Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВВЕДЕНИЕ. 1.1.Правовой статус феодалов





СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................... 3

РАЗДЕЛ 1 ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ КИЕВСКОЙ РУСИ

1.1.Правовой статус феодалов. Привилегии знати по Русской Правде …….

1.2.Правовое положение смердов и закупов по Русской Правде……………

1.3.Правовой статус челядинов и холопов…………………………………….

РАЗДЕЛ 2


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Темой данной курсовой выступает Киевская Русь. Актуальность темы обусловлена тем, что Киевская Русь сыграла выдающуюся роль в истории славянских народов. Становление феодальных отноше­ний и завершение процессов формирования единого Древнерусского государ­ства положительно сказались на развитие народа, его культуры и обы­чаев, развитии восточнославянских племен, которые постепенно складывались в единую древнерусскую народность. [1]В ее основе лежали общая территория, еди­ный язык, общая культура, тесные экономические связи. На протяжении всего периода существования Киевской Руси древнерусская народность, кото­рая была общей этнической основой трех братских восточнославянских народов — русского, украинского и белорусского, развивалась путем дальнейшего объедине­ния. В IX в. на территории восточных славян складывается единое крупное Древнерус­ское государство с центром в городе Киеве. Образованию этого государ­ства способствовало развитие ремесел, техники обработки земли, торго­вых отношений, укрепившее связи между существовавшими государственными образованиями отдельных славянских племен. Основной причиной возникнове­ния Киевской Руси ученые называют изгнание норманнов с новгород­ских земель в середине 9 в. Таким образом, в Новгороде стали княжить Рюрики и его братья, впервые официально сформировалась государственность на территории современной России. Единственным правителем в Новгороде стал один из братьев, Рюрик, который после своей смерти оставил малолетнего наследника Игоря. Вместо него правителем стал Олег по прозвище Вещий. Ве­щий Олег в 882 г. отправился в поход и захватил Киев, а также другие земли на пути «из варяг в греки» - образовалась единая территория Руси. Олег присоеди­нил к Руси еще множество территорий посредством захвата либо мирного присоеди­нения соседских земель. Он и перенес столицу в Киев, благодаря чему Русь и была названа Киевской, а все князья – великими Киевскими. Признаки образования Киевской Руси как государства: 1)переход от родовой общины к территориальной и соседской. 2)наличие власти одних лиц над другими, формирование аппарата власти. 3)введение налогов на поддержание государственного механизма. Мо­мент возникновения Древнерусского государства связан с перерастанием политиче­ских образований в феодальное государство восточных славян – Древне­русское Киевское государство. Древнерусское государство, образовалось в IX в. Оно занимало огромную территорию с разнообразным по экономиче­ским, этническим и культурным признакам населением. Усилению объедине­ния способствовали и внешняя торговля, сложные политические отноше­ния с Византией, необходимость борьбы против нападавших племен. Важным фактором, стимулировавшим объединение, была определенная этническая общность славян, сходство языческих верований.[2] Однако главным было то обстоятельство, что киевский князь, имевший много земель, рабов, зависимых крестьян, а потому и сильную дружину, мог защитить власть имущих в условиях острой классовой борьбы, увеличивавшихся классовых противоречий. Древняя Русь имела большое значение в развитии трех братских народов (русского, украинского и белорусского), так как была первой ступенью в истории государственности их общего предка – древнерусской народности.[3] Древнерусское государство способствовало дальнейшему развитию феодального землевладе­ния, усилению власти феодалов-землевладельцев, угнетению фео­дально-зависимого населения и явилось одной из крупнейших держав средневековой Европы. Наиболее крупным памятником древнерусского права является “Русская правда”, сохранившая свое значение и в более поздние периоды истории и не только для русского права. Русская Правда была кодексом древнерусского феодального права Ее нормы лежат в основе Псковской и Новгородской судных грамот и последующих законодательных актов не только русского но и литовского права. В статьях Русской Правды говорится об установлении права феодальной собственности не только на землю и угодья, но и на движимое имущество коней, орудия производства и др. В литературе по истории русского права нет единого мнения о происхождении Русской Правды. Одни считают её не официальным документом, не подлинным памятником законодательства, а приватным юридическим сборником, составленным каким-то древнерусским законоведом или группой законоведов для своих личных целей.[4] Другие считают Русскую Правду официальным документом, подлинным произведением русской законодательной власти, только испорченным переписчиками, вследствие чего появилось множество различных списков Правды, которые различаются количеством, порядком и даже текстом статей. Внешняя форма памятника (от лица князя нигде не говорится, и князья упоминаются в третьем лице), переработка отдельных статей в смысле постепенного обобщения содержащихся в них правил, разнообразие статей в разных списках позднейшей редакции, характерные комментарии к некоторым статьям – все это не оставляет сомнения в том, что “Правда” – это разновременный труд многих частных лиц. Кроме обычаев, в нее вошли записи отдельных судебных решений (первоначально во всей конкретной обстановке), княжеские уставы, или уроки, и заимствованные из Византии правовые нормы. Не обойтись нам без Русской Правды и в свете затронутой нами темы – правового положения различных категорий населения в Киевской Руси. Именно в ней содержались основы взаимодействия различных слоев населения, хотя следует отметить, что данная информация рассредоточена в различных главах Русской Правды и, отчасти это можно объяснить её происхождением. Принято делить Правду на три редакции (большие группы статей, объединённые хронологическим и смысловым содержанием): Краткую. Пространную и Сокращенную. В Краткую редакцию входят две составные части: Правда Ярослава (или Древнейшая) и Правда Ярославичей - сыновей Ярослава Мудрого. Правда Ярослава включает - первые 18 статей Краткой Правды и целиком посвящена уголовному праву. Скорее всего, она возникла во время борьбы за престол между Ярославом и его братом Святополком (1015-1019 гг.). Наемная варяжская дружина Ярослава вступила в конфликт с новгородцами, сопровождавшийся убийствами и побоями. Стремясь урегулировать ситуацию. Ярослав задобрил новгородцев «дав им Правду, и устав списав, тако рекши им: по ее грамоте ходите». За этими словами в Новгородской І летописи помещен текст Древнейшей Правды. Правда Ярославичей включает ст. ст. 19-43 Краткой Правды (Академический список). В ее заголовке указано, что сборник разрабатывался тремя сыновьями Ярослава Мудрого при участии крупнейших лиц из феодального окружения. В текстах есть уточнения, из которых можно заключить, что сборник утвержден не ранее года смерти Ярослава (1054 г.) и не позднее 1072 г. (год смерти одного из его сыновей). Со второй половины ХI в. стала формироваться Пространная Правда (121 статья по Троицкому списку), сложившаяся в окончательном варианте в ХП в. По уровню развития правовых институтов, социально-хозяйствейному содержанию это уже весьма развитой памятник права. Наряду с новыми постановлениями он включал и видоизмененные нормы Краткой Правды. Пространная Правда состоит как бы из объединенных единым смыслом групп статей. В ней представлено уголовное и наследственное право, основательно разработан юридический статус категорий населения и холопов, содержится банкротский устав и т.д. К началу XII в. Пространная Правда сформировалась. В ХIII-XIV вв. возникла Сокращенная редакция, дошедшая до нас всего в нескольких списках (50 статей по IV Троицкому списку). Она представляет собой выборку из Пространной Правды, приспособленную для более развитых общественных отношений периодам раздробленности. Таким образом, Русская Правда жила и действовала в церковно-юридическом обществе. Исходя из вышеизложенного, основной целью данной работы выступает: детальное изучение государственного устройства Киевской Руси в политических, общественных, социально-культурных, экономических и функциональных взаимодействиях и проявлениях. Исходя из поставленной цели, сформулированы основные задачи: - изучение общественного и государственного строя Киевской Руси; - определение и детальное рассмотрение гражданского порядка; - изучение государственного устройства Киевской Руси как раннефеодальной монархии; - анализ отличительных особенностей местного управления; - анализ экономической основы государственности Киевской Руси.

1.1.Правовой статус феодалов. Привилегии знати по Русской Правде Феодальными отношениями называются такие отношения, которые основаны на частной собственности на землю и неполной собственности на работников — крестьян. Поскольку при феодализме основным средством производства была земля, она и стала собственностью феодалов. Верховным собственником земли, ее распределителем в раннефеодальном государстве — Киевской Руси, куда вошли земли кривичей, радимичей и дреговичей, был великий князь. Он регулировал владения крупных, средних и мелких феодалов в зависимости от своих военно-политических и финансовых целей. Феодалы получали во владение землю от великого князя за службу, в основном военную или государственную. Нормы, выработанные княжеской судебной практикой, многочисленны в Русской Правде и связываются иногда с именами князей, принимавших их (Ярослава, сыновей Ярослава, Владимира Мономаха). В Русской Правде содержится ряд норм, определяющих правовое положение отдельных групп населения. По тексту трудно разграничить правовой статус правящего слоя и остальной массы населения. Нашли место лишь два юридических критерия, особо выделяющие эти группы в составе общества - нормы о повышенной уголовной ответственности за убийство представителя привилегированного слоя и нормы об особом порядке наследования недвижимости для представителя этого слоя. Эти юридические привилегии распространялись на субъектов, поименованных в Русской Правде следующим образом: князья, бояре, княжьи мужи, княжеские тиуны, огнищане. Свод содержит ряд статей об охране княжеской собственности, которая защищалась более ревностно. Устанавливается штраф за убийство княжеского коня в три гривны, а за коня смерда – в две гривны.На основе длительной традиции развивающегося права в условиях государства 9-10 веков, Правда закрепила сложившуюся систему классовых отношений и отношений собственности в государстве. Великие киевские князья признавали Русскую землю своим благоприобретённым имением и считали вправе распоряжаться ею по своему произволу: завещать, дарить, бросать. А при отсутствии завещания власть переходила по наследству к детям умиравших князей. Основная масса населения разделялась на свободных и зависимых людей, существовали также промежуточные и переходные категории. Юридически и экономически независимыми были посадские люди и смерды-общинники, (они уплачивали налоги и выполняли повинности только в пользу государства).Городское население делилось на ряд социальных групп: боярство, духовенство, купечество, «низы» (ремесленники, рабочие. Класс феодалов формировался постепенно. В него входили князья, бояре, дружина, местная знать, посадники, тиуны и т.д. Феодалы осуществляли гражданское управление и отвечали за профессиональную военную организацию. Они были взаимно связаны системой вассалитета, регулирующей права и обязанности друг перед другом и перед государством. Для обеспечения функций управления население платило дань и судебные штрафы. Материальные потребности военной организации обеспечивались земельной собственностью. Вассальные и земельные отношения феодалов, их связь с великим князем регулировались, скорее всего, специальными договорами. В Русской Правде раскрыты лишь некоторые аспекты правового статуса этого сословия. Она устанавливает двойную виру (штраф за убийство) в 80 гривен за убийство княжеских слуг, тортов, конюхов, огнищан. Но о самих боярах и дружинниках кодекс молчит. Вероятно, за посягательства на них применялась смертная казнь. В летописях неоднократно описывается применение казни во время народных волнений. В феодальной прослойке ранее, всего произошла отмена ограничений на женское наследование. В церковных уставах за насилия над боярскими женами и дочерьми устанавливаются высокие штрафы - от 1 до 5 гривен золота, за остальных - до 5 гривен серебра. Обязанности крестьянского населения по отношению к государству выражались в уплате налогов в форме дани и оброков и участии в вооруженной защите в случае военных действий. На крестьян распространялись государственная юрисдикция и княжеский суд. В древнерусском обществе огромное значение имела собственность. Отношение к личности определялось в первую очередь именно наличием собственности. Человек, лишенный собственности или промотавший ее, мог обеспечить имущественные связи с другими лицами единственным, что у него осталось, собственной личностью.

Date: 2015-09-18; view: 735; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию