1.Привлечение внимания.
2.Власть.
3.Месть.
4.Избегание неудачи.
Характеристики поведения, направленного на
привлечение внимания
| Поведение
|
Активная форма
| Ученики делают то, что отвлекает внимание учителей и детей
|
Пассивная форма
| Ученики выполняют все требования очень медленно «в час по чайной ложке»
|
Источники
| Рекрутируются из раннего детства (еще в раннем детстве ребенок привыкает привлекать внимание разными способами, в т.ч. и поведением. Чем меньше внимания дома, тем большая тяга привлекать внимание в коле)
|
Реакция педагога
| раздражение,
возмущение,
словесные замечания,
угрозы
|
Ответы ученика на реакцию учителя
| прекращает выходку, но только на короткое время
|
Что делать, если природа поведения Ч - привлечение внимания
| 1.Родителям и учителям необходимо больше внимания уделять детям, которые ведут себя плохо, а не хорошо.
2.Дети не научены просить внимания в приемлемой форме, значит надо показывать и обучать как получить внимание социально одобряемо.
3.Дети часто испытывают дефицит личного внимания к себе, чувствуют себя «пустым местом». Значит найти то в их деятельности, за что их можно хвалить и поощрять.
|
Сильные стороны такого поведения
Что хорошего в таких детях?
| Ученики нуждаются во взаимоотношениях с учителем. Они хотят нашего внимания.
|
Принципы профилактики
| Больше внимания уделят хорошему поведению, учить учеников просить внимания, когда они в этом нуждаются
|
Меры экстренно-педагогического воздействия при взаимодействии с учеником, привлекающим внимание
Меры поведения (стратегия учителя)
|
стратегии
| техники
|
Минимум внимания (обоснование - бихевиориальный подход: всякая форма поведения закрепляется подкреплением)
| 1.игнорирование демонстративного поведения;
2.зрительный контакт;
3.остановиться рядом;
4.упоминайте имя ученика (называние имени ученика среди текста);
5.посылайте «секретные» сигналы;
6.делайте письменные замечания;
7.используйте Я-высказывания (говорим объективно о своих чувствах).
|
Разрешающее поведение
| 1.стройте урок на основе такого вопиющего поведения;
2.доведите до абсурда демонстративную выходку;
3.присоединить весь класс к выходке
4.использовать разрешающую квоту
|
Неожиданное поведение (подтекст «Я не поддаюсь на твою игру»)
| 1.выключите свет;
2.используйте музыкальный инструмент;
3.говорите тихим голосом;
4.измените манеру речи;
5.говорите со стеной или с портретом (подойдите к стене и произнесите монолог (5-7кл);
6.временно прекратить вести урок (замолчите посередине урока или снизьте голос)
|
Отвлечение внимания ученика
| 1.задавайте прямые вопросы;
2.попросите об одолжении;
3.измените деятельность
|
Поощрение хорошего поведения
| Обращайте внимание на примеры хорошего поведения
1.Благодарите учеников за хорошее, естественно, не одних и тех же
2.пишите имена детей (лучших) на доске (доска почёта)
|
Пересаживание учеников
| 1.попросите ученика сесть на другое место;
2.стул размышлений (стул вне поля зрения)
|
|
Характеристики поведения,
направленного на
избегание неудачи
| Поведение
|
Активная форма
| Вспышки негодования, ученик теряет контроль над собой, когда давление ответственности становится слишком сильным
|
Пассивная форма
| Откладывание на потом,
недоведение до конца,
временная нетрудоспособность с официальным диагнозом
|
Реакция педагога
| Чувство профессиональной беспомощности,
попытки справиться и объяснить поведение ученика в т.ч. с помощью специалиста
|
Ответная реакция ученика
| зависимое поведение, ученик продолжает ничего не делать
|
Природа поведения
| 1.Отношения по типу «красного карандаша».
2.Необоснованные ожидания родителей и педагогов.
3.Вера ученика, что ему подходит только перфекционизм.
4.Упор на соревнование в классе.
Ребенок избегает неудачи из-за чувства неуверенности (развивается «комплекс неполноценности». У учителя возникает бессилие к этому ребенку.
|
Сильные стороны такого поведения
| Ученики хотят успеха, делать только отлично, лучше всех, поэтому для большинства учеников сильных сторон нет.
Такое поведение не вызывает на себя внимания, нет демонстративности в поведении.
|
Принципы профилактики
| 1.Помочь ученику сменить установку «Я не могу» на «Я могу» (расшатывание его неуверенности, что он не сможет сделать («Ты можешь это сделать»)
2.Помочь в преодолении социальной изоляции путем включения ученика в отношения с другими людьми.
|
Меры экстренного педагогического вмешательства при взаимодействии с учениками избегающими неудачи
|
Стратегии
| Техники
|
Изменение методов объяснения
| 1.изменить методы объяснения;
2.использование осязаемого материала;
3.введение дополнительных методов обучения
|
Коррекция требований
| Обучение в один момент времени и чему-то одному
|
Обучение умению позитивного рассказа особенностей своей деятельности
| 1.высказывание 2-х «+» на каждый «-» ученика;
2.декларация «Я могу»
|
Формирование к отметкам как к явлению положительному
| 1.рассказы о типичных ошибках;
2.демонстрация уважительного отношения к ошибкам;
3.минимизирование последствий сделаны ошибок
(убеждать в пользе ошибок. Ошибаются все, это нормально, ошибка даже вещь полезная «Я преодолеваю себя, «3» - это не плохой ты…)
4.поддерживать доверие к учителю «Учитель - друг, он хочет помочь». Учитель должен быть союзником психолога.
|
Формирование веры в успех
| 1.подчеркивание любых улучшений (поддержка любых попыток ученика к успеху; видеть самые маленькие достижения);
2.выражение благодарности за любой вклад в общую деятельность;
3.умение видеть сильные стороны своих учеников и говорить им об этом;
4.демонстрация веры в своих учеников;
5.признание трудности
6.акцентировать внимание на уже достигнутом успехе (4+, «молодец 5»)
|
Концентрация внимания учеников на уже достигнутых успехах
| Воспоминания о прошлых успехах
|
Помощь в материализации своего развития
| 1.наклейки «Я могу»;
2.альбом достижений;
3.рассказы о себе вчерашнем, сегодняшним, завтрашним (учить позитивному отношению через рассказ о себе);
4.обеспечить грамотную «обратную связь»;
*аплодисменты;
*вручение наград и медалей;
5.выставки достижений;
6.самоодобрение
|
|
Характеристики
властолюбивого поведения
| Поведение
|
Активная форма
| вспышки негодования,
словесное негодование,
ученики идут на конфронтацию,
нагнетают напряженность
|
Пассивная форма
| ученик вежливо отвечает педагогу, но продолжает делать свое;
м. формулировать разные формы оправданий.
|
Реакция учителя
| гнев,
негодование,
м.б. страх;
возможны попытки немедленно прекратить выходку с помощью физического воздействия
У учителя - замешательство из-за беспомощности и импульс - прекратить действие. Со стороны ученика - конфронтация.
|
Ответы ученика на реакцию учителя
| Конфронтация по типу «вы мне ничего не сделает», выходка продолжается пока сам ученик не решит прекратить её.
|
Природа властолюбивого поведения
| 1.Социальные установки изменить от отношений господства-подчинения, к отношению равных социальных прав.
2.Мода на сильную Л учит утверждению своей силы, а не конструктивному подчинению.
|
Сильные стороны такого поведения
| Ученики демонстрируют лидерские способности,
умение независимо мыслить
и способны сопротивляться авторитетам
Сильная личность (и довольна яркая)
|
Принципы профилактики
| Уход от конфронтации и снижение напряжения;
передача ученику части своей организаторской власти
Самое сложное для учителя «Не дать себя задеть»
|
|
Характеристики
мстительного поведения
| Поведение
|
Активная форма
| Прямые акты физического насилия
и не прямые психологические акты насилия (не учителю, а кабинету, квартире учителя)
|
Пассивная форма
| Игнорируют всякие дружелюбные попытки контакта «дикий ребенок»
|
Реакция учителя
| Обида, боль, опустошение в дополнение к гневу, негодованию, страху;
попытки немедленно ответить силой как равному,
подавить
или уйти от ситуации
|
Ответы ученика на реакцию учителя
| Эскалация мести (он продолжает ещё ббльше). Выходка продолжается пока ученик сам не решит прекратить её
|
Природа мстительного поведения
| Отражение роста насилия в обществе, распространенный через СМИ;
силовой способ решения конфликта
|
Сильные стороны поведения
| Ученики демонстрируют высокую жизнеспособность, умение защитить себя
|
Принципы профилактики
| Строить отношения со всеми учениками по принципу заботы о них;
учить выражать душевную боль и страдания приемлемыми способами (обучать тому, как нормальными способами выразить своё страдание);
Посочувствовать такому ребенку (пожалеть)
|
Меры экстренного педагогического вмешательства при взаимодействии с учеником,
цель которого власть или месть
|
Ищите «изящный» уход
| 1.признайте силу ученика (подчеркиваем его власть) «Я поняла, что я поняла, что ничего не могу сделать»
Или
*прием: приглашать учеников помочь в ч-л учителю (показать важность дела и именно он может это сделать)
Или
*соглашайтесь с учеником
2.уберите зрителей;
3.перенесите обсуждение вопроса «Мне сейчас некогда…»;
4.меняйте тему;
5.назначьте специальное время для обсуждения вопроса (приглашать к разговору при повторяющихся актах мести).
Прием: предлагается делать запис «Я согласна с тобой встретиться и поговорить (указать время)
6.окажите моральную поддержку
Приёмы:
-ученическое репетиторство;
-выражение признания одному из учеников всем классом (аплодисменты, письма-посвящения, пароль)
|
Используйте удаление
| 1.в пределах классной комнаты;
2.в другой класс (параллельный на 15-20 мин);
3.в специальное помещение;
4.в кабинет школьной администрации;
5.удаление домой (следует избегать);
6.удаление с применением силы (психологической и физической)
|
Используйте санкции (о санкциях надо предупреждать «Когда, то…», «Если ты сделаешь, то я сделаю…»). Санкции должны быть логичны, соразмерны, созидательны:
1.не называть имена и не сравнивать с другими;
2.не обвинять и не стыдить;
3.избегать долгих нравственных высказываний
| 1.лишение ученика права распоряжаться своим временем;
2.лишение права пользоваться предметами;
3.лишение права доступа в различные помещения;
4.встреча с администрацией школы;
5.информирование родителей;
6.починка, ремонт предметов, вещей;
7.возмещение учеником убытков
|