Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 1. Онтология: проблема бытия в философии 1 page





Метафизика и онтология. К. Ясперс: экзистенция и трансценденция. Язык - дом бытия. Николай Гартман: учение о построении реального мира. Реальный мир и его слои. Идеальное бытие. Логическая сфера. Сфера познания. Онтология сознания

 

Глава 2. Эпистемология: философское учение о знании

Предмет эпистемологии и характер ее вопросов. Онтологизм, скептицизм и критицизм в эпистемологии. Эпистемологический поворот. Что такое знание? Классический эпистемологический фундаментализм. О "первичности" различных видов знания. Перцептивное знание. Здравый смысл. Наивный реализм. Научное знание. Критический, научный реализм. Проблема истины

 

Глава 3. Философия науки

"Аристотелевская" и "галилеевская" науки. Стандартная концепция научного знания. Структура научного объяснения. Критерии демаркации науки и не-науки. Роль парадигм в науке. Методология научно-исследовательских программ

 

Глава 4. Мировоззрение, категории философии и научная картина мира

Философия как теоретическое мировоззрение. Материализм, идеализм, дуализм. Сознание и мозг. Философские категории как базовый язык мировоззрений. Философия и научная картина мира. Пространство и время в научной картине мира. Причинность и детерминизм.

 

Глава 5. Философия истории

Христианская философия истории. Философия истории нового времени. Философия истории XX в.

 

 

ЧАСТЬ III. ФИЛОСОФИЯ И ОБЩЕСТВО

 

Глава 1. Социальная философия

1. Ключевые проблемы социальной философии. Предмет социальной философии. Общество в человеке. Понятие общественного производства. Человек в обществе. Посредники между людьми

2. Человек в его истории. Экология социального. Человек в традиционном доиндустриальном обществе. Человек в современном индустриальном обществе (обществе модерна). Человек в постсовременном обществе (обществе постмодерна)

 

Глава 2. Философия политики

Предмет политической философии. Государство и власть. Политическая идеология. Тоталитаризм и его исследователи в XX в. Мир политических конфликтов. От конфликта к консенсусу. Формы политической жизни и социально-историческое бытие

 

Глава 3. Философия права

Возникновение права и механизмы саморегуляции общества в философских учениях древности. Власть и право в философских теориях средних веков. Общественный договор и естественное право (Гоббс и Локк). Альтернативы рационалистического понимания естественного права: народный суверенитет или дух законов (Руссо и Монтескье). Право и модернизация: философия права в Германии и России

 

Глава 4. Философия экономики

"Хозяйство": историческая эволюция понятия. Категория труда в философии и экономике. "Экономический человек": рациональность, аскетизм и желание. Свобода индивида и экономическая свобода. План или рынок? Богатство и бедность

 

Глава 5. Философия техники

"Техника": истоки и эволюция понятия, современная трактовка. Природа технического знания. Техника и искусство. Техника в контексте глобальных проблем. "Антропология техники". Русская философия: "технический" Апокалипсис. "Технократическая концепция" и ее критика. Этика в техническом обществе. Перспективы философии техники

 

 

ЧАСТЬ IV. ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА

 

Глава 1. Философская антропология

Происхождение и сущность человека. Метафизика человеческого бытия. Проблема Я. Попытки классификации человека. Основные характеристики человека. Несводимость. Непредопределенность. Незаменимость и неповторимость. Невыразимость. Категории человеческого бытия. Счастье. Вера. Смерть

 

Глава 2. Философия культуры

Что означает понятие "культура". "По природе" и "по установлению". Культура и природа человека. Культура и цивилизация. Культура и культуры. Культура и модернизация. Культура и современный мир. Есть ли столбовая дорога в философии культуры?

 

Глава 3. Философия религии

Что такое "философия религии". Две основные ее формы. Философское религиоведение. Философская теология

 

Глава 4. Философия творчества

Как возможно творчество? Творчество как образ жизни. Этика закона и этика творчества. Творчество в искусстве и в жизни

 

Глава 5. Философия любви

Любовь как способ человеческого существования. Тема любви в русской философии. Псевдолюбовь и ее формы

 

 

ЧАСТЬ V. ФИЛОСОФИЯ XX ВЕКА

 

Глава 1. Основные направления современной западной философии


 

Глава 2. Прагматизм

Чарльз Пирс: от прагматизма к прагматицизму. Радикальный эмпиризм Уильяма Джеймса. Инструменталистская версия прагматизма Джона Дьюи

 

Глава 3. Аналитическая философия и рационализм XX века

Наследие классического рационализма. Понятие аналитической философии. Исторические корни современного философского анализа. Основные трактовки философского анализа. Соотношение с другими направлениями современности. Лингвистический и логический аспекты философского анализа. Дисциплинарная структура аналитической философии

 

Глава 4. Феноменология

Феноменологический метод. Сознание и его предмет. Интенцио-нальность сознания. Работа сознания. Феноменологическая редукция. "Горизонты" сознания. Ноэма и ноэза. Жизненный мир

 

Глава 5. Экзистенциальная философия

Особенности экзистенциального стиля философствования - понятие экзистенции. Экзистенция как истина бытия. Переходность экзистенции. Экзистенция и время. Фактичность экзистенции. Экзистенция и свобода. Интерсубъективность экзистенции

 

Глава 6. Философская герменевтика

Герменевтика как практика и как теория. Становление герменевтики как теории. Герменевтика как универсальная теория понимания. Герменевтика как методология гуманитарного познания. Герменевтика как философия. Размежевание традиционной и философской герменевтики. Герменевтическая философия после Гадамера

 

Глава 7. Классический и современный психоанализ

Понятие психоанализа. Психическая реальность и бессознательное. Познание бессознательного. Эдипов комплекс. Психоанализ и культура. Современный психоанализ

 

Глава 8. Философия кризиса

Введение. Первая мировая война и кризис культуры. Тема кризиса человека в западноевропейской философии. От кризиса культуры и технологической цивилизации к мировому глобальному кризису. Пути преодоления кризиса

 

Глава 9. Философия феминизма

Из истории формирования феминистских идей. Основные идеи и понятия феминизма 1960 - 1990-х гг. Феминистская критика западной культуры. Пол/гендер как культурная метафора. Феминистская ревизия западной философии. Античность. Средние века. Новое время. Просвещение. Классическая немецкая философия. Социалистическая и марксистская философия. Русская философия. Становление гендерных исследований как новой области гуманитарного знания

 

Глава 10. Постмодернизм

Модерн и постмодерн. Философско-теоретические истоки. Критика "мышления идентичности" и "дифференция". Серийная событийность против "события бытия". "Смерть субъекта" и критика "метафизики". Параметры трансформации. "Исчезновение социального" и симуляция

 

Сведения об авторах

Указатель имен

Предметный указатель

 

Предисловие

 

Предлагаемый вниманию читателей Учебник представляет собой введение в философию и содержит изложение истории философии и рассмотрение ее основных областей. Знакомство с книгой позволит получить представление о предмете философии, о наиболее известных философских учениях прошлого и о состоянии современной философии.

 

Учебник написан коллективом авторов на основе чтения ими курсов философии на различных факультетах Российского государственного гуманитарного университета и ряде других ведущих российских вузов. Книга предназначена прежде всего студентам и соответствует стандартам и требованиям, предъявляемым к курсу философии. Вместе с тем Учебник подготовлен авторами с некоторым "запасом". Сегодня на разных факультетах университетов, в вузах различного профиля изучаются разные по объему курсы философии, предлагаются разные подходы к преподаванию этой дисциплины: с акцентом на истории философии или систематическом рассмотрении ее проблем. Кроме того, в наши дни гораздо больше студентов выбирают такие специальности, как экономика, социология, право, политология, в связи с чем им полезно познакомиться с философской проблематикой своих дисциплин. Упомянутый выше запас в содержании Учебника позволит преподавателям выбрать из него те разделы, которые больше соответствуют объему и целям курса, профилю вуза. В полном же объеме учебник ориентирован на годовой курс философии.


 

Авторы стремились сделать изложение материала интересным и доступным. Но стремление к простоте при изучении философии имеет свои пределы, поскольку сама философия - далеко не простая вещь.

 

Учебник может быть также рекомендован для тех, кто поступает в аспирантуру или изучает аспирантский курс философии. По охвату материала книга в целом соответствует таким курсам. Там же, где этого недостаточно, читателю поможет литература, рекомендованная для дополнительного чтения.

 

Авторы посчитали нужным сопроводить изложение историко-философского и теоретического материала короткими сведениями ("портретами") о жизни и творчестве западных и российских философов. Это позволило сделать историко-философский раздел Учебника более полным: не только расширив информацию о персоналиях, но и экстраполировав историко-философскую проблематику на разделы, построенные в проблемном ключе.

 

Данное издание Учебника - второе. Первое издание вышло в 1996 году. При доработке авторы учли замечания и советы, полученные от преподавателей философии, а также включили в учебник несколько новых глав.

 

Учебник снабжен именным и предметным указателями, что также поможет при изучении курса.

 

Работа подготовлена коллективом исследователей - преподавателей Российского государственного гуманитарного университета, сотрудников Института философии и ряда других ведущих институтов Российской Академии наук: Введение - доктор филос. наук Губин В.Д., доктор филос. наук Филатов В.П.; часть I, главы 1.1 и 1.3 - канд. ист. наук Пименов А.В., глава 1.2 - доктор филос. наук Лукьянов А.Е., главы 2.1 и 2.3 - доктор филос. наук Неретина С.С., глава 2.2 - доктор филос. наук Кира-баев Н.С., главы 3, 4, 6 - доктор филос. наук Алешин А.А., глава 5 - доктор филос. наук Губин В.Д., глава 7 - доктор филос. наук Сербиненко В.В.; часть II, глава 1 - доктор филос. наук Губин В.Д., главы 2, 3 - доктор филос. наук Филатов В.П., глава 4 - доктор филос. наук Алешин А.А., доктор филос. наук Филатов В.П., глава 5 - канд. филос. наук Стрелков В.И.; часть III, глава 1 - доктор филос. наук Козлова Н.Н., глава 2 - доктор ист. наук Гаджиев К. С., глава 3 - доктор филос. наук Медушевский А.Н., глава 4 - доктор филос. наук Филатов В.П., глава 5 - доктор филос. наук Сидорина Т.Ю.; часть IV, глава 1 - доктор филос. наук Губин В.Д., глава 2 - доктор филос. наук Ионин Л.Г., глава 3 - доктор филос. наук Кимелев Ю.А., главы 4, 5 - доктор филос. наук Губин В.Д., доктор филос. наук Некрасова Е.Н.; часть V, глава 1 - доктор филос. наук Губин В.Д., главы 2, 3 - доктор филос. наук Грязное А.Ф., главы 4, 5 - канд. филос. наук Стрелков В.И., главы 6, 10 - канд. филос. наук Малахов B.C., глава 7 - доктор филос. наук Лейбин В.М., глава 8 - доктор филос. наук Сидорина Т.Ю., глава 9 - канд. филос. наук Воронина О.А.; именной и предметный указатели - Бандуровский К.В.


 

Термин "философия" и характер ее вопросов

 

Слово "философия" существует уже две с половиной тысячи лет. На древнегреческом языке оно означает "любовь к мудрости". Философами называли себя люди, которые стремились к мудрости, пытаясь ответить на наиболее общие, "предельные" вопросы, касающиеся устройства мира и места в нем человека. Их интересовало, к примеру, "что лежит в основе всего существующего в мире?", "какие силы и законы управляют порядком мироздания?", "какова природа человеческой души?", "как отличить истинное знание от случайного мнения?", "что такое благо и справедливость?", "могут ли люди создать совершенное общество?".

 

На такие вопросы очень трудно, даже невозможно дать однозначные, удовлетворяющие всех ответы. Поэтому вместе с возникновением философии начался и нескончаемый, продолжающийся до наших дней, спор между философами по подобным проблемам. Многие считают, что этот спор, или критический диалог, и является сутью философии. Именно так понимал философию знаменитый древнегреческий философ Сократ, посвятивший всю свою жизнь поиску истины в философских дискуссиях.

 

Множественность пониманий философии

 

Существует множество определений философии и истолкований того, что она собой представляет и в чем состоит ее ценность. Иногда от философии ожидают глубочайших откровений и считают ее областью занятий необыкновенных людей. Иногда философствование объявляют бесполезными раздумьями о чем-то туманном и далеком от жизни.

 

Древнегреческий философ Платон полагал, что философия является познанием сущего, или вечного, непреходящего. Его ученик Аристотель понимал ее как исследование причин и принципов вещей. Философы поздней античности - стоики, эпикурейцы - видели в философии искусство достойной и гармоничной жизни, достигаемое посредством разума. Мыслители христианского средневековья рассматривали философию как мирскую мудрость - необходимую ступень к достижению божественной мудрости, открываемой в теологии.

 

Родоначальники новоевропейской философии Фрэнсис Бэкон и Рене Декарт полагали, что ее ядром является учение о методе, с помощью которого достигается истинное и полезное знание. Величайший из философов последних столетий Иммануил Кант отличал философию в ее школьном понимании - как систему философских знаний - от подлинного философствования, стремящегося уяснить отношение познания и действия к существенным целям человеческого разума. Необычайно высоко оценивали значимость философии последователи Канта - Иоахим Фихте и Георг Гегель. Для них философия выступала средоточием всей человеческой культуры.

 

"Квинтэссенцией культуры" считал философию и Карл Маркс.

 

 

Однако он полагал, что она не должна оставаться областью отвлеченных академических занятий. Ее основное предназначение - изменить несправедливый социальный мир, стать оружием действия.

 

С конца XIX в. вслед за философами-неокантианцами многие стали понимать философию как теоретическое мировоззрение - систематическое размышление, в котором человек, находящийся в мире, пытается понять и мир и самого себя. В свете кризисных событий, охвативших Европу после первой мировой войны, философы-экзистенциалисты поставили в центр философии фундаментальные проблемы экзистенции - существования человека в истории, обществе, мире.

 

Большинство философов, как мы видим, оценивали философское мышление весьма высоко. Но были и другие точки зрения. В середине прошлого века французский философ Огюст Конт заявил, что прежняя философия относится к отжившему, спекулятивно-метафизическому, типу мышления. Поэтому нужна новая философия, которая должна отказаться от своего прошлого и превратиться в позитивное научное мышление, стать общей наукой, суммирующей наиболее важные результаты других наук. С иных позиций "подкоп" под возвышенный образ философии предпринял один из крупнейших мыслителей XX в. Людвиг Витгенштейн. Он доказывал, что философские проблемы обычно представляют собой смесь логической путаницы, языковых ошибок и расстройства мышления. Поэтому, решая ту или иную проблему, философ должен с помощью скрупулезного анализа выявить истоки ошибок и путаницы и вернуться к здравому смыслу.

 

Итак, философия многолика, и трудно совместить разные ее образы и понимания.

 

 

Философия и культура

 

Какое место занимает философия в культуре и в жизни людей? Для того чтобы ответить на этот вопрос, философию обычно сравнивают с наукой, религией и искусством.

 

Большинство представителей философской мысли не считают философию наукой. Определенное сходство с последней философии придает то, что в ней, как правило, используются рациональные способы рассуждений. Но в философии в отличие от конкретных наук - математики, физики, биологии, экономики нет определенных и общепризнанных знаний и результатов. Философии не присуще прогрессивное развитие. Можно говорить, что физика или медицина ушли далеко вперед со времен древнегреческих ученых Архимеда и Гиппократа. Но было бы ошибкой утверждать, что современная философия намного превосходит философствование Платона и Аристотеля. Правда, некоторые области философии, тесно связанные с науками, соотносят свои построения с тем, что достигнуто науками в соответствующую эпоху, и потому заметно обогащают свое содержание.

 

Но в целом источники и смысл философствования имеют другое происхождение. В философии речь идет о целостности бытия, о таких сторонах и глубинах человеческого сознания, которые не могут быть предметом научного познания. Своей устремленностью к фундаментальным вопросам человеческого бытия, загадкам сознания и души человека философия сближается с религией и искусством.

 

Так же, как искусство и религия, философия пытается разбудить человека, ибо большинство людей, погруженные в свои мелочные дела и заботы, и не подозревают о существовании иного мира, другой, истинной жизни, когда человек действительно живет, а не прозябает в скуке повседневного унылого существования. Еще Платон сравнивал такое существование с жизнью в пещере. Большинство людей, говорил он, подобны связанным узникам, которые сидят в пещере спиной к выходу. Они видят перед собой на стене только тени проходящих сзади людей, проезжающих повозок, и им кажется, что то, что они видят, - это и есть истинный и единственно возможный мир. Если их повернуть лицом к свету, к истинному миру, они зажмурятся и отвернутся, не способные узнать этот мир. Цель философии - помочь людям постичь истинный мир.

 

Так же, как и религия, и искусство, философия считает своим главным делом спасение человека. Философия - это учение о спасении, о том, как жить человеку, чтобы оставаться человеком, как сохранить свое человеческое достоинство перед постоянными социальными бурями и катаклизмами, перед лицом неизбежности смерти.

 

В отличие от искусства философия обращается прежде всего не к чувствам, а к разуму; а в отличие от религии она считает, что другая, истинная, бодрствующая жизнь возможна здесь и сейчас, в этом мире. Это не потусторонний идеал, возможный только после божественного преображения мира.

 

В отличие от религии в философии отсутствуют догматы. Она не призывает к безоговорочной вере в те или иные принципы - философия пытается обосновать их рациональными аргументами. Как и искусство, философия использует символы, метафоры, образы, но главным ее инструментом является язык теоретических понятий и категорий. Если в произведении искусства идеалы и замыслы творца предстают в образах индивидуальных героев и событий, то в философском трактате идеи, как правило, выражаются в форме систематических рассуждений общего, безличного характера.

 

При всеобщности с другими областями человеческой культуры философию отличает не столько предмет изучения, сколько способ рассмотрения того или иного смысложизненного вопроса. Чем же отличается философ от религиозного учителя и от писателя, когда он обращается к фундаментальным вопросам бытия? Своеобразие его позиции не в том, что именно он считает истиной, а в том, какими средствами он эту истину отстаивает.

 

История каждой религии знает примеры борьбы со скептиками и вольнодумцами. Эта борьба может принимать самые разные формы, но сущность ее остается неизменной: несогласных, отказывавшихся пойти на компромисс, исключают из числа приверженцев данной традиции. Человек, не признающий учения, не имеет права оставаться в рядах общины - таков последний, решающий довод в религиозном споре.

 

Писатель обосновывает свои представления о человеке и мире иначе. Его главный аргумент - художественная убедительность. Образами, стилем, изображением человеческих переживаний он воздействует на читателя. И нередко случается так, что идеи, высказанные в художественной форме, в другом изложении теряют свою убедительность.

 

Так в чем же состоит своеобразие философии? Ни ссылка на авторитет традиции, ни сила литературного изложения не могут считаться для нее весомыми аргументами. Философ стремится показать, что его ответы на фундаментальные вопросы человеческого существования верны не потому, что люди обязаны с ними согласиться, и не потому, что эти ответы дал именно он, а просто-напросто по той причине, что они на самом деле являются правильными, независимо от того, кто их сформулировал. При этом выводы, к которым приходит философ, доступны любому здравомыслящему человеку. Для этого требуется лишь одно: рассуждать непредвзято и непротиворечиво. Философа же интересует не только результат, но и то, как он достигнут, инструменты, которые использовались при его достижении.

 

Конечно, отношение философии к религии и искусству сложнее любой схемы: мыслитель может принадлежать к той или иной религии и отстаивать ее ценности; нередко философы выражали свои воззрения в художественной форме. Но не ссылка на авторитет и не яркие образы, а доказательство играет основную роль в философских построениях.

 

Несмотря на свою тысячелетнюю историю, философия представляет собой достаточно поздний продукт культуры. Для возникновения в той или иной национальной культуре собственной философии требуется высокое развитие литературы и искусства, религиозной и политической мысли, образования и науки. Помимо этого подлинное философствование неотделимо от свободы. Как отмечал во введении к своему "Трактату о человеческой природе" знаменитый английский философ Дэвид Юм, "все усовершенствования в области разума и философии могут исходить только на страны терпимости и свободы". В свете этого ясно, почему многие страны и целые регионы не имели подлинной философии и не испытывают потребности в ней. Понятно и то, почему она процветала в античном Средиземноморье, этой колыбели европейской цивилизации и свободы, а затем возродилась в Италии, Франции, Голландии, Англии, Германии, где идеалы культуры и свободы были столь существенны для гражданского общества. В России подлинное философское пробуждение началось в первой половине XIX в., после войны с Наполеоном. Подъем национального самосознания, замечательный расцвет поэзии, литературы, искусства, развитие науки и университетской жизни, осознание необходимости политического раскрепощения страны - все это вызвало к жизни самостоятельную русскую философскую мысль, пережившую затем взлет во второй половине прошлого и начале нынешнего столетия.

 

История философии и отдельные области философии

 

История философии есть история человеческого мышления, которое выдвигает философские проблемы и работает над их разрешением. Немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель, отмечая важное культурное и педагогическое значение истории философии, считал, что она не является складом ошибок и заблуждений, но дает картину становления и закономерного развития совокупного человеческого разума.

 

Важность истории философии состоит еще и в том, что в философии есть круг проблем, которые иногда называют вечными. Это не означает, что эти проблемы сходны с проблемами вечного двигателя или квадратуры круга, над которыми безуспешно ломали головы многие люди в течение тысячелетий. Вечными они называются потому, что они столь важны для философии и жизни и одновременно столь глубоки и неоднозначны, что каждое новое поколение философов воспроизводит их вновь и не довольствуется теми решениями, которые они находят у своих предшественников.

 

Вплоть до XIX в. философ обычно стремился создать собственную оригинальную философскую систему, в которой с единых позиций рассматривались бы проблемы бытия и познания, морали и красоты, человека и общества. В XX в. философы уже не строят таких "больших систем". Ни один мыслитель, сколь масштабно ни было бы его творчество, не может, да обычно уже и не стремится, охватить в своей концепции все области философии, весь круг ее проблем, как это делали двести лет назад Кант или Гегель. Поэтому более самостоятельное значение, чем раньше, приобрели отдельные философские дисциплины. Хотя в философском знании нет жестких границ и все эти дисциплины переплетены и связаны между собой, в них формируется собственный круг вопросов, понятийный аппарат, идейные авторитеты прошлого и настоящего.

 

Традиционно философские дисциплины делились на теоретические и практические. К, первым относили логику, онтологию и теорию познания. Ко вторым - социальную и политическую философию, философию права. В XX в. количество философских дисциплин заметно возросло - к традиционным областям добавились философия науки, философия техники, философия культуры, философская антропология, философия экономики и др.

 

Учебник начинается с большого историко-философского введения. В последующих разделах вы сможете познакомиться с основными проблемами различных областей теоретической и практической философии и именами мыслителей, оставивших яркий след в их развитии.

 

 

Часть I.

Исторические типы философии

Раздел 1. Философия в Древнем мире

Глава 1.1. Философия Древней Индии

 

Как бы ни разнились между собой народы, жившие в древности, ученым не известен ни один, у которого не было поэтов и музыкантов. Не сохранилось сведений о государствах, где не существовало обычая почитать богов и приносить им жертвы. Не было на Земле и страны, чьи жители не устанавливали бы законов, не определяли человеческих обязанностей, не хранили памяти о предках.

 

Нельзя, однако, сказать того же о философии. Только три древние цивилизации создали свои философские школы. Самостоятельно, без внешнего воздействия, философия возникла в Греции, в Индии и в Китае.

 

Среди современных философов и историков продолжаются дискуссии о том, где именно это случилось раньше. Несомненно лишь одно: становление философских школ было длительным процессом. Но духовные поиски, благодаря которым этот процесс стал возможен, начались почти одновременно и в эллинском мире, и на берегах Ганга, и в долине Хуанхэ. Правда, в разных странах философское мышление формировалось с неодинаковой скоростью. Так, в Греции этот период занял всего около двух веков - с середины VII в. до н.э. до середины V в. до н.э., а в Индии, начавшись приблизительно в то же время, растянулся почти на тысячелетие.

 

Философские традиции Индии

 

Едва ли можно найти пример большей верности традициям, чем индийская цивилизация. Однако приверженность прошлому и прочная память о нем - далеко не одно и то же. Заботливо сохраняя одни явления культуры, индийская традиция словно взамен легко забывала другие.

 

Одна из причин тому - индийские представления о мире. Возникновение Вселенной индийцы издревле рассматривали не как однократное, а как периодически повторяющееся событие. Родившись из вод, огня и Золотого зародыша, мир переживает последовательно четыре эпохи - юги. Первая из них носит название Сатьяюги - праведного века. Это пора всеобщего благоденствия. Природа щедра и обильна, люди живут счастливо, не зная забот и тяжелого труда. Отсутствуют социальные различия, и в государственной власти нет необходимости: все одинаково добродетельны, и выполнение долга (дхармы) никем не ставится под сомнение.

 

В следующий период, Третаюгу, рождаются человеческие пороки, а добро уменьшается на одну четверть. Чтобы умилостивить богов, люди начинают приносить им жертвы. Когда же наступает третья эпоха, Два-параюга, добро убывает еще на четверть, а в человеческую жизнь входят болезни и стихийные бедствия.

 

Однако настоящие ужасы приносит с собой четвертая эпоха - Калию-га. Добро уменьшается до одной четверти от первоначального количества; жизнь человека сокращается (в Сатьяюгу она длилась 4000 лет). Злоба, зависть, честолюбие отныне управляют поведением людей. Цари неспособны ни удержать народ в узде, ни защитить его от агрессии других народов - варваров, не исполняющих дхармы и не приносящих жертв богам. И когда даже страх перестает сдерживать злые инстинкты, Калиюге приходит конец. Происходит разрушение мира (пралайя).

 

А затем все начинается заново. Опять наступает золотой век, и опять нарастающая порча нравов приводит мир к катастрофе. Таким образом, мировой процесс представляет собой бесконечное повторение одного и того же. Поэтому конкретные исторические события не имеют никакого значения. Лишь нетленные идеалы Сатьяюги - вот о чем следует помнить всегда.







Date: 2015-09-19; view: 302; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.039 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию