Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Общественный строй. Класс феодалов. Господствующим классом в Молдавии были землевладельцы Наиболее крупные из них именовались боярами или панами
Класс феодалов. Господствующим классом в Молдавии были землевладельцы Наиболее крупные из них именовались боярами или панами. Среди них самым богатым землевладельцем был господарь Молдавии. В его распоряжении находился огромный земельный фонд, состоящий как из населенных и обработанных, так и необработанных земель. В его владение переходили земли выморочные, конфискованные и др. Значительные доходы приносили господарю разные государственные монополии (на меха, воск, серебро и породистых местных коней). Он получал большие суммы от налогов и таможенных сборов с внутренней и особенно внешней торговли, судебные пошлины. Несвободные сельские жители были обязаны выполнять на господаря всевозможные работы, поставлять ему большую часть продуктов своего хозяйства. Верхушку класса феодалов составляли бояре. Им принадлежали большие земельные владения с населением, которое попало в феодальную зависимость. Большое значение для имущественного роста боярства имело их право на монополии (баналитеты). Например, монопольное право боярина на мельницу обязывало крестьян молоть зерно только на мельнице своего господина, который за это взимал определенную часть зерна. То же относилось и к праву ловить рыбу, содержать пасеку и т.п. В руках бояр сосредоточивалось экономическое и политическое господство. Бояре делились на «великих» и «малых». Великие бояре составляли разряд крупных землевладельцев, малые бояре, или бояринаши, были средними и мелкими феодалами. Все они владели вотчинами с правом передачи их по наследству, освобождались от податей и повинностей, могли занимать государственные должности. Великие бояре, обладая общими феодальными правами, имели ряд особых прав. Например, право на подсудность только господарскому суду, право выходить на войну под своим знаменем, участвовать в важнейшем государственном учреждении Молдавии — раде, занимать наиболее ответственные посты в государственном аппарате. Все они подчинялись господарю. Даже мелкие феодалы, находясь на службе у крупных, были в прямой зависимости от господаря. Положение крупного боярства в XVI — XVII вв. заметно изменилось по сравнению с предшествующим временем. В этот период боярству удалось усилить свое экономическое и политическое господство. Война с турками в XVI в. значительно ослабила центральную власть и усилила власть крупных феодалов. Страной фактически управляла боярская олигархия — представители 75 наиболее влиятельных боярских фамилий, перечисленных Д. Кантемиром в его произведении «Описание Молдавии», законченном в 1716 г. и в 1789 г. переведенном на русский язык. Усиление боярской олигархии привело к усилению феодальной эксплуатации социальных низов, а это неизбежно сказалось на обострении классовых противоречий в Молдавии. К классу феодалов относились и «слуги». Так назывались в Молдавии дворяне, составлявшие основной контингент войска господаря. За свою службу они жаловались господарем земельными владениями на праве поместья. Начиная с XVI в. они получили новое название — куртяне. В политическом отношении интересы господаря и дворянства совпадали. Дворяне, страдавшие от бесчинств крупных феодалов, стремились к усилению центральной власти. Духовенство имело важное значение в феодальном обществе Молдавии, будучи не только служителями культа, но и принимая участие в государственном управлении. Верхушка духовенства (митрополиты, архиепископы, епископы, игумены) заседала в боярской раде. Представители духовенства имели обширные земельные владения и большое количество феодально зависимых крестьян. Крестьяне. Крестьянство находилось в различной степени зависимости от феодалов. По своему правовому положению оно делилось на несколько разрядов. Основная масса крестьян жила по местному «валашскому» праву,* сложившемуся в то время, когда крестьяне, будучи лично свободными, жили сельской общиной. Землей они владели сообща на общинном праве.
* В XVI в. оно частично было записано в Галичине, где существовали молдавские поселения, пользовавшиеся «волошским» правом.
Собственность валашской общины выражалась в характерных чертах крепостного права Молдавии. Каждый свободный общинник в прежние времена обязан был работать на общинной земле только несколько дней в году. Феодалы, захватив в свое распоряжение общинные земли, присвоили себе и связанные с ними повинности. Поэтому молдавские крестьяне в этих условиях должны были трудиться на феодалов то количество дней в году, которое раньше отрабатывали на земле, являвшейся общинной собственностью. Не увеличивая числа дней в году, которые крестьяне обязаны были работать на них, феодалы компенсировали это тем, что начисляли на каждый день такое количество работы, которое фактически можно было выполнить только за много дней. Кроме обязанностей в пользу феодала крестьяне выполняли различные, все увеличивавшиеся повинности в пользу церкви и государства. Крестьяне в XIV — XV вв. делились на две группы: государственных (зависимых от господаря) и частновладельческих, т. е. зависимых от отдельных светских или духовных феодалов. Первая группа крестьян, в отличие от частновладельческих, сохраняла большие права. Вторая же, хотя номинально считалась свободной, имея право перехода, была обязана отбывать барщину, платить феодалу десятину (дижму), судиться у него. Все это создавало для зависимых крестьян положение, близкое к полному закрепощению. В XVI — XVIII вв. существовала еще небольшая категория юридически свободных крестьян общинников — резешей. По своему экономическому положению они были неоднородны: среди них можно было встретить зажиточных крестьян, лиц среднего достатка и бедняков. Резеши пользовались правом распоряжаться своей землей, вплоть до отчуждения. Однако за общиной сохранялось право строго следить за тем, чтобы отчуждаемые земли не попадали в руки нечленов общины. Члены общины пользовались преимущественным правом приобретения продаваемого тем или иным резешем земельного участка. Продажа же земли нечленам резешской общины допускалась лишь после отказа всех резешей-общинников от ее покупки. Регламентируя отчуждение земельных участков, община стремилась не допускать в свой состав посторонних лиц, противостоять всевозрастающему обезземеливанию крестьян, которое в широких масштабах проводили в это время молдавские феодалы. Крестьяне-резеши, разоряемые непосильными налогами и поборами, ограбляемые турецкими захватчиками и местными властями, попадали в кабалу к феодалам-ростовщикам, которые за неуплату долгов отнимали у крестьян принадлежавшие им участки земли. Такие захваты оформлялись нередко актами купли-продажи. Боярин, купивший у резешской общины участок земли, как и другие члены общины, имел преимущественное право покупки земель, продаваемых резешами. Этим пользовались бояре и скупали крестьянскую землю за бесценок. Во второй половине XVII в. бояре вводят новый порядок, в силу которого крестьянин, проживший на боярской земле 12 лет, считался крепостным. В результате основная масса крестьянства в XVII и XVIII вв. была превращена в крепостных, называемых вечинами (в славянских документах их называли соседями). Вечины должны были платить натуральный и частично денежный оброк своему господину — десятину от всего производившегося в их хозяйстве, а также доставлять ему изделия домашнего промысла. Помимо оброка крепостные отрабатывали на полях феодала известное количество барщинных дней, число которых устанавливалось землевладельцем. Кроме того, они несли подати и повинности в пользу государства. Крепостные вечины были бесправны. Будучи лично зависимыми от помещика, они лишались права перехода с одного места на другое. Их могли передавать по наследству, дарить, обменивать, закладывать и продавать вместе с землей. В еще худшем положении, чем вечины, находились крепостные цыгане, по сути, рабы молдавских феодалов. Господа могли продавать и менять цыган вместе с землей или без земли, как скот. На цыган была даже установлена в законодательном порядке цена. Усиление закрепощения крестьян вызвало массовое движение крепостных и холопов Молдавии, Галицкой земли и Подолии в 1490 — 1492 гг. под руководством Мухи (в некоторых источниках его называют Андреем Борулей). После его подавления процесс закрепощения крестьян еще больше усилился. Закрепощение крестьян было постепенно оформлено в грамотах молдавских господарей XV — XVI вв. В XVII в. господари Молдавии издали ряд законодательных актов о борьбе с бегством крестьян. Сводом законов Молдавии — Уложением 1646 г. — запрещалось принимать и укрывать беглых крестьян. В целях обеспечения хозяйств феодалов рабочими руками господари-фанариоты* в XVIII в. превращали в частновладельческих и тех крестьян, которые несли повинности в пользу государственной казны. Эта группа крестьян получила название скутельников. Они должны были вносить боярам десятину, исполнять барщину и другие феодальные повинности.
* Фанариоты — представители богатого греческого духовенства и феодалов, занимающие высокие должностные посты в турецкой администрации и пользующиеся особыми привилегиями. Из их среды назначались в XVIII в. господари Молдавии.
Дальнейшее развитие феодально-крепостнических отношений повлекло за собой издание новых законодательных актов о закрепощении крестьян, о борьбе с бегством феодально зависимого населения страны. Так, в 1748 г. господарь Константин Маврокордат подтвердил барщину в размере 12 дней для крестьян-невечин, живущих на земле монастырей, а в 1749 г. в специально изданном законе провозгласил, что в Молдавии упраздняется сословие вечин. Однако в действительности отменено было только название «вечин». Фактически же закон способствовал углублению крепостнических отношений. Бывшие вечины стали называться царанами (цара — село). Зависимость их от бояр сохранилась. Царане должны были нести повинности в пользу бояр: исполнять барщину и вносить десятину. Законом Константина Маврокордата о вечинах стирались грани между различными категориями зависимого крестьянства (послушниками, лэтурашами, скутельниками и др.), фактически слившимися в один разряд крепостных крестьян — царан. В 1766 г. господарь Григорий Гике издал закон о полном закрепощении крестьян. Крестьянам, жившим на боярских землях, запрещалось переходить от одного боярина к другому, и полиция должна была возвращать беглецов на прежние места. Крепостнический гнет, который испытывало крестьянство со стороны молдавских феодалов, усугублялся налоговым гнетом и натуральными повинностями в пользу турок и господарей. В XVIII в. фанариоты ввели много различных налогов как прямых, так и косвенных. Население было обложено подушным налогом в пользу турецких султанов, господарей и церкви. Налоги брались за убой скота, за право торговать на рынке и т. д. Закрепощение крестьян и национальное порабощение Турцией Молдавии вызывали массовое движение против молдавских феодалов и иноземных угнетателей. Начиная с XVII в. классовая борьба часто обретала форму гайдукского движения. Небольшими отрядами гайдуки нападали на боярские усадьбы, на сборщиков податей, на турецкое войско. Несмотря на жестокие меры, господарям и боярам не удалось подавить гайдукское движение, которое было следствием безудержной эксплуатации феодально зависимого населения и турецкого национального гнета. Холопы. В их число входили военнопленные, главным образом татары, лица, осужденные за тяжкие преступления, неисправные должники, цыгане. Жили холопы по «татарскому», или холопскому, праву, лишавшему их по существу всех гражданских прав. Феодалы использовали холопов в качестве ремесленников и дворовых, их продавали и дарили вместе с вотчиной или отдельно, семьями и порознь. Дети холопов отнимались от родителей. Городское население. Развитие земледелия в Молдавии XV — XVI вв. обусловило дальнейший процесс отделения ремесла от сельского хозяйства, оживление торговли и рост городов. Усиление внутренней торговли укрепило экономические связи между отдельными частями Молдавии. По Днестру, Дунаю, Черному морю шла оживленная торговля севера Европы с Востоком и странами Средиземного моря. Особую роль в торговых операциях, связанных с Молдавией, играл входивший тогда в состав Польского государства Львов, где начинался так называемый большой королевский путь, соединявший Польшу с Валахией и Трансильванией. По своему социальному положению городское население делилось на несколько разрядов. Самыми богатыми были купцы. Купцы объединились в гильдии. Господарь Василий Лупу в грамоте 1634 г. упоминает гильдию купцов г. Яссы как центр торгово-промышленной деятельности Молдавии. Однако развитие внутренней и внешней торговли Молдавии тормозилось турецкими скупщиками, которые, разъезжая по городам и селам, насильно забирали у населения продукты сельского хозяйства, а если и платили, то не более 1/3 или 1/4 части действительной стоимости вещи. Местные купцы облагались всевозможными пошлинами, в то время как иностранные, заручившись от турецкого султана особыми привилегиями, получали неограниченную возможность участвовать в ограблении населения Молдавии. Другую часть городского населения составляли ремесленники разных специальностей, которые в XVI — XVII вв. в условиях роста ремесленного производства объединялись в цеховые организации, регламентировавшие их деятельность. Внутри молдавских городов обострялась социальная дифференциация, росли противоречия между городской верхушкой — купеческой и цеховой знатью и городскими низами — мелким торгово-ремес-ленным населением и чернорабочими из беглых крестьян. Торгово-промышленная верхушка города совместно с городскими властями и господарскими чиновниками всю тяжесть различного рода повинностей и податей взвалила на трудящееся население города. Date: 2015-09-18; view: 581; Нарушение авторских прав |