Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






У Экхард. ЦИВИЛИЗАЦИИ, ИМПЕРИИ, ВОЙНЫ





Перевод осуществлен по изд.: Eckhardt W. Civilizations, Empires and Wars: A Quantitative History of War. Jefferson (NC)-L., 1992. P. 195-197.

История свидетельствует о том, что цивилизации, империи и войны развиваются совместно; войны служили при этом как повивальными бабками, так и гробовщиками цивилизаций в процессе их исторических взлетов и падений.

Цивилизации, империи и войны обладают определенным сходством: в них, как правило, превалировало стремление к господству, к эксплуатации других человеческих сообществ, стремление к выигрышу за счет других. Все три были чрезмерно озабочены собственной выгодой за счет других. Все три, похоже, несли в себе причины подрыва своего собственного прогресса. Короче говоря, все они представляли собою саморазрушительный исторический процесс, природа которого кроется в той или иной идеологии как форме самообмана. Независимо от многообразия форм, которые принимали такие идеологии, все они имели одно общее свойство: уверенность в собственной правоте и неправоте всех остальных, собственном превосходстве по отношению ко всем прочим идео-

логиям и, наконец, уверенность в том, что компромисс с иноверцами есть признак сомнения либо недостатка собственной веры. Этот процесс саморазрушения, оформленный и оправданный самообманом, есть нарушение Золотого правила и категорического императива, которые рекомендуют относиться к другим, как к самим себе. Идеологии самообмана, как правило, отличаются эгоизмом, противопоставленным альтруизму.

Почему народы цивилизованные воюют больше, чем народы примитивные? Ответ в том, что у них больше материальных ценностей, за которые приходится воевать; у них есть металлическое оружие, которым можно воевать; наконец, у них больше богатства, способного оплатить все это. «Диким» собирателям и охотникам особенно не за что было воевать, они располагали по большей части примитивными луками и стрелами. У них не было ни излишнего населения, ни излишнего богатства для поддержки профессионального солдата. «Варвары» (земледельцы и скотоводы) имели больше причин воевать, но их арсенал мало отличался от арсенала их предшественников, не было у них и излишков населения и материальных средств для поддержки армий. Цивилизованные народы воюют за землю, трудовые ресурсы, возможности торговли и накопления капитала, а все это предполагает экспансию за чужой счет — часто за счет примитивных народов, неспособных защитить себя против армий и вооружений народов цивилизованных.

Как бы то ни было, процесс развития цивилизаций всегда нестабилен. Цивилизации развиваются и растут, но рано или поздно либо гибнут, либо сокращаются в размерах территории, населения, богатства и власти. Вот почему цивилизация есть процесс подрыва собственного прогресса. Они слишком много энергии тратят на борьбу за: 1) власть одной цивилизации над другой, 2) цивилизации с «варварами» (земледельцами и скотоводами) и «дикарями» (собирателями и охотниками), 3) против восстаний рабов и крестьян внутри цивилизаций и 4) за власть одной элиты в ущерб другой.

Эта борьба порождает четыре типа войн, которые характерны для всех известных нам типов цивилизаций: 1) войны за власть, 2) колониальные и имперские войны, 3) классовые войны и 4) гражданские войны.

Сутью цивилизации является эксплуатация, но эксплуатация не может осуществляться без вооруженного насилия. Вот почему на протяжении всей человеческой истории цивилизация и война неразрывно связаны друг с другом.

Таким образом, цивилизации поистине принесли с собой войны как таковые; более того — чем цивилизованнее становились народы, тем больше они проявляли свою воинственность... Мы могли

бы многому научиться у примитивных, невоинственных народов и создать цивилизацию, допускающую больше свободы и равенства, и тогда у нас появится шанс восстановить мир без войны.

Комментарии. См. с. 313.







Date: 2015-09-19; view: 351; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию