Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 2. Органы исполнительной власти: понятие, основы правового положения. Соотношения Положения об органе исполнительной власти и его Административного регламента





 

 

Государственный орган - часть (звено) государственного аппарата (механизма):

А) созданная государством и предназначенную для осуществле­ния его функции;

Б) обладающая юридически властными полно­мочиями;

В) наделенная определенной компетенцией;

Г) высту­пающая от имени государства;

Д) имеющая территориальный мас­штаб деятельности;

 

Орган исполнительной власти - учреждение (обра­зование, установление), созданное для участия в осуществлении функций этой власти и наделенное в этих целях полномочиями государственно-властного характера. Орган исполнительной вла­сти является учреждением, обособленным:

а) организационно. Он не входит в состав какой-либо иной организации, не является ее структурным подразделением. Дан­ное обстоятельство надо особо подчеркнуть: в некоторых норма­тивных правовых актах органами объявлены структурные под­разделения центрального аппарата федеральных органов исполни­тельной власти. Одним из признаков, позволяющих отличить подобные под­разделения от органов исполнительной власти, является то, что в наименовании этих органов имеются слова "Российской Феде­рации", "России", "Российское";

б) функционально. Главное назначение — исполнение за­конов и других нормативно-правовых актов, состоящее в органи­зующей деятельности по руководству в экономической, социально-культурной и административно-политической сферах общест­венной жизни в соответствии с установленными для него функ­циями и компетенцией.

в) юридически. Данный орган имеет самостоятельный адми­нистративно-правовой статус, характерный для органов исполни­тельной власти и ее конкретных видов. Его элементами выступают:

1) право принимать управленческие решения в форме правовых, и прежде всего общеобязательных, нормативных актов.

2) право обеспечивать ис­полнение принимаемых решений с использованием различных правомерных актов, форм и методов;

3) право самостоятельно при­менять административное принуждение за неисполнение, например, его решений.

Органы исполнительной власти — это разновидность госу­дарственных органов и одновременно органов государственной вла­сти. Именно они юридически и фактически призваны реализовывать данную власть путем осуществления специфической по сво­ему содержанию и методам государственной деятельности —

Ø Однако не всякий государственный исполнительный орган при­знается органом исполнительной власти: структура (перечень) федеральных органов исполнительной власти устанавливается лишь указами Президента РФ, а субъектов РФ — правовыми ак­тами каждого субъекта с соблюдением федерального законода­тельства.

 

Орган исполнительной вла­сти — всегда исполнительный орган (орган государственного уп­равления), в то время как не всякий государственный исполни­тельный орган (орган государственного управления) признается органом исполнительной власти. К таким органам относятся:

1) Со­здаваемые Правительствам РФ координационные органы,

2) Терри­ториальные и межтерритриальные органы ФОИВ (управления, департаменты и т. д.).

 

Особенности исполнительной власти и органов:

1) Следует отметить, что исполнительная власть многосубъектна.

2) Действует единая система органов, основанная на установленном Конституцией РФ и иными законами РФ разгра­ничении компетенции между федеральными органами исполни­тельной власти и органами исполнительной власти ее субъектов.

a. Это исключает наделение их одинаковыми полномочия­ми по одним и тем же вопросам

b. Предполагает также юридическую возможность феде­ральных органов исполнительно власти влиять на органы субъек­тов РФ путем определения общих направлений их деятельности, отмены актов.

3) Подзаконность их деятельности(подчинение их деятеьности)

4) Представляя собой одну из ветвей единой государственной влас­ти, исполнительные органы пользуются относительной юридической самостоятельно­стью в осуществлении исполнительной власти и в отношениях с субъектами представительной и судебной властей.

1. В большинстве формируются при решающем участии Президента РФ и упол­номоченных субъектов исполнительной власти;

2. Не являются объек­том руководства со стороны органов законодательной (исполни­тельной) власти, во многом не подотчетны и не подконтрольны им.

3. Основное средство направляющего воздействия этих ор­ганов - издание правовых актов в пределах предоставленной компе­тенции.

4. Имеют значительные воз­можности влиять на правотворческую деятельность представи­тельных органов (право законодательной инициативы Правительства РФ,).

5. Очевидны особенности отно­шений между законодательным (представительным) органом и исполнительными органами субъекта РФ.

 

§ Законодательный орган обладает права­ми, позволяющими ему существенно влиять на формирование и функционирование исполнительных органов субъектов РФ. В ча­стности, их система устанавливается законом субъекта РФ. Принятие решения о недоверии указанным руководителям влечет немедленное освобождение их от должности или иные по­следствия, установленные конституцией (уставом) субъекта РФ.

 

Взаимодействие органов исполнительной власти с представи­тельными и судебными органами является необходимым условием нормального функционирования государ­ства. Оно осуществляется в различных организационных формах:

 

Правительство с ФС:

1) Члены Правительства РФ могут присутствовать и выступать на заседаниях палат ФС, их комитетов и ко­миссий в соответствии с регламентами палат.

2) Члены Правительства РФ обязаны по при­глашению палат ФС, полученному не менее чем за пять дней до заседания, присутствовать на заседании и отвечать на вопросы членов СФ и депутатов ГД в порядке, определенном регламентами палат.

3) Члены Правительства РФ, которым комитетами и комиссия­ми палат Федерального Собрания направлены письменные обра­щения по вопросам их ведения, сообщают соответствующим ко­митетам и комиссиям в согласованные с ними сроки о результа­тах рассмотрения письменных обращений и о принятых мерах.

 

Правительство с судами:

1) Правительство РФ для представления своей позиций в КС РФ, ВС и ВАС назначает полномочного представителя в соответству­ющем суде

2) В случае предъявления в суд общей юрисдикции и в арбит­ражный суд (кроме Верховного Суда РФ и Высшего Арбитраж­ного Суда РФ) исковых или иных требований к Правительству представление его интересов в суде осуществляют без дополни­тельного поручения федеральные органы исполнительной влас­ти, руководство деятельностью которых осуществляют Президент РФ или Правительство РФ, на основании направленных им Ап­паратом Правительства документов, поступивших в Правитель­ство.

3) Федеральные министры, руководители иных федеральных органов исполнительной власти представляют Правительство РФ в суде без доверенности.

 

Основой административно-правового положения органа испол­нительной власти является его административная правосубъект­ность.

o Она принципиально отличается от нее по структуре и сути составляющих ее элементов. Помимо административной правоспособности и дееспособности в структуру административ­ной правосубъектности данного органа входит также его компе­тенция.

 

1) Административная пра­воспособность органа исполнительной власти — это допускаемая нормами административного права его возможность иметь права и обязанности в сфере осуществления задач и функций исполни­тельной власти.

Их административная правоспособность является специаль­ной, но ее объем для разных органов неодинаков.

a. Ее содержание - права и обязанности органа исполнительной влас­ти

 

Делится их административная правоспособность на:

1. Общая – их юридическая возможность участвовать в осуществлении го­сударственно-управленческой деятельности,

2. Специальная- обусловленная, их местом в системе гос. управ­ления, целями, задачами, функциями, связанными с такой дея­тельностью.

 

2) Компетенция - система полномочий органа исполнитель­ной власти, включающих конкретные права и обязанности, пре­доставленные ему для осуществления возложенных на него задач и функций в сфере исполнительной власти.

a. Содержание компе­тенции - полномочия, позволяющие органу исполнитель­ной власти принимать правовые акты и совершать иные юриди­чески властные действия, в том числе применять в установлен­ных случаях административное принуждение.

Ø При этом реализация АП не пред­полагает совершения во всех случаях юридически властных дей­ствий, например, внесение в компетентный орган предложений о применении мер поощрения к государственному служащему, о со­вершенствовании правовых актов, касающихся его деятельности, и т. п.

 

3) Административная дееспособность органа исполнительной вла­сти —способность самостоятельно осу­ществлять установленную ему административную правоспособ­ность, компетенцию, приобретать и осуществлять права, прини­мать на себя и исполнять обязанности административно-право­вого характера в процессе его участия в государственно-управленческой деятельности.

Ø От имени органа исполнительной власти его административ­ная правосубъектность реализуется непосредственно самими кол­легиальными органами, уполномоченными должностными лицами.

 

Соотношение Административного регламента и Положения об органе исполнительной власти.

 

Регламенты федерального минист ерства, федеральной службы и федерального агентства разрабатываются ими на основе федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ, положения о федеральном органе исполнительной власти и Типового регламента взаимодействия федеральных органов исполнительной власти. Регламенты утверждаются руководителем соответствующего ФОИВ.

 


Административный регламент федерального органа исполнительной власти составляют: 1) регламент федерального органа исполнительной власти;

2) административные регламенты исполнения государственных функций;

3) административные регламенты предоставления государственных услуг;

4) должностные регламенты государственных гражданских служащих федерального органа исполнительной власти.
Административные регламенты исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг утверждаются федеральными службами и федеральными агентствами, находящимися в ведении федерального министерства, государственными внебюджетными фондами по согласованию с федеральными министерствами, координирующими их деятельность, Постановление Правительства РФ от 11 ноября 2005 г. № 679 утвердило Порядок разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг. Этот нормативный правовой акт устанавливает об щие требования к разработке и утверждению федеральными органами исполнительной власти административных регламен тов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг. Эти регламенты определяют сроки и последовательность действий (административные процедуры) федерального органа исполнительной власти, порядок взаимодействия между его структурными под разделениями и должностными лицами, а также его взаимодей ствия с другими федеральными органами исполнительной вла сти и организациями при исполнении государственных функ ций или предоставлении государственных услуг федеральными органами исполнительной власти.

Вопрос 3. Основы классификации и виды органов исполнительной власти; Иные государственные исполнительные органы.

1. В соответствии с федеративным государственным устройством:

1.1. Федеральные органы исполнительной власти

1.2. Орга­ны исполнительной власти субъектов РФ

 

2. По правовым основаниям создания органы исполнительной власти на органы, образование которых предусмотрено

2.1. Конституцией РФ, конституциями, уставами субъектов РФ, законами

2.2. Подзаконны­ми правовыми актами: Президента РФ, высших должностных лиц субъектов РФ, Правительства РФ и других уполномоченных ФОИВ.

 

3. По способу формирования различают органы, формируемые:

3.1. путем издания правовых актов;

3.2. путем сочетания издания акта с элементами выборности определенных должностных лиц орга­на, например, при замещении должностей по конкурсу.

 

4. В зависимости от положения в иерархической системе выде­ляются:

4.1. Высшие - Правительство РФ, а на уровне субъекта РФ — его орган испол­нительной власти общей компетенции, независимо от его органи- иационно-правовой формы.

4.2. Иные органы исполнительной власти.

 

5. По организационно-правовым формам различаются:

5.1. Правительства;

5.2. Советы министров;

5.3. Кабинеты министров;

5.4. Министерства;

5.5. Государственные комитеты;

5.6. Комитеты;

5.7. Службы;

5.8. главные управления, управления;

5.9. Инспекции;

5.10. Агентства и др.

Ø Организационные формы органов исполнительной власти сами пи себе не всегда определяют их место, назначение, характер компетенции, принципы, лежащие в основе порядка разрешения под­ведомственных им дел. Часто эти параметры закрепляются в нор­мативных правовых актах, устанавливающих правовой статус тех или иных органов.

Ø По Указу Президента РФ от 9 марта 2004 г. формами феде­ральных органов исполнительной власти являются федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства.

 

Федеральное министерство – ФОИВ, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией РФ, ФКЗ, ФЗ, актами Президента и Правительства осуществляется исключительно ФКЗ, ФЗ, актами Президента РФ и Правительства РФ.

Федеральная служба -ФОИВ, осуществляющий функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны Государственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности.

 

Федеральное агентство – ФОИВ, осуществляющий в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору.

 

Иногда в литературе фигуриру­ет термин "ведомство". Этим понятием охватывались в одних слу­чаях все центральные органы отраслевого и межотраслевого уп­равления, включая министерства, государственные комитеты; в другом — все такого рода органы, кроме министерств и государ­ственных комитетов, т. е. комитеты, главные управления и др.

 

Администрации — органы исполнительной власти ряда субъектов РФ.

 

Органы этих администраций - департаменты, глав­ные управления (управления), отделы.

Ø Конкретика определяется самим субъектами.

 

6. По характеру компетенции выделяются:

 

6.1. Органы общей компетенции - руководят на подведомственной территории всеми или большинством отраслей и сфер управления.. К ним относятся правительства (совет министров, или Кабинет министров), администрации субъектов РФ и др.

6.2. Органы отраслевой (ведомственной) компетенции, выполняю­щие функции отраслевого профиля: Федеральное агентство по сельскому хозяйству, Федеральное агентство связи и др.

6.3. Органы межотраслевой (межведомственной) компетенции:

1) Федеральные министерства, имеющие подведомственные им фе­деральные службы и агентства, деятельность которых они коор­динируют и контролируют. Указанные службы, агентства могут иметь различный отраслевой, межотраслевой и иной профиль деятельности

2) Органы, выполняющие специализированные функции, общие для всех или большинства отраслей и сфер управления, например, Федераль­ная служба государственной статистики;

3) Органы, ведающие специализированным видом деятельности, имеющей значение для обеспечения общественной безопасности, обороны страны, напри­мер, Федеральная служба по оборонному заказу.

6.4. Органы внутриведомственной компетенции руководят в рам­ках ведомственных или межведомственных органов порученны­ми участками работ (например, органы в федеральных округах, территориальные, межтерриториальные органы федеральных ор­ганов исполнительной власти).

 

7. По порядку разрешения подведомственных вопросов разли­чаются:

1. Единоначальные органы. - органы, в которых решающая класть по всем вопросам их компетенции принадлежит возглав­ляющему данный орган руководителю(Министерства)

2. Коллегиальные органы:

а) объединение группы лиц, основан­ное на членстве;

б) создается в случаях и составе, прямо предус­мотренных нормативными правовыми актами;

в) обладает само­стоятельной компетенцией, являющейся не производной от ком­петенции какого-либо другого органа;

г) состоит из членов с пра­вом решающего голоса по всем вопросам, решаемым на его засе­дании;

д) принимает решения, которым принадлежит приоритет по отношению к решениям, принимаемым руководителем органа, его заместителями и другими уполномоченными субъектами, вхо­дящими в его внутреннюю структуру;

е) принимает решения на заседаниях, а не опросным способом, большинством голосов об­щего состава.

 

В системе исполнительной власти происходит сочетание коллегиальных и единоначальных органов. Оно способствует как всестороннему и квалифи­цированному обсуждению, так и оперативному решению вопро­сов. Сочетание указанных начал в единоначальных органах часто выражается в том, что здесь действуют коллегии, являющиеся совещательным органом.

Ø Назначение и освобождение членов коллегии, не являющихся таковыми по должности, производятся Правительством РФ по представлению руководителя федерального органа из числа ру­ководителей ведущих департаментов, управлений, отделов, тер­риториальных органов и при необходимости представителей дру­гих федеральных органов, ведущих ученых, специалистов, число которых, как правило, не должно превышать пяти человек.

Ø Полномочия между членами коллегии распределяются пред­седателем коллегии, которым является руководитель федераль­ного органа исполнительной власти.

 

Особое организационно-правовое положение занимают созда­ваемые в системе государственного управления координационные и консультативные органы. По общему правилу, они являются вспомогательными органами органов исполнительной власти, не наделенными юридически-властными полномочиями, хотя и вы­полняющими важные задачи. На федеральном уровне статус таких органов определен Указом Президента РФ от 28 сентября 1992 г. "О координационных и консультативных органах, создаваемых Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, министерствами и ведомствами Российской Федерации.

I) Правительством РФ могут создаваться:

а) консультативные органы в виде советов, рекомендации ко­торых проводятся при необходимости в жизнь решениями Пра­вительства;

б) координационные органы в виде комиссий со статусом пра­вительственных или межведомственных.

Правительственные комиссии создаются, как правило, для рассмотрения и подготовки предложений по вопросам, имеющим общегосударственное значение. Их рекомендации оформляются при необходимости в виде постановлений или распоряжений Пра­вительства.

Однако Правительство РФ не может наделять такие органы правом принимать решения общего характера, обязательные для исполнения федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ.

II) Межведомственные комиссии рассматривают вопросы, требу­ющие межотраслевой координации. Решения этих комиссий, при­нимаемые в рамках их компетенции, являются обязательными для всех органов, представленных в комиссиях, а также предприя­тий и организаций, действующих в сфере ведения этих органов. По вопросам, требующим решения Правительства РФ, эти комис­сии вносят предложения.

Ø По вопросам, отнесенным к компетенции министерств и дру­гих федеральных органов государственного управления, ими мо­гут образовываться межведомственные комиссии и межведом­ственные советы. Полномочия комиссий и советов определяются совместными решениями указанных органов в пределах их ком­петенции.

Date: 2015-09-18; view: 4034; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию