Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Трудовая концепция
Если симиальная концепция отвечает на вопрос о том, кто был предшественником человека, от кого он произошел, то на вопрос о причинах превращения обезьяноподобных предков в человека пытается дать трудовая концепция, суть которой изложена в работе Ф. Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». По словам Энгельса, труд создал человека. Переломный момент в процессе перехода от обезьяны к человеку был связан с формированием условий, при которых человек мог начать трудиться, развивая при этом свои руки и мозг. Важнейшими шагами в ходе эволюции человека стали прямохождение, а также развитие руки и мозга1. Они вызвали перестройку телесной организации ископаемого предка, привели к его очеловечиванию. 1 В силу важности этих свойств их называют гоминидной триадой. Переход к прямохождению был обусловлен сменой древесного образа жизни на наземный в связи с наступлением ледникового периода. Очевидно, что гоминидные предки человека не ушли к экватору, а стали приспосабливаться к новым суровым условиям. При этом предки австралопитеков передвигались по земле в полувертикальном положении, что освобождало их верхние конечности для защиты и охоты. Поскольку перемещение на двух конечностях сложнее, чем на четырех, и требует быстрого ориентирования, координации тела и работы конечностей, это, в свою очередь, повлекло изменение анатомического строения мозга. Средний объем мозга австралопитека составлял 552 см3, т.е. был таким же, как у современных человекообразных обезьян, но по сложности значительно превосходил их. Прямохождение высвобождало передние конечности и создавало предпосылки для превращения их в руку — орган трудовой деятельности. Кроме того, изменение положения головы и глаз привело к возрастанию воспринимаемой зрительной информации, что создавало предпосылки для совершенствования форм восприятия действительности в конкретных образах. Эти преимущества обеспечили победу обезьянолюдей в борьбе за существование и позволили им 1,5—2 млн. лет назад широко расселиться по территории Африки, Средиземноморья и Азии. Эволюция австралопитека протекала в сложных условиях. Спустившись на землю, они не могли быстро бегать, у них не было острых когтей и зубов, а малая плодовитость могла привести к вымиранию всего вида. Поэтому естественный отбор шел в направлении закрепления тех качеств, которые помогали приспособиться к новым условиям жизни. Так, совершенствовалось прямохождение, устойчивость тела и, конечно, развивались верхние конечности. Вначале рука была слабо развита и могла осуществлять лишь самые простые действия. Постепенно в ходе естественного отбора древнейший человек с помощью рук научился использовать камни и дубины, а также кости и зубы убитых животных для защиты и нападения, выкапывания корней и клубней, сдирания шкур со своей добычи и т.д. Поначалу наши предки применяли названные предметы в качестве орудий труда и оружия необработанными. Но при многократном использовании на камнях и костях могли образоваться сколы, оставляя режущую поверхность, после чего их можно было использовать более эффективно. Поэтому австралопитеки начали обрабатывать орудия труда, сначала спорадически, а затем — постоянно. Так человеческие предки стали не просто использовать, но и производить орудия труда. В свою очередь, труд обусловил зарождение и развитие социальных отношений, сознания, мышления, языка, т.е. окончательно превратил животное в человека. С этого момента можно говорить о величайшем качественном скачке в развитии органического мира, приведшем к появлению человека. Он стал единственным существом на Земле, способным к сознательной целенаправленной деятельности по преобразованию окружающего мира. Накапливавшийся жизненный опыт в познании природы совершенствовался от поколения к поколению. При этом прежде существовавшие инстинкты — генетически заложенные программы поведения в определенных ситуациях — постепенно отмирали. Поэтому возникла настоятельная необходимость в ином, небиологическом способе хранения и передачи информации, способствующей выживанию вида. Так появилась символическая деятельность — речь, связанная со способностью замещать природные процессы и явления их образами и символами. Это, в свою очередь, повлекло за собой дальнейшее развитие мозга, процесса мышления, легло в основу абстрактного мышления, присущего только человеку. Однако не следует считать, что с появлением зачаточных форм труда человек перестал подчиняться биологическим факторам эволюции — изменчивости, наследственности и естественному отбору. Еще долго они оставались ведущими в эволюции человека, лишь постепенно уступая свое место социальным факторам — трудовой деятельности, общественному образу жизни, речи и мышлению. Их черед настал лишь после появления человека современного вида, которое произошло совсем недавно — около 40 тыс. лет назад. Date: 2015-09-19; view: 583; Нарушение авторских прав |