Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
В – 1. Инвестиционная политика и правовая защита иностранных инвесторовИнвестиции содействуют становлению и укреплению частного предпринимательства в странах со средним и низким уровнем экономического развития, к которым относится и Казахстан. Несмотря на значительный рост внутренних инвестиций, иностранный капитал играет значительную роль в экономике Казахстан, так как его основная часть идет не на восстановление имеющихся мощностей, а на создание новых. Изучение мирового опыта и практики привлечения прямых иностранных инвестиций в Казахстане и других странах СНГ показало, что возможности и масштабы их зависят от целого ряда факторов, важнейшими из которых являются: политическая стабильность, рыночная объективность проводимых экономических реформ в стране, благоприятный инвестиционный климат, величина возможного дохода или жизнеспособность инвестиционных решений в сопоставлении с аналогичными в других странах, правовая защищенность, открытость и стабильность правовых, регламентирующих и институциональных рамок, приемлемая производственная и рыночная инфраструктура, наличие и стоимость природных ресурсов, конвертируемость валюты и возможность репатриации прибыли. Избежать негативной тенденции и добиться существенного роста прямых иностранных вложений в экономику можно, очевидно, путем выработки комплексной государственной программы по стимулированию иностранных инвестиций. Учитывая опыт многих зарубежных стран, в число необходимых для Казахстана мер в этом направлении (помимо общего улучшения политической и макроэкономической ситуации)должны войти: создание действующей системы льгот и преференций для иностранных инвесторов в отдельных отраслях и регионах (в частности, реализация механизма раздела продукции и создание реально действующих свободных экономических зон), четкое разграничение собственности между хозяйствующими субъектами и местными властными структурами, создание стабильного экономического и внешнеторгового законодательства, включая нормативную базу по концессиям и разделу продукции, снижение налогового бремени и упрощение структуры налогов, введение частной собственности на землю, создание механизмов страхования иностранных инвестиций. Комплексная реализация программы стимулирования иностранных и местных инвестиций, к сожалению, сегодня не стоит на повестке дня. В условиях мировой конкуренции за доступность международного капитала не следует ожидать пропорционального роста иностранных наряду с ростом внутренних инвестиций в Казахстане. В отечественной практике принято классифицировать все отрасли в зависимости от динамики экспорта и импорта на 4 большие группы, которые согласно методике «Бостон Консалтинг Групп» разделены на так называемых «дойных коров» (экспортоориентированные отрасли), «звезд» (отрасли с высоким уровнем товарооборота), «знаки вопросов» (импортозависимые отрасли) и «собак» (с низким уровнем товарооборота). Горнодобывающая отрасль заведомо исключается из рамок оцениваемой модели как не нуждающаяся в инвестиционных преференциях. Таким образом, охватываются почти весь агросек-тор и вся обрабатывающая промышленность. В рамках методики с 1998 по 2000 г. был определен уровень экспорта 10,4% и импорта - 8,1%. «Дойные коровы» не нуждаются в господдержке в рамках программы по импортозаме-щению, «звезды» и «собаки» нуждаются в поощрении экспортоори-ентирования, те же «звезды» и «знаки вопросов» - поощрении импортозамещения. В целом меры протекционистского характера не способствуют экономическому развитию и улучшению конкурентоспособности этих отраслей. Односторонние барьеры в условиях интеграции в мировую экономику не способствуют улучшению комфортности для продукции местных производителей за рубежом. Необходима комплексная сбалансированная долгосрочная индустриально-инновационная политика, способствующая быстрому обновлению не только производственных мощностей, но и внедрению передовых технологий, значительно увеличивающих производительность и качество выпускаемой продукции. Инвесторов в первую очередь волнует правовая база, обеспечивающая защиту иностранного капитала на местном уровне, которая в значительной степени является условием формирования в Казахстане благоприятного инвестиционного климата и экономики открытого типа. Особое место занимают законы, регулирующие отношения непосредственно в сфере иностранных инвестиций. В первую очередь это Закон Республики Казахстан от 27 декабря 1996 г. «Об иностранных инвестициях» и Закон Республики Казахстан от 28 февраля 1997 г. «О государственной поддержке прямых инвестиций». Особое место занимает налоговая политика государства в отношении иностранных инвестиций, так как является фактором, формирующим страновые риски для инвесторов. Налоговая политика для иностранных инвесторов входит в ряд рассматриваемых объектов странового риска при выборе страны. Поэтому малые изменения в налогообложении приводят к снижению получаемой инвесторами чистой прибыли. До введения в действие ряда новых глав Налогового кодекса РК система основных налоговых инструментов регулирования развития рассматриваемого сектора включала в себя налог на прибыль, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы,роялти, акциз на нефть и таможенные пошлины. Главные недостатки этой системы состояли в следующем. Во-первых, многие из ее элементов (например, ставки акциза на нефть) устанавливались без должных экономических обоснований, зачастую чисто волюнтаристски. В итоге превалировала не столько регулятивная, сколько фискальная функция налогов, что не способствовало повышению инвестиционных возможностей. Во-вторых, «нефтяные» налоги по сути никак не «привязывались» к прибыльности разрабатываемых месторождений, к объективно различающимся (в силу природных условий, стадий выработки месторождений, степени их истощения, и т.д) условиям добычи исходного природного сырья. Страны, желающие привлечь иностранных инвесторов, как правило, должны создать: • социальные инвестиционные зоны; • инвестиционные стимулы (такие, как налоговые каникулы); • продвижение инвестиций; • определить четкие приоритеты макроэкономической политики К негативным факторам в основном инвесторы относят политические - коррупцию, бюрократию, местное вмешательство и нестабильность законодательства. Противоречия между центром и регионами больше относится к нейтральным факторам. Абсолютно негативно влияют на инвестиционный климат в РК и имеют максимальное значение по результатам опроса политические факторы - уровень коррупции и бюрократизма. Такие факторы, как недостаток каналов распределения и тарифные барьеры, местное вмешательство, по своей природе оказывают крайне негативное влияние на инвестиционный климат в стране, но тем не менее оно не является определяющим. Таким образом, правовая система, обеспечивающая деятельность иностранных инвесторов, несмотря на существенные сдвиги в области улучшения инвестиционного климата, не обеспечивает достаточный уровень защищенности иностранных инвесторов от коррупции и произвола властей. Опираясь на результаты проведенного исследования (опроса) среди иностранных инвесторов, можно утверждать, что бюрократизм и коррупция являются основными отталкивающими факторами в инвестиционном климате РК для иностранных и отечественных инвесторов.
|