами или юристами, должны понимать естественно-научную сущность анализируемых объектов, проблем и современных технологий. Сказанные ранее слова А. Эйнштейна дополняют эту мысль: «Ограничение области знания лишь небольшой группой людей ослабляет философский дух народа и ведет к духовному обнищанию». Общество ответственно за формирование реальных ценностей развития науки и техники, за воспитание нравственных устоев будущего человечества. Сейчас важно, чтобы научные разработки были восприняты обществом и востребованы им. Создание научной общественности должно быть одной из важнейших задач в обучении молодежи, поскольку восприятие достижений науки зависит от сознания общества больше, чем от самих достижений. Это особенно актуально в наше время, когда в условиях свободы слова средства массовой информации обеспечивают нас сенсациями на любой вкус. Только общественность, умеющая правильно оценить достижение и отличить его от ложного успеха, может помочь науке развиваться по правильному пути. Синергетике уже тридцать лет, это всего на порядок меньше, чем классическому естествознанию, если отсчитывать его рождение с периода Нового Времени, Галилея, Кеплера и Ньютона. Но мы уже мыслим иначе, нас интересует не устоявшееся и застывшее, а становящееся и возникающее. «В любых сложных системах наблюдается периодическое чередование стадий эволюции и инволюции, свертывания и развертывания, схождения к центру и частичного распада. И аналогии с историческими свидетельствами о циклах процветания и гибели цивилизаций, с циклами Кондратьева, колебательными режимами Гэлбрайта, этногенетичес-кими ритмами Л.Н.Гумилева», — отмечают известный математик С. П. Курдюмов и философ Е. Н. Князева. Следуя за современными моделями естествознания, синергетическими моделями, возможно строить прогнозы на будущее. Причем прогнозы грамотные, отличные от пути блуждания через пробы и тупики. Ф.М.Достоевский писал: «Нравственный и образованный народ составляет великую и справедливую цель, достойную великой нации. Нравственное стремление, просвещение не только высшая, но, может быть, самая выгодная политика для великой нации именно потому, что она великая. Политика текущей практичности и беспрерывного бросания себя туда, где повыгоднее, где понасущнее, изобличает мелочь, внутреннее бессилие государства. Ум практической и насущной выгоды всегда оказывается ниже правды и чести, а правда и честь всегда кончали тем, что торжествовали...» В заключение приведу выдержку из книги Д. И. Менделеева «Заветные мысли»: «Нам особенно нужны образованные люди, близко знающие русскую природу, т. е. всю русскую действительность для того, чтобы мы смогли сделать настоящие, самостоятельные, а не подражательные шаги в деле развития своей страны». Эти мысли должны соответствовать реформам системы образования. Так что, учитесь, делайте выводы, ставьте в своей единственной жизни достойные цели. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Арнольд В. И. Теория катастроф. — М.: Наука, 1990. 2. Бялко А.В. Наша планета — Земля. — М.: Наука, 1989. 3. Вернадский В. И. Философские мысли натуралиста. — М.: Наука, 1968. 4. Войткевич Г. В. Химическая эволюция Солнечной системы. — М.: Наука, 1991. 5. Галимов Э. М. Феномен жизни: между равновесием и нелинейностью. Происхождение и принципы эволюции. — М.: Едиториал УРСС, 2001. 6. Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. — Л.: Гидрометеоиздат, 1990. 7. Дубнищева Т. Я. Концепции современного естествознания. — Новосибирск: ЮКЭА, 1997. - М.: Маркетинг, 2000, 2001. 8. Дубнищева Т.Я. Современное естествознание / Т.Я.Дубнищева, 9. Дубнищева Г. Я. Ретрофизика в зеркале философской рефлексии. — 10. Дэвис И Случайная Вселенная. — М.: Мир, 1989. 11. Камшилов М.М. Эволюция биосферы. — М.: Наука, 1979. 12. Князева Е.Н. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем / Е.Н.Князева, С.П.Курдюмов. — М.: Наука, 1994. 13. Липкин А. И. Основания современного естествознания. — М.: Вузовская книга, 2001. 14. Моисеев Н.Н Универсум, информация, общество. — М.: Устойчивый мир, 2001. 15. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. — М.: Гардарика, 1999. 16. Наука и безопасность России: историко-научные, методологические, историко-технические аспекты. — М.: Наука, 2000. 17. Новиков И. Д. Как взорвалась Вселенная. — М.: Наука, 1988. 18. ПеховА.П. Биология с основами экологии. — СПб.: Изд-во «Лань», 2000. 19. Пригожин И. Порядок из хаоса: новый диалог человека с природой / И. Пригожин, И. Стенгерс. — М.: Прогресс, 1994. 20. Суханов А. Д. Концепции современного естествознания / А.Д.Суханов, О.Н. Голубева. — М.: Агар, 2000. 21. Шкловский И. С. Вселенная, жизнь, разум. — М.: Наука, 1988. 22. Эйген М. Игра жизни / М. Эйген, Р. Винклер. — М.: Наука, 1979. I ОГЛАВЛЕНИЕ Введение....................................................................................................................... 3 Глава 1, Логика познания и методология естественных наук.............. 7 1.1. Наука — часть культуры....................................................................... 7 1.2. Формирование критерия научности.................................................. 13 1.3. Методы естествознания, всеобщность его законов. Системный подход 18 1.4. Понятия «научная программа» и «научная картина мира»....26 1.5. Математическая научная программа в развитии.......................... 31 1.6. Понятия «научная парадигма» и «научная революция»............. 33 1.7. Оценки научных успехов и достижений........................................... 37 1.8. Современная научно-техническая революция: достижения и проблемы 39
|