Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
А. Тойнби. ГОСУДАРСТВО - ЦЕЛЬ ИЛИ СРЕДСТВО?
Универсальное государство изначально вовлечено в строительство, чтобы тем самым обеспечить самосохранение. Но хотя этот импульс может быть исходным, он не является преобладающим. Установление универсального государства прекращает междуусобные войны и приносит мир, и даже жертвы такой перемены, являющейся благодеянием для всего общества в целом, могут тоже прославлять достижения победоносных строителей империи. Однако более мощным мотивом является потребность в сохранении не государства, которое становится универсальным уже в силу того, что у него не осталось живых соперников, а самого общества, объединенного под его сенью — или скорее того, что уцелело от этого общества и его институтов, после того как запоздалое и жестокое установление мира положило конец затянувшейся агонии смутного времени. В ходе этих ужасных испытаний большинство институтов, унаследованных от периода роста, либо полностью уничтожаются, либо настолько деформируются и истощаются, что даже после установления мира они рушатся один за другим. Само включение сохранившихся элементов общества в систему универсального государства не помогает ни восстановить того, что разрушено, ни уберечь от разрушения оставшееся. Реальная опасность постоянно расширяющегося вакуума заставляет правительство универсального государства действовать вопреки первоначальным намерениям. Конструирование временных охранительных институтов, как единственного сред-
ства сохранения общества, становится важнейшей задачей государства. <..•> Универсальное государство, сколь продолжительна ни была бы его жизнь, представляет собой последнюю фазу общества перед его исчезновением, а мираж бессмертия возникает вследствие ошибочного восприятия универсального государства как цели всякого человеческого существования. <...> [Всеобщее согласие, определяющее психологический климат универсального государства, приносит неодинаковую пользу его гражданам. На этом фоне развертывается деятельность внутреннего пролетариата, создающего гораздо более долговечное и значимое достижение, а именно Вселенскую церковь. Роль государства осмысляется далее автором через выяснение его соотношения с собственно цивилизационными принципами устроения общества, в которых творческая элита успешно решает задачи, отвечающие интересам всего общество. Государство как особый, стоящий над обществом орган возникает уже много позднее, в период «надлома», когда нарастающие внутренние и внешние противоречия не могут быть решены на основе творческого «ответа» и участия массы населения в общем деле, а выливаются в борьбу за власть над обществом и приводят к возникновению, как вынужденного решения, «универсального государства».] Оно питается «миражом бессмертия» и «обнаруживает» явную тенденцию выглядеть так, словно именно оно и есть конечная цель существования, тогда как в действительности оно представляет собой фазу в процессе социального распада. Если же они имеют какое-либо значение за этими рамками, то только в силу того, что они представляют собой средство для достижения какой-то цели, которая лежит за их границами и пределами. (Т. VII. С. 54-58.)
Date: 2015-09-19; view: 346; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|