Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Молот Тора; громовник Тор – защитник богов и людей
Само происхождение бога грома и молнии в скандинавских мифах описывается по‑разному: его матерью именуется то Ёрд, воплощение земли, то некая Фьёргюн, чье имя совпадает с именем отца Фригг. Имя Фьёргюн объединяет Тора с именами громовержцев других индоевропейских народов, в том числе славянского Перуна. Отцом Тора считается Один, но Снорри в прологе к «Младшей Эдде» говорит что Тор, или Трор, был первопредком всех богов (впрочем, Трором именует себя и сам Один в знаменитом перечне имен – туле из «Речей Гримнира»). Так или иначе, Тор, как и Тюр оказался потесненным на скандинавском Олимпе: Один со своей Вальхаллой занял там центральное место в эпоху викингов, хотя культ Тора оставался самым популярным – недаром его идол стоял в середине храма в Упсале. Тор – сильнейший среди богов и людей. И его владения на небесах именуются Трудвангар – «Поля силы». Чертог бога Бильскирнир – «Сверкающий как молния» – также огромен, как Вальхалла – там «пять сотен палат и сорок еще». Имя и самый облик Тора – рыжебородого богатыря – свидетельствовали о его главной роли: имя Тор (германское Донар) означало «Гром, Громовержец», рыжая борода была символом небесного огня – молнии. Одна исландская статуэтка, относящаяся к эпохе, когда идолов уже ниспровергали христианские правители и молиться можно было лишь «портативным» карманным божкам, изображает Тора, держащего себя за бороду, а борода эта имеет форму молота – знаменитого Мьёлльнира, Молнии, некогда выкованного искусными карлами. Потрясая своими волосами, громовержцы в разных традициях вызывали гром и молнию. Мы помним, что не только сам Тор, но и его жена Сив обладали чудесными волосами, изготовленными альвами. Волосы в народной традиции были символом плодородия – ведь их постоянный рост воспринимался как залог вечной жизни. И.М. Дьяконов, сравнивая мифы Востока и Запада, предположил, что волосы Сив – это символ колосящихся полей. Само имя Сив, означавшее «род», говорило о том, что она была не просто супругой громовержца, но и богиней плодородия.
Подобно другим ванам, Фрейя передвигается на колеснице, в нее запряжены кошки – животные, обычные для ближневосточных богинь любви, но непривычные для скандинавского Севера. Роспись церкви в Шлезвиге. XII век. Здесь изображена Фрейя в облике ведьмы верхом на коте.
Третий по значению бог скандинавского пантеона – Фрейр. Ему подвластны плодородные дожди и даже солнечный свет. Этого бога следует молить о плодородии и мире. Фигурка Фрейра, бога плодородия Раллинге, Швеция. XI в.
Бронзовая статуэтка X века из Исландии изображает Тора, сильнейшего среди богов и людей. Имя и сам облик Тора – рыжебородого богатыря – свидетельствовали о его главной роли. Имя Тор означало Громовержец, его рыжая борода – символ огня.
Серебряные амулеты, изображающие молот Тора. Борода Тора имеет форму молнии – знаменитого Мьёлльнира, Молнии, некогда выкованного искусными карлами. Серебряные амулеты, изображающие молот Тора.
На памятном камне XI века изАльтуны в Швеции изображена рыбная ловля Тора. Этот забавный сюжет о трусливом великане и мести Тора служит прелюдией к мировой драме, когда в последние времена Змей сам выползет на сушу и сразится с громовержцем.
Всадник, которого сопровождают два ворона, изображен на серебряной пластине, украшавшей шлем шведского вождя в VIII веке. Считалось, что появление двух воронов знаменует для увидевшего их грядущую победу в битве.
Воины в шлемах. Изображение на бронзовой пластине VIII века. Швеция.
На памятном камне с острова Готланд валькирия с питьевым рогом встречает всадника на восьминогом коне Слейпнире. Рядом – другая валькирия с эйнхерием, вооруженным топором. Над ними – изображение небесного чертога – Вальхаллы. Рядом с Вальхаллой – воины в странных позах, скорее всего это воины Одина, демонстрирующие свое мастерство в технике боя, подобно римским гладиаторам в цирке.
Ковер с изображением обрядовой процессии и колесниц. Найден в королевском погребении в кургане Осеберг в Норвегии. XI век. Здесь была похоронена королева Аса. Предполагают, что она была жрицей Фрейи.
Тогда брак сына Земли Тора и богини земного плодородия Сив – это священный брак неба и земли. И недаром Тор так разгневался, когда Локи похитил волосы его жены – дело было не только в женской красоте, но и в этом залоге плодородия. Дети Тора воплощали его богатырские качества: имя его дочери Труд означало «Сила», сыновья носили имена Моди и Магни, что означает «Смелый» и «Мощный». Кроме молота Мьёлльнира у Тора есть еще два сокровища‑талисмана. Это Пояс Силы, вдвое прибавляющий силы богу, и железные рукавицы, без которых невозможно держать в руках молот‑молнию. Этим молотом Тор поражает своих врагов великанов, которые чувствуют его силу уже тогда, когда он еще только занесен. Поэтому они пытаются похитить Мьёлльнир, и об этом повествует особый миф. Громовержец именуется также Эку‑Тором – Тором‑Колесничим, потому что разъезжает на колеснице; колесница – обычный атрибут громовников, гром – это грохот ее колес. Когда он скачет на битву с великанами, крошатся горы и пылает небо. Но в отличие от прочих богов‑колесничих, Тор запрягает в свою повозку не благородных божественных животных – коней, а козлов. Их имена – Скрежещущий зубами и Скрипящий зубами – показывают, что козлы добавляют шума к грохоту колесницы. Недаром одно из имен Тора в «Эдде» – Хлориди – «Скачущий в шуме». Но роль этих животных, конечно, не в производимом ими шуме. Специальный миф в «Видении Гюльви» рассказывает о том, как Тор отправился на восток, в Страну Великанов, на своей колеснице, взяв с собой Локи. На ночь они остановились в одном доме (он принадлежал великану Эгилю, как свидетельствует «Старшая Эдда»), где Тор сам приготовил ужин: бог зарезал своих козлов и бросил их мясо вариться в котел. На ужин Тор позвал хозяев с дочкой и сыном Тьяльви, велев им не разгрызать кости, а бросать на расстеленные шкуры. Но Тьяльви (по коварному совету Локи) расколол одну бедренную кость. Наутро Тор взял молот и освятил им шкуры: козлы тут же воскресли, но один из них хромал. Громовнику пришлось продолжить путь пешком, а виновник этого приключения Тьяльви и его сестра Рёсква должны были стать его слугами. Козлы Тора – воскресающие звери, источник неиссякаемой божественной пищи, подобно вепрю Сэхримниру в Вальхалле. Но вместе с тем козлы в фольклорных традициях многих европейских народов – воплощения плодородия вообще, особенно плодородия полей. В восточнославянском фольклоре популярна песенка:
Где коза ходит, там жито родит, где коза ногою, там жито копною.
Урожай более всего зависел от воли громовника – плодородного дождя. Ему даже заплетали последний сноп «на бородку». Козлы – бородатые животные – были символом самого громовержца. Небесный бог – сын матери‑земли и супруг богини плодородия Сив – сам воплощал плодородный дождь. Недаром в одном древнеанглийском заговоре Тор – Донар именуется «Громом благодатным, вечным для народа». Имя Тора было самым распространенным компонентом мужских и женских имен в Скандинавии, а амулеты – молоточки Тора – самыми распространенными оберегами. В стихотворном проклятии (нид), направленном против своего врага – норвежского конунга Эйрика Кровавая секира, самый знаменитый исландский скальд Эгиль Скаллагримсон (предок Снорри Стурлусона) призывал на его голову гнев Трора (Одина), некоего «Аса земли» (или края), а также Ньёрда и Фрейра: речь шла о верховных богах скандинавского пантеона, и Асом (богом) земли мог именоваться только Тор, сын богини земли Ёрд. Тор был воителем‑громовержцем, главным божеством, обеспечивающим жизнь людей (и богов); он сдерживал великанов, бывших не только чудовищами, жаждавшими захватить мир людей, и воплощением первобытного холода и мрака, но и зимы, отступающей под ударами первого грома. В «Старшей» и «Младшей Эдде» Тор, прежде всего, силач – защитник Мидгарда, недаром одно из его имен – Веор – значит «Защитник». Настойчивый странник Ганглери допытывается у таинственной троицы, правда ли, что Тору не страшна никакая сила и колдовская власть. Высокий нехотя признает, что многое стоило Тору великого труда. Но негоже рассказывать о таком – ведь каждый должен верить, что нет сильнее Тора. Лишь под угрозой того, что вопрошающий объявит их побежденными, Третий решается рассказать Ганглери историю, на которую намекал Один‑Харбард, так разгневавший громовника.
Date: 2015-09-18; view: 404; Нарушение авторских прав |