Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ВЕДУЩИЕ ФИЛОСОФСКИЕ ТЕЧЕНИЯ НАЧАЛА ХХ в
Философская мысль ХХ в. находилась под непосредственным воздействием противоречивого, драматичного развития человеческой цивилизации. ХХ в. — это эпоха: — социальных катастроф; — антигуманных политических режимов; — многочисленных локальных и мировых войн; — разрушения природной среды; — кризиса гуманистических ценностей; — научно-технической революции; — расцвета знаний и образования и др. Другими словами, ХХ в. — это век конфликтов разумного и неразумного в жизни и деятельности человека, их очевидного и крупномасштабного противостояния. Основными философскими течениями этой эпохи были: иррационализм; рационализм; гуманизм; персонализм. 1. Иррационализм — направление в философии, определяющее инстинкт, внутреннее чувство, интуицию, любовь как главные источники, которые предшествуют рациональному познанию. Он образовался как реакция на негативные проявления человеческого разума в общественной жизни. Иррационализм интересуют бессознательные эмоционально-волевые процессы, такие как интуиция, инстинкты, воля. Культ разума вытесняется резкой критикой иррационализма, знание — верой, исторический оптимизм — пессимизмом, а идея прогресса — неверием в него. Иррационализм выступил с критикой против гордого и высокомерного разума. Согласно иррационализму мир неразумен и неупорядочен, он противостоит человеку как нечто внешнее и абсурдное, стихийное и неподвластное. 2. Рационализм — совокупность философских направлений, которые центральным пунктом своего анализа считают разум, рассудок, мышление с субъективной стороны и разумность, логический порядок вещей — с объективной. Рационализм образовался как выражение прогресса знания, науки и техники, их огромных успехов в Новое время. В ХХ в. рационализм развивался под непосредственным воздействием научно-технической революции и перехода ряда стран в стадию постиндустриальной цивилизации. Для рационализма ХХ в. характерен сциентизм — преувеличение роли науки в общественной жизни. Это направление представляет собой культ научно-технического разума, его защиту и оправдание. К рационализму ХХ в. относятся: — неопозитивизм; — структурализм; — неорационализм; — критический рационализм. Философский рационализм ХХ в. представляет собой уверенность в способности знания быть социальной силой и пружиной дальнейшего восходящего развития цивилизации. 3. Гуманизм — философское направление, представляющее собой рефлектированный антропоцентризм, исходящий из человеческого сознания и имеющий своим объектом ценность человека, за исключением того, что отчуждает человека от самого себя, подчиняя его сверхчеловеческим силам и истинам или используя его для целей, не достойных человека. Основной мыслью гуманизма в ХХ в. была проблема бытия человека в современном мире, поиск путей гуманизации общественных отношений. 4. Персонализм — направление в философии, для которого человек является действующей и мыслящей личностью, которая занимает определенную позицию. Формой проявления персонализма является философская антропология. Персонализм ХХ в. отстаивает свои позиции в противовес неореализму и логистике.
25. ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ 70–90-Х гг. ХХ в.
В 70–90 гг. XX в. широкое распространение получают различные философские школы. 1. Постпозитивизм. Главную роль в постпозитивизме 90-х гг. играет критический рационализм, родоначальником которого является английский философ Карл Поппер — весьма популярный философ, социолог, логик, математический логик. В конце 40–50-х гг. Поппер пишет работы, в которых отстаивает идеи социал-реформизма, критикуя при этом марксизм: «Открытое общество и его враги», «Нищета историцизма». Поппер исследует важные проблемы: соотношения закона и тенденции, роли в жизни общества социальной технологии. Суть философской концепции Поппера в том, что существуют три мира: — философский; — ментальный; — мир объективной истины (мир роста научного знания). По мнению Поппера, будущее науки — за принципом фальсификации, позволяющим отделить научное знание от ненаучного. Этот принцип является не логическим, а методологическим, его суть: — если теория опровергнута, то она должна быть немедленно отброшена; — лишь те теории должны считаться научными, которые могут быть опровергнуты, т. е. которые способны доказать свою ложность; — важно различать «фактуально ложные» высказывания и логически ложные (противоречивые высказывания). Методология науки. Американский философ и историк науки Томас Кун является представителем одной из школ постпозитивизма — философии науки. Он стал известен после выхода в свет его книги «Структура научных революций», в которой Кун изложил свою концепцию философии науки — это конкурентная борьба научных сообществ, сопровождаемая сменой парадигм (моделей теоретического мышления, приверженных различным понятиям, законам, теориям и точкам зрения, с помощью которых идет процесс развития науки). Кун ввел понятие «нормальной науки», под которой понимается развитие науки в рамках конкретной, определенной парадигмы. Философия (методология) науки взаимосвязана с таким философским направлением, как «научный материализм». Основными представителями его являются американские философы Э. Нагель и Д. Мор-голис, австралийский философ Д. Армстронг, аргентинский физик и философ М. Бунге и др. Основная задача «научного материализма» — соотношение материи и сознания. «Научный материализм» объединяет несколько школ: школа «элиминативного материализма», считающая единым психическое и физическое (Армстронг, Уилкс); школа «кибернетического материализма», представляющая психическое как аналогию функциям ЭВМ (Пат-нэм, Сейр); школа «эмертжентистского материализма», понимающая психическое как результат эволюции материи (Бунге, Марголис, Сперри) и др. Герменевтика. Герменевтика (разъясняю, истолковываю) — искусство и теория интерпретации текстов. Герменевтики 70–90-х гг. разрабатывают «понимание» не как прикладную задачу, возникающую в процессе истолкования текстов, а как фундаментальную характеристику человека, как нечто, определяющее человеческое бытие и мышление. Философия интуитивизма. В 80–90-е гг. получили распространение идеи интуитивизма, которые соединили интуицию с современным научным знанием — медициной, биологией, физикой и др. Современные интуитивисты предлагают человеку выйти за пределы его чувственного земного опыта и опереться на духовный, мистический, религиозный опыт.
Date: 2015-09-19; view: 768; Нарушение авторских прав |