Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ПРИЧАЩЕНИЕ НЕДОСТОЙНОЕ 14 page





Святой Златоуст, рассуждая об этом величии мученической чести, пишет об узничестве Павла: "большая честь и слава быть узником Христовым, нежели апостолом, нежели учителем, нежели благовестником". Этот учитель считает мучеников даже выше Ангелов. Беседуя о Петре, посаженном в темницу за Христа, он говорит: "Если бы мне кто сказал: кем хочешь быть: Ангелом или Петром в узах, то я захотел бы лучше быть Петром, связанным за Христа двумя железными узами". Но что еще удивительнее, так это следующие его слова: "Мне желательнее жестоко страдать за Христа, нежели почитаться от Христа; это есть великая честь, это есть слава, превосходящая все". Святитель Димитрий Ростовский (103, 510-511).

Святитель Амвросий рассказывает, что Петр, выходя из Рима, увидел Господа, идущего навстречу, и спросил: "Куда Ты, Господи, идешь?" "Иду в Рим на страдания",-ответил Господь, объявляя тем волю Свою пострадать в Своих учениках. Петр понял эту волю Господа и возвратился в Рим. В это-то время писал он к малоазийским христианам второе послание, в котором как бы намекает на только что рассказанный случай: "скоро должен оставить храмину мою, как и Господь наш Иисус Христос открыл мне" (2 Пет. 1, 14). В этом послании-последнем апостольском завещании святого Петра верным-он увещевает христиан преуспевать в познании веры, умоляет остерегаться лжеучителей, учит, как нужно вести себя в ожидании пришествия Христова. По свидетельствам древних, когда святой Петр узнал, что его осудили на крестную смерть, просил своих мучителей, чтобы его распяли головой вниз, потому что считал себя недостойным страдать и умереть так же, как Богочеловек. Воскресное чтение (114, 407).

Однажды братия сидели у аввы Моисея и он сказал: "Сегодня придут варвары в скит-вставайте и бегите". Братия спросили: "А ты, авва, почему не бежишь?". Он ответил: "Я уже столько лет жду этого дня, чтобы исполнились слова Господа: "все, взявшие меч, мечом погибнут" (Мф. 26, 52). Братия сказали: "Так и мы не побежим, но умрем с тобой". "Это ваше дело,-отвечал им авва Моисей,-пусть каждый решит за себя". С ним было семеро братии. Варвары пришли и убили их. Только один из них, испугавшись, спрятался за корзинами. Он видел, что семь венцов сошли с неба и увенчали праведников. Лавсаик (74, 132-133).

Подвиг бескровного мученичества во имя Истины
А как можно теперь подражать мученикам? Теперь не время гонений? Знаю и я, что не время гонений, но время мученичества, не время таких подвигов, но время венцов; не преследуют люди-преследуют бесы; не гонит мучитель-гонит диавол. Ты не видишь перед собой углей, но видишь разжженный пламень похоти. Мученики попирали угли, а ты попирай огонь естества, они боролись со зверями, а ты обуздывай гнев, этого дикого зверя. Святитель Иоанн Златоуст (36, 724).

Хотя не время теперь мученичеству, сделаемся мучениками в совести, восстанем против диавольских умыслов смиренномудрием, терпением, любовью к Богу и к ближнему, угождением друг другу ради Бога во исполнение заповедей Спасителя. Преподобный Ефрем Сирин (27, 279).

Не только те мученики, которые приняли смерть за Христа, но и те, которые умирают за соблюдение заповедей Христовых. Вы сами, если захотите, можете ежедневно проходить подвиг мученичества, можете, подобно мученикам, и теперь страдать за Христа-каждый день, каждую ночь и каждый час. Как же это может быть? Если и вы установите брань с мысленными врагами нашими-демонами и будете всегда противостоять греху и своей страстной воле; те противостояли мучителям, а вы противьтесь демонам и пагубным плотским страстям, которые тиранически устремляются на душу нашу каждый день, каждую ночь и каждый час и понуждают нас делать то, что не сообразно богопочитанию и чем прогневляется Бог, Итак, если и мы противостанем всему такому, не послушаемся советов лукавых демонов и не станем творить волю плоти и помышлений и питать ее удовлетворением ее бесчинных похотей, то по всей справедливости будем и мы мучениками, воюющими против греха. Преподобный Симеон Новый Богослов (61, 49).

Подвиг бескровного, духовного мученичества-сугубый, ибо и природные, естественные страсти в человеке бывают двоякие. Человек, одаренный от Бога разумной душой, имеет от природы в естестве своем две стороны: похотную и яростную. Обе эти страсти вместе с человеком РОДЯТСЯ, живут и умирают: как похотное, начиная от юности и до самой старости, до гроба, не оставляет человека, так и яростное держится в нем от начала жизни и до самой его кончины. Похотное живет и господствует в теле человека, а яростное в душе его. Поэтому желающий претерпеть духовное мученичество ради любви ко Христу должен совершить двоякий подвиг борьбы с этими сугубыми страстями: плотской и душевной, с похотной, повторяю, и с яростной страстью, то есть победить как-природные плотские вожделения, так и страсти душевные; ибо одно- страсти плотские, другое-страсти душевные, точно так же, как похотное и яростное-не одно и то же. Плотские страсти содержатся в видимых плотских чувствах, каковы: сластолюбие, похотение, плотоугодие и прочее, услаждающее чувства. Душевные же страсти заключаются в невидимом и неведомом сердце, каковы: гнев, ярость, злоба, злопамятство, ненависть и тому подобные страсти, содержащиеся как злые помыслы в сердце и в свое время проявляющиеся в деле. Об этих плотских и душевных страстях упоминает святой апостол Павел, говоря колоссянам: "умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть" (Кол. 3, 5). Это-о плотских страстях. О душевных же он говорит следующее: "отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, скверну уст ваших; не говорите лжи друг другу" и прочее (Кол. 3, 8-9). Из этих апостольских слов ясно видно, что существуют двоякие страсти: плотские и душевные, требующие и двоякого подвига от желающего исполнить мученичество бескровное или духовное. Святитель Димитрий Ростовский (103, 695-696)
Противление истине
"Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое....Но я избрал вас от мира" (Ин. 15, 19).

Где Дух Святой, там, как тень, следуют гонения и брань. Видишь, как пророки... были всегда гонимы... как были гонимы Господь и апостолы. Преподобный Макарий Египетский (33, 115).

Гонения укрепляют душу в благочестии; в опасностях душа закаляется, как раскаленное железо в воде (11, 119).

Гонения делали Церковь еще более славною через страдания. Святитель Григорий Богослов (12, 276).

Бог допустил немедленно быть гонениям (на первых христиан), чтобы кто-нибудь не сказал, что проповедь Христа утвердилась случайно или через обман, чтобы обнаружился огонь их веры и явлено было, что не человеческое убеждение, но сила Божия дала такую крепость душам верующих, что они готовы были перенести даже тысячу смертей... (45, 478).

Ни гнев царя, ни коварство воинов, ни зависть врагов, ни плен, ни пустыня, ни огонь, ни печь, ни тысячи бедствий-ничто не может победить или устрашить праведника (36, 65).

Думаешь, не великое гонение-быть в безопасности? Это есть тягчайшее из всех гонений, (для души) это хуже самого гонения. Святитель Иоанн Златоуст (436, 230).

"И будете ненавидимы всеми за имя Мое" (Лк. 21, 17). Мир, враждебный Богу, враждебен и слугам Его, ибо ненавидящий господина ненавидит и раба его. Будете ненавидимы всеми, говорит Господь, ибо и Я ненавидим всеми, любящими мир сей. И не удивляйтесь тому, что вас, верных рабов Моих, не любит мир, ибо сначала Меня не захотел он любить. "Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел" (Ин. 15, 18). Но какова причина ненависти мира?.. "Будете,-говорит,- ненавидимы". Причина та, что рабы Христовы, уйдя от мира и последовав за Христом, стали лучшими, сделались чуждыми миру и своими Богу. Поэтому Христос говорит: "Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир" (Ин. 15, 19). Все, что Христово, ненавистно миру. Мир любит свое, и как только сделаешься Христовым, тотчас же возненавидит тебя мир. Жела-ющие жить благочестиво и угождать Христу будут гонимы миром. Почему же? Потому, что они добродетельны. Зло, естественно, не любит добра, тьма ненавидит свет, и мир, лежащий во зле, не любит добрых и сияющих добрыми делами гонит, сам будучи исполнен тьмы и мрака. Удивляемся святому Иосифу, неповинно вверженному в темницу в Египте, вверженному той женой, которая исполнилась к нему в сердце своем пламенной любовной страстью. И как могла эта любовь превратиться в ненависть и злейшую вражду?.. Она тогда восстает на Иосифа, когда он проявляет себя лучшим и светлейшим в добродетели, когда он выказывает презрение к греховным вожделениям, когда отвергает женские неистовые любовные стремления, когда вырывается из рук бесстыдницы и убегает от нее; только тогда его ввергают в темницу и надевают ему железные оковы. "Стеснили оковами ноги его; в железо вошла душа его" (Пс. 104, 18). Хорошо говорит об этом святой Амвросий: какая причина, спрашивает он, этого мучительства? Причина только в том, что жена видела юношу противящимся ее страсти и отвергавшим ее вожделения. Смотри, из-за чего отверзается темница, чтобы принять в себя неповинного, осво-бождаются злодеи от уз, чтобы возложить их на добродетельных, выпускаются прелюбодеи, а целомудренный заключается! Поруганию, тягчайшим мукам и смерти предавал мир святых мучеников, ибо они были неугодны ему. Неугодны же потому, что были добры, кротки и богоугодны, удалялись от всякой мирской нечистоты и обличали заблуждения и падения нечестивых. За это они, подобно целомудренному Иосифу, страдали в темницах, и каждый из них, как Авель, принял смерть из-за угождения Богу. Но чего достиг мир, ненавидя и убивая святых? Он погибает сам, а они живут вовеки, и награда им-от Господа. Святитель Димитрий Ростовский (103, 612-614).

КРЕСТ

Тайна Креста Господня- тайна спасения мира
Кто может достаточно изъяснить тайну Креста, послужившего орудием страданий Спасителя? В самом деле, сколько было других способов, посредством которых Он мог исполнить совет Свой относительно страдания за нас! И однако из всех Он пожелал и избрал один этот, как Сам предрек о Себе: "Сыну Человеческому должно много пострадать"... (Лк. 9, 22). Заметь, как говорит Он здесь: не просто только и в общих чертах предсказывает Свои страдания, как сделал бы кто другой, но, по некой таинственной необходимости, обозначает и как бы узаконивает для Себя один род смерти: "Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки человеков грешников, и быть распяту, и в третий день воскреснуть" (Лк. 24, 7).

Вникни в значение этого "надлежит", и ты увидишь, что в нем заключается именно нечто такое, что не допускает другого рода смерти, кроме Креста. В чем же причина этого? Один Павел, восхищенный в притворы рая и слышавший в них неизреченные глаголы, может изъяснить ее... может истолковать эту тайну Креста, как отчасти и сделал это в послании к Ефесянам: "чтобы Вы... могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею" (Еф. 3, 18-19). Не произвольно, конечно, божественный взор апостола созерцает и начертывает здесь образ Креста, но уже это показывает, что чудесно очищенный от тьмы неведения взор его ясно прозрел в самую суть. Ибо в очертании, состоящем из четырех противоположных перекладин, выходящих из общего средоточия, он усматривает всеобъемлющее могущество и дивное промышление Того, Который благоволил явиться в нем миру. Потому-то апостол каждой из частей этого очертания усваивает особое наименование, а именно: ту, которая нисходит из середины, называет глубиной, идущую вверх-высотой, обе же поперечные-широтой и долготой. Этим он, как мне кажется, ясно хочет выразить, что все, что ни есть во вселенной, превыше ли небес, в преисподних ли, или на земле от одного края ее до другого,-все это живет и пребывает по Божественной Воле - под осенением крестным.

Можешь еще созерцать божественное и в представлениях души твоей: воззри на небо и умом обними преисподнюю, простри мысленный взор твой от одного края земли до другого, помысли при этом и о том могучем средоточии, которое все это связывает и содержит, и тогда в душе твоей само собою вообразится очертание Креста, простирающего свои концы сверху вниз и от одного края земли до другого. Это очертание представлял и великий Давид, когда говорил о себе: "Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо (это высота)-Ты там; сойду ли в преисподнюю (это глубина)-и там Ты. Возьму ли крылья зари (то есть с востока солнца-это широта) и переселюсь на край моря (а морем у Иудеев назывался запад-это долгота),-и там рука Твоя поведет меня" (Пс. 138, 7-10). Видишь ли, как Давид изображает здесь начертание Креста? "Ты,-говорит он Богу,-повсюду существуешь, все Собою связуешь и все в Себе содержишь. Ты вверху и Ты внизу, рука Твоя одесную и рука Твоя ощуюю". По той же причине и божественный апостол говорит, что в это время, когда все будет преисполнено веры и ведения. Сущий превыше всякого имени будет призываем и поклоняем о имени Иисуса Христа от небесных, земных и преисподних(Еф. 1, 21; Флп. 2, 10). По моему мнению, тайна Креста скрыта также и в иной "йоте" (если рассматривать ее с верхней поперечной чертой), которая крепче небес и тверже земли и прочнее всех вещей и о которой говорит Спаситель: "доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона" (Мф. 5, 18). Мне кажется, что эти божественные слова имеют в виду таинственно и гадательно (1 Кор. 13, 12) показать, что образом Креста все содержится в мире и что он вековечнее всего содержимого им.

По этим-то причинам Господь не просто сказал: "Сыну Человеческому надлежит умереть", но "быть распяту", для того, то есть, чтобы созерцательнейшим из богословов показать, что в образе Креста сокрыта всемогущая сила Того, который почил на нем и благоизволил, чтобы Крест стал всем во всем! Святитель Григорий Нисский (116, 598-599).

Если смерть Господа нашего Иисуса Христа есть искупление всех, если смертью Его разрушается средостение преграды и совершается призвание народов, то как бы Он призвал нас, если бы не был распят? Ибо на одном Кресте претерпевается смерть с распростертыми руками. И потому Господу нужно было претерпеть смерть такого рода, распростереть руки Свои, чтобы одной рукой привлечь древний народ, а другой-язычников, и обоих собрать воедино. Ибо Сам Он, показывая, какой смертью искупит всех, предсказал: "И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе" (Ин. 12, 32) (116, 596).

Иисус Христос не претерпел ни смерти Иоанна-отсечением головы, ни смерти Исаии-перепиливанием пилой, чтобы и в смерти Тело его сохранилось не рассеченным, чтобы этим отнять повод у тех, которые бы дерзнули разделять на части Его Церковь. Святитель Афанасий Великий (116, 596).

Как четыре конца Креста связываются и соединяются в центре, так Божией силой содержатся и высота, и глубина, и долгота, и широта, то есть вся видимая и невидимая тварь. Преподобный Иоанн Дамаскин (116, 596).

Крест четверочастен ради пригвожденного на нем Христа, Сына Божия, сотворившего и содержащего горнее и дольнее, и все существующее, соединившего горнее с тем, что на земле, свыше нисшедшего, чтобы возвысить нас, воздвигшего из ада и из земных сделавшего нас небесными, соединившего все в Себе Самом и созвавшего концы мира к поклонению Истинному и Живому Богу, все усвоившего Себе, воссоздавшего нас высотой славы и глубиной нищеты и смирения, и широтой милости и любви. Святитель Симеон Солунский (113, 283).

Все части мира были приведены к спасению частями Креста. Святитель Василий Великий (113, 283).

Кто не умилится, взирая на Странника, так бедно возвращающегося в Свой дом! Был Он у нас в гостях; мы дали Ему первый ночлег в стойле между животными, потом выпроводили Его в Египет к народу идолопоклонническому. У нас Он не имел где приклонить голову, "пришел к своим, и свои Его не приняли" (Ин. 1, 11). Теперь же отправили Его в дорогу с тяжелым Крестом: возложили на рамена Его тяжкое бремя грехов наших. "И, неся Крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное" (Ин. 19, 17), держащий "все словом силы Своей" (Евр. 1, 3). Несет Крест истинный Исаак-древо, на котором должен быть принесен в жертву. Тяжкий Крест! Под тяжестью Креста падает на дороге крепкий в бранях, "сотворивший державу мышцею Своею" (Лк. 1,51). Многие плакали, но Христос говорит: "не плачьте обо Мне" (Лк. 23, 28): этот Крест на плечах есть власть, есть тот ключ, которым Я отопру и изведу из заключенных дверей адских Адама, "не плачьте". "Иссахар осел крепкий, лежащий между протоками вод; и увидел он, что покой хорош, и что земля приятна: и преклонил плечи свои для ношения бремени" (Быт. 49, 14-15). "Выходит человек на дело свое" (Пс. 103, 23). Несет престол Свой Архиерей, чтобы благословить с него простертыми руками все части света. Выходит на поле Исав, взяв лук и стрелы, чтобы достать и принести дичи, "уловить лов" отцу своему (Быт. 27, 5). Выходит Христос Спаситель, взяв Крест вместо лука, чтобы "уловить лов", чтобы привлечь всех нас к Себе. "И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе" (Ин. 12, 32). Выходит мысленный Моисей, берет жезл. Крест Свой, простирает руки, разделяет Чермное море страстей, переводит нас от смерти к жизни, и диавола. как фараона, потопляет в бездне адской. Святитель Димитрий Ростовский (103, 907).

Крест-знамение истины
Крест есть знамение мудрости духовной, христианской, крестной и сильной, как оружие крепкое, ибо премудрость духовная, крестная, есть оружие против противящихся церкви, как говорит апостол: "Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых,-сила Божия. Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну", и далее: "Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого... Божию силу и Божию премудрость" (1 Кор. 1, 18-19; 22-24).

В поднебесной живет двоякая мудрость у людей: мудрость мира сего, которая была, например, у эллинских философов, не знающих Бога, и мудрость духовная, какова она у христиан. Мирская премудрость есть безумие перед Богом: "Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?"-говорит апостол (1 Кор. 1, 20); духовная же премудрость почитается безумием у мира: "для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие" (1 Кор. 1, 23). Мирская мудрость-слабое оружие, бессильное воинствование, немощная храбрость. Но какое оружие премудрость духовная, это видно из слов апостола: оружия воинствования нашего... сильные Богом на разрушение твердынь" (2 Кор. 10, 4); и еще "слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого" (Евр. 4, 12).

Образом и знамением мирской эллинской мудрости являются содомогоморрские яблоки, о которых повествуется, что извне они прекрасны, внутри же их прах смрадный. Образом же и знамением христианской духовной мудрости служит Крест, ибо им явлены и как бы ключом открыты нам сокровища премудрости и разума Божия. Мудрость мирская-прах, а словом крестным мы получили все блага: "се бо прииде Крестом радость всему миру"... Святитель Димитрий Ростовский (103, 846).

Крест через неученых убедил и обратил целую вселенную, убедил не в предметах маловажных, но в учении о Боге, истинном благочестии, евангельской жизни и будущем Суде; он сделал философами всех... (44, 34).

Благодаря Кресту мы уже не блуждаем в пустынях, потому что познали истинный путь, уже не обитаем вне Царства, потому что нашли дверь (36, 443).

Крест обратил вселенную, изгнал заблуждение, явил Истину, землю сделал Небом, людей превратил в Ангелов. Святитель Иоанн Златоуст (46, 822).

Крест Христов-учение Христово. Епископ Игнатий (Брянчанинов) (108, 355).

Крест-знамение будущего бессмерти я
Крест-знамение будущего бессмертия. Преподобный авва Исаия (66, 338).

Видишь ли, чем диавол победил, тем и сам побежден; он через древо одолел Адама, и Христос древом же победил его. То древо низвело нас в ад, а это и низверженных в ад извело оттуда. То древо скрыло нагого пленника, а это обнаженного на высоком месте явило победителем. Та смерть пала и на потомков, а эта воскресила и бывших прежде Христа. Кто возвестит силы Господни? Из мертвых мы сделались бессмертными. Таковы действия Креста. Святитель Иоанн Златоуст (116, 597).

Все, что совершилось на древе крестном, было врачеванием нашей немощи, возвращающим ветхого Адама туда, откуда он ниспал, и приводящим к древу жизни, от которого удалил нас плод древа познания, безвременно и неблагоразумно вкушенный. Поэтому древо за древо и руки за руку, руки, мужественно распростертые,- за руку, невоздержанно протянутую, руки пригвожденные-за руку, извергнувшую Адама. Поэтому вознесение на Крест-за падение, желчь-за вкушение, терновый венец-за худое владычество, смерть-за смерть, тьма-за погребение и возвращение в землю для света. Святитель Григорий Богослов (113, 282).

Как грех вошел в мир посредством древесного плода, так и спасение-посредством древа крестного. Святитель Афанасий Великий (113, 282).

Иисус Христос, истребляя то непослушание Адама, которое вначале совершилось через древо, был "послушным даже до смерти, и смерти крестной" (Флп. 2, 8). Или иначе: то преслушание, которое совершено через древо, исцелил послушанием, совершенным на древе. Святитель Ириней Лионский (116, 597).

Если Иисус Христос пришел для того, чтобы понести на Себе наши смертные грехи и наше проклятие, то каким другим образом мог бы Он принять на Себя проклятие или удовлетворить Бога за наши смертные грехи, если бы не претерпел смерти, предназначенной проклятым? А это и есть Крест, ибо написано: "проклят пред Богом всякий повешенный на дереве" (Втор. 21, 22). Святитель Афанасий Великий (116, 597).

Крест Христов для нас-победный венец. Преподобный Ефрем Сирин (29, 230).

Крест Иисусов есть укрощение всех страстей до совершенного их истребления. Преподобный авва Исаия (34, 10).

Имеешь у себя честное древо-Крест Господень, которым, если пожелаешь, можно усладить горькую воду твоего нрава. Преподобный Нил Синайский (48, 313).

Крест-трофей против бесов, оружие против греха, меч, которым Христос пронзил змия (36, 441).

Как светильник содержит свет на своей вершине, так и Крест на своей вершине имел сияющее Солнце правды (36, 441).

Благодаря Кресту мы не трепещем перед тираном-диаволом, потому что находимся около Царя (36, 444).

Крест-это грань Божественного попечения о нашем спасении, это-великая победа, это-трофей, воздвигнутый страданиями, это-венец праздников. Святитель Иоанн Златоуст (45, 953).

"А я не желаю хвалиться, разве только Крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, а я для мира" (Гал. 6, 14). Когда Сын Божий явился на земле и когда развращенный мир не мог вынести Его безгрешности, беспримерной добродетели и обличительной свободы и, осудив это святейшее Лицо на позорную смерть, пригвоздил ко Кресту, тогда Крест стал новым знамением. Он стал жертвенником, ибо на нем принесена великая Жертва нашего избавления. Он стал божественным алтарем, ибо окропился бесценной Кровию непорочного Агнца. Стал престолом, ибо на нем опочил от всех своих дел великий Посланник Божий. Стал пресветлым знамением Господа сил, ибо "воззрят на Того, Которого пронзили" (Ин 19, 37). И эти пронзившие не по чему иному Его узнают, как только увидев это знамение Сына Человеческого. В этом значении мы с почтением должны взирать не только на то самое древо, которое прикосновением Пречистого Тела освятилось, но и на всякое другое, являющее нам тот же образ, не привязывая нашего почтения к веществу дерева или золота и серебра, но относя его к Самому Спасителю, на нем совершившему наше спасение. И этот Крест не столько был тягостен для Него, сколько облегчителен и спасителен для нас. Его бремя-наше успокоение; Его подвиги-наша награда; Его пот-наше облегчение; Его слезы-наше очищение; Его раны-наше исцеление; Его страдание-наше утешение; Его Кровь-наше искупление; Его Крест- наш вход в рай; Его смерть-наша жизнь. Платон, митрополит Московский (105, 335-341).

Нет другого ключа, который бы отверзал врата в Царство Божие, кроме Креста Христова (112, 291).

Вне Креста Христова нет христианского преуспеяния (112, 357).

Увы, Господь мой! Ты на Кресте-я утопаю в наслаждениях и неге. Ты подвизаешься за меня на Кресте... я лежу в лености, в расслаблении, ищу повсюду и во всем спокойствия (112, 452- 435).

Господь мой! Господь мой! Даруй мне уразуметь значение Креста Твоего, привлеки меня к Кресту Твоему судьбами Твоими... Епископ Игнатий (Брянчанинов) (112, 454).

О поклонении Кресту
..."Слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых,-сила Божия" (1 Кор. 1, 18). Ибо "духовный судит о всем, а душевный человек не принимает того, что от Духа Божия" (1 Кор. 2, 15, 14). Ибо это есть безумие для тех, которые не принимают с верой и не помышляют о Благости и Всемогуществе Бога, но божественные дела исследуют посредством человеческих и естественных рассуждении, ибо все, что принадлежит Богу, выше естества и разума, и мысли. И если кто-либо станет взвешивать: каким образом Бог вывел все из небытия в бытие и ради чего, и если бы он захотел постигнуть это посредством естественных рассуждений, то он не постигнет. Ибо это знание- душевное и бесовское. Если же кто, руководствуясь верой, примет во внимание, что Божество-благое и всемогущее, и истинное, и мудрое, и праведное, то он найдет все гладким и ровным и путь-прямым. Ибо вне веры спастись невозможно, потому что все, как человеческое, так и духовное, основано на вере. Ибо без веры ни земледелец не разрезает борозды земли, ни купец на малом древе не вверяет своей души беснующейся бездне моря; не происходят ни браки, ни что-либо иное в жизни. Верою Уразумеваем, что все приведено из небытия в бытие могуществом Божиим; верою правильно совершаем все дела-как божеские, так и человеческие. Вера, далее, есть нелюбопытствующее одобрение.

Всякое, конечно, деяние и чудотворение Христово-весьма велико и божественно, и удивительно, но удивительнее всего- Честной Его Крест. Ибо смерть ниспровергнута, прародительский грех уничтожен, ад ограблен, даровано Воскресение, дана нам сила презирать настоящее и даже самую смерть, возвращено первоначальное блаженство, открыты врата рая, наше естество село одесную Бога, мы сделались чадами Божиими и наследника-ми не через другое что, а через Крест Господа нашего Иисуса Христа. Ибо все это устроено через Крест: "все мы, крестивши-еся во Христа Иисуса,-говорит апостол,-в смерть Его крести-лись" (Рим. 6, 3). "Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись" (Гал. 3, 27). И далее: Христос есть Божия сила и Божия премудрость (1 Кор. 1, 24). Вот смерть Христа, или Крест, одел нас в ипостасную Божию Мудрость и Силу. Сила же Божия есть слово крестное или потому, что через него открылось нам могущество Божие, то есть победа над смертью, или потому, что, подобно тому как четыре конца Креста, соединяясь в центре, твердо держатся и крепко связываются, так и через посредство силы Божией содержатся и высота, и глубина, и длина, и широта, то есть вся видимая и невидимая тварь.

Крест дан нам в качестве знамения на челе, как Израилю- обрезание. Ибо через него мы, верные, различаемся от неверных и узнаемся. Он-щит и оружие, и памятник победы над диаволом. Он-печать, для того чтобы не коснулся нас Истребляющий, как говорит Писание (Исх. 12, 12, 29). Он-лежащих восстание, стоящих опора, немощных посох, пасомых жезл, возвращающихся руководство, преуспевающих путь к совершенству, души и тела спасение, отклонение от всяких зол, всяких благ виновник, греха истребление, росток воскресения, древо Жизни Вечной.

Итак, самому древу, драгоценному по истине и досточтимому, на котором Христос принес Самого Себя в жертву за нас, как освященному прикосновением и Святого Тела, и Святой Крови, естественно должно поклоняться; подобным образом-и гвоздям, копью, одеждам и святым Его жилищам-яслям, вертепу, Голгофе, спасительному животворящему гробу, Сиону-главе Церквей, и подобному, как говорит богоотец Давид: "Пойдем к жилищу Его, поклонимся подножию ног Его". А что он разумеет Крест, показывает то, что сказано: "Стань, Господи, на место покоя Твоего" (Пс. 131, 7-8). Ибо за Крестом следует Воскресение. Ибо если вожделенны дом, и ложе, и одежда тех, которых мы любим, то насколько более-то, что принадлежит Богу и Спасителю, через посредство чего мы и спасены!

Поклоняемся же мы и образу Честного и Животворящего Креста, хотя бы он был сделан и из иного вещества; поклоняемся, почитая не вещество (да не будет!), но образ, как символ Христа. Ибо Он, делая завещание Своим ученикам, говорил: "тогда явится знамение Сына Человеческого на небе" (Мф. 24, 30), разумея Крест. Поэтому и Ангел воскресения говорил женам: "Иисуса ищете Назарянина, распятого" (Мк. 16, 6). И апостол: "мы проповедуем Христа распятого" (1 Кор. 1, 23). Хотя много христов и иисусов, но один-Распятый. Он не сказал: "пронзенного копьем", но: "распятого". Поэтому должно поклоняться знамению Христа. Ибо где будет знамение, там будет и Сам Он. Веществу же, из которого состоит образ Креста, хотя бы это было золото или драгоценные камни, после разрушения образа, если бы такое случилось, не должно поклоняться. Итак, всему тому, что посвящено Богу, мы поклоняемся, относя почтение к Нему Самому.

Date: 2015-09-19; view: 250; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию