Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Формальные и неформальные группы в коллективе
Группа – это определенная общность людей, которые регулярно общаются и взаимодействуют друг с другом для достижения определенной цели, взаимозависимы, с психологической точки зрения воспринимают себя как членов группы, а все вместе считают себя группой. Критерии различия формальных и неформальных групп: 1. по происхождению: создаются организацией ↔ возникают спонтанно; 2. по целям: служат удовлетворению потребностей организации↔ удовлетворению потребностей группы; 3. по источнику влияния на поведение группы: положение о подразделении, должностные инструкции ↔ отдельная личность; 4. по направленности влияния: сверху вниз (на группу) ↔ снизу вверх (на организацию); 5. по характеристике коммуникации: хорошо определена, используются официальные каналы ↔ плохо определена, используются непостоянные каналы; 6. по межличностным отношениям: предписываются организацией ↔ возникают спонтанно; 7. по руководителю: назначается организацией ↔ определяется группой. Организация и ее подразделения тоже являются группами. Члены группы разрабатывают приемлемые для них правила, установки, ценности и ожидания в вопросах, связанных с пониманием поведенческой нормы, т.е. стандартов поведения. Чем в большей степени работник организации ценит принадлежность к группе, тем адекватнее его поведение. Впервые деление малых групп на формальные и неформальные было предложено Э.Мэйо. Одними из важнейших задач руководителя являются сближение формальных и неформальных структур, положительная ориентация неформальных групп и борьба с отрицательными проявлениями в коллективе. Идеальным состоянием коллектива является такое, при котором формальные и неформальные группы максимально совпадают. Такое совпадение формальной и неформальной структур создает сплоченность в коллективе и дает заметный производственный эффект. При несовпадении структур, когда руководитель не пользуется авторитетом в коллективе, а групповые нормы и правила расходятся с коллективными, в коллективе может возникнуть борьба между формальной и неформальной структурами, которая препятствует эффективной деятельности. В официальных группах обычно развита широкая система неформальных отношений и неформальных групп. Это обстоятельство играет очень важное значение для функционирования официальной группы и тем более крупных организаций. Главным социальным механизмом, приводящим к формированию и развитию неформальной группы в структуре официальных групп, является самоорганизация. Со временем некоторые самоорганизуюшиеся неформальные группы могут получить официальный статус, превратившись, например, в общественные организации, самодеятельные коллективы и т.п. Взаимодействие формальных и неформальных групп в коллективе – явление естественное и распространенное. Оно есть в каждом коллективе. Подобно многим факторам, действующим в области управления, оно несет в себе как отрицательные, так и положительные моменты. Руководитель коллектива должен учитывать наличие формальных и неформальных групп и грамотно использовать их для достижения целей компании. Date: 2015-09-18; view: 396; Нарушение авторских прав |