Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Среднеазиатские государства





Государство Тимура и тимуридов (XIV — XV вв.). В XIV в. в услови­ях противоречий внутри монгольской кочевой аристократии сложилась сильная держава, возглавляемая Тимуром. Ее основой были земли, вхо­дившие в Чагатайское государство.

Еще в 40-е годы XIV в. закончился процесс разделения улуса Чагатая на две части: Моголистан (так называли свои земли кочевники Се­миречья и Кашгара) и Чагатайское государство в Мавераннахре. Оба государства враждовали друг с другом. Тимур укрепился в Чагатайс­ком государстве, где он ранее был предводителем военной дружины.

В 1370 г. войско и приближенные Тимура провозгласили его един­ственным правителем Чагатайского государства. Тимур, проводя по­литику объединения Мавераннахра, в то же время начал осуществлять один за другим грабительские походы, применяя жестокую систему ус­трашения покоренных народов, которая принесла много зла не только Средней Азии, но и народам, проживающим за ее пределами.

В конце XV в. государство Тимура распалось на две части: Мавераннахр с центром в Самарканде и южную часть с центром в Герате. В южную часть входили Хорезм, Хорасан и часть современного Афга­нистана.

Образовав огромную империю, Тимур раздавал целые районы и области на правах суюргала* своим внукам, сыновьям и отличившимся бекам. Эта империя не была прочной, она держалась на жестокости и силе войска Тимура.

 

* Под суюргалом в конце XIV и в XV вв. подразумевали передачу в на­следственное владение и управление определенной земли с правом частич­ного, а иногда и полного взимания с населения податей и налогов. Нередко вместе с землей передавались и административные права на соответствую­щую территорию и ее население.

 

После смерти Тимура (1405) в стране началась борьба за власть между его потомками — тимуридами. Былая империя постепенно рас­палась. В Средней Азии усилилась феодальная раздробленность.

Общественный строй империи характеризуется наличием двух антагонистических классов — феодалов (ханы, инаки, аталыки, беки, сеиды, ходжи, ахуны) и феодально зависимых крестьян. Продолжали существовать и рабы. Для Средней Азии была характерна тесная связь феодального землевладения с владением водой. Наряду с земледели­ем работы по сооружению и очистке ирригационной сети ложились тяжелой повинностью на плечи трудового дехканства.

При Тимуре сложился довольно разветвленный аппарат государ­ственного управления. Сам эмир был типичным феодальным прави­телем-деспотом. При эмире существовал совет, состоявший из пред­ставителей высших слоев общества (родственников Тимура, предста­вителей высшего духовенства, высших должностных лиц — вазиров, диван-бегов и др.). При Тимуре была создана сильная военная орга­низация, построенная, как у монголов, по десятичной системе: десят­ки, сотни, тысячи, тумены (10 тыс.). Органами отраслевого управле­ния были вазираты: по делам гражданского населения, по делам воен­нослужащих (сипаев); по внешним сношениям, по финансовым делам и т.д. Областями, округами, городами, уездами и кишлаками управля­ли местные правители — беки, хакимы, арбобы.

В конце XV в. на территории оседлых земледельческих районов Средней Азии с севера устремились кочевые племена, основная масса которых называлась узбеками. В XVI в., используя междоусобицы тимуридов, кочевники-узбеки захватили среднеазиатские земли и образо­вали здесь государство с центром в г. Бухаре. Оно вошло в историю как Бухарское ханство.

Общественный строй. Завоеватели не изменили экономи­ческой основы здешнего общества, они восприняли тот уклад жизни, который сложился здесь до их прихода. К этому периоду в Средней Азии не были еще изжиты тяжелые последствия монгольского нашест­вия, сказывались и последствия междоусобиц.

Население ханства занималось земледелием, скотоводством, ремес­лом. Оно не было однородным в этническом и в социальном отноше­нии. Крупными землевладельцами были хан, члены его династии, мест­ная и пришлая феодальная знать, суфийско-дервишские братства. Гла­ва государства считался верховным собственником государственных земель. Он обладал также и мюльковыми (частновладельческими) зем­лями, которые могли отчуждаться. Своим приближенным хан раздавал земельные пожалования. Некоторые из пожалованньк земель освобож­дались от налогов и повинностей. Землевладельцами являлись также мечети, медресе и другие религиозные учреждения.

Мусульманское феодальное право (шариат) не содержало норм, которые регулировали бы правовое положение крепостных крестьян, но их фактическое положение ничем не отличалось от самых худших форм крепостной зависимости. Крестьяне платили налоги со всех ви­дов имущества, со скота, с обрабатываемой земли (харадж), на содер­жание войска и т. д. Продолжало существовать в ханстве и патриар­хальное рабство.

Государственный строй. Бухарское ханство представ­ляло собой монархическое государство. Носителем верховной власти был хан. Государственная и ханская казна были слиты. Ханство име­ло свою монету.

При хане существовал совет, состоявший из представителей пле­мен, высшей знати и духовенства, имевшего большое влияние на госу­дарственную жизнь. Главной социальной опорой хана стали узбекс­кие феодалы. Ближайшим к хану лицом был наместник, брат хана или старший представитель самого влиятельного рода. Во главе ханской администрации стоял «ближний и первый человек», выполнявший функции главного администратора и командующего войсками ханст­ва. За ним шли диван-беги — глава финансового и дипломатического дела, дворецкий, заведующий канцелярией хана, должностные лица, ведавшие сбором налогов в городах, и т. д. Во главе областей (вилай­етов) стояли хакимы и беки-правители. Вилайеты подразделялись на тумены и амалдорства во главе со своими местными правителями. В кишлаках и аулах правили аксакалы (старосты) или мингбаши. Поли­цейские функции выполняли миршабы («правители ночи»). Мусуль­манские судьи именовались казнями. Верховный судья назывался казикалоном. Кочевые племена имели своих судей-биев, рассматривавших дела на основе адата (обычного права).

Хивинское ханство. Общественный строй. В начале XVI в. Хорезм (древнее название Хивы) стал самостоятельным госу­дарством под властью узбекских ханов. Хивинское ханство включа­ло собственно Хорезм, кочевья туркмен на Мангышлаке, северную часть Хорасана. Как и население Бухарского ханства, население Хи­винского ханства не было однородным в этническом, социальном и культурно-экономическом отношении. Основное население городов и земледельческих селений состояло из потомков древних жителей Хо­резма. Они занимались главным образом земледелием и ремеслом. К западу и к югу от оседлых районов ханства жили туркменские племе­на. Основным занятием их было скотоводство в сочетании с земледе­лием. В ханстве утвердились и узбекские племена, переселившиеся в Хорезм. Они вначале сохраняли кочевой образ жизни и деление на племена и роды. Постепенно происходило смешение пришлых и мест­ных племен.

В Хивинском ханстве господствовали феодально-патриархальные отношения. В домашнем хозяйстве и на трудоемких работах исполь­зовался труд рабов. Источником рабства был преимущественно плен. Феодализм здесь, как и в Бухарском ханстве, развивался медленно и принимал застойные формы.

Тяжелый феодальный гнет усиливал экономическую разруху и обострял классовые противоречия.

Крупным землевладельцем был хан. Обширные земли принадле­жали отдельным феодалам. Большое развитие получили и вакуфы. Часть земель принадлежала государству. Сосредоточив в своих руках пахотные земли, пастбища, скот, феодальная знать жестоко эксплуа­тировала крестьянство. Наряду с натуральной рентой крестьяне пла­тили сбор на содержание ирригационной сети, несли повинность по рытью каналов и их очистке, по ремонту дорог, по содержанию про­ходящих войсковых частей и т. д.

Государственный строй. Политический строй Хивинско­го ханства мало отличался от строя Бухары. Во главе государства на­ходился хан, власть которого направлялась крупнейшими феодалами. Потомки наиболее знатных родов (инаки) руководили политикой хана. Большим весом пользовались и беки — представители полукочевой и оседлой узбекской знати. Во главе областей и городов находились представители крупнейшей феодальной знати, зависимость которых от влас­ти хана была слабой. Ханство представляло собой раздробленное госу­дарство. Слабость центральной власти в Хиве позволяла вождям племен совершать грабительские набеги на земледельческое население. Это усугубляло и без того тяжелое положение земледельцев.

В начале XIX в. происходит централизация государственной влас­ти, был учрежден верховный ханский совет, состоявший из наиболее влиятельных должностных лиц ханства. Были введены новые налоги, создан монетный двор.

Хан признавался носителем высшей законодательной, адми­нистративной и судебной власти. Местопребыванием хана был дво­рец — центр государственного управления. Совет при хане играл роль совещательного органа. Он обсуждал основные вопросы внутренней жизни и вопросы, касающиеся отношений с соседними государст­вами.

Государственный аппарат был несложным. Высшие должности рас­пределялись ханом, назначение на должности сопровождалось хан­ским ярлыком. Все государственные посты находились в руках знат­ных лиц из числа землевладельческой аристократии и мусульманского духовенства.

Первым помощником хана считался кушбеги — правитель осед­лого населения южной части ханства и блюститель поступления по­датей. Затем шел глава оседлого населения северной части ханства. Должность диван-беги была равна управляющему канцелярией хан­ства; ишан-раис был блюстителем порядка; ясаул-баши — начальни­ком войска; миршаб — начальником полиции; мирзабоши ведал ино­странными делами и т.д.

Ханство делилось на бекства и наибства. В XIX в. территория хан­ства была разделена на 20 бекств, которыми управляли беки или хакимы, и два наибства, управлявшиеся наибами. Как беки и хакимы, так и наибы назначались и смещались ханом.

Судебная власть была сосредоточена в руках мусульманского ду­ховенства. Судопроизводство характеризовалось устным и гласным рассмотрением дел, отсутствием коллегиальности, устным пригово­ром.

Кокандское ханство. В XVIII в. из состава Бухарского ханства выделилось самостоятельное государство — Кокандское ханство.

Общественный строй. Кокандское ханство населяли уз­беки, казахи, киргизы, кипчаки, таджики и др. Ханство являлось рай­оном сравнительно развитого хлопководства, садоводства, шелковод­ства и скотоводства. Большая часть населения вела оседлый образ жизни, занималась выращиванием сельскохозяйственных культур. В ханстве были также кочевники-скотоводы.

Феодалы подвергали жестокой эксплуатации дехкан и ремеслен­ников. Постройка новых оросительных каналов, развитие экономи­ческих связей с Россией обусловили расширение земледелия, посевов хлопка, что привело к некоторому хозяйственному подъему. Постепен­но развивалось товарное производство как в сельском хозяйстве (осо­бенно в хлопководстве), так и в ремесленной промышленности. Такие города ханства, как Коканд, Андижан, Наманган, Маргилан стали крупными торгово-ремесленными центрами.

В первой четверти XIX в. Кокандское ханство завоевало Ташкент, распространило свою власть на часть Семиречья и кочевья казахов вдоль Сыр-Дарьи.

Государственный строй. Во главе государства находился хан. Он был окружен крупной феодальной знатью и чиновниками. Бли­жайшим лицом к хану был минг-баши (тысяцкий). Высокими должно­стями считались посты казначея, военного министра, начальника поли­ции и т.д. При хане был совет, состоявший из приближенных к хану сановников, обсуждавший вопросы жизни и деятельности ханства. На общественную и политическую жизнь ханства большое влияние оказы­вало мусульманское духовенство. Глава духовенства участвовал в обсуждении вопросов на ханском совете, его мнение во всех вопросах считалось наиболее авторитетным.

Правители на местах назывались беками и хакимами. На особом положении находился правитель Ташкента. Он назначался непосред­ственно ханом и носил титул беклар-беги (бек беков). В кишлаках ад­министративная власть была представлена аксакалами (старостами). За поведением жителей и соблюдением ими норм шариата следили мух-тасибы. Полицейские (курбаши) подчинялись бекам и хакимам. Армия состояла из конных и пеших воинов. В необходимых случаях создава­лось ополчение.

Судебная власть находилась в руках казиев во главе с глав­ным судьей — кази-калоном. На эти должности, как правило, назнача­ли представителей духовенства как знатоков шариата. Дела решались на основе шариата или, точнее, все зависело от судьи, от его толкова­ния или понимания норм шариата, что создавало громадные возмож­ности для судейского произвола. Трудящихся наказывали за малейшую провинность. Широко применялись смертная казнь и телесные наказа­ния.

* * *

Освобождение от монголо-татарского ига не привело к полному восстановлению государственности народов Закавказья и Средней Азии. Наиболее успешно развивались события только в Грузии, где удалось создать, хотя и на короткое время, объединенное государство. Монголо-татарских завоевателей вскоре сменили орды Тимура, создавшего империю, в которую входили не только среднеазиатские, но и закавказ­ские земли. После распада империи Тимура главными претендентами на Закавказье стали Персия и Турция. В Средней же Азии активную роль стали играть северные кочевники, действия которых привели за­тем к созданию новых государств — Бухарского, Хивинского, несколь­ко позже Кокандского ханства. Среднеазиатские ханства стали полиэт­ническими государствами, очень разнородными в хозяйственном, со­циальном и политическом отношении. Тем не менее все три ханства имели общие черты общественного, государственного строя и права. Наиболее важной общей чертой для них было господство ислама и му­сульманского духовенства, наложившее четкую печать на всю общест­венную, политическую и правовую системы.

В Закавказье только Грузии удавалось отбиваться от агрессивных южных соседей. Что же касается Азербайджана и Армении, то они с XVI в. были поделены между Персией и Турцией, установившими на подвластных землях свои порядки. В силу этого о национальной госу­дарственности азербайджанцев и армян в это время говорить затрудни­тельно. Их земли находились в лучшем случае в вассальной зависимос­ти от персидских и турецких сюзеренов, а то и просто превращались в административные единицы персидской и турецкой держав.

В силу этого закавказские народы все больше обращают свои взо­ры на север, в сторону России, которая с XVIII в. начинает играть ак­тивную роль в жизни Кавказа. Это приводит в конце концов на исходе XVIII и в XIX в. к присоединению кавказских земель к Российской империи, проходившему как на добровольной основе, так и силой ору­жия.

В XIX в., после включения в империю Казахстана, Россия распрос­траняет свое влияние на Среднюю Азию. Результатом этого становится присоединение к ней Кокандского ханства и установление особых от­ношений с Бухарой и Хивой. В рамках Российской империи Закав­казье и Средняя Азия находят защиту от агрессивных соседей и пер­спективу развития.

Глава 14. Государство и право Казахстана (XV—XIX вв.)

Date: 2015-09-18; view: 367; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию