Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Другие подходы к структуре Я-концепции (Я-образа)





Т. Ю. Каминская выделяет два подхода к разработке проблемы структуры Образа-Я. В первом подходе в структуре Образа-Я не выделяется мотивационного компонента, или выделяются лишь незначительные его составляющие.

С. Стейн определяет Я-Концепцию — «существующая в сознании индивида система представлений образов и оценок, относящаяся к самому субъекту».

Л. А. Венгер говорит об Образе-Я как о совокупности обобщенных содержательных и оценочных представлений.

Наиболее же распространенным является представление о структуре «Образа-Я» как единстве когнитивного (образ своих качеств, способностей, внешности и др.), эмоционального (самоуважение, самоуничижение и т. д.) и оценочно-волевого (стремление повысить самооценку, завоевать уважение и др.) компонентов (А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский).

Г. Е. Залесским выделяются два компонента Образа-Я — мотивационный и когнитивный. Применительно к изучению возрастных особенностей развития Образа-Я, особое внимание уделяется прояснению вопроса о том, как происходит формирование каждого из компонентов, когда два компонента Образа-Я начинают взаимодействовать.

Когнитивный блок Образа-Я отражает содержательные представления о себе. Такое понимание когнитивного блока Образа-Я близко к пониманию Образа-Я другими исследователями. Но в этот блок добавляются и оценочные (самооценка), и целевые (уровень притязаний, система запретов и поощрений) компоненты. Мотивационный блок отвечает за функциональную значимость этих качеств, то есть выступают ли эти качества критериями в выборе мотивов, целей, поступков. И если выступают, то выполняют ли качества функцию действующих или смыслообразующих мотивов.

Заключение.

Представления человека о самом себе, чаще всего, кажутся ему убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном знании или субъективном мнении, являются ли они истинными или ложными. Качества, которые мы приписываем собственной личности, далеко не всегда объективны, и с ними не всегда готовы согласиться другие люди. Даже такие на первый взгляд объективные, показатели, как рост или возраст, могут для разных людей иметь разное значение, обусловленное общей структурой их <Я-концепции>. Скажем, достижение сорокалетнего возраста одни считают порой расцвета, а другие-началом старения. Рост 170 см одни мужчины воспринимают как приемлемый, даже оптимальный, другим он кажется недостаточным. Большая часть подобных оценок обусловлена соответствующими стереотипами, бытующими в той или иной социальной среде.

Если человек обладает непривлекательной внешностью, физическими недостатками, является социально неадекватным (даже если ему это только кажется), то он ощущает негативные реакции окружающих (часто тоже только кажущиеся), сопровождающие его при любом взаимодействии с социальной средой. В этом случае на пути развития позитивной <Я-концепции> могут возникать серьезные затруднения.

Позитивную <Я-концепцию> можно приравнять к позитивному отношению к себе, к самоуважению, принятию себя, ощущению собственной ценности. Синонимами негативной <Я-концепции> становятся негативное отношение к себе, отрицание себя, ощущение своей неполноценности.

<Я-концепция> играет, по существу, троякую роль: она способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию приобретенного опыта и является источником ожиданий относительно самого себя.

Человек стремится к достижению максимальной внутренней согласованности. Представления, чувства или идеи, вступающие в противоречие с другими его представлениями, чувствами или идеями, приводят к дегармонизации личности, к ситуации психологического дискомфорта.

Испытывая потребность во внутренней гармонии, человек готов предпринимать различные действия, которые способствовали бы восстановлению утраченного равновесия. Если новый опыт, полученный человеком, согласуется с существующими представлениями о себе, он легко ассимилируется, входит внутрь некой условной оболочки, в которую заключена <Я-концепция>.

Если же новый опыт не вписывается в существующие представления, противоречит уже имеющейся <Я-концепции>, то оболочка срабатывает как защитный экран, не допуская чужеродное тело внутрь этого сбалансированного организма. Противоречивый опыт, вносящий рассогласование в структуру личности, может усваиваться с помощью механизмов психологической защиты личности.

У человека существует устойчивая тенденция строить на основе представлений о себе не только свое поведение, но и интерпретацию собственного опыта. <Я-концепция> здесь действует как своего рода внутренний фильтр, который определяет характер восприятия человеком любой ситуации.

Проходя сквозь этот фильтр, ситуация осмысливается, получает значение, соответствующее представлениям человека о себе. <Я-концепция> определяет и ожидания человека, т. е. его представления о том, что должно произойти.

 

Самоотношение.

 

Для обозначения содержания самоотношения используются такие термины, как самоуважение, симпатия, самоприятие, любовь к себе, самоуверенность, самоуничижение, самообвинение и множество других.

По справедливому замечанию С.Р.Пантилеева, иногда за этими терминами стоят различия теоретических ориентаций исследователей, иногда – различные представления о феноменологическом содержании самоотношения, но чаще – просто различия в словоупотреблении, базирующееся на плохо отрефлексированных предпочтениях.

 

В отличие от других авторов Н.И. Сарджвеладзе считает, что понятие самоотношения является родовым относительно понятий, имеющих приставку «само» и отражающих широкий спектр феноменов внутренней жизни личности. Именно самоотношение в качестве отдельных сторон включает в себя самосознание, самопознание, самооценку, эмоциональное отношение к себе, самоконтроль и саморегуляцию, а не наоборот.


1. Самоотношение – как сумма частных самооценок, связанных с различными аспектами Я-концепции.


2. Самоотношение – как интегральная самооценка частных аспектов, взвешенных по их субъективной значимости.


3. Самоотношение – как иерархическая структура, включающая частные самооценки, интегрированные по сферам личностных проявлений и в комплексе составляющие обобщенное "Я", которое находится на верху иерархии.


4. Самоуважение – понимается как самостоятельная переменная, имеющая свою особую природу. Так, С. Куперсмит и М. Розенберг рассматривают самоотношение как своеобразную личностную черту, малоизменяющуюся от ситуации к ситуации и даже от возраста к возрасту. В основе устойчивости общего самоуважения, как предполагается, лежат два основных внутренних мотива: мотив самоуважения и потребность в постоянстве образа. Мотив самоуважения определяется как "личная потребность" сделать максимальным переживание положительных и минимальным отрицательных установок по отношению к себе.


5. Самоотношение как чувство, включающее переживания различного содержания (самоуверенность, самопринятие и т.п.). Исследователи Л. Уэлс и Дж. Марвелл, проанализировавшие различные концепции обобщенной самооценки, выделили три основных понимания самоотношения:


любовь к себе;


самоприятие;


чувство компетенции.


В отечественной психологии наиболее разработанной является концепция самосознания, предложенная В.В.Столиным. В ней Столин указывает, что самоотношение не является прямым следствием знания о себе, хотя в принципе выводится из него. При этом самопознание и самоотношение связаны опосредованно – с помощью оценки места собственных черт в отношении к мотивам, «опредмечивающим» потребность в самореализации.
По мнению Д.А. Леонтьева, наиболее поверхностным проявлением самоотношения выступает самооценка – общее положительное или отрицательное отношение к себе. «Однако просто одним знаком самоотношение не опишешь. Во-первых, следует различать самоуважение – отношение к себе как бы со стороны, обусловленное какими-то моими реальными достоинствами или недостатками – и самопринятие – непосредственное эмоциональное отношение к себе не зависящее от того, есть ли во мне какие-то черты, объясняющие это отношение.


По мнению С.Р. Пантилеева важнейшими структурными образующими самоотношения также являются: самоуважение (саморуководство, самоуверенность, социальная желательность Я); аутосимпатия (самопривязанность, самоценность, самопринятие); самоуничижение (внутренняя конфликтность, самообвинение).

 

В целом же самоотношение определяется им как эмоционально-оценочная система, как обобщенное образование, отражающее более или менее устойчивую степень положительности или отрицательности отношения индивида к самому себе. Но, в то же время, далеко не всегда можно говорить о глобальном самоотношении как о простой арифметической сумме аффективно заряженных более частных видов самоотношения.


Существует и такой взгляд А.В.Петровского на проблему самоотношения как построение по принципу динамической иерархии, который заключается в том, что та или иная модальность эмоционального отношения может выступать в качестве ядерной структуры, фактически определяя содержание и выдержанность обобщенного устойчивого самоотношения.

 

Причем содержание ядерной структуры определяется социальной средой, социальной ситуацией развития, которая оказывает влияние на иерархию ведущих деятельностей и мотивов. Т.е. соотношение и степень значимости компонентов самоотношения зависят прежде всего от иерархии деятельностей, в которых человек усматривает преимущественную сферу самореализации.


Опираясь на изложенные взгляды, можно сделать вывод, что самоотношение не просто отражает обобщенные чувства положительности или отрицательности по отношению к себе, а само обладает сложным строением. Однако самоотношение не есть собственно психическое содержание человека. Строение и суть самоотношения могут быть раскрыты лишь в контексте реальных жизненных отношений субъекта и деятельностей, за которыми стоят мотивы, связанные с самореализацией субъекта как личности. При этом выражение смысла "Я" осуществляется, в основном, двумя способами – самооценкой и эмоционально-ценностным отношением.

 

Date: 2015-09-03; view: 1069; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию