Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Крепость Нимрода





 

Рис. 3-ц. Крепость Нимрод (Субейба)

Среди многочисленных памятников бурной истории Земли Обетованной почти затерялась небольшая крепость Субейба (см. выше Рис. 3-ц), которая стоит на отдельной горке над крутым берегом реки Саар, отделяющей Голаны от массива горы Хермон. Находится она на спорной территории. Ранее эти места входили в состав Сирии, а в ходе Шестидневной войны 1967 года были захвачены Израилем. Тут и до сих пор поля еще не до конца разминированы…

Долгое время крепость считалась северо-восточной заставой крестоносцев. Но в ходе археологических раскопок, проведенных здесь под руководством Рони Элленблюма в 90-е годы ХХ века, были обнаружены надписи на арабском языке, самая древняя из которых содержала дату 1228 год и гласила – «построил Осман эль-Азиз при переходе власти от Муазема к эль-Камелю». Это послужило основанием для историков провозгласить Субейбу мамлюкской крепостью; а 1228 год был принят за дату начала строительства.

Рис. 18. Блоки с надписями на арабском языке

Однако местные легенды и предания связывают эту крепость вовсе не с мамлюками или крестоносцами, а со знаменитым мифическим персонажем по имени Нимрод, и утверждают, что крепость гораздо древнее.

Во второй половине XIX века эти места посетил корреспондент калифорнийской газеты «Альта» Сэмюэль Клеменс, который более известен под именем Марк Твена. Очерки, которые были написаны им во время этого путешествия, в 1869 году были объединены писателем в книгу под названием «Простаки за границей, или Путь новых паломников». Вот, что писал Марк Твен о крепости Субейба (т.е. о крепости Нимрода):

«Насколько нам известно, это самые величественные на свете развалины такого рода. Замок занимает тысячу футов в длину и двести в ширину (примерно 350х70 метров), и каменная кладка его необыкновенно симметрична и притом невероятно массивна. Внушительные башни и бастионы поднимаются на тридцать футов, а прежде высота их достигала шестидесяти. Разбитые башенки, которые возвышаются над остроконечной горной вершиной среди дубовых и оливковых рощ, необычайно живописны. Замок этот столь древен, что никому неведомо, когда он построен и кем… Три часа бродили мы по залам, склепам, подземным темницам этой крепости, и ноги наши ступали там, где звенели шпоры многих и многих крестоносцев и где задолго до них шагали герои Финикии».

Неужели знаменитый американский писатель так ошибся, отнеся Субейбу ко временам древних финикийцев, то есть практически за две тысячи лет до мамлюков? Или у него были на то какие-то основания, которые не учли современные археологи?..

Мы посетили эту крепость осенью 2010 года в ходе экспедиции Фонда развития науки «III тысячелетие» по Израилю. И нам сразу же бросилось в глаза наличие разных типов каменной кладки, указывающих на принципиально разные технологии строительства.

Рис. 19. Два разных типа кладки в западной части крепости Нимрод

Наиболее показательным местом является западная часть комплекса, где два разных типа кладки находятся по соседству. Одна часть кладки состоит из небольших довольно грубо обработанных камней, которые скреплены раствором. И она полностью соответствует версии строительства мамлюками. Тут даже вопросов к историкам никаких не возникает.

Другая же часть кладки состоит из прямоугольных блоков гораздо большего размера, достигающих веса в несколько десятков тонн. Это поистине мегалитическая кладка. Ее характер свидетельствует о гораздо более развитых технологиях строительства и обработки камня. И она резко выделяется на фоне всех остальных сооружений комплекса.

Нигде ничего подобного мамлюки за всю свою довольно короткую историю не создали – аналогов, достоверно относящихся к этому периоду времени и авторству мамлюков, в мире просто нет.

Если бы крепость находилась в Каире – столице мамлюков – или каком-то другом важном центре, можно было бы (хотя бы теоретически) списать высокое качество этой кладки и огромные трудозатраты, необходимые для ее создания, на исключительность положения объекта. Однако в данном случае речь идет буквально о «задворках», не игравших никакой существенной роли в это время. И совершенно непонятно, по каким причинам мамлюки решили тут «прыгнуть выше головы»?.. Концы с концами у археологов явно не сходятся.

Более того. Имеется весьма показательная деталь. Дело в том, что в целом ряде мест мегалитическая кладка располагается в основании стен, а выше идут блоки меньшего размера с укладкой по более упрощенной технологии. И даже там, где мегалитическая кладка сохранилась полностью, более простые стены примыкают к ней таким образом, что сомнений в хронологическом порядке строительства не остается – на первой стадии строительства использовалась именно мегалитическая кладка с развитыми технологиями, а более примитивные технологии использовались уже на второй стадии строительства.

Сам же характер относительного расположения двух типов кладки достаточно определенно указывает на то, что мамлюки возводили свои стены поверх руин гораздо более древнего мегалитического сооружения, к созданию которого они не имели ни малейшего отношения.

Рис. 20. Мамлюкская кладка поверх мегалитической

 

 

Рис. 4-ц. Развалы блоков под стенами крепости Нимрода

 

Внизу под внешними стенами находятся развалы больших блоков, которые достигают веса почти в сорок тонн (см. Рис. 4-ц). Считается, что это – результат землетрясения 1759 года. Однако выше имеются участки практически неповрежденных мамлюкских стен. Довольно легко сделать вывод, что мегалитическая кладка из этих больших блоков была разрушена задолго до прихода сюда мамлюков. И этот вывод полностью согласуется с озвученным ранее.

Любопытно, что некоторые из лежащих на склоне блоков не прямоугольные, а имеют весьма сложную форму. Например, есть несколько блоков, каждый из которых представляет собой сразу целую секцию винтовой лестницы. Это совершенно не характерно для привычных методов строительства. Подобные лестницы чаще всего делали из дерева или металла. Это гораздо проще.

Но даже если бы стояла задача сделать именно каменную лестницу, то гораздо удобнее было бы делать ее из отдельных плит. Одна плита – одна ступенька. Однако строители почему-то не собрали эту лестницу из плит, а предпочли обработать монолитный блок. Видимо, им было проще пойти самым сложным для нас путем...

Рис. 21. Блок винтовой лестницы

Особенно впечатляет так называемый «тайный» ход внутри мегалитической кладки. Хотя почему он так назван – не ясно. Ничего «тайного» в нем нет – вход и выход в этот коридор, идущий за внешней стеной комплекса, вполне явно обозначены.

Этот ход, имея в ширину чуть меньше двух метров, в самом низком месте достигает высоты порядка четырех метров, а в самом высоком месте перекрытия располагаются на высоте аж около 8-9 метров. При этом ход также сложен из больших блоков, некоторые из которых обработаны сразу по нескольким тщательно выдержанным поверхностям. И если внешние поверхности блоков несколько грубоваты, то боковые поверхности, по которым состыковывались соседние блоки, очень хорошо подогнаны друг к другу.

Весьма показательно то, что хотя коридор сложен из блоков без использования какого-либо раствора, он выдержал немало весьма серьезных землетрясений, результатом которых стал лишь небольшой сдвиг блоков, составляющих свод коридора.

Все это – недостижимые для мамлюков технологии…

Рис. 22. Один из блоков свода коридора

Но если не мамлюки это строили, то тогда кто?..

Версия крестоносцев тоже не выдерживает критики. В крепости такие огромные блоки, которые были бы еще как-то понятны, скажем, в каком-то крупном центре. А здесь – глубинка «святой земли», совершенно незначимое «проходное» место. При этом даже в Европе в крупных городах все, что там строили потом крестоносцы, вернувшиеся с Ближнего Востока, даже при схожем внешнем стиле выстроено из гораздо более мелких камней и с применением раствора. И это кардинально отличается от того, что можно видеть в крепости Нимрода.

Деталь, которая может помочь в датировке мегалитической кладки, находится на стойке одних из ворот крепости. Эту деталь археологи почему-то не заметили или решили не заметить, но заметил Александр Розензафт, принимавший участие в нашей экспедиции и, как человек живущий в Израиле, неплохо знающий традиции жителей Земли Обетованной. Речь идет о продолговатой выемке в одном из блоков стойки ворот. Выемке, сделанной не вертикально, а под небольшим наклоном.

С точки зрения привычного нам функционального назначения, данная выемка просто бессмысленна. Она не годится ни для крепления ворот, ни для чего-то другого. Однако и по форме, и по наклону к вертикали она полностью соответствует такому широко известному в Израиле предмету, который носит название «мезуза». Мезузы устанавливались (и устанавливаются до сих пор) как раз возле входа на стойке ворот именно в таком наклонном положении и выполняют функцию своеобразного «оберега» помещения от злых сил.

Более того, аналогичную выемку под мезузу имеет и один из блоков, лежащих ныне в развалах возле внешних стен…

Рис. 23. Выемка под мезузу на стойке ворот крепости Нимрода

Однако мезуза – элемент, абсолютно не характерный для мамлюков. Это – один из атрибутов еврейской традиции, уходящей корнями в глубочайшую древность. Никто кроме евреев мезузу не использует. Между тем в той истории крепости, которую рисуют нам археологи, евреи никогда к ней никакого отношения не имели.

Крепость Субейба неоднократно переходила от крестоносцев к арабам и наоборот. Вплоть до XVI века крепость была в руках мусульман, потому сегодня мы и можем наблюдать строения арабов – айюбидов Салах-ад-Дина и мамлюков Бейбарса. В XVI веке после сильного землетрясения крепость была оставлена мусульманами и перешла во владение друзов. В дальнейшем, уже в наше время, ее выкупили по приказу барона Ротшильда.

Таким образом выемки под мезузу как на воротах, так и на блоке в развалах, могли появиться только до крестоносцев с мамлюками. А следовательно, и строительство крепости происходило гораздо раньше периода крестовых походов.

Когда именно?.. Определенно трудно сказать. Но мегалитичность кладки при отсутствии раствора между блоками характерна для очень древних времен – времен, когда многое на нашей планете строили некие «боги», то есть представители весьма высоко развитой цивилизации…

Нимрод

Между тем легенды и предания самих арабов (которые должны были бы, по идее, помнить о сооружении этой крепости мамлюками или Салах-ад-Дином) утверждают, что эту крепость построил Нимрод.

Кто же он такой?..

Согласно одной версии, отраженной в древних легендах, Нимрод был великаном. Возможно, конечно, что на мысли о строителе-великане арабов навели большие размеры каменных блоков, из которых выстроена мегалитическая часть крепости. Однако вовсе не исключен и вариант, что в этих преданиях речь идет о вполне реальных событиях (как бы я сам скептически ни относился к этой версии).

Когда Моисей посылал разведчиков в Землю Обетованную, они вернулись с сообщением о том, что земля ханаанская заселена сынами Инакима, то есть племенем инакимов – людьми исполинского роста, которые живут в хорошо укрепленных больших городах. Именно это сообщение привело бежавших из Египта евреев в ужас, они взбунтовались против указания Бога по завоеванию Земли Обетованной и получили в итоге дополнительных тридцать восемь лет странствий (см. ранее).

Впрочем, в Ветхом Завете много упоминаний о расе великанов – начиная с первых нефилимов, которые «входили к дочерям человеческим»; потом рефаимов, которые к моменту Моисея уже практически вымерли. Наряду с ними упоминаются инакимы, зузимы, замзузимы. О всех о них говорится как о людях исполинского роста и огромной силы. В частности, одним из последних представителей этой «расы гигантов» считается хорошо известный Голиаф, которого поразил Давид.

Рис. 24. Давид с головой поверженного Голиафа

Справедливости ради, следует отметить один нюанс.

В ходе нашей экспедиции нам удалось встретиться с Верховным Коэном (главным священником) самаритян и Хранителем музея самаритян (см. Рис. 5-ц) – хранителями традиций этого древнего народа, ныне весьма малочисленного и обитающего неподалеку от священной горы Гризим («Горы Благословений»). Когда мы им задали вопрос о том, кто жил на их земле в древние времена, они подтвердили, что тут обитали гиганты. Однако далее, когда мы разбирались в тонкостях перевода, выяснилось, что на иврите слова «большой» в смысле «гигант, человек большого роста» и «большой» в смысле «великий, важный, значимый, игравший важную роль» звучат одинаково. Таким образом, всегда остается вариант, что и Ветхом Завете могла произойти замена одного значения на другое, и речь идет вовсе не о гигантах в полном смысле этого слова…

 

 

Рис. 5-ц. Хранитель музея и Верховный Коэн самаритян

 

 

Но вернемся к Нимроду.

В Ветхом Завете Нимрод упоминается как царь, владения которого составляли «Вавилон, Эрех, Аккад и Халне в земле Сеннаар» (Быт., гл.10). Часто встречается утверждение, что именно Нимрод был тем царем, который повелел построить Вавилонскую башню (см. Рис. 6-ц). Однако впервые предание, связывающее Нимрода с возведением Вавилонской башни, появляется лишь в «Иудейских древностях» Иосифа Флавия, который хоть и опирался на древнюю устную традицию, но вызывает массу сомнений в достоверности приводимых им сведений.

 

 

Рис. 6-ц. Вавилонская башня в представлении художника

 

По родословию, приведенному в Ветхом Завете, Нимрод является сыном Куша и внуком Хама. Он упоминается как «сильный зверолов перед Господом», но что именно это означает, исследователи спорят до сих пор. Некоторые считают, что речь идет о том, что Нимрод пытался бороться против Бога, равно как и с верой в единого Бога, фактически пытаясь составить конкуренцию Яхве. Между тем более дословный взгляд на данную фразу допускает и такую трактовку, в соответствии с которым Нимрод был «перед», то есть хронологически ранее, до Яхве!..

В некоторых легендах и преданиях Нимрод фигурирует в качестве полубога. И между прочим, это не столь уж противоречит Ветхому Завету, ведь в рамках монотеистической религии полубог мог вполне превратиться в одного из древних прародителей человечества (ровно точно также, как ныне среди католических святых немало древнеримских богов).

Весьма любопытную информацию предоставляет нам армянская мифология. Нимрут (Немруд, Нимрод) – в армянской мифологии иноземный царь, вторгшийся в Армению.

Есть легенда, что чтобы возвеличить себя, Нимрут воздвиг на вершине горы великолепный дворец необычайной высоты. Решив убить бога, чтобы занять его место, Нимрут поднялся на крышу дворца и прицелился из лука в небо. Бог подставил большую рыбу под стрелу, пущенную Нимрут. Увидев кровь, Нимрут и его приближенные возликовали, уверенные, что бог убит. Бог разгневался – ударила молния, и Нимрут вместе с дворцом провалился в разверзшуюся пропасть, из которой образовалось озеро. Гора стала называться Нимрут (имеется в виду гора на территории Турции, а вовсе не израильская крепость Нимрод). По другому варианту, Нимрут создал гору из земли, чтобы, поднявшись на нее, вступить с богом в борьбу, но бог низвергнул его в недра земли.

Однако есть еще немаловажная деталь: в древнеармянской литературе Нимрут иногда отождествляется с… Бэлом, то есть с самим Баалом!..

Армянская же версия пересекается еще и с теми преданиями, где женой Нимрода называется Иштар или Астарта. Это – верховная богиня на Ближнем Востоке. Она же – жена Баала…

Таким образом, если воспринимать древние легенды и предания не в качестве выдумок и фантазий наших предков, а в качестве своеобразной летописи вполне реальных событий, оказывается, что крепость Субейба (т.е. крепость Нимрода) вполне может иметь отношение к следам древних ханаанских богов!..

В связи с этим привлекает внимание та часть древних легенд, согласно которой Нимрод прославился как храбрый воин и невероятно удачливый охотник (поэтому его часто изображали с животными на руках). Утверждается, что в этом ему помогала чудесная одежда, которую он получил по наследству. А сшил эту одежду сам Бог – для Адама, после того как изгнал его из райского сада. Надев ее, Адам мог одолеть любого зверя, а также понимать язык животных и птиц. Ной спрятал ее в Ковчеге и передал своим сыновьям. А потом она попала к Нимроду. Когда же Нимрод одевал эту божественную одежду, животные просто застывали перед ним как парализованные, оттого он легко мог их убивать.

Рис. 25. Нимрод

И тут мы выходим на тему неких «божественных предметов», упоминания о которых весьма нередко встречается в древних легендах и преданиях. Эти предметы, созданные богами, имели чуть ли не волшебные качества, обладая свойствами и возможностями, абсолютно недоступными для наших предков, но вполне возможными для той высоко развитой цивилизации, представителей которой люди называли богами.

Среди таких предметов при более-менее внимательном анализе оказывается и ранее упомянутая мезуза, выемки для установки которой обнаруживаются на блоках крепости Нимрода.

Мезуза

Мезуза – фактически неотъемлемый элемент любого иудейского дома. Ее цель (в современном понимании) – охранять дом от болезней и врагов, то есть выполнять функции своеобразного защитного, охранного барьера.

Собственно, термин «мезуза» используется для обозначения сразу двух предметов – кусочка пергамента или бумаги с текстом из Торы, и специальной «коробочки» вытянутой формы, в которую этот кусочек текста и помещается.

Современные «коробочки»-мезузы достаточно разнообразны. При общем сходстве формы они имеют разные размеры и различные украшающие их рисунки. Их ставят на входы не только жилых домов, но и других самых разных помещений. Например, есть мезузы, которые установлены на входе в специальное сооружение со сканерами, обеспечивающими безопасность (по типу тех, что стоят в аэропортах), стоящее на краю площади возле Стены Плача (там их сразу несколько штук).

Рис. 26. Мезуза на площади возле Стены Плача

Когда иудей заходит в дом, он обязан прикоснуться руками к мезузе, произнести слова молитвы, а затем поцеловать пальцы, касавшиеся мезузы. Именно таким образом, как считается, срабатывает ритуал охраны данного помещения.

Как заметил Александр Розензафт, эта процедура очень сильно напоминает как бы использование некоего датчика, который воспринимает голос и считывает отпечатки пальцев, то есть некоего устройства, которое предохраняет вход от проникновения туда нежелательных лиц.

Фактически получается, что иудеи воспроизводят в качестве ритуала действия, которые связаны с охранными функциями высокотехнологичного устройства, но уже в условиях отсутствия этого устройства. Налицо сохранение определенных функций, определенных действий, но с частичной потерей смысла (смысл мезузы как охранного «устройства» сохраняется). То есть первоначальный предмет утрачен, и вместо него используется просто муляж.

Любопытно, что имеется даже специальная инструкция по тому, как устанавливать мезузу. Эту инструкцию, которая только усиливает обозначенное выше сходство, я приведу целиком.

«Мезузу прикрепляют у входа в жилое помещение площадью не менее 3,68 кв. м, причем ведущая в него дверь должна иметь и косяки, и притолоку. Относительно помещений меньшей площади, а также веранд, балконов и т.п. следует проконсультироваться у раввина. Следует ли прикреплять мезузу на входе без косяков и притолок или на двери иной формы или иного типа, кроме створчатой, также надо спросить у раввина. На дверях магазинов, офисов, рабочих помещений и т.п. также должны быть мезузы. Мезузу свертывают в трубку слева направо текстом внутрь. Желательно обернуть ее целлофаном и т.п., прежде чем вложить в футляр – это предохранит ее от сырости. Затем ее помещают в футляр, который прикрепляют к косяку двери – чуть наискось, верхним концом вперед, по направлению входа.

Мезузу вставляют в футляр таким образом, чтобы имя Всевышнего, написанное на ее оборотной стороне, было обращено вовне – в сторону, противоположную от косяка. Мезуза должна располагаться в нижней части верхней трети высоты косяка, не дальше 8 см от его внешнего края. Если дверь настолько высока, что мезуза, прикрепленная к верхней трети, оказывается заметно выше плеча человека среднего роста, ее следует прикрепить ниже; если дверь, наоборот, низка, мезузу следует прикрепить выше, но не ближе 8 см от притолоки.

Следует закрепить оба конца мезузы, в противном случае заповедь не исполняется (недопустимо, например, чтобы она висела на одном гвозде). Перед тем как прикрепить мезузу к косяку, произносят благословение: «Борух Ато Адей-ной Элей-эйну Мелех о-Ейлом Ашер Кидешону Бемицвейсов Вецивону Ликвоа Мезузо» («Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Владыка Вселенной, освятивший нас своими заповедями и повелевший нам устанавливать мезузу»), и немедленно приступают к этому делу. Если прикрепляют несколько мезуз подряд, достаточно произнести благословение один раз, но все время пока не прикрепили последнюю мезузу, нельзя отвлекаться, даже говорить на посторонние темы.

Если мезуза была плохо закреплена и упала, ее прикрепляют снова и произносят благословение. В отношении выбора косяка, на котором должна быть прикреплена мезуза, правила таковы. Для входной двери дома – прикрепляют к косяку – справа от входящего. На остальных дверях дома положение мезузы зависит от того, в какую сторону открывается дверь. Если дверь открывается вперед от входящего в комнату (т.е. по направлению движения входящего), мезузу прикрепляют справа; если, наоборот, дверь открывается навстречу ему, то слева.

 

Мезуза, находящаяся с внутренней стороны двери в комнате, где есть маленькие дети, которых подмывают и пеленают, должна быть прикрыта. Так же следует поступить с мезузой, находящейся в спальне супругов».
Последнее особо примечательно. Фактически это означает ограничения, которые выглядели бы весьма логично при использовании видеокамеры – личные интимные подробности ухода за детьми и жизни супругов не для посторонних глаз. Так что если убрать из текста все «танцы с бубнами вокруг костра» типа молитвы и пергамента в целлофане, то остается вполне исчерпывающая инструкция по установке охранного оборудования.

Рис. 27. Видеодомофон – современное охранное устройство

Ясно, что во времена древних иудеев, откуда идет эта традиция, никаких подобных устройств (по современным представлениям) не было да и быть не могло. Однако если мы будем воспринимать древние легенды и предания гораздо более буквально и допускать существование в глубокой древности высоко развитой в техническом отношении цивилизации, то почему бы ей не использовать подобные охранные и следящие устройства. Это весьма логично и вполне допустимо. Тогда получается, что с помощью мезузы иудеи просто сохранили память о каком-то реальном техническом устройстве этой цивилизации…

Date: 2015-09-19; view: 561; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию