Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 2. НАЦИОНАЛЬНОЕ ПРАВО ИНДИИ





465. Определение индийского права. Индусское право — это право сообщества, объединяемого брахманизмом. В наши дни наблю­дается стремление заменить это право правом национальным, приме­нение которого не зависит от религиозной принадлежности граждан. Современная тенденция в Индии — заменить традиционные концеп­ции религиозного права (индусского, мусульманского или каноничес­кого) западной концепцией светского права, не связанного с рели­гией. Это национальное право Индии называют индийским правом в отличие от индусского права. Национальное право включает все за­коны Индии, имеющие, как правило, всеобщее применение, даже если частные положения этих законов оговаривают, что они не рас­пространяются на отдельные категории граждан. Индийский закон о наследовании, например, рассматривается как часть индийского пра­ва, хотя он специально оговаривает, что, за исключением нескольких пунктов, он не распространяется на индусов, мусульман, буддистов и парсов, то есть на огромное большинство населения Индии, во всем, что касается наследования по закону.


466. Понятие lex loci. Понятие территориального права (lex loci)' рассматривающее право как комплекс норм, не связанных ни с рели­гией, ни с племенными обычаями, — это понятие западное, совре­менное, чуждое индийским традициям*. До установления английско­го господства это понятие было неизвестно в Индии. В то время мусульманское право было действительно единственной правовой системой, которой руководствовались суды и авторитет которой обеспечивали публичные власти. Однако это право нельзя было счи­тать правом территориальным; мусульманское право связано с рели­гией ислама и по самой своей природе не может распространяться на немусульман, идет ли речь о христианах, евреях или индусах. До при­хода англичан в большинстве районов Индии применяли мусульман­ское право к индусам только в области уголовного права2. Во всех других вопросах им предоставлялась возможность применять свои обычаи. Территориального права не существовало3.

Территориальное право стало развиваться в Индии в период ан­глийского господства. Создание такого права казалось наилучшим спо­собом регулирования отношений между людьми, принадлежащими к разным религиозным общинам. Кроме того, и мусульманское, и индус­ское право оставляло вне сферы их регулирования очень важные час­ти населения Индии, хотя и являющиеся национальными меньшинст­вами: христиан, евреев, парсов, а также лиц, принадлежность которых к той или иной религиозной общине вызывала сомнение. Территори­альное право учитывало эту часть населения, которая стала многочис­ленной особенно с момента, когда Индия в 1833 году была открыта для европейцев и коща под влиянием различных факторов барьеры между разными религиозными общинами стали менее жесткими. Наконец, мусульманское право и индусское право имели фактически огромные пробелы, хотя теоретически они могли регулировать любые виды от­ношений. Развитие Индии требовало, чтобы для регулирования новых отношений было создано территориальное право, общее как для мусуль­ман и индусов, так и для населения, исповедующего другие религии.

467. Территориальное право в «президенциях». Каким же долж­но было быть это территориальное право и как оно могло быть соз­дано? Ответ на оба эти вопроса менялся в связи со сложностью положения, а также в зависимости от хода политического и консти­туционного развития Индии.

Подобным образом в Риме jus civile распространялось только на римс­ких граждан и пришлось создавать другую систему — jus gentium — для от­ношений, в которых участвовали и неримские граждане.

2 Исключение составлял только штат Бомбей.

3 Отметим, что почти не было других таких стран, где столько людей во­обще оказались бы вне сферы права, если бы не существовало территориаль­ного права. Некоторые судьи применяли в этих условиях в отношении хрис­тиан каноническое право (см. дело Lopez v. Lopez. 1985. I. L. R. 12 Cal. 706). Часть судей применяли английское право.


Принципиальное различие сложилось прежде всего между прези-денциями — Бомбеем, Калькуттой и Мадрасом, с одной стороны, и остальной Индией (mofussil или muffallal) — с другой. В президенци-ях действовали английские королевские суды, которые, в принципе, применяли английское право в том виде, в каком оно сложилось к 1726 году. Однако здесь имелось два исключения. Английское право применялось только в том случае, если не было регламентов, которые издавались местными властями по тем или иным вопросам. Кроме того, английское право применялось лишь в той мере, в какой его применение казалось возможным в особых условиях Индии'. Нако­нец, компетенция английских судов с самого начала распространя­лась лишь на те споры, в которых в качестве одной из сторон высту­пал англичанин, а также на те случаи, когда спорящие стороны признавали эту компетенцию. Когда в 1781 году компетенция ан­глийских судов была распространена на все споры, было оговорено, что в отношении частных сторон, затрагивающих интересы мусуль­ман или индусов, суды должны применять соответственно мусульман­ское или индусское право. Тем не менее право, опиравшееся на ан­глийские источники и применявшееся в президенциях, положило начало тому, что стало англо-индийским правом.


468. Территориальное право в мофуссиле. Первый период. В остальных районах Индии сложилось иное положение2. Суды, со­зданные в этих районах, не были английскими королевскими судами. Это были суды Ост-Индской компании (East India Company), полу­чившей с 1765 года в силу предоставленной ей привилегии право'взи-мания налогов при условии ежегодных платежей императору (Мого-лу), что повлекло за собой право отправлять правосудие по гражданским делам. Такое положение сохранялось до 1856 года, ког­да управление Индией было передано непосредственно Короне.

В этой части Индии не было никаких оснований говорить о при­менении английского права. Да и применение его было бы затрудни­тельным. Соответственно установилось различие, источник которого следует искать в «плане» генерал-губернатора Уоррена Гастингса, со­ставленном в 1772 году. К вопросам наследования, брака, касты и другим институтам,связанным с религией, следует применять нормы индусского либо мусульманского права; в других областях следует ру-

' Так, отказались от применения английского права в отношении соблю­дения воскресных дней, от уголовных санкций, предусматривавшихся ан­глийским правом в случае самоубийства, от норм, запрещавших иностранцам иметь недвижимость, и от многих технических норм английского права. Се-талвад говорит в этой связи о «выборочном применении» английского права. (см. Setalvad M.C. The Common Law in India. 1960. P. 53).

2 Целесообразно разделять в связи с изучаемым вопросом провинции, непосредственно управлявшиеся англичанами (British India), и индийские княжества До установления независимости княжества занимали греть всей территории страны, в них проживала четвертая часть всего населения Индии.


ководствоваться принципами справедливости и совести (principles of justice, equity and good conscience). Эта формула содержалась в рег­ламенте 1781 года, которым было учреждено для провинций Бенга-лия, Бихар и Орисса два высших суда — по гражданским (Sadar Di-wani Adalat) и по уголовным делам (Sadar Nizamat Adalat). Эта же формула была вновь повторена в индийском Законе о верховных су­дах 1861 года, которым проведена реорганизация всей судебной сис­темы Индии'. Таким образом, в мофуссиле сложилось следующее положение: с одной стороны, мусульманское и индусское право, ут­вердившиеся в ряде областей, не имеют такого широкого примене­ния, как применение в президенциях английского права; с другой стороны, в сферах, не регулируемых мусульманским или индусским правом, не применяется, как в президенциях, английское право. Суды должны, решая спор, находить норму права, наиболее соответствую­щую принципам справедливости и совести.


Эта формула, по разъяснению одного автора, имела целью не рас­ширение, а, наоборот, ограничение сферы применения английского общего права2. Она открывала широкие возможности для разумного применения ее теми, кто решал споры; однако это еще не рецепция английского права, во всяком случае во всеобщем плане3. Правосудие тогда отправлялось налоговыми чиновниками (Revenue Officers), которые не были юристами, не знали английского права и часто осу­ществляли правосудие на одном из языков населения Индии. Англий­ское право казалось вовсе не пригодным для применения к населе­нию, среди которого англичане были весьма малочисленны. В принципе, применяли, очевидно, нормы обычного права или нормы, заимствованные из священных текстов, так как население, учитывая его религиозную принадлежность и иные обстоятельства, считало эти нормы более пригодными для справедливости. Применялись нормы индусского или мусульманского права, местные обычаи или нормы, просто казавшиеся более справедливыми судье в условиях «примеча­тельного отсутствия местных правовых принципов»4.

469. Второй период. Кодификация. Второй период начинается с момента принятия Хартии 1833 года. Идея кодификации, которая восторжествовала во Франции и даже имела многочисленных сторон-

' Различие между королевскими судами и судами компании было лик­видировано ранее, но регламенты, определяющие порядок отправления пра­восудия, были воспроизведены в новом законе.

2 См. Derrett J. Justice, Equity and Good Conscience//Changing Law in Developpmg Countries (ed. J. Andersoh). 1963. P. 114—158.

3 Регламент VII 1852 года в Бенгалии оговаривает, что формулу «спра­ведливость и совесть» не следует толковать как обосновывающую примене­ние английского или какого-либо иного иностранного права. Важно, чтобы судьи сами решали в каждом случае, соответствует ли избранная ими норма требованиям справедливости в понимании индийского общества.

4 Gledhill A. The Republic of India, 2 cd. 1964. P. 211.


ников в Англии, казалось, могла сыграть особую роль в Индии. Она могла бы послужить утверждению права и его унификации в интере­сах справедливости и развития страны. Она дала бы возможность ре­цепции английского права, систематизированного, упрощенного, мо­дернизированного и приспособленного к условиям Индии.

В 1833 году в Совет, состоящий из трех человек и созданный при генерал-губернаторе для оказания ему помощи в управлении Индией, был введен еще один член — юрист, выполнявший, по существу, функции министра юстиции. Первым на этот пост был назначен бу­дущий лорд Маколей. Он, как и многие его современники, был боль­шим поклонником Бентама и кодификации, которую предусматри­вал, по крайней мере формально, 53-й раздел Хартии. Первая Юридическая комиссия под его председательством работала с 1833 по 1840 год и представила свой знаменитый доклад, известный как «lex loci report». Комиссия предусмотрела возможность выработки трех кодексов: кодекса, систематизирующего нормы мусульманского права, кодекса, излагающего нормы индусского права, и кодекса, из­лагающего нормы территориального права, который будет приме­няться во всех случаях, где невозможно применение мусульманского или индусского права. Наличие такого кодекса покончит с разнобо­ем в праве, существующем в различных районах Индии, в частности с разнобоем между нормами и самими принципами решений, прини­маемых в президенциях, с одной стороны, и в остальных районах Ин­дии — с другой. Комиссия предложила в качестве основы этого ко­декса принять, за некоторыми исключениями и с рядом изменений, английское право. Специальная оговорка должна была предусматри­вать сохранение имеющихся обычаев и старинных обычаев, которым подчиняются туземцы.


Предложения, сделанные первой комиссией, и особенно проект Уголовного кодекса, подготовленный ею, не дали немедленного эф­фекта. Принцип кодификации, принятый комиссией, встретил со­противление со стороны юристов общего права. Кроме того, проекты кодексов мусульманского и индусского права вызывали серьезные возражения. Вторая комиссия, созданная в 1853 году, отвергла оба эти проекта и создала несколько более приемлемых проектов, каса­ющихся территориального права'. Однако понадобились потрясения, вызванные восстанием 1857 года, и конституционные реформы, пос­ледовавшие за ним, чтобы подготовленные проекты были наконец приняты2.

' Комиссия вполне справедливо отметила в 1882 году, что в том, что ка­сается мусульманского права, предложенный кодекс не может дать положи­тельных результатов, учитывая саму природу этого права. Законодатель не должен был, по мнению комиссии, компрометировать себя таким" проектом.

2 Еще ранее сочли необходимым двумя актами 1790 и 1827 годов глубо­ко реформировать уголовное право как отсталое и оставлявшее большой простор для произвола.


Активное движение за развитие законодательства последовало в 1859—1882 годах. Его результатом было принятие ряда кодексов и крупных законов. Таким образом, при содействии двух новых ко­миссий был создан солидный корпус индийского права, автори­тет которого вытеснил прежде влиятельное в президенциях англий­ское право, с одной стороны, и судебную практику прочих районов Индии, основанную на принципах справедливости, — с другой. Дви­жение затем замедлилось, однако полностью оно не прекращалось никогда.

Кодексы и крупные законы отразили важнейшие элементы ин­дийского права. Любопытно отметить, что название «кодекс» дава­лось закону только в тех случаях, когда он по своему содержанию со­ответствовал одному из наполеоновских кодексов. Так, в Индии имеется Гражданский процессуальный кодекс 1859 года. Другие крупные законы, кодифицировавшие общее право Индии, напротив, не назывались кодексами. К их числу относятся Закон о наследова­нии 1865 года (замененный ныне Законом 1925 г.). Закон о догово­рах 1872 года'. Закон о доказательствах 1872 года, Закон о реальном исполнении обязательств 1872 года. Закон о ценных бумагах 1881 года, Закон о переходе собственности 1882 года (дополненный в 1929 г.), Закон о доверительной собственности 1882 года и др. Надо отметить, что вопросы деликтной ответственности (torts) не были кодифициро­ваны: проект, подготовленный Фредериком Поллоком и предусмат­ривавший кодификацию в этой области, не был принят.

470. Рецепция английского права. В результате принятия всех указанных законов, выработанных английскими юристами и часто даже в Лондоне2, в Индии осуществилась настоящая рецепция ан­глийского права. Эта рецепция была подтверждена, когда в 1858 году было ликвидировано ставшее уже номинальным господство Могола и в связи с этим прекратил свое действие специальный статут «Ост-Индской компании» и когда в 1861 году была проведена судебная ре­форма на территории всей Индии3. Судьи, воспитанные в духе обще­го права, еще полнее осуществили рецепцию, начатую законодате­лем, установив, что под принципами «справедливости и совести» следует понимать нормы английского права. В 1887 году Судебный комитет Тайного совета, контролировавший в качестве высшей ин­станции отправление правосудия в Индии, окончательно констатиро­вал: «Справедливость и совесть следует толковать, в общем, так, как

«Indian Contract Act» 1872 года содержит 269 статей, из которых пер­вые 66 составляют общую часть.

2 В частности, вторая комиссия заседала в Лондоне в 1853—1855 годах.

3 Закон о Верховном суде 1861 года ликвидировал и местные суды, и верховные суды, существовавшие в президенциях. Эти суды были заменены в ряде провинций высшими судами, а в некоторых провинциях аналогичные функции были временно переданы судебным комиссариатам, впредь до со­здания высших судов.


это сделано в нормах английского права, если они могут быть приме­нены к обществу и к условиям Индии»'.

471. Оригинальность индийского права. Кодексы и законы Ин­дии эпохи британского господства базировались на концепциях английского права. Но они не являются плодом простой консолида­ции. В Индии не ограничились систематическим изложением норм ранее действовавшего права: кодификация была проведена с тем, чтобы перестроить право. Так, авторы Уголовного кодекса заявили, что в своей деятельности они руководствовались и французским Уго­ловным кодексом2, и Уголовным кодексом Луизианы. Кодификаторы индийского права не побоялись далее включить в подготавливаемые ими кодексы и законы положения, которые были направлены на улучшение английского права. Так, например, в Закон о договорах были включены оригинальные нормы, касающиеся встречного удов­летворения, договоров, заключенных несовершеннолетними, фор­мальных договоров, невозможности исполнения и договорной ответ­ственности. Было дано и совершенно отличающееся от английского понятие публичного порядка. В силу этих причин индийская кодифи­кация в свое время считалась определенным прогрессом по сравне­нию с английским правом. Индийская кодификация послужила об­разцом для ряда других стран, которые, в частности Восточная Африка и Судан, хотели кодифицировать свое право, сохраняя вер­ность системе общего права.

Конечно, при проведении кодификации в Индии были приняты во внимание особенности страны. В этом можно убедиться, ознако­мившись с составами преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом; об этом свидетельствует и факт отказа от присяжных при рассмотрении гражданских дел3. В Законе о договорах можно отме­тить в данной связи нормы, касающиеся принуждения к заключению договора, цессии спорных прав, оговорок, ограничивающих свободу торговли; в Законе о наследовании отменены всякие различия между движимым и недвижимым имуществом, упрощены английские фор­мы завещания.

472. Принадлежность к семье общего права. Однако, несмотря

' Waghela v. Sheikh Masludin. 1887//Law Reports 14 Indian Appeals. 89, 96. До 1870 года формулировки Судебного комитета Тайного совета были менее четкими.

2 См. Anantanarayanan M., Balasubrahmanyam V. Criminal Law in India// Revista del Institute de derecho comparado. 1957. № 8—9. P. 149—155. По-ви­димому, наиболее сильным фактически было шотландское влияние.

3 Даже в вопросах уголовного права суд присяжных был обязателен только в президенциях. Кодекс предоставляет каждой провинции право при­менять или не применять этот институт в той мере, в какой она сочтет это необходимым. Практика здесь весьма разнообразна. Юридическая комиссия, созданная в 1955 году, рекомендовала ликвидировать присяжнья как «английс­кий институт, не получивший развития и не укоренившийся в Индии».



на все проведенные реформы и несмотря на значение, которое был(придано технике кодификации, право Индии до провозглашения не­зависимости, без сомнения, входило в семью общего права.

Его принадлежность к этой семье определялась прежде всего тер­минологией и понятийным фондом. Решения, предлагаемые индий­ским правом, могли отличаться от английского права, однако они не выходили за рамки общего права и использовали принятые этим пра­вом концепции. Многие положения, характерные для традиционного индийского права, были отброшены.

Индийское право связано, далее, с общим правом своей техникой и самой концепцией нормы права. Конечно, индусы использовали технику кодификации для проведения реформы своего права. Но тем не менее, их кодексы — это кодексы общего права, которые юристы Индии используют так, как используют законодательные материалы в странах общего права.

Правило прецедента допускается. Более того, ему придан офици­озный характер, которого он не имел даже в Англии. С 1845 года в Индии публикуются сборники судебных решений, а также многочис­ленные частные сборники. С 1861 года публикация официальных сборников рассматривается как одна из обязанностей администра­ции: она должна знакомить как с правом судебной практики, так и с законодательством.

По используемым понятиям и технике индийское право, бесспор­но, родственно семье общего права. В этом отношении характерен пример индийского Уголовного кодекса. Маколей, автор этого кодек­са, считал английское уголовное право своего времени отсталым и варварским, он хотел создать кодекс, не связанный с какой-либо су­ществующей системой уголовного права. Юридическая комиссия в своем докладе одинаково отрицательно высказалась о праве мусуль­манском, индусском и английском; терминология английского права была значительно обновлена. Созданный английскими юристами Уголовный кодекс Индии 1860 года был, однако, основан на общем праве: в этом кодексе были опущены все вышедшие из употребления решения английского права, но он по-прежнему сохранял концепции и формы мышления английских юристов, а поэтому представлял со­бой настоящий кодекс-образец, годный и для применения в Англии'.

Индия связана с общим правом не только концепциями и техни­кой своего права. Она связана с этой семьей права и пониманием сис­темы функционирования органов правосудия тем особым вниманием, которое придается отправлению правосудия, должной судебной проце­дуре, а также идее «господства права». Индусы считают, что вынесе­ние правильного решения по существу дела особенно зависит от пра­вильной судебной процедуры, созданной по английскому образцу.

' См. Setalvad M.C. The Common Law in India. I960. P. 127—128; Ran-kin G.G. Background to Indian Law. 1946. P. 208.


Психология их юристов и судей такая же, как психология английских юристов и судей; тот же престиж имеет судебный процесс'. В Индии, как и в Англии, значение судебной власти очень велико, что влечет за, [ собой отсутствие деления права на частное и публичное: суды должны | осуществлять общий контроль над всеми делами независимо от того, кто является истцом — частное лицо или представитель администрации.

473. Отличия от английского права. Не будем заходить слишком далеко в поисках сходства. Существовали и существуют различные элементы, которые довольно значительно отличают правовые систе­мы Англии и Индии2. Например, в Индии нет разделения права на об­щее право и право справедливости, как это имеет место в Англии. Это вполне объяснимо. У Индии никогда не было специальных судов по применению норм справедливости. Одни и те же суды всегда при­меняли одновременно и общее право, и право справедливости. Поэ­тому в Индии с самого начала сложилось такое положение, к которо­му английские суды стали подходить только после принятия Законов о судоустройстве 1873—1875 годов, когда общее право и право спра­ведливости слились в единую систему. По выражению одного из ав­торов, право справедливости нашло свое место в Индии в общем пра­ве, а не в противовес общему праву3. Происшедшее таким образом слияние общего права и права справедливости привело к тому, что в Индии совершенно по-иному, чем в Англии, трактуется, например, понятие доверительной собственности; в отличие от английского права здесь нет различия между защищенными правами (legal rights) и интересами (equitable interests). Индийский юрист считает, что если собственность принадлежит самому доверительному собственнику, то бенефициант также является носителем самого настоящего права4.

В области вещного права в Индии сохранена терминология ан­глийского права. Однако она применяется, например, к режиму зе­мельной собственности, столь отличающемуся от английского, что возникает вопрос, не создает ли единство терминологии лишь обман­чивое представление. Сами понятия, носящие английские названия, оказываются зачастую совершенно разными в Англии и в Индии.

Закон о реальном исполнении обязательств 1877 года также сви­

' Это именно так, хотя традиционно в Индии судьи рекрутируются дву­мя способами: из адвокатуры, как в Англии, или из числа чиновников.

2 Любопытно отметить, однако, что не только английские авторы, но и Судебный комитет неоднократно предостерегали суды Индии против их тен­денции слишком слепо следовать английским прецедентам, непригодным для Индии (см. SetalvadM.C. Op. cit. P. 69, 86).

3 «В Индии право справедливости действует в рамках, а не в противовес общему праву» (SetalvadM.C. Op. cit. P. 57).

4 Речь идет о существующем в силу закона праве требовать от довери­тельного собственника выполнения своих обязанностей. Индийский закон о доверительной собственности не регулирует отношений, связанных с семей­ной собственностью; это специально оговорено в законе.


детельствует об оригинальности индийского права. Этот закон сгруп­пировал настолько различные по своему происхождению нормы, что в глазах англичан он должен иметь весьма причудливый характер:

здесь и нормы права справедливости, касающиеся реального испол­нения договорных или иных обязательств, и подтверждения или ан­нулирования письменных документов, служащих основанием для воз­никновения обязательств, здесь и нормы, касающиеся реституции имущества, задерживаемого или захваченного без должного основа­ния, и даже нормы, касающиеся приказов, которые суд общего права может адресовать администрации (mandamus).

Положения индийского коллизионного права также восходят к английскому праву. Однако внимание юристов Индии в этой связи обращено на вопросы, связанные с коллизией законов, определяю­щих личный статус. Для английских юристов эти вопросы имеют иной аспект и второстепенное значение'.

474. Независимость. Подтверждение ранее существовавшего права. Превращение Индии в независимое государство не означало от­каза от укоренившихся в предшествующий период правовых концеп­ций и принятого тогда законодательства. Ее Конституция 1950 года подтвердила, что созданное ранее право остается в силе (ст. 372). Ин­дия осталась в составе Британского содружества и в семье общего пра­ва. Однако во многих отношениях связь с этим правом ослабла. Речь при этом идет не только о вопросах, относящихся к личному статусу, где решающим фактором является принадлежность к определенной об­щине. Индийскому праву в целом присуще своеобразие в сравнении с английским правом, подобно тому как отличается от английского пра­ва, оставаясь в целом в рамках общего права, право США.

475. Конституционное право. Это своеобразие начинается с кон­ституционного права Индии2. Конституция страны, принятая в 1950 го­ду, содержит 395 статей, к которым примыкают восемь приложений. Уже само существование этого документа, равно как и наличие создан­ного им Союза3, отличает Индию от Англии, которая не является фе­дерацией и не имеет писаной Конституции. Имеется также отличие, хотя и менее значимое, от США.

Обе эти страны имеют федеральную структуру, но штаты Индии трудно сравнимы со штатами США уже по одному тому, что, в отли­чие от США, где язык цементирует единство страны, в Индии нет единого языка. Здесь в разных штатах признаны официальными пят­надцать языков, относящихся к четырем лингвистическим группам4.

1 Rama Rao T.S. Influence of English Law on Indian Private International Law//Rcvista del Institute de derecho comparado. 1957. No. 8—9. P. 128—148.

2 См. Dore F. La Republique indienne. 1970.

3 Деление Индии на штаты, установленное Конституцией 1950 года, не­однократно модифицировалось. Сегодня в государстве 22 штата и некоторое число территорий.

4 В Индии говорят на 179 языках и 544 диалектах.


Конституция Индии установила, что хинди должен стать официаль­ным языком Союза'. Но реальностью это не стало, и страна в языко­вом отношении больше напоминает Европу, чем США. По-другому распределена компетенция. В Конституции Индии нет нормы, кото­рая устанавливала бы, как это делает Конституция США, что компе­тенция штатов — правило, а федерации — исключение. Конституция Индии перечисляет вопросы, отнесенные к компетенции Союза (97 статей), затем вопросы, отнесенные к компетенции штатов (66 ста­тей), и, наконец, вопросы, отнесенные к компетенции Союза и шта­тов (44 статьи), ибо желательно, но необязательно решать эти вопро­сы единообразно. Среди этой последней группы — издание единого для всей страны Гражданского кодекса.

Федеральные власти Индии в значительно большей мере, чем фе­деральные власти США, наделены правом вмешиваться в дела шта­тов в чрезвычайных обстоятельствах для поддержания мира и поряд­ка и часто используют это право2.

Индусам, столь долгое время находившимся под чужестранным господством, свойственно глубокое чувство единства и законной гор­дости за независимость, завоеванную ими в соответствии с их доктри­ной ненасильственными методами. Тем не менее Конституция стра­ны 1950 года — это документ иного типа, чем Конституция США. Она, в частности, нестабильна, легко изменяема, за четверть века в нее было внесено сорок модификаций.

Контроль за конституционностью законов, возложенный на Вер­ховный суд, также неадекватен тому, что имеет место в США. Приме­нительно к Индии невозможно говорить о «правлении судей», ибо ре­шения суда, стоящие на пути реформ, проводимых центральным правительством или отдельными штатами, легко нейтрализуются пу­тем внесения изменений в Конституцию. Так произошло, например, когда Верховный суд объявил противоречащими принципу собствен­ности и потому неконституционными радикальные мероприятия, пред­принятые штатами Бихар и Западная Бенгалия в ходе земельной ре­формы3. В 1955 году в ответ на судебные решения была принята четвертая конституционная поправка, согласно которой штатам и Сою-

Это должно было произойти, согласно Конституции, в середине 60-х годов, с оговоркой, что в области права это произойдет позднее, к дате, ко­торую установит парламент. Специальная комиссия занимается модерниза­цией хинди в целях перевода понятий общего права.

2 См. Pasbecq Ch. L'etat d'urgence en Republique indiennc//Revue inter­national de droit compare. 1977. № 3.

См. State of West Bengal v. Bela Baneijee. 1954. S.C.R. 558; Kameshwar Sing v. State of Bihar. 1951. 30. Pat. 454. Закон о земельной реформе штата Бихар предусматривал, что возмещение за изъятую у собственника землю варьируется в зависимости от его состояния. И в других штатах были прове­дены радикальные реформы, ограничивавшие допускаемые размеры частной собственности 8 и даже 5 гектарами обрабатываемой земли.


зу в целом разрешалось проводить «социалистическую» аграрную поли. тику. Чтобы исключить всякие сомнения, та же поправка особо подтвер­дила действительность 64 законов, принятых ранее.

Конституция Индии отличается от американской и по ряду дру­гих параметров. В ней иначе понимается формула «перед законом все равны», поскольку она признает специальный статус для некото­рых неимущих категорий граждан, а также некоторых каст. Речь при этом идет примерно о 40% населения. По-другому трактуется и фор­мула «должная правовая процедура», под которой понимается соот­ветствие лишь требованиям законов, принятых в установленном по­рядке, а судам не разрешено выносить суждения о разумности и моральной ценности законов. Индию характеризует терпимость. В то же время страна чрезвычайно бедна. Отсюда колебания Индии между либерализмом и социализмом, попытки примирить оба эти пути.

476. Судебная организация и правило прецедента. Право Индии отличается от английского права как по организации судебной сис­темы, так и по тому, как в нем действует правило прецедента.

Размеры территории страны и численность населения не позво­ляют Индии иметь, подобно Англии, централизованную систему пра­восудия. В то же время ее судебная организация отличается и от США. В Индии нет федеральной судебной системы'. Исключение — федеральный Верховный суд, находящийся в Нью-Дели. В его соста­ве — председатель, именуемый Chief Justic of India, и тринадцать чле­нов2. Судьи Верховного суда назначаются президентом республики после многочисленных консультаций, но без одобрения парламента.

Основная функция Верховного суда -- контроль за соблюдением Конституции. Он определяет действительность законов федерации и штатов, если оспаривается их конституционность. В этот суд можно обратиться также во всех случаях, когда есть основание полагать, что нарушено одно из «основных прав», гарантированных Конституцией. Этим компетенция Верховного суда не ограничена; в суд можно об­жаловать решение любого Высокого суда по гражданскому делу с це­ной иска свыше 20 тысяч рупий, а сам он вправе допустить «социаль­ную жалобу» на любое решение любого суда страны, за исключением военных трибуналов.

Верховный суд сам определяет свой регламент, который, тем не ме­нее, должен быть одобрен президентом республики. Согласно Конс­титуции, в рассмотрении первых двух категорий дел из перечисленных выше должны участвовать не менее пяти судей. Столько же судей до­лжны высказаться, когда дается консультативное заключение по запро­су президента республики.

Над низшими судами находятся суды дистриктов по гражданским де­лам и сессионные суды — по уголовным. СледуЕОщая инстанция — высокие суды, причем некоторые из них охватывают несколько штатов и территорий. 2 В 1947 году отменена возможность обращения в Судебный комитет Тайного совета.


23—2917

 

 


Верховный суд Индии, так же как и Верховный суд США, может резко менять свою практику. Но происходит это редко, ибо тот же ре­зультат может быть получен путем изменения Конституции. Одно из наиболее значительных действий такого рода со стороны суда — это решение 1967 года (впрочем, сильно оспариваемое), согласно которо­му только конституанта может ограничивать основные права, гаранти­рованные Конституцией, а парламент такой властью не обладает'.

Что касается других судов, то Конституция в ст. 141 устанавлива­ет, что они должны следовать прецедентам, созданным Верховным судом. Как же расценивать решения, вынесенные другими судебны­ми инстанциями? Казалось бы, что в целях упрощения правосудия и обеспечения единообразия права следовало бы если не отказаться, то по меньшей мере ослабить правило прецедента, в том виде как оно действовало во время английского господства. Юридическая комис­сия, созданная в 1955 году, высказалась, однако, против таких изме­нений. Она сочла, что современное состояние настолько непосред­ственно вытекает из развития права и так укоренилось в психологии юристов, что было бы невозможно изменить его, хотя это и кажется желательным2. Однако большое значение, приданное закону, успе­хи идеи кодификации могут изменить ситуацию в Индии и в других странах общего права.

Раздел третий ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

477. Общие соображения. Страны Дальнего Востока весьма раз­личны как по их истории, так и взятые в современном состоянии. Не­смотря на это, возможно, во всяком случае с точки зрения европейца, выявить некоторые общие их черты. В отличие от Запада, народы этих стран не склонны верить в право как средство обеспечения социаль­ного порядка и справедливости. Разумеется, в них существует право, но оно наделено субсидиарной функцией и играет незначительную роль. В суды здесь обращаются и право находит применение лишь тог­да, когда исчерпаны все другие способы разрешить конфликт и восста­новить порядок. Строго очерченные решения, которые дает право, свя­занное с ним принуждение — все это встречает крайнее неодобрение. Здесь исходят из того, что социальный порядок должен охраняться по преимуществу методами убеждения, техникой посредничества, само­критичными оценками поведения, духом умеренности и согласия.

' См. Sulak Nath v. State of Punjab. 1967. SC. 1643.

2 См. Report of the Law Commission of India. 1958. P. 628—629 (цит. по Setelvad M.C. The Common Law of India. 1960. P. 50).


Этот общий подход ни в какой мере не мешает тому, что у стран Дальнего Востока имеется немало различий, ибо социальное воздей­ствие на личность связано во многих из них с разными концепциями общества. География и история привели к тому, что Китай, Япония, Монголия, Корея, государства Индокитая в этом плане существенно отличаются друг от друга, а вторжение Запада не привело к измене­нию их традиционных структур.

По-видимому, революционным было то, что большинство стран Дальнего Востока получило кодексы'. Казалось, что, отказавшись от традиционных взглядов, эти страны желают отныне строить общес­твенные отношения на праве и присоединиться к романо-германской правовой семье. В более поздние периоды некоторые из этих стран выразили волю трансформировать свою структуру путем строитель­ства коммунизма.

Изменения, таким образом, значительны. Однако модификации, имевшие место в прошлом, и те, что происходят сейчас, далеки от того, чтобы привести к отказу от традиции. Структуры и институты западного типа, введенные в этих странах, в большинстве случаев ос­таются простым фасадом, за которым регламентация общественных отношений строится, как правило, в соответствии с традиционными моделями. Очевидно, кроме того, что руководители этих стран долж­ны считаться с установками, укоренившимися в сознании населения, да и в их собственном. С этим связан «собственный путь» Китая к коммунизму, весьма отличающийся от советского пути.

В этом разделе мы рассмотрим право двух главных стран Дальне­го Востока — Китая и Японии, которые представляют два типа об­щества, одно из которых руководствуется коммунистическими целя­ми, другое верно принципам либеральной демократии.







Date: 2015-09-19; view: 360; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.033 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию