Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ISBN 5-222-00502-Х
В. П. Кохановский ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ Учебник для высших учебных заведений Аст ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКВА издательство РОСТОВ-НА-ДОНУ
ОГЛАВЛЕНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ................................................................................ 3 Глава I НАУКА КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН................................... 5 § 1. Знание, познание и его формы.................................... 5 § 2. Возникновение науки. Наука и практика................. 11 § 3. Научное знание как система, его особенности и структура.................................................................... 22 § 4. Классификация наук и проблема периодизации истории науки............................................................... 34 § 5. Наука как форма духовного производства и социальный институт................................................ 44 § 6. Наука и общество. Сциентизм и антисциентизм..... 48 Глава II ФИЛОСОФСКИЕ ОБРАЗЫ НАУКИ И ЕЕ МЕТОДОВ.......................... 59 § 1. Идея создания «новой науки» (Ф. Бэкон, Р. Декарт)..................................................................... 59 § 2. Как возможно научное знание? (И. Кант)............... 64 § 3. Философия как «наука наук» (Г. Гегель).................. 72 § 4. Наука — «сама себе философия» (О. Конт)............. 77 § 5. Наука как «всеобщий духовный продукт общественного развития» (К. Маркс)........................ 79 Глава III ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ НАУКИ.............................. 85 § 1. Преемственность в развитии научных знаний........... 85 § 2. Единство количественных и качественных изменений в развитии науки....................................... 90 § 3. Дифференциация и интеграция наук......................... 92 § 4. Взаимодействие наук и их методов............................. 95 § 5. Углубление и расширение процессов математизации и компьютеризации............................ 97 § 6. Теоретизация и диалектизация науки....................... 104 § 7. Ускоренное развитие науки....................................... 107 § 8. Свобода критики, недопустимость монополизма и догматизма................................................................ ПО § 9. Все более полное приближение к абсолютной истине, преодоление заблуждений............................ 113
ББК Ю25 К75 Рецензенты: Доктор философских наук, профессор Т. П. Матяш Доктор философских наук, профессор В. П. Яковлев К75 Кохановский В. П. Философия и методология науки: Учебник для высших учебных заведений. — Ростов н/Д.: «Феникс», 1999. - 576 с. ISBN 5-222-00502-Х Первый фундаментальный учебник по дисциплине «Философия и методология науки» подготовлен в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования Госкомвуза РФ. Рассматривает специфику науки как системы знания, формы духовного производства и социального института; анализирует закономерности развития науки, ее структуру, уровни и методологию научного познания; выявляет сходство и различие естественных и гуманитарных наук, этапы их формирования и специфику их методов; показывает, как решаются данные проблемы современными западными философами. Учебник отличает ясность и четкость изложения материала. Рассчитан на студентов, аспирантов и преподавателей, а также всех, интересующихся проблемами истории, философии и методологии науки. ISBN 5-222-00502-Х ББК Ю25 © Кохановский В. П., 1999 © Оформление. Издательство «Феникс», 1999 ПРЕДИСЛОВИЕ Наука — сложное многогранное целостное явление, а процесс развития научного познания — в силу его сложной и многослойной структуры — не однонаправленный монотонный, «одноплоскостной» процесс. Это всегда, в любую эпоху процесс нелинейный, характеризующийся разнонап-равленностью изменения форм научного знания, в котором постоянно возникают новые точки роста, нововведения и центры изменения, многообразные возможности и ситуации выбора. Поэтому не только возможны, но и необходимы разные модели и образы развития науки. Научное познание развивается в контексте исторического развития общества. А это значит, чтобы понять его природу, особенности и историческую динамику, необходимо рассматривать научное познание как социально-культурный процесс. Надо понять, как осуществляется и развивается социальная жизнь людей, как она определяет на разных этапах своей истории состояние и особенности научной деятельности. Наука является достаточно неоднородным образованием: наука переднего края и нормальная наука, наука Нового времени и современная, наука профессиональная и любительская, наука Запада и восточная наука, государственная и «народная» наука и т. п. Наука — это та сфера человеческой деятельности, в которой происходит выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности, в которую науки — по мере своего развития — проникают все более глубоко и широко. Вместе с тем наука ориентируется и на человека, на без- граничное развитие его интеллекта, его творческих способностей, культуры мышления. Наряду со знаниями об объектах наука формирует знания и о методах, принципах и приемах научной деятельности. Потребность в развертывании и систематизации знаний второго типа приводит на высших стадиях развития науки к формированию методологии как особой отрасли научного исследования, призванной направлять научный поиск. Наука изучает не только окружающую действительность, но и сама себя с помощью комплекса дисциплин, куда входят история и логика науки, психология научного творчества, социология знания и науки, науковедение и др. В настоящее время бурно развивается философия и методология науки, исследующая общие закономерности научно-познавательной деятельности, структуру и динамику научного знания, его уровни и формы, его социокультур-ную детерминацию, средства и методы научного познания, способы его обоснования и механизмы развития знания. Философия науки сложилась к середине XX в. и как философское направление-, исследующее общие характеристики научной деятельности в целом, и как раздел философии, разрабатываемый в рамках различных философских течений, поскольку они так или иначе обращаются к феномену науки. Date: 2015-09-18; view: 321; Нарушение авторских прав |