Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методологические поиски в советской исторической науке





 

Итак, можно вполне определенно утверждать, что марксистско-ленинская концепция истории сложилась как официальная, была определяющей на протяжении многих лет существования советского государства, и, меняясь в некоторых частностях, в своих основных чертах оставалась неизменной. Вместе с тем, несмотря на идеологические клише, советская историческая наука, в силу как внутреннего развития, так и внутренних и внешних обстоятельств, временами вставала перед необходимостью ревизовать свой методологический арсенал. Это происходит в середине 1930-х годов, затем – во второй половине 1950-х – начале 1960-х годов и, наконец, явное обострение интереса к вопросам теории и методологии науки приходится на период начиная с 1980-х годов, когда нарастание интереса к проблемам научного познания, методологии исторического исследования происходило по мере ослабления, а затем и исчезновения прежнего идеологического контроля [95].

Это показывает, с одной стороны, то, что узость методологии, навязываемой историческому сообществу политической элитой, была ясна исследователям уже давно. С другой стороны, это позволяет сделать вывод, что процессы, начавшиеся в исторической науке в послевоенное время и явно проявившиеся в 1980-е годы, были не случайными, а исторически подготовленными.

Рассматривая объективную структуру процесса исследования и строение образующих ее компонентов, историки стремились распространить на историческую науку общие критерии научности, выработанные логикой развития и методологией науки. Отсюда усиление интереса к науковедению.

Уже 1960-е годы были отмечены выходом ряда фундаментальных трудов по проблемам методологии, а также изданием переводов ряда работ зарубежных теоретиков науки.

Из круга проблем теоретико-методологического характера можно выделить темы теории науки в целом (Дж. Бернал, Б.М.Кедров, Дж.Льюис и др.), теории общественно-экономических формаций, теории и методологии истории и общественных наук в целом. Особый интерес стали вызывать труды выдающихся теоретиков и практиков науки, содержащие индивидуальный опыт ученого. Причем интерес в последнем ареале был проявлен как к отечественным мыслителям различных эпох, так и к зарубежным (М.Блок, В.И.Вернадский, Е.М.Жуков, Р.Дж.Коллингвуд, П.Л.Капица, В.В.Косолапов, П.Сорокин, Н.Стефанов, Л.Февр и др.).

Советские историки старались отслеживать опыт зарубежных коллег во всей его полноте, хотя это по-прежнему облекалось в привычные для советской науки формы критики «антимарксистских», «антисоветских», «буржуазных» концепций (О.Л.Вайнштейн, И.А.Гобозов, А.А.Порк и др.).

Особое значение приобретает вопрос о соотношении истории и социологии. Стремительно развивавшаяся во всем мире социология стала в определенном смысле «теснить» историю. Советские ученые оценили такую опасность, справедливо считая, что социология не может заменить историю, адресованную именно личному началу. Так, А.Гулыга еще в конце 1960-х годов отмечал, что «целый ряд дисциплин обществоведения обращен не только к массовым процессам, но и к личности, ее уникальному духовному миру. У обществоведения два лица - социологическое и гуманитарное». Такое видение проблемы предполагает необходимость подходов к познанию законов общественного развития в рамках различных наук, в том числе и исторической, исходя из того, что у каждой общественной науки имеется свое поле деятельности. Так, «предметом истории является изучение законов общественного развития в их конкретных проявлениях», но история - наука живого знания, «история нуждается в конкретном объяснении происходящего, и простая ссылка на социологические законы вопроса не решает».[96]

Вместе с тем, социология в глазах многих в то время якобы давала возможность «моделирования» общественных процессов, вплоть до «предвидения будущего». Большинство советских историков были, однако, солидарны в том, что от законов исторической науки нельзя требовать невозможного, а именно скрупулезного объяснения и предсказания конкретных исторических событий, поступков и даже поведения отдельных лиц.

В то же время проблема предметности исторической науки, как занятой именно «областью общественной жизни», была поставлена, но по существу так и не была решена. Один из крупнейших специалистов в области методологии истории и теории познания, М.А.Барг, писал уже в 1980-е годы: «...в нашей литературе не выработано до сих пор общепринятого определения предмета исторической науки и целей осуществляемого ею познания. В одних случаях от подобного определения молчаливо уклоняются, в других случаях ответ дается в терминах равносильных отказу от него».[97]

Проблема предмета исторической науки всегда была тесно связана с проблемой метода. В этой части научный поиск был достаточно активен. В целом в отношении методов исследования советские историки не были склонны к схоластике и апологетике именно метода как такового. Было достаточно очевидно, что исследование метода идет вслед за развитием самого научного познания, является его побочным продуктом. Опасность увлечения именно методом была связана с идеализацией формы в ущерб реальному познавательному процессу. Историки уже не разделяли мнения о том, что есть единственный правильный путь нахождения истины о природе и человеке.

Вместе с тем, специфической и реальной опасностью для советских историков было то, что единственно верной методологической основой познания, в том числе и знаний исторических, была провозглашена марксистско-ленинская теория, «единственно верная», «универсальная». Четкого же разделения содержания понятий «методология» и «методика» исторических исследований не существовало. Это всегда довлело над советскими историками, ибо любые поиски в этой сфере в любое время могли быть остановлены констатацией того, что в советской исторической науке существует «всеобщий» и «единственно верный» метод.

Но тем не менее уже в советское время были поставлены вопросы о критериях научности. Конечно, здесь отечественные историки стремились обезопасить себя ссылками на зарубежные авторитеты, хотя исследователям, занимавшимися методологическими поисками или работавшими преимущественно с конкретно-историческим материалом, становилось все более ясным: ограниченность каждой теории и каждой гипотезы вызвана тем, что научная философия дает нам истину, но не всю истину и не истину обо всем. Любые специалисты, в том числе и историки, «должны остерегаться приписывать теории полноту и законченность, которыми не может обладать ни одна система, придуманная человеком».[98]

В советское время была, хотя и достаточно робко, поставлена проблема соотношения материального и идеального в истории и степени отражения этого соотношения в исторической науке, проблема роли творческих импульсов в процессе научного познания. Историки задумались об опасности произвольного упрощения изучаемых событий и явлений в случае противопоставления этих начал. Все чаще они отмечают, что в области общественной жизни все эти объяснения дополняют друг друга и взаимопроникают одно в другое.

Вместе с тем, у подобного многомерного понимания исторического процесса было и много противников. Специально следует подчеркнуть, что считать идеологические структуры советского общества единственной силой, тормозящей научный поиск в области методологии, представлять это противостояние лишь по линии «наука-власть» было бы упрощением. Ведь, с одной стороны, как показали события, многие партийные чиновники оказались на поверку не такими ретроградами, какими их, казалось бы, должно было делать их положение. С другой стороны, в собственно научной среде, как оказалось, было много противников методологических поисков. Попытки преодоления ряда «узких мест» доминировавшего позитивистского подхода к научной деятельности зачастую встречали сопротивление внутри самого научного сообщества.

В этой связи принципиально важным подчеркнуть, что исторические науки следует рассматривать в общем ряду наук, и не только общественных. Интерес к методологическим поискам были характерны для всех наук, и борьба старого и нового велась повсеместно. «Цензоры от науки», взявшие на себя, по выражению академика Н.Бехтеревой, «право и почетную обязанность проверять на правильность гипотезы из разных областей познания» (она имела в виду деятельность так называемой Комиссии по борьбе с лженаукой, образованной в системе Академии наук под председательством академика Э.П.Круглякова) и в наши дни имеют достаточный ресурс. Применительно же к советскому времени, и тем более по отношению к общественным наукам, какой является история, возможности этих могущественных противников были необычайно широки. Поэтому следует иметь в виду: изучая отечественную историографию советского периода мы должны исследовать и анализировать не только то, что было написано и сказано историками, но и попытаться понять, что они хотели и могли сказать и написать, но не сказали и не написали, что осталось на дне их чернильницы и в сознании воспитанных ими учеников, традициях созданных ими научных школ.

Важной чертой советской исторической науки, несмотря ни на какие сложности и общественные потрясения унаследованные ею от дореволюционной науки и сохраненные, явился особый интерес к личности историка. Его также можно отнести к методологическим составляющим научного творчества. Личностный фактор всегда присутствует в процессе познания, в том числе и тогда, когда речь идет об истории. Можно утверждать, что представители отечественной исторической науки интуитивно скорректировали представление, вытекающее из марксистско-ленинского понимания науки, о ее полной исторической объективности, в то время, как всякая умственная работа в значительной степени основана на интересах и эмоциях и, следовательно, в основе своей субъективна.

Объект исследования всегда, а в истории особенно, воздействует на познающего. Образно-эмоциональное начало переходит из исследуемого материала в историческое повествование подчас даже помимо намерений автора. В силу этого отечественные историки всегда сами стремились избрать для себя объект исследования. Это относится и к советским временам.

Здесь следует иметь в виду следующие обстоятельства.

В советское время получила распространение новая, по сравнению с дореволюционным временем, форма научной деятельности. Для решения какой-либо важной исторической проблемы создавался коллектив исполнителей, часто из представителей смежных наук, которые сообща работали над ее решением. Это экономило время и усилия.

В то же время в отличие от зарубежной, прежде всего европейской и американской практики, эти коллективы не создавались специально для решения одной задачи. В СССР имелись научные подразделения, которые существовали длительное время и вели работу по определенным направлениям. Это давало историкам возможность известной научной мобильности, возможность сочетания «плановой» работы с личными научными интересами и предпочтениями исследователя.

И, что в данном случае особенно важно, организация советской исторической науки обычно не препятствовала возникновению и существованию направлений, индивидуальных школ, которые формировались вокруг крупных специалистов в области истории; которые в данном случае выступали в роли своеобразных «центров притяжения» для своих единомышленников и последователей. Мы можем говорить о существовавших в разное время школах Б.Ф.Поршнева, В.З.Дробижева, И.Д.Ковальченко. В.И.Бовыкина, В.Г.Тюкавкина и других крупных специалистов. В основе этих своеобразных научных сообществ находился прежде всего личностный фактор. Это можно рассматривать как ценнейшее наследие старой школы, восходящее к временам древности и средневековья. Исторические школы формировались вокруг ученых, обладавших не только широкими знаниями и эрудицией, но и нравственным авторитетом. В условиях определенных ограничений, налагаемых на научное творчество, эти школы служили, помимо прочего, формой и способом передачи исторических знаний, историографической традиции, преемственности, формой связи в исторической науке поколений исследователей.

Ковальченко Иван Дмитриевич. (1923-1995). Закончил Исторический факультет московского университета. Историк, источниковед, историограф. Занимался проблемами методологии науки, теории познания, аграрной истории. Работал на Историческом факультете Московского университета. Действительный член АН СССР (1987).

И не в последнюю очередь эти школы помогали вырабатывать и сохранять в науке методологические подходы к историческим разысканиям. Именно это, в конечном счете, и помогло отечественной науке пережить многочисленные перестройки, идеологическое и организационное давление, попытки внедрения в науку принципа клановости и протекционизма.

Не предусмотренная в организационной структуре научных учреждений и высшей школы, данная форма научного сообщества прошла через все время существования советской исторической науки и позволила в непростых условиях сохранить, а по ряду направлений и приумножить фактологическую базу и методологический арсенал отечественной исторической науки.

Особенностью подходов исследователей к решению методологических проблем в советское время была, как уже отмечалась, сложность прямой постановки методологических вопросов как таковых. Поэтому советская историческая наука ставила и пыталась решать эти вопросы в контексте историографической, археографической, источниковедческой, информационной и методической поддержки научных исследований. Особенно тесно эти вопросы оказались связанными с динамично развивавшимся в указанный период источниковедением.

Здесь можно констатировать связь советской исторической традиции с традицией источниковедения, вообще всей отечественной мыслительной традицией рубежа XIX-XX вв. Тогда проблемы источниковедения оказались в поле внимания не только историков, но и философов, филологов, юристов, социологов. Можно упомянуть опыт интерпретации проблем источниковедения в трудах Л.П.Карсавина, А.А.Шахматова, Д.М.Приселкова, А.С.Лаппо-Данилевского, других исследователей. Источник занимал почетное место в методологических построениях историков.

Послереволюционная тенденция к усилению социологизма в науке, пренебрежение первого поколения «историков-марксистов» к кропотливой работе с источниками, к сбору фактов привели к падению в сознании историков понимания важности источниковедения.

После войны ситуация начинает меняться. В конце 1950-х гг. вновь, после длительного перерыва, заговорили о научном источниковедении, которое вооружает ученого целым рядом приемов, которые позволяет путем анализа самого документа и сопоставления его с другими источниками более или менее точно определить степень его надежности и достоверности.[99] Так, советские историки вернулись к размышлениям об источниках, важности и многогранности информации, которую они несут, и необходимости развивать умение историков считывать эту информацию.

Важно было вернуться и к тем принципам работы с источниками, которые утверждал в отечественной исторической науке В.О.Ключевский. Онтология источника, все аспекты его проявления находились в центре научной критики источников, на которую нацеливал Ключевский.

Традиции Ключевского, традиции исторического источниковедения в Московском университете не были прерваны, несмотря на все организационные неурядицы 1920-1930-х годов. Не вдаваясь в детали, отметим лишь те главные линии, которые видятся нам. Это, безусловно, творческое и педагогическое кредо академика Б.А.Рыбакова (образно выражаясь можно сказать, что в советское источниковедение мы пришли по мосту, называемому «Ремесло древней Руси», М.,1948), и наследие академика М.Н.Тихомирова, создавшего на историческом факультете МГУ кафедру источниковедения.

На протяжении всей свой научной деятельности М.Н.Тихомиров уделял большое внимание вопросам историографии. В его исследованиях можно найти оценки исторических взглядов его предшественников и коллег по историческому цеху, в основном касавшихся сюжетов истории феодальной России. Уже в последние годы жизни М.Н.Тихомиров высказал ряд замечаний общего историографического характера, имевших важное методологическое значение для изучения истории в целом.

В работе под характерным названием «О значении исторической науки» он ставит вопросы о значении истории и исторической науки, актуальности истории, ее месте в жизни человеческого общества. Отмечая устойчивость традиций изучения истории, важность этой работы для общества он отмечает важность изучения самой историографической традиции. «Тенденцию от истины могут отличить позднейшие исследователи, - пишет Михаил Николаевич, - но ни один позднейший исследователь не может прибавить к историческим фактам что-либо новое, не опираясь на современников описываемых событий. К тому же освещение фактов в трудах более ранних историков само по себе является ценным для будущих поколений. Можно написать интересную и правдивую историю на основании только архивных документов, но нельзя заполнить и восстановить те факты, которые были известны только современникам»[100].

В связи с этим ученый ставит перед историками две основных задачи. Первая «задача нашего поколения … заключается в том, чтобы дать историю нашего времени на основании и документов, и сведений современников. Документы останутся, а рассказы современников исчезнут. И никто их уже не восстановит, если они инее будут записаны». Вторая насущная задача – это собирание материалов; «для этого необходимо применить все современные технические средства». Как было бы интересно и полезно, отмечает М.Н.Тихомиров, если бы студенты могли услышать записи лекций, прочитанных в свое время Тарле, Грековым и другими корифеями исторического знания; пройдет время, и голоса теперь еще живых людей «исчезнут навсегда». «Историческая наука, - подводил итог М.Н.Тихомиров, - нуждается во внедрении новых способов собирания сведений о прошлых событиях, нуждается остро и не может обойтись без новой техники, а историки, - сетовал он, - ее почти не применяют»[101].

Именно М.Н.Тихомиров своей научной и организационной деятельностью в это время заложил основы источниковедения массовых источников, которое в 1970-х годах оформилось как самостоятельная линия в источниковедении. Именно с этим тогда было связано развитие теоретического источниковедения.

Массовые источники стали прочно ассоциироваться с массовыми явлениями, имеющими вид определенных социальных систем, подающихся структурной интерпретации. «Массовые источники отражают сущность и взаимодействие массовых объектов, составляющих эти системы, а, следовательно, строение, свойства и состояние самих систем», подчеркивается в одном из первых и научно значимом издании по данной проблематике[102]. В этой связи обратим внимание: речь здесь идет о строении, свойствах и состоянии этих систем, то есть о качественных характеристиках объектов. Работа с источниками, и тем более массовыми, - это важная составная часть методологии исторического исследования.

Считаем необходимым подчеркнуть также, что важнейшим стимулом развития отечественного источниковедения явилось решение задачи изучения социально-экономических параметров исторического бытия России, тех глубинных исторических процессов, к изучению которых собственно и приступила советская историческая наука на заключительном этапе своего развития. Именно в этой проблематике постановка источниковедческих проблем приобрела не столько теоретическое, сколько сугубо практическое значение: найти источники, реконструировать утраченные комплексы, компенсировать пробелы, выявить с помощью специальных методов скрытую, не явно выраженную в источнике информацию. Особую роль в практике анализа и использования источников сыграла уникальная российская традиция земской и фабрично-заводской статистики. Советские историки, опираясь на достижения предшественников, совершили прорыв в источниковедении

Источниковедение массовых источников дало импульс дальнейшему развитию видового источниковедения, сделало необходимым обращение к теории информации и стимулировало бурное развитие количественных методов. В первую очередь это труды И.Д.Ковальченко и его коллег и учеников.

Источниковедение массовых источников становится методом исторического исследования, построенным на внутреннем единстве онтологического и гносеологического подходов к источнику. Приемы источниковедения массовых источников выработаны на материалах истории России XIX-XX веков и применительно к социально-экономической истории в первую очередь. И это естественно. Сам метод ориентирован на широкую, относительно хорошо сохранившуюся источниковую базу. И по существу он является итогом распространения традиции исторического источниковедения на новый и новейший период отечественной истории.

Обострился интерес к истории коммунистической партии. Все чаще стали делать акцент на ее социал-демократической природе. Вернулись к взглядам и судьбам многих выдающихся социал-демократов, в первую очередь Г.В.Плеханову. Вспомнили его пророчества об азиатской деспотии как неизбежной судьбе большевистского режима. В этом контексте ученые ставили задачу изучения в сравнительно-историческом плане тоталитарных и контрреволюционных режимов. Понятия «классовые силы», «союз классовых сил» стали привлекать историков в связи с трактовкой соотношения объективного и субъективного факторов революционного процесса.

При изучении истории самой партии, кроме того, предлагалось внимательно приглядеться к проблеме формирования оппозиции внутри партии, еще раз вдуматься в смысл и сущность внутрипартийных дискуссий 1920-х годов, верифицировать цифры о числе членов партии на революционном этапе от февраля к октябрю. Историки поставили вопросы, почему не вводятся в научный оборот многие хорошо известные источники по истории партии, что мешает в этом случае реализации научных подходов в исторической науке.

Здесь необходимо заметить, что в советский период изложение и тем более поправки в концепцию истории СССР были невозможны без предварительных соответствующих «установок» в области истории КПСС. Даже учебные планы этой дисциплины, преподававшейся до этого времени практически во всех вузах страны, не могли изменяться без соответствующего благословения "сверху". Историки партии были обязаны в своей работе исходить исключительно из партийных установок.

Новым словом в истории правящей партии в свое время должна была стать шеститомная «История КПСС», однако они никак не могли завершиться изданием[103].

Тома с 1-го по пятый (книга первая), в которых освещалась история партии с 1883 по 1958 гг., вышли из печати в период с 1964 по 1971 гг., и события в них доводятся до 1945 г. Вторая книга пятого тома, (в которой события доводятся до 1959 г.), была издана лишь в 1980 гг. Работа же над изданием в целом так и не была завершена, хотя на это направление, по тогдашним понятиям «идеологически» важное, были мобилизованы лучшие специалисты в данной области. Готовые макеты книги заключительного тома, издававшиеся под эгидой ИМЛ, браковались один за другим, пока не наступил 1991 г.

Такая «заминка» послужила причиной того, что успешно начавшаяся издаваться с 1966 г. 12-томная "История СССР" также не смогла получить своего завершения[104]. А ведь тома с 1 по 8 этого издания, в котором была сделана попытка, во многих отношениях успешная, дать изложение истории страны в свете новейших по тому времени исследований, вышли в свет в течение всего двух лет, с 1966 по 1968 гг. (последним по времени выхода был шестой том). В томе 8-м изложение доведено до 1932 года. Том 9-й («Построение социализма в СССР. 1933-1941 гг.») читатели получили в 1971 году, 10-й («СССР в годы Великой отечественной войны 1941-1945 гг.») – в 1973-м, а 11-й («Советский Союз на пути к развитому социализму. 1945-1961 гг.» – лишь в 1980-м. Том по современности, повторим, так и не увидел свет.

Таким образом, ни то, ни другое издание так и не было завершено. Этот факт можно рассматривать в качестве одного из показателей кризиса советской исторической науки.

В 1980-е гг. активизируется издательская деятельность в области истории партии. Она, хотя и с различной интенсивностью, велась на всем протяжении существования советской власти. Так, осуществлялась публикация материалов ряда пленумов, съездов партии, отдельных важный партийных документов, сборники работ деятелей коммунистической партии и т.д.

Здесь необходимо пояснить: соответствующая издательская деятельность в советское время осуществлялась в специализированны историко-партийных учреждениях; в основном этим занимался ИМЛ при ЦК КПСС. Имелись и соответствующие специализированные издательства. Высшие партийные учреждения имели монополию на комментарии к документам, состав документальных сборников, направленность комментариев утверждались высшими партийными инстанциями. В этой связи следует отметить, что в исторической науке, кроме отмеченных выше, существовал целый ряд непреложных правил. Так, ссылки на работы классиков марксизма-ленинизма, на партийные документы должны были даваться по последнему по времени изданию этих документов, (Состав публикаций, даже таких принципиально важных, как, например, «КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК», мог существенно различаться. При этом в каждом более позднем издании могли быть опубликованы новые, но вместе с тем могли быть изъяты некоторые из документов, опубликованных в более ранних изданиях. Как правило, это определялось политической конъюнктурой). В 1980-х гг. была развернута работа над новым изданием «КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК», началось новое издание сочинений К.Маркса и Ф.Энгельса (параллельно на немецком и русском языках). Развернулась работа над подготовкой к изданию материалов ряда пленумов ЦК партии, стенограммы XIV съезда РКП(б), материалы которого не переиздавались со времени первой публикации. Предпринимались издания ряда тематических сборников документов, работ ряда видных деятелей коммунистической партии, в том числе и репрессированных (Н.И.Бухарин, Л.Д.Троцкий и др.). При этом отметим, что качество изданий, профессиональная подготовка кадров, осуществлявших выпуск указанной литературы, технически обеспечивавших эти издания, были очень высоки, и образцы издаваемой тогда продукции могут в известном смысле и по сей день служить эталоном издательской культуры.

Однако, несмотря на огромные усилия новой верхушки КПСС, попытки научного пересмотра концепции истории партии стали во второй половине 1980-х гг. быстро терять энергетику. Работа в этом направлении, оказывается, не приблизила истину, а "отодвинула горизонт познания". Вдруг оказалось непонятным, куда, в каком направлении, к каким истокам следует возвращаться: если к Ленину, то к какому – 90-х годов XIX в., периода первой русской революции или периода эмиграции, военного коммунизма или НЭПа? К тому же у В.И.Ленина и не оказалось развернутой концепции истории. В нем все более выявлялся не ученый, а политик, для которого на первом месте была политическая целесообразность и который и не ставил своей целью содействовать развитию исторической науки как отрасли научного знания. Деятели, которые в советской историографии ассоциировались с ленинским окружением, которые, как считалось, были хранителями его заветов и боролись с наступающим культом личности, а также те, кто в свое время создавал труды по истории партии, закладывал концепцию ее трактовки, представали отнюдь не такими однозначными фигурами. Оценка ряда исторических событий и явлений, даваемая в партийных документах прошлого, в ряде случаев не согласовывалась с историческими реалиями. Основанные на них концепции исторического процесса (М.Н.Покровского, «Краткого курса», учебника под редакцией Б.Н.Пономарева, выдержавшего огромное количество изданий, и др.) к этому времени были раскритикованы, оказались дискредитированы, так же, как ряд деятелей советской эпохи. В конце 1980-х гг. споры эти уже выплескиваются за пределы исторического сообщества. Проблемы истории, особенно в их историко-партийной трактовке, перестают быть предметом лишь научных изысканий; в общественном сознании они все теснее и определеннее связываются с актуальной общественной практикой, с проблемами, с которыми столкнулось общество в это время.

Эти обстоятельства, а также политическая подоплека происходившего, определили тот факт, что на марксистских позициях, сопротивляясь новым веяниям, объединились и те исследователи, которые догматически придерживались просталинских взглядов на историю нашей страны, и те, которые стояли на позициях ранее критиковавших их шестидесятников, то есть, говоря привычным партийным языком, и "догматики", и "ревизионисты". Эти разногласия при ближайшем рассмотрении оказались тактическими, а стратегическая цель - спасение марксизма-ленинизма в качестве универсальной теории, сохранение марксистко-ленинских подходов к истории, - оказалась более важной и на данном этапе объединяющей.

Для ориентированных подобным образом историков в равной степени оказались характерными неприятие новых веяний в науке, нежелание непредвзято проанализировать новое, их политические убеждения, наконец, их связи и интересы, лежавшие в социалистическом прошлом, наконец, продиктовали им вектор ориентации в новой реальности. История для многих из них снова оказалась "политикой, опрокинутой в прошлое". Характерно, что случилось это именно в ходе поисков «ленинской модели» развития общества и его концепции истории. Другая же часть тех, кто продолжал поиски ленинской модели, как правило, не удержались на марксистских позициях и их взгляды совершили дальнейшую эволюцию.

Как отмечалось выше, советская историческая наука имела на своем счету немало творческих достижений; нет оснований утверждать, что в ней якобы было обязательным освещение всех исторических событий и явлений лишь под определенным свыше углом зрения. Однако в ней действительно существовали сюжеты, при освещении которых следовало исходить из определенных постулатов. Историография ряда проблем отечественной истории оказалась утяжелена ленинским наследием. Советские историки это понимали достаточно отчетливо.

Конечно, в историческом цехе было понимание того, что Ленин был не историком, а политиком, и его взгляды, его работы были не трудами исследователя, а формулировками стратегии и тактики главой революционной партии, борющейся за власть, а впоследствии удерживающую эту власть, не особенно заботясь о средствах, однако прямо говорить об этом было «не принято». Понимание это росло по мере накопления фактического материала, который заставлял пересматривать некоторые ленинские оценки исторических событий и явлений. Особенно явно это проявилось на заключительном этапе развития советской исторической науки. И та обвальная критика ленинизма и Ленина лично, которая буквально прорвалась в обществе в конце 1980-х – начале 1990-х годов, была такой интенсивной, как представляется, не только потому, что историкам и обществу стали известны в больших объемах какие-то новые документальные свидетельства этого факта, но и потому, что наконец-то вырвалось наружу долго накапливавшееся в сознании представителей исторической науки недовольство вынужденным умолчанием о достаточно очевидных вещах.

Пересмотр взглядов на теоретическое наследие В.И.Ленина как на единственно возможную методологическую основу исторического анализа стал результатом развития отечественной историографии. Этому способствовали ослабление жесткости идеологического контроля в 1960-е гг., расширение источниковой базы исследований по отечественной истории, вовлечение в научный оборот работ отечественных и зарубежных авторов, в том числе тех, кто вначале ХХ века находился по другую сторону баррикад, ряд других факторов (о некоторых из них шла речь выше).

Ленинская тема в советской исторической науке на последнем этапе ее развития приобрела дополнительную остроту не только потому, что исследовательский опыт в целом ряде тем, в которых ранее доминировали ленинские взгляды, заставил скорректировать теорию и методологию социалистического строительства, но и потому, что обострилась политическая борьба по вопросам исторической перспективы существования советского государства. В общественной и научной практике В.И.Ленин воспринимался как основоположник советского государства, и внесение существенных поправок в теорию и историю создания этого государства заставляло вносить поправки и в ленинские взгляды. Это объективно означало признание краха веры в непогрешимость Вождя. Ранее обнаруживавшиеся «отклонения» от «генеральной линии» строительства социализма объяснялись «перегибами», деятельностью «антипартийных групп», «культом личности», «волюнтаризмом» и т.д. К 1980-м годам эти факторы были исчерпаны, и критический анализ вторгся, наконец, на ранее закрытую для него территорию – теоретического наследия В.И.Ленина.

Здесь следует иметь в виду некоторые обстоятельства.

Преодоление ленинских взглядов могло идти по ряду направлений и с различных позиций. Для историков самым естественным было преодолевать эти взгляды с опорой на новое знание, на новые источники. Значительная часть историков и пошла по этому пути.

Вместе с тем, важно было отделить образ реального Ленина-политика от образа Ленина-историка, созданного советской исторической традицией. Это, как представляется, и было одной из основных и очень сложной задачей, стоящей перед обществоведами. К сожалению, многие историки в критике ленинской методологии стали выходить за пределы научных оценок ленинского наследия, и хотя их человеческая позиция была во многом понятна, это в действительности привело к чрезвычайной политизации исторической науки, заставило ее действовать «на чужом поле» и вместо аргументированной научной критики ленинских исторических представлений отечественная историческая наука встала на путь в основном их чисто эмоциональной, а потому поверхностной оценки с использованием аргументации, почерпнутой из написанных много лет назад работ С.П.Мельгунова, И.В.Гессена или произведений А.И.Солженицына.

С другой стороны, советское государство за время своего существования прошло длительный и сложный путь развития, от роли «плацдарма» мировой революции до формы отечественной государственности. Между эпохой В.И.Ленина и современностью пролегла целая историческая эпоха. Практика государственного строительства уже далеко отошла от практики эпохи «военного коммунизма» и НЭПа, жизнь внесла существенные коррективы и в исторические представления ленинских времен, и в позднейшие оценки теории и практики социалистического строительства.

К 1980-м годам в общественной жизни советского государства и соответственно в общественных науках сложилась сложная и в чем-то деликатная ситуация. В условиях господства социалистической модели общества марксизм-ленинизм был господствующей идеологией, и эта идеология пронизывала все поры общества. Вместе с тем, в обществе нарастал вал критики в адрес этой идеологии, в адрес той методологии в общественных науках, которую эта идеология продуцировала. Однако в реалиях той эпохи было трудно провести четкую грань между тем, где заканчивается поле научных дискуссий и начинается поле политической борьбы, и в развитие этого – где борьба с господствующей социально-политической системой перерастает в борьбу с конкретно-исторической формой российской государственности, то есть возникает реальная опасность оппозиции не просто в отношении формы государственности, но и в отношении самой сущности российского государства. И действительно, борьба вокруг надстроечных явлений, вокруг внешних форм государственности, вокруг концепций и вопросов анализа путей социалистического строительства в СССР обернулась в конечном итоге борьбой с государством как историческим и социокультурным феноменом.

Для времени после ХХ съезда КПСС наиболее ярким и драматическим примером научной дискуссии, получившей политическую значимость, была борьба вокруг проблемы объективных предпосылок Октябрьской революции, оформившаяся в историографии в тему «нового направления».

Его лидером был известный историк П.В.Волобуев, долгое время работавший в различных странах мира, и в частности в Латинской Америке. Само движение оформилось в академической научной среде на рубеже 1960 - 1970-х годов. Благодаря этому направлению в науку были возвращены существенные моменты концепций, развивавшихся теоретиками и практиками российских революций на начальном этапе становления советской исторической науки, когда Великая Октябрьская социалистическая революция трактовалась в рамках Теории мировой революции.

К концу 1960-х годов в советской историографии уже сложилась концепция Октябрьской революции как точки отсчета в становлении Советского государства, и последнее уже рассматривалось в качестве новой формы существования отечественной государственности, под углом его исторической преемственности. Таким образом, в исторической науке на новом историческом рубеже государственно - охранительная традиция столкнулась с революционной в трактовке истории российских революций.

В ходе дискуссий был поднят вопрос о типе социально-экономического и политического развития предреволюционной России. Для характеристики состояния российской экономики предреволюционного периода «новое» направление прибегло к «концепции многоукладности», использовавшейся для характеристики состояния экономики стран третьего мира. По типу капиталистического развития Россия была отнесена к странам так называемого «второго эшелона» капиталистического развития. Сторонники этого направления рассматривали российскую модель развития капитализма как «догоняющую». Существенное место в концепции занимала идея альтернативного развития: был поставлен вопрос о выборе путей общественного развития, при этом капиталистический и социалистический пути развития России трактовались как историческая альтернатива. Методологический принцип альтернативности в истории стал основой для пересмотра побудительных причин хода российской истории.

Данная концепция не получила широкого распространения в исторической науке и практически не оказала воздействия на развитие положительной исследовательской работы. Вместе с тем, она вышла за пределы научного сообщества и стала предметом рассмотрения не только в научной среде, но и в сферах управления советской наукой. В результате П.В.Волобуев был снят с должности директора института истории СССР АН СССР. Однако сторонники этого направления и после утраты административного ресурса в Академии наук сохраняли возможности для популяризации своих взглядов. Особую роль в этом теперь приобретает историческая публицистика, выступления на научных конференциях и т.д. Их взгляды оказали определенное влияние на концепции школьных учебников и общих курсов.

Вообще следует констатировать, что с конца 1970-х гг. в исторической науке усиливается интерес к методологическим поискам. Советские историки активно осваивают научное наследие иностранных исследователей, по мере снятия барьеров начинают знакомиться с мыслителями «русского зарубежья», духовным наследием эмиграции.

В качестве примера отметим опыты рассмотрения ряд вопросов отечественной истории с позиции теории культурно-исторических типов. Фактически историки заговорили о необходимости разработать теоретико-методологический аппарат для оценки истории с позиции развития определенного культурно-исторического типа. Этому были адресованы и обсуждения проблем культуры в ходе ряда научных дискуссий 1980-х годов. Историки обращали внимание на то, что феномен культуры нельзя рассматривать лишь в качестве надстроечного явления, что надо видеть не только стадии в развитии культуры, но и выделять формационные и социальные типы культур. Было обращено внимание на значение культурологии как теории культуры. Вместе с тем представители этого направления подчеркивали ограниченность культурологических подходов в отечественной практике, носящих, по их мнению, абстрактный характер, лишенных конкретного понимания определенных культурно-исторических процессов.

Акцент был сделан на необходимости познания человека прошлых эпох, его сознании. Историки обратились к тому опыту трактовки методов исторического познания, которые развивали Л.П.Карсавин, А.С.Лаппо-Данилевский. Хотя следует отметить, что многим участникам дискуссии были ближе методы, развивавшиеся во французской школе «Анналов».

Характерно и участие в дискуссиях специалистов по истории культурной революции в СССР. В этом контексте акцент делался на социалистическом характере явления, подчеркивалась его связь с революционными преобразованиями в широком смысле. Акцентировалась идеологическая составляющая процесса, адресованного смене мировоззрения. Прямо об антирелигиозной, антиправославной составляющей культурной революции в СССР не говорилось, хотя речь шла о новой интеллигенции, новом быте и пр. Подчеркивалось, что культурная революция в известном смысле еще не завершена. Главная линия культурной революции состоит в привлечении масс к творчеству новых социальных отношений на месте ликвидированных старых социальных отношений, свойственных коренному культурно-историческому типу.

В конце 1980-х годов огромную популярность в обществе получили труды Л.Н.Гумилева (1912-1992 гг.). Человек сложной и трагической судьбы, энциклопедически образованный, яркий оратор и публицист он был знаковой и даже символической фигурой в отечественной науке. Родившись в семье замечательных поэтов «серебряного века» Николая Гумилева и Анны Ахматовой он, как и его родители, подвергался гонениям и репрессиям со стороны советской власти (четырнадцать лет ученый провел в лагерях), однако его творчество приходится целиком именно на советский период. И пережил он советскую эпоху менее чем на год.

Им написано более 200 научных работ (первые его книги стали выходить из печати в начале 1960-х гг.), защищены две докторские диссертации – по истории и географии. В своей жизни и творчестве он как бы хронологически соединил начало и завершение советского периода в науке, и вместе с тем он в значительной степени продолжил дореволюционные научные традиции. Создавая свои, оригинальные концепции, часто отрицавшие взгляды предшественников, он всегда оставался глубоко оригинальным мыслителем, но в то же время всячески подчеркивал, что по духу, по направленности своего научного творчества он является продолжателем отечественной мыслительной традиции, наследником русской науки; не случайно сам себя он называл «последним евразийцем».

Действительно, его роднило с традицией дореволюционной науки умение ярко и образно сформулировать мысли, донести их до аудитории любого уровня. Книги его расходились мгновенно и выдерживали по нескольку изданий. Его беседы по всесоюзному телевидению пользовались огромной популярностью.

Гумилева нельзя назвать лишь историком в узком, специальном смысле этого слова. Он был именно мыслителем, размышлявшим о судьбах человечества, народов, стран, цивилизаций и опиравшимся в своих разысканиях на данные истории, этнографии, географии и других наук. Круг его научных интересов был весьма широк: древняя Русь, кочевники Европы и Азии, цивилизации Средней Азии, этногенез и биосфера Земли, проблемы исторической географии и многое другое. Его работы читались как детектив и вызывали у читателя глубокие эмоции, они будоражили общественность, заставляя задумываться о таких непривычных для науки категориях, как нравственность, история и география человеческого поведения и т.д.

Он был творцом большого количества оригинальных концепций. Не все они были приняты в свое время наукой, многие подвергаются сомнению и до сих пор, и действительно, далеко не все из его научного наследия представляется бесспорным. Однако при всем том его теории имели самое широкое хождение, и (поразительный и даже беспрецедентный пример): люди, весьма далекие от науки, не только зачитывались его книгами, но и оживленно обсуждали проблемы «этногенеза», «пассионарности», «комплиментарности», говорили об «этносах» и «суперэтносах», «акматической» и «обскурационной» фазах, «надломе», «реликте» и многих других понятиях, введенных в научный оборот Л.Н.Гумилевым. И как бы ни относиться к тем или иным конкретным концепциям и теориям, выдвинутым этим оригинальным ученым, следует признать, что Л.Н.Гумилев оказал огромное влияние на развитие всей отечественной научной традиции, всех общественных наук, включая историю.

Сам Л.Н.Гумилев никогда не менял своего отношения к миру из конъюнктурных соображений, не трансформировал ни свое восприятие советской власти, ни свое отношение к нашей интеллигенции. Он не был фрондером или диссидентом в эпохи культа и застоя, не участвовал в «самиздате», целиком не отрицал К.Маркса и ссылался на него в своих трудах. А незадолго до смерти он так сам подвел итог своей жизни: «А все-таки я счастливый человек, я всегда писал то, что думал, то, что хотел…»[105].

Представляется, что с известным основанием мы можем отнести Л.Н.Гумилева к представителям советской научной школы, имея в виду, что таковыми могут считаться не только те, кто всегда активно поддерживал официальную идеологию, но и те, кто формировался в ее сфере притяжения, стараясь сохранять свободу научного поиска.

Конец восьмидесятых годов ХХ в. стал временем подведения итогов развития советской исторической науки, хотя тогда еще историками не сознавался факт того, что оно оказалось временем завершения существования советской науки как социокультурного феномена.

На основе творческого усвоения традиций отечественной науки и высшей школы в СССР был основан ряд исследовательских школ. В аграрном секторе экономики России утвердилась исследовательское направление академика И.Д.Ковальченко, в промышленности - В.И.Бовыкина, советскую историю в контексте массовых источников стал разрабатывать со своими учениками В.З.Дробижев. Надо сказать, что эти школы, сформировавшись в советское время, существовали в течение многих десятилетий. Их основатели дали мощный импульс развитию исторического знания и в собственных трудах и преподавательской деятельности, в трудах учеников и последователей.

Кроме этапных историографических исследований, таких, например, как труд В.И.Бовыкина «Россия накануне великих свершений. К изучению социально-экономических предпосылок Великой Октябрьской социалистической революции» отв. ред. И.Д.Ковальченко. (М., 1988.), были осуществлены обсуждения в периодической печати. Направление обсуждений было сформулировано на страницах «Вопросов истории»: изучение истории, итоги и перспективы.

При подведении итогов советские историки обратили внимание на огромность созданного научного багажа, что наблюдалось практически по всем направлениям изучения истории. Вместе с тем, научную общественность беспокоил тот факт, что в интерпретации основных тем всеобщей и отечественной истории доминируют схемы и логика в ущерб эмпирическому содержанию. Более того, историки подчеркивали, что при анализе исторического опыта необходимо начать различать противоречия, присущие всякому развитию, и деформации, требующие устранения. Были поставлены вопросы соотношения национального исторического опыта и интернационального подхода в трактовке этого опыта. Одновременно зазвучала тема общегосударственного интереса как неизбежно вступающего в противоречия с региональными настроениями. Для изучения деятельности государства необходимо было, с точки зрения историков, изучать органы власти и публиковать документы об их деятельности, делая более прозрачными механизмы принятия решений.

Характерно, что в основе трактовок взаимодействия национального и общегосударственного лежал экономический фактор, хотя историки и обращали внимание на закономерность смены поколений и изменение в этой связи мировоззренческих установок. Более того, обратились к теме сознания, психологии и воспитания в контексте оценке национального опыта хозяйствования. Была выдвинута тема национального самосознания. Вернулся в концепции историков и географический фактор, как определяющий уровни и особенности социального развития регионов и отдельных групп населения.

Характерен был пересмотр взглядов на аграрную сферу экономики, на крестьянство и его традиции. Изучение реальной судьбы русского крестьянства выходило на первый план. Наметился отход от социологизаторства в этой проблематике в пользу исторического метода с учетом национального и индивидуального.

Советские историки актуализировали и проблему выбора путей общественного развития. При этом они обратились к эпохе рождения советского государства. Была в своих существенных чертах намечена программа решения нерешенных советской исторической наукой задач исследования революционной проблематики.

В сфере объективных предпосылок российских революций выдвигалась задача конкретного раскрытия сформулированного в литературе понятия «среднеразвитая страна», с указанием, что же в ней от развитых, а что от развивающихся стран. Собственно революционное движение планировалось увидеть во всей конкретности. Высказывалась неудовлетворенность степенью изученности пролетариата и рабочего класса революционной эпохи. Причем, для реализации этого проекта предлагалось создать координирующий орган. Революционное творчество масс предлагалось изучать на конкретно-историческом материале, наполнив этот процесс конкретными именами. Одновременно говорили о необходимости изучения психологии масс, уровне их восприятия идей научного социализма.

Советская историческая наука вновь проявила устойчивый интерес к социальной истории, но уже в контексте изучения социальной структуры общества, особенностей функционирования отдельных классов, но с обязательным вычленением и самостоятельным рассмотрением средних слоев. Отсюда и интерес к интеллигенции, к проблемам эмиграции, к изучению деятельности различных партий.

* * *

Подводя общие итоги рассмотрения советской историографии мы можем констатировать, что на протяжении всего указанного периода историческая наука проделала большой и сложный путь. Этот путь совершался через преодоление значительных объективных и субъективных трудностей. Политические потрясения, экономические проблемы, войны, полосы внешнеполитической и экономической изоляции, «холодная война» и гонка вооружений, «железный занавес», жесткость идеологической системы – все это сказывалось на ее развитии. Отсюда развитие исторической науки шло достаточно противоречиво.

Вместе с тем, историческое сообщество само было составной частью этого общества. Ставить вопрос о концептуальном и методологическом разделении по линии «наука-политическая элита», о исключительно внешнем, выходящим за рамки научной сферы давлении на историков было бы совершенно неверным. Профессионалы-историки нередко сами были представителями политической элиты. С другой стороны, большинство историков искренне разделяли идеалы социализма и были сторонниками марксистско-ленинских подходов к анализу исторического материала; многие из них отдали свою жизнь, защищая социалистическое отечество.

Вместе с тем, можно вполне определенно отмечать наличие внутренних тенденций развития советской исторической науки, смены концепций, подходов, наращивание историографической и источниковой базы. И хотя это происходило в рамках официальной доктрины, многие подвижки были достаточно радикальными.

Расширение источниковой и историографической базы в 1970-е – первой половине 1980-х гг. принципиальным образом не сказались на общих подходах к изучению и преподаванию «идеологических» дисциплин. История страны по-прежнему изучалась в рамках и под углом зрения изучения истории правящей партии. По-прежнему работы основоположников марксизма-ленинизма оставались вне исторического анализа и тем более критики. По-прежнему выступления, работы, высказывания руководителей КПСС возводились в абсолют и рассматривались как руководство к неуклонному исполнению. Вводившиеся в науку новые данные встраивались в прежнюю систему исторического знания. Традиционные схемы борьбы с «антипартийными группами», «победой линии ленинского ЦК» и т.д. корректировались в частностях, однако сохранялись в своих существенных, концептуальных моментах. Изменения отношений в системе «стран социализма», «стран социалистического содружества», непростые и неоднозначные процессы внутри международного коммунистического и рабочего движения также не приводили к существенным изменениям в подходах к актуальным проблемам развития всей системы в целом. Работы мыслителей российского зарубежья и зарубежных специалистов, как правило, продолжали рассматриваться сквозь приму «классовой борьбы» и «идеологического противостояния».

Поиски новых приоритетов, расширение источниковой базы исследований привели не к оздоровлению историко-партийной науки, а, напротив, к отрицанию этой науки как таковой и спровоцировали кризис отечественной исторической науки в целом, и прежде всего «истории СССР», которой было невозможно заниматься в отрыве от истории правящей партии.

При том, что развитие средств массовой информации в обществе, разрушение «железного занавеса», участившиеся контакты советских граждан с зарубежьем способствовали распространению информации, в том числе информации исторической, отечественная историческая наука должна была следовать прежним, исчерпавшим себя, навязывавшимся политиками правилам игры.

Вместе с тем, историческая наука, как общественный феномен, отражала общее состояние общества того времени, всю его эволюцию, изменения подходов. 1980-е гг. – это время обострившихся политических дискуссий, появления художественных произведений, злободневных театральных постановок и художественных фильмов, по-новому освещающих исторические сюжеты и политические процессы в современном обществе. На спектакли, художественные фильмы о героях или событиях прошлого выстраивались очереди, как они выстраивались в библиотеках на получение книг или номеров журналов с актуальными статьями.

Начавшиеся появляться в 1980-е гг. политически заостренные исторические публикации можно рассматривать в общем контексте происходивших в то время общественных процессов.

Историки также начали отвечать на вызовы времени. Международные конгрессы исторических наук в Штутгарте (1985 г.), в Мадриде (1990 г.), Всесоюзное совещание заведующих кафедрами общественных наук высших учебных заведений (1986 г.), «круглый стол» в ИМЛ при ЦК КПСС «Действие механизма торможения в 1970-х гг.» (1987 г.), конференция «Нэп – идеи, практика, уроки» в Институте истории СССР АН СССР (1990 г.) и другие вехи развития исторической науки второй половины 1980-х гг. показали, что историческое сообщество стремится поставить в повестку дня обсуждения многих важных для исторической науки вопросов, таких, как критическое переосмысление опыта социалистического строительства в СССР, актуальность пересмотра ряда партийных установок по проблемам развития советского обществоведения, необходимость вообще кардинальной «инвентаризации» состояния дел в исторической науке.

На «круглом столе» в редакции журнала «Вопросы истории» с участием советских и американских историков (1989 г.) прямо говорилось о «кризисе исторической науки», были даны попытки определения этого явления.

Вместе с тем, появлявшиеся исторические труды различного жанра и профессионального уровня, в которых делались попытки творческого усвоения уроков прошлого, оставались частным делом конкретных историков. Они не вписывались в привычную систему функционирования советской исторической науки, которая по-прежнему, как соответствующий общественный механизм, жестко контролировалась сверху. К тому же, как общественная дисциплина она продолжала находиться под идейным контролем верхушки КПСС. В условиях, когда партийная элита явно стала распадаться на отдельные, враждующие между собой группы, историческая наука как общественный организм также стала в известной степени полем идейной борьбы. Не случайно в сообществе историков стали устойчиво функционировать слухи о том, что ряд изданий и авторов получили он некоторых высокопоставленных представителей советской властной верхушки своеобразную «идеологическую индульгенцию» на публикацию политически заостренных материалов.

Указанные процессы делали в 1980-е годы работу историков интересной и политически значимой, но не способствовали развитию истории как науки, как отрасли человеческого знания, инструмента познания истины. Престиж исторической науки необычайно возрос. Химики, физики и другие представители точных наук, на которых в шестидесятые годы смотрели как на оракулов будущего человечества, уступили свое место в общественно значимой шкале ценностей историкам. Именно их знание прошлого давало им, в глазах общества, своеобразные права на познание настоящего предвидение будущего. Исторические очерки, эссе, этюды стали появляться уже не только в специализированных изданиях, но и в общественно-политических, литературных, художественных журналах, альманахах, сборниках и даже газетах. В транспорте, дома, на отдыхе люди читали о деятелях прошлого, о «белых пятнах» отечественной истории, о забытых или ранее «запрещенных» персонажах древней или новейшей истории, делились прочитанным с друзьями, коллегами по работе, вели споры на исторические темы.

Историки стремились, и во многом успешно, удовлетворять этот интерес. Они в целом доказали: огульные обвинения в их адрес в том, что они «разучились» писать для массового читателя, что они полностью «зависят от власти», не могут вести самостоятельную исследовательскую работу, не чувствуют истории страны во многом оказались беспочвенными.

Многие советские историки выдержали экзамен, который преподнесла им жизнь. Однако этого экзамена не выдержало советское историческое сообщество в целом. Вопрос о степени «ответственности» историков в произошедшем ставить некорректно; ответственность в данной постановке вопроса – это категория моральная. Следует лишь констатировать: советской марксистско-ленинской исторической науке, работавшей на базе «единственно верной», «лишенной классовой ограниченности» методологии не удалось глубоко и всесторонне проанализировать прошлое нашей страны и дать научное предвидение относительно дальнейшей судьбы советского общества и советского государства. Научное историческое сообщество как профессиональная корпорация распалось, как и вся советская историческая наука в целом, как политическая элита, искавшая своих выгод по обе стороны баррикад, как двадцатимиллионная правящая партия и как само социалистическое общество, разорванные внутренними процессами и внешними обстоятельствами.

 

Литература:

 

История исторической науки в СССР. Советский период. Октябрь 1917-1967. Библиография. М., 1980

Историография истории СССР (эпоха социализма): Учебник/ Под ред. И. И. Минца. —М.: Высш, школа, 1982.

Брачев B.C. Травля русских историков. М.: Издательство Алгоритм. 2006.

Советская историография. Под общей редакцией Ю.Н. Афанасьева. М.: Российский государственный гуманитарный университет. 1996.

Историческая наука России в XX веке. М.: Научно- издательский центр «Скрипторий», 1997.

Алаторцева А. И. Советская историческая периодика, 1917 — середина 1930-х годов. — М.: Наука, 1989.

Историки России. Биографии. Составитель, ответственный редактор А.А. Чернобаев.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), Москва 2001.

Барсенков А.С. Советская историческая наука в послевоенные годы.

(1945-1955). М., Издательство Московского университета 1988.

 

Date: 2015-09-18; view: 638; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию