Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Актерское мастерство преподавателя, значение и условия его достижения ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
Всякая художественно-педагогическая задача, идея урока должна быть органична для учителя, глубоко им пережита и, самое главное, отождествлена со своим “я”. Этот процесс сложен, но лишь его наличие превращает урок в настоящую правду искусства. Недаром К.Станиславский, резко отделявший правду искусства от фальши, писал: “Нет ничего мучительнее обязанности во что бы то ни стало воплощать чужое, смутное, вне тебя пребывающее”. Естественно, в художественном творчестве ценно только то, что подсказано процессом подлинного переживания, и только тогда может возникнуть искусство. Это в полной мере следует отнести к педагогическому процессу на уроке. Истинное погружение в художественный образ, его постижение тесно связано с процессом переживания, с умением пропустить через себя, с ощущением интонаций музыкального произведения как своих собственных. Я считаю, что для урока психологическая, техническая, интеллектуальная, профессиональная подготовка недостаточны. Необходимо подготовиться к уроку еще и эмоционально, применить свое актерское мастерство. Особенно важно в эмоциональной стороне профессионального мастерства учителя умение найти верный тон урока. Термин “задать тон” беседе, исполнению издавна бытует в искусстве. Это понятие связывается с эмоциональным центром творческого процесса. Найти верный тон, который присутствовал бы и был бы своеобразным в каждом уроке,- одна из сложнейших задач подготовки учителя в настоящее время.3
5 Педагогическая техника как составной элемент педагогического мастерства, преподавателя. Педагогическая техника — это комплекс знаний, умений, навыков, необходимых педагогу для того, чтобы эффективно применять на практике избираемые им методы педагогического воздействия как на отдельных воспитанников, так и на детский коллектив в целом. Владение педагогической техникой является составной частью педагогического мастерства, требует глубоких специальных знаний по педагогике и психологии и особой практической подготовки. Высокий уровень педагогический техники учителя является одним из важнейших признаков педагогического мастерства. Составной элемент педагогической техники — умение воспитателя управлять своим вниманием и вниманием учащихся. Очень важным для педагога является и умение по внешним признакам поведения обучаемого определять его душевное состояние. Составная часть педагогической техники — чувство темпа в педагогических действиях. Большую группу умений и навыков педагогической техники составляют приемы выразительного показа воспитателем определенных чувств, своего субъективного отношения к тем или иным действиям обучаемых либо проявлениям ими моральных качеств. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА Во-первых, у учителей порой нет времени задуматься о том — зачем ему эта инновационность, совершенствование профессионального мастерства... Да, проблема учительского труда исторична, например, вот что написал Макаренко об учителях в своих «Соображениях», хранящихся в Москве, в архиве М.Горького «Они, как и семьдесят лет назад, «…имеют жалкий вид. В лучшем случае это люди, насобачившиеся в области своего предмета, которые с раннего утра до позднего вечера гоняют из школы в школу, чтобы побольше заработать. В других случаях и в большинстве — это замученные нуждой, бессилием и семейной обстановкой работники, которые кое-как выполняют свою работу в классе, кое-как удерживаются на своем месте, более или менее удачно обходя опасные склоки и подсиживания, которые ничего не читают, которые кое-как одеты и имеют кое-какую квартиру. Учитель получает жалование, которое почти равно жалованию городской уборщицы или дворника, но дворник получает одежду, а учитель ничего, кроме 100-120 рублей, не получает. Естественно, что на эту работу идет человек, который настолько слаб по своим личным данным, что ни на какую другую работу устроиться уже не может». Во-вторых, оказывается, вопросы повышения ЭФФЕКТИВНОСТИ учителя сегодня поддерживаются на государственном и мировом уровне. По данным ЮНЕСКО — миру не хватает квалифицированных учителей. Чувство неудовлетворенности своим положением, низкая заработная плата, невысокий уровень преподавания, отсутствие нормальных условий в школе и перспектив для профессионального роста вынуждают многих учителей уходить из профессии, иногда всего после нескольких лет работы. На сегодняшний день даже в богатых странах катастрофически не хватает учителей, а многие из преподавателей в промышленно развитых странах недостаточно квалифицированны. ЮНЕСКО вместе с другими учреждениями ООН заявили о необходимости планового подхода государств к подготовке квалифицированных учителей. Именно поэтому, начиная с 2008 года приоритетный национальный проект «Образование» пополнится новым направлением — повышение квалификации учителей. В-третьих, педагогическое сообщество все более персонализируется. Появились лидеры образования, педагоги устремлены к самосовершенствованию и перестали жаловаться, а наоборот, стали гордиться своими успехами и достижениями. Образование стало открытым для общества, мастерство и эффективность каждого педагога становится достоянием общественности. Квалификация и эффективность замечается и даже становится рыночным достоянием школы. Это продается. И ценности продажи и продажной привлекательности педагогических навыков под задачи заказчика порой более важны, чем осмысление вопроса, например, а зачем это России? В-четвертых. Меняется и сама система повышения квалификации в соответствии с требованиями времени и изменениями в системе образования. Очевидно, что система повышения квалификации должна выполнять роль проводника хороших специалистов в систему образования. Задача системы повышения квалификации учителей сегодня уже не может заключаться только в расширении и углублении методических знаний по существующей специальности. Учителя должны овладеть эффективными современными технологиями и техниками организации педагогического процесса. В-четвертых, как бы исторически не складывались условия жизнедеятельности учительства, всегда были профессионалы своего дела, учителя ставшие Учителями не благодаря мировым и государственным поддержкам, а порой вопреки им. Их характерное отличие — призвание, профессионализм и эффективность. Они «ПРОФИ Учительского труда». Их достижения мы коллекционируем в нашем журнале. Эти люди — лидеры Педагогического Дела — наши авторы, эксперты и партнеры — глобальное сообщество журнала. Лидеры — в ценностном педагогическом смысле. Они не только увлечены, эффективны и успешны, они думающие, технологически оснащены под задачи настоящего Дела образования и воспитания подрастающих поколений.
Заключение Таким образом, в своей курсовой работе я осветила вопрос, связанный с композиций построения публичного выступления. Любая речь должна быть произнесена. Перед оратором всегда стоит вопрос: читать лекцию или заучивать наизусть. Есть три способа выступления: чтение текста, воспроизведение по памяти с чтением отдельных фрагментов, импровизация. Традиционно читают речи дипломатические, юбилейные, официальные, доклады политического или экономического содержания. Итак, чтобы речь прозвучала, имела успех, достигла нужного результата, оратор должен серьезно готовиться к выступлению. Вступление является обязательным элементом любого публичного выступления. Различают две части вступления: зачин и завязку. В хорошо подготовленной аудитории выступление может быть минимальным, состоять только из завязки, без зачина; в менее подготовленной аудитории вступительная часть должна быть более развернутой и включать зачин. Для того чтобы эффективно донести главную мысль до слушателей, оратор должен ее сформулировать. Поэтому нужно заранее позаботиться о словесной формулировке главной идеи: выразить словами, по возможности, кратко и понятно. Публичное выступление представляет собой процесс передачи информации, основная цель которого – убедить слушателей в правильности тех или иных положений. Слово оратор (от латинского orare – «говорить») применяется в двух значениях: 1. человек, произносящий речь, выступающий публично; 2. человек, умеющий хорошо говорить публично, обладающий даром красноречия, владеющий мастерством слова. Оратор – мастер публичного выступления, блестяще владеющий языком. Оратор воздействует на слушателей, прежде всего своим красноречием, высокой речевой культурой, словесным мастерством. Такой оратор умеет вести пропаганду убедительно, доходчиво и ярко. Он может не только строго и точно, но и эмоционально изложить любой сложный теоретический вопрос. Но таких людей очень мало. В связи с этим можно вспомнить статью «Хорошая новость», написанную А.П. Чеховым в 1893 году «В московском университете преподаётся студентам декламация, т. е. искусство говорить красиво и выразительно. Нельзя не порадоваться этому прекрасному нововведению. Мы, русские люди, любим, поговорить и послушать, но ораторское искусство у нас в совершенном загоне. В земских и дворянских собраниях, учёных заседаниях, на парадных обедах и ужинах мы застенчиво молчим или же говорим вяло, беззвучно, тускло, «уткнув брады», не зная, куда девать руки; нам говорят слово, а мы в ответ – десять, потому, что не умеем говорить коротко и не знакомы с той грацией речи, когда при наименьшей затрате сил достигается известный эффект.… В обществе, где презирается истинное красноречие, царят риторика, ханжество слова или пошлое краснобайство. И в древности, и в новейшее время ораторство было одним из сильнейших рычагов культуры. Немыслимо, чтобы проповедник новой религии не был в тоже время и увлекательным оратором. Все лучшие государственные люди в эпоху процветания государств, лучшие философы, поэты, реформаторы были в тоже время и лучшими ораторами. «Цветами» красноречия был усыпан путь ко всякой карьере, искусство говорить считалось обязательным. Быть может, и мы когда-нибудь дождемся, что наши юристы, профессора и вообще должностные лица, обязанные по службе говорить, не только учёно, но и вразумительно и красиво, не станут оправдываться тем, что они «не умеют» говорить. В сущности, ведь для интеллигентного человека дурно говорить, должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать, и в деле образования и воспитания – обучение красноречию следовало бы считать неизбежным» Так же хотелось бы отметить, что мастерство публичного выступления состоит в умении использовать обе формы человеческого мышления: логическую и образную. Овладев мастерством публичного выступления люди, поймут всю прелесть и красоту нашего языка. Здесь можно обратиться ко всем со своеобразным призывом, сказанным А.П. Чеховым: «Учитесь владеть языком, настоящие и будущие ораторы! Язык – ваша база и ваше профессиональное оружие». Стать мастером публичного выступления это большое достижение для того, кто этого пожелает и не постоит ни перед чем, так как достигнутое им откроет ему двери во все сферы нашей жизни, а возможно и поможет изменить некоторые негативные стороны этого наисложнейшего бесконечного процесса. В связи с уровневой характеристикой педагогического творчества возникает вопрос о творчестве молодых педагогов, не имеющих достаточного социального и профессионального опыта. Ответы начинающих и будущих учителей в отличии от учителей, имеющих некоторый стаж, в подавляющем больший стае однозначны: творить может только молодой учитель, не обремененный чужим опытом. Характерно, что педагогическое творчество в этом случае нередко отождествляется с путем проб и ошибок. Тем не менее утверждение молодых учителей не лишено оснований, хотя в нем и отражается юношеский максимализм. Этот вопрос вызывает, в свою очередь. и другой: каково соотношение педагогического опыта и творчества, педагогического творчества и мастерства? Педагогический опыт может быть массовым и передовым Массовый педагогический опыт - это типичный опыт работы учреждения образования и отдельного педагога, который характеризует достигнутый уровень практики обучения, воспитания и реализации в ней достижений педагогической
Литература 1. М.И. Еникеев, О.Л. Кочетков. Общая, социальная и юридическая психология.–М.,1997 2. Р.С. Немов. Психология.-М.,1990. 3. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий.-М.,1961. 4. Ананьев Б. Г. “Очерки психологии” 5. Кузьмина Н. В. “Способности, одаренность, талант учителя” 6. Маркова, Матис, Орлов. “Формирование мотивации учения” 7. Уманский Л. “Как стать организатором” 8. Громкова М. О педагогической подготовке преподавателя высшей школы. — Высшее образование в России. — 1994. —№4 9. Кочетов А.И. Как заниматься самовоспитанием, Мн., Выш. шк., 1986 10. Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. — М.; Высшая школа, 1990 11. Марцинковская Т.Д. История психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2001 Александров Д.Н. Риторика. – М.: 1999. Введенская Л.А., Павлова Л. Г. Культура и искусство речи. – Ростов – н/Д, 1996. Делецкий Ч. Практикум по риторике. – М.: 1996. Иванова С.Ф. Специфика публичной речи. – М.: 1978. Львов М.Р. Риторика. Культура речи: Учеб. пособие для студентов гуманитарных факультетов вузов. – М.: Издательский центр «Академия»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ и науки УКРАИНЫ
ПРИАЗОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра социологии и социальной работы Date: 2015-09-18; view: 627; Нарушение авторских прав |