Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характеристика основных видов ощущений





Вопрос: Какие виды ощущений вы знаете?

Кожные ощущения - это все ощущения, которые человек получает от кожных рецепторов. Одни точки кожи дают только ощущение прикосновения (тактильные точки), другие - ощущения холода (точки холода), третьи - ощущение тепла (точки тепла), четвертые - ощущение боли (точки боли).

Точки отдельных видов ощущений по поверхности тела расположены неравномерно. Пример, на кончиках пальцев точек прикосновения вдвое больше, чем точек боли, хотя общее количество последних значительно больше. На роговице глаза, наоборот, точек прикосновения вообще нет, а есть только точки боли, так что любое прикосновение к роговице вызывает ощущение боли и защитный рефлекс закрытия глаз.

Вкусовые и обонятельные ощущения. Рецепторами вкусовых ощущений являются вкусовые луковицы, состоящие из чувствительных вкусовых клеток, соединенных с нервными волокнами.

Рецепторами обонятельных ощущений являются обонятельные клетки, погруженные в слизистую оболочку так называемой обонятельной области.

Пример. У взрослого человека площадь обонятельной области приблизительно равна 480 мм 2. У новорожденного она значительно больше. Это объясняется тем, что у новорожденных ведущими ощущениями являются вкусовые и обонятельные ощущения. Именно благодаря им ребенок получает максимальное количество информации об окружающем мире, они же обеспечивают новорожденному удовлетворение его основных потребностей. В процессе развития обонятельные и вкусовые ощущения уступают ведущее место другим, более информативным ощущениям, и в первую очередь зрению.

Следует отметить, что вкусовые ощущения в большинстве случаев смешиваются с обонятельными. Разнообразие вкуса в значительной мере зависит от примеси обонятельных ощущений. Например, при насморке, когда обонятельные ощущения «отключены», в ряде случаев пища кажется безвкусной. Кроме этого, к вкусовым ощущениям примешиваются тактильные и температурные ощущения от рецепторов, находящихся в области слизистой оболочки во рту. Так, своеобразие «острой» или «вяжущей» ниши главным образом связано с тактильными ощущениями, а характерный вкус мяты в значительной степени зависит от раздражения холодовых рецепторов.

Экспериментальные исследования вкусовых ощущений проводилось в лаборатории П.П.Лазарева. Чувствительность к сладкому минимальна на кончике языка и минимальна у задней части его, а чувствительность к горькому, наоборот, максимальна сзади и минимальна на кончике языка. Вкусовые и обонятельные ощущения можно развивать с помощью постоянных тренировок. Это учитывается при освоении профессии дегустатора.

Слуховые ощущения. Раздражителем для органов слуха являются звуковые волны. Все звуки, которые человеческое ухо могут быть разделены на две группы музыкальные и шумы.

В звуковых волнах различают частоту, амплитуду, форму колебаний. Соответственно этому слуховые ощущения имеют три стороны: высоту звука, громкость звука и тембр. Высота звука измеряется в герцах. Верхняя граница слуха у детей - 22000 герц. Нижняя граница слуха человека - 16- 20 герц.

Принято выделять приятное звучание - консонанс и неприятное звучание - диссонанс. Наилучшее объяснение природы слуховых ощущений дает резонансная теория слуха Гельмгольца.

Зрительные ощущения. Раздражителем для органа зрения является свет, т.е. электромагнитные волны, имеющие в длину от 390 до 800 миллимикронов. Волны определенной длины вызывают у человека ощущение определенного цвета. Так, например, ощущение красного света вызываются волнами длиной в 630 -800 миллимикронов, желтого - волнами от 570 до 590 миллимикронов и т.д.

Все цвета делятся на две большие группы: цвета ахроматические и цвета хроматические. К ахроматическим относятся белый, черный, серый. К хроматическим относятся все остальные цвета. Работами Ньютона и Гельмгольца были установлены законы смешивания цветов.

Поприоцептивные ощущения. Ощущения движения и равновесия. Рецепторы двигательных ощущений находятся в мышцах, сухожилиях и суставных поверхностях. Расстройство движений называется атаксией.

Давайте сейчас проведем несложный опыт: «Закройте глаза и придайте любое положение свой правой руке, а затем, не открывая глаз, то же положение дать своей левой руке. Откройте глаза и посмотрите точно ли вы выполнили движения».

Осязание. Это процесс сочетания кожных и двигательных ощущений.

Осязанию, т. е. сочетанию кожных и двигательных ощущений, мы обязаны способностью оценивать такие свойства предметов, как твердость, мягкость, гладкость, шероховатость. Например, ощущение твердости главным образом зависит от того, какое сопротивление оказывает тело при давлении на него, а об этом мы судим по степени мышечного напряжения. Поэтому нельзя определить твердость или мягкость предмета без участия ощущений движения.

Проведем еще один опыт « Необходимо, что бы кто-то вышел сюда ко мне. Закрой глаза. Я тебе положила на ладонь предмет, не используя никаких действий с ним, определи, пожалуйста, что это за предмет… Теперь можешь ощупать предмет и назвать его.

Заключение. В заключение следует обратить ваше внимание на тот факт, что практически все виды ощущений взаимосвязаны друг с другом. Благодаря этому взаимодействию мы получаем наиболее полную информацию об окружающем нас мире. Однако эта информация ограничивается лишь сведениями о свойствах предметов. Целостный же образ предмета в целом мы получаем благодаря восприятию.

Ваше домашнее задание будет заключаться в самостоятельной проработке следующего материала: Развитие ощущений. Сенсорная адаптация и взаимодействие ощущений.

Литература для преподавателя:

1. Веккер Л.М. психологические процессы: В 3-х т. Т. 1. - Л.: Изд - во ЛГУ, 1974

2. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 2.: Проблемы общей психологии / Гл.ред./ А.В.Запорожец. - М.: Педагогика, 1982

3. Забродин Ю.М., Лебедев А.Н. Психофизиология и психофизика. - М.: Наука, 1977

4. Лурия А.Р. Ощущение и восприятие. - М.: Изд-во МГУ, 1975

 

Date: 2015-09-18; view: 626; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию