Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ломоносов Михаил Васильевич





(1711 — 1765)

Произнося имя Ломоносов, мы вспоминаем труды по химии, физике, астрономии, геологии, географии, филологии, вклад ученого в российское просвещение, его стихи и мозаичные картины, наконец — первый русский университет в Москве. Гораздо меньше известен Ломоносов-историк, хотя его исторические сочинения во второй половине XVIII столетия не раз переиздавались, имели широкого читателя, переводились на иностранные языки, а составленный вместе с А. И. Богдановым "Краткий Российский летописец с родословием" даже был одно время учебником русской истории для молодого поколения.

Конечно, профессиональным историком в сегодняшнем понимании Ломоносов не был. К занятиям историей его подвела жизнь, что само по себе не лишено интереса. Жизненный путь ученого отразил переходность самой эпохи, которой была свойственна социальная мобильность личности. И действительно — Ломоносов круто шел вверх по сословной лестнице от низших до высших ее ступеней, оказавшись современником восьми императоров и императриц.

Родившись в семье состоятельного государственного крестьянина-помора, Ломоносов первые 19 лет жил в деревне Мишанинской Холмогорского уезда Архангельской губернии. В детстве и юности он воспитывался в атмосфере богатой культуры русского Севера, тесно связанного с центральными районами страны и другими странами — Англией, Норвегией, Голландией.

В течение последующих 11 лет, обучаясь в высших учебных заведениях России, Ломоносов фактически находился на положении разночинца. В Славяно-греко-латинской академии он изучал латынь — язык тогдашней науки, приобщился к античной культуре. Ломоносов слушал лекции, изучал древнерусские исторические и литературные памятники в одном из ведущих центров славянской культуры — Киево-Могилянской академии. В Москве он получил лингвистическую подготовку под руководством опытных преподавателей.

По возвращении из Германии Ломоносов почти четверть века трудился в Петербургской Академии наук в качестве адъюнкта, профессора, фактически вице-президента.

Историческими исследованиями Ломоносов стал заниматься во второй половине 1740-х гг. и продолжил их до конца жизни. Основные исторические труды — "Замечания на диссертацию Г. Ф. Миллера", "Происхождение имени и народа российского", "Древняя Российская история от начала российского народа до кончины великого князя Ярослава Первого, или до 1054 г."; ряд работ и высказываний о Петре Великом и петровском времени — дают интересный материал для характеристики русской исторической мысли XVIII столетия.

Взяться за перо историка Ломоносова побудили патриотические соображения. Он счел себя обязанным выступить с опровержением так называемой "норманнской" (варяжской) концепции происхождения древнерусской государственности.

Борьба с норманизмом определила для Ломоносова саму задачу исторической науки. История, по его мнению, должна давать людям и обществу поучительные примеры для практической деятельности и поведения, быть своего рода сокровищницей исторического опыта, где любой человек, от государя до последнего гражданина, может сыскать себе образец для лучшего свершения своих дел. Она "дает государям примеры правления, подданным — повиновения, воинам — мужества, судьям — правосудия, молодым — старых разум, престарелым — сугубую твердость в советах, каждому — незлобивое увеселение, с несказанною пользой соединенное".

В "Кратком Российском летописце" (1760) Ломоносов дал сжатую справку о правителях России, последовательно сменявших друг друга с древнейших времен до Петра Первого. Ломоносов написал также "Идеи для живописных картин из российской истории", разработал для них сюжеты, в которых освещены борьба за независимость и история установления самодержавия.

Несколько произведений Ломоносова посвящены Петру Великому. Ученый восторженно оценивал его правление как подлинное проявление "просвещенного" абсолютизма, образец подражания последующим правителям.

Ломоносов выделял особую задачу, которую способна выполнить только история: "Велико есть дело смертными и преходящими трудами дать бессмертие множеству народов, соблюсти похвальных дел должную славу и, принося минувшие деяния в потомство и в глубокую вечность, соединить тех, которых натура долготою времени разделила". Такой интерес к истории народа был для того времени новым, и это сразу поднимало Ломоносова и над предшественниками, и над современниками. Он считал, что славяне прошли сложный путь исторического развития еще до появления государства, и этим историческая концепция Ломоносова приходила в очевидное противоречие с мнением его оппонентов о совершенной дикости славян до прихода варягов. Не случайно первый раздел "Древней Российской истории" ученого назывался "О России прежде Рурика", а одной из главных проблем его концепции стал вопрос о "дальней древности славянского народа": "Что славянский народ был в нынешних российских пределах еще прежде Рождества Христова, то бесспорно доказать можно". Сопоставляя данные разных источников, Ломоносов пришел к выводу, что славяне были среди народов, населявших равнины юго-восточной Европы по крайней мере на протяжении тысячелетий до появления варягов.


В целом Ломоносов верно определил территорию, занимаемую славянами в то время: от бассейна Эльбы до Волги, от Прибалтики до Дона, Дуная и Балкан. Сравнивая русский народ с более развитыми, он указывал на два обстоятельства: во-первых, "имя славянина поздно достало слуху внешних писателей", а сами славяне еще не имели своих историков, а во-вторых, причиной малой известности славян в тот период было позднее появление монархической власти: "Древняя наша история до Рурика порядочным преемничеством владетелей и делами их не украшена".,

Несомненная заслуга Ломоносова как историка состоит и - в его пристальном внимании к ранней истории славян, в воссоздании верной во многих важных моментах ее картины.

Сочинения М. В. Ломоносова

Замечания на диссертацию Г. Ф. Миллера "Происхождение имени и народа российского" // «Долгоносое М. В. Полное собрание сочинений. Т. 6. М.; Л., 1952.

Древняя Российская история от начала российского народа до кончины великого князя Ярослава Первого, или до 1054 г. // Там же.

Краткий Российский летописец с родословием // Там же.

Идеи для живописных картин из российской истории // Там же.







Date: 2015-09-18; view: 358; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию