Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Закрыта последняя страница книги





Закрыта последняя страница книги...

Даже если Вы читали ее для того, чтобы грамотно ответить на экзамене, автор надеется, что книга не только способствовала расширению кругозора, но и оказала эмоциональное воздействие, пробудила живой интерес к познанию мира и осмыслению его устройства. Как писал Сенека, «кто мудр, тот смотрит на замысел, а не на исход. Досуг без занятий наукой — смерть и погребение заживо».

Без знания современной науки, без освоения ее идей, языка и методов невозможно принятие ответственных решений, которые требуются для управляемого развития. Как-то Станислав Лем подчеркнул, что «общая тенденция, заметная буквально повсюду, в том числе и в США, такова, что возрастающей сложности государственных, социальных, технических, наконец, глобальных проблем сопутствует явное снижение уровня компетентности правящих».

Многочисленные кризисы, как и экологический кризис, поставивший нашу планету на грань катастрофы, возникли не из-за развития науки и техники, а из-за недостаточного распространения знания и культуры, в силу безответственности решений некомпетентных руководителей, равнодушия и бесконтрольного развития человеческих потребностей. Поэтому люди, собирающиеся стать управленцами, экономистами или юристами, должны понимать естественно-научную сущность анализируемых объектов, проблем и современных технологий. Сказанные ранее слова А. Эйнштейна дополняют эту мысль: «Ограничение области знания лишь небольшой группой людей ослабляет философский дух народа и ведет к духовному обнищанию».

Общество ответственно за формирование реальных ценностей развития науки и техники, за воспитание нравственных устоев будущего человечества. Сейчас важно, чтобы научные разработки были восприняты обществом и востребованы им. Создание научной общественности должно быть одной из важнейших задач в обучении молодежи, поскольку восприятие достижений науки зависит от сознания общества больше, чем от самих достижений. Это особенно актуально в наше время, когда в условиях свободы слова средства массовой информации обеспечивают нас сенсациями на любой вкус. Только общественность, умеющая правильно


оценить достижение и отличить его от ложного успеха, может помочь науке развиваться по правильному пути.

Синергетике уже тридцать лет, это всего на порядок меньше, чем классическому естествознанию, если отсчитывать его рождение с периода Нового Времени, Галилея, Кеплера и Ньютона. Но мы уже мыслим иначе, нас интересует не устоявшееся и застывшее, а становящееся и возникающее. «В любых сложных системах наблюдается периодическое чередование стадий эволюции и инволюции, свертывания и развертывания, схождения к центру и частичного распада. И аналогии с историческими свидетельствами о циклах процветания и гибели цивилизаций, с циклами Кондратьева, колебательными режимами Гэлбрайта, этногенетичес-кими ритмами Л.Н.Гумилева», — отмечают известный математик С. П. Курдюмов и философ Е. Н. Князева. Следуя за современными моделями естествознания, синергетическими моделями, возможно строить прогнозы на будущее. Причем прогнозы грамотные, отличные от пути блуждания через пробы и тупики.

Ф.М.Достоевский писал: «Нравственный и образованный народ составляет великую и справедливую цель, достойную великой нации. Нравственное стремление, просвещение не только высшая, но, может быть, самая выгодная политика для великой нации именно потому, что она великая. Политика текущей практичности и беспрерывного бросания себя туда, где повыгоднее, где понасущнее, изобличает мелочь, внутреннее бессилие государства. Ум практической и насущной выгоды всегда оказывается ниже правды и чести, а правда и честь всегда кончали тем, что торжествовали...» В заключение приведу выдержку из книги Д. И. Менделеева «Заветные мысли»: «Нам особенно нужны образованные люди, близко знающие русскую природу, т. е. всю русскую действительность для того, чтобы мы смогли сделать настоящие, самостоятельные, а не подражательные шаги в деле развития своей страны». Эти мысли должны соответствовать реформам системы образования.

Так что, учитесь, делайте выводы, ставьте в своей единственной жизни достойные цели.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Арнольд В. И. Теория катастроф. — М.: Наука, 1990.

2. Бялко А.В. Наша планета — Земля. — М.: Наука, 1989.

3. Вернадский В. И. Философские мысли натуралиста. — М.: Наука, 1968.

4. Войткевич Г. В. Химическая эволюция Солнечной системы. — М.: Наука, 1991.

5. Галимов Э. М. Феномен жизни: между равновесием и нелинейностью. Происхождение и принципы эволюции. — М.: Едиториал УРСС, 2001.

6. Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. — Л.: Гидрометеоиздат, 1990.

7. Дубнищева Т. Я. Концепции современного естествознания. — Новосибирск: ЮКЭА, 1997. - М.: Маркетинг, 2000, 2001.

8. Дубнищева Т.Я. Современное естествознание / Т.Я.Дубнищева,
А.Ю.Пигарев. — Новосибирск: ЮКЭА, 1998. — М.: Маркетинг, 2000.

9. Дубнищева Г. Я. Ретрофизика в зеркале философской рефлексии. —
М.: ИНФРА-М, 1997.

10. Дэвис И Случайная Вселенная. — М.: Мир, 1989.

11. Камшилов М.М. Эволюция биосферы. — М.: Наука, 1979.

12. Князева Е.Н. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем / Е.Н.Князева, С.П.Курдюмов. — М.: Наука, 1994.

13. Липкин А. И. Основания современного естествознания. — М.: Вузовская книга, 2001.

14. Моисеев Н.Н Универсум, информация, общество. — М.: Устойчивый мир, 2001.

15. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. — М.: Гардарика, 1999.

16. Наука и безопасность России: историко-научные, методологические, историко-технические аспекты. — М.: Наука, 2000.

17. Новиков И. Д. Как взорвалась Вселенная. — М.: Наука, 1988.

18. ПеховА.П. Биология с основами экологии. — СПб.: Изд-во «Лань», 2000.

19. Пригожин И. Порядок из хаоса: новый диалог человека с природой / И. Пригожин, И. Стенгерс. — М.: Прогресс, 1994.

20. Суханов А. Д. Концепции современного естествознания / А.Д.Суханов, О.Н. Голубева. — М.: Агар, 2000.

21. Шкловский И. С. Вселенная, жизнь, разум. — М.: Наука, 1988.

22. Эйген М. Игра жизни / М. Эйген, Р. Винклер. — М.: Наука, 1979.


I


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение....................................................................................................................... 3

Глава 1, Логика познания и методология естественных наук.............. 7

1.1. Наука — часть культуры....................................................................... 7

1.2. Формирование критерия научности.................................................. 13

1.3. Методы естествознания, всеобщность его законов. Системный подход 18

1.4. Понятия «научная программа» и «научная картина мира»....26

1.5. Математическая научная программа в развитии.......................... 31

1.6. Понятия «научная парадигма» и «научная революция»............. 33

1.7. Оценки научных успехов и достижений........................................... 37

1.8. Современная научно-техническая революция: достижения и проблемы 39

Date: 2015-09-19; view: 437; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию