Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Каролингское возрождение





Каролингский Ренессанс (фр. renaissance carolingienne) — период интеллектуального и культурного возрождения в Западной Европе в конце VIII—середине IX века, в эпоху правления королей франков Карла Великого, Людовика Благочестивого и Карла Лысого из династии Каролингов. В это время наблюдался расцвет литературы, искусств, архитектуры, юриспруденции, а также теологических изысканий. Во время Каролингского возрождения мощный импульс получило развитие средневековой латыни, на основе латинского алфавита возник особый шрифт, каролингский минускул, что обеспечило принятие европейскими нациями общего языка и стиля письма. Каролингское искусство развивалось на отрезке приблизительно в 100-лет, между 800—900. За этот короткий период Северная Европа познакомилась с римским искусством, что подготовило почву для появления готического искусства и искусства Возрождения. В этот период развились книжная миниатюра, скульптура, мозаика и фреска.

До и после Каролингского возрождения в скрипториях копировали в основном Библию и сочинения отцов церкви. В IX веке наблюдается всплеск интереса к литературе языческой античности. Рукописей с античными произведениями, датированных IX веком, больше, чем рукописей любого другого столетия, за исключением XV-го.

В эпоху Каролингов необычайного расцвета достигло искусство книжной миниатюры. В конце VIII в. под покровительством Карла Великого в Ахене была организована книгописная мастерская, позже подобные мастерские возникли в других городах его империи — Реймсе, Туре. Из всех работ, выполненными этими мастерскими, наиболее известны «Евангелие Годескалька» (около 781—783) и «Утрехтская псалтырь» (IX век). Эти книги оформлены необычайно красочными миниатюрами, которые поражают яркостью и живостью образов.

Из пластики этого периода наиболее известна статуэтка «Карл Великий» (хранится в Лувре, возможно, изображён Карл Лысый). Наряду с раннехристианской традицией, восходящей к античности, элементами пространства и объёма в монументальной живописи 9 в. наблюдаются черты порывистости, экспрессии. Ещё сильнее они проявились в книжной миниатюре (изображения евангелистов, библейских сцен, монархов каролингской династии).

В некоторых миниатюрах («Евангелие Годескалька», около 781—783, Национальная библиотека, Париж; «Евангелие Ады», начало 9 в., Городская библиотека, Трир) античная стилистика сочетается со средневековой символикой и орнаментикой, другие («Евангелие Эббо», около 816—835, Городская библиотека, Эперне; «Утрехтская псалтырь», 9 в., библиотека университета в Утрехте) поражают страстной взволнованностью, непосредственностью наблюдений, свободой и динамикой композиции и рисунка. Различается ряд местных школ миниатюры (дворцовая в Ахене, реймсская, турская и др.).

Архитектура

В архитектуре Каролингского Ренессанса переплелись стили античной, византийской и средневековой архитектур. Это было связано с походами Карла в Италию, где его архитекторы могли познакомиться с опытом строительства базилик, а также украшения колонн и капителей. Вместе с тем, появляются и собственно франкские новшества, например, вестверк. Любовь к многоалтарным храмам с башнями впоследствии была унаследована романским стилем. Из светской архитектуры появляются пфальцы — «путевые дворцы» для временного проживания императора. В них чётко прослеживаются древнеримские традиции.

Из исторических источников известно, что в это время велось обширное строительство, однако до наших дней дошли только немногие сооружения. Среди памятников каролингской архитектуры наиболее сохранны палатинская капелла в Ахене (788—805), капелла-ротонда Санкт-Михаэль при Фульдском аббатстве (820—822), монастырские ворота в Лорше (около 800). Храмы и дворцы часто украшались внутри мозаиками и фресками.

 

15. Испанский апокалипсис 10-11 в.

Примерно за полтора десятка лет до того, как в Северной Франции создавались иллюстрации к Откровению Иоанна Богослова, на юге, в Испании, ученый монах Беатус (впоследствии канонизированный) написал свои комментарии к Апокалипсису. На первый взгляд, это событие относится к сфере чистого богословия. Однако именно комментариям Беатуса суждено было поспособствовать рождению выдающейся серии иллюминованных манускриптов.

Св. Беатус был монахом монастыря св. Мартина Турского в Лиебане. Мы не знаем места его рождения, но относительно даты можно сказать, что он родился в то время, когда воспоминания о вторжении в Испанию мусульманских полчищ Аль-Тарика были еще живым преданием, а не академической историей. Впервые Беатус привлекает к себе внимание в середине 780-х годов, когда принимает участие в борьбе с ересью адопционистов. Адопционисты полагали, что Христос был Сыном Божьим лишь в том смысле, что Бог, нуждающийся в Мессии, усыновил человека Иисуса. Первоначально подобные воззрения были частью малоазиатской ереси несторианства, заклейменного как лжеучение в 268 г. Но этой старинной доктрине было суждено возрождение, которое и совершилось в Испании восьмого века благодаря усилиям архиепископа Элипанда Толедского.

Первоначально Беатус и его друг Этерий не смогли одолеть Элипанда и были вынуждены скрываться от преследований архиепископа-адопциониста. Когда в 786 г. эта пара правдоискателей оказалась в Правии, при дворе королевы-вдовы Адосинды, до них дошли вести о том, что Элипанд публично объявил их еретиками. Беатус ответил на эти обвинения двухтомным разоблачением адопционистских взглядов Элипанда. Этот труд привлек к себе внимание ортодоксально настроенных (и прокаролингски ориентированных) христианских правителей по всем Пиренеям, которые один за другим присоединились к осуждению адопционизма.

Принято считать, что именно в этот период Беатус составил свои комментарии к Апокалипсису. В своем сочинении Беатус трактует Откровение Иоанна Богослова, пропуская его через призму плохо стыкующихся друг с другом взглядов и высказываний, почерпнутых из трудов Отцов Церкви и других источников. Комментарии разделены на семьдесят перенумерованных секций, собранных в двенадцать книг. Некоторые секции состоят всего лишь из нескольких стихов Апокалипсиса, сопровождающихся многословными пояснениями.

Самым ранним из хорошо сохранившихся иллюминованных изданий комментариев Беатуса к Апокалипсису в настоящее время считается Беатус Моргана (ок. 945 г.; иногда его называют также Кодекс Моргана-Ашбернхема), хранящийся в нью-йоркской библиотеке Пьерпонта Моргана.

Беатус Моргана содержит вводную часть с портретами евангелистов, собственно комментарии к Апокалипсису, выдержки из "Этимологий" Исидора Севильского и комментарии Св. Иеронима к книге Даниила (которая тоже является по сути откровением и содержит различные видения – в частности, близкое к Иоанновому "Видение Четырех").

Большинство ученых сходится в мысли, что книга была создана в промежутке 945-950 гг., хотя на основании колофона (лист 293) можно получить привязку к 926 г.

В колофоне дословно сказано следующее: "Эта книга создана от начала и до конца в эру дважды два (и) трижды три сотни и три раза по дважды десять". То есть получаем: 2*2 + 3*3*100 + 3*2*10 = 964 г.

 

Однако, календарь, который использовался в Испании в то время, опережал традиционное христианское летоисчисление на тридцать восемь лет. Если вычесть эти годы из названной в колофоне даты, годом создания манускрипта станет 926. Но это крайне маловероятно: в первую очередь, исходя из стилистических признаков. Например, сопоставление Беатуса Моргана с Леонской Библией 920 г. весьма наглядно демонстрирует нам, что Беатус Моргана куда более совершенен по своей технике – вероятно, эти две рукописи разделяют более, чем шесть лет. А вот в Леонской Библии 960 г. мы уже видим технику весьма близкую к Беатусу Моргана (илл.3, илл.4). При этом некоторые соображения относительно общих принципов развития и наследования художественного стиля позволяют заключить, что создатели Леонской Библии 960 г. находились под впечатлением Беатуса Моргана, а не наоборот. Стало быть, Беатус Моргана был создан до Леонской Библии 960 г., откуда и получается оценка 945-950 гг.

Леон, сокровищница собора Сан-Исидоро.

Илл.4. Омега.

Писцы поднимают кубки в ознаменование успешного окончания работы.

Леонская Библия. 960 г.

Леон, сокровищница собора Сан-Исидоро.

Как мы видим, со времени написания комментариев Беатуса до появления иллюстрированного Беатуса Моргана успело пройти приблизительно полтора века. Обычно это обстоятельство объясняют тем, что с середины X в. началось новое обострение отношений между мусульманским государством Ал-Андалус и христианскими королевствами севера Испании. На фоне развернувшейся вооруженной борьбы, в ходе которой христиане не раз терпели серьезные поражения, апокалиптические настроения значительно усилились.

Созданные монахом по имени Майус на границе двух миров – христианского и мусульманского – миниатюры Беатуса Моргана являются типичными представительницами мосарабского стиля. Сочные, яркие краски, склонная к символической редукции манера передачи человеческих лиц и фигур, пестрота одежд и узоров формируют запоминающийся колорит. В творчестве других, более ранних школ книжной живописи подобная палитра не встречается, не знают ее и североевропейские современники мосарабских манускриптов: кодексы из Санкт-Галлена, Фульды, Трира, Рейхенау. Майус смело сочетает оранжевый, красный, розовый, лиловый тона с темно-синим, зеленым, голубым. Такой цветовой темперамент будоражит воображение и вызывает религиозный трепет перед грядущим мировым очищением. Чтобы полнее выразить сакральные смыслы, сообщенные Иоанном Богословом и разъясненные Беатусом, Майус разнообразит не только цвета, но и формы: на некоторых миниатюрах (илл.5) композиция организуется по центрально-круговому принципу, на других (илл.6, илл.7) мы имеем дело с линейно-горизонтальным членением листа на несколько ярусов, уже встречавшимся нам в Пятикнижии Ашбернхема, Библии Мутье-Гранваль и Библии Вивиана.

Правда, назначение ярусов здесь и там различное. Раньше, как мы видели, иллюминаторы использовали ярусность листа для создания своего рода комикса, то есть для последовательной передачи нескольких (от трех до десяти) эпизодов того или иного библейского сюжета. Таким образом, ярусы кодексов VII-IX вв. выражают членения временные (или пространственно-временные). Но главные события Апокалипсиса развиваются в отличном от физического

 

 

континуума пространстве, которое теолог назвал бы метафизическим, последователь К.Г. Юнга – пространством психе, а адепт Тартуской школы – мифопоэтическим. В этом символическом пространстве ведущую роль приобретает вертикаль, отвечающая надмирной, сакральной иерархии.

Именно эта священная геометрия воплощается на миниатюре с Поклонением Агнцу (илл.6) при помощи разноцветных ярусов. Наверху в центре, занимая оранжевый и зеленый ярусы, помещен Агнец (здесь символ из духовидческого текста был Майусом расшифрован: на иллюстрации перед нами Бог в антропоморфном обличье). "Четыре зверя" – те самые, которые образуют тетраморф и служат символами евангелистов – занимают зеленый ярус. Под тетраморфом пали ниц двадцать четыре старца. И, наконец, еще ниже, розовокрылый ангел поднимает с земли охваченного благоговейным трепетом Иоанна, визионера и автора.

В первой половине V века большая часть Испании была завоевана вестготами и стала частью образованного ими в 419 году Тулузского королевства со столицей в Тулузе. После завоевания Южной Галлии франками (507-510) у вестготов осталась одна Испания. В 554 году южная часть Испании была захвачена Византией, удерживавшей ее до начала VII века. По мере роста феодальных отношений стирались различия между вестготами и южно-романским населением. Разница оставалась лишь в вероисповедании: вестготы – ариане, а местное население – католики. Но по принятии вестготами католицизма (587 или 589 год) и эта граница стерлась.

Со временем королевская власть стала слабнуть. Фактически государством управляли собрания (кортесы) светских и церковных магнатов.

В это время все большую силу набирал Арабский халифат. В 661 году халифом стал начальник сирийских войск Моавия, основавший династию Омайядов. На востоке он расширил исламские владения до Средней Азии, на севере вел неудачные боевые действия против Константинополя, а на западе граница халифата дошла до Атлантического океана. Арабы смешивались с населением Северной Африки – берберами, получили название – Мавры.

Внутриполитический кризис в Испании достиг пика. В 711 году начальник крепости Сеута - граф Юлиан, враждовавший с королем Родриго, вступил в преступный сговор с маврами, с целью придти к власти на их копьях, чем мавры не замедлили воспользоваться. Естественно, они и так уже были готовы к вторжению, но “раз такая пьянка”… Полководец Тарик переправился через пролив, который получил за это название Гебель-аль-Тарик, или Гибралтар.

Битву при Херес-де-ла-Фронтера вестготы проиграли (не обошлось без измены), Родриго бежал. Больше о нем никто не слышал.

К 718 году арабы захватили большую часть Пиренейского полуострова, за исключением горных северных областей Галисии, Астурии и Босконии. Дальнейший их натиск был ослаблен внутренней борьбой, как политической, так и межнациональной (арабы против берберов). После поражения мавров в 718 году под Ковадонгой (Астурия), в горах возникло Астурийское королевство – ядро будущего Леонского королевства. В 40-х годах восьмого века центры сопротивления образовались так же в горных районах Наварры и Арагонских Пиренеях. Надежда в сердцах испанских христиан зародилась после победы над маврами франкского полководца Карла Мартелла при Пуатье в 732 году.

После длительных внутренних усобиц в 756 году, власть в арабской Испании захватил выходец из рода Омейядов – Абдаррахман. С этого момента Испания стала фактически независимым от

 

Багдадского Халифата Абассидов эмиратом с центром в Кордове. Кстати, с экономической точки зрения, жизнь испанских крестьян от арабского завоевания по началу улучшилась. Львиная доля конфискованной у испанской знати земли была разделена между мавританскими воинами. Крепостные должны были уплачивать собственнику земли от половины до пятой доли урожая. Но халява длилась не долго.В конце 9 начале 10 веков в южных районах группировки арабской знати попытались “замутить” смуту, но были осажены, сожжены эмиром Абдаррахманом II (912-961). В 929 году он объявил себя халифом, то есть, Кордовский Эмират стал независимым государством и халифатом.В течение 10 века халифат крутел и процветал. Но к концу века власть халифа ослабла. И в результате смут и интриг в 1010 – 1031 годах распался на множество независимых эмиратов.

На севере Испании в 9-10 веках в ходе постоянной тяжелой борьбы с маврами образовались маленькие государства. На их жизнь и развитие наложило свой отпечаток обостренное религиозное чувство, ибо христианство было синонимом слова “независимость”, и борьба за отвоевание полуострова, названная “реконкистой”.

Итак, к концу 11 века сложился своеобразный баланс сил: весь север и северо-восток Испании принадлежит христианским государствам, а юг и восток – мавританским эмиратам.

Каталония В начале 9 века отвоевана франками и вошла в так называемую Готскую (середина 9 века – Испанскую) марку.

10-11 век – образуется 8 мелких графств. К концу 11 века почти все они захвачены графами Барселонскими. Часть перешла в вассалитет Франции.

Основное население – каталонцы.

Кастилия Название получила благодаря множеству замков. До 10 века подчинена королевству Астурия, затем – Леона. Управлялась графами, которые в 10 веке добились независимости. В 1035 году становится королевством.

Наварра В 8 веке – графство. Первая половина 9 века – борьба с маврами и франками за независимость. 905 год – граф Санча Гарсия объявил себя королем. В период правления Санчо III Великого (1000 – 1035 год) к Наварре присоединены Арагон, Леон и Кастилия, утраченные после его смерти. Основное население – баски.

Леон В 924 году Астурийское королевство со столицей в Овьедо (образовано в 718 году) превратилось королевство Леон. Так же как и Кастилия заметно расширила к югу свои границы. Попытки расшириться за счет атлантического побережья (Португалия). На территории королевства одно из самых почитаемых святых мест – Сантьяго де Компостелла.

Арагон Самое молодое королевство, но подает большие надежды. Возникло лишь в середине 11 века из Арагонского графства. Сначала зависело от Барселоны, потом от Наварры. А теперь уже стремится покомандовать Наваррой и объединиться с Барселоной. Тенденция к расширению на юг.К 70-м годам 11 века в Испании существует множество мелких исламских эмиратов. Некоторые из них поглощены своими же соседями. Некоторые – разбиты и их земли вошли в состав христианских королевств.

Альморавиды

(араб. “аль-Мурабитун” - обитатели рибатов (мусульманских укрепленных монастырей))

Берберская династия 11-12 веков.

 

Государство Альморавидов образовалось в результате распада кордовского халифата и завоевания ими его земель – Марокко, Алжира и Андалузии кочевниками южной Сахары.

Вожди берберского кочевого племени – Санхаджа под лозунгом “очищения ислама” образовали военно-религиозное братство, резиденция которого (Рибат) первоначально находилась на одном из островов южного Сенегала. Руководитель-проповедник Абдаллах-ибн-Ясин. Его преемник – Юсуф-ибн-Ташфин (1061-1106) основал в 1062 году столицу Альморавидов – Маракиш (теперешняя столица Марокко – Маракеш). В 1086 году вторглись в Испанию, куда были приглашены эмиром Севильи как союзники против христиан. Разгромили в битве под аз-Залляка (близ Бадахоса) христианскую армию и покорили всю мавританскую Андалузию, где пришлось вести постоянную войну с христианами во главе с Сидом. Отличаются религиозной нетерпимостью. Правители называют себя “Эмирами Мусульман”, и формально признают над собой высшую духовную власть багдадских халифов.

Именно вторжение альморавидов окончательно придало реконкисте религиозный характер. Религиозная ненависть стала двигателем для войны для обеих сторон, в отличие от предыдущего периода.

Тема Рая, неоднократно появляясь на страницах средневековых рукописей, особенно убедительно прослеживается в изображениях Небесного Иерусалима в так называемых «Апокалипсисах Беатуса». Эта богословская компиляция включает 12 книг, каждая из которых трактует соответствующий образ «Откровения Иоанна Богослова» как христианскую аллегорию. В Испании Апокалипсис имел особое литургическое значение, так как согласно постановлению IV Толедского собора (632 г.), эту книгу следовало читать в церкви в период с Пасхи до Пятидесятницы. Вследствие этого, в Испании не сохранилось раннесредневековых иллюстрированных Евангелий, так как их место всецело занял текст «Откровения». Не удивительно поэтому, что некоторые традиционные элементы евангельских манускриптов переходят в оформление «Апокалипсисов» [Williams 1977: 24]. Например, в кодексе из монастыря Сан Мигель де Эскалада, исполненный мастером Магиусом в 922-924 гг., книгу Беатуса предваряет полностраничный портрет Иоанна Богослова и его метафорический символ, сопровождаемый изображениями ангелов. Испанская трактовка портрета Евангелиста отличается от рассмотренных выше ирландских образов своей цветовой яркостью, обилием красного цвета, подчиненным значением линии, лапидарностью, хотя орнаментальный подход к фигуративным изображениям и сближает эти традиции. Образ Иоанна вкомпонован в подковообразную арку, напоминающую мотивы исламского зодчества. Полосатый фон миниатюры обеспечивает умозрительную трактовку пространственных планов.

Первым символическим изображением Рая, а также одновременно земного мира в образе Храма, в манускрипте из Сан Мигель де Эскалада является миниатюра с Ноевым Ковчегом, который заменяет изображение Церкви как абстрактного понятия. Согласно Григорию Эльвирскому, ковчег – образ Церкви и Рая, поэтому эта иллюстрация появляется в том месте текста «Откровения», где Господь обращается к Церквам (Отк. 2-3). На изображение ковчега как образа Рая и Церкви могли повлиять сочинения Исидора Сивильского. Согласно его трактату «О природе вещей», связанного с античной традицией естественнонаучных сочинений Аристотеля, мир антропоморфен настолько, что может быть описан в категориях человеческого облика. «Голова устремлена в небо, а на ней

 

 

два глаза, подобные свету солнца и луны. Дыхание подобно воздуху… Живот можно сравнить с морем, ибо в нем собраны все жидкости, подобно тому, как в море – воды. Наконец ступни можно сравнить с землей, поскольку они сухи и содержат жар, как земля. Истинный разум пребывает в голове, возвышающейся над телом, как Бог в небесах» [Уколова 1989: 196-276]. В миниатюре рукописи из Сан Мигель художник изобразил земной мир, подчиненным Божественному закону через человека. В «головной» части ковчега изображено семейство Ноя, возносящее молитвы Богу. Над кровлей реет голубь – образ Св. Духа. Ниже последовательно располагается несколько этажей с животными, расположенными в порядке дней творения: птицы и рыбы, млекопитающие. Ближе к высшей зоне представлены домашние животные. Дикие хищники опущены ниже как образ низменных страстей.

Интересно, что иконография хищных животных определяется здесь позднеантичными аналогами со сценами терзаний или охоты, трактуемыми в раннехристианских памятниках как образ борьбы со страстями [Buschausen 1986: 24]. Примером этому может послужить изображение Мировой Души (Megalopsychia) в комплексе Якто под Антиохией. В центральном медальоне, в соответствии с учением Аристотеля – персонификация Мегалопсихии, по периметру – одна из самых значительных сцен охоты в античном искусстве. Изображение иллюстрирует одну из нравственных аллегорий Филона или Оригена: как охотник побеждает зверей, так Св. Дух преодолевает страсти. На бордюре – крошечные виды города Антиохии – своеобразный топографический экфразис. Сходные мотивы встречаются в искусстве Северной Африки (Алжир, Джемила, мозаика со сценами охоты IV в.) и Иордании. Последняя при Помпее представляла собой римскую провинцию Сирию, а при Траяне – автономную область Аравию. Здесь же сформировалась идея многоярусного плоского пространства, когда декоративные полосы изображения заполняются единичными мотивами, как в восточных декоративных тканях (Гераса, мозаики синагоги с изображением шествия животных Ноева ковчега, кон. V в.).

Тесную взаимосвязь с античной иконографией восточных римских провинций обнаруживают миниатюры Апокалипсиса с изображением центрических композиций со сценой поклонения Агнцу. На сиреневом фоне космического диска с образом Агнца в центре изображены в крестообразном расположении орнаментальные тетраморфы, ангелы и мистические музыканты, ассоциирующиеся с образами 24 старцев Апокалипсиса с гуслями. Все музыканты, однако, играют на струнных восточных инструментах, напоминая образы раннего исламского искусства. Фигуры поклоняющихся ангелов и святых радиально расходятся от центра, не предполагая таких пространственных координат как «верх» и «низ». По углам миниатюры за пределами космической сферы, отграниченной от гладкого светлого фона кольцом звездного неба, расположены четыре ангела Апокалипсиса, сдерживающие ветры. Мотив так называемой «розы ветров» с изображением четырех персонификаций известен по ранним вестготским манускриптам (Молитвенник из Таррагоны 700 г.). Подобная концепция пространства встречается в монументальных произведениях поздней античности на Востоке, а затем подхватывается средневековым искусством Испании, как дороманского, так и позднейшего времени. Например, круговая композиция с изображениями двенадцати месяцев и знаков зодиака часто встречается в убранстве позднеантичных синагог (Сирия, Хаммат Тибериас, Синагога IV в.; Израиль, Бет-Альфа, 518-527 гг.). В последнем случае в центре небесного диска изображена колесница Гелиоса, от которой веерообразно расходятся секторы с радиальными фигурами. По углам композиции за пределами «диска» изображены четыре ветра, символизирующие стороны света. В испанском искусство этот же тип композиции встречается, например, в композиции текстильного антепендиума из Героны (XII в.), где образ благословляющего Христа в медальоне окружен радиально расходящимися от центра клеймами с изображением шести дней творения (в каждом

 

 

секторе изображен определенный род животных). Углы антепендиума оформлены как «роза ветров». (Антепендиумами называли особые иконы, которые украшали фронтальную сторону престола. Само слово переводится с латыни как «впереди висящий»). И в литургической тканой иконе, и позднеантичных мозаиках данный тип круговой композиции используется для изображения космографии. Не удивительно, что и в миниатюре Апокалипсиса Беатуса, идея космогонического универсализма передается сходным образом. То, что данная традиция, связана с влиянием Востока и собственно испанским искусством доказывает тот факт, что, например, в каролингской миниатюре сцена поклонения Агнцу, несмотря на вписанность в сферическое пространство, трактована иначе. В так называемом Золотом кодексе Эммерама (придворная школа Карла Лысого, 870 г.) одноименная сцена представляет собрание двадцати четырех старцев с арфами, вписанное в серповидный полукруг. Над ними располагается небесный свод и Агнец в медальоне. Таким образом, в кодексе Эммерама соблюдена традиционная система координат, исключающая разнонаправленность в прочтении композиции.Необычным представляется также изображение Небесного Иерусалима в Апокалипсисе Сан Мигель. Здесь план архитектурного объекта соответствует его разрезу. Отвечая описанию Святого Града из Откровения Иоанна Богослова, изображение представляет развертку квадратного в плане города с двенадцатью мусульманскими подковообразными арками, в которых изображены апостолы и драгоценные камни, соответствующие двенадцати коленам Израиля: яспис, сапфир, халкидон, смарагд и др. (Отк. 21: 16-22). В центре композиции на «шахматной» красно-желтой мостовой можно видеть мистического Агнца, Ангела, измеряющего Город золотой тростью, и Иоанна Богослова. От центра, подобно лепестка, радиально расходятся фигурные проемы с фигурами апостолов. Угловые башни Иерусалима накладываются друг на друга крестообразно, в сило пространственной специфики умозрительной развертки кубического пространства на плоскости. Город, подобный «золотому кристаллу» изображен многоцветным. Его теплые грани подчеркиваются синими «лучами» продолговатых условных башен.

Апокалипсис Беатуса из Сан Милан де ла Коголла был исполнен в конце Х в., но позднее дополнен миниатюрами во каролингском стиле. Особый интерес представляет здесь миниатюра «Поклонение Агнцу», которая, как и в предыдущем случае, представляет центрическую композицию, но совершенно иного плана. Меняется колорит: обилие розовых, сиреневых, малиновых оттенков уступает место глубокому зеленому, синему и охристым цветам. Вокруг центральной розетки строится вихреобразная композиция из золотых и синих ангельских крыльев, напоминающих павлинье оперенье. Крылья принадлежат тетраморфам – символическим эмблемам четырех евангелистов, которые окружают Мистического Агнца тесным орнаментальным кольцом. За пределами этой «вращающейся» сферы художник изобразил святых поклонников, выделяющихся на белом фоне свободного листа яркими силуэтами.

Общие выводы

Мы рассмотрели орнаментальные традиции дороманских рукописей на материале франкских сакраментариев, ирландских Евангелий и испанских Апокалипсисов. В эпоху раннего средневековья формируется традиция оформления литургических книг: для декоративного убранства сакраментариев характерно наличие орнаментированного образа креста, открывающего евхаристический канон, а также императорские посвятительные миниатюры, развивающие тему небесной инвеституры.Ирландская традиция характеризуется наличием ковровых страниц и полностраничных инициалов. Исключительно орнаментальное решение в иллюминировании определяется здесь кельтским тератологическим орнаментом, геометрическими мотивами дохристианского периода, восходящими к V в. до н.э., а также

 

 

влиянием сирийской и коптской традиций, знакомство с которыми могло быть осуществлено через произведения текстиля и изделий из резной кости.Текстовая основа манускриптов включает не только текст св. Иеронима (Вульгаты), но также элементы древнего латинского перевода. Возможны также отдаленные влияния сирийского варианта компилятивного Евангелия Диатессарона. Основной текст мог предваряться посланиями св. Иеронима и св. Евсевия, а также кратким содержанием глав «Breves causae» и житиями Евангелистов «Argumenta». Обязательными декоративными элементами рукописи Евангелия продолжают оставаться портреты и символические изображения Евангелистов, а также таблицы канонов св. Евсевия. Фигуративные изображения Евангелий носят знаковую природу, сближаясь по начертанию с орнаментальной каллиграфией. В испанской традиции доминируют иллюстрированные Библии и комментарии к ним. Важную роль в стилистике миниатюр играет идея синтеза культур античного и мусульманского Востока, римского искусства в вестготской интерпретации, самобытная традиция Пиренейского полуострова. Все это формирует неповторимый яркий стиль орнаментального по своей сути иллюминирования. В основе главного композиционного подхода лежит принцип «безкоординатного» пространства, заимствованного из позднеантичного искусства Северной Африки.

 

16. Романская архитектура Западной Европы. Общая характеристика, типология.

Главная роль в романском стиле отводилась суровой крепостной архитектуре: монастырским комплексам, церквям, замкам. Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость, располагающиеся на возвышенных местах, господствующие над местностью. Романское искусство — название периода в истории искусства Европы примерно с 1000 года и до возникновения готического искусства в XIII веке; в зависимости от региона романский период в искусстве мог наступить или закончиться раньше или позже. Для романских построек характерно сочетание ясного архитектурного силуэта и лаконичности наружной отделки — здание всегда гармонично вписывалось в окружающую природу, и поэтому выглядело особенно прочным и основательным. Этому способствовали массивные стены с узкими проёмами окон и ступенчато-углублёнными порталами. Такие стены несли в себе оборонительное назначение.

Особенности архитектуры романского собора:

· В основе плана — раннехристианская базилика, то есть продольная организация пространства

· Увеличение хора или восточной алтарной части храма

· Увеличение высоты храма

· Замена в крупнейших соборах кессонного (кассетного) потолка каменными сводами. Своды были нескольких видов: коробовые, крестовые, часто цилиндрические, плоские по балкам (характерно для итальянской Романской архитектуры).

· Тяжёлые своды требовали мощные стены и колонны

· Основной мотив интерьера — полуциркульные арки

· Рациональная простота конструкции, сложенной из отдельных квадратных ячеек — травей.

 

17. Особенности романского искусства в отдельных странах Западной Европы (Франция, Германия).

Для Франции характерно многообразие местных архитектурных школ. Наиболее ярко черты зрелой романики проявились в архитектуре и искусстве Бургундии, Нормандии, Аквитании и Пуату и Прованса. В Бургундии построены самые крупные и величественные романские храмы, отличавшиеся великолепным живописным и скульптурным убранством. Наибольшую известность среди бургундских храмов получили церковь Сен-Мадлен в Везле (1120—50) и собор Сен-Лазар в Отёне (первая половина XII в.).

Эпоха романики в Германии отмечена строительством ряда значительных светских зданий и фортификационных укреплений. Характерные для немецкой романики идеи величия императорской власти нашли выражение в строительстве императорских дворцов (пфальцев). Непременной принадлежностью пфальца был «палас» — ряд помещений дворцового типа. Парадные залы начали возводить и в замках крупных феодалов.

18. Особенности романского искусства в отдельных странах Западной Европы (Англия, Италия, Испания).

Специфической особенностью английского культового зодчества стало соединение в одном здании типов монастырского и приходского храмов. В силу этого протяженность нефов и хора была увеличена, более того — они становились почти равными друг другу. Вытянутость планов стала чрезвычайно характерна для соборов Англии, узкие трехнефные здания достигали в длину 170 м. Увеличилась и протяженность трансепта. Вследствие этого особое значение приобретала башня над средокрестием (ибо храм оказывался сильно «раскинувшимся» в стороны), ее величина и внушительность сильно увеличились. Композиция западного фасада варьировалась.

Чрезвычайным своеобразием отличалась в XI—XIII вв. художественная жизнь Южной Италии и Сицилии. В Сицилии в эпоху норманнского господства возник особый архитектурный стиль, сочетавший восточную роскошь с элементами западной и византийской архитектуры (Палатинская капелла в Палермо,1131—43). Богатством наружного декора восточной части поражает собор Санта-Мария Нуова в Монреале (1174—89), где доминирует мотив стрельчатой арки, но перекрытия здания стропильные.

В испании от арабов были восприняты двойные ряды стен и ступенчатые зубцы, но, в отличие от мавров, строивших стены из кирпича, испанцы возводили их исключительно из камня.

 

19. Основные памятники романской скульптуры.

Аббатство Мария Лаах (Германия), Либмургский собор (Германия), Церковь св. Якоба в Регенсбурге (Германия), Приорат Серрабоны (Франция), Церковь Нотр-Дам-ля-Гранд (Франция), Пизанский собор (Италия), Церковь Богородицы (Дания), Уинчестерский собор (Англия)

 

 

20. Готическое искусство. Общая характеристика периода.

Основными чертами дизайна интерьера в готическом стиле можно назвать стремление вверх, заостренность, легкость, экспрессивность. Огромные окна, многоцветные витражи, световые эффекты, подчеркнутая вертикальность всех конструктивных элементов.

Готика – венец средневековья, это яркие краски, позолота, сияние витражей, экспрессия, взлетающие в небо колючие иглы шпилей, симфония света, камня и стекла… Готический стиль характеризует заключительную стадию развития средневекового искусства Западной Европы. Факт рождения готического стиля можно считать кульминацией романского и вместе с тем – его преодолением. Долгое время элементы того и другого стиля сосуществовали, а переходное время XII в. носило возрожденческий характер».

 

Место рождения нового стиля – Париж. Здесь в 1136-1140 годах под руководством аббата Сугерия (Сюжера) были возведены два пролета главного нефа церкви аббатства Сен-Дени. Но строительство готического храма – задача для поколений. Собор Парижской Богоматери (Notre Dame de Paris), заложенный в 1163 году, строился более двухсот лет. Римский собор (длина – 150 метров, высота башен – 80 метров) строился с 1211 года до начала XIV века, Миланский собор – до XIX.

 

21. Основные памятники готической архитектуры в Европе (Фр., Герм., Англ., Ит., Исп.). Собор парижской богоматери (Франция), Реймсский собор (Франция), Шартрский собор (Франция), Готическая галерея монастыря Мон-Сен-Мишель (Франция), Миланский собор, Ка' д'Оро (Венеция)

22. Французские витражи.

В романских храмах (Франция, Германия) появились сюжетные витражи. Многоцветные, большие по размеру витражи из разнообразных по форме стёкол, скреплённых свинцовыми перемычками, являлись особенностью готических соборов. Чаще всего готические витражи изображали религиозные и бытовые сцены. Они размещались в огромных стрельчатых окнах, так называемых «розах». В эпоху Возрождения витраж существовал как живопись на стекле, применялась техника выскабливания по специально покрашенному разноцветному стеклу.

 

Date: 2015-09-19; view: 955; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию