Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава 4. Принцип детерминизма
§ 1. Дефинитивный детерминизм
Слово «детерминизм» происходит от латинского determinatio – определение, обусловливание. Когда говорят о детерминизме, то обычно имеют в виду, что одни начала могут определять собою другие начала. Например, аксиомы и правила вывода в логической теории определяют собою выводимые из них теоремы. Причины определяют вытекающие из них следствия. В этом смысле идея детерминизма тесно связана с разного рода процедурами обоснования. Используя общую структуру обоснования А1¯L, А2¯L, …, Аn¯L В1¯L, В2¯L, …, Вm¯L
где А1, …, Аn – основания, данные в каком-либо L-статусе, В1, В2, …, Вm – репрезентаты, на которые L–статус переносится, мы можем сказать и так, что основания определяют (детерминируют) собою репрезентаты. Принцип детерминизма утверждает, что всякое начало обладает своим основанием, которое его определяет и из которого это начало вытекает с той или иной мерой необходимости. Можно выделять разные процедуры обоснования, как это уже отмечалось выше, и значит – разные виды детерминации. Но чаще всего говорят о двух основных видах детерминации – дефинитивной и каузальной. Дефинитивная детерминация берет свое название от латинского definitio – определение, и означает, что у всякого начала есть некоторое основание, которое определяет, почему это начало именно такое, а не какое-то другое. Дефинитивным детерминизмом предполагается, что у каждого начала есть некоторое свое место в составе мирового целого, и основанием начала выступает именно это место, которое и приводит к ограничению целого до данного начала. До некоторой степени это можно понять на следующем примере. У каждого военного есть звание – сержант, лейтенант, майор, генерал, и т.д. Звание определяет определенную позицию человека в военной иерархии, его место. Каждое звание предполагает свой объем обязанностей и прав, так что попадание на то или иное место военной иерархии во многом определяет, как должен и как будет вести себя человек. Еще пример – иерархия живых организмов в биологии. Каждое живое существо относится к какому-то виду, роду, классу и т.д. Например, волк относится к царству – животные типу – хордовые классу – млекопитающие отряду – хищные семейству – собачьи роду – canis виду - canis lupus Здесь указано не только собственное место (вид) волка в биологической систематике (canis lupus – волчья собака), но и все более высокие места (род, семейство и т.д.), в которые включено это место. В идеале естественной системы организмов все свойства живого существа должны определяться его местом в иерархии. Такую более естественную систему мы находим в Периодической таблице химических элементов, где все свойства элемента могут быть выведены из его места в системе. Если эту идею распространять на все начала в мире, то можно предполагать, что существует Мировая Система Бытия, в составе которой каждое начало – человек, камень, планета, мысль, чувство и т.д. – занимает свое определенное место, которое вполне определяет все свойства и проявления этого начала. На вершине этой системы находится некоторое Высшее Начало, занимающее максимальное место бытия, разными делениями которого образуются все иные места. Тогда основанием начала Х будет его место, topos(X) (от греческого «topos» - «место»), в составе Мировой Иерархии. Если Высшее Начало обозначить через А («Абсолютное»), то отношение дефинитивной детерминации можно записать в таком виде: Х = А¯topos(X) – «начало Х есть Абсолютное-при-условии-места-Х». Поэтому, точнее говоря, основанием начала Х выступает не только его место (topos(X)), но и бытие Абсолютного (А), и акт ограничения Абсолютного до места Х (который мы передаем здесь символом стрелочки ¯). Однако из этих трех компонентов изменяющимся параметром является именно место, так что обычно акцент в дефинитивной детерминации делается на topos(X). Каждое начало определяется таким образом как условное бытие Абсолютного – результат ограничения Абсолютного до некоторой его части. Часто место начала можно выражать и через систему его границ с другими местами или через ту систему границ, которая посредством делений приводит в конечном итоге к данному месту. Например, чтобы получить место волка в биологической системе, нужно Жизнь (биологическое Абсолютное) разделить вначале на животных и не-животных, затем животных – на хордовые и не-хордовые, и т.д., пока не дойдем до места волка. С этой точки зрения определение есть ряд все более узких ограничений-отрицаний, накладываемых на Абсолютное. Выражая эту методологию ограничивающего определения, голландский философ 17 века Бенедикт Спиноза утверждал, что «omnis determinatio est negatio» - «всякое определение есть отрицание». Так что место каждого начала в мире определяется «архитектурой отрицаний», которые нужно наложить на абсолютное, чтобы получить место искомого начала. Примерно такого рода философию предполагает дефинитивный детерминизм, и потому не удивительно, что он был развит преимущественно в классический период философии, когда существовал ряд философских систем, утверждающих бытие высшего абсолютного начала. Развитие идей дефинитивного детерминизма можно найти в философских системах Платона, Аристотеля, Фомы Аквинского, Спинозы, Гегеля и других классиков метафизики. Второй вид детерминизма может быть назван каузальным детерминизмом (от латинского слова «causa» – «причина»). Это вид детерминизма, где в качестве определяемых начал рассматриваются различные события, существующие в пространстве и времени, а в качестве оснований – причины этих событий. Ниже мы более подробно остановимся на рассмотрении именно этого вида детерминизма.
§ 2. Жесткий (лапласовский) детерминизм
Классическим видом каузального детерминизма является так называемый жесткий, или лапласовский, детерминизм, названный так по имени великого французского ученого Пьера Симона Лапласа. Именно ему принадлежат следующие слова, ставшие своего рода девизом представителей этого вида детерминизма: «Всякое явление … не может возникнуть без производящей его причины. Настоящее состояние вселенной есть следствие ее предыдущего состояния и причина последующего». И далее: «Ум, которому были бы известны для какого-либо данного момента все силы, одушевляющие природу, и относительное положение всех ее составных частей, если бы вдобавок он оказался достаточно обширным, чтобы подчинить эти данные анализу, обнял бы в одной формуле движение величайших тел вселенной наравне с движениями легчайших атомов: не осталось бы ничего, что было бы для него недостоверно, и будущее, так же как и прошедшее, предстало бы перед его взором»[26]. Выразим эти утверждения в несколько более строгой форме. Пусть U(ti) – совокупное состояние вселенной в момент времени ti. Пусть ti+1 – следующий момент времени, и U(ti) – состояние вселенной в этот следующий момент. Тогда лапласовский детерминизм утверждает, что U(ti) есть причина U(ti+1), а U(ti+1) – следствие U(ti), причем, U(ti+1) с абсолютной необходимостью вытекает из U(ti), в согласии с некоторым универсальным законом L, так что можно было бы записать: L(U(ti)) = U(ti+1) – закон L, действуя на U(ti), приводит к возникновению U(ti+1). Этот закон абсолютно необходим в том смысле, что ничего иного, кроме U(ti+1) получиться из U(ti) не может. Поэтому, если некоторый Разум постиг закон L и знает состояние U(ti), то он может узнать U(ti+1), из него - U(ti+2), из него - U(ti+3), и так далее, до конечного времени существования вселенной tK. Более того, закон L может быть обращен во времени и предстать как закон L-1, который, наоборот, последующему состоянию сопоставляет предыдущее: L-1(U(ti)) = U(ti-1) Поэтому Всеведующий Разум, постигший закон L, постигает и закон L-1, что позволяет ему не только по настоящему узнать сколь-угодно далекое будущее, но и на основе настоящего проникнуть в сколь-угодно отдаленное прошлое: по U(ti) можно узнать U(ti-1) = L-1(U(ti)), по U(ti-1) - U(ti-2), и так далее, вплоть до начала мирового времени t0. Состояние вселенной U(ti) в каждый момент времени ti есть причина для состояния вселенной U(ti+1) в последующий момент времени ti+1. Точнее говоря, под причиной нужно понимать всю совокупность факторов, приведших к U(ti+1), а таковыми являются предыдущее состояние U(ti) и закон L. Но закон L является постоянным причинным фактором, в то время как элемент U(ti) меняется от одного момента времени к другому. С этой точки зрения, неявно подразумевая постоянно действующие факторы и специально подчеркивая переменные факторы, и говорят о причине U(ti+1) как только о U(ti). Таков идеал лапласовского детерминизма. Его жесткость выражена в той абсолютной необходимости, или в законе L, в согласии с которым совершенно однозначно связаны между собой в конечном итоге все состояния вселенной. Не остается места ничему случайному, все предопределено и предрешено с начала и до конца времен. Весь мир «сосчитывает» себя в строго определенной последовательности. Но почему так? Существует ли какое-то обоснование именно такой схемы каузального детерминизма? Что заставляло Лапласа и других философов принимать идею столь жесткого отношения причины и следствия? Ответ на эти вопросы заключается в связи идей лапласовского детерминизма с дефинитивным детерминизмом, с логикой и философией Высшего Начала, Абсолютного. Дело в том, что лапласовский детерминизм должен рассматриваться по отношению не к каким-то отдельным событиям, но к мировой ситуации в целом, по отношению ко всей полноте бытия в данный момент времени. Давайте предположим, что из состояния вселенной U(ti) в момент времени ti может возникнуть несколько последующих состояний, например, два разных состояния U1(ti+1) и U2(ti+1). Тогда вся полнота бытия в момент ti+1 будет уже чем-то большим, чем только U1(ti+1) или U2(ti+1). Это будет сумма U1(ti+1)+U2(ti+1), превышающая каждое из своих слагаемых: U1(ti+1) + U2(ti+1) > U1(ti+1) и U1(ti+1) + U2(ti+1) > U2(ti+1) Следовательно, в момент времени ti+1 каждое из состояний U1(ti+1) или U2(ti+1) не сможет стать состоянием вселенной в целом, поскольку не может быть ничего большего вселенной в целом в этот момент. Но существует нечто большее, что превышает как U1(ti+1), так и U2(ti+1) – это их сумма. Тогда, если быть точным, из U(ti) вытекает не U1(ti+1), и не U2(ti+1), но их сумма. А сумма одна. Следовательно, из одного состояния вселенной в какой-то момент времени вновь может возникнуть только одно состояние вселенной в следующий момент времени. Вот какая логика лежит в основании лапласовского детерминизма, и она отлична от логики обычной причинности именно своей принадлежностью всему бытию в целом. Это логика детерминации всего бытия в целом, а не отдельных его частей. Как видим, определения лапласовского детерминизма весьма близки идеям дефинитивного детерминизма. Как в первом, так и в последнем принимается идея некоторого Высшего Начала, Абсолютного, которое обуславливает собою всякое бытие. Только в лапласовском детерминизме в большей мере рассматривается не вообще Абсолютное, но его представления А(ti) в каждый момент времени. Состояния вселенной U(ti), о которых мы упоминали выше, - это и есть одна из возможных формулировок некоторой пространственной полноты бытия, больше которого ничего не может быть в каждый момент времени. Частое недоразумение, которое обычно можно встретить в связи с критикой лапласовского детерминизма, состоит в том, что отвергают применимость этого вида детерминизма по отношению к частям вселенной. Но, следует заметить, этого никто и не утверждал – ни сам Лаплас, ни другие философы. Речь идет о предельном состоянии детерминации в случае состояния вселенной в целом, и только на этом уровне имеет смысл строго проводить позицию жесткого детерминизма. Обнаружение отклонений от жесткой детерминации на уровне частей вселенной не может служить достаточным основанием для отвержения идеи этой детерминации на уровне мира в целом. Более того, идея лапласовского детерминизма оказывается тесно связанной с еще одним краеугольным принципом научного познания – принципом сохранения энергии. Пусть понимают те, кто отвергают лапласовский детерминизм, что одновременно они должны будут отрицать и закон сохранения энергии. Дело в том, что этот закон предполагает, что во всех мировых процессах есть некоторое начало – энергия, которая не возникает и не исчезает, но лишь переходит из одной формы в другую. Тем самым под энергией мыслится все то же неизменное начало, которое называется «Абсолютным» в дефинитивном детерминизме и пространственные определения которого сменяют друг друга в схеме лапласовского детерминизма. Возникновение следствия из причины есть лишь превращение Абсолютного-в-форме-причины в Абсолютное-в-форме-следствия, и с некоторой более глубокой точки зрения – переход Абсолютного в себя. Идея энергии и выражает эту более глубокую точку зрения на мир, с позиции которой внешнее разнообразие бытия покрывается стоящим за ним внутренним покоем. В истории западной науки был период, в течение которого идеал жесткого детерминизма пытались реализовать в рамках научных теорий, описывающих только отдельные части реальности. Прежде всего это относится к физике и такому ее разделу, как классическая механика. Вполне естественно, что рано или поздно такая программа должна была обнаружить свою ограниченность, что и произошло в начале 20-го века, особенно с открытием квантовой физики. В отношении частей мира действует более «мягкий» детерминизм, который обычно называют вероятностным детерминизмом.
§ 3. Вероятностный детерминизм
Как уже говорилось, развитие квантовой физики в первой половине 20-го века привело к потеснению идей лапласовского детерминизма. До тех пор идеи жесткой детерминации и случайности вполне мирно уживались друг с другом, поскольку считалось, что случайность – это лишь результат незнания человеком всех причинных факторов. На самом деле ничего случайного нет, но человеческий разум весьма ограничен и не в состоянии постичь бесконечность мира, чтобы удостовериться в отсутствии всякой случайности. Здесь нужно отметить, что случайным называют такое событие, которое не имеет причины, поэтому понятие случайности формально противоречит идеи детерминации. Развитие квантовой механики привело большинство ученых к необходимости принятия такой интерпретации физической теории, которая предполагает наличие случайности в самой реальности, а не только в нашем сознании. Такое изменение взглядов на природу случайности можно называть онтологизацией случайности. Но и в этом случае детерминизм не совсем отвергается, он скорее лишь ослабляется, принимая форму вероятностного детерминизма. В этом виде детерминизма любое событие имеет множество причин и множество следствий, оказываясь включенным в сеть причинно-следственных отношений. Следствие вытекает из причины уже только с некоторой вероятностью, а не с необходимостью. Вероятность – это степень необходимости, способная принимать непрерывный спектр значений от нуля (невозможность) до единицы (необходимость). Общая схема вероятностного детерминизма может быть изображена примерно так. Если u(ti) – какое-то событие в момент времени ti, то оно может с некоторыми вероятностями следовать из нескольких предшествующих событий, например, из u1(ti-1) и u2(ti-1) с вероятностями P-1 и P-2 соотв., и вызывать несколько последующих событий, например, u1(ti+1) и u2(ti+1), с вероятностями P+1 и P+2 соотв. В этом случае, даже зная, что существует событие u(ti), мы не в состоянии точно определить, ни из какого предшествующего события произошло данное событие, ни к какому будущему событию оно приведет. Правда, это не значит, что мы совсем ничего не знаем. Мы можем, например, утверждать, что событие u(ti) с вероятностью P-1 следует из события u1(ti-1) и с вероятностью P+2 приведет к событию u2(ti+1). Вот такого рода вероятностное знание причинно-следственных отношений и лежит в основании вероятностного детерминизма. Этот вид детерминизма человеку более знаком, нежели жесткий детерминизм, поскольку в обычной жизни мы все время лишь с какой-то вероятностью можем связывать события между собою причинно-следственными отношениями. Будет ли завтра солнечно или пасмурно? Удастся ли мне сдать экзамен? Верно ли, что беды в нашей стране вызваны развитием «дикого капитализма»? Было ли причиной гриппа охлаждение или сниженный иммунитет? Все эти и им подобные вопросы обычны для человека, и мы можем отвечать на них лишь с некоторой вероятностью. Следовательно, человеческая жизнь всегда была погружена в сферу вероятностных отношений. Каждое событие в модели вероятностного детерминизма оказывается узлом бесконечной сети отношений частичных причин и следствий. Исчезает абсолютное различие между ними. То, что в данный момент является причиной, в следующий момент может стать следствием. Начинают происходить взаимообмены причин и следствий, возникает циклическая детерминация, о которой мы говорили выше как о процессе сопряжения. Если возможны случайные события, т.е. события без предшествующей им причины, то, следовательно, возможно возникновение нового узла каузальной сети. Но там, где есть возникновение, есть и уничтожение: становится возможным событие без всяких последствий, проявления которого исчезают в будущем. Узлы каузальной сети, следовательно, могут и исчезать. Возникновение и уничтожение также приобретают онтологический характер: последовательно и до конца проведенный вероятностный детерминизм должен повести по крайней мере к ограничению закона сохранения энергии, что как раз наблюдается в квантовой физике.
§ 4. Проблема синтеза видов детерминизма
Кто же прав? Представители жесткого или вероятностного детерминизма? Аргументы сторонников жесткой детерминации кажутся логически убедительными. Повседневный опыт и особенно развитие квантовой физики заставляют склоняться к принятию вероятностного детерминизма. Нам представляется, что правы и те и другие. И проблема не в том, чтобы выбрать какой-то один вид детерминизма, но чтобы попытаться постичь некоторое более полное состояние детерминации, в которой могли бы найти свой синтез оба подхода. Как уже отмечалось выше, жесткая детерминация вытекает из определений некоторой абсолютной точки зрения, на уровне которой рассматриваются не просто отдельные события, но вся совокупная мировая ситуация в целом. Что же касается вероятностной детерминации, то она больше подходит для отношений частичных событий, являющихся лишь малыми частями мировой ситуации. Особенность состоит лишь в том, что оба эти уровня – уровень целой ситуации и уровень частичных ситуаций – вполне реальны, оба существуют, хотя каждый на своем масштабе. В качестве формулы синтеза жесткого и вероятностного детерминизмов может быть принята формула отношения целого и части: жесткий детерминизм описывает детерминацию на уровне целого, вероятностный – на уровне частей. Но целое, как известно, не сводимо полностью к своим частям. Будучи зависимым от них, определяясь ими, целое, тем не менее, образует некоторый новый уровень существования со своим собственным качеством. Таким новым, эмерджентным, качеством на уровне каузального целого и оказывается необходимость в причинно-следственных отношениях. Складываясь, все вероятностные детерминации всех частичных событий образуют итоговую необходимую каузальную связь целых мировых событий. Причем, не верно говорить, что реально существует что-то одно – либо только уровень целых событий, либо уровень событий частичных. Существуют оба вида бытия, каждый на своем уровне, на своем масштабе. Каждый обеспечен своей реальностью - реальностью своего вида. Следовательно, существует логика целого на детерминациях. Первоначальный фрагмент такой логики читатель может найти в Приложении 2.
Date: 2015-09-19; view: 426; Нарушение авторских прав |