![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
Вопрос 2. Органы исполнительной власти: понятие, основы правового положения. Соотношения Положения об органе исполнительной власти и его Административного регламентаСтр 1 из 2Следующая ⇒
Государственный орган - часть (звено) государственного аппарата (механизма): А) созданная государством и предназначенную для осуществления его функции; Б) обладающая юридически властными полномочиями; В) наделенная определенной компетенцией; Г) выступающая от имени государства; Д) имеющая территориальный масштаб деятельности;
Орган исполнительной власти - учреждение (образование, установление), созданное для участия в осуществлении функций этой власти и наделенное в этих целях полномочиями государственно-властного характера. Орган исполнительной власти является учреждением, обособленным: а) организационно. Он не входит в состав какой-либо иной организации, не является ее структурным подразделением. Данное обстоятельство надо особо подчеркнуть: в некоторых нормативных правовых актах органами объявлены структурные подразделения центрального аппарата федеральных органов исполнительной власти. Одним из признаков, позволяющих отличить подобные подразделения от органов исполнительной власти, является то, что в наименовании этих органов имеются слова "Российской Федерации", "России", "Российское"; б) функционально. Главное назначение — исполнение законов и других нормативно-правовых актов, состоящее в организующей деятельности по руководству в экономической, социально-культурной и административно-политической сферах общественной жизни в соответствии с установленными для него функциями и компетенцией. в) юридически. Данный орган имеет самостоятельный административно-правовой статус, характерный для органов исполнительной власти и ее конкретных видов. Его элементами выступают: 1) право принимать управленческие решения в форме правовых, и прежде всего общеобязательных, нормативных актов. 2) право обеспечивать исполнение принимаемых решений с использованием различных правомерных актов, форм и методов; 3) право самостоятельно применять административное принуждение за неисполнение, например, его решений. Органы исполнительной власти — это разновидность государственных органов и одновременно органов государственной власти. Именно они юридически и фактически призваны реализовывать данную власть путем осуществления специфической по своему содержанию и методам государственной деятельности — Ø Однако не всякий государственный исполнительный орган признается органом исполнительной власти: структура (перечень) федеральных органов исполнительной власти устанавливается лишь указами Президента РФ, а субъектов РФ — правовыми актами каждого субъекта с соблюдением федерального законодательства.
Орган исполнительной власти — всегда исполнительный орган (орган государственного управления), в то время как не всякий государственный исполнительный орган (орган государственного управления) признается органом исполнительной власти. К таким органам относятся: 1) Создаваемые Правительствам РФ координационные органы, 2) Территориальные и межтерритриальные органы ФОИВ (управления, департаменты и т. д.).
Особенности исполнительной власти и органов: 1) Следует отметить, что исполнительная власть многосубъектна. 2) Действует единая система органов, основанная на установленном Конституцией РФ и иными законами РФ разграничении компетенции между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти ее субъектов. a. Это исключает наделение их одинаковыми полномочиями по одним и тем же вопросам b. Предполагает также юридическую возможность федеральных органов исполнительно власти влиять на органы субъектов РФ путем определения общих направлений их деятельности, отмены актов. 3) Подзаконность их деятельности(подчинение их деятеьности) 4) Представляя собой одну из ветвей единой государственной власти, исполнительные органы пользуются относительной юридической самостоятельностью в осуществлении исполнительной власти и в отношениях с субъектами представительной и судебной властей. 1. В большинстве формируются при решающем участии Президента РФ и уполномоченных субъектов исполнительной власти; 2. Не являются объектом руководства со стороны органов законодательной (исполнительной) власти, во многом не подотчетны и не подконтрольны им. 3. Основное средство направляющего воздействия этих органов - издание правовых актов в пределах предоставленной компетенции. 4. Имеют значительные возможности влиять на правотворческую деятельность представительных органов (право законодательной инициативы Правительства РФ,). 5. Очевидны особенности отношений между законодательным (представительным) органом и исполнительными органами субъекта РФ.
§ Законодательный орган обладает правами, позволяющими ему существенно влиять на формирование и функционирование исполнительных органов субъектов РФ. В частности, их система устанавливается законом субъекта РФ. Принятие решения о недоверии указанным руководителям влечет немедленное освобождение их от должности или иные последствия, установленные конституцией (уставом) субъекта РФ.
Взаимодействие органов исполнительной власти с представительными и судебными органами является необходимым условием нормального функционирования государства. Оно осуществляется в различных организационных формах:
Правительство с ФС: 1) Члены Правительства РФ могут присутствовать и выступать на заседаниях палат ФС, их комитетов и комиссий в соответствии с регламентами палат. 2) Члены Правительства РФ обязаны по приглашению палат ФС, полученному не менее чем за пять дней до заседания, присутствовать на заседании и отвечать на вопросы членов СФ и депутатов ГД в порядке, определенном регламентами палат. 3) Члены Правительства РФ, которым комитетами и комиссиями палат Федерального Собрания направлены письменные обращения по вопросам их ведения, сообщают соответствующим комитетам и комиссиям в согласованные с ними сроки о результатах рассмотрения письменных обращений и о принятых мерах.
Правительство с судами: 1) Правительство РФ для представления своей позиций в КС РФ, ВС и ВАС назначает полномочного представителя в соответствующем суде 2) В случае предъявления в суд общей юрисдикции и в арбитражный суд (кроме Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ) исковых или иных требований к Правительству представление его интересов в суде осуществляют без дополнительного поручения федеральные органы исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляют Президент РФ или Правительство РФ, на основании направленных им Аппаратом Правительства документов, поступивших в Правительство. 3) Федеральные министры, руководители иных федеральных органов исполнительной власти представляют Правительство РФ в суде без доверенности.
Основой административно-правового положения органа исполнительной власти является его административная правосубъектность. o Она принципиально отличается от нее по структуре и сути составляющих ее элементов. Помимо административной правоспособности и дееспособности в структуру административной правосубъектности данного органа входит также его компетенция.
1) Административная правоспособность органа исполнительной власти — это допускаемая нормами административного права его возможность иметь права и обязанности в сфере осуществления задач и функций исполнительной власти. Их административная правоспособность является специальной, но ее объем для разных органов неодинаков. a. Ее содержание - права и обязанности органа исполнительной власти
Делится их административная правоспособность на: 1. Общая – их юридическая возможность участвовать в осуществлении государственно-управленческой деятельности, 2. Специальная- обусловленная, их местом в системе гос. управления, целями, задачами, функциями, связанными с такой деятельностью.
2) Компетенция - система полномочий органа исполнительной власти, включающих конкретные права и обязанности, предоставленные ему для осуществления возложенных на него задач и функций в сфере исполнительной власти. a. Содержание компетенции - полномочия, позволяющие органу исполнительной власти принимать правовые акты и совершать иные юридически властные действия, в том числе применять в установленных случаях административное принуждение. Ø При этом реализация АП не предполагает совершения во всех случаях юридически властных действий, например, внесение в компетентный орган предложений о применении мер поощрения к государственному служащему, о совершенствовании правовых актов, касающихся его деятельности, и т. п.
3) Административная дееспособность органа исполнительной власти —способность самостоятельно осуществлять установленную ему административную правоспособность, компетенцию, приобретать и осуществлять права, принимать на себя и исполнять обязанности административно-правового характера в процессе его участия в государственно-управленческой деятельности. Ø От имени органа исполнительной власти его административная правосубъектность реализуется непосредственно самими коллегиальными органами, уполномоченными должностными лицами.
Соотношение Административного регламента и Положения об органе исполнительной власти.
Регламенты федерального минист ерства, федеральной службы и федерального агентства разрабатываются ими на основе федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ, положения о федеральном органе исполнительной власти и Типового регламента взаимодействия федеральных органов исполнительной власти. Регламенты утверждаются руководителем соответствующего ФОИВ.
2) административные регламенты исполнения государственных функций; 3) административные регламенты предоставления государственных услуг; 4) должностные регламенты государственных гражданских служащих федерального органа исполнительной власти. Вопрос 3. Основы классификации и виды органов исполнительной власти; Иные государственные исполнительные органы. 1. В соответствии с федеративным государственным устройством: 1.1. Федеральные органы исполнительной власти 1.2. Органы исполнительной власти субъектов РФ
2. По правовым основаниям создания органы исполнительной власти на органы, образование которых предусмотрено 2.1. Конституцией РФ, конституциями, уставами субъектов РФ, законами 2.2. Подзаконными правовыми актами: Президента РФ, высших должностных лиц субъектов РФ, Правительства РФ и других уполномоченных ФОИВ.
3. По способу формирования различают органы, формируемые: 3.1. путем издания правовых актов; 3.2. путем сочетания издания акта с элементами выборности определенных должностных лиц органа, например, при замещении должностей по конкурсу.
4. В зависимости от положения в иерархической системе выделяются: 4.1. Высшие - Правительство РФ, а на уровне субъекта РФ — его орган исполнительной власти общей компетенции, независимо от его органи- иационно-правовой формы. 4.2. Иные органы исполнительной власти.
5. По организационно-правовым формам различаются: 5.1. Правительства; 5.2. Советы министров; 5.3. Кабинеты министров; 5.4. Министерства; 5.5. Государственные комитеты; 5.6. Комитеты; 5.7. Службы; 5.8. главные управления, управления; 5.9. Инспекции; 5.10. Агентства и др. Ø Организационные формы органов исполнительной власти сами пи себе не всегда определяют их место, назначение, характер компетенции, принципы, лежащие в основе порядка разрешения подведомственных им дел. Часто эти параметры закрепляются в нормативных правовых актах, устанавливающих правовой статус тех или иных органов. Ø По Указу Президента РФ от 9 марта 2004 г. формами федеральных органов исполнительной власти являются федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства.
Федеральное министерство – ФОИВ, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией РФ, ФКЗ, ФЗ, актами Президента и Правительства осуществляется исключительно ФКЗ, ФЗ, актами Президента РФ и Правительства РФ. Федеральная служба -ФОИВ, осуществляющий функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны Государственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности.
Федеральное агентство – ФОИВ, осуществляющий в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору.
Иногда в литературе фигурирует термин "ведомство". Этим понятием охватывались в одних случаях все центральные органы отраслевого и межотраслевого управления, включая министерства, государственные комитеты; в другом — все такого рода органы, кроме министерств и государственных комитетов, т. е. комитеты, главные управления и др.
Администрации — органы исполнительной власти ряда субъектов РФ.
Органы этих администраций - департаменты, главные управления (управления), отделы. Ø Конкретика определяется самим субъектами.
6. По характеру компетенции выделяются:
6.1. Органы общей компетенции - руководят на подведомственной территории всеми или большинством отраслей и сфер управления.. К ним относятся правительства (совет министров, или Кабинет министров), администрации субъектов РФ и др. 6.2. Органы отраслевой (ведомственной) компетенции, выполняющие функции отраслевого профиля: Федеральное агентство по сельскому хозяйству, Федеральное агентство связи и др. 6.3. Органы межотраслевой (межведомственной) компетенции: 1) Федеральные министерства, имеющие подведомственные им федеральные службы и агентства, деятельность которых они координируют и контролируют. Указанные службы, агентства могут иметь различный отраслевой, межотраслевой и иной профиль деятельности 2) Органы, выполняющие специализированные функции, общие для всех или большинства отраслей и сфер управления, например, Федеральная служба государственной статистики; 3) Органы, ведающие специализированным видом деятельности, имеющей значение для обеспечения общественной безопасности, обороны страны, например, Федеральная служба по оборонному заказу. 6.4. Органы внутриведомственной компетенции руководят в рамках ведомственных или межведомственных органов порученными участками работ (например, органы в федеральных округах, территориальные, межтерриториальные органы федеральных органов исполнительной власти).
7. По порядку разрешения подведомственных вопросов различаются: 1. Единоначальные органы. - органы, в которых решающая класть по всем вопросам их компетенции принадлежит возглавляющему данный орган руководителю(Министерства) 2. Коллегиальные органы: а) объединение группы лиц, основанное на членстве; б) создается в случаях и составе, прямо предусмотренных нормативными правовыми актами; в) обладает самостоятельной компетенцией, являющейся не производной от компетенции какого-либо другого органа; г) состоит из членов с правом решающего голоса по всем вопросам, решаемым на его заседании; д) принимает решения, которым принадлежит приоритет по отношению к решениям, принимаемым руководителем органа, его заместителями и другими уполномоченными субъектами, входящими в его внутреннюю структуру; е) принимает решения на заседаниях, а не опросным способом, большинством голосов общего состава.
В системе исполнительной власти происходит сочетание коллегиальных и единоначальных органов. Оно способствует как всестороннему и квалифицированному обсуждению, так и оперативному решению вопросов. Сочетание указанных начал в единоначальных органах часто выражается в том, что здесь действуют коллегии, являющиеся совещательным органом. Ø Назначение и освобождение членов коллегии, не являющихся таковыми по должности, производятся Правительством РФ по представлению руководителя федерального органа из числа руководителей ведущих департаментов, управлений, отделов, территориальных органов и при необходимости представителей других федеральных органов, ведущих ученых, специалистов, число которых, как правило, не должно превышать пяти человек. Ø Полномочия между членами коллегии распределяются председателем коллегии, которым является руководитель федерального органа исполнительной власти.
Особое организационно-правовое положение занимают создаваемые в системе государственного управления координационные и консультативные органы. По общему правилу, они являются вспомогательными органами органов исполнительной власти, не наделенными юридически-властными полномочиями, хотя и выполняющими важные задачи. На федеральном уровне статус таких органов определен Указом Президента РФ от 28 сентября 1992 г. "О координационных и консультативных органах, создаваемых Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, министерствами и ведомствами Российской Федерации. I) Правительством РФ могут создаваться: а) консультативные органы в виде советов, рекомендации которых проводятся при необходимости в жизнь решениями Правительства; б) координационные органы в виде комиссий со статусом правительственных или межведомственных. Правительственные комиссии создаются, как правило, для рассмотрения и подготовки предложений по вопросам, имеющим общегосударственное значение. Их рекомендации оформляются при необходимости в виде постановлений или распоряжений Правительства. Однако Правительство РФ не может наделять такие органы правом принимать решения общего характера, обязательные для исполнения федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ. II) Межведомственные комиссии рассматривают вопросы, требующие межотраслевой координации. Решения этих комиссий, принимаемые в рамках их компетенции, являются обязательными для всех органов, представленных в комиссиях, а также предприятий и организаций, действующих в сфере ведения этих органов. По вопросам, требующим решения Правительства РФ, эти комиссии вносят предложения. Ø По вопросам, отнесенным к компетенции министерств и других федеральных органов государственного управления, ими могут образовываться межведомственные комиссии и межведомственные советы. Полномочия комиссий и советов определяются совместными решениями указанных органов в пределах их компетенции.
|