Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Своеобразие эпоса как рода литературы





Курсовая работа

Работа над системой образов в поэме Н.В. Гоголя Мертвые души

 

Афонина Юлия

Специальность 050709

Преподавание в начальных классах

4 курс 41 группа

Научный руководитель

Сычев А.И.

 

 

Новызобков, 2013

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3

I. Теоретические основы работы над системой образов в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»

1.Специфика эпоса как рода литературы……………………………………5

2.Своеобразие поэмы как жанра литературы………………………………

II. Методические основы работы над системой образов в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»

1. Портрет как средство характеристики внешнего и внутреннего облика персонажа ………………………………………………………………………20

2. Деталь как средство раскрытия образа в поэме Гоголя «Мертвые души»……………………………………………………………………………..25

Заключение……………………………………………………………….……....29

Список использованной литературы

 

 

Введение

Главное, что является условием и основой всех учебных занятий по литературе,—это чтение произведения. От организации чтения зависит во многом успех всей работы над литературной темой.

Захватит ли книга ученика погрузится ли он в мир, созданный художником, или мысли и чувства автора оставят его равнодушным, а то и вызовут внутреннее неприятие—об этом всегда думает учитель, готовя первую встречу школьника с произведением. Как она должна пройти? Следует ли предложить ученикам, чтобы во время первого чтения они думали над определенными вопросами, делали выписки и пометки, или лучше сделать эту первую встречу с книгой свободной, не осложнять ее аналитической работой? На первый взгляд кажется заманчивым прослаивать чтение пересказами, составлением планов, беседой в анали-тическую работу, экономится время, а значит, открываются дополнительные возможности для более глубокого анализа.

Литература способна отображать всю многогранность жизни человека и общества. И в этом плане ведущая роль принадлежит прозе. Именно проза раскрывает, с одной стороны, все глубины и все многообразие человеческой психологии, а с другой — все богатство и сложность связей человека с миром, с обществом, с историей.



Сама по себе проза чрезвычайно разнообразна: от коротких миниатюр и небольших зарисовок до многотомных эпопей или циклов романов, от описательных очерков и остросюжетных повестей до сложных философско-психологических произведений. Все это разнообразие свойственно русской классической и советской литературам.

1. Писатель не просто описывает жизнь. Литературный образ и художественное произведение в целом — сложный акт отражения действительности. Жизнь в литературном произведении—это жизнь, осмысленная художником, пережитая и прочувствованная им. Отсюда обязательное внимание к взглядам художника, его личности.

Прозаические произведения занимают большое место в школьной программе старших классов и по числу названий, и по количеству часов, которое на их изучение отводится. Анализ прозы на первый взгляд легче, чем разбор произведений других жанров, особенно поэзии: более доступен язык, проще вести беседу.

Но в связи с изучением прозы возникают и некоторые дополнительные трудности в работе учителя литературы. Именно здесь чаще всего допускается сведение смысла, содержания произведения к поверхностному пересказу даже не сюжета, а просто событийной канвы; разговор о героях произведения ведется не как о художественных образах, а как о живых зна-комых людях; составляются формальные, оторванные от художественной ткани произведения характеристики героев, а разговор о художественных особенностях произведения подчас выглядит как необязательное добавление к основному мате риалу.

Крупные прозаические произведения приходится изучать в отрывках, что еще больше затрудняет анализ романа или повести как единого целого.

Методика анализа литературного произведения широко разработана в литературоведении. Этот анализ включает большой комплекс вопросов, связывающих проблемы содержания и формы, раскрывающих роль каждого элемента художественного произведения и их тесную взаимосвязь в создании художественного целого. Анализировать произведение — это значит не только понять характеры отдельных героев и взаимосвязь между ними, раскрыть механизм сюжета и композицию, увидеть роль отдельной детали и особенности языка писателя, но самое главное—выяснить, как все это определяется идеей писателя, тем, что Белинский называл «пафосом произведения». Чем значительнее художественное произведение, тем неисчерпаемее возможности его анализа.

Поэтому цель нашей работы: выявить особенности изучения эпического произведения большой формы на примере поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души»

Предмет исследования- методика изучения поэмы «Мертвые души»

Объект исследования -анализ эпического произведения

Задачи исследования:

- познакомиться с методической литературой;

- дать характеристику методам и приемам анализа произведения;

- выяснить специфику методики изучения данного произведения



Научная новизна состоит в систематизации методических приемов при изучении поэмы «Мертвые души»

Практическая значимость заключается в использовании материала при работе в школе.

При работе использовались труды известных литературоведов Г. Л. Абрамовича, Д. Д. Благого, Г. А. Гуковского, Г. Н. Поспелова, А. И. Ревякина, Л. И. Тимофеева, С. В. Тураева, В. Р. Щербина и методисты В. В. Голубков, Н. И. Громов, Т. Ф. Курдюмова, 3. Я. Рез, М. А. Снежневской.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Подгони все под свою тему!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

 

 

Теоретические основы работы над системой образов в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»

Своеобразие эпоса как рода литературы

Эпос (греч. еpos – слово, повествование, рассказ) – литературный род, выделяемый наряду с лирикой и драмой. Эпос, как и драма, воспроизводит действие, развертывающееся в пространстве и времени, ход событий в жизни персонажей. Специфическая же черта эпоса – в организующей роли повествователя: носитель речи сообщает о событиях и их подробностях как о чем-то происшедшем и воспоминаемом, попутно прибегая к описаниям обстановки действия и облика персонажей, а иногда к расхождениям.

Наиболее точное определение эпосу дал В.Г.Белинский: «эпическая поэзия есть по преимуществу поэзия объективная внешняя, как в отношении к самой себе, так и к поэту и его читателю. В эпической поэзии выражается созерцание мира и жизни, как сущих по себе и пребывающих в совершенном равновесии к самим себе и созерцаемому их поэту или читателю».

От объективности эпического повествования говорит и И.А.Гуляев: «В эпическом произведении внешние обстоятельства определяют поведение действующих лиц, их настоящее и будущее».

Повествовательный пласт эпического произведения взаимодействует с диалогами и монологами персонажей. Эпическое повествование то становится самодавлеющим, на время отстраняя высказывания героев, то проникается их духом в несобственно-прямой речи; то обрамляет реплики персонажей, то, напротив, сводится к минимуму или временно исчезает. Но в целом оно доминирует в произведении, скрепляя воедино все в нем изображенное. Поэтому черты эпоса во многом определяются свойствами повествования.

Эпическое повествование ведется от лица названного повествователем, своего рода посредником между изображаемым и слушателями, свидетеля и истолкователя происшедшего. Сведения о его судьбе, его взаимоотношениях с персонажами, об обстоятельствах «рассказывания» обычно отсутствуют. Вместе с тем повествователь может «сгущаться» в конкретное лицо, становясь рассказчиком.

Эпос максимально свободен в освоении пространства и времени. Писатель либо создает сценические эпизоды, то есть картины, фиксирующие одно место и один момент в жизни героев, либо – в эпизодах описательных, обзорных, «панорамных» - говорит о длительных промежутках времени или происшедшем в разных местах. Арсенал литературно-изобразительных средств эпос использует в полном его объеме, что придает образам иллюзию пластичной объемности и зрительно-слуховой достоверности. Эпос не настаивает на условности воссоздаваемого. Здесь условно не столько само изображенное, сколько «изображающий», то есть повествователь, которому часто свойственно абсолютное знание о происшедшем в его мельчайших подробностях.

Эпическая форма опирается на различного типа сюжетные построения. В одних случаях динамика событий явлена открыто и развернуто, в других – изображение хода событий как бы тонет в описаниях, психологических характеристиках, рассуждениях. Объем текста эпического произведения, которое может быть как прозаическим, так и стихотворным, практически неограничен – от рассказов-миниатюр до пространных эпопей и романов. Эпос может сосредоточить в себе такое количество характеров и событий, которое не доступно другим родам литературы и видам искусства. При этом повествовательная форма в состоянии воссоздать характеры сложные, противоречивые, многогранные, находящиеся в становлении. Со словом «эпос» связано представление о показе жизни в ее целостности, о раскрытии сущности целой эпохи и масштабности творческого акта. Сфера эпических жанров не ограничена какими-либо типами переживаний и мироощущений. В природе эпоса – универсально-широкое использование познавательно-идеологических возможностей литературы и искусства в целом.

Итак, основные черты эпических произведений - воспроизведение внешних по отношению к автору явлений действительности в объективном ходе событий, повествовательность и сюжетность. При изучении эпоса как рода литературы необходимо познакомить учеников с этими чертами. Это особенно важно при разграничении родов и жанров литературы.

Трудности встающие при анализе эпических произведений, возникают уже при определении жанра сочинения. Серьезную ошибку допустит тот, кто станет рассматривать рассказ или повесть, предъявляя к ним требования, которым может соответствовать лишь роман.

Одна из методических задач учителя – познакомить учащихся с жанровым своеобразием эпических произведений и научить применять эти знания при анализе произведений. При этом важно учитывать возрастные особенности учащихся и этапы литературного образования в школе. В V – VI классах изучение жанров литературных произведений (сказка, легенда, миф, летопись, былина, басня, рассказ, повесть, баллада, поэма) служит прояснению авторской поэзии. Работа в VII – VIII классах направлена на систематизацию представлений о родах и жанрах литературы, в круг изучения входят такие жанры как: роман, биография, житие, притча, проповедь, исповедь, новелла. Теория литературы в старших классах помогает проследить исторические изменения в поэтике литературных родов и жанров.

Жанры эпоса делятся на большие (эпопея, роман), средние (житие, повесть) и малые (сказка, басня, притча, новелла, рассказ, очерк, эссе). Некоторые формы прозы относятся и к лирико-эпическим жанрам.

Методика анализа эпического произведения в значительной степени опирается на своеобразие рода и жанра. И объем произведения играет не последнюю роль в выборе пути анализа. Это обусловлено ограниченностью во времени и насыщенностью школьной программы. Вот как решает в данном случае проблему анализа произведений М.А.Рыбникова: «Методические приемы диктуются природой произведения… Балладу можно разобрать с помощью плана, но вряд ли следует планировать лирическое произведение. Маленький рассказ читается и разбирается в полном его объеме. Из романа мы выбираем отдельные, ведущие главы и одну из них читаем в классе, другую дома, третью тщательно разбираем и пересказываем близко к тексту, четвертую, пятую, шестую разбираем в более быстром темпе и пересказываем кратко, отрывки из седьмой и восьмой глав даются в форме художественного рассказа отдельным ученикам, эпилог рассказывает классу сам учитель. Загадка отгадывается и повторяется наизусть, пословица объясняется и сопровождается житейскими примерами, басня разбирается в расчете на осознание выраженной в ней морали»

Небольшие по объему эпические произведения, как правило, читаются и разбираются целостно в классе. Но одно дело сказка и басня, другое – былина, баллада, короткий рассказ. Разбор сказки в основном подготовлен уже выразительным чтением, практическим усвоением ее текста (устные и письменные пересказы, наблюдения над языком). «В басне внимательно рассматривается ее прямой смысл, то, как баснописцем обрисованы персонажи, будь то звери, растения, будь то люди. Басня прочитывается так, чтобы она вызвала улыбку или смех, чтобы ее «веселое лукавство» (Пушкин), ее ирония дошли до юных слушателей. Пусть школьники наслаждаются умением Крылова двумя-тремя строками обозначить характер персонажа, его манеру выражать мысли». Можно привлечь свидетельства современников о том, что Крылов читал свои басни с намеренной лукавой простотой, рассчитанной прежде всего на то, чтобы слушатель воспринял живые картины, самих «героев» басни, вдоволь посмеялся над ними или посочувствовал им. Только после этого переходят к переносному, аллегорическому смыслу басни, вдумываются в ее мораль. Басню пересказывают, читают в лицах, инсценируют. Младшие школьники могут иллюстрировать басни. Обсуждаются случаи из жизни, к которым можно было бы приложить мораль басни. Басня выучивается школьниками наизусть или запоминаются меткие басенные выражения. Такая работа связана с развитием речи учащихся.

При анализе былин уместно комментированное чтение, так как они сложны по содержанию и языку. В процессе медленного чтения былины об Илье Муромце и Соловье-Разбойнике учащиеся с помощью учителя составляют план ее, закрепляют навыки простого плана, узнают о плане сложном. Учитель поясняет то, что сами дети «открыть» еще не могут, рисует картины, имеющие познавательное значение. Одновременно ведутся наблюдения над языком былины: повторения, постоянные эпитеты, гиперболы и т.п. При этом даются необходимые лексические и фразеологические пояснения. В итоге усвоения текста ведется беседа, помогающая понять обобщающий смысл былины: кто изображен в Илье Муромце, какие подвиги он совершает, какие качества народного богатыря он обнаруживает.

Изучение больших по объему произведений потребует и больше времени, но именно при изучении таких произведений более всего следует избегать неумеренного растягивания и детализации анализа. В повести Гоголя «Тарас Бульба» из десяти глав ее особенно трудны три главы, в которых рассказано в встречи Тараса с сыновьями и объезде в Сечь, О сечи, ее порядках и нравах, о запорожцах в битве под Дубно, о Тарасе в роли полководца, о героизме Остапа и смерти Андрия. Эти главы учащиеся должны уметь пересказать, наиболее важные отрывки из них читаются в классе. Остальные главы пересказываются очень кратко, в нескольких предложениях (что изображено в них, какое значение они имеют для понимания содержания произведения).

«В разборе крупных произведений надо идти от целого и общего к частным эпизодам, особенно важным для понимания произведения. Целостный разбор повести «Тарас Бульба» может занять два-три урока. Здесь могут быть поставлены примерно следующие вопросы и задания, помогающие раскрыть основное и главное в произведении: 1) время и люди, изображенные в повести; 2) что общего у героев произведения, кто из них особенно выделяется; 3) каков Тарас Бульба, как он проявляет себя в домашнем быту, в Запорожской Сечи, в битвах с польскими панами, в поисках Остапа, в последнем эпизоде; 4) как изобразил писатель запорожских казаков в бою под Дубно, как сражаются и умирают они, чем похожи они на былинных богатырей; 5) сыновья Тараса Остап и Андрий, история Остапа и история Андрия: оценка характеров и поступков Остапа и Андрия.

Далее учитель может обратиться к особенно значимым деталям, отображающим мастерство писателя».

Необходимо учитывать и исторический характер жанровых определений, и авторское к ним отношение. Нельзя понять, почему А.С.Пушкин назвал свою книгу «Повести Белкина», не зная, что в прошлом те произведения, которые мы ныне называем рассказами, именовались повестями (из-за особой объективированной формы подачи событий).

Не менее сложным является разграничение жанров внутри малой эпической формы, поскольку границы между рассказом и очерком весьма условны, а многие современные советские литературоведы отказываются признавать разницу между рассказом и новеллой. Но это не должно привести к отказу от точного определения жанра. Задача и состоит в том, чтобы охарактеризовать своеобразие произведения писателя с учетом и традиций и новаторства.








Date: 2015-09-18; view: 690; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2018 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию