Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Групповые процессы: лидерство и коммуникативные связи





 

Лидеры, будь они формальными (назначаемыми или выбираемыми) или неформальными (заявляющими о себе в ходе групповых интеракций), играют важную роль в любой группе, принимающей решения. Эта роль довольно подробно обсуждается в классической статье Майера (Maier, 1967). Как он указывает, к вкладу лидеров отношение иное, нежели к вкладу других членов группы; нравится им это или нет, но они занимают иное положение. Многочисленные исследования показали, что, если только лидер группы не предпринимает каких-то шагов для того, чтобы отделить свою функцию направления хода дискуссии от функции предлагать и оценивать идеи, групповое решение скорее отразит вариант, которому отдает предпочтение лидер, чем учтет мнение группы в целом. Важные шаги, которые следует здесь предпринять, включают в себя активное поощрение свободного высказывания идей, требования, чтобы было услышано мнение меньшинства, и препятствование преждевременной оценке щей.

Способность лидера группы оказывать позитивное влияние на коммуникативные связи в группе не сводится исключительно к стремлению предпринимать упомянутые шаги. Ситуация также играет определенную роль. Например, чем многочисленее группа, тем сложнее управлять коммуникативным процессом. Вероятность, что в обсуждении смогут участвовать все члены группы, уменьшается, а шансы, что в дискуссии будет доминировать небольшое число людей, возрастают. Вероятность, что появятся фракции, преследующие различные цели, также возрастает с увеличением численности группы, особенно если членов группы четное число.

Как правило, если группа, принимающая решение, состоит из трех, пяти или семи человек, вероятность появления таких проблем уменьшается, но бывают ситуации, когда численность группы не удается проконтролировать подобным образом. К примeру, в крупной фирме принятие решения может требовать участия всех начальников отделов. Требования к навыкам и наличию информации, предъявляемые при решении многих задач, удовлетворяются наилучшим образом в группах, состоящих более чем из семи членов, пусть даже имеется возможность сформировать меньшую группу.

Технический прогресс в форме различных видов электронных средств связи предлагает возможное решение ряда коммуникативных проблем в более многочисленных группах. Электронные коммуникативные каналы (такие как электронная почта, телеконференции и компьютерные конференции) избавляют членов группы, принимающей решение, от необходимости встречаться лицом к лицу. Эта особенность имеет фактические преимущества — собрать людей вместе может оказаться и трудно, и накладно в финансовом отношении. Электронные средства связи также намного облегчают лидеру группы задачу управления групповыми коммуникативными процессами. Например, трудно «перекричать» компьютерное сообщение в момент его переучи.

Более полноценное участие всех членов группы, которое становится возможным благодаря электронным средствам связи, означает, что группы, принимающие решение посредством компьютерной сети, почти всегда успевают завершить меньшую часть задачи за данный период времени, чем группы, практикующие очные встречи (например, Siegal, Dubrovski, Kiesler & McGuire, 1986; Weisband, 1992). Очевидно, что выслушивание мнений всех участников требует большего времени. Оправданны ли эти затраты времени с точки зрения лучшей реализации группового потенциала? Другими словами, принимают ли такие группы лучшие решения, чем очные группы?

На данный момент исследователи собрали не много информации относительно того, как электронные средства связи влияют на качество групповых решений. Эксперимент, описанный в рубрике «Исследования крупным планом», является шагом, частично заполняющим этот пробел. Половина испытуемых в этом лабораторном эксперименте участвовала в работе традиционных очных групп, располагаясь в обычной манере вокруг стола в отдельной комнате. Другая половина испытуемых общалась посредством системы компьютерных конференций. Сообщения составлялись и редактировались на одной части экрана компьютера. Затем они отправлялись на общую «доску объявлений», которая появлялась на экранах всех членов группы. Страус и МакГрат (Straus & McGrath, 1994) пришли к выводу, что в этих условиях группы, общающиеся посредством электронной связи, менее продуктивны, чем очные группы, но, прежде чем этот вывод может быть обобщен, необходимы дополнительные исследования.







Date: 2015-09-19; view: 307; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию