Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Особенности бухгалтерского учета в компьютерной средеНа предприятии, особенно крупном, объем информации, необхо-| димой для принятия управленческих решений, весьма велик, и очень многие параметры цри этом являются взаимозависимыми. Сегодня невозможно правильно и эффективно руководить предприятием, основы-! ваясь исключительно на профессиональной интуиции. Причем неэффек-1 тивное управление обходится дороже именно крупному предприятию,] поскольку в этом случае даже незначительные на первый взгляд потере из-за нерационального управления умножаются на огромные финансо-! вые и товарные обороты. Для современных систем управления крупным и средним предприятием характерно внедрение комплексных систем автоматизации,] или корпоративных систем. Комплексная система автоматизации управления — это операци-| онная среда, которая способна предоставить актуальную и достовернув информацию о всех бизнес-процессах предприятия (в том числе террито-| риально распределенного и имеющего сложную структуру), необходимут для планирования операций, их выполнения, регистрации и анализа, среда несущая в себе технологический регламент и управленческий опыт. В этой среде реализуется полный рыночный цикл — от планировав ния бизнеса до анализа результатов деятельности предприятия и после-j дующей корректировки планов. В комплексной системе автоматизации бухгалтерская информационная система выполняет роль подсистемы ] отвечает за организацию учета. Комплексные системы автоматизации чаще внедряются на средних и крупных предприятиях. Корпоративные информационные системы обладают следующим* 1) охват большого числа задач управления предприятием; 2) детальная разработка обобщенной модели документооборота
3) наличие развитых встроенных инструментальных средств, 4) развитая технология объединения и консолидации данных уда Корпоративная информационная система автоматизирует все функции управления на всех уровнях управления предприятием. Она является многопользовательской и функционирует в распределенной вычислительной сети. Внедрение такой системы под силу лишь крупному предприятию. Компьютерные информационные системы крупных и средних предприятий представляют собой сложную систему, включающую совокупность методических материалов, прикладных и системных программных средств, регламентирующих информационно-алгоритмическую поддержку ее финансово-хозяйственной деятельности и обеспечивающих комплексное приложение средств вычислительной техники на всех стадиях технологической схемы управления, а именно: регистрация учетной информации, ее обработка и анализ, формирование аналитической и статистической отчетности. Компьютерные системы имеют разветвленную функциональную структуру, интегрированную в единую систему расчетов и управления и ориентированную на многопользовательский режим работы. В результате работы всех пользователей системы происходит накопление информационной базы предприятия оперативной информацией о ходе выполнения конкретных хозяйственных операций, относящихся к различным направлениям деятельности. При этом обеспечивается: ■ принцип однократного ввода информации и, как следствие, ■ простота контроля корректности и целостности данных, пер ■ контроль регламента выполнения хозяйственных операций; • быстрая перестройка системы, изменение эксплуатационной схемы системы при изменении бизнес-процесса. Администрация предприятия, используя для управления хозяйственной деятельностью комплексную систему автоматизации или корпоративную систему, приобретает возможность: ■ своевременного получения достоверной информации о текущей ■ оперативного контроля и управления финансами, материаль
■■формирования обоснованных планов на основании анализа данных об имеющихся ресурсах; ■ контроля выполнения планов и взаимных обязательств; ■ анализа результатов деятельности и формирования оптимальных Примерами таких систем являются система управления «Олимп» (фирма «Росэкспертиза»), «Галактика» (корпорация «Галактика»), «БОСС» (фирма «Аи Ти») и др. Система «Олимп» изначально ориентируется на архитектуру клиент-сервер, графический пользовательский интерфейс, гетерогенную вычислительную сеть, что обеспечивает устойчивую работу ее элементов в режиме реального времени при большом количестве пользователей и на больших объемах учетной информации. Архитектура системы управления предприятием «Олимп» включает ряд функциональных подсистем, основной из которых является подсистема «Бухучет». Модуль «Бухучет» обладает следующими возможностями: ■ охват всех участков учета, ведение синтетического и расши| ■ ведение учета в нескольких валютах и приведение учетных дан| ■ формирование произвольного плана счетов, учитывающего ин| ■ определение и регистрация хозяйственных операций любоЕ ■ ведение неограниченного количества горизонтальных уровней ■ консолидация учетных данных различных структурных обра ■ работа с учетными данными прошлых периодов (от 1 года до С позиций организации бухгалтерского учета крупные и средние предприятия отличаются: ■ большим штатом работников бухгалтерии и планово-финансовых ■ узкой специализацией каждого работника на своем участке; ■ разнообразным потоком первичных и отчетных документов С позиций методологии бухгалтерского учета эти предприятия характеризуются: сквозным аналитическим учетом затрат; детальным количественно-суммовым учетом; связью с планированием и финансовым анализом. Поэтому подсистема бухгалтерского учета должна обеспечивать: ■ автоматизированное решение всего комплекса задач бухгалтер ■ получение оперативной, постоянно меняющейся информации Р возможность консолидированного управления и получения консолидированных финансовых отчетов. Крупные и средние предприятия могут иметь филиалы или отдаленные склады, поэтому актуальным является наличие в такой системе обмена данными для оперативного управления из центра. На крупных и средних предприятиях обработка учетной информации с помощью бухгалтерской информационной системы ведется на трех уровнях, соответствующих первичному, бухгалтерскому финансовому и управленческому учету. На каждом уровне в соответствии с методологией сбора, регистрации и обработки учетной информации создаются АРМ экономистов, бухгалтеров, финансистов и аналитиков, взаимодействующих между собой. На уровне первичного учета с помощью АРМ работников, ведущих первичный учет, выполняются сбор, регистрация, накопление и частичная обработка первичной информации, возникающей в производственно-хозяйственных подразделениях. Полученные на каждом участке данные поступают по каналам связи на уровень бухгалтерского финансового учета. На этом уровне данные первичных документов и информация, полученная с уровня первичного учета, регистрируются и группируются в системе синтетических и аналитических счетов. Сведения об остатках хозяйственных средств и их источников, а также данные текущих хозяйственных операций отражаются в различных учетных регистрах. АРМ этого уровня формируют результирующие данные, отражающие все хозяйственные операции предприятия в стоимостной оценке, в виде бухгалтерских-записей. На основе данных аналитического и синтетического учета формируются Главная книга, бухгалтерский баланс и другие формы финансовой отчетности. Информация первичного учета и сводная финансовая отчетность поступают на уровень управленческого учета, где используются работниками финансового управления предприятия, включая бухгалтерию, финансовый отдел, планово-экономический отдел и другие подразделения. АРМ этого уровня позволяют формировать аналитическую информацию для принятия решений, а также предоставлять руководству оперативную информацию. Система «Галактика» — это тиражно-заказной продукт. Этап настройки является обязательным при вводе системы в эксплуатацию. В процессе настройки выполняется первичное заполнение основных каталогов, классификаторов и справочников, которые составляют единую информационную базу и используются всеми модулями системы. Система «Галактика» ориентирована на автоматизацию решения задач, возникающих на всех стадиях управленческого цикла: прогнозирование и планирование, учет и контроль реализации планов, анализ результатов, коррекция прогнозов и планов. Система имеет модульную структуру, модули объединены в функциональные контуры. Выделяют следующие контуры системы: ■ руководителя; ■ финансовый; ■ бухгалтерского учета; ■ управления производством; ■ логистики; ■ управления персоналом; ■ управления взаимоотношениями с клиентами; ■ отраслевых и специализированных решений; ■ системного администрирования. «БОСС» (Бухгалтерская офисная сетевая система) — интегрированная система, разработанная специалистами «Аи Ти» в архитектуре клиент-сервер. Для каждого заказчика создается свой программный продукт, наиболее полно учитывающий конкретное распределение функций, а также реализующий специализированные рабочие места. Система поддерживает весь комплекс бизнес-процессов управления предприятием. Объектами автоматизации являются бухгалтерский учет, оперативный учет, планирование, анализ хозяйственной деятельности и другие задачи административного управления. Специалисты компании «Аи Ти» разработали набор модулей для различных сфер применения автоматизированной бухгалтерии (госбюджетные, коммерческие организации, банки и др.). «БОСС» имеет модули для всех участников учета. Состав модулей системы «БОСС»:
■ учет кадров; ■ учет труда и заработной платы; ■ учет операций на расчетных счетах; ■ учет кассовых операций и расчетов с подотчетными лицами; ■ учет, движения материальных ценностей и складской учет; ■ сводный бухгалтерский учет; я экономический анализ и расчет плановых показателей; ■ административное управление и контроль исполнения до На малых предприятиях основное внимание уделяется автоматизации сводного финансового учета и получению сводной финансовой отчетности, причем существует несколько подходов к автоматизации бухгалтерского учета. Это связано с тем, что небольшие предприятия с простой структурой управления не требуют автоматизированного ведения первичного и управленческого учета. Рынок изобилует программами автоматизации бухгалтерского учета, отвечающими разнообразным потребностям организаций. Существуют программы: «1С:Бухгалтерия», «ИНФИН», «Инфо-бухгалтер», «Парус». Каждая программа ориентирована на определенный круг потребителей и имеет несколько модификаций в зависимости от численности работников организации и разнообразия ее деятельности. При первом подходе создается система, относящаяся к классу «Мини-бухгалтерия». Как правило, бухгалтерский учет в этой системе ведется одним бухгалтером. Основной функциональной задачей такой информационной системы является своевременное получение бухгалтерской финансовой отчетности. Программа «iС:Бухгалтерия 7.7 (или 8.0)» позволяет вести учет бухгалтерских операций типа «Проводка — Главная книга — Баланс», а.также обеспечивает оформление таких документов, как платежные поручения, реестр чеков, доверенности, счета и т.д. Программа имеет много достоинств, что и привлекает при ее покупке. Она ориентирована на привычную ручную работу бухгалтера (журнально-ордерную систему), при этом значительно упрощая ее, и рассчитана на пользователя-непрофессионала. Программа «1С:Бухгалтерия 8.0» впервые в отечественной практике позволяет вести учет параллельно по МСФО. Программа «1С:Бухгалтерия» позволяет автоматизировать иод-готовку любых первичных документов: платежные поручения, счета на оплату и счета-фактуры, приходные и расходные кассовые ордера, акты, накладные, требования, доверенности, другие документы. Средства работы с документами позволяют организовать ввод документов, их произвольное распределение по журналам и поиск любого документа по различным критериям: номеру, дате, сумме, контрагенту. Программа «1С:Бухгалтерия» включает набор стандартных отчетов, позволяющих получить информацию за произвольный период, в различных разрезах и с необходимой степенью детализации, например отчеты по синтетическому учету: ■ оборотно-сальдовая ведомость; ■ шахматная ведомость; ■ Главная книга; ■ журнал-ордер и ведомость по счету; ■ анализ счета (за период и по датам); ■ карточка счета. Отчеты по аналитическому учету:. ■ оборотно-сальдовая ведомость по счету в разрезе объектов ана ■ журнал-ордер по объектам аналитики; ■ анализ счета по объектам аналитики; ■ отчет «Диаграмма» позволяет представить бухгалтерскую ин Отчеты по разделам учета: ■ анализ объекта аналитики по счетам; ■ карточка операций по объекту аналитики; ■ кассовая книга; ■ книги продаж и покупок; ■ отчеты по основным средствам и нематериальным активам; ■ отчеты по заработной плате и т.д. Предусмотрено формирование регламентированной отчетности: ввод, заполнение и печать бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности, а также отчетов в фонды. В «ручном» режиме заполнения отчетов бухгалтер вводит основные показатели, а программа рассчитывает все итоговые и производные показатели. В автоматическом режиме программа заполняет отчеты на основании введенных за период хозяйственных операций; перед формированием отчетов специальный режим позволяет проверить состояние учета и выявить ошибки бухгалтера, не позволяющие правильно составить отчетность; режим расшифровки позволяет получить «обоснование» заполненных автоматически показателей вплоть до каждого первичного документа и хозяйственной операции. Формы отчетности 166 • ежеквартально обновляются фирмой «1С» и бесплатно предоставляются зарегистрированным пользователям. В комплект поставки программы кроме основной типовой входит также «упрощенная конфигурация». Ее применение целесообразно, когда в организации ведется достаточно простой учет и не требуется высокого уровня автоматизации. Программа используется в целях освоения, а также для организации процесса обучения бухгалтерскому учету и работе с «1С:Бухгалтерия». Программа «1С:Бухгалтерия» является готовым решением, позволяющим вести учет без дополнительных доработок и настроек. Кроме того, она может быть адаптирована к любым особенностям учета. В состав системы входит конфигуратор, который позволяет: ■ настраивать систему на различные виды учета и реализовывать ■ редактировать свойства справочников: изменять состав хранимой ■ создавать новые справочники произвольной структуры; ■ настраивать внешний вид и поведение форм для ввода ин ■ редактировать существующие и создавать новые необходимые ■ создавать новые журналы для работы с документами и произ ■ редактировать формы и алгоритмы формирования стандартных ■ описывать поведение элементов системы на встроенном языке, «1С:Бухгалтерия» включает разнообразные сервисные возможности: ■ контроль корректности вводимых проводок; ■ табло счетов (оперативный просмотр итогов по счетам); ■ проверка возможности удаления «неиспользуемых» бухгалтер ■ вызовправовойсистемысдискаинформационно-технологического ■ управление правилами округления сумм. Пользовательский интерфейс включает: 1. Путеводитель по конфигурации — предназначен для быстрого 2. Режим комментирования, программа информирует пользователя 3.«Советы дня» подскажут эффективные приемы работы и удобные возможности системы. 4. Настраиваемые панели инструментов позволят быстро получать 5. Подробная контекстно-зависимая помощь сообщит о допустимых Программа «1 С:Бухгалтерия» включает готовые режимы для обмена бухгалтерской информацией с другими программами системы «1С: Предприятие» и содержит разнообразные средства для связи с другими программами: ■ возможность импорта и экспорта информации через тексто ■ встроенный язык содержит средства работы с файлами фор «1С:Бухгалтерия» поддерживает современные средства интеграции приложений: OLE, OLE Automation и DDE. Использование этих средств позволяет: ■ управлять работой других программ, используя встроенный язык, ■ получать доступ к данным «1 СБухгалтерии» из Других программ; ■ вставлять в документы и отчеты «1С:Бухгалтерии» объекты, ■ размещать в документах и отчетах рисунки и графики. Для организаций с различным количеством совершаемых хозяйственных операций фирма «1С» предлагает разные версии программы «1С:Бухгалтерия»: однопользовательская версия; сетевая версия; версия для SQL (клиент-сервер). При изменении законодательства и методологии учета выпускаются обновления конфигурации, которые бесплатно распространяются среди зарегистрированных пользователей/Режим обновления позволяет загрузить новые возможности без потери введенных пользователем данных. Программа «Инфо-бухгалтер» автоматизирует следующие разделы бухгалтерского учета: операции по банку и кассе, основные средства и нематериальные активы, материалы, операции в оптово-розничной торговле, валютные операции, взаиморасчеты с организациями, расчеты с подотчетными лицами, расчеты по зарплате и с бюджетом. Возможны применение многоуровневого плана счетов, количественный учет, ведение на одном компьютере учета для нескольких организаций, аналитический и синтетический учет движения денежных средств и материальных ценностей по всем счетам, параллельное ведение суммового и количественно-суммового учета (материалов, товаров и т.п.) с формированием оборотных ведомостей и карточек счетов в суммовой или количественно-суммовой форме. На компьютере оформляются платежные и инкассовые поручения, счета на оплату и счета-фактуры, приходные и расходные кассовые ордера, акты, накладные, доверенности, документы по учету кадров и расчетам по оплате труда и многие другие документы. В системе могут быть подготовлены: ■ оборотно-сальдовая ведомость; ■ ведомость остатков; ■ шахматная ведомость; ■ Главная книга; ■ журнал-ордер и ведомость по счету; ■ карточка движения средств но счету; ■ материальный отчет по счету; ■ кассовая книга; ■ книги продаж и покупок; ■ отчеты по основным средствам и нематериальным активам. отчетности, а также отчетов в фонды. В автоматическом режиме программа заполняет отчеты на основании введенных за период хозяйственных операций. В «ручном» режиме заполнения отчетов бухгалтер вводит основные сведения, а программа рассчитывает все итоговые и производные показатели. Возможна подготовка отчетов в налоговую инспекцию и Пенсионный фонд РФ на магнитных носителях. В программе имеется встроенный текстовый редактор, который позволяет создавать и редактировать все первичные и отчетные формы, а также готовить новЫе бланки и типовые операции. Программа может быть адаптирована к особенностям учета в конкретной организации. После внесения изменений все отчеты автоматически пересчитываются. Имеются функции временного выключения хозяйственной операции, что позволяет не учитывать эту операцию при пересчете отчетов. Возможна контекстная связь со справочно-правовой системой «Гарант». Файл журнала хозяйственных операций автоматически сохраняется через заданные промежутки времени в локальной версии. Графические возможности программы позволяют наглядно представить бухгалтерскую информацию в виде графиков и диаграмм. В программе реализован многооконный интерфейс. Любая форма, будь то список, таблица, документ или текст, размещается в отдельных окнах. Все документы и отчеты представляются в форме, соответствующей бумажным документам. Импорт и экспорт информации осуществляется в формате dbfили через текстовые файлы. Это позволяет обмениваться данными с другими программами. Допускается передача любого рассчитанного документа (бланка) в Microsoft Word или Microsoft Excel. Поставляются однопользовательская или сетевая версия (до пяти, до 10, свыше 10 рабочих мест). Все отчетные и первичные документы, входящие в состав программы, регулярно обновляются в соответствии с изменениями законодательства и бесплатно распространяются среди зарегистрированных пользователей, находящихся на гарантийном обслуживании. Программа постоянно развивается, выпускаются новые версии. Все версии совместимы между собой по принципу снизу вверх. Это означает, что информацию из предыдущей версии можно перенести в более новую версию. Режим обновления бланков или версии позволяет загрузить новые возможности без потери введенных пользователем данных. Программа «ИНФИН-Бухгалтерия» имеет диплом лауреата международного конкурса программного обеспечения в области финансов и рекомендована к применению Минфином России. Программа ориентирована на малые, средние и крупные предприятия как с простым, так и со сложным учетом. Осуществляется полный балансовый и забалансовый бухгалтерский учет. Возможна работа на одном рабочем месте, а также объединение данных, введенных с разных рабочих мест. Изюминкой «ИНФИН-Бухгалтерии» является то, что программа предусматривает серию автоматических проводок, выполняемых в конце отчетного периода (начисление всех налогов, закрытие счетов реализации и затрат). Кроме того, автоматические расчеты можно выполнять в любой момент с целью выяснения авансовых платежей налога на прибыль. Осуществляется поквартальное начисление НДС. L Сетевая версия программы не привязана к определенному типу сети, а продуманная система блокировок и синхронизации процессов позволяет независимо работать с данными нескольким пользователям й видеть в динамике изменения, вносимые с других рабочих станций. Всевозможные сортировки, выборки изменения порядка аналитики в счетах позволяют получать документ в. разных разрезах информации. Возможна работа в закрытых месяцах и любых будущих, что полезно для оперативного ввода первичных документов и корректировки уже введенной информации. Изменение данных в закрытых месяцах вызывает автоматический пересчет остатков. Предусмотрена парольная защита информации с разными уровнями доступа. Для предприятий разного масштаба существует несколько вариантов программы «ИНФИН-Бухгалтерия». Каждая программа сохраняет все возможности предыдущего уровня, добавляя к ним новые. Комплексная автоматизированная система «ПАРУС» предназначена для подготовки и учета документов 'финансово-хозяйственной деятельности организации, накопления информации о совершенных хозяйственных операциях на бухгалтерских счетах, получения внутренней и внешней отчетности. Использование этой системы позволяет: ■ готовить платежные документы; выписывать счета на оплату ■ вести учет основных средств и нематериальных активов, произ ■ вести учет производственных запасов и товарно-материальных цен ■ вести учет затрат на производство, издержек обращения и реали ■ вести учет расчетов с дебиторами и кредиторами; ■ получать ежемесячную отчетность по движению средств ■ получать баланс фирмы и другие отчетные документы для предо ■ осуществлять планирование и контроль доходов и расходов. Программное обеспечение позволяет организовать работу на автономных компьютерах и в локальной вычислительной сети. Устранение ручной обработки документов в процессе делопроизводства имеет ряд преимуществ. В частности, можно автоматизировать _______ ''I процесс создания и заполнения документов, присвоения значений реквизитов документам, их пересылки по Интернету, контроля за исполнением документов. Автоматизация последней функции необходима для поиска документов, которые должны быть определенным образом обработаны к заданному сроку, и своевременного напоминания об этом. По прошествии определенного времени автоматически производится запрос по заранее заданным правилам, при этом могут учитываться имена пользователя, исполнителя. Последняя услуга позволяет защитить информационный ресурс от несанкционированного доступа. Пересылка документов может проводиться по сетям локальным (внутри организации) и глобальным. Для этого должна быть предусмотрена возможность сетевой работы системы, например, по принципу «клиент-сервер», когда информация обо всех документах хранится в единой базе на сервере, Программный комплекс «БЭСТ» ориентирован на малые предприятия (не более трех-пяти пользователей) и обеспечивает ведение оперативного, бухгалтерского и управленческого учета. В основе построения этого комплекса лежит современная методология управления ERP (Enterprise Resource Planning), в соответствии с которой структурными блоками являются планирование, оперативный и бухгалтерский учет, информационно-аналитическая система, предоставляющая информацию для управления предприятием (принятия решений) и анализа хозяйственных процессов. Таким образом, в этом комплексе охватывается весь цикл управления. В рамках управленческого учета в комплексе «БЭСТ» реализованы функции финансового и оперативного планирования, контроля исполнения планов, а также анализа плановых и фактических данных. Система «БЭСТ» состоит из нескольких функциональных подсистем. Бухгалтерский учет в системе «БЭСТ» ведётся на основании первичных документов, зарегистрированных при оперативном учете. Проводки по документам можно формировать двумя способами — либо автоматически с применением механизма типовых операций, либо вручную. В программе поддерживается многоуровневый синтетический и аналитический учет и формируются внутренние, внешние и налоговые отчеты. Выбор подхода, а соответственно, и бухгалтерской информационной системы зависит от типа предприятия и его размеров. Современную работу бухгалтера невозможно представить без таких справочно-правовых систем, как «Гарант», «Кодекс», «Консультант плюс», которые являются составными частями бухгалтерской информационной системы. Сам бухгалтер также является частью системы и играет в ней ведущую роль. i Это связано прежде всего с обилием внешних и внутренних инфор- \ мационных потоков, разнообразием видов информации, циркулирующей в информационной системе управления. По оценкам специалистов, в общей совокупности экономической информации этой системы более половины всего объема составляют данные бухгалтерского учета. Особенностью бухгалтерской информации, как было показано ранее, по сравнению с другими видами экономической информации является разнообразие ее пользователей. Бухгалтерская информация в зависимости от того, кому она предназначена, может носить информационный, контрольный, аналитический характер. Бухгалтерская информационная система представляет собой подсистему комплексной информационной системы управления предприятием и занимает в ней центральное место. Задача комплексной системы заключается в том, чтобы упорядочить информационные потоки, минимизировать объемы первичной информации за счет сокращения ее дублирования, предоставить эффективный доступ к информационным ресурсам менеджерам всех уровней для принятия мотивированных управленческих решений. Место и роль бухгалтерской информационной системы в системе управления обусловлены следующим: ■ обязательностьведениябухгалтерскогоучетадлявсехпредприятий ■ необходимость регулярно и своевременно предоставлять бух ■ бухгалтерский учет — наиболее формализованная задача в си ■ относительная простота создания алгоритмов, описывающих Бухгалтерская информационная система в соответствии с определенным выше составом пользователей ее информации взаимодействует с другими информационными системами как внутри предприятия, так и за его пределами. СправочнО'Правовые системы (СПС) в профессиональной деятельности бухгалтера* Трудно переоценить ответственность, лежащую на бухгалтере, особенно в условиях современной нестабильной экономической ситуации. От бухгалтера требуются не только знания и практический опыт работы в области бухгалтерского учета и налогообложения, но и умение разбираться в запутанных хозяйственных и экономических ситуациях на основе действующего законодательства. Бухгалтер, свободно владеющий правовой информацией, реально по- могает экономить средства в бюджетных организациях и строить более; В последнее время СПС стали удобным инструментом для работы бухгалтера с законодательством. Любой специалист, которому по роду деятельности приходится постоянно принимать решения, связанные с применением законодательства, знает, как трудно иногда бывает определить (даже обладая полным набором нормативных документов), какой нормой права надо руководствоваться в том или ином случае. СПС помимо полного набора правовой информации предлагают бухгалтеру разъяснения специалистов по правовым вопросам, так называемые системы поддержки принятия решений. Некоторые СПС помогают бухгалтеру организовать свою работу с помощью «Электронного помощника бухгалтера», «Календаря бухгалтера» и т.п. Компания «Гарант», например, предлагает бухгалтеру следующие элементы СПС: налоги, учет, предпринимательство; вопросы и ответы по налогам и бухгалтерскому учету; законодательство России; формы правовых документов; электронный помощник бухгалтера; календарь бухгалтера. Разумеется, СПС не избавят бухгалтера предприятия от всех стоящих перед ним проблем, но помогут решить многие из них. Бухгалтеру все равно придется самостоятельно принимать решения по тому или иному вопросу налогового планирования или ведения учета, но при помощи СПС сделать это будет намного проще. Системы полностью освободят его от рутинной работы по поиску, сбору и систематизации необходимых документов, дадут возможность консультироваться сразу с несколькими специалистами, не вставая со своего рабочего места, предоставят информацию о том, чем интересуются в данный момент бухгалтеры других предприятий. СПС дают возможность бухгалтеру своевременно получать правовую информацию, изучать учет на чужих ошибках, использовать накопленный опыт коллег, помогают грамотно организовать учет и избежать собственных досадных промахов. Взаимодействие и взаимоотношения бухгалтерской службы с работодателями, собственниками, персоналом предприятия, государственными органами, кредиторами и инвесторами повышают уровень требований к профессиональной компетентности бухгалтера. Бухгалтер должен не только владеть теорией и практикой бухгалтерского учета, но и иметь навыки работы в конкретной информационной системе, уметь подготовить информацию для информационных систем внешних пользователей. Практика показывает, что сегодня работодатель ищет не просто бухгалтера, а продвинутого бухгалтера со знаниями в области информационных технологий. Одной из основных внешних информационных систем (ИС) является система налоговых органов. До 1994 г. в налоговых инспекциях не было единообразия в программном обеспечении информационных систем. Для осуществления управления подразделениями по заказу Министерства РФ по налогам и сборам была создана информационная система «Налог». В рамках ИС «Налог» разработано программное обеспечение типовых задач налоговых инспекций, а также основных задач для регионального уровня. В. 1994 г. программный комплекс «Налог» принят в промышленную эксплуатацию. Этот комплекс является собственностью Министерства и предоставляется налоговым инспекциям через Фонд алгоритмов и программ Министерства бесплатно. Между информационной системой «Налог» и бухгалтерской информационной системой существует тесная информационная связь. Современные технические и программные средства передачи данных по каналам связи позволяют освободить бухгалтера и налогового инспектора от ежеквартальной личной встречи в налоговой инспекции. Общение потребуется только в случае обнаружения инспектором ошибок, нарушений, нестыковок и т.п. в отчетности бухгалтера. Однако до практической реализации электронного обмена между предприятиями и налоговыми инспекциями пока еще далеко, так как это требует серьезных финансовых вложений для технического переоснащения всех налоговых инспекций страны. Другой внешней системой является информационная система Пенсионного фонда РФ. Федеральный закон от 1 апреля 1996 г, № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» вступил в силу 1 января 1997 г. на всей территории страны. Для обеспечения соблюдения действующего законодательства, создания мотивации к полной уплате страховых, пенсионных взносов, а также налаживания контроля за правильным назначением пенсий и учета трудового вклада граждан в Пенсионном фонде РФ была разработана Система индивидуального (персонифицированного) учета (СПУ) данных о населении. Для функционирования СПУ потребовалось создать базу данных, в которую работодатели представляют анкетные данные по каждому работнику. Поскольку число анкет исчисляется миллионами, в рамках этой системы была разработана и внедрена в промышленную эксплуатацию автоматизированная система обработки анкет зарегистрированного лица. Этот проект по заказу ПФР выполнила фирма Cognitive Technologies. Система потоковой обработки стандартизированных форм разработана на базе использования элементов скоростного сканирования и технологий по автоматическому распознаванию. Система позволяет вводить до 50 000 анкет в день. Для организации информационного взаимодействия между информационной системой ПФР и бухгалтерскими информационными системами предприятий разработаны специальные программные комплексы, с помощью которых в бухгалтериях предприятий подготавливается на магнитных носителях (дискетах, флеш-накопителях) информация, необходимая ПФР. Информационные системы Федерального казначейства тесно взаимодействуют с бухгалтерскими службами бюджетных организаций. В настоящее время в большинстве его органов для учета доходов федерального бюджета и распределения регулирующих налогов между бюджетами различных уровней применяется централизованно разработанный программный комплекс «Казна». Учет расходов федерального бюджета с лицевых счетов получателей средств, открываемых в отделениях Федерального казначейства, обеспечивает использование программных комплексов «Смета-W» и «Смета-F». Информационные системы органов статистики собирают информацию о хозяйственной деятельности предприятий для обобщения ее на макроэкономическом уровне. Наиболее широкое применение в Госкомстате России получил программный комплекс «Форма», предназначенный для автоматизации проектирования электронной обработки данных. Этот комплекс позволяет осуществлять ввод, контроль и запись первичных статистических отчетов, формирование сводных итогов и печать сводных отчетов. Кроме этого программного комплекса при решении регламентных задач на региональном и районном уровне системы Госкомстата России массовое распространение получило автоматизированное рабочее место АРМ «Пермстат», предназначенное для обработки первичной отчетности различной периодичности и подготовки сводной информации, которая может быть выведена на печать, записана на магнитные носители, передана в виде файла по каналам связи на вышестоящие уровни системы Госкомстата России и в органы управления. Информационное взаимодействие между государственной статистической информационной системой и системами бухгалтерского учета предприятий осуществляется благодаря использованию пакетов при- адных программ подготовки и первичной обработки статистических Отчетов на уровне предприятия и организации. Необходимо отметить и тот факт, что в настоящее время бухгал 7.2. Особенности проведения аудита в компьютерной среде В современных условиях учет и аудит (внешний и внутренний) без применения ЭВМ практически невозможен. Объясняется это постоянным ростом объема учетных данных и усложнением учетных процедур. Применение компьютеров позволяет ускорить обработку и систематизацию данных, их анализ, оформление стандартных и специфических отчетов, освободить бухгалтерам аудитора от львиной доли рутинных работ. Все шире распространяются системы банковского обслуживания «клиент — банк» с использованием компьютерных сетей. В целом программные продукты, автоматизирующие учет, можно разделить по степени охвата на три основные группы: «коробочный» продукт, программный комплекс и интегрированный программный комплекс. К первой группе относятся стандартные программные продукты, не требующие затрат на внедрение, они практически не адаптируемы к особенностям хозяйственной деятельности пользователя. Программный комплекс позволяет автоматизировать специфические объекты учета, а также предусматривает возможность настройки под нужды конкретного предприятия Наконец, интегрированный программный комплекс обеспечивает автоматизацию всей деятельности организации, построение информационной модели, максимально приближенной к действительности. При подборе программных продуктов следует руководствоваться прежде всего принципом целесообразности. Одним из основных требований, предъявляемых к современной автоматизированной системе управления документооборотом в бухгалтерии, является обеспечение логично организованного информационного пространства, т.е. пространства хранимых и обрабатываемых документов, желательно единого для всей организации. Такая среда должна обеспечивать простой и быстрый доступ к документам независимо от места их хранения. Они могут находиться на любом носителе информации, в Интернете и т.д. У многих фирм имеется электронный архив учетных документов, необходимый для хранения большого объема информации, и быстрого нахождения в нем нужных документов. Для автоматизации аудиторской деятельности в настоящее время применяются различные программные средства и системы: ■ пакеты прикладных программ общего назначения (текстовые ■ бухгалтерские информационные системы; ■ справочные правовые информационные системы; ■ системы электронного документооборота; ■ информационно-аналитическиесистемы; ■ системы поддержки принятия решений, экспертные систе В последнее время вырос интерес со стороны практикующих аудиторов к специализированному программному обеспечению, предназначенному непосредственно для автоматизации аудиторских процедур в соответствии с правилами (стандартами) аудиторской деятельности. Пока на российском рынке программных средств только несколько фирм-разработчиков предлагают такие продукты. Расскажем о функциональных возможностях и структурных особенностях двух Программных продуктов: «ЭкспрессАудит» (консалтинговая группа «ТЕРМИКА»); «Помощник Аудитора» (фирма ДИЦ). Система «ЭкспрессАудит» представляет собой программный комплекс, предназначенный для автоматизации проведения аудита финансово-хозяйственной деятельности коммерческих предприятий и организаций, а также эффективного и удобного создания и хранения рабочей аудиторской документации. Разработчики системы — консалтинговая группа «ТЕРМИКА» и Н.П. Барышников, практикующий аудитор, генеральный директор аудиторской фирмы «Барышников и К0». Автоматизированная система «ЭкспрессАудит» в соответствии с правилами (стандартами) аудиторской деятельности может использоваться аудиторскими организациями для: ■ разработки общего плана и программы аудита; ■ создания рабочей документации аудита; ■ изучения и оценки систем бухгалтерского учета и внутреннего ■ получения аудиторских доказательств о достоверности бухгал ■ получения достоверного представления о соблюдении эконо
■ организации внутрифирменного контроля качества аудита; ■ первичного аудита начальных и сравнительных показателей ■ подготовки письменной информации аудитора и аудиторского Материал структурирован по разделам и изложен в виде вопросов и ответов по всем аспектам финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций. Помимо вопросов общей организации бухгалтерского учета и налогообложения представлены: ■ организационные вопросы; ■ учетная политика; ■ учет и налогообложение операций с основными средствами, ■ затраты на производство продукции (работ, услуг); ■ денежные средства; ■ учет готовой продукции; ■ расчеты; ■ капитал, финансовые результаты, ценные бумаги; • порядок формирования показателей бухгалтерской и налоговой отчетности и др. Система «ЭкспрессАудит» автоматизирует выполнение различных аудиторских процедур начиная с момента оформления договора на оказание аудиторских услуг и заканчивая непосредственно аудиторской проверкой. Работа с данной системой, в основе которой лежит программный комплекс «КОДЕКС для Windows», состоит из четырех этапов: 1) заполнение карточки опроса; 2) выбор темы опроса (участка учета); 3) ответы на вопросы по выбранной тематике; 4) формирование отчета. Заполнение карточки опроса. В карточку могут быть включены данные как об аудиторской фирме, так и о проверяемом объекте. Все имеющиеся в карточке сведения включаются в состав протокола, а затем и отчета. Выбор темы опроса. Выбирается объект проверки из 19 блоков. Каждый блок представлен в виде главы с разделами, в которых детализируется данная тематика в определенном направлении. Для выбора темы опроса необходимо по одному заголовку переносить из левой части таблички в правую. По желанию пользователя может быть выбрано любое количество глав и разделов в зависимости от объема планируемых мероприятий.
Ответы на вопросы. Количество вопросов варьируется в зави-/ симости от выбранной главы. Структура вопроса состоит из трех элементов: текст, нормативная основа вопроса и авторский комментарий, В программе предусмотрены четыре возможных варианта ответа: ■ соответствие нормативной базе; ■ неполное соответствие; ■ мнение аудитора о том, насколько уместен вопрос в данной си При выявлении нарушений нормативов и выборе соответствующего варианта ответа требуется заполнить карточку «Комментарий», для того чтобы отразить сведения, которые могут быть необходимы при последующем анализе данного вопроса. Формирование отчета — итогового документа аудиторской проверки. Перед его составлением нужно ознакомиться с протоколом, в котором содержится информация о проверяемом объекте, дате проверки, количестве вопросов, на которые аудитор должен ответить. В том случае если ответы на вопросы представлены последовательно, протокол будет сформирован автоматически после ответа на последний вопрос из предложенных по теме. Можно также в любое время ознакомиться с предварительным протоколом или изменить ответ на рассмотренный ранее вопрос, приостановив работу с текущим опросом. На основании протокола по запросу пользователя формируется отчет, который по содержанию и структуре идентичен аналитической части, а также содержит элементы итоговой части аудиторского заключения. В отчет включены данные об объекте аудита, общие результаты проверки состояния внутреннего контроля, бухгалтерского учета и отчетности, соблюдения законодательства при совершении финансово-хозяйственных операций, а также указание на нормативный акт, которому должна соответствовать бухгалтерская отчетность. Сформированный отчет может быть импортирован в текстовый редактор MS Word и после доработки иметь вид аудиторского заключения. Компьютерная программа «Помощник Аудитора» разработана ООО «Гольдберг-Аудит» и фирмой ДИЦ. Программа ориентирована на то, чтобы максимально облегчить труд аудиторов, обеспечив соблюдение всех правил и норм аудиторской деятельности, формирование комплекта аудиторской документации. В программе реализована методика проведения аудита на всех этапах работы аудиторской фирмы или аудитора. Согласно заложенное в программу методике, аудиторскую проверку предприятия можно условно разделить на четыре этапа: Г— подготовительный. На этом этапе производится изучение потребностей клиента, готовится информация о нем и составляются документы, определяющие цели и задачи аудиторской фирмы, а также перечень оказываемых аудиторских услуг; II — планирование аудита. Этот этап обычно представляет слож III — проведение аудита, это самый трудоемкий этап. На нем IV — заключительный, этап подготовки официального заключения, Подготовительный этап предназначен для построения взаимоотношений между организациями и должен завершаться согласием аудиторской фирмы на проведение аудита. По мнению авторов программы, взаимодействие организации-клиента с аудиторской фирмой начинается направлением в ее адрес письма-предложения, в котором излагаются цель аудиторской проверки и перечень желаемых аудиторских услуг. До заключения договора необходимо иметь максимально полную информацию о клиенте и его' экономической деятельности. Этому способствует получение ответов на вопросы, перечисленные в информационной анкете программы. После принятия решения о заключении договора аудиторская фирма направляет в адрес клиента письмо-обязательство о согласии на проведение аудита. Приложением к договору является перечень сопутствующих аудиту услуг. Как на стадии подготовки договора, так и в процессе проведения аудита возникает необходимость получения разъяснений от руководства проверяемого экономического субъекта. Для этого программой «Помощник Аудитора» предусмотрены бланки, < Этап планирования включает в себя: ■ оценку внутрихозяйственного риска, существенности и риска! ■ расчет аудиторской выборки; ■ составление общего плана и программы аудита. Оценка внутрихозяйственного риска проводится в бланке программы, представляющей собой тест, содержащий вопросы, на которые могут быть три варианта ответа. На основании проставленных оценок по каждому из вопросов теста производится расчет вероятности внутрихозяйственного риска. Пользователь программы вправе самостоятельно определить диапазон значений внутрихозяйственного риска, задав его нижнюю и верхнюю границы. Вынужденная выморочность аудиторских проверок приводит к необходимости производить оценку достоверности финансовой отчетности. Искажение или ошибка в отчетности являются существенными, если их величина может повлиять на экономические решения, принимаемые пользователем отчетности. Программа «Помощник Аудитора» предлагает свой набор элементов бухгалтерской отчетности. Величина уровня существенности определяется как среднее взвешенное значение от промежуточных величин существенности с учетом каждой из них. Важным элементом при планировании аудита является оценка аудиторского риска. В расчетном методе аудиторский риск определяется! по формуле: АР = ВР-РКхРН, где АР — аудиторский риск; ВР — внутрихозяйственный риск; РК — риск контроля; РН — риск необнаружения. Получив значение величины аудиторского риска, необходимо учесть, что он должен быть приемлемым. Большинство аудиторов счи-j тают, что величина приемлемого аудиторского риска не должна превы^ шать 5%, хотя каких-либо официальных норм предельного значен* аудиторского риска не установлено. ' Расчет величины аудиторской выборки производится для каждого объекта аудита. Бланк расчета аудиторской выборки предполагает ввод следующих обязательных величин: ■ проверяемая величина (оборот или счет); ■ число документов в проверяемой совокупности; ■ уточненный уровень существенности, распределенный на данный ■ коэффициент надежности. Расчет вспомогательных параметров осуществляется автоматически на основе ранее проведенных расчетов внутрихозяйственного риска, существенности и аудиторского риска. В результате расчета получаем объем выборки в суммовом выражении и необходимое число документов в выборке. Аудиторская организация вправе самостоятельно определять требования к формам составления и оформления аудиторского плана и программ. Программа «Помощник Аудитора» предлагает план и программу проведения аудита, в которых содержатся все необходимые реквизиты, рекомендованные стандартом «Планирование аудита». В общем плане выделены четыре этапа проведения аудита, предлагаемые бланки предполагают компьютерное заполнение этих документов и хранение в формате MS Word. Перед началом аудиторской проверки ее руководитель должен знать не только программу аудита, но и последовательность ее выполнения. Эта последовательность и представляет технологию аудита, которая обычно является коммерческой тайной каждой аудиторской фирмьь В программе «Помощник Аудитора» предложена одна из возможных технологий. Разделы аудита объединены в пять групп: 1-я группа — общая характеристика: ■ учредительные документы, ■ общее состояние бухгалтерского учета; ■ кассовые операции, ■ банковские операции; 3-я группа — активы и затраты: ■ основные средства и нематериальные активы, ■ материалы, товары, ■ затраты на производство; ■ расчетные операции, ■ операции по оплате труда,
■ расчеты с подотчетными лицами, ■ кредиты и займы; 5-я группа — итоговые характеристики: ■ выпуск и реализация, ■ финансовые результаты, ■ налоговая отчетность. Заключительный этап сводится в основном к написанию официального аудиторского заключения и передаче письменной информации аудитора руководству экономического субъекта. Стандарт аудиторской деятельности «Порядок составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности» предусматривает три части аудиторского заключения: вводная часть; аналитическая часть; итоговая часть. Аналитическая часть аудиторского заключения составляется на основе заключений по разделам аудита, сформированным автоматически в рамках данной программы. Поскольку предлагаемые варианты разделов аналитической части являются предварительными, ее окончательный вид создается с помощью редактора MS Word, в формат которого экспортируются эти бланки/Первая и третья части заключения имеют строго формальный вид и приводятся в соответствии с нормативными документами. Для реализации технологии аудита в программе «Помощник Аудитора» предусмотрен следующий набор средств: программы проведения работ по разделам; бланк запроса первичных документов; бланки-расчеты аудиторской выборки; бланки-тесты для отдельных разделов аудита; бланки-процедуры для каждого раздела аудита; заключения по разделам аудита. Аудит того или иного раздела начинается с составления программы проведения работ (рабочая программа аудита). В программу включаются все необходимые процедуры начиная с запроса проверяемых документов и регистров учета и заканчивая составлением заключения по разделу. «Помощник Аудитора» предлагает рабочие программы по каждому разделу. Все основные процедуры вызываются непосредственно из рабочей программы. После завершения всех процедур программа производит автоматическую обработку их результатов и составляет заключение по разделу. Программные продукты существенно снижают трудоемкость аудиторских процедур, позволяют систематизировать аудиторские доказательства и формировать необходимую отчетность. Эти продук- ты разработаны фирмами-разработчиками совместно с аудиторами-практиками, что позволяет рассчитывать на их соответствие реальной практике внутреннего и внешнего аудита. Контрольные вопросы 1. Что понимается под ком алексной системой автоматизации управления 2. Назовите прикладные бухгалтерские программы, которые использу- 3. Охарактеризуйте принцип работы программы «1С: Бухгалтерия».
4. Какие справочно-правовые программы используются работниками 5. В чем заключаются особенности организации проведения аудита It ОТВЕТЫ НА ТЕСТЫ ЛИТЕРАТУРА
1. Граасдапский кодекс Российской Федерации. 2. Кодекс Российской Федерации об административных правонаруше 3. Налоговый кодекс Российской Федерации, части первая и вторая. 4. Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском 5. Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской 6. План счетов бухгалтерского учета хозяйственной деятельности орга
|