Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Советского Союза





По окончанию гражданской войны политическая карта бывшей Российской империи весьма изменилась: в зону советской власти входили формально независимые советские социалистические республики - РСФСР, Украина, Белоруссия, Азербайджан, Грузия, Армения, Дальневосточная республика и две среднеазиатские "народные республики" - Хорезмская и Бухарская. Прибалтийские страны - Латвия, Литва и Эстония, а также Финляндия и Польша, отстоявшие свой суверенитет, стали зоной европейского влияния (Польша к тому же присоединила к себе Западную Украину и Западную Белоруссию).

К 1922 году на территориях, где вся власть уже перешла в руки Советов, этническая составляющая, даже при изменении границ, оставалась очень пестрой. На них проживало 185 наций и народностей (по переписи населения 1926г.). Правда, многие из них представляли либо "рассеянные" национальные общности, либо недостаточно определившиеся этнические образования, либо специфические ответвления других этносов. Для объединения этих народов в единое государство, бесспорно, существовали объективные предпосылки, имеющие глубокие исторические, экономические, политические и культурные основания.

Несмотря на противоречивость мнений относительно образования СССР, множество историков считают, что оно не было только навязанным сверху актом большевистского руководства. Этот процесс одновременно поддерживался "снизу". Каждая республика располагала своими органами государственной власти и управления, своей конституцией, но на деле власть принадлежала национальным коммунистическим партиям, входившим в состав единой РКП(б). Коммунисты считали необходимым объединить все нации и народности для построения коммунистического общества.

С момента вхождения различных народов в Россию и присоединения к ней новых территорий, как бы ни старались это опровергнуть представители национальных движений, их объективно начинала связывать общность истории, происходили миграции, перемешивание населения, складывалась единая хозяйственная система страны, основанная на разделении труда между территориями, создавалась общая транспортная сеть, почтово-телеграфная служба, формировался общероссийский рынок, налаживались культурные, языковые и другие контакты. Безусловно, существовали и такие факторы которые препятствовали объединению: русификаторская политика старого царского режима, ограничение и стеснение прав отдельных национальностей. Но несмотря на это соотношение центростремительных и центробежных тенденций, которые сегодня с новой силой борются на территории бывшего СССР, определяется совокупностью многих обстоятельств: длительностью совместного "проживания" различных народов, наличием компактно заселенной территории, численностью наций, наличием или отсутствием в прошлом своей государственности, традициями, своеобразием уклада, национальным духом и т. д. Но в то же время едва ли Россию можно сравнивать с существовавшими в прошлом колониальными империями и называть ее, как то делали большевики "тюрьмой народов". Для России в этом смысле характерен ряд своих отличий, который не дает повода ставить ее в один ряд с колониальными державами, сюда входят и целостность всей территории, и многонациональный характер ее заселения, преимущественно мирная народная колонизация, отсутствие геноцида по отношению к другим нациям, как то имело место, например, при колонизации Америки (если вспомнить историю с ацтеками и их закат от рук испанцев-конкистадоров), историческое родство и сходство судьбы отдельных народов, которые не так давно были в составе Российской империи. Образование СССР имело и свою политическую подоплеку — в условиях враждебного внешнего окружения в лице западных демократических стран становилось необходимым объединение совместных усилий перед лицом потенциального противника, главным образом США, Великобритании и проч.

О том, каким оно должно быть, среди большевистского руководства не было единого мнения еще со времен дореволюционных партийных дискуссий по национальному вопросу. Практически все партийные лидеры считали его второстепенным, зависимым от главной задачи — осуществления пролетарской революции. Но в рамках этого подхода имелись и свои политические нюансы, которые так или иначе должны были сказаться на национальном строительстве после революции. Так, значительная часть большевиков вообще игнорировала проблему национального самоопределения, целиком полагаясь на "пролетарский интернационализм" и выступая сторонниками унитарного государства. Их лозунг — "Долой границы!", выдвинутый Г.Л. Пятаковым. Другая часть выступала сторонниками так называемого "самоопределения трудящихся" (Бухарин и др.). Более осторожную позицию занимал Ленин. Отвергая идею "культурно-национальной автономии", принятую в программах ряда социал-демократических партий Запада, он ставил вопрос о желательной для большевиков форме национального самоопределения в зависимость от конкретно-исторических условий и от того, как будет развиваться "революционная борьба пролетариата". В то же время поначалу симпатии Ленина были очевидными: он сторонник централистского государства и автономизации живущих в нем народов. Впрочем, осознавая сложность проблемы, Ленин настаивал на ее специальном анализе, который следовало бы поручить представителю национальных меньшинств. Как раз к месту пришелся Сталин. Закрепление за ним роли в партии как специалиста по национальному вопросу, видимо, было связано с тем, что его "разработки" были весьма схожими с мыслями самого Ленина. В труде "Марксизм и национальный вопрос" Сталин дал определение нации (общность территории, языка, культуры), которое во многом бытует и до настоящего времени, и пришел к однозначному выводу о необходимости областной автономии в России для Польши, Финляндии, Украины, Литвы, Кавказа.9

30 декабря 1922 г. в Москве открылся исторический I съезд Советов Союза СССР, состоявший из представителей РСФСР, Украины, Белоруссии и Закавказья. Почетным председателем съезда был единогласно избран В.И. Ленин, который по болезни не мог на нем присутствовать. Съезд утвердил в основном Декларацию и Договор об образовании СССР, предварительно подписанные уполномоченными на то делегациями объединяющихся республик.

Декларация провозглашала образование СССР, характеризовала исторические условия, в которых происходило это событие, определяла основные принципы объединения республик. Договором закреплялось объединение РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР в одно союзное государство, определялась система высших органов власти и управления СССР, основные черты взаимоотношения высших органов власти и управления СССР, основные черты взаимоотношений органов Союза с органами республик, решались вопросы гражданства, бюджетных отношений, закреплялось право выхода союзных республик из Союза(хотя де-факто это право было по большей части фиктивным).

Договором закреплялись широкие права Союза Советских Социалистических Республик. К компетенции Союза были отнесены международные отношения, в том числе касающиеся и внешней экономики, установление основ и общего плана всего народного хозяйства Союза, а также заключение концессионных договоров, т.е. договоров на сдачу иностранным государствам в эксплуатацию природных ресурсов или предприятий, руководство транспортом и связью,

 

9. Соколов А.К. Курс советской истории, 1917-1940. Учебное пособие для студентов вузов

 

вооруженными силами, утверждения единого государственного бюджета, формирования монетной, денежной и кредитной системы, а также системы общесоюзных, республиканских и местных налогов, общих начал землеустройства и землепользования, пользование недрами, лесами и водами по всей территории Союза, основ судоустройства и судопроизводства, а также гражданское и уголовное законодательство, установление основных законов о труде, общих начал народного просвещения. В компетенции Союза было и основное законодательство в области союзного гражданства в отношении прав иностранцев, отмена нарушающих союзный Договор постановлений съездов Советов, центральных исполнительных комитетов и Советов народных комиссаров союзных республик и некоторые другие вопросы. В Договоре устанавливалось, что утверждение, изменение и дополнение его могут производиться только Съездом Советов Союза, т.е. непосредственно верховным органом государства. При этом никаких указаний о возможности отмены или аннулирования Договора текст не содержал. Образование СССР увенчало развитие федеративных отношений независимых советских республик, зародившихся еще во время Великой Октябрьской социалистической революции. Оно знаменовало, что существовавшее, довольно несовершенное по форме, федеративное объединение республик теперь превращалось в единое могучее союзное государство.

 

Date: 2015-09-18; view: 301; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию