Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ш.2. Принципы обучения





Для того, чтобы процесс обучения был наиболее эффективен преподаватель должен следовать в своей деятельности определенным правилам. Эти правила должны помогать учителю и ученику налаживать обратную связь между собой. Это главное условие плодотворного процесса обучения. Такими правилами в педагогике являются дидактические принципы. Принципы- это руководящие положения, которые определяют ход преподавания и учения в соответствии с целями обучения воспитания и развития. Нужно сказать, что количество принципов не оговорено нигде, и оно может быть сколько угодным. Важным является не число дидактических принципов, а само их наличие в учебном процессе. Последовательность принципов также не имеет значения, но многие великие педагоги вели споры о главном ведущем принципе. В своей практике мы придерживались мнения о том, что ведущим принципом является принцип природосообразности. О нем впервые говорил известный мыслитель и педагог Кун-цзы, который больше известен под именем Конфуций. Он считал, что именно принцип природосообразности лежит в основе поведения человека, и поэтому учитель в своей просветительской деятельности должен опираться или следовать этому принципу. Немецкий педагог Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег посвятил одну из своих работ доказательству того, что принцип природосообразности не нуждается в доказательстве, и является общим положением всякой педагогики- единственным и достаточным. Мы согласились с этим неоспоримым утверждением, и в своей практике использовали и будем использовать принцип природосообразности [].

Принцип природосообразности - это педагогический принцип, согласно которому воспитатель в своей деятельности должен руководствовался факторами естественного, природного развития ребенка, по мнению великого педагога Яна Амоса Коменского, человек должен подчиняться общим законам природы, т.к. он представляет собой часть этой самой природы. И поэтому, все педагогические средства должны быть природосообразными. Все принципы, правила обучения строятся на основе принципа природосообразности, т.к. все они направлены помочь совместной деятельности обучения учащихся и преподавателя, а процесс обучения строится не на изменении или попытке образовать новые задатки человека, но на развитии уже существующих, данных от природы.

Рассмотрим основные принципы обучения, которые были осуществлены преподавателем в своей деятельности.

Принцип наглядности. Этому принципу было отведено важное место среди остальных принципов. Согласно многим педагогам, развитие человеческого ума начинается с чувственного восприятия внешнего мира. Дистервег считал, что, чтобы достичь цели обучения, необходимо начинать каждый урок не с правил и теории, а с конкретного факта, примера. Наглядные представления возводятся разумом в общие представления и понятия. И снова напомним о принципе природосообразности и о том, что он является основополагающим всех принципов. Что принцип наглядности подчинен природосообразности видно невооруженным глазом, чувственные анализаторы - будь то слух, обоняние, зрение, осязание, вкус все они даны человеку от природы. Они способствуют более эффективному обучению в своей совокупности, нежели по отдельности. Преподаватель учитывает, чем больше органов чувств участвуют в восприятии какого-либо явления или предмета, тем легче оно усваивается и лучше запоминается. Наглядное обучение, способствует прочности усвоения знаний, а это знает каждый педагог. Поэтому деятельность строится таким образом, чтобы примеры и образы действий запоминаются легко и надолго удерживаются в памяти школьников. Но на каждом занятии учитывалось то, что реализуя данный принцип, нужно помнить о том, что перегрузка урока наглядными пособиями рассеивает внимание учащихся, что отбор средств наглядности следует вести с учетом цели занятия.

Принцип доступности. Составляя материал по содержанию и объему, исходили из уровня подготовки и развития учащихся в данный момент, сопоставлялись уровень сложности заданий и возможности ребенка, добивались того, чтобы ученик мог самостоятельно мыслить, развиваться. Но доступность не значит легкость. Легкость в обучении снижает и мыслительную активность учащихся, и их интерес к учению. Излишне трудные задачи в обучении тоже не приводят к успеху: ученик пассивно воспринимает информацию, в большинстве случаев “берет учение зубрежкой”. Поэтому в зависимости от возрастных особенностей, уровня развития ученика нужно выбрать тот уровень сложности обучения, который способствовал бы проявлению активности учащихся в поиске новых знаний.


Принцип научности. Этот принцип следует понимать, как требование строить процесс обучения, опираясь на современные научно-технические данные и знания учащихся по основам наук; использование научных терминов и понятий, что и осуществлялось на занятиях в практике. В присутствии принципа научности в обучении учащиеся не только приобретали определенные знания и навыки, но и получили представления о научных основах изучаемого материала.

Принцип развивающего обучения. В работе учителя этот принцип помог формировать деятельность учащихся, связанную с развитием у них познавательных и творческих способностей, развитию у них пространственно- образного мышления. Этому способствовало содержание образования учебной программы, в которой предусматривалась самостоятельная деятельность учащихся по проектированию. Способность творческого осмысления и творческого применения на практике приобретаемых знаний необходима человеку на протяжении любой деятельности. В течение всех занятий внимание учащихся обращалось на имеющиеся пути творческого решения самостоятельно.

Принцип связи теории с практикой. Этот принцип свидетельствует о том, что теоретические сведения давались учащимся в определенном порядке с учетом того, что за изучением каждой темы программы следовали занятия по закреплению пройденного материала на практике, то есть умения и навыки формировались на основе полученных знаний. Теоретический материал давался для того, чтобы учащиеся осознано выполняли практические задания, опираясь на знания, полученные на занятии.

Принцип систематичности и последовательности. Реализуя этот принцип, строилась система занятий и каждый урок так, чтобы учащиеся усваивали материал в строго определенном порядке, чтобы каждое изучаемое положение вытекало из предыдущего, и в дальнейшем развивалось.

Поскольку, для прочного усвоения последующего материала, учащиеся должны хорошо ориентироваться в уже пройденном, то переход к новой теме происходил только в том случае, когда было убеждение в том, что подопечные разобрались в уже изученных темах. Поэтому одним из важнейших условий систематичности и последовательности обучения, проверять знания и умения учащихся, не пренебрегалось никогда.

Принцип сознательности и активности учащихся. В процессе подачи теоретических знаний обязательно объяснялись цель, задачи и значение предстоящей работы, освещались перспективы реализации знаний по данной теме на практике. Для этого организовывались самостоятельные работы, производился проблемный подход к изложению темы. Ставя перед учащимися задачи творческого характера, преподаватель постоянно подводил их к необходимости самостоятельного решения тех или иных проблем.

Принцип воспитания. Этот принцип тесно связан с обучением. При реализации принципа воспитания у учащегося формировались: психологическая и нравственная готовность ко взрослой жизни, к деятельности, к труду. Усвоение знаний строилось на таком отношении, чтобы воспитывающий момент, неотъемлемо присутствовал и осуществлял заложение лучших качеств личности. Это происходило при помощи метода личного примера, акцентирования внимания на исторических справках, слежения, в хорошем смысле слова, за поведением детей и оказания влияния в нужный момент.

Принцип прочности овладения знаниями, умениями, и навыками. Прочность овладения ЗУНами достигается при помощи успешной реализации уже рассмотренных выше принципов обучения. Для закрепления изучаемого материала учащиеся на каждом уроке выполняли упражнения, в ходе которых отрабатываются различные знания и умения с целью систематизации учебного процесса, установления логических связей между уже усвоенными и вновь приобретенными навыками и умениями.

Принцип индивидуального подхода в обучении. В обучении преподаватель старался считаться с различиями детской и юношеской природы и содействовать ее своеобразному развитию. Нельзя требовать от ребенка невозможного, построение процесса обучения осуществлялось с учетом особенностей каждого учащегося по возможности.

Политехнический принцип. Это правило указывает на то, что межпредметная связь велика и, если активно способствовать усвоению этого, то успеваемость и уровень усвоения будет весьма высок. Это происходит благодаря тому, что учащиеся будут применять знания всех предметов для изучения какой-то темы. Это положение имело практическое действие в практике преподавания эксперимента.

Все принципы помогают устроить эффективное обучение и талантливое преподавание, их нужно только учитывать и применять на практике.







Date: 2015-09-18; view: 411; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию