Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Великое и страшное Таинство Священства
Я не могу, Владыко, говорить, хотя бы и хотел. Ибо что вообще скажу я, будучи нечист и в помыслах, и в действиях, и во всех представлениях? Однако, уязвленный душою и горя внутри, я хотя бы нечто желаю сказать Тебе, о Боже мой. Ибо я вижу всего себя, и Ты, как Бог мой, ведаешь, что я от самого рождения осквернил все телесные и душевные члены свои, будучи весь грехом. Усматривая милость и человеколюбие и многие твои благодеяния, которые Ты соделал на мне, я становлюсь безгласным, и едва не мертвею, и постоянно тужу и печалюсь, несчастный, так как я недостоин всех Твоих благ. Когда же, придя в себя, я хочу, Христе, помыслить в уме о множестве грехов своих и о том, что я не сделал в жизни ни одного доброго дела, но вместо наказания и праведного Твоего гнева, который я должен был бы понести как много раз огорчавший Тебя, Ты, напротив, удостоил меня ныне столь великих благ, то прихожу в отчаяние и боюсь Суда Твоего, так как доныне я повседневно прилагаю грехи к грехам. И трепещу, чтобы великого милосердия и человеколюбия Твоего Ты не обратил мне в ярость большего наказания, так как, благодетельствуемый Тобою, я тем более являюсь неблагодарным к Тебе, будучи злым рабом у Тебя - благого Владыки. Поэтому всему прочему, что служило к терпению, доставляя мне надежду Жизни Вечной, я много раз радовался, как Тебе одному ведомо, уповая через то на благость и милосердие Твое. Ибо для того Ты, Христе мой, и взял меня от всего мира и отделил от всех родных и друзей, чтобы помиловать и спасти меня. Уверяемый в этом Твоею благодатью, я имел ненасытную радость и твердую надежду. О двух же этих последних, которым Ты, Царь мой, благоволил быть во мне, я не знаю, что мне сказать. Они и душу мою, и ум лишают слова, и останавливают действия и всякие мысли, и даже отягощают величием славы Твоей, едва не убеждая меня. Спаситель мой, так упраздниться, чтобы ничего не говорить, ничего не делать, ничего этого не касаться. И я сам недоумеваю, удивляюсь и печалюсь, как я, несчастный, согласился служить и литургисать при таких неизреченных Таинствах, на которые Ангелы трепещут взирать без страха, чего убоялись пророки, услыша о непостижимом деле славы и вместе Домостроительства, о чем апостолы, мученики и множество учителей вопиют и взывают, что они недостойны открыто исповедовать о том всем находящимся в мире. Как же я, погибший и блудный, как я, презренный удостоился стать игуменом братий, священнодействователем Божественных Таинств и служителем Пречистой Троицы? Ибо когда полагается хлеб и вливается вино в знаменование Плоти и Крови Твоей, Слове, тогда там бываешь Ты Сам, Бог мой и Слово, и они поистине делаются Телом и Кровию, наитием Духа и силою Вышнего. И мы дерзаем касаться Бога неприступного, лучше же - обитающего во свете неприступном - не только для этой тленной человеческой природы, но и для всех умных воинств Ангелов. Итак, это неизреченное, это сверхъестественное дело и предприятие, для совершения которого я поставлен, внушает мне также созерцать перед очами смерть. Поэтому, оставив радости, я объят бываю трепетом, так как знаю, что ни мне, ни кому-либо другому невозможно литургисать достойно и проводить в теле жизнь как бы ангельскую, лучше же - сверхангельскую, дабы, как показало это слово и содержит Божественная истина, и по достоинству стать ближайшим к Богу самих Ангелов, как прикасающемуся руками и вкушающему устами Того, Которому они предстоят со страхом и трепетом. А какая душа понесет суд над братьями, над которыми я поставлен быть пастырем? Какой ум будет в состоянии неосужденно испытывать мысли каждого из них в отдельности и все свои обязанности нести без опущения, избавляя себя в то же время от осуждения их? Я не думаю, чтобы это каким-либо образом возможно было для людей. Итак, я убеждаюсь и хочу лучше быть учеником, служа воле одного и слушая слова его, чтобы за одно это и отчет отдать, чем служить нравам и волям многих, испытывать их мысли, исследовать намерения и еще глубже исследовать их действия и помыслы, потому что и меня ожидает Суд, и я должен дать ответ за грехи тех, пасти которых по неизреченным судьбам Божиим из всех избран я один. Ибо каждый будет судиться и даст, конечно, отчет в том, что он сам сделал доброго или злого. Я же один за каждого воздам ответ. И как я хочу спастись или быть помилованным, когда я даже для спасения своей жалкой души не могу показать никакого дела? Ибо вполне будь уверен, что я не имею что сказать, так как никогда не сделал ни малого, ни великого дела, через которое могу избавиться от вечного огня. Но, о человеколюбивый и благоутробный Спаситель, дай мне, смиренному, Божественную силу, так чтобы я разумно через слово пас тех братий, которых Ты дал мне, наставляя (их) на пажити Божественных Твоих законов, и возводил бы их в обители Горнего Царствия спасенными, целыми, невредимыми, блистающими красотой добродетелей и достойными поклонниками страшного престола Твоего. И меня также недостойного восприими от мира, хотя и покрытого многими греховными язвами, но однако вместе с тем и служителя и непотребного раба Твоего, и к ликам избранных, имиже веси судьбами, вместе с учениками моими сопричти, дабы мы все вместе видели славу Твою Божественную и наслаждались неизреченными благами Твоими, Христе. Ибо Ты - наслаждение, утешение и слава горячо любящих Тебя во веки веков. Аминь (59, 128-131)*.
* Гимн 30. Благодарение Богу за дары, которых святой отец удостоился от Него. И о том, что достоинство священства и игуменства страшно даже для Ангелов.
Как расскажу я, Владыко, о Твоих дивных и чудных делах? Как поведаю словом о глубине судеб Твоих, Которые Ты повседневно совершаешь на нас, рабах Твоих? Как презираешь Ты бесчисленное множество согрешений моих И не вменяешь, Владыко, злых деяний моих? Но милуешь и питаешь меня, Спаситель мой, просвещаешь и покрываешь, Как исполняющего все Твои заповеди? И не только милуешь, но и, более того, Сподобляешь меня предстоять пред Твоею Славою, и силою, и величием, И, изрекая глаголы бессмертия, беседуешь со мною, Немощным, и презренным, и недостойным жизни? Как просветляешь Ты оскверненную мою душу, Соделывая ее чистым и Божественным светом? Как делаешь светоносными мои жалкие руки, Которые, греша, я осквернил греховными сквернами? Как изменяешь руки мои блистанием Божества Своего, Из нечистых претворяя их в святые? Как очищаешь Ты, Христе, скверный язык мой, Соделывая меня причастником вкушения Плоти Твоей? Как удостаиваешь и Сам меня видеть, и мною быть видимым, И быть держимым руками моими. Ты - содержащий всю вселенную, Незримый для всех Небесных Чинов И неприступный даже для Моисея, первого во пророках? Ибо увидеть лицо Твое не сподобился ни он, Ни кто другой из людей, дабы не умереть. Итак, каким образом Тебя, непостижимого и единого неизреченного, Тебя, для всякого невместимого и для всех неприступного, И держать, и целовать, и видеть, и вкушать, И иметь в сердце своем, Х'ристе, сподобляюсь я И остаюсь неопалимым, радуясь вместе, и трепеща, И воспевая великое Твое, Христе, человеколюбие? Итак, как люди слепые и плотские, не ведущие Тебя, Не чувствуя, лучше же, показывая свою Болезнь, и помрачение, и всех благ Лишение, дерзают говорить: Какая нужда иметь человеку Священство, Если он не приобретает чего-либо одного из трех: Либо пищи телесной, либо дохода золота, Либо одной из высоких и богатых епископских кафедр? О помрачение! о ослепление! о крайнее безумие! О большое несчастие! о великое неведение! О земные и пустые суетные слова! О дерзость! о мудрование Иуды предателя! Ибо как тот страшную Владычнюю вечерю И Пречистое Тело вменил в ничто И даже лучшими счел немного сребреников, Так и эти тленное нетленному и Божественному Предпочитая, избирают душевное удавление. Скажите мне, о суетные люди, если то знаете, Кто, стяжав Христа, станет более нуждаться в ином Каком-либо из благ настоящего века? Кто, имея в сердце благодать Духа, Не стяжал Честную Троицу, в нем обитающую, Просвещающую и Богом содевающую? Кто, сделавшись богом по благодати Святой Троицы И сподобившись вышней и первой славы, Счел бы что-либо более славным того, Чтобы литургисать и видеть высочайшее Естество, Все совершающее, неизреченное и неприступное для всех? Или пожелал бы чего-либо более блестящего в жизни, В этой ли, помысли, кратковременной, Или в иной, согласись со мною, не имеющей конца? Если бы знал ты сокровенную глубину Таинств, То не понудил бы меня говорить об этом или писать. Ибо я трепещу и боюсь, начертывая нечто Божественное И, как тень, изображая письменами для всех неизреченное. Если бы ты увидел Христа и получил Духа, И через Них обоих приведен был бы ко Отцу, То знал бы, что говорю я, и о чем повествую тебе, И что велико и страшно, и превыше всякой Славы и блеска, начальства и власти, Богатства и могущества и всякого царства - С чистой совестью сердца литургисать Чистой и Святой и непорочной Троице. Не говори мне о безгрешности тела И о тех действиях и свидетельствах, глубины которых не разумеешь, Но послушай, что сказал Бог через апостолов, И через премудрого и огнеязычного Василия, И через простые свидетельства Златоустого отца, И через Григория, хорошо богословствующего об этом; Послушай и уверься, каковым должен быть Литургисающий Богу, Творцу всех; И от твоего благоговения и добродетели Ты подивишься и величию этого достоинства. Не обольщайтесь, братия, и отнюдь не дерзайте Прикоснуться или приступить к Неприступному естеством. Ибо кто не отречется от мира и того, что в мире, И не отвержется души своей и тела, И весь, всеми чувствами, не сделается мертвым, Ни на что из приятного в мире сем не взирая с пристрастием, Ничего совершенно не желая из вещей мира И не услаждаясь никакими речами человеческими, Кто не сделается глухим и слепым для мирских Дел и обычаев, действий и слов, Хотя и видя то, что оку свойственно видеть, Но не дозволяя ничему войти внутрь, в сердце, И запечатлеваться в нем чертам и образам этих предметов, Равно и слушая то, что воспринимает слух человеческий, Но пребывая как бы бездушным и бесчувственным камнем И не помня ни звуков, ни значения слов, Тот не может таинственную и Бескровную Жертву Приносить чисти по естеству чистому Богу. Ибо если поистине на деле восчувствует это, То удалится от всего мира и того, что в мире, И познает и поверит мне в том, о чем я снова хочу писать. Всякий, кто перешел тот темный воздух, который Давид называет стеною (Пс. 17, 30) И отцы наименовали морем житейским, И вступил в пристань, Тот, придя в нее, находит всякое благо. Ибо там рай, там древо жизни, Там сладкий хлеб, там питие Божественное, Там неисчерпаемое богатство дарований, Там купина горит неопалимая И сапоги на ногах моих разуваются тотчас. Там расступается море и я прохожу один И вижу в водах врагов потопляемых. Там созерцаю я древо, в мое сердце Ввергаемое, и все горькое в нем претворяется. Там обрел я скалу, мед источающую, И с тех пор душа моя не была причастна скорби. Там нашел я Христа - Подателя этих благ - И от всей души своей последовал за Ним. Там ел я манну - хлеб ангельский - И не возжелал более ничего человеческого. Там увидел я сухой жезл Ааронов процветающим И подивился чудодействиям Божиим. Там бесплодную душу свою я увидел плодоносящею И как сухое дерево дает прекрасный плод. Там нечистое и блудное сердце свое Я узрел чистым, целомудренным и девственным И слышал в душе своей: радуйся, благодатная, Ибо Бог с тобою и в тебе вовеки! Там услышал я повеление: омойся в купели слез И, сделав так, уверовал и внезапно прозрел. Там я похоронил себя во гробе через совершенное смирение, И Христос, придя с безмерною милостию, Отвалил оттуда тяжелый камень пороков моих И сказал: сюда гряди как бы из рва - от мира сего! Там увидел я, как бесстрастно пострадал Бог мой И как, будучи бессмертным. Он сделался мертвым И воскрес от гроба, не нарушив печатей. Там увидел я будущую жизнь и нетление, Которое Христос дарует взыскующим Его, И обрел Царство Небесное, внутри меня находящееся, Которое есть Отец, Сын и Дух - Божество нераздельное в трех Лицах. Не предпочитающие Его всему миру, Не считающие славою, честию и богатством Одного только поклонения, служения и предстояния Ему Недостойны и этого чистого видения, И наслаждения, и радости, и всех благ, Которых не приобщатся не стяжавшие покаяния, Если не научатся и не вкусят, как сказали мы, всего этого И тщательно не совершат всего того, что сказано Богом моим. И тогда едва кто достоин с великим страхом и благоговением, Если бы Бог повелел, коснуться Неприкасаемого, Ибо не всем позволительно служить таковым вещам, Но если кто приимет всякую благодать Духа И от утробы матери чист будет от греха. Помимо же повеления от Бога и Его избрания, Удостоверяющего душу человека через Божественное озарение И возжигающего ее желанием Божественной любви, Неблагоразумно, думается мне, священнодействовать Божественные вещи И прикасаться к неприкасаемым и Страшным Тайнам, Которым подобает всякая слава, честь и поклонение, Ныне и всегда, непрестанно во все веки. Преподобный Симеон Новый Богослов (59, 164-169) *.
* Гимн 38. Учение с богословием, в котором говорится о священстве и вместе о бесстрастном созерцании.
Date: 2015-09-19; view: 335; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|