Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Красота и совершенство души - в ее уподоблении Богу





Душе, желающей быть невестой Христовой, необходимо уподобляться по возможности красоте Христовой. Святитель Григорий Нисский (23, 267).

Душа, ты дочь света, поэтому избегай тьмы... Если одежды твои нечисты, можно омыть их слезами. Преподобный Ефрем Сирин (28, 188).

Украшай свою душу - и красоту ее возлюбит Бог... (35, 289).

Если бы возможно было увидеть красоту души телесными очами, ты посмеялся бы над всеми красивыми телами, так слабо они являют благолепие души (35, 23).

Душе благородной и боголюбивой свойственно терпеть скорби и страдать. Но мужественно переносить искушения и благодарить Того, Кто попускает скорби,- это знак величайшего мужества; это свойственно душе бодрственной и освободившейся от всего человеческого (37, 301).

Совершенство души - не прилепляться к настоящему, а презирать его и постоянно помышлять о вечном (38, 432).

Ничто так не окрыляет и не возвышает душу, как приобретение правды и добродетели (41, 419).

Целомудрие и правда - вот красота души, а мужество и благоразумие - это ее здоровье. Святитель Иоанн Златоуст (45, 216).

Душа, падшая в плотские страсти, губит свою красоту (4, 42).

Когда душа не будет рабски следовать мудрованию плоти, но, осознав, что дано ей от Бога, воспримет приличные ей величие и достоинство - тогда в ней глас Господень (4, 205).

Как глаз без света не может видеть, так и душа, мятущаяся из стороны в сторону без понятия о Единородном Сыне Божием, не может быть разумной. Святитель Василий Великий (6, 74).

Кто оставил все и заботится о совершенствовании своей души, тот друг Божий. Преподобный Исаак Сирин (55, 63).

Во всем мы, христиане, смиреннее всякого - это повелевает нам заповедь - и не только перед мирским могуществом, но даже перед кем бы то ни было не поднимаем брови, но когда дело касается Бога и против Него дерзают восставать, тогда, презирая все, думаем только о Боге. Огонь, меч, дикие звери и терзающие плоть когти скорее будут для нас наслаждением, чем устрашат нас. Святитель Григорий Богослов (14, 105).

"Господи! что есть человек, что Ты помнишь о нем, и сын человеческий, что обращаешь на него внимание?" (Пс. 143, 3). Воистину дивно создание Божие - человек! Дивный и Промысл Божий о нем: создан не так, как прочие твари, создан особенным советом Святой Троицы: "сотворим человека" (Быт. 1, 26), создан "по образу Божию, по подобию" человек (Быт. 1, 27). Все созданное есть свидетельство Всемогущества, Благости и Премудрости Божией, но человек, кроме того, носит в себе образ Божий. Воистину, прекрасная доброта, истинное благообразие, высочайшее достоинство, честнейшее благородство! Нижайший Бога, но высший всех видимых созданий - человек.
Образом Божиим почтен человек. Прекрасно небо, солнце, луна и звезды, и все творение Божие, но прекраснее человек, ибо носит в себе по образу Божию созданную красоту. Рассуждай и размышляй, как прекрасен Бог, несозданное и присносущее совершенство. "Господи, Боже мой! Ты дивно велик, Ты облечен славою и величием; Ты одеваешься светом, как ризою..." (Пс. 103, 1-2).
Отсюда несколько познаешь, как прекрасна душа человеческая, созданная по образу Божию. Образ должен быть подобен Первообразу. Все создание подчинено человеку. Небо и земля и все наполняющее их служит человеку.
Но когда пал и погиб человек - чудным и непостижимым образом он восставлен и взыскан. Сам Бог, что всякий разум и удивление превосходит, Сам Бог ради человека пришел в этот многострадальный мир и в человека (о благость и любовь Божия к человеку! о честь и достоинство человеческие!) вообразился, пожил на земле, трудился, скорбел, страдал и умер святейшею Своею Плотию за человека. Не послал ни Ангела, ни ходатая, но Сам "пришел взыскать и спасти погибшее" (Лк. 19, 10). Так, познав милостивый, человеколюбивый и чудный Промысл Божий о себе, какой еще милости человек не сподобляется от Бога! Был осквернен, опорочен, грешен, беззаконен, сын гнева: но омывается, оправдывается именем Господа нашего (1 Кор. 6, 11), делается духовным членом Пренебесной Главы - Иисуса Христа; причащается таинственно Его животворящего Тела и Божественной Крови; удостаивается быть жилищем Божиим и храмом Святого Духа; сподобляется иметь общение с Отцом и Сыном Его Иисусом Христом, быть чадом Божиим по вере во Христа Иисуса, наследником Богу,, сонаследником же Иисусу Христу. Читай апостольские послания и увидишь, что все это и прочее приписывает Дух Святой человеку - истинному христианину. Чего еще недостает человеку? Такой великой милости, человеколюбия, чести и блаженства удостоен от Бога человек! Вот что есть человек и как он славен у Бога! О, когда бы помнил и рассуждал об этом человек и так бы почитал Бога, как он почтен Богом! Если так почтил Бог человека, то кто противостоит человеку? Бог в человеке и за человека. "Если Бог за нас, кто против нас?" - дерзновенно возглашает святой Павел (Рим. 8, 31).
"Но что ожидает человека в Будущей Жизни по неложному обещанию Божию? Какое добро, какое блаженство, какая честь, какая слава! Как река, непрестанно потечет непостижимое и неизреченное вечное его блаженство. "Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его" (1 Кор. 2, 9).
Воссияют люди Божии, как солнце, во Царствии Отца Небесного, будут как Ангелы, будут как вторые боги, как цари и господа, будут царствовать во веки веков. За все это да будет слава Отцу и Сыну и Святому Духу, столь почтившему и возвеличившему наш род!
Видишь блаженство человеческое? Но знай точно, возлюбленный, что все это блаженство губит человек, когда является неблагодарным Богу и беззаконнует, и становится он ниже и несчастнее всякой твари. Берегись же греха, как ядовитого змея, да не лишит он тебя христианского блаженства и не ввергнет в несчастное состояние! (113, 181).

Христианская обязанность требует, чтобы христиане Богу, как Отцу своему, подражали, и Ему, как возлюбленные чада, уподоблялись нравами, как призывает апостол: "подражайте Богу, как чада возлюбленные" (Еф. 5, 1). В христианине, который рожден "от воды и Духа" (Ин. 3, 5), должен быть запечатлен и образ Божий, по написанному: "во Христа крестившиеся, во Христа облеклись" (Гал. 3, 27). Образ же непременно должен быть подобен Первообразу, как отражение в зеркале. Иначе это не был бы образ, если бы не был подобен первообразу. Отсюда следует, что в христианах, которые благодатью Божией и верой во Христа Иисуса сделались сынами Божиими и имеют в себе запечатленный образ Божий, Должны быть богоподобные нравы; и воля, насколько возможно в этом веке, должна быть согласна с волей Божией (104, 1393).

Христианам следует в Святом Писании, как в зеркале, видеть образ Отца Небесного, и как "носили образ перстного", облекаться и в "образ небесного" (1 Кор. 15, 49). Так они могут засвидетельствовать свое новое и духовное рождение, показать, что они истинно рождены от "воды и Духа" (Ин. 3, 5), истинно "от Бога родились" (Ин. 1, 13), истинно и нелицемерно называют. Бога своим Отцом и молятся: "Отче наш, Иже еси на небесех" (Мф. б, 9; Лк. 11, 2),- показать, что они истинно "сыны Божий по вере во Христа Иисуса" (Гал. 3, 26), ибо Ему, как сыновья Отцу, уподобляются нравами и носят в себе Его Божественный образ. Ибо как от Адама рождаемся грешными, оскверненными, так от Бога рождаемся водой и духом святыми и чистыми. И как от Адама рождаемся злонравными, лживыми, грехолюбивыми, не способными к любви, завистливыми, злобными, гордыми, похотливыми, славолюбивыми, сластолюбивыми и самолюбивыми, так рожденные от Бога как благого Отца должны быть добронравными, истинными, правдолюбивыми, любящими, милосердными, кроткими, терпеливыми, смиренными, смиренномудрыми, воздержанными, благолюбивыми и братолюбивыми. Как от Адама рождаемся мудрствующими плотское и земное, так рожденным от Бога подобает мудрствовать духовное и небесное, ибо "Бог есть Дух" (Ин. 4, 24). "Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух", по слову Христову (Ин. 3, 6) (104, 1395-1396).

Христианин должен уподобляться Богу в духовности. Открывается нам, что "Бог есть Дух" (Ин. 4, 24). И мы, хотя не можем быть духом как имеющие плоть и кости, но можем и должны быть духовными, "мы не должники плоти, чтобы жить по плоти" и не по плоти мудрствовать, но духом умерщвлять дела плотские (Рим. 8, 12-13).. Да не скажет о нас Господь то, что сказал о первом мире: "Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками, потому что они плоть" (Быт. б, 3) (104, 1405).

Видишь, что зеркало принимает образы того, к чему обращено. К небу ли обратится - образ неба в нем изображается; к земле обратится - отразит землю. Так и человеческая душа: к чему любовью обращается и прилепляется, то в ней и видно. Когда к Богу обращается - образ Божий силою Святого Духа в ней и изображается; когда к земным и мирским вещам склоняется - земной образ и начертывается в ней. А какой образ в себе носит, такое и мудрование имеет. Если Божий образ имеет - любит Бога и человека, созданного по образу Божию,- помышляет о небесном и горнем, а не о земном; если носит образ земной и животный - о земном помышляет, и действует так, и следует тому, что приятно ее чувствам, что несмысленным скотам свойственно. Это рассуждение научает тебя покаянием и верою во Христа Иисуса совлекаться ветхого человека и его животного образа и искать и облекаться в образ Божий, который есть наилучшее и превосходнейшее украшение души (104, 644-645).

Память смертная очищает душу (104, 655).

Глядя в зеркало Святого Писания, видим святость Божию, как свет, не причастный никакой тьме: "Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы" (1 Ин. 1, 5). Так подобает и христианам - поступать, как чадам света (Еф. 5, 8); как чадам Божиим, заботиться о святой жизни, очищать себя "от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием" (2 Кор. 7, 1), "ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости" (1 Сол. 4, 7). Святость же не только в том, чтобы хранить себя от скверны, блуда и нечистоты, но и от корысти, зависти, гордости, тщеславия и прочего зла, как учит святой Златоуст (104, 1405-1406).

Образ святой и непорочной жизни Христа - совершенное и истинное правило; взирая на него почаще, христиане могут преуспевать в своем деле. Ибо все мы имеем тленное естество, которое без правила не можем исправить. Поэтому Сам Христос повелел нам учиться от Себя этому искусству: "Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем" (Мф. 11, 29). "Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам" (Ин. 13, 15). Святитель Тихон Задонский (104, 1409-1410).

Смоковница, покрытая листьями, была красива на вид, но не удостоилась одобрения от Господа, потому что не было на ней плодов, а плодов не было потому, что не было внутренней силы плодоношения. Сколько таких смоковниц бывает в нравственном смысле! На вид все исправно, а внутри ничего нет. Степенны, честны и все христианское исполняют, а духа жизни о Христе Иисусе не имеют, оттого не имеют плодов живых, а то, что есть в них, только кажется плодом, а не есть плод. В чем же дух жизни о Христе Иисусе? На это скажем: одно в нем от Господа, а другое от нас. Что от Господа, то собственно и есть сила духовного плодоношения, а что от нас, то есть только приемник этой силы. О последнем и позаботься больше. Тут корень - чувство, что ты погибающий, и что если не Господь - погибнешь. Отсюда всю жизнь, при всех делах и трудах - сердце сокрушенное и смиренное. Далее, поскольку будущее безвестно, а врагов много и спотыкание возможно поминутно, то - страх и трепет в поисках спасения и непрестанное вопияние: "имиже веси судьбами, спаси мя". Горе почивающему на чем-нибудь, кроме Господа; горе и тому, кто трудился для чего-нибудь, кроме Господа! Спроси себя трудившийся в делах, которые считаются богоугодными, для кого трудишься? Если совесть смело ответит: только для Господа - хорошо, а если нет, то ты созидаешь дом на песке. Вот несколько указаний о плодоносном внутреннем духе. По этому и о прочем разумевай. Епископ Феофан Затворник (107, 299-301).

Душа человека обретает качества, соответствующие ее деятельности (108, 89).

Душа, не возделанная Евангельскими заповедями, и тело, не возделанное трудами благочестия, не способны быть храмом Божественной благодати, храмом Святого Духа (108, 526).

Видимый мир - только подготовительное преддверие обители, несравненно более великолепной и пространной. Здесь, как в преддверии, образ Божий должен украситься окончательными чертами и красками, чтобы получить совершенное сходство с своим Всесвятым, Всесовершенным Подлинником, чтобы... войти в тот чертог, в котором Подлинник красуется непостижимо... (109, 129).

...Душа, облеченная в тело, закрытая и отделенная от мира духов, постепенно образует себя изучением закона Божия или, что то же, изучением христианства, стяжает способность различать добро и зло (110, 13).

Цель Пришествия Христа на землю состояла в том, чтобы освободить человеческие души от обладавшего ими греха и восстановить в нас Божественный образ (111, 53).

На поле битвы человек часто бывает героем от кипения в нем крови; в переворотах жизни можно быть героем только от величия души. Епископ Игнатий (Брянчанинов) (111, 442).

Date: 2015-09-19; view: 375; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию