Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЯ И. К. ПОЛОЗКОВА. 31 ЯНВАРЯ 1991 г
Если раньше монополией на гласность обладала КПСС, то теперь эта монополия у противоборствующих с ней сил. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ: 1. Что такое «гласность»? Чем она отличается от свободы слова? 2. В чем вы видите главные причины развития «гласности» в годы перестройки? 3. Дайте оценку итогов политики «гласности» в годы перестройки 4. Какие издержки несла в себе реализация курса на развитие «гласности»? 5. Какие законодательные акты этих лет были приняты по развитию политики «гласности»? § 52. Диалектика «нового мышления» «Новое политическое мышление».С приходом к власти и марте 1985 г. М. С. Горбачев, отдавая дань традиции, подтвердил прежние подходы СССР во внешней политике. Однако вскоре не просто наметились коррективы внешнеполитического курса, но и оформилась его новая философско-политическяя концепция, получившая название «новое политическое мышление». Основные ее положения предусматривали: — отказ от фундаментального вывода о расколе совремеп ного мира на две противоположные общественно-политические системы (социалистическую и капиталистическую); — признание мира целостным и неделимым; — провозглашение невозможности решения международных проблем силовыми методами; — объявление в качестве универсального способа решения международных вопросов не баланса сил двух систем, а баланса их интересов; — отказ от принципа пролетарского (социалистического) интернационализма и признание приоритета общечеловеческих ценностей над классовыми, национальными, идеологическими, религиозными и иными. Смена внешнеполитического курса советского руководства началась (как это бывало и прежде) со смены главы внешнеполитического ведомства. Вместо А. Громыко, возглавлявшего МИД в течение 30 лет, министром был назначен бывший первый секретарь ЦК Компартии Грузии Э. Шеварднадзе. Последовало значительное обновление руководства МИДа. Были определены три основных направления внешней политики: нормализация отношений Восток — Запад через разоружение, разблокирование региональных конфликтов, установление тесных экономических и взаимовыгодных политических контактов с различными странами без предпочтения странам социалистического лагеря. Реализация этого курса привела как к безусловным успехам, так и к крупнейшим провалам. Начало разоружения.Ежегодными стали встречи руководства СССР и США, в ходе которых был налажен личный контакт между М. С. Горбачевым и Р. Рейганом, а затем Д. Бушем (ноябрь 1985 г. — Женева; октябрь 1986 г. — Рейкьявик; декабрь 1987 г. — Вашингтон; июль 1988 г. — Москва). Результатом этих сложных переговоров стало подписание 8 декабря 1987 г. Соглашения об уничтожении целого класса ядерных вооружений — ракет среднего и ближнего радиуса действия. Впервые от переговоров об ограничении вооружений две сверхдержавы перешли к ликвидации этого оружия. Вслед за этим были достигнуты соглашения о развитии гуманитарного сотрудничества, экономических отношений СССР с США, а позже и с другими странами. Конечно, как и прежде, внешнеполитические акции СССР преследовали и определенные пропагандистские цели. Особенно явственно это было в 1985 — 1988 гг., когда политика СССР во многом строилась на прежней тактике (в том числе на попытках противопоставить, разъединить США и их союзников, отдалить от них страны «третьего мира»). Некоторые инициативы (например, предложение о ликвидации ядерного оружия к 2000 г.) имели явную пропагандистскую направленность. Тем не менее в целом это была уже новая политика. С 1988 — 1989 гг. идеологические принципы стали оказывать все меньшее влияние на внешнюю политику СССР. Ухудшение внутриэкономического положения СССР заставило его руководство идти на все большие (нередко односторонние) уступки Западу в надежде добиться экономической помощи и политической поддержки. Тем не менее курс на разрядку осуществлялся и далее. В мае 1987 г. страны Варшавского договора внесли предложение об одновременном роспуске ОВД и НАТО (в первую очередь их военных организаций). В июле 1991 г. в Москве был подписан советско-американский договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-1), предусматривавший сокращение самых мощных видов наступательного оружия. Эти шаги способствовали значительному ослаблению международной напряженности. Разблокирование региональных конфликтов.Предпринимались усилия и по ослаблению регионального противостояния СССР и США. В 1987 г. в ходе переговоров Горбачева с Рейганом была достигнута договоренность о прекращении американской военной помощи моджахедам в Афганистане и о выводе оттуда советских войск. 15 февраля 1989 г. произошло событие, которого ждали советские люди и весь мир, — завершился вывод советского воинского контингента из Афганистана. В декабре 1989 г. II съезд народных депутатов СССР принял решение об осуждении этой войны и признал грубой политической ошибкой участие в ней советских войск. В том же году СССР начал вывод своих войск из Монголии. Одновременно советское руководство способствовало выводу вьетнамских войск из Кампучии. Все это устранило препятствие на пути урегулирования советско-китайских отношений. В мае — июне 1989 г. состоялся визит Горбачева в Китай, в ходе которого было официально объявлено о нормализации двухсторонних отношений и налаживании широкого экономического и культурного сотрудничества. Отказ СССР от прямою советского вмешательства во внутреннюю борьбу в Эфиопии, Анголе, Мозамбике, Никарагуа привел к началу поисков там национального согласия. Значительно сокращены были объемы безвозмездной помощи союзным режимам и идейным единомышленникам, составлявшие в 1986 — 1989 гг. 56 млрд инвалютных рублей, т. е. более 1% валового национального продукта (67% этой помощи приходилось на долю Кубы). СССР отказался также от поддержки режимов в Ливии и Ираке. Во время кризиса в Персидском заливе летом 1990 г. Москва впервые выступила с позиций поддержки Запада. Все эти шаги, безусловно, оказывали заметное влияние на ослабление международной напряженности, укрепление отношений СССР с нетрадиционными партнерами — Израилем, ЮАР, Южной Кореей, Тайванем и др. Распад социалистической системы.В 1989 г. начался вывод советских войск из стран Восточной и Центральной Европы. Наряду с самим курсом на перестройку ослабление военного присутствия СССР в союзных странах вызвало активизацию антисоциалистических настроений. Начавшиеся в них процессы демократизации привели в конце 1989 — начале 1990 г. к «бархатным» революциям в Польше, ГДР, Чехословакии, Венгрии, Болгарии, Албании. В декабре 1989 г. вооруженным путем был свергнут президент Чаушеску в Румынии. В результате проведенного в 1990 г. референдума ГДР вошла в состав ФРГ. Произошла смена руководства в Монголии. Пришедшие к власти в этих странах силы выступили за радикальную и быструю смену модели общественного развития. В короткие сроки здесь были осуществлены приватизация и акционирование производства, проведены аграрные реформы. Во внешней политике новые режимы в своем большинстве стали ориентироваться на Запад. Разрыв традиционных экономических и политических связей с Восточной Европой также больно ударил по советским интересам, осложнил и без того непростую внутреннюю ситуацию в СССР. Весной 1991 г. состоялся официальный роспуск Совета экономической взаимопомощи и Организации Варшавского договора, завершивший распад социалистической системы. В декабре 1991 г. прекратил существование сам СССР. Результаты политики «нового мышления».За годы перестройки международная напряженность ослабла настолько, что во всем мире заговорили об окончании «холодной войны». В сознании людей как на Западе, так и на Востоке был в значительной степени размыт создававшийся десятками лет образ врага. Впервые в истории началось не просто ограничение ядерных вооружений или их частичное сокращение, а ликвидация целых классов оружия массового поражения и освобождение Европы от обычных вооружений. Ослабло региональное противоборство СССР и США, что принесло народам многих стран мир и возможность самоопределения без вмешательства извне. Наметились реальные перспективы более тесной интеграции СССР и стран Восточной Европы в мировое хозяйство и международные политические структуры. Вместе с тем наряду с безусловными позитивными переменами, происшедшими в мире, очевидно и другое — с окончанием «холодной войны», распадом СССР и крахом коммунистических режимов в Восточной Европе взорванной оказалась биполярная система международных отношений, на которой базировалась стабильность в мире. Из «холодной войны» вышла лишь одна сверхдержава — США. Вторая распалась под влиянием внутренних и внешних факторов, в результате возникла опасность утечки современнейших военных технологий и вооружений в страны, от которых может исходить военная угроза. Распад единой системы Вооруженных сил СССР, «приватизация» бывшими союзными республиками наиболее оснащенных в техническом отношении ударных военных группировок, находившихся по периметру границ СССР, не только снизили обороноспособность России, но и во многом способствовали эскалации межнациональных военных конфликтов (прежде всего на Кавказе и в Средней Азии). Оказались беспочвенными и надежды на значительную западную помощь в решении внутренних проблем. Наконец, с распадом социалистического лагеря и отказом от поддержки традиционных союзников в «третьем мире» Россия оказалась в сложном положении, не обретя с западными странами тех союзнических отношений, на которые рассчитывала. Таким образом, сложившаяся международная ситуация потребовала от российского руководства выработки новых внешнеполитических и оборонных концепций. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ: 1. Что представляет собой политика «нового мышления»? 2. Какие меры были предприняты советским руководством для ядерного разоружения? для ослабления противостояния с Западом? 3. Что нового появилось в отношениях СССР с социалистическими странами в годы перестройки? В чем вы видите причины распада социалистического содружества? 4. Какие шаги руководство СССР предприняло для разблокирования региональных конфликтов? Каковы их итоги? 5. Оцените результаты осуществления политики «нового политического мышления» в 1985 — 1991 гг. Расширяем словарный запас: БИПОЛЯРНАЯ СИСТЕМА МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИИ — система, основанная на противостоянии двух сверхдержав и созданных ими военно-политических блоков — НАТО и ОВД. Date: 2015-09-18; view: 886; Нарушение авторских прав |