Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общественный строй. Класс феодалов. Господствующим классом в Молдавии были зем­левладельцы Наиболее крупные из них именовались боярами или па­нами





Класс феодалов. Господствующим классом в Молдавии были зем­левладельцы Наиболее крупные из них именовались боярами или па­нами. Среди них самым богатым землевладельцем был господарь Молдавии. В его распоряжении находился огромный земельный фонд, состоящий как из населенных и обработанных, так и необработан­ных земель. В его владение переходили земли выморочные, конфис­кованные и др. Значительные доходы приносили господарю разные государственные монополии (на меха, воск, серебро и породистых мес­тных коней). Он получал большие суммы от налогов и таможенных сборов с внутренней и особенно внешней торговли, судебные пошли­ны. Несвободные сельские жители были обязаны выполнять на гос­подаря всевозможные работы, поставлять ему большую часть про­дуктов своего хозяйства.

Верхушку класса феодалов составляли бояре. Им принадлежали большие земельные владения с населением, которое попало в феодаль­ную зависимость. Большое значение для имущественного роста бояр­ства имело их право на монополии (баналитеты). Например, моно­польное право боярина на мельницу обязывало крестьян молоть зерно только на мельнице своего господина, который за это взимал опреде­ленную часть зерна. То же относилось и к праву ловить рыбу, содер­жать пасеку и т.п. В руках бояр сосредоточивалось экономическое и политическое господство.

Бояре делились на «великих» и «малых». Великие бояре составля­ли разряд крупных землевладельцев, малые бояре, или бояринаши, были средними и мелкими феодалами. Все они владели вотчинами с правом передачи их по наследству, освобождались от податей и по­винностей, могли занимать государственные должности. Великие бо­яре, обладая общими феодальными правами, имели ряд особых прав. Например, право на подсудность только господарскому суду, право выходить на войну под своим знаменем, участвовать в важнейшем государственном учреждении Молдавии — раде, занимать наиболее ответственные посты в государственном аппарате. Все они подчиня­лись господарю. Даже мелкие феодалы, находясь на службе у круп­ных, были в прямой зависимости от господаря.

Положение крупного боярства в XVI — XVII вв. заметно измени­лось по сравнению с предшествующим временем. В этот период боярству удалось усилить свое экономическое и политическое господство. Война с турками в XVI в. значительно ослабила центральную власть и усилила власть крупных феодалов. Страной фактически управляла боярская олигархия — представители 75 наиболее влиятельных бояр­ских фамилий, перечисленных Д. Кантемиром в его произведении «Описание Молдавии», законченном в 1716 г. и в 1789 г. переведен­ном на русский язык. Усиление боярской олигархии привело к усиле­нию феодальной эксплуатации социальных низов, а это неизбежно сказалось на обострении классовых противоречий в Молдавии.

К классу феодалов относились и «слуги». Так назывались в Мол­давии дворяне, составлявшие основной контингент войска господаря. За свою службу они жаловались господарем земельными владениями на праве поместья. Начиная с XVI в. они получили новое название — куртяне. В политическом отношении интересы господаря и дворянст­ва совпадали. Дворяне, страдавшие от бесчинств крупных феодалов, стремились к усилению центральной власти.

Духовенство имело важное значение в феодальном обществе Мол­давии, будучи не только служителями культа, но и принимая участие в государственном управлении. Верхушка духовенства (митрополи­ты, архиепископы, епископы, игумены) заседала в боярской раде. Пред­ставители духовенства имели обширные земельные владения и боль­шое количество феодально зависимых крестьян.

Крестьяне. Крестьянство находилось в различной степени зависи­мости от феодалов. По своему правовому положению оно делилось на несколько разрядов. Основная масса крестьян жила по местному «валашскому» праву,* сложившемуся в то время, когда крестьяне, бу­дучи лично свободными, жили сельской общиной. Землей они владе­ли сообща на общинном праве.

 

* В XVI в. оно частично было записано в Галичине, где существовали молдавские поселения, пользовавшиеся «волошским» правом.

 

Собственность валашской общины выражалась в характерных чертах крепостного права Молдавии. Каждый свободный общинник в прежние времена обязан был работать на общинной земле только несколько дней в году. Феодалы, захватив в свое распоряжение об­щинные земли, присвоили себе и связанные с ними повинности. Поэ­тому молдавские крестьяне в этих условиях должны были трудиться на феодалов то количество дней в году, которое раньше отрабатыва­ли на земле, являвшейся общинной собственностью. Не увеличивая числа дней в году, которые крестьяне обязаны были работать на них, феодалы компенсировали это тем, что начисляли на каждый день та­кое количество работы, которое фактически можно было выполнить только за много дней. Кроме обязанностей в пользу феодала крестьяне выполняли различные, все увеличивавшиеся повинности в пользу церкви и государства.


Крестьяне в XIV — XV вв. делились на две группы: государствен­ных (зависимых от господаря) и частновладельческих, т. е. зависимых от отдельных светских или духовных феодалов. Первая группа кресть­ян, в отличие от частновладельческих, сохраняла большие права. Вто­рая же, хотя номинально считалась свободной, имея право перехода, была обязана отбывать барщину, платить феодалу десятину (дижму), судиться у него. Все это создавало для зависимых крестьян положе­ние, близкое к полному закрепощению.

В XVI — XVIII вв. существовала еще небольшая категория юри­дически свободных крестьян общинников — резешей. По своему эко­номическому положению они были неоднородны: среди них можно было встретить зажиточных крестьян, лиц среднего достатка и бедня­ков. Резеши пользовались правом распоряжаться своей землей, вплоть до отчуждения. Однако за общиной сохранялось право строго следить за тем, чтобы отчуждаемые земли не попадали в руки нечленов общи­ны. Члены общины пользовались преимущественным правом приоб­ретения продаваемого тем или иным резешем земельного участка. Про­дажа же земли нечленам резешской общины допускалась лишь после отказа всех резешей-общинников от ее покупки. Регламентируя отчуж­дение земельных участков, община стремилась не допускать в свой состав посторонних лиц, противостоять всевозрастающему обезземе­ливанию крестьян, которое в широких масштабах проводили в это время молдавские феодалы.

Крестьяне-резеши, разоряемые непосильными налогами и побо­рами, ограбляемые турецкими захватчиками и местными властями, попадали в кабалу к феодалам-ростовщикам, которые за неуплату долгов отнимали у крестьян принадлежавшие им участки земли. Та­кие захваты оформлялись нередко актами купли-продажи.

Боярин, купивший у резешской общины участок земли, как и дру­гие члены общины, имел преимущественное право покупки земель, продаваемых резешами. Этим пользовались бояре и скупали кресть­янскую землю за бесценок. Во второй половине XVII в. бояре вводят новый порядок, в силу которого крестьянин, проживший на боярс­кой земле 12 лет, считался крепостным. В результате основная масса крестьянства в XVII и XVIII вв. была превращена в крепостных, на­зываемых вечинами (в славянских документах их называли соседями). Вечины должны были платить натуральный и частично денежный об­рок своему господину — десятину от всего производившегося в их хозяйстве, а также доставлять ему изделия домашнего промысла. По­мимо оброка крепостные отрабатывали на полях феодала известное количество барщинных дней, число которых устанавливалось землевладельцем. Кроме того, они несли подати и повинности в пользу госу­дарства.

Крепостные вечины были бесправны. Будучи лично зависимыми от помещика, они лишались права перехода с одного места на другое. Их могли передавать по наследству, дарить, обменивать, закладывать и продавать вместе с землей.


В еще худшем положении, чем вечины, находились крепостные цыгане, по сути, рабы молдавских феодалов. Господа могли прода­вать и менять цыган вместе с землей или без земли, как скот. На цыган была даже установлена в законодательном порядке цена.

Усиление закрепощения крестьян вызвало массовое движение кре­постных и холопов Молдавии, Галицкой земли и Подолии в 1490 — 1492 гг. под руководством Мухи (в некоторых источниках его называ­ют Андреем Борулей). После его подавления процесс закрепощения крестьян еще больше усилился. Закрепощение крестьян было посте­пенно оформлено в грамотах молдавских господарей XV — XVI вв.

В XVII в. господари Молдавии издали ряд законодательных ак­тов о борьбе с бегством крестьян. Сводом законов Молдавии — Уложением 1646 г. — запрещалось принимать и укрывать беглых крестьян.

В целях обеспечения хозяйств феодалов рабочими руками госпо­дари-фанариоты* в XVIII в. превращали в частновладельческих и тех крестьян, которые несли повинности в пользу государственной каз­ны. Эта группа крестьян получила название скутельников. Они долж­ны были вносить боярам десятину, исполнять барщину и другие фео­дальные повинности.

 

* Фанариоты — представители богатого греческого духовенства и фео­далов, занимающие высокие должностные посты в турецкой администра­ции и пользующиеся особыми привилегиями. Из их среды назначались в XVIII в. господари Молдавии.

 

Дальнейшее развитие феодально-крепостнических отношений пов­лекло за собой издание новых законодательных актов о закрепоще­нии крестьян, о борьбе с бегством феодально зависимого населения страны. Так, в 1748 г. господарь Константин Маврокордат подтвер­дил барщину в размере 12 дней для крестьян-невечин, живущих на земле монастырей, а в 1749 г. в специально изданном законе провозгласил, что в Молдавии упраздняется сословие вечин. Однако в действитель­ности отменено было только название «вечин». Фактически же закон способствовал углублению крепостнических отношений. Бывшие ве­чины стали называться царанами (цара — село). Зависимость их от бояр сохранилась. Царане должны были нести повинности в пользу бояр: исполнять барщину и вносить десятину.

Законом Константина Маврокордата о вечинах стирались грани между различными категориями зависимого крестьянства (послушни­ками, лэтурашами, скутельниками и др.), фактически слившимися в один разряд крепостных крестьян — царан.

В 1766 г. господарь Григорий Гике издал закон о полном закрепо­щении крестьян. Крестьянам, жившим на боярских землях, запреща­лось переходить от одного боярина к другому, и полиция должна была возвращать беглецов на прежние места.

Крепостнический гнет, который испытывало крестьянство со сто­роны молдавских феодалов, усугублялся налоговым гнетом и нату­ральными повинностями в пользу турок и господарей. В XVIII в. фа­нариоты ввели много различных налогов как прямых, так и косвенных. Население было обложено подушным налогом в пользу турецких сул­танов, господарей и церкви. Налоги брались за убой скота, за право торговать на рынке и т. д.


Закрепощение крестьян и национальное порабощение Турцией Молдавии вызывали массовое движение против молдавских феода­лов и иноземных угнетателей. Начиная с XVII в. классовая борьба часто обретала форму гайдукского движения. Небольшими отрядами гайдуки нападали на боярские усадьбы, на сборщиков податей, на турецкое войско. Несмотря на жестокие меры, господарям и боярам не удалось подавить гайдукское движение, которое было следствием безудержной эксплуатации феодально зависимого населения и турец­кого национального гнета.

Холопы. В их число входили военнопленные, главным образом татары, лица, осужденные за тяжкие преступления, неисправные долж­ники, цыгане. Жили холопы по «татарскому», или холопскому, праву, лишавшему их по существу всех гражданских прав. Феодалы исполь­зовали холопов в качестве ремесленников и дворовых, их продавали и дарили вместе с вотчиной или отдельно, семьями и порознь. Дети хо­лопов отнимались от родителей.

Городское население. Развитие земледелия в Молдавии XV — XVI вв. обусловило дальнейший процесс отделения ремесла от сель­ского хозяйства, оживление торговли и рост городов. Усиление внут­ренней торговли укрепило экономические связи между отдельными частями Молдавии. По Днестру, Дунаю, Черному морю шла ожив­ленная торговля севера Европы с Востоком и странами Средиземного моря. Особую роль в торговых операциях, связанных с Молдавией, играл входивший тогда в состав Польского государства Львов, где начинался так называемый большой королевский путь, соединявший Польшу с Валахией и Трансильванией.

По своему социальному положению городское население делилось на несколько разрядов. Самыми богатыми были купцы. Купцы объединились в гильдии. Господарь Василий Лупу в грамоте 1634 г. упо­минает гильдию купцов г. Яссы как центр торгово-промышленной деятельности Молдавии.

Однако развитие внутренней и внешней торговли Молдавии тор­мозилось турецкими скупщиками, которые, разъезжая по городам и селам, насильно забирали у населения продукты сельского хозяйства, а если и платили, то не более 1/3 или 1/4 части действительной стои­мости вещи. Местные купцы облагались всевозможными пошлина­ми, в то время как иностранные, заручившись от турецкого султана особыми привилегиями, получали неограниченную возможность учас­твовать в ограблении населения Молдавии.

Другую часть городского населения составляли ремесленники раз­ных специальностей, которые в XVI — XVII вв. в условиях роста ре­месленного производства объединялись в цеховые организации, рег­ламентировавшие их деятельность.

Внутри молдавских городов обострялась социальная дифферен­циация, росли противоречия между городской верхушкой — купечес­кой и цеховой знатью и городскими низами — мелким торгово-ремес-ленным населением и чернорабочими из беглых крестьян. Торгово-промышленная верхушка города совместно с городскими властями и господарскими чиновниками всю тяжесть различного рода повиннос­тей и податей взвалила на трудящееся население города.







Date: 2015-09-18; view: 581; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.012 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию