Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экстремизм-знаю!!!!!





Компромисс. Компромисс-в этике и праве разрешение некой конфликтной ситуации путём взаимных уступок. Компромисс является способом:

 

1) решения проблемы ограниченности ресурсов
2) полного удоблетворения потребностей человека
3) быстрого увеличения доходов семьи
4) экономического выбора

 

Толерантность. — социологический термин, обозначающий терпимостьк иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Толерантность не равносильна безразличию. Она не означает также принятия иного мировоззрения или образа жизни, она заключается в предоставлении другим права жить в соответствии с собственным мировоззрением[1].

Согласно определению Философского энциклопедического словаря «толерантность — терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Она является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкуренции»[2].

Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание других культур, способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Под толерантностью не подразумевается уступка, снисхождение или потворство. Проявление толерантности также не означает терпимости к социальной несправедливости, отказа от своих убеждений или уступки чужим убеждениям, а также навязывания своих убеждений другим людям[3].

Социальное законодательство. В развитом индустриальном и, особенно, в постиндустриальном обществе важную роль играет социальное законодательство. Это законодательство о социальном обеспечении (пенсионное законодательство), законодательство о занятости, о здравоохранении, об образовании, о науке и культуре, а также часть жилищного и экологического законодательства.
Социальное законодательство – это, в сущности, неправовое, произвольное (в нейтральном смысле) законодательство. Оно ре-гулирует перераспределение национального дохода в интересах общества в целом и, особенно, в пользу социально слабых. Госу-дарство, осуществляющее социально-экономические задачи (так называемое социальное государство), “исправляет недостатки” первоначального распределения национального дохода, которое происходит в процессе свободного эквивалентного обмена и в тру-довых отношениях. А именно: социальное государство осуществляет уравнительное регулирование, т.е. отнимает в виде налогов значительную часть доходов у тех, кто их имеет, и распределяет полученные средства среди тех, кто не имеет доходов или терпит убытки. Социальное законодательство является инструментом та-кого распределения, средством государственного вмешательства в различные сферы общественной жизни с целью смягчения имуще-ственного и потребительского неравенства. Сущность социального законодательства – это привилегии, льготы и преимущества, или так называемая позитивная дискриминация.
Хотя многие акты социального законодательства содержат процедурные нормы административного права, защищающие граждан от произвола распределяющей бюрократии, все же глав-ное в социальном законодательстве – это привилегии. Они уста-навливаются для социально слабых и для тех, кто оказывается в экономически невыгодном положении. Эти привилегии различны для разных групп населения – в зависимости от их положения в системе рыночного распределения социальных благ. Но смысл этих привилегий одинаков для всех, на кого распространяется со-циальное законодательство. Это предоставление социальных благ бесплатно или на льготных условиях. Сюда относятся бесплатное образование, бесплатное или социальное жилье, предоставление медицинских услуг бесплатно или за доступную плату, пенсии и пособия, не связанные с какими бы то ни было заслугами, льгот-ные кредиты, субсидии и т.д.
Эти привилегии устанавливаются и реализуются произвольно. Например, нет и не может быть никакого объективного или пра-вового критерия для определения минимального или надлежаще-го размера пособия по безработице или пенсии по инвалидности. Реализация социального законодательства, в частности, количество и качество социальных благ, распределяемых за счет государственного бюджета, зависит от объективных экономических возможностей общества и от социальной политики конкретного правительства.
Притязания социально слабых на получение от государства со-циальных благ производны исключительно от закона и прави-тельственных программ. Причем государство в осуществлении своих социально-экономических задач не связано правом и дей-ствует вопреки праву; здесь законодатель и правительство руко-водствуются соображениями социальной солидарности, эгалита-ризма, гуманизма, целесообразности, фактических возможностей и потребностей экономики. В этом смысле социальное законодательство – гуманное, моральное и т.п. – является произвольным.
К социальному иногда причисляют и трудовое законодательство. Но оно существенно отличается от социального. Трудовое гарантирует наемным работникам получение минимума социаль-ных благ (и приемлемые условия труда) в отношениях социаль-ного обмена, в качестве вознаграждения за трудовые услуги. Со-циальное же законодательство гарантирует минимум социальных благ тем, кто не может полноценно участвовать в отношениях социального обмена (безработным, разорившимся, инвалидам, мно-годетным, неимущим, бездомным, больным и т.д.).


Социальная политика. политика в области социального развития и социального обеспечения; система проводимых субъектом хозяйствования (обычно государством) мероприятий, направленных на улучшение качества и уровня жизни определённых социальных групп, а также сфера изучения вопросов, касающихся такой политики, включая исторические, экономические, политические, социоправовые и социологические аспекты, а также экспертизу причинно-следственных связей в области социальных вопросов[1][2]. Вместе с тем следует учитывать, что нет устоявшегося мнения относительно того, что следует понимать под выражением «социальная политика». Так, этот термин нередко используется в смысле социального администрирования по отношению к тем институционализированным (то есть закреплённым в правовом и организационном плане) социальным услугам, которые обеспечиваются государством. Такое использование термина некоторые авторы считают ошибочным[2].

Чаще под социальной политикой в прикладном, практическом смысле (контексте) понимают совокупность (систему) конкретных мер и мероприятий, направленных на жизнеобеспечение населения. В зависимости от того, от кого исходят эти меры, кто их главный инициатор (субъект), различают соответствующие виды социальной политики - государственная (федеральная), региональная, муниципальная, корпоративная и т.д. В широком смысле и с научных позиций - это не столько система мер и мероприятий, сколько система взаимоотношений и взаимодействий между социальными группами, социальными слоями общества, в центре которых и главная их конечная цель - человек, его благосостояние, социальная защита и социальное развитие, жизнеобеспечение и социальная безопасность населения в целом[3].

Традиционными сферами социальной политики считаются следующие: образование, здравоохранение, жильё и социальное страхование (включая пенсионное обеспечение и индивидуальные социальные услуги)[1].

Политика, ее роль в жизни общества.

Роль и значение политики в жизни общества. Древнегреческий философ Аристотель считал, что человек по своей сути — существо политическое. Каждый человек оказывается вовлеченным в политические отношения в той или иной мере: как гражданин государства, член социальной общности, политический деятель и т. д.
Современный этап развития общества характеризуется возрастающей ролью политики. Она воздействует на все стороны жизни общества. Все взрослые, дееспособные граждане через различные механизмы избирательного процесса участвуют в формировании органов власти, осуществлении управления государством, распределении материальных и духовных ценностей.
Знакомство с наукой, изучающей политику, политологией, поможет каждому человеку самоопределиться в политической жизни.
Политическая жизнь — это особая сторона социальной жизни, которая тесно связана с государственной властью, ее функциями, институтами и способами осуществления власти.
Политическая жизнь включает интересы различных классов и социальных групп, деятельность партий и общественных организаций, общественно-политические движения. Это очень сложное, многообразное, динамичное и изменчивое явление, которое развивается на социальном пространстве и включает политические отношения, институты, процессы и сознание людей, вступающих в мир политики. В социальном пространстве действуют различные политические силы, группировки, союзы, временные и постоянные коалиции. Взаимодействие всех этих сил при решении социальных проблем определяет само содержание и формы политической жизни.,
Человек способен познавать политическую жизнь как на житейском, обыденном уровне, так и на теоретическом, научном.
Политика — неотъемлемая часть человеческой культуры. Она проявляется во всех взаимоотношениях и структурах общества, пронизывает общественную и частную жизнь человека.
Роль политики в общественной жизни определяется ее функциями. К ним относятся:
1) обеспечение целостности и стабильности общества;
2) мобилизация социальных ресурсов для удовлетворения общественных потребностей;
3) предотвращение и цивилизованное разрешение социальных конфликтов;
4) использование принуждения и насилия для реализации общей воли и др.
Ученые по-разному понимают сущность политики. М. Вебер, Н. Макиавелли, К. Маркс, В. Парето считали, что в основе политики лежат действия, которые направлены на достижение, удержание и использование власти. Так, М. Вебер определял политику как «стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти…». Трактовка власти как основы политики называется субстанциональной.
Ее дополняет и конкретизирует институциональное понимание политики, которое означает, что власть материализуется через организации и институты, важнейшим из которых является государство. На этой позиции стоят французские ученые и, прежде всего, М. Дюверже.
Правовая трактовка политики исходит из того, что ее основой и содержанием являются фундаментальные права человека.


Антропологическая трактовка политики исходит из того, что она органически присуща человеческому обществу, коренится в самой его природе, обусловлена общественным разделением труда и взаимоотношениями индивидов. Выше уже упоминалось, что данное понимание политики восходит к Аристотелю, который рассматривал ее как форму существования человека.
Политика также может рассматриваться как деятельность по согласованию интересов, разрешению конфликтов с целью обеспечения целостности общества. Такое понимание политики называется конфликтно-консенсусным.
Различие подходов к пониманию политики свидетельствует о сложности этого общественного явления, различных его проявлениях и свойствах, глубине содержания.
Изложенное выше приводит к широкому толкованию политики — это реализация отношений власти, отношений, связанных с осуществлением гражданских прав и свобод, а также система отношений, направленных на обеспечение целостности общества и его стабильности.
Политология — наука о политике. Политика изучается системой политических наук: политической философией, теорией государства и права, политической экономией, политической психологией и др. Каждая из них изучает только узкий, интересующий ее аспект политики.
Политология рассматривает политику во всех ее проявлениях, обобщает, систематизирует политические знания, анализирует закономерности становления и развития политической жизни общества и, прежде всего, политической власти.
Политология, как и любая другая наука, имеет свой категориальный аппарат и выполняет ряд общественных функций.
Рассмотрим важнейшие из них.
Теоретическая функция предполагает анализ конкретных политических явлений и процессов, выработку определенных ценностей и идеалов политической жизни.
Прогностическая функция предполагает определение ближайших и отдаленных перспектив развития стран и регионов, моделирование будущих политических процессов.
Воспитательная функция политологии состоит в формировании политического сознания и политической культуры граждан, в осуществлении их политической социализации, в обеспечении возможности функционирования демократических обществ.
Осуществление последней функции особенно необходимо в российском обществе, которое сегодня находится на стадии перехода к рынку и правовому государству.
Знания основ политологии необходимы каждому, так как позволяют разобраться в сущности принимаемых государством и политиками решений, иметь четкие представления о гражданском обществе, правовом государстве и других политических явлениях. Структура политической сферы.


Греческое слово «политике» переводится как искусство управления государством. В более широком смысле слова политика – это сфера жизни и деятельности людей, связанная с отношениями людей, объединенных в социальные группы, классы, нации, страны. Эти отношения регулируются особыми институтами, учреждениями, организациями, которые в своей совокупности составляют политическую систему общества. Ее элементы – государство, политические партии, общественные организации, принимающие участие в политической жизни общества. Политические отношения складываются и проявляются в деятельности этих элементов политической системы общества.

Политические учреждения и организации в своей деятельности стремятся реализовать определенные политические идеи и концепции. Структура политической деятельности включает в себя:

• остановку ближайших (тактических) и перспективных (стратегических) задач;

• выработку методов, средств организации социальных сил для достижения поставленных задач;

• подбор и расстановку кадров.

Первичным, определяющим моментом политики являются отношения между социальными группами по поводу власти:

• В чьих руках находится власть в обществе?

• Чьи интересы эта власть защищает?

• Как осуществляется управление обществом?

Сама по себе власть – это способность влиять на людей и контролировать их действия. Цель политической деятельностипрежде всего – овладение и удержание власти.Но политическая деятельность не сводится только к завоеванию и удержанию власти. Она направлена на удовлетворение потребностей общества, сохранение и совершенствование социальной структуры, сочетание интересов различных социальных групп, защиту и реализацию интересов данного общества по отношению к другим обществам (например, защита интересов населения страны на международной арене). Для поддержания общественного порядка используются специальные институты, которые упорядочивают общественные отношения с помощью материальной силы и на основе определенных правил. Рассмотрим элементы политической системы общества.

Власть, ее происхождение и виды. Власть – влияние, способность властвующего желательным для него способом воздействовать на подчиненных. Власть – авторитет, добровольное согласие подвластного подчиняться приказам властвующего. Власть – принуждение, давление властвующих на подвластных с помощью силы. Власть – могущество, способность использовать все виды влияния для воздействия на поведение других. Существует два метода логических подходов к трактовке происхождения политической власти: 1) Власть дана отдельному человеку, или целому народу Богом, либо природой. 2) Власть – двустороннее взаимодействие объекта и субъекта.
Немецкий ученый Макс Вебер обосновал теорию социального господства, рассмотрев его идеальные типы: 1) Традиционное господство (монархия) 2) Рационально-легальное господство (демократия) 3) Харизматическое господство (Ленин, Сталин, Гитлер и пр.) Политическая власть может рассматриваться как функция политической системы. Власть – способность и умение реализовывать функцию общественного управления. Виды власти: 1) Экономическая: Осуществляет контроль над экономическими ресурсами, регулирует собственность на различного рода материальные ценности. 2) Социальная: Осуществляет контроль над распределением статусов, льгот и привелегий. 3) Принудительная: Осуществляет контроль над людьми с помощью применения и угрозы применения физической силы. 4) Культурно-информационная: Осуществляет контроль над людьми с помощью информации и СМИ, манипулирование сознанием и поведением людей вопреки их интересам.
Принципы устойчивости политической власти: 1) Лигетивность: признание власти меньшинства над большинством. 2) Результативность: степень выполнения властью тех функций, которые на нее возложены.

Политический режим. — политическое управление, то есть совокупность методов, приёмов и форм осуществления политических отношений в обществе (государстве), или способ функционирования его политической системы.

Политический режим характеризуется методами осуществления политической власти, мерой участия граждан в управлении, отношением государственных институтов к правовым основам собственной деятельности, степенью политической свободы в обществе, открытостью или закрытостью политических элит с точки зрениясоциальной мобильности, фактическим состоянием правового статуса личности.

Словосочетание «политический режим» появилось в западной литературе еще в XIX веке, а в широкий научный оборот вошло во второй половине XX века. Исследователи насчитывают в современном мире существование 140 — 160 различных политических режимов, многие из которых отличаются друг от друга крайне незначительно. Это определяет большое разнообразие подходов к классификации политических режимов.

Термином не является по причине разнообразия мнений исследователей и учёных.

В европейской политической науке наиболее широко распространено определение политического режима, данное Ж.-Л. Кермонном, которое часто используется и в работах российских авторов:

Под политическим режимом, согласно Ж.-Л. Кермонну, понимается совокупность элементов идеологического, институционального и социологического порядка, которые способствуют формированию политического управления данной страны на известный период.

В американской политологии, в отличие от европейской, предпочтение отдается понятию политическая система, которое считается более значимым, чем политический режим. Сторонники системного подхода довольно часто толкуют понятие «политический режим» расширительно, практически отождествляя его с «политической системой». Критики такого подхода отмечают, что политический режим — более подвижное и динамичное явление, чем система власти, и на протяжении эволюции одной политической системы может смениться несколько политических режимов[2].

В узком смысле слова под политическим режимом иногда понимают государственный режим, представляющий собой совокупность приёмов и методов осуществления государственной власти. Такое отождествление может быть оправдано лишь в том случае, если политический режим практически полностью определяется государством, и не оправдано, если он в значительной степени зависит от деятельности институтов гражданского общества.

Типы политических режимов: тоталитарный, авторитарный, демократический. Политический режим это совокупность методов осуществления государственной власти.

Виды политического режима:

1) демократический;

2) террористический.

Террористический режим подразделяется на авторитарный и тоталитарный.

Признаки демократического режима:

1) свободная деятельность различных партий, объединений, движений, функционирующих в рамках конституции;

2) идеологический плюрализм, то есть наличие в обществе различных идеологических течений, концепций и отсутствие господствующей идеологии;

3) формирование органов государственной власти выборным путем;

4) наличие в обществе демократических прав и свобод, их реальная гарантированность.

Признаки террористического режима:

1) запрет на деятельность демократических партий и организаций;

2) отсутствие идеологического плюрализма, господство одной идеологии в государстве;

3) отсутствие органов власти, формируемых выборным путем;

4) отсутствие демократических прав и свобод;

5) массовый террор и беззаконие в государстве.

Авторитарный режим как разновидность террористического режима характеризуется тем, что он персонифицируется, то есть выражается в лице конкретных правителей, которые олицетворяют диктатуру (например, диктатура Саддама Хусейна в Ираке).

Признаки тоталитарного режима:

1) наличие в государстве одной правящей партии, которая является ядром государственной власти;

2) господство одной идеологии и нетерпимость к идеологическому плюрализму;

3) «культ личности» в обществе, его государственное обеспечение;

4) функционирование административно-командной системы в государстве;

5) бесправие граждан, жесткая регламентация их деятельности;

Политическая система общества. Политическая система – это совокупность государственных, партийных и общественных органов и организаций, участвующих в политической жизни страны. Она является сложным образованием, обеспечивающим существование общества как единого организма, централизованно управляемого политической властью. В зависимости от времени и места понятие политической системы имеет различное содержание, так как значимость компонентов политической системы меняется соответственно типу политического режима. Кроме того, политическую систему определяют как взаимодействия, посредством которых в обществе авторитетно распределяются материальные и духовные ценности.

Любая система имеет следующие характеристики:
• состоит из многих частей
• части составляют единое целое
• система имеет границы

Системный подход в политологии впервые был применен Д. Истоном. Он разделил основные компоненты своей модели на «входящие» факторы (требование и поддержка) и «исходящие», связанные с первой путем обратной связи. Требования он делит на внешние, идущие из среды, и внутренние, идущие от самой системы. Требования – всего лишь «исходный материал», из которого формируется конечный продукт, называемый решениями. Другой вид входящих импульсов – поддержка. Она выступает в разных формах: материальной, воинской службе, соблюдении законов и директив государственной власти, уважении к государственной символике.

Структура политической системы состоит из институциональной, нормативной, функциональной и коммуникативной подсистем.
Институциональная подсистема – это государство, политические партии, общественно-политические движения, профсоюзы, организации, церковь, средства массовой информации. Нормативная подсистема включает в себя нормы права, политические традиции, политическую мораль и этику.
Функциональная подсистема – это формы и направления политической деятельности, способы и методы осуществления власти (политический режим).
Коммуникативную систему представляют: политическая культура, политическое сознание (идеология и политическая психология), политические отношения.

. Государство, его признаки, формы, функции

Государство – политико-территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая специальным аппаратом и обязательной для исполнения всеми гражданами волей.

Государство – главный институт политической системы. Основные признаки:

1. территориальная организация власти (институты гражданства, государственные границы);

2. публичный характер власти (несовпадение государства и общества, аппарат управления);

3. суверенный характер власти (верховенство внутри страны и независимость во внешних отношениях);

4. принудительный характер власти («монополия на законное насилие»);

5. исключительное право на взимание налогов и сборов и выпуск (эмиссию) денег;

6. обязательность членства в государстве;

7. представительство общества как целого, защита общих интересов и общего блага;

8. наличие государственной символики (герб, флаг, гимн).

Дополнительные признаки:

9. единый государственный язык как средство общения;

10. единая оборонная внешняя политика;

11. единая транспортная, информационная, энергетическая системы и др.

2. Основные теории происхождения государства: теологическая, классовая, патриархальная, договорная (естественно-правовая), теория насилия

3. Функции государства – основные направления деятельности государства:

Внутренние Внешние
· · Политические (обеспечение условий деятельности других политических институтов, порядка в обществе) · · Экономические (регулирование экономических отношений и структурных изменений в экономике, в т.ч. национализация, приватизация · · Социальные (программы развития образования, здравоохранения, социального обеспечения и поддержки культуры) · · Идеологические (воспитание членов общества, формирование гражданских и патриотических ценностей через образование и СМИ) · Обеспечение национальной безопасности · Отстаивание государственных и национальных интересов в международной сфере · Развитие взаимовыгодного сотрудничества · Участие в решении глобальных проблем

Формы выполнения функций:

· Правовая (правотворческая, правоисполнительная, правоохранительная);

· Организационная (организационно-регламетирующая, организационно-хозяйственная, организационноидеологическая).

Государство – главный политический институт, но не только: оно выполняет экономические функции, устанавливает технические регламенты и стандарты образования и др.

4. Форма государства – устройство политической организации общества, призванное обеспечить ее стабильность и нормальное функционирование.

Форма правления Форма государственно-территориального устройства Политический режим
Способ организации верховной государственной власти Способ взаимосвязи территориальных образований государства, закрепленный конституцией Совокупность методов и способов осуществления в стране государственной власти и управления
1. Монархия · абсолютная (Саудовская Аравия); · дуалистическая (законодательная власть разделена между монархом и парламентом) (Иордания); · парламентская (Великобритания) В истории так же сословно-представительская (XV-XVIII вв.) 2. Республика · президентская (США); · полупрезидентская (смешанная) (двойная ответственность правительства – перед президентом и парламентом) (Россия); · парламентская (ФРГ). 1. унитарная - однонациональная (Франция), - многонациональная (Китай); 2. федеративная (определенный суверенитет территориальных образований) - территориальная (США), - национальная (Россия); 3. конфедеративная (объединение независимых государств) (Швейцария). 1. демократический; 2. недемократические: · тоталитарный; · авторитарный.

5. Государственный аппарат (механизм) – система государственных органов и учреждений, при помощи которых осуществляются государственная власть и государственной управление. Его структура определяется функциями государства.

Органы, исполняющие внутренние функции Органы, исполняющие внешние функции
· органы правопорядка (милиция, суд, прокуратура); · органы социально-экономического регулирования (финансовые и налоговые службы, учреждения связи, транспорта, социального обеспечения, коммунальных служб, технического надзора и др); · учреждения культуры (учреждения образования, науки и культуры, органы информации. · министерство иностранных дел; · вооруженные силы; · разведка; · органы межгосударственных отношений; · органы иновещания.

5а. Элементы госаппарата:

· служащие;

· государственные органы – составные части аппарата, наделенные государственно-властными полномочиями и участвующие в осуществлении функций государства;

· государственные учреждения – государственные организации, выполняющие те или иные функции государства, но не наделенные властными полномочиями (образовательные и научно-исследовательские учреждения, библиотеки, почты, телеграфы, вокзалы и пр.);

· материальные средства.

В аппарат входят глава государства, органы законодательной, исполнительной и судебной властей, органы государственного принуждения (МВД, ФСБ, прокуратура, исправительные учреждения), вооруженные силы.

5б. Принципы организации и деятельности государственного аппарата:

· принцип представительства;

· принцип разделения властей;

· принцип демократизма;

· принцип законности;

· принцип гласности;

· принцип профессионализма и компетентности;

· принцип федерализма.

5в. Проблемы бюрократии, волокиты и коррупции в работе государственного аппарат.

Государственный аппарат. -системаоргановгосударства,т.е.органов,черезкоторыеосуществляетсягосударственнаявласть,функциисоответствующегогосударства;составнаячастьмеханизмагосударства. Основные принципы государственного аппарата:

§ конституционность, законность любых действий и инициатив;

§ оптимальность структуры, численности и распределения функций органов государстве! и юго аппарата;

§ ответственность государственного аппарата за результаты собственной работы;

§ политическая лояльность, деидеологизация функционирования государственных учреждений и их сотрудников;

§ профессионализм, компетентность должностных лиц.

В систему государственного аппарата входят следующие элементы:

§ органы законодательной власти (прежде всего парламент, законодательные органы субъектов федерации);

§ органы исполнительной власти (правительство, исполнительные органы власти субъектов федерации);

§ система судебных органов;

§ система надзорных и других контролирующих органов.

В государственный аппарат, помимо лиц, принимающих политические решения, входят административные образования (депар- тамснты, управления, комитеты, отделы и т. п.), осуществляющие квалифицированную подготовку решений.

Работа государственного аппарата в связи с особой значимостью и важностью для общества предполагает установление статуса неприкосновенности для лиц, принимающих политические решения (президент, глава правительства, генеральный прокурор, судьи, депутаты и другие категории политической элиты). Работникам государственного аппарата устанавливается статус государственных служащих, предполагающий, с одной стороны, некоторые ограничения их прав и полномочий в связи со спецификой их функций, с другой — наличие определенных льгот и системы зашиты. В учреждениях государственного аппарата существует институт отставки. Здесь имеется в виду создание специального порядка и процедур замещения и отстранения от должностей конкретных специалистов в интересах государства и его политики на основе законодательства.

Избирательные системы. Избирательная система в широком смысле — совокупность правовых норм, регулирующих порядок предоставления избирательных прав, проведения выборов в органы государства и местного самоуправления, определения результатов голосования. Такая система правовых норм в совокупности образует избирательное право (в широком смысле).[1]

Избирательная система в узком смысле — порядок определения результатов голосования.[1]

Политическая жизнь современной России. Большинство зарубежных исследователей придают данному термину исключительно узкий смысл, также как и дореволюционные отечественные авторы не выделяли избирательной системы в широком смысле слова. Появление широкого смысла связано с нормативным введением в оборот понятия избирательная система в Конституции СССР 1936 г., когда в Основном законе появилась глава с аналогичным названием, нормы которой касались регулирования избирательных прав, порядка организации и проведения выборов и т. д.[2]

В зависимости от переменных показателей (содержание голоса, величина округа, правило переведения полученных голосов в мандаты, голосование за конкретного кандидата или за партию (список кандидатов)) проводят их классификацию.[3]

Политические процессы, происходящие в современной России, в общем можно охарактеризовать какпереходный период от посттоталитарного политического режима к демократическому. С этим и связаны всете противоречия, трудности и перспективы, которые проявляются в нашей стране в последнее десятилетие.

Современная Россия живет по Конституции, принятой в результате всенародного референдума 1993 года.Согласно этому Основному Закону, Россия является федеративным, правовым, демократическимгосударством в форме президентской республики. В Конституции 1993 года был впервые закреплен принципразделения властей. Законодательная власть представлена следующей системой органов, имеющих иреализующих право на принятие законов: Федеральное Собрание, состоящее из двух палат - СоветаФедерации (верхняя палата) и Государственной Думы (нижняя палата); а также законодательных собранийсубъектов РФ. Исполнительную власть представляют Правительство РФ и органы исполнительной власти наместах. Судебная система состоит из трех уровней: Конституционные суды РФ и республик, суды общейюрисдикции во главе с Верховным Судом РФ, арбитражные суды.

Во взаимодействии ветвей власти в современной России произошел конституционный перекос в сторонучрезмерного раздувания полномочий исполнительной (и особенно президентской власти). Т.к. парламентотстранен от формирования правительства, он фактически не отвечает за принимаемые решения и законы.Все это приводит к противостоянию исполнительной и законодательной властей, причем последняя большезанята внутрифракционными и партийными конфронтациями. В достаточной степени не определены праваи полномочия федерального центра и 89 субъектов федерации. Указанные процессы действуют в сторонудестабилизации и дезинтеграции российской политической системы, что ставит под угрозу сам фактсуществования РФ как целостного государства.

В пореформенной России законодательно оформлен принцип многопартийности. В органах юстиции(включая местные) зарегистрировано более 1200 партий, движений и объединений. Однако считатьпартийную систему современной России сложившейся нельзя. Во-первых, большинство существующихпартий таковыми на самом деле не являются, ибо не обладают классическим набором признаков,характерных для этого политического института. Во-вторых, налицо огромное количество организаций-однодневок, созданных либо под конкретного лидера, либо в интересах предвыборной борьбы. В-третьих, вомногом у этих партий попросту нет своего устойчивого электората, а количество членов, по меткомузамечанию, "может уместиться в пределах одного дивана".

Наиболее крупной политической партией современной России, имеющей самую многочисленную фракцию вГосударственной Думе, является КПРФ (лидер - Г.А.Зюганов). По оценке собственных экспертов, число еечленов превышает 500 тыс. КПРФ отличают: четкая идеологическая программа, разветвленная сеть местныхпредставительств, жесткая организационная структура и дисциплина. Электорат составляют лицапреклонного возраста, социально-аутсайдерские слои, принявшие наибольший удар в результатекачественной реформации (бывшие ИТР, работники ВПК и пр.) Наиболее крепки позиции КПРФ на Юге и вЦентре России, на Дальнем Востоке и Восточной Сибири.

Другим крупным политическим объединением является "Яблоко" (лидер - Г.А.Явлинский). Идеология этойпартии основывается на принципах политической демократии, углублении рыночных реформ, социальноориентированной экономики. "Яблоко" отличают: мощная финансовая поддержка, хорошаяинформационная база, разветвленная региональная инфраструктура. Социальную базу партии составляют,как правило, жители крупных городов, предприниматели, лица с высшим образованием не старше 45 лет,студенчество.

В политическом центре партийного спектра РФ выделяются НДР (лидер - В.С.Черномырдин) и "Отечество" (Ю.М.Лужков). Это бывшая и нынешняя "партии власти". Оба объединения пользуются солиднойфинансовой поддержкой (Газпрома и московской промышленно-финансовой элиты), информационнымресурсом и имеют немногочисленность членов. Идеологическая база "Отечества" близка "яблочной", а НДР - "просвещенный консерватизм". Однако слабым местом НДР явился факт "компрометации" его лидерасотрудничеством с кремлевской администрацией, тогда как в основе отношения россиян к "Отечеству" лежиттрадиционное недоверие регионов к Москве.

По краям политического спектра находятся более мелкие партийные объединения; слева это - "ТрудоваяРоссия" В.Анпилова; справа - ДВР Е.Гайдара и "ДемРоссия"(Л.Пономарев и др.) Особое место занимаетЛДПР (лидер - В.В.Жириновский). Не имея четкой идеологической позиции, ЛДПР обладает мощнойфинансовой базой, региональной сетью представительств, достаточной информационной поддержкой.Электорат партии составляют: жители села и мелких городов, маргинальные слои, часть молодежи.

Политическая демократия в России носит во многом формальный и поверхностный характер именно потому,что фактически не изменились потестарные функции государства. При условии неразвитости структургражданского общества, государство само не справилось с задачами всесторонней реформации общества.Средний класс - социальная основа демократии - в результате целого ряда просчетов в социально-политической области практически не сложился, а более половины всего населения, еще недавно вполнеуспешного, скатилось на маргинальное дно. Политический режим все более приобретал чертыкорпоративной и коррумпированной сращенности политической и финансово-олигархической элит. Врезультате построения такой "демократии для немногих" налицо фактическое недоверие (до 90%) всемветвям и органам власти подавляющей части российского общества.

Пожалуй, единственное, что можно занести в актив России последних десяти лет - это достижениеплюрализма политического сознания, который, однако, носит пока характер политической гласности, но негарантированной свободы слова (особенно в регионах).

Центры политической власти в современной России все более смещаются в регионы. На то есть целый рядпричин: слабость и усиливающийся паралич федерального центра, неравномерность развития различныхрегионов, амбиции региональных лидеров и элит. В этом случае вполне закономерная хозяйственнаясамостоятельность регионов может обернуться углубляющимся сепаратизмом.

Политический процесс в России в этих условиях развивается крайне противоречиво; здесь можно обнаружитьчерты разных типов политических режимов и культур: демократического, авторитарного, тоталитарного. Принезрелости гражданского общества он несет в себе черты неструктурированности и латентности. Не только вобществе, но и в политических элитах почти отсутствуют навыки и начала демократической политическойкультуры.

Итак, политическая жизнь современной России чрезвычайно сложна и противоречива. Однако при всехсложностях переходного периода можно надеяться на то, что достигнутые немногие позитивные росткидемократических реформ станут необратимы. В этом убеждает опыт практически всех стран, вступивших наподобный переходный путь. За это говорит и вся тысячелетняя история России. Для успешного решениястоящих перед российским обществом проблем необходимы: качественная смена политических элит,политическая воля общества и необходимое политическое согласие всех сил современной России вокругэкзистенциальных демократических ценностей.

Гражданское общество, его основные черты. Аристотель считал, что все области человеческой деятельности политизированы. Гражданин – это тот человек, который участвует в суде и народном собрании. Следовательно, гражданское общество – это совокупность граждан и государства. Джон Локк называет основы гражданского общества, говоря, что в его основе лежит уважение закона, прав собственности и личных свобод. Монтескье: гражданское общество – ступень человеческой истории, пришедшая на смену естественному состоянию. Гражданское общество – общество вражды друг с другом, оно трансформируется в государство, а государство – это орган насилия для предотвращения вражды. Гегель: гражданское общество может существовать при условии существования множества сословий, опираясь на разнородные, групповые и индивидуальные интересы. Мыслители ХХ века рассматривают гражданское общество, как наиболее приемлемый тип социальной организации. Существует две точки зрения на природу гражданского общества: 1) Гражданское общество – совокупность неполитических отношений организаций, движений и пр. 2) Гражданское общество – определенная стадия зрелости политических и социальных сфер общества.
Современное гражданское общество выполняет следующие функции: 1) Обеспечивает свободное развитие личности на экономической основе разнообразных форм собственности, возможности для каждого человека выбирать сферу хозяйственной деятельности. 2) Обязательное регулирование взаимоотношений частных лиц, групп и организаций по средствам гражданского права, что позволяет преодолевать возможные конфликты и вырабатывать общую политику в интересах всего общества. 3) Постоянная защита интересов каждого человека, его прав и свобод. 4) Взаимодействие государства и гражданского общества. 5) Осуществление самоуправления во всех сферах общественной жизни.

Правовое государство, его сущность и основные принципы. Правовое государство – это организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного "связывания" государственной власти с помощью права в целях недопущения злоупотреблений. Прообраз идеи правового государства возник как противоядие от произвола, как реакция на деспотизм, тиранию.

Для правового государства характерны два основных принципа (две стороны сущности):

1) наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, создание для личности режима правового стимулирования (социальная, содержательная сторона);

2) наиболее последовательное "связывание" государственной власти правом, формирование для государственных структур правового режима ограничения (формально-юридическая сторона).

Первый принцип нашел свое закрепление в ст. 2 Конституции Российской Федерации, где установлено, что "человек, его права и свободы являются высшей ценностью". Правовое государство должно последовательно исполнять свое главное предназначение – гарантировать каждому гражданину возможность всестороннего развития личности. Речь идет о такой системе социальных действий, при которой права человека и гражданина являются первичными, естественными, в то время как возможность осуществления функций государственной власти выступает вторичной, производной. Правовой наукой ныне в виде естественных признается система гражданских (личных), политических, экономических, социальных и культурных прав личности, которые содержатся во Всеобщей Декларации прав человека 1948 г. и других международных актах.

Второй основной принцип правового государства воплощается в жизнь с использованием следующих способов, выступающих в качестве самостоятельных, более конкретных принципов:

– разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную с целью исключения злоупотреблений ею;

– федерализма, который дополняет горизонтальное разделение власти еще и разделением ее по вертикали;

– верховенства закона (закон, принятый верховным органом власти при строгом соблюдении всех конституционных процедур, не может быть отменен, изменен или приостановлен актами исполнительной власти);

– взаимной ответственности государства и личности и т.д.

Можно выделить и другие принципы правового государства, которые в той или иной мере вытекают из вышеприведенных и создают для них обеспечивающий фон: высокий уровень правосознания и правовой культуры в обществе; наличие гражданского общества и осуществление контроля с его стороны за выполнением законов всеми субъектами права.

Идея правового государства есть идея взаимоуправления гражданского общества и государства, предполагающая разрушение монополии государства на власть с одновременным изменением соотношения свободы государства и общества в пользу последнего и отдельной личности.

При всем многообразии принципов правового государства два из них все равно остаются главными, определяющими, и их необходимо рассматривать во взаимосвязи. Если анализировать первый
(социальный, показывающий привлекательность, ценность идеи правовой государственности, ее самоцель) без второго
(фор-мально-юридического, олицетворяющего собой средства достижения названных привлекательных идеалов), то не ясно, как добиться наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Если же, напротив, брать за основу только формально-юридический аспект, тогда становится не совсем понятно, во имя чего и ради кого необходимо ограничивать государственную власть посредством права. Ведь такое ограничение не самоцель. Можно его так ограничить, что государство вообще не выполнит ни одной из своих функций. И тогда то же гражданское общество от этого ничего не выиграет, а наоборот, только проиграет.

Соотношение правового государства и гражданского общества. Теперь обратимся к следующему вопросу. Каким образом гражданское общество связано с правовым государством? Государство есть один из элементов гражданского общества, такой же важный и значимый, как и в любом другом обществе, например, в деспотическом обществе восточного типа. Только его организационная функция здесь иная. В гражданском обществе государство призвано охранять и совершенствовать формы, в которых проявляется свобода личности. Совершенствовать такое государство, значит, давать простор проявлению свободы личности, но в то же время и определять ей "коридор", или разумно "ограничивать" ее. В гражданском, или иначе правовом, обществе существует масса таких "ограничений" свободы, но они не наносят урон свободе личности, как таковой. Гражданское общество вообще не ставит задачу вторгаться в эту сферу.

Развитые институты гражданского общества являются неотъемлемой частью социального государства.
Под социальным государством понимается такое, которое не только обеспечивает индивидуальную свободу, равноправие и невмешательство государства в дела гражданского общества, но стремится обеспечить каждому гражданину достойные условия существования. Социальное государство возникает на базе достаточно высокого уровня экономического развития общества, позволяющего перераспределять национальный доход в пользу менее обеспеченных слоев, проводить активную политику занятости населения, реализовывать социальные программы поддержки населения

Верховенство права. правовая доктрина, согласно которой никто не выше закона, все равны перед законом, и никто не может быть наказан государством иначе как за нарушение закона и в установленном законом порядке. В современной философии права, верховенство права противостоит идее, что отдельные должностные лица или органы власти могут быть выше закона либо обладать чрезмерно широкими полномочиями и таким образом осуществлять произвол. Доктрина верховенства права требует, чтобы нормы были опубликованными, стабильными и предсказуемыми в своём применении. Она требует доступности системы правосудия и её независимости от исполнительной и законодательной ветвей власти с тем, чтобы судьи выносили решения только на основании фактов и законов[1]. В современных вариантах доктрины также утверждается, что члены общества должны иметь возможность участвовать в создании и изменении законов, которые регулируют их поведение.

Можно выделить две основные концепции верховенства закона: формальную и содержательную («тонкую» и «толстую» в английской традиции; связанные с теориямиправового позитивизма и естественного права, соответственно). Формальная трактовка верховенства закона не делает суждения о справедливости самих норм, а определяет процедурные атрибуты, которые должна иметь правовая система. Данный подход стремится изолировать эффективность и предсказуемость работы системы от этических вопросов об её ответственности за результат. Содержательные трактовки верховенства права выдвигают требования к содержанию законов и явным образом включают фундаментальные права человека, которые, как утверждают эти концепции, вытекают из высших неписаных принципов законности, морали и справедливости. Такие интерпретации значительно усилили своё влияние после Нюрнбергского процесса, который признал руководство нацистской Германии преступниками вопреки их формальному соблюдению законов, а также после правозащитной деятельности Махатмы Ганди и Мартина Лютера Кинга. Чтобы не путать формальную трактовку с содержательной, Парламентская ассамблея Совета Европы рекомендует для первой использовать термин «верховенство закона», а для последней «верховенство права»[2].

Местное самоуправление. — система организации и деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории[1]. Более широкое понятие местного самоуправления подразумевает право и реальную способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения[2].

В современном мире большое распространение получили те системы местного самоуправления, классификация которых основана на складывании отношений между местным самоуправлением и центральными властями. Так, распространение получили следующие модели местного самоуправления: англосаксонская (классическая) модель, континентальная, смешанная и советская модель[3].

Местное самоуправление — одна из форм реализации народом принадлежащей ему власти. Местное самоуправление — децентрализованная форма управления, предполагающая известную самостоятельность, автономность местных органов, которые выступают органами местных самоуправляющихся территориальных сообществ. Теоретические основы учения о местном самоуправлении разработаны в первой половине XIX века французским государственным деятелем и историкомАлексисом Токвилем, немецкими учёными-юристами Рудольфом Гнейстом (1816—1895), Лоренцом Штейном (1815—1890), Паулем Лабандом и другими. Общественная теория самоуправления исходит из принципов признания свободы осуществления своих полномочий местными сообществами и союзами. Согласно государственной теории самоуправления местное самоуправление — одна из форм организации местного государственного управления. В современной России местное самоуправление относится к институтам публичной власти, а не гражданского общества, вместе с тем отрицается государственно-правовой характер местного самоуправления.

Политическая идеология и ее структура Субъективная сторона политической жизни находит свое отражение в политическом сознании. Оно способно опережать практику, прогнозировать развитие политического процесса, а следовательно, и оказывать на него значительное воздействие. Одной из форм политического сознания является политическая идеология, под которой понимается определяемая политическими интересами совокупность взглядов той или иной социальной группы на политическое устройство общества.

Политическая идеология выполняет в обществе ряд функций:

1) задает систему смыслов, ориентации человеческой деятельности;

2) предлагает более совершенные идеалы, выступает в качестве непосредственного мотива политической деятельности, мобилизует общество на реализацию собственных положений. При этом политическая идеология призвана не столько пропагандировать свои цели и установки, сколько добиваться целенаправленных действий людей во исполнение поставленных ею задач;

3) внедряет в общественное сознание собственные критерии оценки прошлого, настоящего и будущего;

4) противостоит частным интересам, разъединяющим людей, объединяет их в партии, группы, течения, стремится сплотить, интегрировать общество-

5) выражает и защищает интересы определенных социальных групп.

Классические политические идеологии формируются в XVIII в. Мыслители эпохи Просвещения стремились к созданию разумного общественного устройства, что требовало от них четко сформулированных идеи.

На основе политической философии английских рационалистов Д. Локка, Т. Гоббса, экономической доктрины А. Смита формируется учение либерализма (от лат. liberalis — свободный). Базовыми принципами этой идеологии являются свобода личности, неограниченность гражданских и политических прав человека, его личная ответственность за собственное благополучие. Условием реализации этих принципов выступает ограничение государственного вмешательства в общественную и частную жизнь. Государству отводится роль «ночного сторожа», охраняющего общественный порядок и защищающего страну от внешней угрозы. Экономические постулаты либерализма, сформулированные еще А. Смитом, сводятся к требованию простора частной инициативы, свободы предпринимательства, неприкосновенности частной собственности, ликвидации регламентации экономической жизни (лозунг laissez faire — «не мешайте действовать»). Свободный рынок и свободная конкуренция являются для либерализма условием экономического прогресса и эффективности. В социальной сфере либералы требовали обеспечения равенства всех людей перед законом (равенство возможностей), разрушения сословных и кастовых перегородок, создания неограниченных возможностей для социальной мобильности. Социальный статус, престиж, возможности того или иного человека должны напрямую зависеть от результатов его собственной деятельности, а не предписываться властью. Политическая доктрина либерализма базируется на идеях незыблемости политических прав и свобод человека, реального обеспечения идеологического и политического плюрализма, терпимости к инакомыслию, разделения властей. Идеалом общественно-политического устройства для либералов выступает правовое государство. Духовная жизнь общества должна, согласно либеральной доктрине, основываться на принципах свободы взглядов и убеждений, освобождения индивидов от подчинения церкви, праве личности самостоятельно формулировать свои нравственные обязанности.

Классический либерализм XIX столетия проделал определенную эволюцию и сформулировал ряд новых идей и принципов, составляющих содержание неолиберализма. Неолиберализм несколько иначе понимает экономическую и социальную роль государства, включая в число его функций защиту свободы предпринимательства, рынка, конкуренции от угрозы монополизма, разработку общей стратегии экономического развития, социальную защиту малообеспеченных групп и слоев населения.

Рассмотренные выше принципы либерализма лежат в основе организации жизни большинства западных стран.

Второй классической политической идеологией считается консерватизм (от лат. conservare — сохранять). Его базовые постулаты были сформулированы англичанином Э. Верком и французами Ж. де Местром и Л. Бональдом как реакция на результаты Великой французской революции. Консерватизм отстаивает сложившиеся формы общественной жизни, традиционные духовные ценности, отрицает не только революционные изменения, но с известным недоверием относится и к реформистским попыткам переустройства общества. Общество — это не какая-то машина, а прежде всего духовная реальность с хрупкой структурой, поэтому попытки ее изменить не должны предприниматься без крайней необходимости. Консерваторы не верят в неограниченные возможности че ловеческого разума и не испытывают оптимизма относительно общественного прогресса. Современные социальные институты не сконструированы человеком сознательно, а являются воплощением длительного процесса исторического развития. Классический консерватизм указывал и на то, что общественными делами наряду с разумом правит Провидение, направляющее судьбы людей. Все это заставляет консерваторов отдать преемственности приоритет перед инновациями. Неприемлема для консерватизма и идея социального равенства: иерархичность человеческого общества предустановлена свыше, естественна. Важнейшей ценностью для консерваторов является противостоящий хаосу порядок, в поддержании которого огромную роль играет государство. Свобода не имеет абсолютного характера и тесно связана с ответственностью личности. Для консерваторов интересы государства, общества, социальной группы неизмеримо выше, первичнее интересов отдельной личности. Однако и власть не должна вмешиваться в отношения, которые регулируются моралью. Абсолютными ценностями для консерваторов выступают семья, религия, социальная стабильность. Верность им способна разрешить все противоречия.

В последние десятилетия XX в. наметилась тенденция сближения классического консерватизма с либерализмом, оформившаяся в неоконсерватизм. В его рамках приверженность рыночной экономике, уважение к свободе отдельного индивида сочетаются с защитой порядка, законности, семьи, религии, нравственных основ общественного устройства. Ответственность за сохранение человеческого начала возлагается на самого индивида. Эта позиция не только поддерживает жизнестойкость и инициативу в отдельном человеке, но и снимает с государства социальные нагрузки. Государство должно лишь обеспечить необходимые индивиду жизненные условия Социально ответственная личность и политически стабильное государство — идеал неоконсерватизма. По многим положениям он приближается к классическому либерализму XIX в.

Третья политическая идеология — социализм (от лат. socialis — общественный) — окончательное оформление получила также в XIX в., хотя отдельные ее идеи известны с древнейших времен. Первые попытки разработать теорию нового общественного устройства принадлежали Т. Мору и Т. Кампанелле (XVI в.), а в конце XVIII — начале XIX в. — так называемым социалистам-утопистам К. А. Сен-Симону, Ш. Фурье и Р. Оуэну. Теоретическое обоснование социализма в середине XIX в. дали К. Маркс и Ф. Энгельс. Все социалистические концепции исходят из того, что на смену индивидуализму должна прийти совместная деятельность людей, основанная на общности интересов. В будущем коллективистском обществе только и возможно преодолеть эгоизм, взаимоотчуждение людей, устранить причины, порождающие разрушительные социальные конфликты. Смысловым стержнем социалистической идеологии служит идея равенства и социальной справедливости. Гарантией и условием ее реализации является ликвидация частной собственности, передача всех средств производства в общенародную собственность. Результатом этого станет ликвидация социального неравенства и эксплуатации человека человеком, создание условий для гармоничного развития личности (в физическом, умственном и нравственном отношении). Со временем отомрет и государство со всеми своими материальными атрибутами (армией, полицией и т. д.).

Уже в конце XIX — начале xx в. начинается обособление двух направлений в научном социализме —ортодоксального (марксистско-ленинского) и социал-демократического («ревизионистского»). Теоретиком первого выступил В. И. Ульянов-Ленин, разработавший учение об этапах социалистической революции, о необходимости насильственного слома «буржуазной государственной машины» и установлении диктатуры пролетариата. Осуществление на практике основ социалистической теории рассматривалось им и его соратниками как непосредственная политическая задача. В это же время Э. Бернштейн, К. Каутский и другие теоретики социализма утверждали идеи о возможности мирного, эволюционного достижения общественного идеала, о связи идеалов справедливого общественного строя со свободой и демократией. Их учение о возможности реформирования буржуазного общества послужило идейной основой современной социал-демократии, в рамках которой тезис о неизбежности обострения классовой борьбы заменен концепцией социального партнерства в условиях стабильного политического развития. Идеология «демократического социализма» взята на вооружение многими социалистическими партиями современного мира.

В современном обществознании довольно широко распространены идеи о «конце идеологий», базирующиеся на консенсусе представителей различных идейных течений по основным политическим проблемам (признание принципов смешанной экономики, демократического политического устройства, идеологического плюрализма, уважение к правам и свободам личности, взаимная ответственность гражданина и государства и т. п.). Однако существование идеологий подпитывается не только объективным различием интересов социальных групп, но и субъективной потребностью людей в целостной и непротиворечивой системе установок и ценностей, облегчающей им ориентацию в социально-политической действительности

Функции политической идеологии. Идеологии превращают политические идеи в действия, что осуществляется в процессе реализации ими ряда функций.

1. Смыслообразующая функция идеологии обеспечивает объяснение общественно-политической ситуации и обоснование адекватного ей способа поведения.

2. Когнитивная (познавательная) функция состоит в политическом просвещении граждан. Любая идеология содержит определенную долю истинных знаний об обществе (о классовой борьбе, о конфликтах, о рынке, о традициях и др.).

3. Нормативная. Идеология очерчивает ценностные параметры, критерии оценки политических явлений, событий, действий.

4. Интегративная. Не только сплачивает социальные группы и индивидов, но также поддерживает веру людей в общность их целей, интересов или идеалов.

5. Мобилизационная, позволяющая политическим идеологиям быть «идеями-в-действии». Идеология выступает средством приведения социальных сил в движение.

6. Коммуникативная. В широком смысле слова коммуникативная функция идеологии связана с организацией информационного пространства, а в узком смысле слова — с последовательным привнесением в сознание масс определенной системы политических ориентиров.

7. Конструктивная (прогностическая). Идеология служит постановке целей и задач, способных служить ориентирами в политике. Идеология создает модель социального идеала или же просто приемлемого общественного устройства.

8. Легитимизационная (делегитимизационная). Идеология способна оправдывать и разоблачать власть (притязания на власть).

9. Социально-психологическая (компенсаторная). Для идеологии важно не найти истину, а создать социальный комфорт, компенсировать личности и обществу недовольство социальным бытием. Идеология дает человеку готовые мировоззренческие шаблоны, образы врагов и друзей, модели разрешения типичных проблем, надежду обретения контроля над своей судьбой.

Многообразие функций идеологии показывает, что цель любой политической идеологии состоит в овладении массовым сознанием и воздействии на политические ориентации субъектов.

Различия и взаимодействие политической идеологии и политической психологии. Политическая идеология и политическая психология - частично совпадают по содержанию соответственно с теоретическим и обыденным, но имеют и свою специфику. Различение политической иде







Date: 2015-09-19; view: 793; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.088 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию