Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Понятие, структура и виды правосознания
Правосознание - это совокупность представлений и чувств, взглядов и эмоций, оценок и установок, выражающих отношение людей к действующему и желаемому праву. Правосознание - это одобрительная или отрицательная реакция людей на вновь принятые законы, на конкретные проекты нормативных актов и т.п. Структура правосознания включает в себя два элемента: 1) правовую психологию (переживания, которые испытывают люди в результате отношения к праву; это уровень чувств, настроений, во многом выражающий поверхностные, эмоциональные оценки субъектами права); 2) правовую идеологию (понятия, принципы, убеждения, выражающие отношение людей к действующему или желаемому праву; это более глубокое осмысление субъектами правовых явлений, характеризующее собой более рациональный уровень правовых оценок). Правовая идеология - главный элемент в структуре правосознания.
Схема 11.4
┌───────────────────────────┐ │ Структура правосознания │ └─────────────┬─────────────┘ │ ┌───────────────────────────┐ │ ┌───────────────────────────┐ │ Правовая психология ├───┴───┤ Правовая идеология │ └───────────────────────────┘ └───────────────────────────┘
По уровню (содержанию) правосознание подразделяется на: - обыденное (массовые представления людей, настроения "по поводу" права, возникающие под влиянием жизненного опыта); - профессиональное (чувства, убеждения, традиции, складывающиеся у юристов на основе юридической практики); - научное (идеи, понятия, концепции, выражающие теоретическое освоение права).
Схема 11.5
┌───────────────────────────┐ │ Виды правосознания │ └─────────────┬─────────────┘ │ ┌───────────────────────────┐ │ ┌───────────────────────────┐ │ по степени общности ├───┴───┤ по уровню │ └──────────────────────────┬┘ └┬──────────────────────────┘ │ │ ┌───────────────────────────┐ │ │ ┌───────────────────────────┐ │ Индивидуальное ├─┤ ├─┤ Обыденное │ └───────────────────────────┘ │ │ └───────────────────────────┘ │ │ ┌───────────────────────────┐ │ │ ┌───────────────────────────┐ │ Групповое ├─│ ├─┤ Профессиональное │ └───────────────────────────┘ │ │ └───────────────────────────┘ │ │ ┌───────────────────────────┐ │ │ ┌───────────────────────────┐ │ Массовое ├─┘ └─┤ Доктринальное │ └───────────────────────────┘ └───────────────────────────┘
11.4. Правовая культура: понятие и структура
Правовая культура личности - это знание и понимание права, а также действия в соответствии с ним. Правовая культура личности тесно связана с правосознанием, опирается на него. Но она шире правосознания, ибо включает в себя не только психологические и идеологические его элементы, но и юридически значимое поведение. Не всякого индивида, знающего и понимающего юридические нормы, можно считать правокультурным человеком. Таковым является только тот, у кого знания юридических правил сочетаются с потребностью соблюдения их предписаний, кто в своей деятельности им следует. Таким образом, структура правовой культуры личности состоит из следующих элементов: 1) психологический (правовая психология); 2) идеологический (правовая идеология); 3) поведенческий (юридически значимое поведение).
Схема 11.6
┌──────────────────────────────────────────┐ │ Структура правовой культуры личности │ └────────────────────┬─────────────────────┘ │ │ │ ┌────────────────────────┐ │ ┌────────────────────────┐ │ Знание законов, прав │ │ │ Уважение │ │ и обязанностей ├───────┼───────┤ законов │ └────────────────────────┘ │ └────────────────────────┘ │ ┌───────────┴────────────┐ │ Соблюдение законов │ └────────────────────────┘
Правовая культура общества - это уровень правосознания и правовой активности общества, степень прогрессивности юридических норм и юридической деятельности. Структура правовой культуры общества состоит из следующих элементов: 1) уровень правосознания и правовой активности общества; 2) степень прогрессивности юридических норм (уровень развития права, культура юридических текстов и т.п.); 3) степень прогрессивности юридической деятельности (культура правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности) (схема 11.7).
11.5. Правовое воспитание: понятие, формы, методы
Правовое воспитание - это целенаправленная деятельность государственных органов и общественности по формированию у граждан и должностных лиц правосознания и правовой культуры. Правовое воспитание - сложный процесс, включающий в себя следующие составные части: - субъекты воспитания (органы государства, государственные служащие, политики, преподаватели, журналисты и др.); - объекты воспитания (граждане, трудовые коллективы, социальные группы и т.д.); - содержание воспитания (выражается в приобщении людей к политическим и юридическим ценностям, идеям, принципам, информации, опыту и т.п.); - методы воспитания (убеждение, поощрение, наказание и иные приемы психолого-педагогического воздействия на объект воспитания); - формы воспитания: 1) правовое обучение (состоит в передаче, накоплении и усвоении правовых знаний в школе, средних специальных и высших учебных заведениях); 2) правовая пропаганда (заключается в распространении правовых идей и правовых требований среди населения телевидением, радио, иными средствами массовой информации); 3) юридическая практика (способствует передаче юридической информации, знаний посредством участия граждан в процессе прежде всего правоприменительной деятельности и т.п.); 4) самовоспитание (связано с личным опытом, самообразованием, собственным анализом правовых явлений).
Схема 11.7
┌──────────────────────────────────────────────────────────┐ │ Элементы структуры правовой культуры общества ├───┐ └──────────────────────────────────────────────────────────┘ │ │ ┌────────────────────────────────────────────────────────┐ │ │Уровень правосознания и правовой активности общества ├───┤ └────────────────────────────────────────────────────────┘ │ │ ┌────────────────────────────────────────────────────────┐ │ │Степень прогрессивности юридических норм ├───┤ └────────────────────────────────────────────────────────┘ │ │ ┌────────────────────────────────────────────────────────┐ │ │Степень прогрессивности юридической деятельности ├───┘ └────────────────────────────────────────────────────────┘ и др.
Схема 11.8
┌──────────────────────────────────┐ │ Формы правового воспитания ├───┐ └──────────────────────────────────┘ │ │ ┌────────────────────────┐ │ │Правовое обучение ├───────────┤ └────────────────────────┘ │ │ ┌────────────────────────┐ │ │Правовая пропаганда ├─────────┤ └────────────────────────┘ │ │ ┌────────────────────────┐ │ │Юридическая практика ├───────┤ └────────────────────────┘ │ │ ┌────────────────────────┐ │ │Самовоспитание ├─────┘ └────────────────────────┘
Date: 2015-09-18; view: 309; Нарушение авторских прав |