Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Законы и категории диалектики диалектика и ее альтернативы
Диалектика есть современной общей теорией развития всего сущего, которая адекватно отображает его эволюцию в своих законах, категориях и принципах. И это касается не только развития "абсолютной идеи", как у Гегеля, а и материального мира. Т.е. диалектика распространяется на всю окружающую действительность и является теоретическим отображением развития как "духа", так и материи, сознания, познание. Что же такое развитие? Как это понятие трактуется в философии? Развитие - это невозвратное, направленное, необходимое изменение материальных и идеальных объектов. В результате развития возникает новое качество. Это - общее свойство материи, ее важнейший признак. Развитие - это прежде всего изменение, движение, но не любое изменение, движение является развитием. В процессе движения как развития создается новое, необходимое, способное к самодвижению, самовоспроизведению. Самодвижение в таких организованных и целостных системах, как общество, организм, биосфера и т.п., осуществляется как саморазвитие, т.е. как самопереход на высший уровень организации. Самодвижение и саморазвитие - важные моменты диалектики как теории развития. Саморазвитие "генетически" вырастает из самодвижения как неотъемлемого атрибута материи. Самодвижение отображает изменение явления, вещи под действием внутренних разногласий, им присущих. Внешние факторы не детерминируют движение, а лишь его модифицируют. Что же такое движение, изменение? Движение, изменение - это внутренне связано единство бытия и небытие, тождественности и отличия, стабильности и текучести, того, что исчезает, с тем, что появляется. Движение, изменение можно постигнуть лишь в том случае, когда рассматривать его противоречивые стороны в единстве и взаимодействия. Следует принять во внимание лишь одну его сторону и проигнорировать другую, как движение, изменение станут непонятным. Такой самый результат будет тогда, когда мы станем рассматривать их не во взаимодействии, а отделено. Так как движение - это разногласие, свидетельство того, что тело может двигаться лишь тогда, когда оно находится в данном месте и одновременно в нем не находится. Это единство противоположностей, которые взаимно предусматривают одна одну. За Гегелем, "принцип всякого самодвижения в самый раз и заключается... в изображении разногласий. Что-то двигается не потому, что оно... в этом...находится здесь, а в другом... там, а лишь...потому, что оно находится здесь и не здесь..., одновременно и находится, и не находится... Движение является самым разногласием''. Постоянное возникновение и решение данного разногласия и является движением. Он, как известно, есть абсолютным, неотъемлемым атрибутом всего сущего. Поэтому развитие можно считать высшей формой движения и изменения, точнее, сущностью движения, а движение можно определить как любое изменение явления или предмета. Диалектика как философская теория развития опирается на такие фундаментальные понятия, как связь, взаимодействие, отношение. Понятие связи есть одним из важнейших в диалектике. Процесс познания всегда начинается из выявления связей. И любая научная теория строится на выяснении существенных связей. Понятие связи есть исходным для понимания универсальных (глобальных) связей объективной действительности. Что такое связь? Понятие связи отбивает общность вещей и явлений, разделенных в пространстве и времени. Существуют разнообразные связи. Они классифицируются в зависимости от признаков, которые ложатся в основу той или другой классификации. Например, в зависимости от уровня организации и форм движения материи, связи могут быть механические, физические, химические, общественные. Общественные связи в свою очередь могут быть производственные, классу, национальные, родственные, групповые, личные и т.п.. Связи могут быть также объективными и субъективными, внутренними и внешними, существенными и несущественными, простыми и сложными, необходимыми и случайными, причинными и наследственными, постоянными и неустановившимися, постоянными и временными, прямыми и опосредствованными, повторяемыми и неповторяемыми и т.п.. Связи могут быть также единичными, общими и всеобщими. Понятно, что очень важными для науки и практики есть закономерные связи, их познание. Для понимания диалектики как теории развития важным есть понятия "взаимодействие", что отображает процессы взаимовлияния разных объектов один на один, изменение их залога, взаимопереход, а также порождение одних объектов другими. Взаимодействие носит объективный и универсальный характер. Это то первое, что выступает перед нами, когда мы рассматриваем материю, которая двигается. Гегель утверждал, что взаимодействие выступает "взаимной причинностью" взаимно обусловленных субстанций. В мире существуют только вещи, их свойства и отношения. Каждая вещь имеет свои свойства, которые есть ее определенными отношениями с другими. Вещь имеет способность быть самой собой и другой, в зависимости от ее связей с внешним миром. Вещь имеет свойство вызвать то или другое в другом и лишь ей присущим чином проявляться в соотношении с другими вещами. Т.е. вещь обнаруживает свои свойства лишь во время соответствующего отношения к другим вещей. Отсюда вытекает вывод о философской весомости такой категории, как отношение, которая характеризует взаимозависимость элементов определенной системы. Законы диалектики - основные закономерности мира, выражающие отношение между всеобщими, всюду существующими свойствами или тенденциями развития материи. Они не имеют конкретной функциональной формы и не выражаются математически, т.к. не ограничены какими-либо константами, параметрами, определёнными условиями или специфическими группами объектов, а выступают как универсальные принципы всякого бытия, как-то общее, что проявляется во множестве законов. Основные законы диалектики представляют собой связь и взаимодействие категорий. Более того, они суть развёрнутые категории. Даже само понятие закона есть категория. Это с одной стороны. С другой стороны, некоторые категории сами по себе тоже являются законами. Например, категория причинности-универсальный закон мира. В этом случае закон-категория, по существу, выражает собой фундаментальный философский принцип. Отражая объективную диалектику действительности, категории и законы диалектики, будучи познанными, выступают в качестве всеобщего метода познания и преобразования действительности. История познания начинается с выделения в природе чего-то общего, подчиняясь абстрагирующей деятельности мышления. Поначалу это общее отливается в форму общих понятий и категорий, на основе которых формируются определённые принципы как бытия, так и самого мышления. В дальнейшем познающая мысль стремится, опираясь на разработанные инструменты познани в виде принципов и категорий и всё более обогащающуюся эмпирическую базу, сформулировать фундаментальные положения, упорядочивающие наши знания о мире,- законы. Наиболее общие из этих законов и являются законами диалектики. Категории диалектики - общие понятия, отражающие наиболее существенные закономерные связи и отношения реальности. Можно сказать, что философские категории воспроизводят свойства и отношения бытия в максимально общем виде. Регулируя реальный процесс мышлени они в ходе его исторического развития постепенно вычленяются в особую систему, и именно система категорий оказывается наиболее устойчивой во всех преобразованиях философского знания, хотя и она претерпевает изменения, подчиняясь принципу развития. Современное представление фундаментальных категорий существенно отличается от того, как они мыслились в древности.
В современной диалектике к базовым категориям относят: · Сущность - нечто сокровенное, глубинное, пребывающее в вещах, их внутренних связях и управляющее ими, основание всех форм их внешнего проявления. Сущность всегда конкретна, не бывает сущности вообще. · Явление - непосредственно воспринимаемые свойства объекта, то или иное видение которых зависит от строения и действия органов чувств субъекта познания. Явление - это проявление сущности. · Единичность - категория, выражающая относительную обособленность, дискретность, отграниченность друг от друга в пространстве и времени объектов, с присущими им специфическими особенностями, составляющими их неповторимую качественную и количественную определённость. · Случайность - такой тип связи, который обусловлен несущественными, внешними дл данного явления причинами. Бывает внешней и внутренней. · Необходимость - закономерный тип связи явлений, определяемый их устойчивой внутренней основой и совокупностью существенных условий их возникновения и развития. · Свобода - способность человека принимать решения и совершать поступки в соответствии со своими целями, интересами, идеалами. · И др. Одним из проявлений всеобщей связи предметов и явлений действительности является закономерная связь между ними. Отличие закономерных связей от незакономерных состоит в том, что первые имеют отличительные признаки, а вторые таковыми не обладают. Закон — объективное отношение предметов и явлений действительности, таким образом, любой закон действует не зависимо от моделей и их сознания, поэтому все законы природы и общества носят объективный характер. Во-первых, это доказывается тем, что законы действуют независимо от того, знают о них люди или нет. Во-вторых, законы действуют независимо от того приносят они пользу или вред человеку, человек лишь способен учитывать их действие. В-третьих, если человек игнорирует действие какого-либо закона, то он рано или поздно заявит о себе. Закон есть необходимые отношения между предметами. Это значит, что любой закон действует с принудительной силой и при соответствующих условиях, в которых он действует, он обязательно заявляет о себе. Закон есть общее отношение. Это означает, что закон охватывает класс явлений, которые характеризуются действием одного и того же закона при всей самобытности каждого из этих явлений. Любой закон — это сущностное отношение. Суть состоит в том, что в законе отражается наиболее значимое в характеристике явлений, которое находится в сфере действия этого закона. Закон действует в определенных условиях и в определенном направлении. Таким образом, закон — это необходимое, общее, существенное отношение между явлениями объективного мира, которое при соответствующих условиях определяет изменение, развитие их в строго определенном направлении. Поскольку законы действуют в определенных условиях, то существует многообразие их.
Date: 2015-09-03; view: 496; Нарушение авторских прав |