Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 1. Рабовладельческие государства на территории нашей страны





§ 1. Государство и право Урарту (IX — VI вв. до н.э.)

Первым государством на территории нашей страны было Урар­ту, возникшее в Закавказье. В конце II и в начале I тысячелетия до н. э. на территории будущего государства Урарту шел процесс разло­жения первобытнообщинного строя, образования классового общес­тва. В основе этого процесса лежали экономические причины, но по­стоянные войны с Ассирией и другими внешними врагами ускорили этот процесс. По свидетельству ассирийских источников в середине XIII в. до н. э. существовали большие объединения урартских племен. В IX в. до н. э. сформировалась рабовладельческая общественно-эко­номическая формация, образовались антагонистические классы ра­бов и рабовладельцев, возникло рабовладельческое по своей классо­вой сущности государство Урарту. Оно просуществовало около трех столетий. Достигнув расцвета в VIII в. до н. э., Урарту захватило тер­ритории многих мелких стран и племен. Оно держалось силой ору­жия. В начале VI в до н. э. Урарту было порабощено соседним юж­ным государством Мидией.

Общественный строй. Крупнейшим рабовладельцем в Урарту яв­лялся царь. Ему принадлежала верховная собственность на землю. На его землях трудились рабы, большинство которых составляли пленные. В результате удачных войн переселялись на царские земли целые народы. Так, в высеченной на каменной плите надписи царя Сардура читаем, что он за один год захватил и угнал из других стран 12 750 юношей, 46 600 женщин, 12 000 воинов, 2 500 коней, множест­во другого скота. Царю принадлежали дворцы с несметными богат­ствами, громадное количество скота, сады, виноградники. На него работали пленные ремесленники. В состав класса рабовладельцев вхо­дили также члены царского рода, жрецы, правители областей, военная знать, которые обладали крупными хозяйствами, основывающи­мися на труде рабов.

Жрецы составляли значительную и влиятельную часть класса ра­бовладельцев. В стране было построено большое количество храмов, обладавших огромными богатствами. Храмы имели свое хозяйство, где трудились рабы. Жрецы осуществляли идеологическую функцию государства. В результате удачных военных походов часть добычи цари жертвовали храмам.

Основной массой эксплуатируемых были рабы. Их труд широко использовался на строительстве ирригационных сооружений, водо­проводов, крепостей, дворцов знати, храмов, дорог, хозяйственных построек царя и других рабовладельцев. Главным источником раб­ства являлся плен. С этой целью совершались военные походы в соседние страны. Большую часть рабов присваивали царь и рабовла­дельческая знать. Лишь незначительная часть их перепадала простым воинам. Рабы были совершенно бесправной частью населения. Их жестоко эксплуатировали. Источники свидетельствуют о такой фор­ме протеста рабов, как массовые побеги.

Основную массу свободного населения составляли крестьяне-зем­ледельцы. Они были объединены в сельские общины. Крестьяне-об­щинники платили налоги, несли разнообразные повинности. Их при­влекали к строительству оросительных систем, дорог, к выполнению воинской повинности, поставке лошадей для царского войска.

В городах жили торговцы, ремесленники, которые славились об­работкой железа, меди, драгоценных металлов, камня, дерева. Боль­шая часть ремесленников принадлежала, по-видимому, к рабам. В городах проживала и часть земледельцев, которые обрабатывали зем­лю царя и находились на государственном обеспечении, не имея сво­его хозяйства. В городах-крепостях, являвшихся административны­ми центрами, проживали также чиновники местного аппарата и размещались гарнизоны.

Государственный строй. Рабовладельческое государство Урарту было монархией. Во главе его стоял царь, которому принадлежала верховная, светская и духовная власть. Центром управления являлся царский двор, где основные должности занимали члены царского рода. Для Урарту, подобно другим странам Древнего Востока, было характерно наличие трех ведомств: финансового или ведомство по ограблению собственного народа, военного, или ведомства по ограб­лению соседних народов, и ведомства общественных работ.

В Урарту осуществлялись обширные ирригационные работы, без которых было невозможно вести хозяйство. Важным звеном государ­ственного аппарата являлись вооруженные силы, нужные для отра­жения нападения Ассирии, скифов, киммерийцев, для завоевания и ограбления других народов, для удержания в повиновении эксплуа­тируемых рабов и крестьян-общинников. Войско состояло из посто­янных царских отрядов, а в случае военного похода также из отрядов, приводимых правителями областей, и ополченцев. По тем временам войско было хорошо организованным: имелись боевые колесницы, кавалерия, пешие отряды лучников, копейщиков. Как свидетельству­ют письменные ассирийские источники, в Урарту существовали облас­ти, где специально выращивали и тренировали лошадей для конницы.

Местный государственный аппарат по тем временам был четко организован. Вся территория Урарту делилась на области во главе с областными начальниками, назначаемыми царем. Им принадлежали военные, административные, финансовые, судебные полномочия. Ад­министративный центр области находился в городе-крепости. В своей области правители по существу обладали неограниченной властью, что в ряде случаев приводило к выступлениям против царя, особенно когда тот терпел военное поражение. Стремясь ограничить власть об­ластных правителей, царь Руса I разукрупнил области.

§ 2. Государство и право Закавказья и Средней Азии (середина I тыс. до н. э. — IV в. н.э.)

Процесс распада первобытнообщинного строя у народов Закав­казья и Средней Азии происходил задолго до н. э. О наличии здесь в VI — IV вв. до н. э. классового общества свидетельствуют данные ар­хеологической науки, появления первых городов, сведения греческих историков Геродота и Ксенофонта (V в. до н. э.).

Естественно, древние рабовладельческие цивилизации, втягивав­шие в свою орбиту большие пространства Закавказья и Средней Азии, оказали определенное влияние на исторические судьбы племен Закав­казья и Средней Азии, ускоряли процесс разложения здесь первобыт­нообщинного строя. Это не значит, что рабовладельческие порядки и государственность были привнесены в Закавказье и Среднюю Азию извне, как это пытаются представить некоторые историки. Классо­вое общество в Закавказье и Средней Азии возникло в результате дли­тельного процесса распада первобытнообщинного строя.

Древнейшие рабовладельческие государства Закавказья и Сред­ней Азии имели ряд общих черт и в то же время существенно отлича­лись друг от друга. Первые государственные образования не имели четко очерченных границ, которые совпадали бы с границами расселе­ния основных народов, сформировавшихся на этой территории позже.

Рабовладельческие отношения, развивавшиеся в Закавказье и Средней Азии, имели некоторые особенности. Одна из них заключа­ется в том, что значительную роль в производстве играла сельская община, в силу чего рабство не стало таким, каким оно было, напри­мер, в Греции и Римской империи.

В VI в. до н. э. персидское рабовладельческое государство Ахеменидов захватило обширные области Закавказья и Средней Азии. Оно делилось на сатрапии, во главе которых находились правители-сат­рапы. Так, значительная часть территории нынешнего Азербайджа­на вошла в XI сатрапию, территория Средней Азии, населенная бактрийцами, — в XII, саки, жившие к востоку от Сыр-Дарьи, — в XV, а хорезмийцы и согдийцы — в XVI сатрапию и т.д. Первыми в Сред­ней Азии от власти Ахеменидов освободились Хорезм и саки (конец V и начало IV в. до н. э.).

В период правления Ахеменидов значительная часть народов Средней Азии перешла к оседлому земледелию. Тогда же создается широкая сеть искусственного орошения. При сооружении каналов и постройке городов широко используется труд рабов. Ахемениды со­здали стройную, но мало связанную внутри себя систему управления. Сатрапы назначались из числа лиц, наиболее близко стоящих к царю. Административная власть сатрапа была неограниченной. В его ком­петенцию входило, управление областью, собирание дани с населе­ния в казну Персидского государства, организация чеканки монеты и командование военными силами. По требованию сатрапа зависимые народы должны были выставлять отряды, состоящие из конницы, пехоты и воинов на колесницах.

Империя Ахеменидов перестала существовать в 30-х годах IV в. до н. э. в результате завоевания ее войсками Александра Македон­ского. Земли закавказских и среднеазиатских народов вошли в состав его государства. Единственным независимым государством в Сред­ней Азии остался Хорезм. При организации управления завоеванны­ми землями греки сохранили институт сатрапов. При них назнача­лись должностные лица, ведавшие военными и финансовыми дела­ми. Сатрапы Александра в отличие от ахеменидских не имели права чеканить монету и держать наемное войско. В остальном управление оставалось таким же, каким оно было при персах. Чтобы укрепить власть, Александр склонял на свою сторону местную знать, идя на значительные уступки. Местная знать сыграла немаловажную роль в установлении господства греко-македонских завоевателей.

После смерти Александра Македонского завоеванные им облас­ти вошли в состав государства Селевкидов. В конце IV в. и в III в. до н. э. из состава государства Александра и Селевкидов стали выде­ляться независимые и полунезависимые государства. Так, в IV в. на территории Армении возникло самостоятельное Айраратское цар­ство с центром в Армавире. Несколько позже возникли самостоя­тельные Армянское и Иберийское государства. Греческий географ Страбон (I в. до н. э.) сообщает, в частности, о стране Иберии. «На­селение Иберии,— сообщает он,— делилось на четыре «рода», вер­нее, социальные группы. Из них первый важнейший род, из которо­го ставят царя, ближайшего по родству (с предыдущим царем) и ста­рейшего по возрасту. Второй (важнейший член этого рода) творит суд и предводительствует войсками. Второй род — жрецы, которые ведают также спорными делами с соседями. Третий род — земле­дельцы и воины. Четвертый род — люди, которые являются цар­скими рабами и доставляют царскому роду все необходимое для жизни. Имения у них — общие по родству, а управляет и заведует каждым из них старейшина».

В I в. до н. э. в Закавказье вторглись римские войска. Они рас­сматривали Армению, Иберию и Прикаспийскую Албанию как под­властные себе земли. Шла долгая и упорная борьба народов Закав­казья за свою независимость. В процессе этой борьбы шла консоли­дация армянской, грузинской и азербайджанской народностей.

В конце II — начале III в. рабовладельческий Рим, переживший глубокий кризис, не мог уже сохранить свое влияние на Закавказье. На это время приходится и упадок рабовладельческих отношений.

Греко-бактрийское царство. В середине III в. до н. э. в Средней Азии выделилось самостоятельное Греко-бактрийское царство, в со­став которого входили Бактрия, Согдиана, Маргиана и Паркана (Фер­гана). О классовом расслоении населения Греко-бактрийского царст­ва свидетельствует состав войска греко-бактрийских царей, включав­шего конницу, в которую входили представители местной знати, и пехоту из рядовых свободных людей. Греко-бактрийское царство не было прочным государством.

Огромная держава, составленная из различных, мало связанных между собой частей, не могла просуществовать долго. К тому же гре­ко-македонская знать не опиралась на широкие слои местного насе­ления. Она рассматривала среднеазиатские области как объект эксплу­атации.

Во II в. до н. э. Греко-бактрийское царство распалось. От него отделилась Согдиана, Маргиана была завоевана парфянами. С севе­ра на Греко-бактрийское царство напали массагетские кочевые пле­мена. Среди осевших на территории Бактрии племен источники упо­минают тохаров. В первое время после завоевания Бактрии тохары основали свое государство — Тохаристан. Тохаристан граничил с Хо­резмским государством, которое включало собственно Хорезм, Согдиану и Чач (район Ташкента).

Кушанское царство (IIV вв. н. э.). На рубеже нашей эры важ­ную роль в истории Средней Азии играло царство кушанов — одно из тохарских государств. Кушанское царство подчинило себе терри­тории Бактрии и Согдианы и другие земли и вскоре превратилось в одно из крупнейших государств того времени. Время расцвета Ку-шанского царства считается периодом наибольшего для Средней Азии развития рабовладельческих отношений. Первоначальная столица Кушанского царства находилась на территории Согдианы, затем была переведена в Индию.

Огромная Кушанская держава вела постоянные войны, расши­ряя свою территорию и превращаясь в сильное рабовладельческое государство. Войны давали большое количество рабов, трудом ко­торых создавались новые города и строились каналы в Хорезме, Согдиане, Бактрии и Фергане. Наряду с рабами в Кушанском царстве существовала масса свободного крестьянства, объединенного в об­щины.

В I — III вв. н. э. Кушанское царство играло важную роль в раз­вивающихся политических и торговых отношениях со многими стра­нами Запада и Востока. Кушанская культура оставила после себя глубокий след, ярко характеризующий могущество этой державы. В III в. н. э. начинается распад Кушанского царства. Хорезм снова занимает независимое положение, что видно по возобновлению им выпуска своих монет.

На развалинах Кушанской империи в Средней Азии возникает множество городов-государств. К этому периоду рабовладельческий строй в Средней Азии приходит в упадок. Развиваются замкнутые хозяйства крупных землевладельцев.

Территория Средней Азии в III — IV вв. н. э. политически была раздроблена. В западной части долины Зеравшана образовался союз городских царств во главе с Бухарой. Союз городов-государств сло­жился также и в Фергане.

* * *

Из-за скудости данных общественный и политический строй и право закавказских и среднеазиатских государств эпохи рабства не могут быть подробно охарактеризованы. Известно лишь то, что эти регионы были областями развитого земледелия, ремесла и скотовод­ства. Цари как главы государств обладали неограниченной властью. Их личность обожествлялась. Они были одновременно и верховны­ми жрецами. Высшие военные, административные и религиозные до­лжности распределялись среди родственников и соплеменников царя. Номинально царь считался верховным собственником земли и насе­ления. В его руках сосредоточивались огромные богатства. При ца­рях имелись советы старейшин. Чеканились в государствах свои мо­неты. Политической формой государства была деспотия.

Правовая система, можно предполагать, складывалась из обыч­ного права, актов местной знати и установлений царей. Судить кон­кретно об основных чертах права Закавказья и Средней Азии древ­него периода не представляется возможным из-за отсутствия правового материала о том периоде.

§ 3. Государственные образования в Причерноморье (VII в. до н.э. — IV в. н.э.)

Скифы — ираноязычная народность. Они занимали область меж­ду низовьями Дуная и устьем Дона, где к концу VII в. до н. э. сложил­ся их племенной союз. Скифское государство, возникшее на грани V и IV вв. до н. э. и просуществовавшее до III в. н. э., являлось государст­вом рабовладельческого типа, сохранившим пережитки первобытно­общинного строя.

Частная собственность сосредоточивалась прежде всего в руках племенных вождей и старейшин племен. Так зарождалась родовая знать. Внутри нее, в свою очередь, выделялись царские семьи, жре­ческая и военная аристократия — царские скифы.

Остальное население Скифии состояло из свободных общинни­ков. Они несли военную службу, платили различные дани и выполня­ли повинности. В наихудшем положении находились скифы-пахари, зависимые не только от царских скифов, но и от кочевников, кото­рым они уплачивали оброк за пользование землей.

В городах основную массу населения составляли свободные ре­месленники, а также купцы.

Основным источником пополнения рабов было покорение осед­лых племен. Рабы применялись главным образом в домашнем хозяй­стве, а также для охраны стад. По мере разложения первобытнооб­щинного строя рабство начинает терять свой патриархальный харак­тер. Усиление эксплуатации рабов вызывало их восстания, которые подавлялись с исключительной жестокостью. По свидетельству Ге­родота, восставшие рабы были распяты на крестах.

У скифов уже существовала царская власть. Однако кандидатуры царя и его преемников утверждались народным собранием. Оно же, а также совет старейшин и племенных вождей решали важнейшие го­сударственные вопросы.

По свидетельству Геродота и латинских писателей I в., скифы име­ли установившиеся обычаи и законы. «Скифы, — пишет Геродот, — ревниво избегают заимствования чужеземных обычаев, причем не только от других народов, но и в особенности от эллинов». По скиф­скому праву уже существовала частная собственность на стада, посе­вы, жилища. Представители кочевой аристократии, особенно жрецы, получали огромные участки земли с сидящими на них земледельца­ми. Право частной собственности на движимые вещи предполагало развитие обязательственного права. Договоры скреплялись клятвой. Брачно-семейное право характеризовалось господством патриарха­та. Жена находилась под властью мужа. После его смерти жена пере­ходила в составе имущества в собственность наследника. В наслед­ственном праве господствовал минорат, т. е. переход отцовского хо­зяйства в руки младшего сына. Женатые сыновья имели право на выдел при жизни отца.

Наиболее опасными преступлениями считались преступления про­тив царя. Наказуемым было не только совершение преступления, но и покушение. В качестве самостоятельного преступления выделялась ложная клятва богам царского очага, что по понятиям скифов могло вызвать болезнь царя и каралось смертной казнью. Тяжкими преступ­лениями считались также убийство, воровство, оскорбление действи­ем, оговор невиновного, прелюбодеяние и др.

К числу наиболее распространенных видов наказаний относились смертная казнь, отсечение правой руки, изгнание. Продолжала сущест­вовать кровная месть.

Дела о преступлениях, не затрагивающих основы царской власти и интересов государства, рассматривались в состязательном поряд­ке. Но существовал уже и розыскной процесс для наиболее опасных преступлений.

Греческие города-полисы возникли в Причерноморье в результа­те колонизации, проходившей в VIII — VI вв. до н. э. Они были ра­бовладельческими республиками. Верховная власть в них принадле­жала народному собранию, совету и выборным должностным лицам. Все дела, поступавшие в народное собрание, предварительно обсуж­дал совет. Иностранцы, за исключением афинян, политическими пра­вами не пользовались.

К числу наиболее крупных городов-полисов относились Тирас (в устье Днестра), Пантикапей (ныне Керчь), Феодосия, Фанагория (Та­манский полуостров), Диоскурия (Сухуми), Ольвия (в устье Южного Буга), Херсонес. В силу общности торговых интересов и необходи­мости совместной обороны от местных племен города начинают объ­единяться, и в 480 г. до н. э. образуется Боспорское царство с центром в Пантикапее. Ольвия и Херсонес — наиболее крупные города-поли­сы — вошли в состав Боспорского царства значительно позднее.

Боспорское царство занимало обширную территорию — Керчен­ский и Таманский полуострова, береговую полосу Азовского и Чер­ного морей до нынешнего Новороссийска и район Нижнего Дона. Боспорское царство не было чисто греческим, оно включало в себя и местные племена.

К господствующему классу относились крупные землевладельцы, жрецы, купцы, промышленники и военачальники. Средние и мелкие землевладельцы были обязаны служить в войске и отдавать царю зна­чительную часть своего урожая.

Основную массу населения составляли свободные земледельцы и рабы. Наиболее зажиточные земледельцы использовали в своем хо­зяйстве труд рабов. Бесправное положение рабов и закабаление мест­ного населения вызывали частые выступления эксплуатируемых. Од­ним из первых было восстание скифских рабов в III в. до н. э. под предводительством Савмака. В конце II в. до н. э. восстание охвати­ло почти всю территорию Боспора. Однако оно было подавлено с помощью войск Понтийского государства, расположенного на юж­ном берегу Черного моря.

Во главе Боспорского государства стоял выборный архонт. Позд­нее власть архонтов становится пожизненной. До конца IV в. до н. э. глава государства имел двойной титул: архонт — по отношению к подвластным Боспору греческим городам и царь — для местного на­селения. До этого времени греческие города, входившие в Боспорс­кое царство, имели известную автономию. Спарток III (304 — 284 гг. до н. э.) впервые отказался от двойного титула и стал именовать себя просто царем.

IV в. до н. э. — время расцвета Боспорского царства. Начавший­ся после этого период междоусобиц, восстаний рабов, нападений ски­фов приводит к ослаблению Боспора и подчинению его сначала Понтийскому царству, а затем с I в. до н. э. — Римской империи. Римский период в истории Боспора связан с подъемом его экономической жизни.

Начавшееся с середины III в. н. э. обострение кризиса рабовла­дельческой системы и усиленный натиск кочевых «варварских» пле­мен приводят к тому, что античные государства Северного Причер­номорья, в том числе и Боспор, вступают в период экономического и политического упадка. В конце IV в. н. э. гунны полностью разорили Боспорское царство, истребили его население. Государство переста­ло существовать.

О праве Боспора у нас мало сведений, известно только, что земля была государственной собственностью. Распоряжаться ею мог толь­ко царь. Земли принадлежали также и храмам.

Из отдельных видов преступлений известны преступления про­тив царской власти, к которым относились заговор против жизни царя, восстание против царской власти, государственная измена, сношение с политическими эмигрантами.

Рассмотрение дел по этим преступлениям начиналось по доносу и влекло за собой смертную казнь с конфискацией имущества осужден­ного. Исполнение судебных решений производилось судебными ис­полнителями.

* * *

Рабовладельческое государство и право явилось исторически пер­вым типом государства и права. Оно знаменовало шаг вперед в исто­рии человечества, будучи обусловлено соответствующим развитием производительных сил и производственных отношений. Но со време­нем рабовладельческий строй исчерпал себя. Он уступает дорогу но­вому, более прогрессивному феодальному строю, феодальной общест­венно-экономической формации.

В советской литературе выдвигалась концепция, по которой все коренные народы нашей страны «миновали позор рабства» и сразу перешли к феодализму (С. В. Юшков). Среди закавказских истори­ков шел спор о времени возникновения древнегрузинского и древнеармянского государств, а следовательно, и о типе их. Думается, что эта проблема ждет еще своего исследования и разрешения. Однако бесспорно, что к середине I тысячелетия н. э. феодальные отношения в Закавказье становятся фактом.

Глава 2. Государство и право Закавказья и Средней Азии в период раннего феодализма (IV — начало ХШ в.)

Date: 2015-09-18; view: 1995; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию